К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ А. К. Орешкина
Концепция перехода к устойчивому развитию и Концепция непрерывного образования являются социально детерминированными обстоятельствами как отечественного, так и общемирового образовательного процесса. Являясь совершенно новым качественным условием развития личности, непрерывное образование все больше приобретает позитивную тенденцию по обретению адаптации личности в интерактивном мире. Это изменяет сущностную направленность образовательного процесса в системе непрерывного образования с позиции обновления педагогической деятельности, поскольку кадровое обеспечение системы актуализируется разработкой теоретико-методологических подходов по развитию системы качества в рамках национальной системы качества отечественного образования.
В этой связи новые условия развития системы педагогического образования в контексте идей непрерывного образования, актуализируют научно-теоретические подходы по сопровождению образовательного процесса по подготовке педагогических кадров для системы непрерывного образования с позиции дидактического принципа преемственности. В рамках настоящего этапа развития системы непрерывного педагогического образования и в соответствии с динамичной социокультурной ситуацией, научное сопровождение по развитию новых форм образовательных учреждений, таких, как интегративный тип, предусматривающий активность процесса взаимопроникнове-
ния образовательных структур различных уровней и ступеней, является особо актуальным. Суть развития преемственности в региональных системах непрерывного педагогического образования состоит в формировании целостной системы, основанной на общности принципов функционирования различных
уровней и ступеней педагогического образования. С этих позиций, система непрерывного педагогического образования
191
включает в себя несколько подсистем, интеграция которых предполагает тенденцию развития и создание интегрированных комплексов непрерывного педагогического образования.
К инновационным процессам, происходящим в системе высшего образования, целесообразно отнести процессы активной интеграции учебных заведений педагогического образования в различных регионах. Это обусловлено развитием региональных образовательных систем, возрастанием потребности в педагогических кадрах, способных осуществлять многофункциональную педагогическую деятельность в образовательном процессе с позиции изменения парадигмы педагогического мышления. Интеграционные процессы в региональных системах образования являются теоретически и функционально оправданными процессами, поскольку способствуют решению проблемы разнообразных потребностей в педагогическом образовании. Вместе с тем, развитие новых интеграционных структур высшего и дополнительного образования на современном этапе может обеспечивать успешное формирование целостной системы непрерывного педагогического образования в конкретном регионе.
В этой связи формирование региональных педагогических систем в рамках подготовки повышения квалификации и переподготовки работников образования целесообразно рассмотреть с позиции образовательных учреждений как инновационных педагогических систем. Педагогическая система рассматривается в совокупности целей, содержания, форм, методов и средств обучения как основных ее элементов. Теоретические основы развития педагогических систем в таком контексте важно разработать с позиции содержания и характера этих элементов, их взаимосвязей, гибкости взаимоотношений между ними и выявления на этой основе закономерностей функционирования и развития их как педагогических объектов. Так, тенденция развитие образовательных учреждений педагогического образования различных типов и видов «но вертикали» обусловливает новые подходы к организации подготовки, переподготовке и повышению квалификации на основе интегрированных и раз-
192
ноуровневых образовательных программ. Решение этой задачи может обеспечить создание ресурсного центра (или системы ресурсных центров) по развитию единого и постоянно расширяющегося образовательного пространства в регионе по подготовке педагогических кадров, а так же координации и оказанию научно-методической поддержки в развитии преемственности образовательного процесса как дидактической основы построения системы непрерывного педагогического образования. Основной целью ресурсного центра должно стать формирование региональной инфраструктуры различных уровней и ступеней системы педагогического образования (училища, институты и т. п.), входящих в интегративный комплекс непрерывного педагогического образования. К основным практико-ориентированным задачам ресурсного центра можно отнести координацию выполнения региональной программы непрерывного педагогического образования по созданию целостной преемственной связи по подготовке специалистов с учетом институциональных и неинституциональных форм. Это может способствовать выработке стратегии координации деятельности ресурсного центра по развитию региональных коммуникационных образовательных сетей, оказывающих консультативную методическую поддержку преемственной связи образовательного процесса в целостной педагогической системе комплекса.
С позиции развития региональной системы непрерывного педагогического образования, преемственность образовательного процесса может проектироваться на основе принципов динамизации, многофункциональности, взаимообусловленности структурно-содержательных компонентов, равномерности развития структурно-содержательных компонентов. Рассматривая преемственность образовательного процесса непрерывного педагогического образования как социально-педагогическую категорию, целесообразно охарактеризовать ее как динамичное явление в системе образовательных процессов. Вместе с тем, учитывая, что преемственность образовательного процесса в системе непрерывного образования актуализируется профессионально-субъектной позицией субъектов образовательного
193
процесса, понимаемой как устойчивая система взаимоотношений и системообразующее свойство, что придает образовательному процессу внутреннюю целостность, то педагогическая деятельность может быть рассмотрена как многофункциональная, в которой преемственность педагогических технологий обучения осуществляется на основе принципов адаптивности, оптимальности, многоуровневости структуры, алгоритмичности и адекватности. С позиции создания целостной системы непрерывного педагогического образования и ее приоритетности в системе социально-педагогических ценностей, актуализируется сущностная направленность самодостаточности (самоценнос-
ти) уровней образования при непрерывном повышении квалификации педагогических кадров. Преемственность в педагогическом образовании может быть представлена как структура сопоставимых преемственных квалификации в педагогической деятельности, учитывающей многовекторность преемственной
связи педагогической деятельности от дошкольного образования до образования взрослых на основе сформулированных критериев (мобильности, потенциальности и т. д.).
Критерием востребованности и эффективности функционирования данной системы может быть принят критерий
вхождения («приращения») учебных заведений, входящих в комплекс непрерывного педагогического образования и социальная защищенность педагогических кадров, освоивших многоуровневые образовательные программы, что обусловливает проектирование психолого-педагогической, методической, теоретической, практической подготовки и переподготовки специалистов.
Таким образом, преемственность в уровнях педагогического образования в разных формах, типах образовательных учреждений педагогического образования на основе развивающегося опыта их интеграции, может быть представлена как иерархическая преемственность педагогического, научно-методологического, материально-технического потенциала педагогических систем в регионе. В соответствии с разработанными условиями создания интегрированной системы непрерывного педагогичес-
194
кого образования в регионе, реализацию преемственности образовательного процесса целесообразно рассматривать с теоретико-методологической, педагогической, организационной, технологической, аксиологической, нормативно-правовой и управленческой позиции.
195