Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в учебном процессе при преподавании клинических дисциплин'

Использование информационных технологий в учебном процессе при преподавании клинических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в учебном процессе при преподавании клинических дисциплин»

Из всех видов заболеваний (табл. 1) наибольшее количество составляют заболевания опорнодвигательного аппарата — 37,1 % случаев в школе № 25 и 28,8 % случаев в школе № 9 по сравнению с другими видами заболеваний. Это объясняется нежеланием школьников посещать уроки физкультуры, заниматься гимнастикой, бегом, посещать спортивные секции.

Таким образом, высокий процент заболеваний опорно-двигательного аппарата, появление болей в спине, пояснице в конце рабочего дня и болезненных ощущений в мышцах после занятий на уроках физкультуры говорит о недостаточной двигательной активности школьников в школах №№ 9, 25. Проведена беседа со школьниками и учителями о необходимости проведения физкультминуток, физкультпауз во время уроков в виде физических упражнений на мелкую мускулатуру фаланг пальцев и по профилактике сколиоза, плоскостопия, близорукости.

Эти исследования подводят к мысли о том, что человек является открытой биологической системой, которая напрямую зависит от окружающей среды. Хотя в ней заложено природное начало к саморегуляции, человек может и должен сам регулировать свою деятельность, поддерживая стабильность в организме. И немаловажную роль при этом играет достаточная двигательная активность и ведение здорового образа жизни.

литература

1. Бутуханов В.Д. К вопросу о педагогической валеологии / В.Д. Бутуханов // Вестник БГУ. — 2000. — Серия 7, Вып. 6.

2. Колбанов В.В. Валеология в школе / В.В. Колбанов. — СПб., 1992.

3. Попов В.А. Валеология в школе и дома / В.А. Попов. — М., 1995.

И.С. Бутуханова, Л.Э. Мархаева, Е.Т. Ханхасаева

использование информационных технологий в учебном процессе при преподавании клинических дисциплин

Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)

Изучение клинических дисциплин начинается на 3-ем курсе медицинских вузов. И первым предметом, вводящим студента в клинику внутренних болезней, является пропедевтика внутренних болезней.

Цели изучения данной дисциплины — дать основы для рационального подхода к оценке основных проявлений болезней внутренних органов и формирования клинического мышления.

Клиническое мышление предполагает овладение различными категориями, прежде всего связанными с симптомами и синдромами, а также данными многих дополнительных методов исследования, требует умения выявлять взаимосвязь между ними, уточнять этиологический фактор болезни. Таким образом, процесс клинического мышления неизбежно включает в себя переработку обширной информации, касающейся представлений о значении в этиологии болезней разных факторов, а также роли различных методов исследования в диагностике заболеваний.

Как писал выдающийся отечественный клиницист Григорий Антонович Захарьин, «...пропедевтическая клиника есть собственно практическая семиотика, т.е. ознакомление слушателей с признаками болезней и группой признаков в действительности».

Несмотря на широкое распространение современных инструментальных и лабораторных методов, основу клинической диагностики составляют пять классических методов непосредственного обследования больного: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация. Однако без хорошего знания семиологического значения патологических симптомов и синдромов и конечно кропотливой работы «... у постели больного» (М.Я. Мудров) нельзя в полной мере овладеть основами клинической диагностики физических методов обследования.

Проводя практические занятия со студентами и читая курс лекций по данному предмету, мы могли убедиться в том, что для передачи знаний и овладения студентами практическими навыками необходимо шире использовать наглядность и современные образовательные системы.

Использование сложившегося на сегодняшний день многообразия форм и средств информатизации образования должно быть нацелено на достижение максимальной дидактической эффективности процесса обучения. Вместе с тем, наибольший дидактический эффект может быть достигнут только при комплексном использовании отдельных средств современных информационных и телекоммуникационных технологий на различных видах занятий в информационно-поисковой, экспериментальноисследовательской и самостоятельной учебной деятельности, а также деятельности обучаемых по обработке информации, представлению и извлечению знаний.

Практическая реализация комплексного использования возможностей средств ИКТ в учебном процессе может быть достигнута за счет разработки и применения многофункциональных образовательных электронных изданий (ОЭИ), представляющих собой как все ранее известные программные средства учебного назначения, так и новейшие разработки, соответствующие передовому мировому уровню.

Основными дидактическими целями использования подобных ОЭИ в обучении являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контроль усвоения и обобщение.

Благодаря специфике своего определения, ОЭИ существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные мультимедийные технологии. Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация тех или реальных объектов.

На кафедре терапии № 1 при преподавании дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» уделяется большое внимание приобретению практических навыков непосредственно в общении с пациентами. Для лучшего закрепления полученных практических навыков сотрудники кафедры создают тематические видеофильмы для самостоятельной работы студентов. Подготовлены видеопособия: «Методы исследования органов дыхания», «Методы исследования органов кровообращения», готовятся к выпуску пособия по другим разделам.

Большое значение придается средствам визуализации информации. Весь лекционный материал переведен в мультимедиаформат, что улучшает восприятие и закрепление нового материала. Также студенты подготавливают некоторые темы СРС в виде презентаций в Power Point.

На кафедре разрабатываются кейс-технологии по разделам преподаваемой дисциплины. Кейсы развивают полученные навыки и способствуют развитию анализа при решении ситуационных задач. На кафедре создается и пополняется электронная библиотека для СРС. Имеются обучающие компьютерные программы по пропедевтике внутренних болезней: «Диагностика внутренних болезней», «Физиология и патофизиология тонов и шумов сердца», «Физиология и патофизиология дыхательных шумов», электронные монографии по терапии, справочная литература, видеопрезентации.

Контроль качества знаний проводится как в форме собеседования на зачетах и экзаменах, так и с использованием стандартизированных тестов.

По предмету «Пропедевтика внутренних болезней» разработан курс дифференцированного Интернет-обучения в системе «ГЕКАДЕМ». Реализация данного проекта позволит предоставить каждому участнику образовательные продукты современного уровня, которые сегодня наиболее востребованы: возможность улучшить соотношения достигнутого результата к затратам времени и других ресурсов на его достижение.

Таким образом, для повышения качества преподавания наряду с традиционными методами, необходимо внедрение новых форм обучения и информационных технологий в учебный процесс.

А.Д. Быков, Г.Ф. Жигаев, Б.Ч. Дамдинов

санация брюшной полости экстрактом зубчатки обыкновенной при распространённом гнойном перитоните

Республиканская клиническая больница (Улан-Удэ) Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)

введение

Эволюция взглядов на методику санации брюшной полости прошла сложный и противоречивый путь (Нечаев Е.В., 1998). Появились экспериментальные работы по эффективному использованию препаратов растительного происхождения для лечения перитонита (Алексеев П.В., 2003). Р.Б. Гармаевым, С.М. Николаевым, И.О. Убашеевым и К.С. Лоншаковой установлено в эксперименте способность экстракта укреплять биологические мембраны, поскольку в нем содержатся биологически активные вещества (полифенольные соединения), которые обладают мембраностабилизирующим действием (Николаев С.М., 1983; Brausseur Т., 1989).

материалы и методы

Лапаростомию (Макоха Н.С., 1949 и Стейнберг, 1979), применяли в токсической и терминальной стадиях течения перитонита у 18 больных. Индекс тяжести от 7 до 12 баллов. Мужчин было 14 (77,8 %), женщин — 4 (22,2 %). Причинами перитонита были травмы живота в 22,2 %, послеоперационный перитонит — в 22,2 %, прободные гастродуоденальные язвы — в 16,7 % случаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.