Теория и методология:
проблемы, тенденции
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
(проект для обсуждения)
РОЛЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В последние десятилетия Россия активно интегрируется в мировое сообщество и переживает принципиальные изменения в социально-экономической и культурной жизни. Современное производство, основанное на знаниях, и динамичное развитие общества формируют быстро меняющийся рынок труда, в то же время растущая конкуренция, структурные изменения в промышленности, военная реформа вынуждают людей приобретать новые знания, профессии. Развивающемуся обществу нужны высоко образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивным мышлением, готовые к меж-культурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое развитие.
В начале XX века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет, и общество, в лице одного поколения, сохраняя традиционную систему образования, не чувствовало недостатка современных знаний. Сегодня обновление знаний происходит примерно каждые пять лет. И потому так остро встали проблемы функциональной неграмотности, технологической безработицы, возник дефицит экономических, правовых, технических, социально-психологических, экологических и других знаний. Базовое образование отстало от новых реальностей жизни, исчерпало свои возможности. Развитие различных видов неформального, продолженного, параллельного образования не может компенсировать недостатки традиционного.
Динамизм развития современного общества выступает реальной первопричиной не-
Авторский коллектив: д.э.н. Ю.В. Шленов, д.э.н. О.И. Бетин, д.э.н. В.М. Юрьев, д.п.н. М.С. Иванова, д.п.н. Н.Е. Астафьева
обходимости безотлагательной перестройки образования, требует кардинальных изменений в его структуре и содержании. Система образования должна адекватно реагировать на изменения внешней среды, переходить на инновационный путь развития.
В связи с перспективой вступления России в ВТО и подписанием Болонской декларации построение системы непрерывного образования является одной из приоритетных задач.
Система непрерывного образования закладывает основы формирования общего интеллектуального, культурного и научно-технического потенциала, содействует развитию образовательных программ, объ единяющих академическое качество с во<' • :к-ностью трудоустройства, способствует повышению мобильности квалифицированных специалистов, установлению более тесных связей с Европой. Непрерывное образование выступает средством, во-первых, приобщения к профессии и повышения квалификации, во-вторых, достижения определенного социального статуса, в-третьих, личностного развития, т. е. определения и реализации жизненных целей и ценностей.
В настоящее время в обществе сложились объективные предпосылки перехода к непрерывному образованию. В качестве таковых являются: создание университетских комплексов и ассоциаций образовательных заведений, обеспечение преемственности образовательных программ различного уровня, развитие неформального образования, развитие системы внутрифирменного обучения и другие.
Для повышения продуктивности непрерывного образования необходимо определить его сущность, определить концептуальные подходы развития; ориентировать создаваемую нормативно-правовую базу, помимо
директивного регулирования отношений, на поощрение познавательной, просветительской и иной образовательной активности населения как в отношении профессиональных знаний, умений и навыков, так и в отношении досуговых, любительских, гражданских.
Образование перестает быть внешне организованным процессом и становится в значительной степени образованием личности. Оно выходит за стены учебных заведений, за рамки традиционного нормирования и требует замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь» на основе широкого использования образовательных инноваций.
СУЩНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Непрерывное образование рассматривается как непрерывный процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, все типы и все уровни образования, выходя далеко за рамки так называемого формального образования. Оно предназначено для всех возрастов и имеет целью использовать весь образовательный потенциат общества, все ситуации, в которых может оказаться человек, чтобы способствовать его всестороннему развитию.
Центральной идеей непрерывного образования является категория постоянного развития человека как личности, субъекта деятельности и общения на всем протяжении жизни. Само непрерывное образование рассматривается как механизм расширенного духовного производства, которое предстает для личности как целостный комплекс средств и процессов ее самореализации, удовлетворения ее познавательных, духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил и призвания.
Непрерывное образование представляет собой систему, действующую на основе субординации подсистем: дошкольного,
школьного образования, профессионального, научного образования и повышения квалификации, взаимосвязи и координации основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и негосударст-
венных, формальных и неформальных институтов. Это открытая, гибкая и развивающаяся система, представляющая возможность каждому человеку на любом этапе его жизни подключиться к образовательному процессу. Обеспечивается это, прежде всего, преемственностью всех структурных элементов системы на основе утвержденных единых образовательных стандартов, взаимодополнением различных, гинив и форм обучения, на основе единства управления и самоуправления образовательных учреждений, поощрении новаторства, педагогического поиска, творчества.
Системообразующим фактором непрерывного образования служит общественная потребность в развитии личности каждого человека. Этим определяется глубокая интеграция всех образовательных подсистем и процессов. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение отношений взаимодополнения между ними превращают всю совокупность подсистем в единую систему.
Система непрерывного образования ориентируется на перспективы развития общества и производства, сближение и взаимопроникновение сферы образования и сферы профессиональной деятельности, рассматривает в качестве важнейшего фактора и условия - развитие этой деятельности, повышение образованности каждого человека, развитие его способностей и задатков, их полноценную реализацию, на повышение возможностей трудовой и социальной адаптации в быстроменяющемся мире. Имеет целью развитие способностей человека, его стремлений и возможностей самосозидания, разностороннего саморазвития. Обеспечивает всеобщий охват населения образовательными услугами, открывает реальные возможности каждому пройти свою «образовательную траекторию». Образование полностью интегрировано с социумом и обеспечивает конкурентоспособность человека, как на внутреннем, гак и на внешнем рынке труда.
Содержание в системе непрерывного образования ориентируется на опережающее огражение проблем развития общества, производства, науки, культуры, других сфер социальной практики. Предполагает преемст-
венность и многовариантность общего и профессионального образования, основу которых составляют фундаментализация образования, усиление внимания к методологической его составляющей.
Результатом функционирования системы непрерывного образования является развивающаяся личность, подготовленная к универсальной деятельности, имеющая сформи-рованкые познавательные запросы и духов-ные потребности, способная самостоятельно их удовлетворять. Развитие социальных адаптивных возможностей человека на протяжении всей его жизни посредством приобретения и освоения знаний, умений и навыков, в том числе профессиональных в системе формального, неформального образования и самообразования.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Теоретическим базисом становления и развития системы непрерывного образования как сложноорганизованного процесса учитывающего перспективы социокультурной, социоэкономической ситуации развития общества, является интегративная методология.
Следует выделить следующие основные принципы построения системы непрерывного образования.
Гуманизация как ведущая идея развития общества должна пронизывать все категории и сферы образовательного процесса в системе непрерывного образования с целью создания благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности личности.
Кооперация образовательных и социальных структур с производством. Данный принцип определяется стратегией социально-экономического развития, изменениями взаимоотношений учебных заведений и предприятий, спросом и предложением на услуги образования.
Демократизация образования - расширение доступа всем членам общества к образованию в связи с дифференциацией и многообразием образовательных услуг, независимо от социального положения, профессионального статуса и возраста в соответствии с интересами человека его способностями и возможностями.
Миогоуровневость системы непрерывного образования предполагает наличие многих уровней и ступеней базового и профессионального образования с точки зрения возможностей развития личности: чем больше в системе завершенных подкрепленных соответствующими государственными документами уровней и ступеней, тем больше возможностей предоставляется человеку для выбора посильного для него пу
ГГ Ы ПГЧ'Э
иоима ИЗМСНб" ния при необходимости избранной образовательной траектории при сравнительно матых потерях.
Дополнительность (взаимодополнитель-ность) всех видов образования предусматривает возможность человеком выбирать любые формы получения формального, инфор-мального (самообразования) и неформального образования в соответствии с его потребностями.
Преемственность образовательных программ. Согласование программ на всех этапах и ступенях образования. Необходима сквозная стандартизация всех программ, основывающаяся на единых целях всей системы непрерывного образования. Объединение учебных заведений различных ступеней образования в учебно-образовательные комплексы - созданием преемственно связанных учебных планов и программ по родственным специальностям и осуществление совместною обучения, снижая его продолжительность.
Маневренность профессиональных образовательных программ. Возможная смена человеком профиля профессиональной деятельности: парашельное получение профессионального образования по различным специальностям; изменение специальности в процессе обучения; получение образования по специальности, отличной от полученной ранее.
Интеграция образовательных структур. Создание единого образовательного пространства, которое сегодня целесообразно рассматривать в региональном аспекте. Такое пространство можно понимать как совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах. На федеральном уровне проблема построения единого образовательного пространства связана с созданием и реализацией государственных образовательных стандартов.
Для системы непрерывного образования они должны быть сквозными (от допрофессио-нальной подготовки школьников до последипломного образования специалистов) и маневренными.
Единое профессиональное образовательное пространство страны должно объединять не только профессиональные заведения различных типов и уровней, студентов, преподавателей, родителей студентов, а также общеобразовательные школы, научные организации, учреждения дополнительного образования, .музеи, библиотеки, информационные сети (которые сейчас обособлены).
Гибкость системы и ее звеньев заключается в способности к быстрому перестраива-нию в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества и личности. Обеспечение максимальной гибкости и разнообразия форм обучения. Это очная, вечерняя и заочная формы обучения, экстернат, очная форма обучения с совмещением работы на производстве, дистанционное обучение.
Открытость системы непрерывного образования выражается в ее способности к постановке новых целей, опережающему обновлению содержания, включению образовательных инноваций.
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Этапы развития личности определяют соответствующие ступени и уровни непрерывного образования, требования и условия реализации его конкретных целей. В соответствии с этими целями должны быть осуществлены вертикальная сквознан интеграция ступеней образования, обеспечивающая поступательность процесса развития личности и преемственность ее общего и профессионального образования, и горизонтальная координация различных образовательных структур (основных и дополнительных, государственных и общественных и т. п.), способствующая всестороннему развитию и снимающая проблемные вопросы на стыках различных образовательных структур и звеньев.
Первому этапу жизненного пути человека соответствует ступень дошкольного воспитания, где закладывается фундамент лич-
ностного развития, формируются индивидуальные наклонности, развиваются природные задатки, поощряются присущие этому возрасту любознательность, инициатива и самостоятельность. Обеспечивается усвоение первичных социокультурных правил и нравственных норм, осуществляется подготовка детей к предстоящему систематизированному обучению. Ведущая роль в осуществлении дошкольного воспитания принадлежи! семье. Всемирную помощь призваны оказывать ей работники дошкольных учреждений: ясли и детские сады, дома ребенка, детские интернаты и другие типы дошкольных учреждений.
Многообразие и гибкость организационной системы дополнительного дошкольного воспитания учитывают особенности развития детей (от отстающих в развитии до творчески одаренных).
Общее среднее образование молодежи выступает как базовое для последующего развития личности. В общеобразовательной школе первой ступени учащиеся приобретают умения и навыки учебной деятельности, учатся чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурной речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. У детей складываются первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде.
В общеобразовательной школе второй ступени - создается фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускникам для продолжения образования, полноценного включения в жизнь. Обеспечиваются разностороннее развитие личности учащегося, его склонностей, способности к самоопределению, освоение основ научных знаний, общечеловеческих норм морали и нравственности. В основной общеобразовательной школе вводится дифференцированное обучение в соответствии с запросами и склонностями учащихся пугем изучения предметов по выбору, факультативных курсов.
Па этапе общего среднего образования -в школе третьей ступени — завершается общеобразовательная подготовка учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, наиболее полного учета интересов учащихся, их активного включе-
ния в самостоятельную жизнь. Здесь может быть организовано и обучение несложным профессиям.
В целях расширения возможностей получения и углубления образования развивается сеть специализированных школ, школ-интернатов, лесных школ для детей с нарушениями здоровья, школ со специальным режимом и т. п.
Дополнительными структурами общего среднего образования служат внешкольные формы образования по интересам: дома пионеров, спортивные секции и клубы, станции юных техников, натуралистов, биологов, учебно-воспитательные организации и др.
Для реализации программ начального, среднего и высшего профессионального образования создаются профессиональные учебные заведения. Начальное профессиональное образование направлено на подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Среднее - имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего общего или начального профессионального образования. Высшее - осуществляет подготовку, переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Послевузовское - предоставляет возможность повышения уровня образования, научной и профессиональной квалификации на базе высшего.
Человек имеет возможность на любом этапе обучения вернуться к профессиональной деятельности, а при необходимости, продолжить «образовательную карьеру».
Каждому выделенному уровню профессионального образования можно поставить в соответствие совокупность ступеней: начальных рабочих разрядов квалификации, начального профессионального образования, повышенная ступень начального профобразования, среднее специальное образование, среднее специальное образование повышенной подготовки, ступень двухлетнего неполного высшего образования, четырехлетней
программы подготовки бакалавров, ступень шестилетней подготовки магистров, ступень пятилетней или шестилетней подготовки специалистов, аспирантура, докторантура.
Человек имеет возможность продвигаться по образовательной траектории «вверх», поднимаясь по ступеням и уровням профессионального образования. Кроме того, он может повышать свою квалификацию на любом этапе профессиональной деятельности, на базе любого образовательного уровня, то есть продвигаться «вперед». Человек может, при необходимости, не только продолжать образование, но и сменить его профиль, воспользовавшись услугами системы переподготовки специалистов.
Основными структурами начального профессионального образования молодежи выступают профессионально-технические училища. В качестве параллельных структур выступают различные формы производственного обучения непосредственно на предприятии. Важной ступенью непрерывного образования и подготовки кадров является среднее специальное образование. Дифференциация видов деятельности обуславливает наличие разных типов средних специальных учебных заведений - техникумов, политехникумов, медицинских, художественных, педагогических училищ и др.
Объективные процессы роста интеллектуализации труда порождают качественно новый тип учебных заведений - высшее профессиональное училище (ВПУ), которые создаются на базе лучших профтехучилищ и техникумов, филиалов вузов. В них осуществляется подготовка кадров для широкого спектра видов профессиональной деятельности: от рабочего для наукоемкого производства до младшего инженера, фельдшера, учителя младших классов, работника сферы искусства. Различные интегрированные комплексы (П'ГУ, ссуз, вуз) являются основной формой повышения профессиональной подготовки и общего образования данных категорий работников.
В качестве параллельных выступают соответствующие структуры повышения квалификации рабочих кадров и специалистов на производстве. Дополнительными являются общественные, неформальные и
инициативные структуры профессионального образования.
В качестве основных структур высшего образования выступают дневные отделения вузов. Параллельными структурами - вечернее, заочное, неполное и ускоренные формы высшего образования, «Открытые университеты», экстернат; дополнительными - подготовительные отделения и курсы, различные структуры неформального образования, лектории, студенческие научные общества и т. п.
Аспирантура и соискательство являются основными формами планомерной подготовки кадров педагогов-исследователей для работы в вузах, НИИ и других учреждениях.
Докторантура призвана осуществлять подготовку специалистов высшей квалификации, руководителей научных школ и направлений, исследователей для важнейших областей науки и техники, влияющих на всю социальную практику общества.
По мере ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса все больше возрастают масштаб и значение переподготовки кадров по новым направлениям развития науки, техники и технологии, по эксплуатации, наладке и ремонту новых поколений различных устройств, машин и оборудования. Основными в системе переподготовки и повышения квалификации становятся специализированные структуры ряда основных организационных форм (преимущественно вузов и высших профессиональных училищ - их отделения, факультеты), а также целенаправленно созданные учебные заведения типа ИПК, ФПК, КПК; параллельными - центры непрерывного образования; дополнительными - различные структуры общественных, неформальных, инициативных форм общего и профессионального образования.
В качестве неотъемлемой составной части системы непрерывного образования выступают звенья неформального образования, удовлетворяющего разнообразные культурно-образовательные потребности и запросы населения, инициативного по своей направленности и содержанию. Предоставление широких возможностей образования для старших возрастных групп населения,
лиц предпенсионного и пенсионного возраста не только имеет важное гуманистическое значение, но и играет серьезную социально-экономическую роль как источник увеличения продолжительности активной жизни трудящихся.
Необходимыми условиями эффективной работы системы непрерывного образования являются развитие сети профессиональной сриеотацва молодежи и населения; ресурсное, кадровое, организационное, информационное, правовое, научное, методическое обеспечение.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Внедрение системы непрерывного образования требует разработки и реализации интегративных межведомственных программ, направленных на удовлетворение потребностей государства, общества и личности в контексте реализации идеи непрерывного образования личности.
Управление системой непрерывного образования
Управление системой непрерывного образования должно основываться на разграничении ответственности и компетенций между министерствами и ведомствами, федеральными и региональными органами административного управления, работодателями и образовательными учреждениями при координирующей роли Министерства образования. Министерство образования осуществляет юридическую и финансовую поддержку стратегических программ и мероприятий, прежде всего на законодательном уровне.
Должен быть создан Федеральный Совет по непрерывному образованию, включающий все заинтересованные стороны, в том числе органы государственной власти, профсоюзы, работодателей, образовательные учреждения, отвечающие за выработку концептуальных направлений развития системы непрерывного образования. Совет решает следующие задачи:
- принимает предложения на рассмотрение, утверждает, согласовывает с Министерством, внедряет и контролирует качество исполнения, готовит законодательные проекты;
- курирует работу по созданию системы методического и информационного обеспечения непрерывного образования (утверждает концепции, модели, стандарты, программы);
- определяет сферы влияния консалтинговых служб в системе непрерывного образования, устанавливает перечень и статус образовательных учреждений, входящих в состав экспертно-аналитических групп по каждому из приоритетных направлений;
- согласовывает с Министерством образования вопросы финансирования внедряемых программ и инвестирования ключевых проектов и другие.
При Федеральном Совете должны быть созданы экспертно-аналитические группы по приоритетным направлениям, которые формируют и предоставляют базы данных, технологии, образовательные проекты, методические разработки и программы, вносят предложения по их апробации и внедрению.
Управление системой непрерывного образования должно осуществляться на демократической основе, в формате межведомственного разделения компетенций. Определенная «децентрализация управления» должна обеспечить вовлечение в процесс принятия решения всех субъектов непрерывного образования в качестве социальных партнеров. При этом определяются сферы компетенции партнеров, распределяются функции между федеральным, региональным и местным уровнем управления. Такой подход означает делегирование полномочий на региональный и местный уровни. Социальное партнерство должно базироваться на федеральных межведомственных меморандумах и региональных межотраслевых соглашениях по вопросам развития непрерывного образования, содержания программ обучения, финансовой поддержки образовательных структур, предоставления консалтинговых услуг и т. п.
Нормативно-правовое обеспечение системы непрерывного образования
Становление и развитие системы непрерывного образования требует принятия новых
нормативных актов, организационных решений и струкгурной политики, позволяющих обеспечить переход ог одной ступени в системе непрерывного образования к другой, и стимулирование (моральное и материальное) личности к непрерывному образованию.
К нормативно-правовому обеспечению системы непрерывного образования от носятся:
- разработка и совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы непрерывного образования;
- правовое обеспечение процедур, связанных с управлением качеством образования, включая вопросы формирования образовательных стандартов и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся, лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ непрерывного образования;
- разработка механизмов сертификации неформатьного и информального образования;
- совершенствование нормативно-!фаво-вой базы, обеспечивающей эффективность международного сотрудничества в уел =1ях построения правового демократического общества (включая вопросы признания документов о соответствующих уровнях образования, мобильности учащихся и др.).
Финансирование направлений развития системы непрерывного образования
Система российского образования должна быть ориентирована не только на государственный заказ, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Ориентация на потребителей рынка образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материа!ьно-технических ресурсов.
Финансирование системы непрерывного образования должно быть комплексным и включать как бюджетные, так и иные источники, используя средства специальных фондов, работодателей и самих граждан.
Особенностью организации предоставления услуг в рамках непрерывного образования является тот факт, что в настоящее
время идет процесс реструктуризации сети государственных учреждений, направленный на создание условий для предоставления той части услуг в рамках системы непрерывного образования, которые в настоящее время не предоставляются или предоставляются в недостаточном объеме.
Таким образом, должно быть обеспечено:
- эффективное использование средств госбюджета, выделяемых на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, программные мероприятия и целевые проекты, широкое привлечение средств из региональных и местных бюджетов, а также средств коммерческих структур, заинтересованных в реализации образовательных программ и проектов;
- самоокупаемость образовательных проектов за счет получения финансирования от партнеров и участников; создание благотворительных фондов, аккумулирующих добровольные взносы физических и юридических лиц;
- введение в практику системы банковского индивидуального кредитования физических лиц на обучение;
- создание механизмов накопительного государственного и частного страхования, позволяющего аккумулировать средства на обучение;
- расширение налоговых и других льгот, предоставляемых образовательным учреждениям и организациям, занимающимся обучением персонала.
Создание информационного пространства системы непрерывного образования на основе средств информационно-коммуника-ционных технологий.
Информационное обеспечение предусматривает, прежде всего, создание единого информационного пространегва системы непрерывного образования, обеспечение образовательных учреждений информационными технологиями и учебно-методическими материалами и комплексами, соответствующими многоуровневой системе знаний.
Методическое обеспечение системы непрерывного образования должно формироваться на основе прогрессивных образовательных технологий с учетом специфики обучения на каждом этапе системы непрерывного образования.
Информационная среда должна включать средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распределения образовательной информации и средства представления знаний, а также информацию управления образовательными заведениями. Ее назначение состоит в выявлении и развитии способностей обучаемых к творческой инициативе; создании условий для самостоя-
топt ||лгл uonnaiioiiun onomni и riv |/-огшлтпли I vviunvi v ruu.iv iviiii/i Jiiuiiiin xi * 1 /л avci ivvi uvii
ного усвоения; обеспечении автоматизации обработки результатов обучения и управления учебным процессом.
Реализация возможностей средств информационных технологий обусловливает изменение сложившихся ранее организационных форм и методов обучения, возникновение новых. Существует необходимость в изменении объема и содержания учебного материала на основе: экономии учебного времени за счет исключения рутинных операций по обработке различного рода учебной информации; расширения и углубления изучаемой предметной области за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, а также организации экспериментально-исследовательской деятельности обучаемых; расширения сферы самостоятельной деятельности, вариативности видов учебной деятельности; использования программного обеспечения в целях интенсификации обучения; изучения и распространения передового педагогического опыта, разработки баз данных системы непрерывного образования.
Подготовка педагогических кадров для системы непрерывного образования
Система непрерывного образования должна быть обеспечена педагогическими кадрами, способными направить ее развитие на достижение целей. Полноценная реализация функций образования предполагает, что в качестве субъектов педагогической деятельности выступают люди, которые, с одной стороны, имеют высокий уровень педагогического образования, с другой стороны -сами находятся в состоянии постоянного совершенствования профессиональной компетенции и развитии личностных качеств. С этой целью необходимо обеспечить непрерывное педагогическое образование.
Система непрерывного педагогического образования представляет собой совокупность путей, способов и средств развития личности, деятельности и сознания педагога в сети формального, неформального и информального образования. При этом, сохраняя сочетание самостоятельных, общественных и государственных форм профессионального развитая, система непрерывного педагогического образования характеризуем» единством целевой направленности, определяющей стандарт педагогического образования, который фиксирует требования к уровню развития сознания педагога, его личности и деятельности.
Ресурсное обеспечение системы непрерывного педагогического образования предусматривает необходимость решения следующих задач:
- проведение мониторинга и анализ образовательной практики регионов и кадрового обеспечения ее развития;
- формирование заказа и создание условий для изменения содержания педагогического образования;
- введение необходимых структурных изменений в систему непрерывного педагогического образования;
- создание механизмов мотивации профессионального роста педагогов;
- стимулирование инновационной деятельности педагогов;
- формирование государственно-общественной системы оценки качества профессиональной деятельности преподавателей;
- формирование новых механизмов оплаты труда педагогов, включая использование для этих целей средств от реализации дополнительных образовательных услуг и продуктов.
Материально-техническое и информационное обеспечение предполагает создание единого информационно-педагогического пространства на основе современных средств информационно-коммуникационных технологий.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Главная задача — это создание условий, предпосылок, законов, позволяющих обеспе-
чить непрерывное образование: как фактора увеличения продолжительности активной жизни человека; как фактора максимального и эффективного использования человеческого опыта и интеллекта в течение всей его жизни; как фактора ликвидации «закатной» философии пожилого поколения.
Необходимо обеспечить формирование в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни. Необходимо конституционно поддержать начавшийся процесс создания правовой базы, гарантирующей: равенство всех видов образования перед законом, право на получение образования в любом возрасте.
Важно поощрять развивающуюся сеть государственных и негосударственных учебных заведений и структур, аккумулирующих средства для финансирования образовательной деятельности.
Механизмы реализации концепции предполагают разработку и осуществление мероприятий по созданию правовых, финансово-экономических и организационно-методических условий для развития системы непрерывного образования.
На федеральном уровне в качестве к ;<их механизмов выступают:
- разработка политики развития системы непрерывного образования: разработка прогноза на основе критериально-оценочного построения развития в ближайшей, среднесрочной и отдаленной перспективе с учетом динамики сониашно-экономических изменений; создание потенциала для реализации и распространения во всех субъектах РФ моделей реформирования системы профессио-на1ьного образования; внесение соответствующих изменений в нормативно-правовую базу; создание системы мониторинга, которая позволит отслеживать результаты и оценивать воздействие на федеральную и региональную составляющие системы непрерывного образования;
- мониторинг состояния системы непрерывного образования (включая образовательную статистику и мониторинг качества образования): формирование и внедрение новой системы оценки качества образования (оценки образовательных результатов); сбора и анализа статистической информации и информации об образовательных результатах
для обеспечения управленческих структур и широкой общественности актуальной информацией;
- создание современной системы подготовки кадров для решения задач развития системы непрерывного образования: разработка методологии подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для создания национального потенциала в области непрерывного образования;
- разработка образовательных стандартов и программ в соответствии с принципом преемственности на разных этапах образования.
На региональном уровне:
- активное участие в научных исследованиях по реализации образовательных инноваций в регионе;
- разработка региональных концепций профессионального образования, создание и реализация региональных моделей и программ развития образования;
- изучение и удовлетворение перспективных потребностей региона в квалифицированных и конкурентоспособных рабочих и специалистах;
- проведение системы мер, обеспечивающих стабильные источники негосударственного финансирования;
- разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
- проведение комплекса мероприятий по формированию и развитию региональных рынков образовательных услуг;
- перепрофилирование школ в соответствии с потребностями региона:
- разработка и введение прозрачного механизма распределения региональных бюджетных ресурсов на образование. Введение нового финансового механизма распределения бюджетных средств на основе принципа так называемого «нормативного подушевого финансирования»; а также платных образовательных услуг на договорной основе;
- развитие управления системой непрерывного образования на региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательных учреждений;
- мониторинг системы непрерывного образования на региональном уровне;
- повышение юридической и финансовой самостоятельности учреждений профессионального образования;
- поддержка и приведение региональной нормативно-правовой базы в соответствии с проводимыми в рамках настоящей концепции реформами образования;
- создание новых образовательных структур, представляющих широкий спектр образовательных услуг местному населению, как в городской, Л'ак и в сельской местности -учебно-образовательных комплексов, многопрофильных ресурсных центров, сети дистанционного образования;
- модернизация содержания учебных программ системы непрерывного образования в соответствии с требованиями рынка труда.
Реализация концепции развития системы непрерывного образования потребует создания федеральной и региональных групп управления и контроля, разработки систем и механизмов контроля качества непрерывного образования. В частности, необходимо:
- определить качественные показатели, оценивающие все функции, виды деятельности и продукты, созданные в сфере образования, например, учебные программы, научные исследования, укомплектованность кал-рами и учащимися, состояние основных фондов и материально-технической базы, степень влияния на общество и др.;
- сформировать государственные стандарты оценки качества непрерывного образования, уточнить порядок лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений системы непрерывного образования;
- осуществлять регулярный контроль качества деятельности образовательных учреждений в период между аккредитациями; развивать процедуры самооценки и оценки внешними независимыми, в том числе международными экспертами, деятельности базовых учреждений системы непрерывного образования;
- внедрить систему менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО 900;
- ввести сертификацию и периодическую аттестацию преподавателей с целью подтверждения их квалификации;
- внедрить в практику перспективное управление, отвечающее потребностям той среды, в которой действуют образовательные учреждения;
- предоставить автономию образовательным учреждениям во внуфенних делах, сопровождаемую четкой прозрачной отчетностью;
- продемонстрировать социальную миссию системы непрерывного образования путем обеспечения высокого уровня преподавания, подготовки качественных востребованных кадров, создания эффективного социального партнерства.
Государственным заказчиком Концепции должно стать Министерство образования РФ, которое также должно отвечать за эффективную реализацию концепции.
Данная концепция может служить теоретической основой для разработки программы развития системы непрерывного образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Опираясь на принципы непрерывного образования, выделим основные, характерные направления ее развития, обусловленные социальными, экономическими, политическими, духовными потребностями развития современной России.
Обеспечение преемственности в системе непрерывного образования
Одной из острейших проблем является проблема обеспечения преемственности этапов в системе непрерывного образования. Важность ее решения усиливается необходимостью введения стандартов для устранения излишних «переломов» при переходе с одного этапа на другой. Преемственность требует разведения понятий образованности и профессиональной подготовки (субъекта культуры и субъекта профессиональной деятельности), необходимо пересечение осей универсального и профессионального образования.
Достижение целей непрерывного образования требует также преемственности общего и профессионального образования в соответствии с динамикой социальных запросов общества. Решающая роль в реализации этой задачи принадлежит разработке целостной педагогической системы преемственности. Она призвана разрешить сущест-
вующие противоречия: между качеством общеобразовательной и профессиональной подготовки и возросшим уровнем требований к выпускникам средней и высшей школы; между теорией и практикой преемственности в обучении.
Для разрешения существующих противоречий требуется перестройка системы образования, решение вопросов преемственно-
ЛТТ| ПОПОМ НО ИОЛ1Г ПЛМ Л-ГОПЛ Л^ПООЛООНМП лл. VI П Цч>^^и пи иилк,ц\^ 1*1 I и! IV ч*чу
держания, форм, методов, средств, внедрение в учебный процесс технологий, обеспечивающих преемственность.
Преемственность в становлении личности проявляется в ее динамике, предполагающей изменение ее свойств и качеств в процессе учебно-познавательной деятельности.
Не меньшую роль играет преемственность содержания образования, которая предполагает:
- рациональный отбор и периодическую корректировку самого содержания образования в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями;
- использование и перенос приобретенных ранее знаний, умений и навыков в новые условия;
- актуализацию знаний и умений обучаемых, вычленение опорных знаний, необходимых для усвоения новой информации;
- социально-педагогическое прогнозирование, на основе которого отбирается необходимая опережающая информация, подлежащая усвоению;
- осуществление на каждом этапе обучения рационального выбора основных компонентов процесса обучения;
- выявление и осуществление междисциплинарных связей;
- определение и разработку прогностических исследований проблем образования и воспитания.
Проблема преемственности содержания образования тесно связана с преемственностью методов, форм и средств обучения на всех его этапах. Преемственность методов и форм обучения достигается:
- рациональным выбором методов и форм обучения в соответствии со ступенью образования;
- их совершенствованием, связанным с развитием основных типов обучения;
- установлением оптимальной взаимосвязи между различными видами методов, форм и дидактических приемов обучения, используемых на всех этапах образовательного процесса.
Преемственность методов и форм обучения наиболее полно реализуется в комплексном взаимодействии с иреемст венноетью средств обучения. Проблема преемственности средств обучения должна решаться путем оснащения учебных заведений и заведений дополнительного образования современным компьютерным и материально-техническим оборудованием.
Реализация преемственности в обучении включает разработку и создание условий и способов установления разнообразных межпредметных связей с опорой на взаимодействие старых и новых знаний, умений и навыков обучающихся, на обеспечение условий их переноса из одной сферы в другую. Важно также учитывать разные аспекты преемственности - целевой, структурный, профессионально-квалификационный, содержательный, деятельностный, методологический, процедурный на всех этапах образования.
Решение проблемы преемственности требует опыта практической работы в данном направлении и апробации различных путей. Поскольку главная цель каждого из этапов в системе непрерывной подготовки специалистов отличная от других, то важно придерживаться необходимости решения проблем их «стыковки», прежде всего, с позиций преемственности целей подготовки специалистов на каждом этапе.
Основные направления обеспечения качества в системе непрерывного образования
Проблема качества в системе непрерывного образования с трудом поддается формализации и количественным измерениям, так как в конечном итоге оценивается интеллектуальная деятельность и ее продукт, причем в достаточно ограниченный отрезок оценочного времени. При этом в оценке качества образования необходимо учитывать как профессиональную, так и общекультурную со-
ставляющие, личностный потенциал человека и выполнение принципов функционирования системы непрерывного образования.
Тактика управления качеством образования предполагает обеспечение такого уровня, который соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, сегодняшним, уже сформулированным потребностям личности и общества, запросам производства и работодателей. Такжка управления качеством образования включает в себя выявление и решение тех проблем реального образовательного процесса и условий его обеспечения, которые возможны в нынешней ситуации и в ближайшей перспективе.
Система качества и его обеспечения в системе непрерывного образования должна руководствоваться законодательно-нормативной документацией, государственным стандартом, показателями и требованиями государственной аккредитации и аттестации, опираясь (и в тоже время, влияя) на требования общественной практики, рынка труда, работодателей и перспектив развития.
Система обеспечения качества включает в себя планирование, обеспечение, управление и улучшение качества.
Планирование качества выражается в создании модели специалиста, модели ресурсного обеспечения и модели образовательной среды.
Обеспечение качества основано на программе и системе деятельности в области обновления содержания, технологий образования и его ресурсного обеспечения.
Руководство по качеству, мониторинг качества, анализ, оценка, прогноз, построение системы мотивации участников образовательного процесса входят в систему управления качеством.
Система улучшения качества основывается на объективной оценке всех элементов и аспектов образовательного процесса, среды и управления качеством, корректировке программы и системы обеспечения качеством, практических мерах.
В системе качества непрерывного образования выделяют внешнее и внутреннее качество, взаимосвязанные и взаимообуслов-ливающие друг друга.
Внешнее качество системы непрерывного образования определяется эффективпо-
стью влияния непрерывного образования на общество.
Внутренне качество определяется качеством образовательных процессов в системе непрерывного образования, качеством потенциала преподавательских кадров и абитуриентов, качеством образовательных технологий, ресурсного обеспечения, эффективностью управления, качеством организационных структур, управленческого персонала, управленческих технологий и ресурсов системы непрерывного образования.
Формирование инновационнообразовательной среды системы непрерывного образования
Формирование инновационно-образова-тельной среды является необходимым условием функционирования системы непрерывного образования России, ибо ее жизнеспособность во многом зависит от востребованности современных, качественных образовательных продуктов и услуг потребителями. Кроме того, развитие системы непрерывного образования невозможно без инновационных преобразований.
Инновационно-образовательные процессы охватывают содержание образования, технологию, организацию, управление, образовательную экологию и включают в себя следующие этапы: инициативу, маркетинг образовательных инноваций, производство образовательных инноваций, их реализацию, продвижение на рынке образовательных услуг, оценку эффективности и диффузию инновации, затухание инновации (замену новым образовательным продуктом или услугой).
Необходимо создать систему условий управления инновационно-образовательными процессами, которая включает: научное, учебно-методическое обеспечение учебно-образовательной среды, в которой функционируют инновационно-образовательные процессы; сочетание образовательной, научно-исследовательской и коммерческой (с целью самоокупаемости инновационно-образовательных процессов и создания потенциала для инвестиций в последующие инновационно-образовательные процессы) деятельности при создании инновационных структур; соответствие структуры управления инноваци-
онно-образовательными процессами с функциями, реализующими этапы инновационно-образовательного процесса; маркетинговые исследования рынка труда и рынка образовательных услуг.
Центром кристаллизации инновационнообразовательной политики в регионе на современном этапе может стать университет. Инновационная деятельность вузов занимает особое место в большинстве регионов страны по нескольким причинам: высококвалифицированные научные кадры; университетская среда, выстраивая инновационную политику, ориентируется на потребность регионов; университеты являются интеллектуальными центрами, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов.
Для развития инновационно-образовательной политики регионов необходимо:
- развитие инновационных структурных подразделений вузов, совместных инновационных комплексов образовательных заведений, ориентированных на развитие -новых экономически*, механизмов, .хозяйствования. Направления деятельности таких структурных подразделений представляют собой совокупность научно-исследовательской, образовательной и коммерческой деятельности в тесной взаимосвязи;
- отработка новых экономических механизмов социального партнерства: венчурное финансирование НТП, лизинг, кредитование, страхование, средства международных финансов и благотворительных организаций;
- разработка нормативно-правовой и методической базы в сфере научно-инновационной деятельности системы образования;
- формирование и развитие информационного обеспечения инновационной деятельности системы непрерывного образования.
Развитие технологий открытого образования
Становление системы открытого образования в России является одним из действенных механизмов развития системы непрерывного образования. В основе идеи открытого образования лежат идеи, которые подразумевают свободное поступление в учебное заведение, составление индивидуальной
программы обучения, свободу в выборе времени и темпов обучения, свободу в выборе места обучения.
Одной из основных характеристик системы открытого образования является многообразие ее институциональных форм: подразделения дистанционного образования в традиционных университетах; университеты дистанционного образованчя; дистанционные
ПЛППОТПРПрииа ЛТ1ГПИТк!У \/и Ы МГР-ГЛО'
« • 'VI 111/1 VI 1\ри1 ( шл У л л I л ч. ^ к ж | V 4 V с*■
консорциумы университетов; телеуниверситеты; виртуальные классы; виртуальные университеты. Такое многообразие во многом объясняется новыми возможностями, предоставляемыми компьютерными и телекоммуникационными технологиями.
В последние годы все большее распространение получают следующие виды дистанционного обучения, основанные на:
- интерактивном телевидении;
- компьютерных телекоммуникационных сетях (локальных и глобальных);
- компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций.
Для обеспечения непрерывности должна быть создана сеть взаимосвязанных учебных заведений (представительств, инновационнообразовательных структур), которые во взаимосвязи создавали бы пространство образовательных услуг и удовлетворяли многообразие образовательных потребностей: общества, региона, человека.
На базе использования в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий создаются новые образовательные структуры. При этом происходит не просто смена технологической базы функционирования образовательных заведений, а в корне меняется их институциональная сущность. Как результат, сегодня во всем мире появляются все новые и новые организационные формы учебных заведений, использующих постоянно расширяюшийся спектр новых педагогических методов, новых экономических и организационноадминистративных механизмов их функционирования, образовательный процесс в которых осуществляется через разнообразные современные средства коммуникаций.
Развитие системы непрерывного образования в структуре университетских комплексов
В условиях развития университетских комплексов на основе интеграции образовательных заведений различных уровней должна измениться роль самого университета. В настоящее время высшая школа ориентирована на подготовку специалистов и базируется на трансляции. Именно трансляция не устраивает сегодняшнее развитие общества, ему нужны люди, свободные от догматизма, с креативным образом мысли и действия.
Рядом с основным направлением профессионального образования в региональном университетском комплексе должны развиваться широкие сети клубов, лекториев, библиотек, музеев, кружков, выставок, секций, курсов и многое другое, что создает для человека образовательную среду. Эта образовательная среда ставит рядом все виды образования: форматное, неформальное и ин-формальное (самообразование). Получение же диплома в перспективе должно отражать объем подготовки, полученный человеком за определенный период в целом.
При таком понимании часть функций образовательного заведения может быть передана в другие структуры, а взамен приобретены новые функции в реашзации целей развития личности: подготовка к самостоятельному приобретению знаний, к решению нестандартных задач, обеспечение свободного эффективного участия в формировании собственной личности.
В этом случае образовательные заведения в структуре университетских комплексов перестают быть «звеном» в цепочке подготовки специалистов, а сам университетский комплекс может стать центром образовательной среды регионов России, который во многом определяет будущее науки, производства, искусства, общественного развития, что повлечет за собой изменение содержания образования на различных уровнях.
Образовательная деятельность вуза в области дошкольного воспитания и обучения должна быть направлена прежде всего, на формирование у ребенка начальных навыков ориентации, адекватного восприятия и поведения в ближайшем окружении (семья, насе-
ленный пункт, системы жизнеобеспечения и т. д.), приобретение им первого опыта групповых взаимодействий, охрану его здоровья, создание благоприятных условий для проявления и развития его индивидуальных склонностей, способностей и задатков, подготовку дошкольника к переходу на следующую ступень образовательной системы -в общеобразовательную школу.
о /> т> лпгл п I мол попташ 11ЛЛ'г« «щипап
ЧУир(Оиии1М1иииЛ ДС/1 I Ч/Л0ии\/ I и ^ипич/р"
ситета в области начального образования должна быть ориентирована на создание благоприятных условий для формирования у дегей способов мышления, обеспечивающих общий уровень их интеллектуального развития и успешность дальнейшего продвижения в обучении, и предполагает научную организацию системы развивающего обучения, активизацию познавательной активности младшего школьника.
Научная и организационная образовательная деятельность университета в развитии основной школы должна быть направлена на решение ряда первоочередных задач, в числе которых: предоставление полноценного, разностороннего, развивающего образования, направленного на углубление навыков самостоятельного приобретения знаний и содействующего наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности; формирование культуры мышления, развитие памяти, воображения, внутренней мотивации изучения учебных дисциплин, приобщение учащихся к отечественным и мировым историко-культурным ценностям; предоставление возможности получения широкого современного образования при самостоятельном выборе предметов для их углубленного изучения.
Решение этих задач связывается, прежде всего, с переориентацией учебно-воспитательного процесса в основной школе с репродуктивного типа деятельности учащихся на продуктивный, на формирование навыков и умений самообразования, направленного на самостоятельное углубление и расширение знаний.
Образовательная деятельность университета в старших массах должна быть связана, в первую очередь, с созданием условий, способствующих повышению адаптивности выпускника школы, его профессиональной
мобильности, социальной защищенности, обеспеченных широким, универсальным общим образованием.
Должна быть решена проблема рационального сочетания общности (универсальности) среднего образования и его дополнительности, обеспечивающей готовность выпускника к продолжению образования, соответствующем его личностным устремлениям,
1 > 1 .• /~Ч 111^ **\ О'ТЧ г 1 л > ПИЧИ П«ЛгКл/>/Ч||/\11ПП1 ил?» плп
г* 1 г г куш у при^^^пипонипип ДСЛ“
тельности (профилизация образования).
Реализации осознанного выбора человеком своей жизненной траектории должно способствовать научно-методическое обеспечение образовательного процесса, осуществляемое университетом. Универсальный характер образования в старшем звене школы предполагает овладение методами мышления, способами добывания, усвоения и применения знаний, методиками понимания и рефлексии, приемами и способами действий. Именно эти умения, равно как и готовность самостоятельно принимать решения, формируют универсальность личности, что особенно важно в условиях, когда возникает необходимость мобильно адаптироваться к изменениям социально-экономических реалий.
В условиях дифференциации образования на старшей ступени решается проблема выбора учащимися профиля довузовского обучения на основе индивидуальных желаний, способностей и возможностей. Однако высокая интенсивность учебного процесса в старших классах не позволяет в достаточной степени учесть индивидуальные образовательные запросы каждого школьника. Снивелировать это противоречие призваны модели довузовской подготовки учащихся, базирующиеся на гармоничном сочетании репродуктивных и творчески преобразующих методов обучения, взаимоотношениях сотрудничества, отличающихся высокой технологичностью, позволяющей использовать разнообразные технологии обучения (контекстные, имитационно моделирующие, коллективного и индивидуального самообучения, выбора индивидуальных траекторий обучения и др.).
Старшая ступень школы, являясь важнейшим звеном в системе непрерывного образования, связывает, с одной стороны, основную школу, с другой - послсшкольное и
профессиональное образование, трудовую деятельность выпускников в той или иной социально-экономической сфере. В силу этого организация и содержание образования на старшей ступени школы являются одним из приоритетов образовательной деятельности университета, рассматривающего довузовскую составляющую образования в качестве дополнительной к общему образованию, не поглпшяютей, я пясшипяюшей сгЬет/ его
- , » . > ■' г - • 1' ’ - I • Г ✓
применимости к различным профилям обучения, связывающей общее и довузовское образование.
Ориентируя молодых людей, помогая им в выборе той или иной профессии, необходимо предусмотреть координацию действий университета и ряда других образовательных структур, а также служб и подразделений области, которые занимаются социально-экономическим прогнозированием развития региона и рынка труда. Модели довузовской подготовки должны ориентировать на выбор определенных видов профессиональной деятельности с гарантией последующей востребованности обществом, открывают возможность выполнения как бы целевого заказа от различного уровня служб исполнительной и законодательной власти на подготовку высококвалифицированных специалистов, целенаправленное обучение которых будет начинаться задолго до окончания школы.
Наиболее благоприятные условия для реализации стратегии непрерывного образования специалистов по программам среднего и высшего профессионального образования складываются в университетских комплексах, реализующих образовательные программы различных ступеней и уровней, позволяющих обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов посредством их интеграции.
Принципами организации учебного процесса в рамках данной системы являются: преемственность в изучении дисциплин профессиональных образовательных программ разного уровня; многоуровневость и открытость образовательного пространства; использование современных перспективных технологий в образовательной деятельности; индивидуализация обучения и вариативность учебного процесса; установление тесных взаимоотношений с производственными
структурами и рынком труда; развитие у студентов аналитических способностей и критического мышления, привитие навыков учебной деятельности и умения самостоятельно добывать знания.
Реализация концепции непрерывного образования в структуре университетского комплекса позволяет: повысить качество профессионального образования; сократить споки подготовки специалистов: обеспечить
Д ^ , , у
оптимальное освоение финансовых и материальных ресурсов, снизить себестоимость подготовки специалистов; повысить эффективность использования кадрового потенциала университетского комплекса; выработать образовательную политику в рамках университетского комплекса; оптимизировать использование научно-производственной и учебно-лабораторной базы подразделений университетского комплекса в учебном процессе.
Деятельность университета в области взаимодействия с родительской общественностью предполагает тесное сотрудничество в области создания и в образовательном учреждении, и вне его комфортной среды развития ребенка, совместное решение актуальных психолого-педагогических вопросов развития детей, способствующее обогащению культуры и традиций семейного воспитания. Совместный поиск новых форм мотивации учащихся на успешное продвижение в обучении позволяет не только распределить ответственность между самими учениками, родителями, учителями и руководителями образовательных учреждений за успешное осуществление образовательною процесса, но, в известной степени, является гарантией его высокой результативности.
Эта деятельность охватывает всю систему образовательной деятельности университета: от дошкольной - до довузовской подготовки, в рамках которой осуществляется полномасштабное психолого-диагностическое сопровождение профессионатьного самоопределения учащихся, с привлечением родителей в качестве активных участников. Это позволяет родителям со своей стороны не только контролировать процесс обучения своего ребенка, но и реатьно оценивать его возможности в выборе той или иной специальност и.
Развитие неформального образования взрослых
Образование взрослых - неотъемлемая и в то же время относительно обособленная часть системы непрерывного образования. Комплекс проблем, связанных с его функционированием и развитием, имеет свою содержательную специфику, обусловленную особенностями контингента обучающихся, а также своеобразием задач. Контингент образования взрослых - это лица, так или иначе совмещающие учебно-познавательную деятельность с практическим участием в различных сферах жизнедеятельности общества: работники сферы профессионального труда; временно незанятые, в том числе безработные; лица, занятые исключительно в домашнем хозяйстве; лица, не имеющие на данный момент определенных оплачиваемых занятий; пенсионеры по возрасту; пенсионеры по состоянию здоровья - инвалиды; люди, изменившие в силу каких-либо обстоятельств привычный образ жизни - мигранты, бывшие военнослужащие.
Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее его дальнейшим развитием. В социальных прогнозах на следующее столетие ему отводится исключительно важная роль.
Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса, возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском образовании.
Приоритетная задача образования взрослых, как это отмечается в материалах ЮНЕСКО, - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетво-
рение жизни в современном динамично изменяющемся обществе.
По мере развития демократических институтов и становления гражданского общества возрастает значение неформального образования взрослых, при котором знания, умения и навыки приобретаются вне стен образовательных заведений, к нему относится самообразование и участие в общественных движениях и гражданских инициативах (просветительство).
Самообразование имеет разные цели: от продвижения но служебной лестнице до самоутверждения и интересного проведения досуга. Проблемность данной формы образования заключается в правовой асимметрии между формальным (оформленным) и неформальным (неоформленным) образованием. Необходимо создать нормативноправовую базу, уравнивающую в правах держателей образовательных сертификатов и тех, кто демонстрирует такие же профессиональные навыки без соответствующих образовательных документов. Признание неформального профессионального образования имеет место со стороны частных работодателей, что вступает в противоречие с государственной инспекцией при лицензировании и аттестации таких фирм, которые принимают во внимание лишь свидетельства о формальном образовании.
Участие в общественных движениях и гражданских инициативах в форме просветительства рассматривается как практика освоения свободы и умения пользоваться гражданскими правами. Цель просветительства заключается в обучении тому, как посредством тех или иных гражданских действий организовать социальную среду жизнедеятельности. Особую роль в развитии просветительства играют государственные образовательные учреждения, прежде всего - университеты. Государственные университеты могут и должны разъяснять в отдаленных уголках регионов государственную политику и приоритеты развития различных направлений науки, хозяйственной, социальной и экономической деятельности путем проведения бесед, лекториев, дискуссий и других мероприятий профессорско-преподавательским составом университетов.
Неформальное образование является исключительным по эффективности и низкой себестоимости ресурсом для граждан, которые нуждаются в нем более всего: инвалидов, беженцев, безработных, заключенных, лиц без базового образования, с недостаточным знанием русского языка и других категорий граждан.
Неформальное образование рассматривается и кяк разветвленная сфера образовательных программ, которые могут предоставляться каждому человеку для удовлетворения тех или иных личностных образовательных потребностей, в том числе и общеобразовательных, и профессиональных, которые ему по тем или иным причинам не удалось получить ранее.
Перспективность развития неформального образования в России определяется рядом факторов, среди которых: ожидания и мотивация взрослого населения, развитие нормативно-правовой базы, создание информационно-образовательной среды.
Развитие внутрифирменного профессионального обучения специалистов
Профессиональное образование любого уровня (начальное, среднее, высшее), получаемое в профессиональном образовательном учреждении (профессиональном училище и лицее, техникуме, колледже, вузе), ограничено во времени и способно обеспечить обучающимся лишь начальную организацию опыта реализации полученных знаний по избранной профессии, специальности, направлению. Далее же у каждого человека
свой жизненный путь с его потребностями и возможностями совершенствования.
Отечественный и мировой опыт показывают, что одним из эффективных путей решения проблемы обновления, обогащения, прироста и ориентации знаний на цели их востребования в конкретных производственных условиях является внутрифирменная форма организации образовательного процесса.
Внутрифирменное обучение — определенное движение занятости, вызванное потребностями внутрифирменного рынка труда и реализуемое путем предоставления образовательных услуг персоналу. При этом масштабы функционирования данной формы образования, охват ею работников, объем получаемых ими знаний, навыков, умений, технологии обучения весьма различны. Это могут быть различного вида учебные комплексы, направленные на деятельность крупнейших фирм с многотысячным контингентом обучающихся, либо отдельные локатьные образования в рамках производственного участка.
Образовательные профессиональные программы в их разновидностях могут быть от нескольких часов обучения (чаше всего конкретным навыкам) до полного курса высшего и среднего профессионального образования (например, заводы-втузы, совхозы-техникумы, техникумы-предприятия). Прирост достаточного минимума знаний при внутрифирменном профессиональном обучении работников определяется потребностями производственной среды.
Поступила в редакцию 15.04.2004.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА
В.М. Юрьев
Уточним цели развития высшего профессионального образования на примере Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Достигнутые итоги развития университета к 2003 году позволили плавно перейти к
третьему этапу развития вуза. Период этого этапа условно определен границами 2004— 2010 годов. Девизом этого периода являются качество и эффективная конкурентоспособность. Постановка целей этого периода про-