Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
система государственной службы / государственная гражданская служба / реформа государственной службы / проблемы гражданской службы. / state civil service system / state civil service / civil service reform / civil service problems.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лангинен Алексей Владимирович

Актуальность данного исследования обусловлена изменениями в законодательстве, регулирующем систему государственной службы в Российской Федерации, а также возникающими проблемами, связанными с реализацией принципов гражданской службы и удовлетворением общественных запросов. Целью исследования является анализ целей, задач и мероприятий по реформированию системы гражданской службы на федеральном и региональном уровнях, которые неоднократно пересматривались и не всегда четко отражены в официальных документах. Информационная база включает действующее федеральное законодательство и официальные документы, доступные на ресурсах органов государственной власти. Методологической основой служит системный подход к анализу государственной гражданской службы. В результате исследования выделены ключевые элементы системы государственной гражданской службы, а также специфика профессиональной деятельности служащих на современном этапе. Автор также отмечает особенности развития и реформирования системы государственной гражданской службы в России в текущих условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE STATE CIVIL SERVICE AT THE PRESENT STAGE: BASED ON THE MATERIALS OF LEGAL SOURCES

The relevance of this study is due to changes in the legislation regulating the civil service system in the Russian Federation, as well as emerging problems associated with the implementation of civil service principles and meeting public demands. The purpose of the study is to analyze the goals, objectives and activities to reform the civil service system at the federal and regional levels, which have been repeatedly revised and are not always clearly reflected in official documents. The information base includes current federal legislation and official documents available on the resources of government bodies. The methodological basis is a systematic approach to the analysis of the state civil service. As a result of the study, key elements of the state civil service system, as well as the specifics of the professional activities of employees at the present stage, are identified. The author also notes the features of the development and reform of the state civil service system in Russia in the current conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ»

Ш Научная статья EDN KTODBJ

DOI 10.24412/2224-9125-2024-347-51-56

https://state-law-journal.ru https://elibrary.ru/ktodbj

Принята к публикации: 09.11.2024

Алексеи Владимирович ЛАНГИНЕН - кандидат философских наук, доцент кафедры Теории и практики управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ПермскиИ филиал) Россия, г. Пермь; e-mail: [email protected]; SPIN-код: 6758-8249

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ

АННОТАЦИЯ

Актуальность данного исследования обусловлена изменениями в законодательстве, регулирующем систему государственной службы в Российской Федерации, а также возникающими проблемами, связанными с реализацией принципов гражданской службы и удовлетворением общественных запросов. Целью исследования является анализ целей, задач и мероприятий по реформированию системы гражданской службы на федеральном и региональном уровнях, которые неоднократно пересматривались и не всегда четко отражены в официальных документах. Информационная база включает действующее федеральное законодательство и официальные документы, доступные на ресурсах органов государственной власти. Методологической основой служит системный подход к анализу государственной гражданской службы. В результате исследования выделены ключевые элементы системы государственной гражданской службы, а также специфика профессиональной деятельности служащих на современном этапе. Автор также отмечает особенности развития и реформирования системы государственной гражданской службы в России в текущих условиях.

Ключевые слова: система государственной службы, государственная гражданская служба, реформа государственной службы, проблемы гражданской службы.

Alexey Vladimirovich LANGINEN - Candidate of Philosophy, Associate professor Department of Theory and practice of management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Perm branch

Russia, Perm; e-mail: [email protected]; SPIN-code: 6758-8249

FEATURES OF THE STATE CIVIL SERVICE AT THE PRESENT STAGE: BASED ON THE MATERIALS OF LEGAL SOURCES

ANNOTATION

The relevance of this study is due to changes in the legislation regulating the civil service system in the Russian Federation, as well as emerging problems associated with the implementation of civil service principles and meeting public demands. The purpose of the study is to analyze the goals, objectives and activities to reform the civil service system at the federal and regional levels, which have been repeatedly revised and are not always clearly reflected in official documents. The information base includes current federal legislation and official documents available on the resources of government bodies. The methodological basis is a systematic approach to the analysis of the state civil service. As a result of the study, key elements of the state civil service system, as well as the specifics of the professional activities of employees at the present stage, are identified. The author also notes the features of the development and reform of the state civil service system in Russia in the current conditions.

Keywords: state civil service system, state civil service, civil service reform, civil service problems.

Ссылка для цитирования: Лангинен А. В. Особенности государственной гражданской службы на современном этапе по материалам правовых источников // Общество и государство. — 2024. — № 3 (47). — С. 51—56.

Актуальность исследования государственной гражданской и муниципальной службы определяется несколькими причинами: кадровая политика органов государственной власти и местного самоуправления во многом носит формализованный, бюрократический характер; применяются процедуры конкурсного отбора на вакантные должности; служащие должны регулярно проходить аттестацию; формирование кадрового резерва и премирование осуществляются на основе результатов формальных процедур. Это требует от будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления способности ориентироваться в законодательной основе, изменениях в законодательстве, процедурах и задачах публичных органов и учреждений, необходимо знание основных требований к служебному поведению, гарантий, ограничений и запретов, связанных с профессиональной деятельностью служащих [5].

Система государственной и муниципальной службы в России отличается сравнительной новизной таких механизмов как служебный контракт, конкурсный отбор, формирование и использование кадрового резерва, урегулирование конфликта интересов, декларирование доходов и имущества, декларирование деятельности служащих в сети «Интернет», система классных чинов, особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, отличающийся от статуса работников предприятий и организаций различных форм хозяйствования [9]. Также для системы государственной и муниципальной службы характерен ряд противоречий и проблем: низкое качество и нестабильность законодательства, обилие отсылочных норм, низкая мотивация и эффективность деятельности служащих, высокий уровень бюрократизации и коррупционных правонарушений в органах публичной власти, бесконтрольный рост численности административного аппарата при его растущей затратности для бюджета, нарушение обратной связи между механизмом публичного управления и обществом.

Безусловно, государственная и муниципальная служба связаны с «публичным сектором» в экономике, включающим государственные внебюджетные фонды, госкорпорации, многофункциональные центры государственных и муниципальных услуг (МФЦ), государственные и муниципальные учреждения и предприятия, публичные акционерные общества и другие организации [10].

Основными отличительными особенностями государственной службы от других направлений деятельности в частном и публичном секторах являются: законодательное регулирование статуса служащих (гарантии, требования, обязанности, ограничения и запреты, возможные формы взысканий и поощрений), объективные задачи (миссия) служащих, источники необходимых ресурсов, показатели оценки эффективности служащих, система кадрового отбора, оплаты труда и контроля [2].

При сравнении двух категорий — гражданских и муниципальных служащих — можно выделить общие моменты: возрастной ценз, требование наличия гражданства Российской Федерации при поступлении на службу, ограничения, связанные с наличием второго гражданства или вида на жительство другого государства, запрет на отдельные виды деятельности; принципы профессионализма и стабильности службы. Отличия заключаются в задачах гражданских и муниципальных служащих (связаны с осуществлением полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления). В соответствии с федеральным законодательством и Трудовым кодексом РФ условия труда для гражданских служащих определяются служебным контрактом, а муниципальных — трудовым договором [2]. Отличаются правовое и финансовое обеспечение (за счет средств государственного или муниципального бюджетов).

При исследовании актуальных изменений в сфере государственной гражданской службы перспективным представляется системный подход, что позволяет определить место государственной службы в системе публичной власти, особенности её структуры, понять причины возникающих проблем и возможные направления их решения. Основными методами при изучении сферы профессиональной деятельности служащих является анализ нормативных правовых источников и изменений в законодательстве, поиск и анализ актуального фактического материала, проблемный анализ, сравнение (синтез) различных систем государственной службы на международном и региональном уровне. Важнейшими источниками теоретического и фактического материала являются нормативные правовые акты и интернет-источники, а именно официальные порталы и сайты органов государственной власти, например, Федеральный портал управленческих кадров и сайт Минтруда России [5]. Для исследования основных направлений реформирования системы гражданской службы важное значение имеет информация, публикуемая на сайтах Минцифры России («цифровизация» госуправления) и Минэкономразвития (административная реформа и реформа контрольно-надзорной деятельности), на региональном уровне — кадровые концепции и государственные программы развития гражданской службы субъектов федерации.

Согласно требованиям закона, основная задача государственного служащего заключается в подготовке и исполнении решений органов государственной власти [2]. На региональном уровне (субъекты федерации) также создаются министерства, агентства, надзоры, инспекции и комитеты с различным функционалом. В значительной мере функционал служащего определяется функциями и полномочиями того органа, где он работает. В связи с данными требованиями и условиями положение государственного гражданского и муниципального служащих отличается от статуса депутата законодательного (представительного) ор-

гана и от статуса должностного лица (например, главы субъекта федерации или главы муниципального образования).

В зарубежной практике каждое современное государство формирует свою систему государственной и муниципальной службы, соответствующую задачам государственного управления. Особенности системы государственной службы определяются следующими факторами: социальные (общественные) условия и требования общества, исторические традиции, правовые нормы и категории служащих, структура, функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, финансовая и материальная составляющая, система образования, действующая в государстве (подготовка кадров для государственных и муниципальных органов) [1]. Но если говорить об определениях и терминологии, то можно выделить общие моменты.

В законодательстве стран Европы ещё традиции Римского права предусматривали различие между частным и публичным. Публичная должность предусматривает защиту интересов всего общества, а не отдельных частных лиц; решения органов публичной власти имеют принудительный характер и распространяются на всё общество; осуществление полномочий обеспечивается за счёт общественных средств, собранных с граждан и организаций в форме налогов и других общеобязательных платежей, поступающих в государственный или муниципальный бюджет. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции использует термин «публичное должностное лицо», который охватывает широкий круг лиц: гражданских и муниципальных служащих, лиц, исполняющих обязанности на общественных началах, депутатов, судей, высших должностных лиц и руководителей государственных организаций [1]. Категория «публичного должностного лица», предусматривающая определённые требования, ограничения и, прежде всего, общественный контроль за исполнением запретов в форме декларирования доходов и имущества, значительно шире дефиниции «государственного служащего» в российском законодательстве.

При анализе особенностей государственной и муниципальной службы в современном государстве целесообразно использование системного подхода. Под системой в данном случае понимается совокупность взаимосвязанных элементов. Среди важнейших элементов системы государственной службы возможно выделить следующие:

♦ нормативная правовая основа государственной службы (включая нормы конституции и законодательства, подзаконные нормативные акты, регулирующие деятельность служащих, решения судов, локальный уровень регулирования);

• правовое положение или статус служащих (включает гарантии, права, обязанности, ограничения, запреты, взыскания и поощрения на государственной службе);

• кадровая основа (конкурсный отбор, условия служебной карьеры, кадровый резерв);

♦ экономическая составляющая (средства государственного бюджета, необходимые для обеспечения

служащих, денежное содержание или заработная плата, премирование и иные формы материального стимулирования, «административные» или «общегосударственные» расходы, имущество и оборудование, техника и программное обеспечение, используемые для обеспечения функций служащих);

• организационная основа (устройство и функционал органов государственной власти и местного самоуправления, их задачи, показатели эффективности деятельности госорганов, система должностей и классных чинов государственной службы, порядок их получения, специальные звания, награды и другие формы нематериального поощрения);

• административная основа (аттестация служащих, контроль над служебным и внеслужебным поведением на предмет злоупотреблений, включая декларирование и проверку сведений о доходах, имуществе).

Набор данных элементов схож в различных системах государственной службы современных государств, что позволяет, с одной стороны, выделить ряд общих характеристик, с другой — общие проблемы и направления развития системы. С помощью сравнительного анализа, основанного на методе аналогии, можно выявить сходные элементы в системе муниципальной службы России и других стран. Несоответствие между элементами системы государственной службы порождает ряд противоречий и проблем: низкая эффективность, необоснованный и бесконтрольный рост численности госаппарата, ограниченный общественный контроль, недостаточная мотивация служащих, нестабильность кадрового состава, бюрократия, коррупция и неэффективное использование бюджетных средств.

С позиций структурных особенностей каждая система государственной службы имеет свою специфику. Например, при анализе законодательной основы, в разных странах возможно различное количество уровней правового регулирования госслужбы: международный (например, правовые акты Евросоюза), конституционный, федеральный (национальный в унитарных государствах), региональный, местный (муниципальный), локальный (правовые акты, действующие в пределах одного органа государственной власти). Также может проявляться в различной роли судебной практики. Системы оплаты труда, их структура и принципы оценки эффективности также варьируются. Законодательства современных государств могут по-разному формулировать требования, регулирующие внеслужебную деятельность госслужащих («побочная деятельность» помимо службы в государственных органах), «конфликт интересов», право на политическую деятельность, запрет на совмещение должностей, защита конфиденциальной информации и личных данных граждан. Наконец, процедуры отбора на госслужбу, включая конкурсы (открытого и закрытого типа), использование кадрового резерва и принципы найма (например, пожизненный найм), демонстрируют значительное разнообразие.

К факторам, влияющим на формирование и развитие системы государственной службы в странах, относятся: исторические условия формирования го- су-дарства в целом; культурные традиции и религиоз-

ные нормы (например, влияние шариатского права в странах Востока); основополагающие принципы системы государственной власти (принципы «разделения властей» или «единства государственной власти»), федеративное или унитарное устройство государства, включая реализацию принципа автономии регионов и (или) автономии муниципального управления; монархическая или республиканская форма правления; влияние обычного права и решений судов; политический режим страны; приоритеты государственной политики ; участие государства в международных союзах или конфедерациях; социальные и экономические условия в обществе.

В настоящий момент система государственной гражданской службы России находится в состоянии динамичных изменений, что отражено в издаваемых Государственной Думой федеральных законах, указах президента, регулирующих отдельные вопросы гражданской службы (применение сервисов «электронного правительства» в кадровой политике, сокращение штатной численности служащих центрального аппарата и территориальных структур федеральных органов государственной власти, изменения структуры денежного содержания, введение новых форм анкетирования служащих в кадровой работе) [3, 4]. Насколько правомерен вопрос о реформировании данного института по результатам анализа данных новаций? Категория «реформы», как направления государственной политики, предусматривает ясно сформулирован -ные цели, задачи, сроки их достижения и важнейшие целевые индикаторы, а также мероприятия по их достижению (см. концепции и стратегии государственной политики Российской Федерации в различных сферах). Другими словами, для достижения результата необходим план и концепция реформы. Цель, задачи, основные мероприятия, сроки реформирования системы гражданской службы на федеральном и региональном уровнях неоднократно менялись и не вполне ясно отражены в доступных официальных документах. На федеральном уровне правового регулирования в Российской Федерации в настоящий момент отсутствует концепция развития гражданской службы, нет долгосрочных или среднесрочных программ развития [9], за исключением ведомственных программ, принятых в некоторых федеральных органах исполнительной власти, например, Концепция Кадровой политики МЧС и Программа развития гражданской службы [7]. Многие федеральные и региональные концепции развития в настоящий момент морально устарели и не учитывают реалий современной жизни с учетом федерального законодательства последних лет. Важное направление государственной политики, на которое следует обратить внимание, — это национальные проекты (нацпроекты). В частности, нацпроект «Кадры», стартовавший в 2024 году и рассчитанный до 2030 года, сосредоточен на подготовке высококвалифицированных специалистов для различных эконо -мических отраслей. Однако этот проект не включает такого направления профессиональной подготовки кадров для государственной гражданской службы как на федеральном, так и на региональном уровнях [6]. Аналогичная ситуация наблюдается в других нацио-

нальных проектах по развитию системы образования и науки. В связи с этим возникают основания для создания нового федерального нацпроекта внутри «Кадры», который бы был направлен специально на развитие кадрового потенциала региональных и муниципальных органов власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция ООН против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года // Организация объединенных наций : официальный сайт. — URL : https://www.un.org/ru/documents/ declconv/conventions/corruption (дата обращения: 29.10.2024).

2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2024 № 594-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215: Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/7docbody =&vkart=card&nd=102088054&rdk=&ysclid=m4qnj7ka al130356790 (дата обращения: 29.10.2024).

3. Федеральный закон от 12.12.2023 № 594-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят Государственной Думой 30 ноября

2023 года, одобрен Советом федерации 07декабря 2023 года) // КонсультантПлюс: справочно-правовой сайт. — URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_464086/7ysclid=m4qndvj396134856445 (дата обращения: 29.10.2024).

4. Указ Президента Российской Федерации от 29.10.

2024 № 922 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) федеральных государственных органов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» // КонсультантПлюс : спра-вочно-правовой сайт. — URL : https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_489285/ (дата обращения 29.10.2024).

5. Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы // Минтруд России : официальный сайт. — URL: https:// mintrud.gov.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/1 (дата обращения 29.10.2024).

6. Национальные проекты // Правительство России : официальный сайт. — URL: http://government.ru/ rugovclassifier/section/2641/; Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию по национальному проекту «Кадры» // Там же. — URL: http://government.ru/news/52266/ (дата обращения 30.10.2024).

7. Приказ МЧС России от 1 июля 2010 г. № 306 «О реализации решения коллегии МЧС России от 16 июля 2010 г. № 4/II «Об утверждении Концепции кадровой политики МЧС России на период до 2020 г.» : МЧС России : официальный сайт. — URL: https://mchs.

gov.ru/dokumenty/vse-dokumenty/650?ysclid=m4qpskhf bi314746527(дата обращения 21.11.2024).

8. Указ Губернатора Пермского края от 17.08.2015 № 111 «Об утверждении Концепции кадровой политики на государственной гражданской службе Пермского края и муниципальной службе в Пермском крае» (с изменениями на 14 декабря 2021 года) (в ред. Указа Губернатора Пермского края от 14.12.2021 № 169) //Консорциум Кодекс: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : официальный сайт. — URL : https://docs. cntd. ru/document/428658778?ysclid=m4qq1le dcc510688381 (дата обращения 21.11.2024).

9. Завьялова, А. В. Основные проблемы формирования кадрового резерва в органах государственной власти Пермского края / А. В. Завьялова // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления глазами молодых ученых : Сборник научных статей по материалам всероссийской научно-практической конференции, Пермь, 24 мая 2017года /Главный редактор Д. Г. Красильников. — Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2017. — С. 53-55. — EDN YWUERZ.

10. Лангинен, А. В. Программы развития государственной и муниципальной службы на региональном уровне и аттестация служащих/А. В. Лангинен//Государственное и муниципальное управление в России: состояние, проблемы и перспективы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей, Пермь, 18 ноября 2021 года. — Пермь: Пермский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2021. -С. 70—76. — EDNLZJDHV.

11. Госслужба: официальный портал. — URL: https:// gossluzhba-gov.ru/(дата обращения 21.11.2024).

REFERENCES

1. Konventsiya OON protiv korruptsii. Prinjata rezolutsiey 58/4 Generalnoy Assamblei ot 31 oktyabrya 2003 goda. [UN Convention against Corruption. Adopted by Resolution 58/4 of the General Assembly on October 31, 2003]. United Nations: official website. Availablefrom: https://www. un.org/ ru/documents/declconv/conventions/corruption (Accessed: Oct 29, 2024).

2. Federalnyy zakon ot 27.07.2004 № 79-FZ "O gosu-darstvennoy grazhdanskoy sluzhbe v Rossiyskoy Federatsii" (red. ot 02.07.2024 № 594-FZ). [Federal Law No. 79-FZ of July 27, 2004 "On the State Civil Service in the Russian Federation" (as amended on July 2, 2024, No. 594-FZ)]. Sobranie zakonodatelstva RF ot 2 avgusta 2004g. № 31 st. 3215: Official Internet portal of legal information. Available from: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=vkart=cardn d=102088054rdk=ysclid=m4qnj7kaal130356790 (Accessed: Oct 29, 2024).

3. Federal'nyy zakon ot 12.12.2023 № 594-FZ "O vne-senii izmeneniy v stat'yu 12 Federalnogo zakona "O sisteme gosudarstvennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii" i otdelnyye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii" (prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 30 noyabrya 2023 goda, odobren

Sovetom federatsii 07 dekabrya 2023 goda). [Federal Law No. 594-FZ of December 12, 2023 "On Amendments to Article 12 of the Federal Law "On the System of State Service of the Russian Federation" and Certain Legislative Acts ofthe Russian Federation" (adopted by the State Duma on November 30, 2023, approved by the Federation Council on December 7, 2023)]. KonsultantPlyus: reference-legal website. Available from: https://www.consultant.ru/document/consdocLAW_464 086/?ysclid=m4qndvj396134856445(Accessed: Oct29,2024).

4. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 29.10.2024 № 922 "O dopolnitelnykh merakh po sovershenstvovaniyu oplaty truda federalnykh gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh territorialnykh organov (organov) federalnykh gosudarstvennykh organov, apparatov federalnykh sudov obshchey yurisdiktsii i federalnykh arbitrazhnykh sudov, upravleniy Sudevnogo departamenta pri Verkhovnom Sude Rossiyskoy Federatsii v sub'yektakh Rossiyskoy Federatsii". [Decree of the President of the Russian Federation No. 922 dated October 29, 2024 "On Additional Measures to Improve the Salary of Federal State Civil Servants of Territorial Bodies (Agencies) of Federal State Bodies, Apparatuses of Federal Courts of General Jurisdiction and Federal Arbitration Courts, Departments of the Judicial Department under the Supreme Court of the Russian Federation in the Subjects of the Russian Federation"]. KonsultantPlyus: reference-legal website. Available from: https://www.consultant.ru/ document/consdocLAW_489285/(Accessed: Oct29, 2024).

5. Kvalifikatsionnye trebovaniya dlya zameshcheniya dolzhnostey gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby. [Qualification requirements for filling positions in state civil service]. Mintrud Rossii: official website. Available from: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/1 (Accessed: Oct 29, 2024).

6. Natsionalnye proekty. [National projects]. Pravitelstvo Rossii: official website. Available from: http://government. ru/rugovclassifier/section/2641/; Mikhail Mishustin proven strategicheskuyu sessiyupo natsional nomuproyektu "Kadry". [Mikhail Mishustin held a strategic session on the national project "Personnel"]. Available from: http://government.ru/ news/52266/ (Accessed: Oct 30, 2024).

7. Prikaz MChS Rossii ot 1 iyulya 2010 g. № 306 "O realizatsii resheniya kollegii MChS Rossii ot 16 iyulya 2010g. №4/II "Ob utverzhdenii Kontseptsii kadrovoypolitiki MChS Rossii na period do 2020g.". [Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia No. 306 dated July 1, 2010 "On Implementing the Decision of the Board of the Ministry of Emergency Situations of Russia dated July 16, 2010 No. 4/II "On Approving the Concept of Personnel Policy of the Ministry of Emergency Situations of Russia for the Period Until 2020"]. MChS Rossii: official website. Available from: https://mchs.gov.ru/dokumenty/vse-dokumenty/6507ysclid =m4qpskhfbi314746527(Accessed: Nov 21, 2024).

8. Ukaz Gubernatora Permskogo kraya ot 17.08.2015 № 111 "Ob utverzhdenii Kontseptsii kadrovoy politiki na gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Permskogo kraya i munitsipalnoy sluzhbe vPermskom kraye"(s izmeneniyami na 14 dekabrya 2021 goda) (v red. Ukaza Gubernatora Permskogo kraya ot 14.12.2021 N 169). [Decree of the Governor of Perm Krai No. 111 dated August 17, 2015 "On Approving the Concept of Personnel Policy in the State Civil Service of Perm Krai and Municipal Service in Perm Krai" (with amendments as of December 14, 2021) (as amended

by the Decree of the Governor of Perm Krai No. 169 dated December 14, 2021)]. Konsortsium Kodeks: electronic fund of legal and normative-technical documents: official website. Available from: https://docs.cntd.ru/document/428658778? ysclid=m4qq1ledcc510688381 (Accessed: Nov 21, 2024).

9. Zavyalova AV. Osnovnye problemy formirovaniya kadrovogo rezerva v organakh gosudarstvennoy vlasti Permskogo kraya / AV Zavyalova. [Key issues in forming a personnel reserve in state authorities of Perm Krai / AV Zavyalova]. Aktualnye problemy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya glazami molodykh uchenykh: Sbornik nauchnykh statey po materialam vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Perm', 24 maya 2017 goda/Glavnyy redaktorDGKrasilnikov. [Current issues of state and municipal management through the eyes of young scientists: Collection of scientific articles based on materials from the All-Russian scientific and practical conference, Perm, May 24, 2017/ Chief editor DG Krasilnikov]. Perm': Perm National Research University; 2017. p. 53—55. EDN YWUERZ.

10. Langenin AV. Programmy razvitiya gosudarstvennoy i munitsipal 'noy sluzhby na regionalnom urovne i attestatsiya sluzhashchikh/AVLangenin. [Programsfor the Development of State and Municipal Service at the Regional Level and Certification of Officials / AV Langenin]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie v Rossii: sostoyanie, problemy i perspektivy: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Sbornik statey, Perm', 18 noyabrya 2021 goda. [State and Municipal Management in Russia: Current State, Problems, and Prospects: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Collection of Articles, Perm, November 18, 2021]. Perm': Perm branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation"; 2021.p. 70-76. EDNLZJDHV.

11. Gosudarstvennaya sluzhba: ofitsial'nyyportal. [State Service: official portal]. Available from: https://gossluzhba-gov.ru/(Accessed: Nov 21, 2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.