Научная статья на тему 'К вопросу валеологических проблем двигательной активности и здоровья школьников'

К вопросу валеологических проблем двигательной активности и здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу валеологических проблем двигательной активности и здоровья школьников»

литература

1. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2004 году. Здравоохранение Российской Федерации № 1. — 2006. — С. 3 — 23.

2. Стародубов В.И. Проблемы здоровья населения / В.И. Стародубов // Междунар. семинар: Здравоохранение в переходном периоде: от стационарной к первичной медицинской помощи: Тез. — М., 2002. - С. 3-5.

3. Осипова Г.В. О социально-демографических процессах в России и прогнозах их развития / Г.В. Осипова // Научные проблемы национальной безопасности РФ. — М.: Юрид. лит., 1996. — Вып. 1 — С. 82-95.

4. Вялков А.И. Основы региональной политики в здравоохранении / А.И. Вялков // М.: ГЭОТАР-МЕД., 2001. — 335 с.

В.Д. Бутуханов

к вопросу валеологических проблем двигательной активности и здоровья школьников

Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)

Исследования, проведенные в разных регионах, показывают, что имеются нарушения в здоровье учащихся, связанные с недостаточностью движения. Так, например, дети, которые приходят в первый класс, имеют те или иные отклонения в 25 — 30 % случаев, а среди выпускников этот показатель доходит до 80 % случаев (Колбанов В.В., 1992, Попов В.А., 1995). Причинами ухудшения здоровья детей в процессе пребывания в школе являются субъективные и объективные причины. К объективным причинам можно отнести нехватку школьной мебели, отсутствие оптимального воздушно-теплового и светового режима, невозможность составления расписания уроков, отвечающего требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены. К субъективным причинам можно отнести приоритет учебного процесса, когда вопросы, касающиеся здоровья отодвигаются на второй план, и недостаточную двигательную активность самих учащихся. При обследовании некоторых школ г. Улан-Удэ установлено, что в 50 % и более случаев мебель не соответствует росту ученика, что и является одной из причин патологии органов зрения. В подтверждение этому говорят следующие данные: у учеников шестого класса одной из школ обнаружена близорукость в 35 % случаев, у учеников обычного десятого класса — 43 %, а у учеников десятого класса с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла — 57 %. Причем снижение зрения у учеников наблюдалось во время обучения в школе (от 24 % и более). К субъективным причинам относятся также и такие факторы, как долгое сидение за экраном телевизора и компьютером, нарушение режима дня, питания, отсутствие рационального двигательного режима, закаливания и расписания уроков, отвечающего требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены, употребление алкоголя, курение. Для определения достаточности двигательной активности были взяты пятый, шестой, десятый классы одной из школ г. Улан-Удэ. В результате анкетирования было установлено, что число занимающихся утренней гимнастикой и спортом среди десятых классов составляет 10 — 12,5 %, среди пятых, шестых классов — 32 — 36 %. Интересно то, что чем старше ученик, тем меньше занимается утренней гимнастикой и спортом. При опросе школьников выяснено, что причинами такого негативного отношения к утренней гимнастике, спорту являются: отсутствие времени (20 % случаев), условий (20 % случаев), наличие хронических заболеваний (10 % случаев), и в 50 % случаев школьники это не считают нужным (Бутуханов В.Д., 2000). А также выяснено, что утренней гимнастикой занимаются всего в 9—11 % случаев и в 20 — 37 % случаев школьники не хотят, чтобы уроки физкультуры являлись школьным предметом. С другой стороны появление болей в спине, пояснице в 21—22 % случаев говорит о недостаточной двигательной активности учеников. А также появление болезненных ощущений в мышцах после уроков физкультуры в 27 — 50 % случаев у школьников говорит о недостаточной тренированности организма к физическим нагрузкам.

Таблица 1

Уровень заболеваемости школьников школ №№ 9, 25 (по данным детской поликлиники № 1)

Вид заболевания Школа № 25 Школа № 9

1998 1999 2000 1998 1999 2000

Сердечно-сосудистые 1,6 % 1,8 % 1,6 % 0,8 % 1,2 % 0,5 %

Опорно-двигательный аппарат 29 % 21 % 37,1 % 29,7 % 30 % 28,8 %

Ожирение 3 % 4 % 2 % 0,8 % 0,5 % 0,6 %

Из всех видов заболеваний (табл. 1) наибольшее количество составляют заболевания опорнодвигательного аппарата — 37,1 % случаев в школе № 25 и 28,8 % случаев в школе № 9 по сравнению с другими видами заболеваний. Это объясняется нежеланием школьников посещать уроки физкультуры, заниматься гимнастикой, бегом, посещать спортивные секции.

Таким образом, высокий процент заболеваний опорно-двигательного аппарата, появление болей в спине, пояснице в конце рабочего дня и болезненных ощущений в мышцах после занятий на уроках физкультуры говорит о недостаточной двигательной активности школьников в школах №№ 9, 25. Проведена беседа со школьниками и учителями о необходимости проведения физкультминуток, физкультпауз во время уроков в виде физических упражнений на мелкую мускулатуру фаланг пальцев и по профилактике сколиоза, плоскостопия, близорукости.

Эти исследования подводят к мысли о том, что человек является открытой биологической системой, которая напрямую зависит от окружающей среды. Хотя в ней заложено природное начало к саморегуляции, человек может и должен сам регулировать свою деятельность, поддерживая стабильность в организме. И немаловажную роль при этом играет достаточная двигательная активность и ведение здорового образа жизни.

литература

1. Бутуханов В.Д. К вопросу о педагогической валеологии / В.Д. Бутуханов // Вестник БГУ. — 2000. — Серия 7, Вып. 6.

2. Колбанов В.В. Валеология в школе / В.В. Колбанов. — СПб., 1992.

3. Попов В.А. Валеология в школе и дома / В.А. Попов. — М., 1995.

И.С. Бутуханова, Л.Э. Мархаева, Е.Т. Ханхасаева

использование информационных технологий в учебном процессе при преподавании клинических дисциплин

Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)

Изучение клинических дисциплин начинается на 3-ем курсе медицинских вузов. И первым предметом, вводящим студента в клинику внутренних болезней, является пропедевтика внутренних болезней.

Цели изучения данной дисциплины — дать основы для рационального подхода к оценке основных проявлений болезней внутренних органов и формирования клинического мышления.

Клиническое мышление предполагает овладение различными категориями, прежде всего связанными с симптомами и синдромами, а также данными многих дополнительных методов исследования, требует умения выявлять взаимосвязь между ними, уточнять этиологический фактор болезни. Таким образом, процесс клинического мышления неизбежно включает в себя переработку обширной информации, касающейся представлений о значении в этиологии болезней разных факторов, а также роли различных методов исследования в диагностике заболеваний.

Как писал выдающийся отечественный клиницист Григорий Антонович Захарьин, «...пропедевтическая клиника есть собственно практическая семиотика, т.е. ознакомление слушателей с признаками болезней и группой признаков в действительности».

Несмотря на широкое распространение современных инструментальных и лабораторных методов, основу клинической диагностики составляют пять классических методов непосредственного обследования больного: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация. Однако без хорошего знания семиологического значения патологических симптомов и синдромов и конечно кропотливой работы «... у постели больного» (М.Я. Мудров) нельзя в полной мере овладеть основами клинической диагностики физических методов обследования.

Проводя практические занятия со студентами и читая курс лекций по данному предмету, мы могли убедиться в том, что для передачи знаний и овладения студентами практическими навыками необходимо шире использовать наглядность и современные образовательные системы.

Использование сложившегося на сегодняшний день многообразия форм и средств информатизации образования должно быть нацелено на достижение максимальной дидактической эффективности процесса обучения. Вместе с тем, наибольший дидактический эффект может быть достигнут только при комплексном использовании отдельных средств современных информационных и телекоммуникационных технологий на различных видах занятий в информационно-поисковой, экспериментальноисследовательской и самостоятельной учебной деятельности, а также деятельности обучаемых по обработке информации, представлению и извлечению знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.