0
ГЛАВНАЯ ТЕМА / Технический регламент и межгосударственная стандартизация
К вопросу принятия Технического регламента
Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции»
А. А. Семенова, доктор техн. наук, О. А. Кузнецова, канд. техн. наук, ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии
Проект Технического Регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции», размещенный на сайте Таможенного союза http://www.tsouz.ru, в настоящее время прошел все этапы разработки и согласования и подготовлен для принятия Комиссией Таможенного союза.
^ Этот проект разработан Минсельхозом Республики Казахстан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, а также в соответствии с Графиком разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 года. № 492. Проект разрабатывался также в соответствии с Планом разработки технических регламентов Таможенного союза на 2012-2013 годы, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 года № 103.
Однако в Российской Федерации разработка технических регламентов, включая регламенты на пищевую продукцию, в том числе на мясо и мясную продукцию, была начата намного раньше — после принятия Государственной Думой 15 февраля 2002 года Федерального Закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ. Официальным началом работы над проектом российского тех-
нического регламента для мясной промышленности официально стала дата 16 февраля 2004 года. В создании документа принимали участие специалисты Ростехрегулирова-ния, ГНУ ВНИИМП им. В. М. Горбатова Россельхозакадемии и действовавшего на тот период Мясного союза России.
29 июля 2004 года в Ростехрегулирование было направлено уведомление о начале разработки с указанием объекта технического регулирования регламента «Мясо и мясные продукты. Обязательные требования к сырью, мясопродуктам, процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие безопасность мяса и мясопродуктов».
При разработке проекта российского Технического регламента была учтена ключевая роль мяса в питании человека, которая определяется его уникальным природным составом: наличием сбалансированного, легкоусвояемого, полноценного белка мышечной ткани, незаменимых аминокислот. Учитывались также уникальный жирнокислотный состав жиров (чрезвычайно важная для чело-
УДК: 637.5:006.1
Ключевые слова: техническое регулирование, проект технического регламента, Таможенный союз, ГОСТ Р 52428-2005 «Продукция мясной промышленности. Классификация», Коллегия Евразийской экономической комиссии.
века арахидоновая кислота, которой нет в растительных жирах), наличие водо- и жирорастворимых витаминов (прежде всего группы В, А, D, Е, РР и др.), высокое содержание железа (из растительной пищи железо практически не усваивается организмом человека), цинка, фосфора, кальция и пр. Потребление только 100 г говядины в день обеспечивает 1/3 потребности человека в железе, цинке и витаминах В3, Вб и В12. А для обеспечения сбалансированного поступления с пищей жирных кислот и жирорастворимых витаминов в нашем рационе должно быть не менее 2/3 животных жиров и только 1/3 растительных жиров.
Соединительная ткань мяса также важна в питании. Она содержит вещества, участвующие в аромато- и вкусообразова-нии при кулинарной обработке мяса, вещества, повышающие секрецию пищеварительных ферментов, перистальтику кишечника и усвоение мяса в целом.
В ФЗ 184 «О техническом регулировании» четко определено, что «технические регламенты принимаются в целях:
Технический регламент и межгосударственная стандартизация / ГЛАВНАЯ ТЕМА
0
— защиты жизни или здоровья граждан;
— имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей...».
Эти же цели стояли перед разработчиками российского технического регламента для мясной промышленности. По требованию контролирующих организаций и в интересах защиты прав потребителя при разработке регламента была поставлена задача доведения информации до потребителя не только о пищевой ценности (количеству белка, жира, углеводов), но и о количестве и качестве мяса в мясной продукции.
С этой целью специалистами ВНИИМПа была разработана классификация всего ассортимента мясной продукции по содержанию мясного сырья (мясных ингредиентов) и по содержанию мышечной ткани.
Согласно этой классификации мясной продукт содержит от 60 до 100% мясных ингредиентов в рецептуре, мясосодер-жащий продукт - от 5 до 60% мясных ингредиентов, а аналог мясного продукта — менее 5% мясных ингредиентов.
О качестве мясной продукции потребитель может судить по категории (категория А — самая высокая, далее Б, В, Г и Д), которая присваивается продукту в зависимости от содержания мышечной ткани как наиболее ценного и дорогостоящего компонента мяса в рецептуре. Сведения о продукте ( мясной или мясосодер-жащий), его категории потребитель должен получать от изготовителя вместе с информацией на этикетке.
В рамках разработки проекта российского регламента данная классификация широко
обсуждалась в течение пяти лет с предприятиями мясной промышленности, отраслевыми союзами, общественными и контролирующими организациями и всеми заинтересованными сторонами.
Наряду с этим подходом предлагались и другие варианты классификаций мясной продукции. В частности, предлагалось считать мясом только мышечную ткань мяса, а жир и соединительную ткань относить к немясным ингредиентам. Этот подход тоже рассматривался, однако не был принят по целому ряду причин, начиная от расхождения с европейским законодательством, которое допускает, что под словом «говядина» в составе продукта, изготовленного из бескостного мяса (например, колбасы), понимается говяжье мясное сырье, содержащие 50% мышечной ткани, 25% жировой ткани и 25% соединительной ткани, и заканчивая введением в заблуждение тех потребителей, которые (несмотря на всю полезность мяса) временно или постоянно по религиозным или иным причинам отказываются от потребления мясной (мясо-содержащей) пищи. Кроме этого, потребовалось бы исключить жировую и соединительную ткани, полученные от убоя животных и продуктов их переработки, из перечня объектов технического регулирования данного регламента, изменить ветеринарно-санитар-ные нормы, порядок сбора статистических данных о производстве мяса в стране и т.п.
Следующее предложение, поступившее уже при подготовке проекта технического регламента Таможенного союза к утверждению: классифицировать продукцию по двум показ ател я м — п о об щему б е л ку и мясному белку. При этом именно общий белок предполагалось указывать в обязательном составе в информации для потребителя. Однако предложенный подход был отклонен в связи с тем, что в общий белок входит и растительный, и мяс-
ной белок, и белок соединительной ткани, и молочный, и яичный белки. При этом белок соединительной ткани можно о п ре де лить по с п ец и ф ич ес ко й для нее аминокислоте — окси-пролину. А вот белок мышечной ткани можно только рассчитать, если вычесть из общего белка белок соединительной ткани и то, только в том случае, если в продукте не содержится белок иного (растительного, молочного, яичного и т.п.) происхождения.
На основе описанной выше классификации по категориям был разработан и введен в действие в 2007 году государственный стандарт ГОСТ Р 52675-2006 «Полуфабрикаты мясные и мя-сосодержащие. Общие технические условия». Стандарт работает уже более пяти лет. Все наименования мясных и мясо-содержащих полуфабрикатов маркируются по требованиям этого стандарта. Например, мясной полуфабрикат категории А содержит от 80 до 100% мышечной ткани, а мясной полуфабрикат категории Б - от 60 до 80% мышечной ткани и т.п.
Такая классификация ясна и понятна и производителям, и потребителям. В настоящее время правильность маркировки в соответствии с классификацией контролируется по технической документации изготовителя — рецептурам, технологическим инструкциям, рецептурным журналам. Однако контроль необходим и при обращении продукции на потребительском рынке. Для этого должны быть разработаны соответствующие методы анализа ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Росселхоз-академии в инициативном порядке занимается разработкой таких методов с момента введения классификации. Уже есть результаты, и завершить работы по созданию этих методов планируется до окончания переходного периода, предусмотренного в технических регламентах.
Российский проект технического регламента обсуждался
0
ГЛАВНАЯ ТЕМА / Технический регламент и межгосударственная стандартизация
в широком кругу специалистов предприятий отрасли на совещаниях, семинарах, конференциях и неоднократно размещался на официальном сайте ГНУ ВНИИ мясной промышленности имени В.М. Горбатова Россельхозакаде-мии www.vniimp.ru. В ходе обсуждений поступали многочисленные замечания и предложения, которые были учтены в последующих редакциях проекта технического регламента.
Проект технического регламента, с учетом замечаний и предложений, прошел общественное обсуждение 1 9 ноября 2004 года в Государственной Думе России при участии заинтересованных организаций и предприятий отрасли.
Доработанный проект был рассмотрен в Департаменте технического регулирования и метрологии Минпромэнерго РФ 12 июля 2005 года. По результатам проведенного рассмотрения получены замечания и предложения, которые также учтены при доработке редакции проекта технического регламента.
В 2007 году, в рамках Германо-Российского проекта «Совершенствование безопасности пищевой продукции и защиты прав потребителей в Российской Федерации», проект технического регламента был передан на экспертизу специалистам по законодательству о безопасности пищевой продукции Германии (ГФА Консалтинг Групп ГмбХ и Федеральному министерству продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей). Европейские эксперты в целом признали проект регламента гармонизованным с аналогичным законодательством ЕС.
29 апреля 2008 года был проведен круглый стол по рассмотрению редакции регламента, созданной с учетом замечаний специалистов Германии.
13 марта 2009 года в ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии прошло отраслевое совещание по проекту технического регламента. На совещании обсуждались во-
просы по необходимости принятия классификационного разделения продукции на мясную и мясосодержащую, необходимости запрета использования ГОСТовских названий в технической документации изготовителей (ТУ, СТО), сопровождению готовой продукции ветеринарным документом.
В ходе совещания особо отмечалось, что запрет на использование ГОСТовских названий в ТУ и СТО позволит не только предоставить потребителю верную информацию о продукте, но также будет обеспечивать равные конкурентные возможности предприятям, действительно производящим продукцию по национальным и межгосударственным стандартам и предприятиям, которые выпускают продукцию по техническим условиям.
Запрет на использование ГОСТовских названий сегодня остаётся актуальным: некоторые предприятия имеют в своем ассортименте до 20 разновидностей только «Докторской», которую производят с использованием соевого белка, крахмала и прочих ингредиентов, не предусмотренных ГОСТом.
В настоящее время, встречается мнение, что ссылка в техническом регламенте на ассортимент продукции, описываемый национальными или межгосударственными стандартами, ведет к существенной замене в рационе питания мышечного белка животными жирами. Однако, такая забота о потребителе не оправдывает попыток выхолостить суть государственных стандартов в угоду коммерческим интересам и текущей рыночной конъюнктуре. Национальные стандарты основаны на технологиях и рецептурах, проверенных многолетней практикой и одобренных не одним поколением потребителей. Опыт зарубежных стран подсказывает, что идти путем запретов и/или повального изменения характеристик продуктов питания нельзя. Так, в США, Дании и ряде дру-
гих стран уже делались попытки продвинуть низкокалорийные мясные продукты, но большинство потребителей их не оценили, так как по своим вкусовым достоинствам они не соответствуют привычным характеристикам.
Потребитель должен иметь достаточную информацию о продукте (о жире, белке, документе, по которому вырабатывается продукт и т.д) и возможность делать свой выбор максимально осознано.
Доработанный по замечаниям согласующих организаций, а также специалистов отрасли, проект технического регламента был направлен 14 июля 2009 года в Министерство сельского хозяйства для представления в Правительство РФ. Однако нерешенные вопросы с разделением надзорных и контрольных функций между государственными организациями затянули процесс принятия регламента как национального законодательного документа.
Вторым этапом в разработке технического регламента для мясной промышленности стало с о здание тех ничес кого регламента Таможенного союза. Как уже было сказано выше, в соответствии с Решениями Комиссии Таможенного союза в 2010 году страной - разработчиком проекта Технического регламента «О безопасности мяса и мясной продукции» стала Республика Казахстан.
В соответствии с Положением о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года № 527, проект технического регламента прошел процедуры публичного обсуждения и внутригосударственного согласования Сторонами.
На этапе публичного обсуждения принимались замечания и предложения от всех заинтересованных организаций и лиц и рассматривались на сове-
Технический регламент и межгосударственная стандартизация / ГЛАВНАЯ ТЕМА
ЁР
щаниях в Минсельхозе РФ, Минэкономразвития РФ, Мин-промторге РФ.
В ходе внутригосударственного согласования замечания и предложения к тексту регламента постатейно рассматривались представителями всех министерств и ведомств каждой страны — участника Таможенного союза. На этом этапе представители различных ведомств и компетентные специалисты России, Белоруссии и Казахстана неоднократно встречались для обсуждения и решения вопросов технического регулирования.
За основу при построении терминов, используемых в проекте Технического регламента, была взята предложенная ранее в российском регламенте и реализованная в ГОСТ Р 52428-2005 «Продукция мясной промышленности. Классификация» классификация мясной продукции на мясные и мясосодержащие продукты. Данный подход был поддержан российской и белорусской сторонами.
В ходе внутригосударственного обсуждения классификации и терминов были сделаны ряд уточнений к термину «мясной ингредиент» в отношении содержания кости. Так, мясной ингредиент — мясо механической обвалки — может содержать костные включения, массовая доля которых должна нормироваться в таком виде сырья. Также мясной ингредиент может содержать кость, если продукт изготовлен из целого куска мяса на кости ( например, корейка свиная, окорок на кости).
Основными вопросами при работе над проектом Технического регламента Таможенного союза были требования к размещению предприятий и сопровождение мясной продукции ветеринарными документами. Эти вопросы были обсуждены и решены с принятием Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».
В 2011 году также было принято решение о внесении в
текст проекта Технического регламента «О безопасности мяса и мясной продукции» требований к производству и обороту мясной продукции для детского питания. Казахстан, как страна-разработчик, подготовил соответствующие дополнения, которые также прошли процедуры публичного и внутригосударственного обсуждения.
26 февраля 2013 года разработчик представил в Комиссию ТС и уполномоченные органы Сторон заключение метрологической экспертизы по проекту технического регламента (письмо № 16-07-12/1039-И).
Проект технического регламента рассмотрен на третьем заседании Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер при Коллегии Евразийской экономической комиссии, состоявшемся 29-30 октября 2012 года представителями российской стороны (Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Роспо-требнадзор). По итогам обсуждения было высказано несогласие по сопровождению переработанной мясной продукции ветеринарным документом, оформленное приложением к про- токолу заседания Консультативного комитета.
Согласно протоколу заседания Консультативного комитета проект технического регламента был доработан и направлен в правительства Сторон письмом от 8 ноября 2012 года № ВК-3916/16 на согласование в целях принятия в установленном порядке.
В соответствии с Положением о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза, утвержденного Решением Совета Комиссии от 20 июня 2012 года № 48, по результатам юридической экспертизы в текст проекта технического регламента внесены изменения редакционного характера.
В настоящий момент проект
регламента готовится к обсуждению на Коллегии Евразийской экономической комиссии и последующему принятию.
Представленная версия максимально отражает принципы технического регулирования: содержит минимально необходимые требования к безопасности и требует от производителя полностью информировать потребителя о приобретаемой продукции.
Предполагаемая дата введения в действия Технического регламента «О безопасности мяса и мясной продукции» — 15 января 2014 года. В течение последующих двух лет (переходного периода) текст Технического регламента будет уточняться в части «состыковки» с другими техническими регламентами Таможенного союза. В целях координации работ по внесению изменений и дополнений в технические регламенты и решения проблем бизнеса при Комиссии Таможенного союза создан Консультативный совет по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества (Решение № 241 от 4 декабря 2012 года), под председательством В.Б. Христенко. Этот орган уполномочен решать все проблемы бизнеса (в случаях их появления), связанные с техническим регулированием, и выходить с предложениями в Комиссию Таможенного союза.
Контакты:
Анастасия Артуровна Семенова +7(495)676-6161
Оксана Александровна Кузнецова +7(495)676-3529