Т. М. Алимова
КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ
Работа представлена кафедрой педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент В. В. Лезина
В статье обозначаются качественные характеристики высшего профессионального образования в Северокавказском регионе, обусловленные современным этапом образовательной политики в сфере высшей школы.
The article describes qualitative characteristics of higher vocational education in the North Caucasus region, stipulated by the modern stage of educational policy in higher education.
Современный этап образовательной политики в сфере высшей школы базируется на создании полнокомплектной региональной системы высшего профессионального образования и территориально-отраслевых структур управления этой системой.
Согласно закону Российской Федера-ции «Об образовании» и типовому положению о высшем учебном заведении, основными видами высших учебных заведе-
ний являются университет, академия, институт, колледж. Ступени высшего профессионального образования соответствуют специальностям: «бакалавр» (срок обучения не менее четырех лет), «дипломированный специалист» (срок обучения не менее пяти лет), «магистр» (срок обучения не менее шести лет).
Общий прием по специальностям соответствует следующим показателям: инженерные - 40%, экономические - 26%, гу-
26 1
манитарные - 19%, педагогические - 8%, медицинские - 3%, сельскохозяйственные - 4%.
Высшее профессиональное образование финансируется как за счет федерального бюджета, так и на платной основе. С 1998 по 2003 гг. прием студентов на бюджетной основе в государственные вузы на Северном Кавказе увеличился почти на 16%. Наибольшая забота о получении высшего образования на бюджетной основе проявляется в республиках: Северная Осетия -Алания, Карачаево-Черкесия и Адыгея. Здесь на бюджетной основе обучаются соответственно 83,6, 80,6, 72,4% студентов. В Республике Северная Осетия - Алания у выпускников средних школ шансы получить высшее образование на бюджетной основе в 2,2-2,6 раза больше, чем в Ставропольском и Краснодарском краях. В то время как на бюджетной основе в республике Северная Осетия - Алания обучаются 299 студентов на каждые 10 тыс. человек, в Краснодарском крае - только 105, в Ставропольском крае - 137. Однако эти территории лидируют по числу бюджетного и платного образования.
В сфере государственных образовательных учреждений отмечается тенден-ция на увеличение общей численности профессорско-преподавательского состава относительно доли молодых препода -вателей. За последние годы средний возраст преподавателей стабилизировался на уровне 47,2-47,3 года. Анализ должностной структуры штатного профессорско-преподавательского персонала показывает, что превалирует число преподава-телей, занимающих должности ассистента, преподавателя и старшего преподава -теля (их доля составляет 65,1% против 42,6% в целом по Российской Федерации), в то же время мала доля преподавателей на должности профессоров в составе кафедр (2,8% против 8,1% в целом по Российской Федерации).
В последние годы в Северо-Кавказском регионе наблюдается активное развитие частной инициативы в образовательной
сфере и широкая экспансия вузов из крупных образовательных центров Российской Федерации. Формирование и развитие разветвленной сети учреждений высшего профессионального образования в регионе -объективный процесс, продиктованный реалиями социально-экономических преобразований современного общества, нацеленный на развитие доступности высшего образования, академической и образовательной мобильности. Молодые люди желают получать качественное образование по месту жительства, минимизируя тем самым свои финансовые расходы на переезд и проживание в крупном мегаполисе. При этом ведется подготовка не просто специалистов высокой квалификации, но и профессионалов, хорошо знающих особенности региона, его исторические, социальные и культурные традиции. Более того, с развитием сети филиалов крупных вузов высшее образование становится доступнее, так, средний конкурс в государственные и негосударственные учебные учреждения Кавказ -ских Минеральных Вод составил в 2004 г. около 1,26 человека на место. Как следствие, спрос на высшее образование на Северном Кавказе стабилен и имеет определенную тенденцию к росту.
Однако при формировании сети филиалов и негосударственных вузов они ориентируются не только на реальные потребности регионального рынка труда и реалии демографической ситуации, но и на платежеспособный спрос, формирующийся в первую очередь соображениями престижности. Не всегда на должном уровне находится и взаимодействие этих учебных заведений с муниципальными органами власти. Филиалы и негосударственные вузы работают в сложных условиях малочисленности контингента учащихся, ограничения платежеспособного спроса. Образовательная ситуация такова, что полноценно функционировать и развиваться, особенно в связи с формированием конкурсной системы заказов на подготовку специалистов, могут только крупные, сильные филиалы
и негосударственные вузы, обеспечивающие высокое качество образования.
Мы согласны с мнением Ю. С. Давыдова1 , что развитие негосударственного высшего образования должно быть жестко регулируемым со стороны государства с целью обеспечения достаточного количества предоставляемых образовательных услуг, так как это касается национальных интересов. Частное высшее образование долж-но заполнять ниши, имеющиеся в государственном высшем образовании, а не дублировать его в ухудшенном варианте.
В целом же региональная проблематика как государственных, так и негосударственных вузов сводится к вопросам обновления содержания и структуры образования.
Недостатком является несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей. На региональный рынок труда выходят профессионально необученные и недоучившиеся молодые люди. Их квалификационный уровень удовлетворяет тех руководителей, на предприятии которых эксплуатируют устаревшие технологии и оборудование. Большинство же работодателей ориентируется на кадры, владеющие несколькими смежными профессиями или специальностями, способные к профессиональной мобильности. Результаты проведенного нами в июле 2004 г. опроса показали, что 69,8% руководителей предприятий первого типа (завод «Импульс», г. Пятигорск, Завод синтетических красителей, г. Невиномысск) удовлетворены уровнем квалификации молодых специалистов, в то время как во второй группе (Завод по разливу мине-ральных вод, г. Ессентуки, пищевое предприятие «Байсад», г. Кисловодск, производственное объединение «Азот», г. Невиномысск) - только 32,4%.
Основным условием работодателей остается высокий уровень общетехнической и специальной подготовки. Однако выдвигаются и новые требования: глубокие знания в области экономики, электронно-вычислительной техники, психологии, соци-
ологии, права, экологии, иностранных языков и др.
Опрос старшекурсников филиала Российского университета дружбы народов (г. Ессентуки) в сентябре 2004 г. отразил подобную картину. На недостаток экономических знаний указывают 62,4% опрошенных. Студенты изучают преимущественно общую экономику (мировая экономика, история экономических учений). Современное же производство требует широких знаний менеджмента, маркетинга, налогообложения, стратегического планирования.
Северокавказские предприятия заинтересованы в укреплении связей с зарубежными фирмами. В связи с этим возникает потребность в специалистах инженерно-технического профиля, владеющих английским, арабским, турецким, немецким языками. Согласно данным кафедры иностранных языков Кисловодского гуманитар но-технического института, 11,6% старшекурсников не владеют иностранным языком, 81,4% - читают и переводят со словарем, 5,1% - могут объясняться, 1,9% - владеют свободно.
Не менее важна, с точки зрения работодателей, подготовка молодого специалиста к работе с людьми, к осуществлению им распорядительных функций. Однако, как показали результаты проведенного в октябре 2004 г. опроса студентов пятого курса Пятигорской фармацевтической академии, лишь каждый шестой опрошенный считает себя подготовленным для руководящей работы, 65,8% признали себя «частично подготовленными», 17,8% - «не готовыми к такой работе». Из этого следует, что для будущих руководителей, организаторов производства недостаточно получен -ных в вузе знаний.
Еще одним недочетом в работе северокавказских вузов является отсутствие у молодых специалистов практических навыков по полученной профессии. Государственный образовательный стандарт определяет прохождение 16-недельной практической работы, распределенной по всем годам
обучения. После первого курса студенты должны ознакомиться со структурой конкретного предприятия, функциональными обязанностями структурных подразделений, конкретных должностей. Далее установлена сквозная программа практики, усложняющаяся от курса к курсу. Это позволяет не только выработать определенные умения и навыки, но и выполнять курсовые задания с привлечением практического опыта конкретного предприятия, фирмы. Успешной организации практики способствует заключение договоров с предприятиями как традиционного, так и инновационного типов.
Однако в реальности, в связи с экономическим кризисом 1990-х гг., банкротством ряда предприятий, база практик сократилась на 50-80%. Вопросы прохождения практики сегодня решаются на уровне личных контактов. Для большинства обучающихся исчезла возможность практического освоения специальности на должном уровне. В более выгодной позиции оказываются студенты, учащиеся по договорам, хотя навыков руководящей или инженерной работы не получают и они. Как правило, практика ограничивается изучением документов, экскурсиями и т. д. Остальные проходят практику на предприятиях, где работают родители, знакомые и т. д. В таком случае студентов определяют на любую должность (чаще всего по имеющейся рабочей профессии), многие практикуются на выпускающей кафедре. Итак, прохождение практики - серьезная проблема для вузов. Поэтому так важна коорди-нация действий Комитетов образования, науки и молодежной политики, других региональных структур и высших учебных заведений.
В связи с этим следует упомянуть об отсутствии системы распределения выпускников, обеспечивающей их гарантированное трудоустройство и социальные гарантии. Потеряна годами советской действительности формировавшаяся клиентура заказчиков, разорваны связи с отраслевы-
ми организациями, увеличивается переход от разработки до внедрения новых технологий. Взаимодействие с предприятиями, как и в предыдущем случае, основывается на личной инициативе отдельных руководителей учебных заведений и преподавателей.
В ином варианте, когда связи с предприятиями вузом нарабатываются, нередки случаи отказа выпускников от предложений работодателей из-за низкой заработной платы специалистов. Отвечая на вопрос о том, чем, с их точки зрения, привлекательно то или иное предприятие, студенты вышеобозначенных вузов, где нами проводился опрос, называли прежде всего такие факторы, как возможность дополнительного заработка, высокая зарплата, предоставление жилплощади. Интересная работа, перспективы профессионального роста отводились ими на второй план. Такая позиция выпускников вузов внушает опасения относительно отсутствия у них творческого подхода к будущей профессии.
Эта проблема распространяется и на преподавательский состав вузов. В настоящее время у научно-педагогических кадров одна из самых низких заработных плат в регионе. Это провоцирует снижение общественного статуса ученого-педагога, снижение уровня научно-методической работы (отказ от использования современных методов и технологий обучения, разработок учебно-методической литературы, написания учебников). В основе этого отрицательного фактора - недостаточное государственное финансирование вузов.
Однако следует заметить, что в последние годы наметился позитивный сдвиг в сфере развития науки. Создание в 1993 г. отделений Российской академии образования (среди них - Южное отделение РАО) позволило сосредоточить внимание на региональных проблемах развития науки, решать задачи интеграции научных поисков и внедрения их в образовательную практику. Управление в Северо-Кавказском регионе происходит путем создания научно-образовательных центров. В их чис-
ле: Международный научный центр по гуманизации образования в г. Сочи (руководитель - академик РАО А. Н. Берулава), Региональный научный центр «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» в г. Пятигорске (руководитель -член-корреспондент РАО Ю. С. Давыдов), Региональный научный центр «Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности» в г. Ростове-на-Дону (руководитель - академик РАО Е. В. Бондаревская), региональный центр глобального образования в г. Ростове-на-Дону, Дагестанский региональный центр по исследованию проблем национального образования в г. Махачкале (руководитель - член-корреспондент РАО О. А. Омаров), авторская школа - лаборатория академика РАО М. П. Щетинина в с. Гекос Краснодарского края.
Южное отделение РАО поддерживает связи с научными учреждениями ближнего (Украина, Белоруссия) и дальнего (Германия, США, Болгария) зарубежья. Создаются основания для выполнения кросскультур-ных образовательных проектов. Реальные условия для этого возникли в связи с созданием по инициативе Северо-Кавказского региона и Приднестровского государственного университета общественной педагогической структуры - Международной славянской академии образования (МСАО).
К числу исследовательских лабораторий, действующих в Северо-Кавказском регионе, относятся созданные на базе инновационных образовательных учреждений Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону лаборатории, разрабатывающие проблематику личностно ориентированных процессов, лаборатория сравнительной педагогики при Государственном лингвистическом университете (г. Пятигорск), лаборатория глобального образования при Дагестанском педагогическом университе-
те (г. Махачкала). Опытно-экспериментальная работа проводится в тесном сотрудничестве с органами образования. Ее результаты ежегодно представляются на районных и городских конференциях.
Интернет-технологии находят все более широкое применение в учебном процессе многих вузов Северного Кавказа. К 2000 г. завершилось формирование Южной зоны Интернета, которая охватывает все края, области и республики Южного федерального округа. «Точками роста» информационных технологий служат Ростовский, Кубанский, Ставропольский государственные университеты.
Продолжается эксперимент по единому государственному экзамену (ЕГЭ). По признанию педагогического сообщества эксперимент показал, что:
1) единый государственный экзамен является объективной формой оценки работы ученика, учителя и школы;
2) система единого государственного экзамена расширяет доступность высшего образования для детей из отдаленных территорий Северного Кавказа, создает равные возможности для детей из сельской местности, которые не могут заниматься на платных курсах.
Вместе с тем для полномасштабного введения единого государственного экзамена предстоит не только отработка объективных технологий его проведения и совершенствование контрольно-измерительных материалов. В. В. Путин подчеркнул, что «единый государственный экзамен - это шаг в правильном направлении, но он не решает всех вопросов поиска способной молодежи». Поэтому в ближайшее время предстоит существенно дополнить систему единого государственного экзамена, что позволит расширить прием в вузы без экзаменов или вне конкурса талантливой молодежи.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Давыдов Ю. С. Власть культуры в университете. Пятигорск; М., 2004. С. 208.