- КРУГЛЫЙ СТОЛ
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ЭТНОЭСТЕТИКИ
М. В. ЛОГИНОВА,
доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и этнокультуры ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Процессы роста и формирования самосознания науки, выражающиеся в акцентировании вопросов методологии, затрагивают все области знания. В полной мере это относится и к этноэстетике, которой в последнее время уделяется все больше внимания [1-3].
Этноэстетику мы считаем важнейшей составляющей этнической культуры наравне с этикой [4], специфической картиной мира (теорией познания), без которых невозможно рассматривать культуру. Эстетический компонент этнокультуры является воспитательным инвариантом, ценностно-смысловой сущностью формирования личности любой национальности.
Специфика эстетического отношения к миру соединяет общее, особенное, единичное, т. е. интересы социально-целого (общемирового), единично-группового (этнического) и индивидуально-конкретного (личностного) плана. В связи с этим подчеркивается теоретико-методологический характер этноэстетики, отличающий ее от дисциплин искусствоведческого цикла. Этноэстетическая культура - это интегра-тивная характеристика личности, часть ее общей культуры, системообразующими элементами которой выступают усвоенные эстетические отношения того или иного народа и соответствующая им система этноэстетических ценностей. Последние рассматриваются как система культурных традиций народа, выраженных в его ментальных формах и маркирующих культурное своеобразие народа.
В области этноэстетики системный подход целесообразно использовать в порядке наиболее общих методологических аспектов как подход, ориентирующий на целостность и всеобщность рассмотрения предмета, исходящий из внутренней организации объекта, полагающий зависимость каждого
элемента или явления от всей целостности. Именно в таком ракурсе системный подход может быть плодотворно использован в изучении художественных явлений и процессов, особенностей социокультурного функционирования искусства в жизни этноса.
В методологии этноэстетики можно выделить две группы проблем, вокруг которых сконцентрированы современные исследования: во-первых, проблемы соотношения искусства и жизни этноса (природа творчества, архетипы, ментальность, символизм, народное, этническое, общечеловеческое в искусстве и т. д.) и в этом смысле - соотношение проблем художественных и внеху-дожественных; во-вторых, внутрихудоже-ственные проблемы (стиль, выразительные средства, особенности поэтики и др.). Данное разграничение относительно, но в методологическом плане оно представляется существенным, если исходить из системного подхода, являющегося теоретическим основанием для решения как первой, так и второй группы проблем этноэстетики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Логинова, М. В. К вопросу взаимосвязи искусства и этноса // Финно-угорский мир. -2013. - № 2 (15). - С. 35-36.
2. Логинова, М. В. Методологические особенности образовательного аспекта этноэстетики // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». - 2013. - Т. 3, № 33. - С. 46-50.
3. Логинова, М. В. Методологические подходы к проблеме «искусство и этнос» // Инфосфера финно-угорского мира в XXI веке : Социокультурные константы и векторы модернизации : материалы Всерос. конф. с междунар. участием. Саранск, 5-26 апр. 2012 г. - Саранск, 2012. - С. 89-91.
4. Ломшина, Е. Н. Этномир мордовского этноса в системе общекультурных универсалий : этический аспект // Этнические миры и культурные универсалии : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. Саранск, 20 сент. 2012 г. - Саранск, 2013. - С. 128-132.
© Логинова М. В., 2014