Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ'

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная служба / система / проблемы / развитие / public service / system / problems / development

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С Н. Савраскин

в настоящее время государственная служба выступает ключевым звеном функционирования механизма государства. Современное состояние организации и работы государственной службы, от которого зависит уровень выполнения государством своих функций, характеризуется рядом проблем, обусловленных переходным этапом в реформировании ее системы. В первую очередь проблемы связаны с большим объемом нормативных правовых актов, регулирующих организацию деятельности государственных служащих. Сложности применения законодательства о гражданской службе также заключаются в постоянном внесении изменений в нормативные акты. Это объясняется тем, что советский строй был упразднен сравнительно недавно, а новый механизм управления демократического государства еще находится на стадии развития, поэтому законодательство по-прежнему совершенствуется. В статье проводится комплексное исследование системы государственной службы, последовательно раскрываются исторические аспекты ее становления, дается понятие и сущность, определяются принципы, рассматриваются проблемы функционирования государственной службы в России на современном этапе. Для раскрытия темы используется совокупность общенаучных и частнонаучных методов: диалектического, системного, исторического, статистического, сравнительно-правового и формально-юридического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE PUBLIC SERVICE SYSTEM IN RUSSIA

currently the civil service is a key element in the functioning of the mechanism of the state. The current state of the organization and functioning of the civil service is characterized by a number of problems caused by the transitional stage in the reform of t he civil service system. First of all, the problems are related to the large volume of regulatory legal acts regulating the organization of the activities of civil servants. Also, the difficulties of applying civil service legislation lie in the constant modification of regulations. This is due to the fact that the Soviet system was destroyed relatively recently, and the new mechanism of governance of a democratic state is still at the stage of development, therefore, legislation is subject to frequent improvement. The article provides a comprehensive study of the civil service system in Russia. The historical aspects of the formation of public service in Russia are consistently revealed, the concept and essence of public service are given, the principles of public service are defined, and the problems of functioning of public service in Russia at the present stage are considered. To reveal the topic, a set of general scientific and private scientific methods is used: dialectical, systemic, historical, statistical, comparative legal and formal legal

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ»

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE PUBLIC SERVICE SYSTEM

IN RUSSIA

Аннотация: в настоящее время государственная служба выступает ключевым звеном функционирования механизма государства.

Современное состояние организации и работы государственной службы, от которого зависит уровень выполнения государством своих функций, характеризуется рядом проблем, обусловленных переходным этапом в реформировании ее системы.

В первую очередь проблемы связаны с большим объемом нормативных правовых актов, регулирующих организацию деятельности государственных служащих. Сложности применения законодательства о гражданской службе также заключаются в постоянном внесении изменений в нормативные акты. Это объясняется тем, что советский строй был упразднен сравнительно недавно, а новый механизм управления демократического государства еще находится на стадии развития, поэтому законодательство по-прежнему совершенствуется.

В статье проводится комплексное исследование системы государственной службы, последовательно раскрываются исторические аспекты ее становления, дается понятие и сущность, определяются принципы, рассматриваются проблемы функционирования государственной службы в России на современном этапе. Для раскрытия темы используется совокупность общенаучных и частнонаучных методов: диалектического, системного, исторического, статистического, сравнительно-правового и формально-юридического.

Ключевые слова: государственная служба, система, проблемы, развитие.

Для цитирования: Савраскин С.Н. К вопросу совершенствования системы государственной службы в России // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 2. - С. 50-54.

Abstract: currently the civil service is a key element in the functioning of the mechanism of the state.

The current state of the organization and functioning of the civil service is characterized by a number of problems caused by the transitional stage in the reform of the civil service system.

First of all, the problems are related to the large volume of regulatory legal acts regulating the organization of the activities of civil servants. Also, the difficulties of applying civil service legislation lie in the constant modification of regulations. This is due to the fact that the Soviet system was destroyed relatively recently, and the new mechanism of governance of a democratic state is still at the stage of development, therefore, legislation is subject to frequent improvement.

The article provides a comprehensive study of the civil service system in Russia. The historical aspects of the formation of public service in Russia are consistently revealed, the concept and essence of public service are given, the principles of public service are defined, and the problems of functioning of public service in Russia at the present stage are considered. To reveal the topic, a set of general scientific and private scientific methods is used: dialectical, systemic, historical, statistical, comparative legal and formal legal.

Keywords: public service, system, problems, development.

For citation: Savraskin S.N. On the issue of improving the public service system in Russia // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 2. - Р. 50-54.

УДК 351

С.Н. САВРАСКИН

(Уральский юридический институт МВД России, Россия, Екатеринбург) [email protected]

SERGEY N. SAVRASKIN

(Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Ekaterinburg, Russia)

Начало становления российской государственной службы связано с реформами Петра I. Утвержденный им в 1722 году «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» считается первым нормативным правовым актом, заложившим основы государственной службы в России. В указанном документе были установлены чины, их соотношение по старшинству и последовательности чинопроизводства. Государственных служащих стали подразделять на 14 классов, а те, в свою очередь, делились на воинские, статские и придворные чины. Таким образом, выделялось несколько видов государственной службы. Также была создана полиция как особый механизм власти для обеспечения внутреннего порядка в государстве.

Реформа местного самоуправления в начале XVIII века способствовала дальнейшему развитию государственной службы в России. Учрежденные губернии (Московская, Санкт-Петербургская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская, Сибирская, Рижская, Нижегородская и Астраханская) требовали эффективного управления на местах. Для чего были назначены губернаторы.

В период правления Екатерины II существенного реформирования системы государственной службы не происходило. Внимание императрицы было направлено на упорядочивание функций и обязанностей государственных служащих. С этой целью, например, Сенат был разделен на 6 департаментов, каждый из которых выполнял свой ряд полномочий [1].

Во времена царствования Павла I система государственного управления была не только не усовершенствована, но и достижения предыдущих периодов оказались утраченными, такие, например, как полномочия Сената. Местное самоуправление было практически учреждено.

Принятие манифеста «Об учреждении министерств» ознаменовало новый этап в развитии системы государственной службы. Так, был восстановлен Сенат с новой структурой и системой организации министерств. Министры вошли в Государственный совет и Комитет министров.

В конце XIX века были реорганизованы органы центрального управления, после чего в России образовалось 78 губерний, 4 гра-доначальств, 10 генерал-губернаторств, по 10-15 уездов в каждой губернии. Главным государственным органом стал Совет объединенного дворянства, который представлял «интересы помещиков» [2].

Начало следующего столетия ознаменовалось войнами, вызвавшими экономический и

политический кризис, а смена государственного управления с самодержавия на власть Советов в 1917 г. сопровождалась созданием новых органов власти. Центральным государственным органом стала Коммунистическая партия. На работников партии были возложены функции государственных служащих, принцип номенклатуры которых выместил должности и чины. Данная организация государственного управления была регламентирована первой Конституцией РСФСР. Государственное управление стало политическим [3].

Таким образом, в период власти Советов институт государственной службы не развивался, поскольку госслужащие были партийными работниками, которые только исполняли приказы партии и выполняли партийные функции.

С 2000 года начался новый этап развития института государственной службы. С целью формирования новой системы государственного аппарата необходимо было повысить престижность и административно-правовой статус государственных служащих.

Федеральный закон «Об основах государственной службы»1, принятый в 1995 г., впервые установил нормативно-правовые основы ее формирования, определил правовой статус государственных служащих и основные требования к осуществлению ими государственной службы.

Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2 закрепил более детальное правовое регулирование деятельности госорганов.

Итак, одним из видов госслужбы стала являться государственная гражданская служба. Она представляет собой исполнение лицами, замещающими должности государственной гражданской службы на постоянной профессиональной основе, функций и задач, возложенных на соответствующий государственный орган Российской Федерации или субъект Российской Федерации [4].

Тем не менее в ходе осуществления функций государственной службы существует масса недостатков и возникает достаточно много проблем, одной из которых является низкое доверие граждан как к самой системе госслуж-

1 Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации (утратил силу). - 1995. - № 31. - Ст. 2990.

2 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.

бы в России в целом, так и к ее представителям - лицам, замещающим должности на госслужбе.

Основная причина такого недоверия кроется в достаточно высоком уровне коррупции в настоящее время в системе госслужбы Российской Федерации. Следовательно, снижение уровня коррупции в госорганах будет благоприятно сказываться на отношении россиян к системе госслужбы. Правовое регулирование противодействия коррупции в системе госслужбы осуществляется прежде всего Федеральным законом № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»3. Так, к примеру, одной из мер, направленных на контролирование доходов чиновников, является возложение на них обязанности ежегодно предъявлять информацию об уровне своих доходов, в том числе имуществе, причем не только своих личных, но и близких родственников (супруги или супруга и детей, не достигших совершеннолетия).

Еще одной причиной недоверия граждан к госслужбе является неудовлетворенность россиян выполнением чиновниками своих обязанностей. Это подтверждают данные, полученные в ходе опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в 2020 году. Результаты опроса выявили неутешительные данные: более половины (61%) респондентов высказались негативно насчет эффективности деятельности госслужащих, лишь 19% удовлетворены деятельностью чиновников4.

Эффективность деятельности госслужащих во многом зависит от отбора кандидатов на замещение вакантной должности госслужбы.

Особое требование к кандидатам - соблюдение принципа законности, что само по себе означает верховенство закона в процессе формирования и развития института государственной службы. Это также обуславливает то, что государственные служащие должны выполнять свои обязанности, четко соблюдая требования законодательства.

Кроме того, госслужащие обязаны неукоснительно соблюдать права и законные интересы граждан, всячески способствовать их защите. В этом проявляется реализация принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина.

По существу, государственная служба является одним из способов участия граждан в управ-

3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 29.12.2022) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. -№ 52 (часть I). - Ст. 6228.

4 Доминанты. Поле мнений. Результаты еженедельных всероссийских опросов ФОМ [Электронный ресурс]. - URL: fom.ru.d48chn2020.pdf

лении делами государства [5]. Это реализуется путем возможности замещения гражданами должностей государственной службы, которое осуществляется на основании принципа равного доступа к госслужбе граждан Российской Федерации, что требует установления утвержденных законодателем требований к кандидатам на замещение той или иной должности. Соответствуя предусмотренным характеристикам, граждане имеют право стать государственным служащим при условии соблюдения квалификационных требований для замещения должности государственной службы, закрепленных нормативными актами:

- гражданство России;

- достижение возраста совершеннолетия;

- владение государственным языком - русским;

- наличие профессионального образования соответствующего профиля.

Для отдельных видов государственной службы могут вводиться особые ограничения: например, для занимания должностей в прокуратуре Российской Федерации претенденты должны обладать юридическим образованием, а для некоторых воинских должностей обязательными условиями являются выслуга лет, опыт участия в боевых действиях и др. Стоит отметить, что установление законодателем дополнительных требований к замещению некоторых должностей направлено не на ущемление прав граждан, а на повышение качества государственной службы [6].

Другой важной мерой повышения эффективности госслужбы является проверка качества деятельности госслужащих путем проведения периодической аттестации [7].

Однако в настоящее время проведение такой аттестации оказывается не всегда результативным. Это обусловлено, как правило, формальным подходом к ее проведению, а также сложностью установления соответствия госслужащего занимаемой им должности госслужбы.

Помимо указанных двух основных проблем можно выделить еще несколько сложностей проведения такой аттестации:

- выявление возможностей применения способностей сотрудников, стимулирование повышения результативности, качества работы (персональной и ведомства);

- установление потребности повышения квалификации или профессиональной переподготовки сотрудников;

- выявление фактических результатов работы и обратная связь по итогам оценки;

- заключение соглашения о результативности, где зафиксированы основные требования к работе сотрудника.

Главная задача проведения аттестации - повышение качества деятельности госслужащих путем совершенствования профессионального состава госслужбы. В связи с этим, а также в целях преодоления указанных выше проблем необходимо соблюдение ряда условий проведения аттестации госслужащих:

- проведение постоянного мониторинга выполнения обязанностей госслужащим, предполагающего сбор, обобщение информации о его деятельности, которая в последующем будет использована в том числе при проведении аттестации;

- проведение аттестации с использованием реальных оценок личностных качеств госслужащего. К числу таких качеств можно отнести профессионализм, компетентность в вопросах деятельности, целеустремленность, принципиальность, достижение поставленных задач и т.п.

Эффективность деятельности госслужащих во многом зависит также от уровня подготовки будущих чиновников в соответствующих учебных заведениях, а также периодические мероприятия по повышению квалификации действующих должностных лиц. Стоит отметить, что при проведении обучения и повышения квалификации чиновников учебная программа должна строиться с учетом современных реалий об-

становки в Российской Федерации, в том числе с учетом мнения россиян о госслужбе [8].

Также видится необходимой эффективной мерой преодоления низкого уровня доверия граждан к госслужащим разработка и внедрение этического компонента в сферу их профессиональной деятельности, а именно определения единых этических стандартов деятельности госслужащих [9].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что выбор перспективных направлений улучшения государственной службы в России напрямую зависит от проблем, выявленных в ходе многолетней работы данной системы [10].

На сегодняшний день перспективными направлениями в модернизации государственной службы в Российской Федерации являются:

- способствование развитию более открытой системы госслужбы для общества;

- работа в части противодействия коррупции;

- внедрение новых методов, форм и технологий в управленческую и кадровую деятельность;

- совершенствование образования для будущих специалистов и повышение квалификации уже работающих в сфере государственной службы.

Литература

1. Солдатов А.П., Братановский С.Н. Государственная служба: историко-правовое исследование // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - № 3 (55). - С. 129-139.

2. Дикажев М.М. Государственная служба России: становление и развитие // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 2 (30). - С. 44-48.

3. Кузнецов Н.В. Развитие государственной службы в России // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - № 12. -С. 478-484.

4. ЮрасюкН.В. Понятие, содержание и виды государственной службы / Инновации в науке, образовании и бизнесе -2012: сборник трудов X Международной научной конференции. - Москва, 2012. - 289 с.

5. Азимова Д.Ю. Участие граждан в Российской Федерации в управлении делами государства / Традиционные формы и современные тенденции: сборник материалов конференции НИД «Социосфера». - 2017. - № 1. - С. 198-202.

6. Андриянова Е.Д. Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды // Молодой ученый. - 2021. - № 45 (387). - С. 26-29.

7. Крючков Д.С. Эффективность и результативность государственной службы // Аллея науки. - 2021. - Т. 1. - № 10 (61). -С. 283-291.

8. Растрыгина К.С. Институт государственной гражданской службы в России: актуальные проблемы и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 10.

9. Латышов Д.Е. Государственная служба в современной России: понятие и виды // Вестник магистратуры. - 2021. -№ 5-4 (116). - С. 87-88.

10. Багманов Т.В. Институт государственной службы на современном этапе правового регулирования: проблемы и перспективы // Актуальные исследования. - 2021. - № 26 (53). - С. 57-59.

References

1. SoldatovA.P., Bratanovskii S.N. Gosudarstvennaya sluzhba: istoriko-pravovoe issledovanie // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2020. - № 3 (55). - S. 129-139.

2. Dikazhev M.M. Gosudarstvennaya sluzhba Rossii: stanovlenie i razvitie // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2016. - № 2 (30). - S. 44-48.

3. Kuznetsov N.V. Razvitie gosudarstvennoi sluzhby v Rossii // Voprosy ustoichivogo razvitiya obshchestva. - 2021. -№ 12. - S. 478-484.

4. Yurasyuk N.V. Ponyatie, soderzhanie i vidy gosudarstvennoi sluzhby / Innovatsii v nauke, obrazovanii i biznese - 2012: sbornik trudov X Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. - Moskva, 2012. - 289 s.

5. Azimova D.Yu. Uchastie grazhdan v Rossiiskoi Federatsii v upravlenii delami gosudarstva / Traditsionnye formy i sovremennye tendentsii: sbornik materialov konferentsii NID «Sotsiosfera». - 2017. - № 1. - S. 198-202.

6. Andriyanova E.D. Gosudarstvennaya sluzhba v Rossiiskoi Federatsii: ponyatie, printsipy i vidy // Molodoi uchenyi. -2021. - № 45 (387). - S. 26-29.

7. KryuchkovD.S. Effektivnost' i rezul'tativnost' gosudarstvennoi sluzhby // Alleya nauki. - 2021. - T. 1. - № 10 (61). - S. 283-291.

8. Rastrygina K.S. Institut gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby v Rossii: aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. - 2018. - № 10.

9. Latyshov D.E. Gosudarstvennaya sluzhba v sovremennoi Rossii: ponyatie i vidy // Vestnik magistratury. - 2021. -№ 5-4 (116). - S. 87-88.

10. Bagmanov T.V. Institut gosudarstvennoi sluzhby na sovremennom etape pravovogo regulirovaniya: problemy i perspektivy // Aktual'nye issledovaniya. - 2021. - № 26 (53). - S. 57-59.

(статья сдана в редакцию 30.05.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.