К ВОПРОСУ ПОНЯТИЯ «ИНТЕРЕС» И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Вафаева Д.Б.
Вафаева Джамиля Бакиевна - кандидат философских наук, доцент, кафедра истории Узбекистана, факультет истории, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: предметом исследования является гражданское общество и его экономические основы, где рассматриваются территориальных и региональные интересы. В статье указывается, что интересы государства, органов местного управления, организаций самоуправления граждан (махалли) и других институтов гражданского общества должны совпасть, если исходить из того, что любой уровень власти, самоуправления и саморегулирования должен руководствоваться интересами и отдельного человека, и населения в целом.
Ключевые слова: экономические основы гражданского общества, негосударственные некоммерческие организации, органы исполнительной власти, интересы граждан, общность интересов государства и общества.
ON THE QUESTION OF THE CONCEPT OF "INTEREST" AND ITS INFLUENCE ON THE FORMATION OF THE ECONOMIC FOUNDATIONS OF CIVIL SOCIETY
Vafaeva J.B.
Vafaeva Jamilya Bakiyevna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEKISTAN, FACULTY OF HISTORY, SAMARKAND STATE UNIVERSITY, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the subject of the study is civil society and its economic foundations, where territorial and regional interests are considered. The article states that the interests of the state, local governments, citizens' self-government organizations (mahallas) and other institutions of civil society should coincide, based on the fact that any level of government, self-government and self-regulation should be guided by the interests of both the individual and the population as a whole .
Keywords: economic foundations of civil society, non-governmental non-profit organizations, executive authorities, interests of citizens, community of interests of the state and society.
В современных условиях без гражданского общества невозможно развитие рыночной экономики так же, как демократии. Гражданское общество способствует мотивации и мобилизации граждан и других социальных субъектов на развитие различных форм гражданской активности. Сегодня в Узбекистане существуют более 11 тысяч институтов гражданского общества, однако исследования, проведенные нами в рамках деятельности в Институте изучения гражданского общества в 2017 г., продемонстрировали, что только 34% граждан Узбекистана слышали и знают, что такое гражданское общество, а 60% (!) услышали об этом впервые из уст интервьюеров. При этом всего 18% смогли объяснить, что это такое. Из них 8% говорили о гражданских правах, 2% - о возможности граждан влиять на государство, 1 % - употребляли в разных контекстах понятие «демократия», 1 % - упоминали гражданские свободы, 2% - рассуждали о солидарности и единении граждан, 2% - о гуманизме, нравственности и справедливости, 1 % - о культуре и цивилизованности. Кроме того 5% - ответили, что гражданское ус общество это получение просто паспорта как гражданина своей страны.
Гражданское общество понимается как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. Это система внегосударственных общественных отношений и институтов, гарантирующая человеку реализацию его естественных, социальных прав и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности относительно независимых членов общества. Гражданское общество есть тип социального действия, область общественной самоорга низации, оно должно быть вписано в рамки меняющихся экономических, социальных, политических и культурных условий [1. С. 6].
Организации саморегулирования и другие институты гражданского общества - явления для нашей страны относительно новые. Они призваны не только обслуживать интересы собственных членов, но и выполнять важные общественные функции. Местные органы самоуправления или махалли (ОСГ) -организации саморегулирования и другие некоммерческие организации, представляют собой формы и институты гражданского общества. Эффективность их функционирования проявляется не только в реализации интересов местных жителей, предпринимателей, отдельных членов, но и государства и потребителей.
Выяснение сущности гражданского общества будет неполным без анализа категории «интерес». Интерес — это реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений, участвующих в них индивидов и социальных групп. Исследование экономических интересов гражданского
общества, классификация явлений, составляющих объект изучения, представляет собой самостоятельную научную задачу, без разрешения которой невозможно завершенное и целостное восприятие всей проблемы. Наличие множества разнообразных интересов даже у небольших общественных формирований -признанный факт; именно это делает возможным их группировку по различным основаниям. Исключительное многообразие интересов граждан демократического общества делает необходимым возникновение и развитие гражданского общества. Важно подчеркнуть, что именно в демократическом обществе только и возможен широчайший спектр этих интересов. И связано это с теми свободами, которое данное общество предоставляет своему народу. По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений. В гражданском обществе юридически независимые граждане - через рынок труда, товаров, капиталов - выступают в качестве свободных производителей и столь же свободных потребителей, обладающих правом нестесненного распоряжения своей собственностью, свободного создания добровольных объединений и организаций. Здесь действуют механизмы, определенным образом согласовывающие интересы личностей и групп.
В нем не могут не быть разные слои и группы - социальные, профессиональные, региональные, этнические и др. Причем у каждого слоя, каждой группы могут быть свои собственные интересы, свои цели. Гражданское общество хорошо тогда, когда такие интересы сопоставляются, сталкиваются, отстаиваются, но степень общности такова, что противоборство ведется в рамках единства общества, не разрушая его.
Рассматривая интересы государства, его территориальных и региональных образований и институтов гражданского общества необходимо указать на точку соприкосновения этих интересов. Эта точка общности - в повышении качества жизни граждан, то есть какое бы образование мы ни рассматривали, государственное (органы исполнительной власти любого уровня), или общественное (институты гражданского общества), мы можем увидеть общий интерес и у тех и у других - повышение благосостояния граждан.
В конечном итоге, интересы государства, местных органов власти, организаций самоуправления граждан (махалли) и других институтов гражданского общества должны совпасть, если исходить из того, что любой уровень власти, самоуправления и саморегулирования должен руководствоваться интересами и отдельного человека, и населения в целом.
Формирование гражданского общества в Узбекистане требует создания экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики и нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей [2].
Если гражданское общество - это система общественных отношений, способствующая реализации естественных прав человека на основе самоорганизации и самоуправления, то можно сделать вывод о том, что в Узбекистане на всех этапах ее истории зачатки подобного общества существовали. Так, восточный тип органа самоуправления граждан - махалля, являлась низовым звеном гражданской самоорганизации населения, опирающимся на демократические принципы выборности из числа всех домовладельцев. Однако местное самоуправление и саморегулирование не могут быть созданы по приказу, они должно вырасти снизу и в своем становлении пройти определенные этапы, хотя, возможно, и ускоренно. Чем быстрее это произойдёт, тем быстрее будет формироваться основы гражданского общества.
Исторический анализ процесса становления самоуправления показал, что возрождение местного самоуправления в Узбекистане возможно только при слиянии двух потоков - реформы сверху, проводимой государством, и реформы снизу, подготавливаемой усилиями самих граждан по восстановлению условий совместной жизни. Это требует от государства готовности пойти на серьезное ограничение и сужение своих полномочий.
Становление экономических основ гражданского общества, повышение эффективности деятельности органов центральной государственной и местной власти, всей системы управления возможно только через понимание того обстоятельства, что органы местного самоуправления являются переходной формой к гражданскому обществу к воплощению и реализации всех связанных с ним демократических прав и обязанностей граждан. Мы считаем, что местное самоуправление, организации саморегулирования и другие некоммерческие организации представляют собой формы и институты гражданского общества. Эффективность их функционирования проявляется не только в реализации интересов местных жителей, предпринимателей, отдельных членов, но и государства и потребителей.
Экономическую основу местных органов власти, институтов гражданского общества образуют: рынок и хозяйственная деятельность, региональная собственность и имущество, земля и другая недвижимость, налоговые и неналоговые финансовые ресурсы. Отсутствие экономической основы - одна из основных причин бесправия местных органов власти и низкой эффективности их работы. Только наличие собственной экономической основы является необходимой предпосылкой сохранения статуса самостоятельности органов местного самоуправления и гражданского общества. Прогрессивное демократическое государство с развитой экономической структурой должно строить свою экономическую политику на каркасе
многообразных форм собственности (как первичных, так и вторичных), находящихся в непрерывной конкуренции. Экономика требует большого богатства форм, безграничного и беспрепятственного их развития. В богатстве форм заложена гарантия правильного и здорового функционирования хозяйственного организма.
Список литературы /References
1. Поговорим о гражданском обществе. М., 2001. С. 6.
2. Евстигнеев Р. Теоретические аспекты согласования экономических интересов // Вопросы экономики 1988. № 2. C. 80-89.
3. Рубин Я. Некоторые замечания по проблемам гражданского общества. // Общество и экономика,2004. С. 140.
4. Вафаева Д.Б. Правовые основы формирования институтов гражданского общества в Узбекистане. Научно-методический журнал «Наука, техника и образование», 2021. № 7 (82)..
5. Вафаева Д.Б. Влияние политической активности граждан на процесс становления гражданского общества в Узбекистане(Vafaeva D.B. Iinfluence to political activity of the people on process of the formation civil society in Uzbekistan.) Вестник науки и образования. № 13(67). Часть 1, 2019. C. 99-101.
6. Вафаева Д.Б. Результаты исследования по проблемам домашнего насилия в современных условиях. Научно-теоретический журнал «Наука, образование и культура», 2020. № 5(49). С. 79-81.
7. Вафаева Д.Б. К вопросу участия неправительственных организаций в осуществлении общественного контроля над органами государственной власти // Academy. № 4 (19), 2017. С.1 04-106.