ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №2(20)
УДК 338.121
ВЫСШАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
© Г.И.Ибрагимов
В статье раскрываются основные признаки экономики знаний и их влияние на развитие высшей школы России, выделены две группы тенденций развития современной высшей школы - общесистемные и внутрисистемные.
Ключевые слова: экономика знаний, высшая школа, система высшего образования, федеральный университет, национальный исследовательский университет, корпоративный университет.
В современных условиях во всех сферах жизнедеятельности происходят радикальные изменения, которые коренным образом влияют на повышение роли образования вообще и высшего образования в частности. Как отмечает академик РАО А.М.Новиков [1], эти изменения связаны со стремительным переходом человечества в совершенно новую эпоху своего развития, которую называют по-разному: информационное общество, общество знаний, общество услуг, а новую экономику соответственно называют инновационной экономикой или экономикой знаний.
Специалисты (Д.Белл, Л.Д.Рейман и др.) выделяют следующие особенности экономики знаний: роль ведущего сектора занимает сфера услуг (организация и управление, информатика и телекоммуникации, наука, образование, здравоохранение и т.п.); стремительность перемен, быстрое устаревание технологий, маркетинговых идей и профессий; проникновение Интернета во все сферы экономики, доминирование в ее структуре наукоемких, информационноемких, инновационных отраслей; доминирующая роль в профессиональной структуре ученых, интеллигенции, "технического класса" как носителей знания; становление информации источником стоимости, а образования и квалификации - фактором власти; ожесточение конкуренции, обусловленное свободным доступом к информации в условиях интернетизации и глобализации; появление нового класса деловой элиты - нетокра-тии [2] и т.д.
Переход к "экономике знаний" означает, что новыми источниками благосостояния становятся знания и коммуникация в значительно большей мере, чем природные ресурсы и физический труд, характерные для индустриального общества. Индустриальное общество исторически было ориентировано на нацию и сосредотачивало свое внимание на материальных ценностях - заводах и оборудовании. Информационное общество, напротив, развиваясь в рамках процесса глобализа-
ции, делает акцент на интеллектуальном капитале - знании и людях, которые его производят. Вот почему экономика знаний требует более высокого уровня знаний и навыков, чем индустриальное общество.
Жизненный успех, профессиональная карьера человека в инновационной экономике определяются не столько набором полученных в вузе знаний и умений решать стандартные задачи, действовать в ситуациях с заранее определенными данными, сколько творческим потенциалом личности, ее умениями вскрывать проблемы, находить нетрадиционные пути их решения, работать в команде, способностью обрабатывать, структурировать огромные массивы информации и другими ключевыми компетенциями. Для общества и будущих специалистов важно, чтобы уже в стенах учебного заведения студенты осваивали и овладевали компетенциями, востребованными инновационной экономикой. Анализируя содержание понятия "образованность" в постиндустриальном обществе, А.М.Новиков пришел к выводу, что образованность сводится к шести группам способностей: общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать, творить [1].
Особая ставка на высшую школу в инновационном развитии экономики России обусловлена рядом обстоятельств: совпадением и единством главных задач, стоящих перед высшей школой с объективными потребностями обновляемой экономики; сосредоточенностью в ней значительной доли ученых (по некоторым данным, до 80% ученых работают в вузах); равномерностью расположения вузов на территории России, что создает основу для соответствующего развития инновационной инфраструктуры в различных видах и формах (технопарки, инновационно-технологические центры и др.); ведущей ролью высшей школы в подготовке кандидатов и докторов наук.
Однако для того, чтобы высшая школа могла успешно готовить специалистов к работе в усло-
виях инновационной экономики, она сама должна стать инновационной. В этой связи актуализируется проблема выявления и анализа основных тенденций развития высшей школы России на современном историческом этапе. Наш анализ проблемы позволяет выделить две группы тенденций - общесистемных (касающихся всей системы высшего образования) и внутрисистемных (охватывающих те или иные ее компоненты).
Среди общесистемных тенденций развития системы высшего образования следует выделить такую, как интеграция (укрупнение) и диверсификация сети учебных заведений, предлагающих программы высшего образования. Она проявляется прежде всего в формировании сети федеральных университетов. В 2006 году было создано два федеральных университета (Южный и Сибирский), а в октябре 2009 года вышел указ Президента РФ о создании еще нескольких - Северного, Приволжского, Уральского и Дальневосточного федеральных университетов. Целью их создания является развитие системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений с экономикой и социальной сферой федеральных округов. В развитии федеральных университетов предполагается активное участие не только государства, но и бизнеса и региональных властей. В силу того, что в структуру федеральных университетов (по опыту Южного и Сибирского) входят вузы гуманитарного и технического профилей, они смогут обеспечивать большинство потребностей региона и его предприятий в соответствующих специалистах. Возникнут реальные возможности для оптимизации государственных расходов на подготовку специалистов и одновременно для привлечения средств бизнеса в систему высшего профессионального образования.
Интересный механизм интеграции с бизнес-сообществом используется в Южном федеральном университете. Модель взаимодействия "бизнес-сообщество - ЮФУ" выражается в формировании фонда целевого капитала, который становится необходимым звеном, обеспечивающим механизм подобного взаимодействия. К созданию этого фонда привлекается Союз работодателей Ростовской области, объединивший около 3 тысяч предприятий области, и торговопромышленная палата, насчитывающая около 650 членов во главе с администрацией области и министерствами, которые способны активизировать процесс координации и регулирования механизма взаимодействия [3]. Использование такого механизма взаимодействия высшей школы
и бизнес-сообщества позволит решить не только проблемы обеспечения (материального, финансового, кадрового, научно-методического и др.) процесса подготовки специалистов, но и качества его результата в виде компетентного выпускника, готового к решению конкретных профессиональных задач, отличающегося ответственностью и т.п.
Наряду с федеральными университетами в России формируется сеть национальных исследовательских университетов, которые также будут иметь приоритетное государственное финансирование. Результатом этих процессов станет формирование в России новой системы высшего образования, в которой будут выделяться две группы вузов. Первая группа включает ряд элитных учебных заведений, число которых будет исчисляться, по мнению министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко, несколькими (от двух до четырех) десятками (федеральные и национальные исследовательские университеты, МГУ им.М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский гос-университет и др.). Вторая группа будет включать в себя все остальные вузы.
В рамках диверсификации учебных заведений имеет место уже заметно выраженная тенденция расширения сети учебных заведений, предоставляющих высшее образование, связанная с формированием корпоративных университетов, оказывающих услуги сотрудникам своих компаний. Практически на каждом крупном предприятии имеются структуры или элементы корпоративного обучения, растет число корпоративных университетов (на сегодняшний день их насчитывается уже около тридцати) [4]. Некоторые из них значительно превосходят уровень традиционных вузов в методике преподавания, качестве разработки учебных планов и системе оценивания.
Конкуренцию традиционным вузам составят также и иностранные университеты, такие, например, как Британский открытый университет (ЛИНК). В этой связи ряд коммерческих вузов столкнется с проблемой выживания, увеличится число закрывающихся вузов, возникнут новые лидеры и новая шкала популярности высших учебных заведений.
Глобализация высшего образования в современном мире и развитие виртуальных вузов может привести к появлению нового типа глобальных университетов, существующих вне национальных границ. Это, в свою очередь, приведет к значительно большей индивидуализации обучения, возрастанию роли самостоятельной работы студентов.
Экономика знаний требует не только высокого уровня образования, но и постоянного, неоднократного обучения, повышения квалификации в течение всей жизни. Объясняется это тем, что знания очень быстро обновляются, причем частота пополнения знаний возрастает с течением времени. Ответом на эти вызовы может стать, по мнению экспертов, переход от "обучения на всякий случай" к "своевременному обучению". Они считают, что все большее место будет занимать краткосрочное обучение, т.е. обучение именно в то время, когда оно необходимо человеку, и рынок именно такого образования будет развиваться быстрее, приобретая международный характер
[5].
Вторая общесистемная тенденция - коммерциализация высшего образования. Она выражается, во-первых, в том, что доля негосударственного сектора в образовании растет. Сегодня более 60% студентов получают образование на платной основе, с учетом членов их семей это затрагивает в экономическом смысле пятую часть населения страны [6: 16]. Во-вторых, в государственных вузах имеет место рост удельного веса студентов, обучающихся на договорной основе. Так, если по данным Госкомстата в 1997 году в госвузах (578 единиц) России обучалось 3046,5 тыс. студентов, то в 2007 году их число составило 6208,4 тыс. человек (уже в 658 госвузах). Рост числа студентов - более чем в 2 раза. Преимущественно этот рост произошел за счет студентов, обучающихся на договорной основе (в 1997 году их было - 474,4 тыс. человек, а в 2007 году -3276,8 тыс. человек, в то время как число студентов, обучающихся на бюджетной основе выросло с 2572,1 тыс. чел. в 1997 г. до 2931,7 тыс. чел. - в 2007 году). Что же касается преподавателей, то их количество увеличилось за этот период в 1,34 раза. Если в 1997 году в госвузах работало 233,5 тыс. штатных ППС (в т.ч. 133,3 тыс -с учеными степенями), то в 2007 году - 313,6 тыс.чел (184,4 - с учеными степенями). Расчеты показывают, что если в 1997 году соотношение "преподаватель - студент" составляло 1: 13, то в 2007 году - уже 1: 20.
В-третьих, коммерциализация проявляется в том, что вузам теперь официально разрешено создавать в своей структуре малые предприятия. Это означает постепенное смещение акцентов с образовательной и научной деятельности на производственно-образовательную и производственно-научную. Можно предположить, что в перспективе малые предприятия при вузах могут стать одним из механизмов практической подготовки студентов, ее приближения к запросам рынка. В то же время существует опасность
снижения фундаментальности высшего образования.
Под внутрисистемными тенденциями развития высшего образования мы имеем в виду те изменения, которые происходят в отдельных компонентах образовательного процесса - целях, содержании, технологиях образования или их совокупностях, условиях протекания образовательного процесса (кадровых, организационных и др.).
Пересмотр целей высшего образования с передачи знаний на формирование ключевых компетенций. В информационном обществе ценится не то, что ты можешь вызубрить и переписать на контрольной работе или пересказать на экзамене, а то, что умеешь делать в конкретных жизненных обстоятельствах, учитывая, что они постоянно меняются на фоне ускоренного темпа роста знаний в эпоху Интернета. Преподаватели каждой выпускающей кафедры должны знать, что будет уметь делать выпускник с той или иной специальностью по окончании вуза. Вузы должны ориентироваться на обучение студентов не только воспроизводить выученный материал, но и анализировать, интерпретировать новый, незнакомый. Это означает, что учебные цели не должны сводиться к перечню подлежащей усвоению информации, а включать формирование умений работать с ней. Причем сегодня следует делать акцент на формировании умений работать с незнакомой информацией, незнакомым текстом из разных источников. Такой переход к процессу важен именно потому, что в эпоху Интернета появилось информационное изобилие и стоит серьезная задача научить студентов подходить к нему критически. Уметь находить нужную информацию, оценивать, анализировать и интерпретировать ее сегодня становятся важнейшими требованиями к специалистам.
Зарождается тенденция пересмотра традиционных функций высшей школы. Эта тенденция, выявленная в высшей школе США [5], начинает проявляться и в отечественной системе высшего образования. Обычно это обучение, научноисследовательская, общественно-полезная деятельность (например, предоставление различных услуг). С точки зрения экономики, т.е. возможности получения прибыли, доходным является главным образом обучение. Научно-исследовательская работа приносит доход лишь небольшому числу вузов, которым удается получить крупные гранты. Именно на обучение (в самых разных его формах и видах) делают акцент государство и сами высшие учебные заведения. В особенности это касается негосударственных, корпоративных, частных и других вузов и учеб-
ных заведений. В результате новые компании, предоставляющие образовательные услуги, станут реальными конкурентами традиционным вузам только в сфере обучения и подготовки специалистов. Это в конечном счете может привести к тому, что другие виды деятельности университетов, жизненно важные для государства, просто исчезнут.
Существенное значение приобретает такая зарождающаяся тенденция, как изменение положения профессорско-преподавательского состава, выражающаяся в том, что преподаватели станут более независимыми от вузов. Уже сегодня мы являемся свидетелями, когда известный доктор наук читает лекции в университетах разных городов России и даже разных стран. С развитием виртуальных университетов, появлением мощного коммерческого сектора в высшем образовании, эффективность работы вузов в гораздо большей степени будет зависеть от наличия лучших преподавателей и качества содержания образования.
Важнейшим фактором, влияющим на перспективы развития высшего образования, являются новые информационно-компьютерные технологии обучения. По возможностям охвата большого количества обучающихся они превосходят все, что было известно ранее, и способны изменить сами подходы к обучению. Например, американский исследователь А.Левин считает, что технический прогресс может привести к исчезновению традиционной книги, в том числе учебной. Электронные издания предлагают невиданные ранее возможности сгруппировать, смонтировать материал, который необходим для проведения занятий и т. п.
В заключение акцентируем внимание на одном качественно новом явлении постиндустриальной эпохи, которое, безусловно, будет оказывать в ближайшие годы существенное влияние на развитие высшей школы России. Речь идет о новом знании и его применении. В индустриаль-
ную эпоху имело значение то, где получено новое знание, ибо в той же стране оно находило, как правило, и практическое применение - осуществлялись опытно-конструкторские разработки, опытное и серийное производство, основанное на новом знании. Принципиально другая ситуация складывается в отношении постиндустриальной эпохи. Интернет позволяет в сжатые сроки вывести знания любого человека на рынок и превратить их в инновацию, т.е. произвести обмен знаний на ресурсы. Это означает, что на первый план выходит не то, где получено новое знание, а то, насколько успешно оно нашло свое применение. В связи с этим актуализируется задача обучения будущих специалистов навыкам не только поиска новой информации, но и выявления степени ее инновационности и значимости для решения поставленных задач.
1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. -М.: Эгвес, 2008. - 136 с.
2. Бард А., Зондерквист Я. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после катаклизма. - СПб.: Стокгольм. школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 252 с.
3. Захаревич В., Боровская М. Формирование процесса взаимодействия Южного федерального университета с бизнес-сообществом // Высшее образование в России. - 2008. - №1. - С.22-27.
4. Набойченко С., Соболев А., Богатова Т. К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса // Высшее образование в России. - 2007. -№1.
5. Ридкин Б. О новых тенденциях в высшем образовании США // Высшее образование в России. -2009. - №5. - С.127-133.
6. Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Высшее образование в России. - 2008. - №1. - С. 12 - 22.
7. Корсунов В.И. Перспективы развития высшей школы США // Педагогика, 2009. - №5. - С.116-124.
HIGHER EDUCATION WITHIN THE CONDITIONS OF THE ECONOMICS OF KNOWLEDGE
G.I.Ibrahimov
The article reveals the main features of the economics of knowledge and their influence on the development of higher education in Russia. It is stated that there are two tendencies of the development of modern higher education in Russia - generally systematic and inter systematic.
Key words: economics of knowledge, higher education, system of higher education, federal university, national investigation university, corporative university.
Ибрагимов Гасан-Гусейн Ибрагимович - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета психолого-педагогического образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
E-mail: [email protected]