УДК 371
Grechko A.A., postgraduate, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS IN ENSURING A POSITIVE ATTITUDE TOWARDS THE MILITARY SERVICE OF STUDENT YOUTH. The author ascertains the need to optimize pre-university preparation of schoolchildren for admission and studies in military educational institutions. A system of requirements for the contents of pre-university training of potential applicants is presented. The substantive directions of pre-university training are determined. The author theoretically justifies the expediency of organizing pre-uni-versity training in the system of additional education. The author concludes that the most effective training of pupils in developing military and professional educational programs can be carried out in the system of additional education. Socio-pedagogical potential of additional education is to strengthen the capacity of an individual, starting helping to identify his or her life plans, substantive orientation in basic activities, taking into account the interests and abilities.
Key words: preparation for entering military universities, requirements for pre-university training, directions for pre-uni-versity training, substantive tasks of pre-university training.
А.А. Гречко, аспирант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар,
E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ПОСТУПЛЕНИЮ И УЧЕБЕ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Автором констатирована необходимость оптимизации довузовской подготовки школьников к поступлению и учебе в военно-профессиональных учебных заведениях. Представлена система требований к содержанию довузовской подготовки потенциальных абитуриентов. Определены содержательные направления довузовской подготовки. Теоретически обоснована целесообразность организации довузовской подготовки в системе дополнительного образования. Автор делает вывод о том, что наиболее эффективно подготовка школьников к освоению военно-профессиональных образовательных программ сегодня может быть осуществлена в системе дополнительного образования. Социально-педагогический потенциал дополнительного образования заключается в усилении стартовых возможностей личности, содействии определению ее жизненных планов, в предметной ориентации в базисных видах деятельности с учетом интересов и способностей.
Ключевые слова: подготовка к поступлению в военные вузы, требования к довузовской подготовке, направления довузовской подготовки, содержательные задачи довузовской подготовки.
Быстро меняющиеся военные технологии, непрерывный рост информационных потоков, повышение сложности и увеличение объема содержания военно-профессионального образования определяют необходимость в довузовской подготовке школьников к освоению профессиональных образовательных программ ввузов. Известно, что целью довузовской подготовки является формирование предметной (специальной) компетентности школьников, их готовности к продолжению образования на следующем уровне [1 и др.]. Среди задач, обеспечивающих достижение указанной цели, называют следующие: углубленная предметная подготовка по циклу дисциплин; ранняя профессиональная ориентация, подготовка к осознанному выбору профессии; подготовка к эффективному, самостоятельному и творческому обучению в вузе [2 и др.].
Для решения данных задач необходимо научное обоснование направлений и содержания довузовской подготовки, а также определение наиболее эффективных форм ее организации. Это, в свою очередь, зависит от сущности, содержания, миссии той профессиональной деятельности, к освоению которой в высшей школе будет осуществляться довузовская подготовка [3 и др.]. Обобщим последовательность выявленных требований к ВС и производных от них требований к военному образованию, к офицерам, абитуриентам военных вузов и к системе довузовской профессионально-ориентированной подготовки:
1. Требования к ВС РФ: способность осуществлять стратегическое сдерживание; высокая боевая и мобилизационная готовность; стратегическая мобильность; высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность; высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом [4; 5; 6 и др.].
2. Требования к офицерскому составу ВС РФ: способности вести аналитическую работу, обеспечивать осуществление боевых и миротворческих операций; развитое оперативное и стратегическое мышление; высокая методическая, социально-экономическая, нравственная подготовка; высокие морально-нравственные качества; умение работать с людьми и управлять ими и др. [4; 5; 6 и др.].
3. Требования к военно-профессиональному образованию: прогностический характер обучения; освоение курсантами необходимого объема профессионально важных знаний, умений и навыков; рациональное сочетание обучения и самоподготовки, интенсификация обучения; морально-психологическая подготов-
ка, в том числе: развитие профессионально-значимых и личностных качеств, патриотическое воспитание; усиленная физическая подготовка курсантов; собственно военная (боевая) подготовка и др. [7 и др.].
4. Требования к абитуриентам вузов системы ВС РФ: готовность к освоению военно-профессиональных образовательных программ; сознательный выбор военной профессии; высокие морально-нравственные качества личности; необходимый уровень базовой общеобразовательной подготовки; достаточный уровень физической подготовки и др. [8 и др.].
5. Требования к системе довузовской подготовки: формирование предметной (специальной) компетентности школьников и их готовности к продолжению военно-профессионального образования, обеспечивающиеся углубленной предметной подготовкой по циклу дисциплин; подготовкой к эффективному обучению в вузе (развитие необходимых для этого качеств и способностей); профессиональной ориентацией, подготовкой к осознанному выбору профессии; дополнительной физической подготовкой (в соответствии с требованиями к физической подготовленности курсантов военно-учебных заведений); начальной военной подготовкой.
Таким образом, можно сказать, что в системе довузовской подготовки к поступлению и учебе в военно-профессиональных учебных заведениях у школьников необходимо формировать морально-психологическую, интеллектуальную и физическую (в том числе, специальную) готовность к освоению военной профессии. Это обусловливает следующие основные направления педагогической деятельности:
- морально-психологическая подготовка - должна быть направлена на формирование не только позитивного отношения к военной службе, но и стремления стать военным [9] с тем, чтобы иметь возможность защищать свою Родину. На наш взгляд, её интегративным элементом является формирование военно-профессиональной направленности личности учащихся, что предполагает следующее содержание морально-психологической подготовки: военно-профессиональная ориентация; формирование устойчивой положительной мотивации к военной службе; военно-патриотическое воспитание; развитие профессионально значимых психологических качеств и способностей
- интеллектуальная подготовка - сопряжена как с развитием системы знаний, умений и навыков, так и с развитием умственных способностей. Поэтому довузовская интеллектуальная
подготовка должна включать: углубленную предметную подготовку по циклу профилирующих для военных вузов дисциплин; специальную (военную) теоретическую подготовку; подготовку к эффективному обучению в вузе (развитие интеллектуальных умений, творческого мышления, самостоятельности, способности к саморазвитию и потребности в этом, компьютерной грамотности и т. п.) [10; 11 и др.];
- физическая подготовка - предполагает формирование физической готовности к учебе в военных вузах и к осуществлению военно-профессиональной деятельности; она должна включать как общую, так и специальную физическую подготовку [12 и др.]. В ее процессе необходимо: осуществлять развитие профессионально значимых двигательных способностей и физических качеств; повышать устойчивость организма к физическим нагрузкам и воздействию неблагоприятных факторов; содействовать военно-патриотическому и нравственному воспитанию учащихся; обучать основам физического самосовершенствования и самоконтроля.
- военная подготовка - должна включать теоретический и практический аспекты и может осуществляться в рамках морально-психологической (профессиональная направленность), интеллектуальной (специальные знания, умения и навыки) и физической (военно-прикладная физическая подготовка) довузовской подготовки.
Библиографический список
На наш взгляд, наиболее эффективно подготовка школьников к освоению военно-профессиональных образовательных программ сегодня может быть осуществлена в системе дополнительного образования. Социально-педагогический потенциал дополнительного образования заключается в усилении стартовых возможностей личности, содействии определению ее жизненных планов, в предметной ориентации в базисных видах деятельности с учетом интересов и способностей. При этом главный культурный смысл системы дополнительного образования состоит в том, что она обеспечивает и максимальное удовлетворение потребностей и интересов личности, и полное соответствие государственным и общественным требованиям к результатам подготовки. Это, учитывая все вышесказанное, позволяет предполагать возможность достижения следующих результатов довузовской подготовки школьников: осознанного стремления получить высшее военное образование; способности поступить и эффективно учиться в военном вузе; готовности качественно осуществлять военно-профессиональную деятельность по окончании учебного заведения. Эти пункты определены нами как основные задачи довузовской подготовки школьников к поступлению и учебе в военных вузах, обусловливающие содержание образовательного процесса.
1. Бабаева Н.М., Коротков С.А., Раков В.А.К вопросу о психологической службе в системе довузовского образования. Современный этап модернизации российского образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2004: 50 - 52.
2. Деянова Л.Г., Маркова О.Ю., Долженко Л.М. О роли довузовской подготовки в совершенствовании системы образования. Современный этап модернизации российского образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2004: 64 - 66.
3. Гусев В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования: монография. В.В. Гусев. Орёл: ВИПС, 1997.
4. Алехин И.А. История военного образования в России XVIII - начала ХХ веков. И.А. Алехин. Право и образование. 2004; 6: 200 - 209.
5. Военная психология и педагогика: учебное пособие. Под редакцией П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. Москва, 1998.
6. Образцов П.И. Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие. Орёл, 2004.
7. Шевцов В.В. Перов А.Н. Формирование военно-профессиональной пригодности учащихся кадетских классов: состояние и перспективы. Современный этап модернизации российского образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2004: 103 - 105.
8. Фомин А.В. Типология курсантов военных вузов: мотивационный срез. Современные проблемы науки и образования. 2015; 2-1. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21179
9. Щербович В.А. Физическая подготовка граждан, находящихся в запасе, к военной службе по контрактую. Майкоп, 2005.
10. Алиев Ю.Б. Богин В.Г., Журавлев И.К. Прогностическая концепция целей и содержания образования. Москва, 1994.
11. Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования. Высшее образование России. 1996; 2: 34 - 37.
12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва, 2000.
References
1. Babaeva N.M., Korotkov S.A., Rakov V.A.K voprosu o psihologicheskoj sluzhbe v sisteme dovuzovskogo obrazovaniya. Sovremennyj 'etap modernizaciirossijskogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2004: 50 - 52.
2. Deyanova L.G., Markova O.Yu., Dolzhenko L.M. O roli dovuzovskoj podgotovki v sovershenstvovanii sistemy obrazovaniya. Sovremennyj 'etap modernizacii rossijskogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2004: 64 - 66.
3. Gusev V.V. Upravlenie kachestvom podgotovki voennogo specialista: opyt sistemnogo modelirovaniya: monografiya. V.V. Gusev. Orel: VIPS, 1997.
4. Alehin I.A. Istoriya voennogo obrazovaniya v Rossii HVIII - nachala HH vekov. I.A. Alehin. Pravo i obrazovanie. 2004; 6: 200 - 209.
5. Voennaya psihologiya ipedagogika: uchebnoe posobie. Pod redakciej P.A. Korchemnogo, L.G. Lapteva, V.G. Mihajlovskogo. Moskva, 1998.
6. Obrazcov P.I. Kosuhin V.M. Didaktika vysshej voennoj shkoly uchebnoe posobie. Orel, 2004.
7. Shevcov V.V. Perov A.N. Formirovanie voenno-professional'noj prigodnosti uchaschihsya kadetskih klassov: sostoyanie i perspektivy. Sovremennyj 'etap modernizacii rossijskogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2004: 103 - 105.
8. Fomin A.V. Tipologiya kursantov voennyh vuzov: motivacionnyj srez. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 2-1. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21179
9. Scherbovich V.A. Fizicheskaya podgotovka grazhdan, nahodyaschihsya v zapase, k voennoj sluzhbe po kontraktuyu. Majkop, 2005.
10. Aliev Yu.B. Bogin V.G., Zhuravlev I.K. Prognosticheskaya koncepciya celejisoderzhaniya obrazovaniya. Moskva, 1994.
11. Antonova S.G. Informacionnaya kul'tura lichnosti. Voprosy formirovaniya. Vysshee obrazovanie Rossii. 1996; 2: 34 - 37.
12. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva, 2000.
Статья поступила в редакцию 20.11.17
УДК 371.4
Dmitriyeva E.V., teacher-psychologist, Public budgetary educational institution of high comprehensive school No. 520 of Kolpino
District of St. Petersburg (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATION OF GOODWILL IN SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY. In the article goodwill education is proved and considered as the integrative personal quality, which defines aspiration to implementation of activity on the basis of good value (good deeds and benevolent relations) and includes set of the following qualities: kindness (understanding and acceptance of doing good as a vital value, aspiration to doing good things to people); mercies (aspiration to help people, who are