Редакционная почта
169
Р.В. ШУРУПОВА, доцент И.И. МАКАРОВА, соискатель ММА им. И.М. Сеченова
В последние годы для нас стали привычными дистанционные формы обучения, автоматизированные системы контроля усвоения знаний, высокотехнологичное оборудование для презентаций, постоянно обновляемые базы данных. Все это находит отражение в формировании инновационных образовательных пространств в высших учебных заведениях. В то же время, к сожалению, сравнительно мало внимания уделяется значению личности преподавателя, без которой даже самая совершенная информационно-коммуникационная технология остается лишь инструментом. Личностное начало является тем стержнем, который определяет профессиональную позицию преподавателя.
Подготовка высококвалифицированного специалиста является очень непростой задачей: качество образовательной услуги напрямую зависит от профессионализма преподавателей, от их отношения к своей работе, к преподаваемому предмету. Именно от них, от их профессиональной компетентности зависит, как будут воспитаны и обучены молодые люди, насколько они будут активны и в какой степени смогут применить знания, полученные в период обучения. Педагог призван сориентировать студента на саморазвитие его способностей, на успехв достижении эталонов личностного развития [1].
Признавая ведущую роль преподавателя в обеспечении качества образования, необходимо также признать, что отсутствие специально и целенаправленно подготовленных для педагогической деятельности профессионалов является сегодня большой социальной проблемой. Зачастую на кафедрах работают преподаватели, имеющие специальное образование (в нашем случае - медицинское, биологическое, гуманитарное),
Качество образовательной услуги и профессионализм педагога
но не владеющие основами педагогического мастерства. Поэтому обучение строится либо по наитию (методом проб и ошибок), либо по принципу подобия (копируется стиль коллег и старших товарищей), без учета современного состояния педагогической науки и требований практики. Методологические представления преподавателей об учебной деятельности чаще всего ограничиваются педагогической ситуацией урока (лекции, семинара, практического занятия). Большинство преподавателей не готовы к внедрению педагогических технологий обучения, а это означает, что они не способны обеспечивать обратную связь с обучаемым, решать образовательные задачи системного уровня, организовывать целенаправленную учебную деятельность студентов, учить их оперированию учебным материалом.
С позиций акмеологической науки профессионала может подготовить лишь тот, кто сам является профессионалом, способным к самообразованию, самоорганизации, самоконтролю. Следовательно, необходимо научить самого преподавателя как самостоятельной работе по изучению и аккумулированию наиболее продуктивного профессионального опыта, оценке, осмыслению и реконструированию поступающей информации, так и основам педагогического мастерства. Педагог должен уметь использовать инновационные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности, разрабатывать собственные методы решения профессиональных задач. «Суть профессионализма самосовершенствования, - справедливо пишет А.А. Деркач, - заключается не только в осознании его необходимости, но и в мобилизации духовных сил на его практическую реализацию в деятельности » [2, с. 115].
В условиях модернизации отечествен-
170
Высшее образование в России • № 3, 2009
ного образования и реформирования здравоохранения возрастает роль медицинского вуза как института образования и социализации личности нового поколения специалистов. В исследованиях последних лет отмечается, что вузовская среда не предоставляет возможностей для проявления активности студента, слабо воздействует на чувства и эмоции молодого человека. Настораживает повышение уровня агрессивности у студентов. В ряду мотивов выбора профессии престижность труда врача отходит на последнее место. По нашим опросам, 30% выпускников медицинских вузов не желают работать по специальности, соответственно, имеют отличную от профессиональной программу конструирования жизненной среды.
Решение этих и других проблем, на наш взгляд, связано с педагогической составляющей гуманитарной подготовки врача в личностно-ориентированном образовании. Установка на овладение педагогическими умениями и навыками позволит актуализировать педагогическую составляющую в подготовке врача как слагаемое его профессионализма. В переводе с латинского «доктор» означает «учитель», и его задача -учить здоровью.
На необходимость педагогической подготовки врача, как известно, указывал Н.И. Пирогов в статье «Вопросы жизни» (1856). В свое время К.Д. Ушинский отмечал, что медик, историк, филолог могут принести непосредственную пользу делу воспитания только в том случае, если они не только ученые-специалисты, но и педагоги, если «педагогические вопросы предшествуют в их уме проблемам физиологии, логики, психологии ». Ту же мысль мы находим в работе В.Я. Данилевского «Врач, его призвание и образование ». Он полагал, что одного естествознания врачу недостаточно. Для выполнения своих профессиональных задач, для распознавания болезни врач должен быть знаком и с социологией, и с экономикой, и с педагогикой. А это значит, что он должен совершенствовать свое мастерство.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово «мастер» имеет несколько трактовок: ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукоделием, особенно сведущий или искусный в деле своем; признанный таким от цеха, получивший право так называться; старший во всяком ремесленном заведении.
Понятие «мастер» широко распространено в повседневной жизни и в любой сфере деятельности, включая систему образования. Педагогическое мастерство нельзя механически передать в виде готовых навыков и идеалов. Оно вырабатывается каждым педагогом индивидуально в течение всей трудовой деятельности и постоянно совершенствуется. Это трудоемкий процесс, требующий от педагога целеустремленности, воли, работы Ума и Сердца, активной жизненной позиции, а главное -личного примера, достойного подражания.
Применительно к педагогике мастером можно назвать того, кто не только в совершенстве владеет своей специальностью, но и способен связать воедино теорию и практику, нестандартно изложить аудитории сведения, относящиеся к конкретной области знания, сориентировать своих питомцев на высшие духовные ценности, выявить и развить у них способности и лучшие человеческие качества.
Педагогика связана с выбором методов воздействия на учащегося в зависимости от целей, заложенных в процесс обучения, и с учетом возрастных категорий учащихся. Своя специфика существует в семейном воспитании, в дошкольных учреждениях, в общеобразовательной, средней профессиональной и высшей школах.
Каких бы высот ни достигла наука, как бы ни переоснащалась технически система образования, педагог был и остается ее центральной фигурой. От уровня его компетенции зависит успех обучения учащейся молодежи, ее мировоззренческие установки. Внедряемые инновационные технологии - лишь подспорье в этой работе. Пре-
Редакционная почта
171
увеличивать их роль - значит не до конца понимать предназначение системы образования как социального института.
Педагогика - специфический вид деятельности, отличающийся от научной работы. Известный историк В.О. Ключевский подчеркивал: «Педагоги-преподаватели ведут речь не о научных, а о педагогических целях и должны различать методы школьного преподавания; те и другие - не одно и то же, и последние даже сложнее первых, потому что должны соображаться не только с изучаемым материалом, но и с обучаемым персоналом. Преподаватель обращается не к изучаемому предмету с целью познать его, а к воспринимающему мышлению с целью передать ему готовое познание, и передать не механически, как перекладываются вещи с места на место, а как свеча зажигается от другой, со всеми последствиями горения, светом и теплом» [3, с. 343].
Такая задача под силу только творческим личностям, мастерам своего дела. В отличие от них среди педагогов еще встречаются «люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают» [3, с. 24]. Чем меньше их и им подобных будет в высшей школе, тем больше она будет соответствовать своему предназначению.
Несколько слов о мотивах деятельности педагога с социологической позиции.
Рассматривая фундаментальные особенности профессии преподавателя высшей школы, Т. Парсонс и Н. Сторер отмечают, что «мотивация деятельности преподавателя вуза во многом иная, нежели просто получение платы за оказанные услуги. Весьма важным стимулом для него (и это подтверждают данные социологических исследований) является профессиональное признание коллег, тех, кто способен оценить его интеллектуальные усилия и компетентность. Это служит и условием сохранения автономии преподавательской профессии, и средством внутреннего контроля и саморегулирования» [4, с. 28]. А это значит, что необходимо всячески поддерживать такое, отнюдь не социоэкономическое, самосознание преподавателя высшей школы.
Литература
1. См.: И.Н. Денисов, Н.В. Чебышев, И.И. Ко-
сарев, И. А. Вальцева. Мастерство преподавателя медицинского вуза. М.: ММА, 1993. 178 с.
2. Деркач А.А. Акмеологические стратегии
развития. М.: РАГС. 2006.
3. Ключевский В.О. Афоризмы. Историчес-
кие портреты и этюды. Дневники. М.: Мысль, 1993. 415 с.
4. Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисципли-
на и дифференциация наук // Научная деятельность: структура и институты / Пер. с англ. Л.А. Седова, М.К. Петрова, А.П. Огурцова. М.: Прогресс, 1980.
g