НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
УДК 378 ББК 74.261.1
О. П. Бороева
г. Чита
Реализация идей гуманистической этики в условиях личностно ориентированного образования у будущих медицинских специалистов
Представленная статья акцентирует внимание на особенностях реализации идей гуманистической этики в условиях личностно ориентированной подготовки будущих медиков. Гуманность, милосердие, ответственность являются основополагающими личностными качествами медиков. Интеграция духовно-нравственного, мотивационного, эмоционально-ценностного аспектов, профессиональных знаний, умений и навыков составляет ядро медицинской профессии. Результаты анкетирования студентов Читинского медицинского колледжа позволили выявить приоритеты личностнопрофессионального становления будущих специалистов.
Ключевые слова: гуманистическая этика, будущие медицинские специалисты, личностно ориентированное образование, личностные качества, профессиональные умения и навыки.
O. P. Boroeva
Chita
Using Humanistic Ethics in Personal Orientated Education of the Future Medical
Specialists
Presented article focuses on humanistic ethics in the future medical specialists' education. Human-ity, responsibility, mercy are main medical qualities. Integration of spiritual-moral qualities, moti-vation, professional knowledge and skills become the basis in a medical work. The results of questionnaires suggested to the future medical specialists in Chita medical college have allowed to point out some priorities in personal- professional preparation.
Keywords: future medical specialists, humanistic ethics, personal qualities, practical skills and abili-ties, personal orientated education.
Основным положением гуманистической этики выступает идея о том, что человеческая жизнь - это самое достойное и высшее явление в демократичном и гуманном обществе. В гуманистической этике человек рассматривается в единстве целостного духовного и физического развития. Эта аксиома должна быть базовой для профессионального образования.
Основой профессиональной деятельности среднего медицинского персонала является гуманность и милосердие. В этой связи был разработан Этический кодекс медицинской сестры России, учитывающий большое значение этического начала ее
поведения. Так, статья третья данного кодекса гласит о том, что медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Поэтому педагоги, ведущие преподавание в медицинских колледжах, являясь примером для студентов, должны ознакомить и внедрить положения Этического кодекса в будущую профессиональную деятельность [6, с. 182184, 190]. Задача преподавателей как клинических, так и социально-гуманитарных дисциплин, состоит в том, чтобы уже у студента сформировать гуманистическое сознание, которое базируется на этических нормах медицинской профессии. На основе этих
норм в дальнейшем будет выстраиваться линия поведения будущих специалистов. Гуманистическое сознание ориентировано на такие ценности, как сострадание, терпимость, милосердие, взаимное понимание и взаимное уважение, субъект-субъектный характер взаимоотношений.
На наш взгляд, такое сознание может быть сформировано в условиях личностно ориентированного образования. Разработке модели личностно ориентированного образования как стратегического направления мировой педагогической мысли посвящены труды большой группы отечественных и зарубежных ученых: Н. А. Алексеева, Е. В. Бондаревской, В. И. Гинецинского, В. В. Давыдова, В. С. Ильина, В. М. Кларина, С. В. Кульневича, Л. И. Новиковой, А. А. Плигина, В. В. Серикова, В. И. Сло-бодчикова, А. П. Тряпициной, Г. А. Цу-кермана, И. С. Якиманской, Л. Андерсона, В. Белля, П. Брендвайна, Р. Дрейве-ра, А. Маслоу, Дж. Найсбита, М. Полани, К. Роджерса, Дж. Шваба и других.
Согласно концепции личностно ориентированного образования, его целью является развитие личности ученика - «субъекта познания» (И. С. Якиманская). В соответствии с этой установкой предполагается специальная организация его учебной деятельности. Как отмечали многие ученые, в частности И. А. Зимняя, именно «подход к ученику как к «объекту» обучения и воспитания привел, в конечном счете, к его отчуждению от учения, превратил учащегося из цели в средство. В результате обучение потеряло смысл для ученика, знания оказались внешними по отношению к его реальной жизни. Желание воспитанника быть субъектом жизни, а не объектом воспитания, считают Е. В. Бондаревская и С. В. Кульне-вич, приобретает значение жизнетворче-ства. По мнению ученых, образцы и нормы культурной, достойной жизни воплощены в ценностях воспитания, а базовыми ценностями являются человек, культура, социум. В. В. Краевский, О. С. Газман, Б. М. Бим-Бад признают то, что образование имеет подсистемы единого процесса развития, называемыми обучение и воспитание и направленными как на интеллектуально-
практический, так и на эмоциональноценностный аспекты личности [2].
Итак, личностно ориентированное образование позволяет обеспечивать процессы самопознания, самореализации, развития уникальных духовно-нравственных качеств каждой личности студента, а также использование приемов и методов с доминированием субъект-субъектных отношений.
Основой данного подхода послужили труды великих педагогов-гуманистов, в частности педагогов-медиков прошлых веков. Так, одной из главных тем педагогических работ Н. И. Пирогова была идея воспитания внутреннего человека. Он считал, что для реализации этой идеи важны гуманные взаимоотношения преподавателей и студентов. Будучи врачом, он отводил огромную роль не только содержанию профессионального образования, но и воспитанию уникальных личностных качеств, таких как сострадание, любовь, гуманность [7].
О роли воспитания нравственных качеств в становлении личности писала М. Монтессори. Особо отмечалась ею любовь, ведущая к совершенству и чувствительности, которые проявляются в страдании при виде зла и в радости при виде чужого блага. Педагог утверждала, что сутью морального воспитания является активная поддержка внутренней восприимчивости, ее совершенствования с помощью сенсорных упражнений для умственного развития, позволяющих разграничивать добро и зло. По Монтессори, моральное чувство, как и ум, способно совершенствоваться и развиваться. Как медик М. Монтессори рассуждала о том, что врач, владея достаточными медицинскими знаниями, может ошибиться в правильности диагноза, если он не сумеет вслушаться в сердце пациента или почувствовать незаметное биение пульса [5].
Другой педагог - врач Я. Корчак - был сторонником «разумного воспитания», в основе которого лежал важнейший принцип уважения личности, прав ребенка и доверия к нему. Корчак подходил к воспитанию учащегося с позиции врачебной и педагогической этики: «не вредить». По его мнению, деятельность педагога, придерживающегося принципа природосообразно-
сти воспитания человека, должна отличаться конкретным видением ребенка, постоянным и глубоким его изучением [4].
Таким образом, педагогические идеи прошлого послужили основой в разработке теории воспитания личности, к которой ученые подходили с позиций гуманистической педагогики. Педагоги - медики отмечали важность развития нравственных качеств для их духовного становления. Поэтому, используя идеи великих ученых, современная наука в реализации гуманистической этики правомерно может ссылаться на концепцию личностно ориентированного образования к процессу подготовки будущих медицинских специалистов.
Личностно ориентированное образование, по мнению В. В. Серикова, базируется на том, что личность человека выступает как специальная, конкретная, проектируемая и измеряемая цель образования, а также составляет ее специфическое содержание. Исследователь акцентирует особое внимание на личностном опыте как одном из педагогических условий, актуализирующих «механизм» личностной самоорганизации воспитанника (посредством вхождения в пространство значимых для него проблем) [8, с. 14].
О. С. Газман выделяет три педагогических условия: 1) обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты, деятельностей самоосуществления; 2) создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического существования и развития ребенка; 3) организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат) [3, с. 13].
Говоря о профессиональной деятельности, В. Д. Шадриков подводит к очень важному моменту: деятельность может быть направлена на восприятие, понимание и
изменение поведения других людей. Он предлагает взглянуть на мир через духовные ценности, которые обусловливают духовную картину мира и поведения человека в нем. Единство ума и нравственных качеств порождает добродетельное поведение (Аристотель). В итоге происходит интегративное новообразование ума и морали, где действие ума контролирует мораль, а личностные качества начинают обеспечивать деятельностный аспект поведения. Таким образом, ум тесно связывается с мотивацией, духовно-нравственными качествами, с переживаниями и личностным опытом, на значение которого в становлении субъекта обращали внимание В. В. Сериков и О. С. Газман. Приобретение опыта обеспечивает успех в деятельности, позднее он закрепляется в устойчивые формы поведения, которые в результате превращаются в черты характера [9].
Итак, личностно ориентированное образование, включающее такие содержательные характеристики, как внутренние и внешние условия развития личности, микросоциальная среда, личностный опыт, духовно-нравственные качества, позволяет реализовать основные положения гуманистической этики. Таким образом, процесс подготовки будущих специалистов должен быть направлен на создание субъект-субъектных взаимоотношений участников образовательного процесса, развитие способности студента к процессам самопознания и самореализации, воспитание в себе гуманистических качеств милосердия, сострадания, жизнетворчества, ответственности за жизнь пациента. Он предполагает совокупность личностного и профессионального становления учащихся.
Нами был задан вопрос об образе идеального (хорошего) медика студентам Читинского медицинского колледжа сестринского и акушерского отделений 1 курса (43 чел.), 2 курса (43 чел.), 3 курса (40 чел.). Основные полученные характеристики приведены в таблице.
Таблица
Характеристика идеального медика, способы личностно-профессионального развития
1 курс 2 курс 3 курс
Хороший медик вежливый, милосердный, понимающий своего пациента, умеющий посоветовать, чувствующий и переживающий за него, эрудированный, общительный, гуманный, психически уравновешенный и т. д. умеющий поговорить на любые темы и понять проблемы пациента, никогда не отказывающий, ему не страшно доверить свою жизнь и здоровье, культурный, воспитанный, уважающий своего пациента, с доброй душой и т. д. прекрасный человек, он не просто получил диплом специалиста, по тому как умеет настраивать пациента на благополучный исход лечения, относится к пациенту как к близкому, умеет общаться с разными людьми, умеющий отставить свои личные проблемы, здоровый физически, т. е. без вредных привычек, не «робот», не выставляющий свое «я»
Способы личностно -профессионального развития чтение, посещение музеев, театров, библиотек, кино, походов, развитие своих творческих способностей, познание всего нового, общение с опытными и умными людьми стремление самосовершенствоваться (чтение, музыка, кружки и секции), использование опыта старшего поколения и желание общаться и помогать людям умение саморефлексии, способность грамотно выражать свои мысли и мнение, получение дополнительного образования, общение с людьми, социальногуманитарный цикл дисциплин
Данные опроса свидетельствуют о том, что студенты видят медицинского специалиста, наделенного личностными качествами в русле гуманистической этики.
С целью выявления осознания студентами важности личностно - профессиональной подготовки была предложена анкета
А. И. Артюхиной, позволяющая выявить включенность студента в ситуации лич-%
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
профессиональные навыки и умения
ностного и профессионального развития [1, с. 207]. Результаты анкетирования, представленные на рисунке, отражают приоритет узко профессиональных медицинских умений и навыков, необходимость формирования которых предполагается вне контекста духовно-нравственных ценностей. В итоге такой подход фактически ведет к замедлению личностного развития.
личностные качества
Рис. Личностно-профессиональная подготовка студентов
Следующие цифры отражают данную тенденцию: на 1 курсе обучения 58 % респондентов отдают предпочтение профессиональным навыкам и умениям, а 42 % -развитию личностных качеств; на 2 курсе 83 % опрошенных наиболее заинтересованы в узко профессиональном становлении,
лишь 17 % студентов предпочитают направленность на личностное развитие; на 3 курсе подготовки 67 % респондентов готовы работать над совершенствованием медицинских умений и навыков, а 33 % соответственно над личностными качествами. Анализ результатов анкеты показывает недостаточ-
ное осознание студентами важности ценностной составляющей для будущего профессионального становления. Достаточно высокий процент значимости ценностной ориентации на первом курсе по сравнению со вторым обусловлен, с нашей точки зрения, тем, что преподается большой объем общих и социально-гуманитарных дисциплин, обусловливающих высокую мотивацию будущей деятельности. Необходимо особо подчеркнуть результаты анкетирования второго курса: профессиональные умения и навыки выходят на первый план, а направленность на личностное развитие в процессе профессионального становления остается без должного внимания. Для второкурсников характерна усиленная подготовка в клинических дисциплинах. На третьем курсе наблюдается незначительная положительная динамика в сторону личностного становления. Мы думаем, что это обосновано преподаванием на этом курсе предмета «Введение в биомедицинскую этику», включающего совокупность деонто-логических знаний, а также значительной нагрузкой непосредственными практическими занятиями в медицинских учреждениях. Субъектный опыт, приобретенный в процессе профессиональной практики, превращается в поиск знания и наделяется личностным смыслом, утверждают
В. М. Кларин и В. В. Сериков. Исследователи считают, что при поиске личностных смыслов происходит выработка, переживание ценностных аспектов различных действий, отношений и присвоение сущностных характеристик определенной деятельности [8].
Итак, без целенаправленной инструментовки учебно-практической деятельности будущих специалистов возникает противоречие между пониманием специфики будущей профессии и включенностью студентов в социально значимый контекст профессиональной деятельности. Хотя они могут указывать на тесную взаимосвязь личностного и профессионального развития, важна специальная работа в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, предполагающая единство формирования профессиональных знаний, умений, навыков и сознания, основанного на гуманистических ценностях.
Таким образом, реализация идей гуманистической этики у будущих медицинских специалистов в условиях личностно ориентированного образования имеет безусловное значение. Следует обратить внимание на то, что личность, выступая целью и содержанием образования, опираясь на субъектный опыт, который актуализирует его жизненный потенциал, позволяет сформировать у него гуманистическое сознание. Интеграция духовно-нравственных качеств, эмоционально-ценностного отношения личности к действительности и профессиональных умений, навыков, включенности межпредметных связей в практику, а также субъект-субъектных взаимоотношений студентов и преподавателей имеют важное значение в личностно - профессиональном становлении медика. Именно такое единство должно стать ведущим условием успешности подготовки к будущей профессии.
Список литературы
1. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. 237 с.
2. Бондаревская Е. В. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России: коллект. моногр. в 2 кн. М., 2001. Кн. 1. 336 с.
3. Газман О. С. Неклассное воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: Мирос, 2002. 294 с.
4. Корчак Я. Педагогическое наследие / сост. К. П. Чулкова. М.: Педагогика, 1990. 272 с.
5. Монтессори М. Мой метод. Начальное обучение. М.: АСТ, 2006. 351 с.
6. Островская И. В. Медицинская этика: сб. документов. М.: АННИ, 2001. 287 с.
7. Пирогов Н. И. Педагогические сочинения. М.: Наука, 2001. Т. 3. 452 с.
8. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. Волгоград: Перемена, 2000. 147 с.
9. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: АспектПресс, 2007. 284 с.