POLITICAL SCIENCES
THE INFLUENCE OF POLITICAL CONSCIOUSNESS ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF CIVIL CULTURE Vafaeva D.B. (Republic of Uzbekistan) Em ail: Vafaeva570@scientifictext.ru
Vafaeva Dzhamilya Bakievna - Candidate of Philosophical Sciences, DEPARTMENT OF CIVIL SOCIETY AND NATIONAL IDEA, FACULTY OF PHILOLOGY AND SOCIAL SCIENCES, SAMARKAND STATE UNIVERSITY, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the issues of political behavior and political consciousness of the population. The author substantiates the idea of the influence of political consciousness and political behavior on the development of civil culture. The purpose of attitudes, values, and needs on the political consciousness of the population is indicated .It substantiates the idea that political consciousness plays a leading role in social self-regulation, political governance, public consensus, in the formation and development of civil society. The main idea of the article is to take into account the interests of the population when making political decisions. Keywords: democratic transformations, political behavior, political consciousness, mass consciousness, civil culture.
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Вафаева Д.Б. (Республика Узбекистан)
Вафаева Джамиля Бакиевна - кандидат философских наук, кафедра гражданского общества и национальной идеи, факультет филологии и социально-гуманитарных наук, Самаркандский государственный университет. г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы политического поведения и политического сознания населения. Обосновывается идея влияния политического сознания и политического поведения на развитие гражданской культуры. Указывается на значение установок, ценностей, потребностей на политическое сознание населения. Обосновывается мысль о том, что политическое сознание играет ведущую роль в общественной саморегуляции, политическом управлении, общественном консенсусе, в становлении и развитии гражданского общества. Главная идея статьи - учет интересов населения при принятии политических решений.
Ключевые слова: демократические преобразования, политическое поведение, политическое сознание, массовое сознание, гражданская культура.
УДК-314.96
DOI: 10.24411/2542-0798-2020-17002
Как известно, модель гражданской культуры прорастала из системы ценностей западного мира, представляющих особый тип культурного сознания, сформировавшегося в специфических исторических условиях. В европейских странах становление гражданской культуры проходило в процессе длительного развития демократических принципов, по мере повышения роли и значения личности в политической жизни общества, формирования институтов гражданского общества и установления контроля со стороны гражданского общества над государством. В своем развитии политико-культурные традиции западного общества отражали понимание самодостаточности человека в политической жизни общества, а также отношение к политике как к рациональной деятельности и отношение к государству как к институту, защищающему права и свободы человека.
Демократические традиции и ценности, передаваемые от поколения к поколению и составляющие культурное наследие народа, играют большую роль в формировании гражданской культуры общества. Они являются чрезвычайно устойчивыми и образуют некий трудноизменяемый «постоянный субстрат» гражданской культуры, включающий в себя ориентации и установки людей относительно политической системы в целом и ее отдельных институтов, принципы взаимоотношений отдельного человека, государства и общества. К примеру, известный западный политолог Р. Патнэм пришел к выводу, что наивысший уровень гражданского участия в европейских странах достигается там, где истоки подобных традиций восходят к Средневековью[1]. В тех же регионах, где давние традиции гражданственности отсутствуют, элементы гражданской культуры проявляют себя в меньшей степени. Р. Инглхарт эту
мысль формулирует так: «Можно поменять правителей и законы, но на изменение базисных установок, определяющих своеобразие культуры нации, уйдут долгие годы. Даже при революционных преобразованиях всего вероятнее то, что существующие элементы прежней модели общества сохранятся» [2]. Поэтому очевидно, какую важную роль в формировании гражданской культуры могут сыграть политические установки, ценности и особенно политическое сознание, отражающее политическую систему общества.
В стабильно развивающихся политических системах гражданская культура, с одной стороны, отражает и фиксирует в своем содержании качественное состояние основных элементов политической системы, обеспечивая поддержание ее равновесия. С другой стороны, политическая система должна способствовать развитию и функционированию необходимого для нее типа гражданской культуры посредством реализации одной из своих функций - политической социализации. Трансляция соответствующих типу политической системы политических установок, ценностей, образцов политического участия, обеспечение признания гражданами легитимности политической системы, предоставляет возможность для существования в обществе определенного типа гражданской культуры.
Гражданская культура формируется всегда в конкретной социальной среде, поэтому ее развитие, безусловно, зависит от структурных особенностей системы социальных отношений. Характер социально-классовых отношений, структура социальной дифференциации общества, острота социальных конфликтов, взаимоотношение и взаимопонимание социальных и политических институтов, общества и власти могут как способствовать, так и препятствовать процессу формирования соответствующей (желательной) для данного типа политической системы гражданской культуры. Например, история реформ эпохи первого и нынешнего Президента Узбекистана является лучшей и убедительной аргументацией высказанных здесь суждений. В настоящее время уровень гражданской культуры населения выше, что связано с тем, что современные реформы основаны на социальной справедливости и идеях демократии.
Именно в эту эпоху так называемых «либеральных реформ» в стране сложилась система власти, которая меньше всего думала о создании своей социальной базы на основе либеральных ценностей и о создании условий для формирования в стране основ политической культуры участия. Последствия этих реформ в вопросах формирования новой гражданской культуры участия ощущаются еще и в настоящее время, хотя, надо отметить, противостояние власти и общества в годы нового президентства значительно сократилось.
Необходимость в осмыслении общих закономерностей массового политического поведения граждан, факторов формирования политических предпочтений, актуализирует потребность в изучении «субъективного» аспекта политического процесса, связанного с особенностями массового сознания, ибо в политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание».
Политическая цель, стратегия и тактика, политический выбор в каждый данный момент развития общества мотивируются, задаются политическим сознанием, идеями, чувствами, стремлениями, интересами. Политики формулируют политическую цель, вырабатывают стратегию и тактику, руководствуясь потребностями общества и собственным пониманием существующих реалий и перспектив развития. Граждане страны поддерживают или отвергают политику государства, руководствуясь своим политическим сознанием. Следовательно, политическое сознание, существующее в теоретической и обыденной форме, оказывает решающее влияние не только на качество политических решений и установок, но и на судьбу их реализации на практике. Именно политическое сознание, как совокупность политических позиций, оценок, настроений и убеждений, носителями и выразителями которых являются индивиды, социальные группы и общности, отражает уровень легитимности и социальной базы поддержки власти, играет ведущую роль в общественной саморегуляции, политическом управлении, общественном консенсусе, в становлении и развитии гражданского общества.
Таким образом, изучение политического сознания, которое играет существенную роль в жизни общества, является актуальной научной и практической потребностью, самым непосредственным образом связано с пониманием процессов социально-политического развития гражданского общества. Без глубокого понимания и четкого осознания сущности этого сложного и противоречивого феномена - сознания представляется весьма затруднительным правильное понимание места и роли институтов гражданского общества в социально-экономической жизни.
Исследование политического сознания граждан помогает отобразить процесс осознания политическим субъектом своих политически значимых интересов, выработки целей и принятия решений, определения средств и методов деятельности и т.д. Только раскрывая эти процессы и можно понять, как функционируют политические системы, принимаются государственные решения, почему в одних и тех же условиях люди и институты власти ориентируются на разные цели, выбирают тех или иных союзников, воспринимают те или иные традиции. В связи с этим анализ общественных настроений граждан стал важной исследовательской задачей.
Теоретическое осмысление проблем массового сознания и политической культуры сознания восходит еще к идеям древних мыслителей таких, как Платон, Аристотель и другие, которые обратили внимание на то, что на политическую жизнь оказывает влияние образ мыслей людей, их ценности и настроения.
К настоящему моменту теоретическим основам изучения феномена «политическое сознание» посвящено значительное количество публикаций. В них рассматривается достаточно широкий спектр научно-практических вопросов, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме.
Необходимость в осмыслении общих закономерностей массового политического поведения, факторов формирования политических предпочтений актуализирует потребность в изучении «субъективного» аспекта политического процесса, связанного с особенностями массового сознания. В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание».
Политическое сознание проявляется и создается в процессе политической деятельности людей, вырабатывается социальными общностями, обществом в целом, принимая форму специфически духовного производства. Она всегда направлена либо на их развитие (совершенствование), либо на их разрушение (замену). Такого рода направленность политической деятельности придают наиболее активные группы, функционирующие внутри социальных общностей, имеющих свои собственные политические интересы.
Тем не менее, политическое сознание социальных общностей существует столь же объективно, отнюдь не совпадая с индивидуальными сознаниями. И здесь автор может сослаться на точку зрения Э.Дюркгейма, который считал, что «группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были бы разъединены» [3].
Таким образом, субъектом политического сознания может быть как отдельный человек (голосование на выборах), так и социальная общность (махаля), социальный институт (негосударственные некоммерческие организации). В реальной политической жизни политическое сознание побуждает людей к политической деятельности, политическому поведению, оказывает влияние на их направленность и проявляется в них. И действительно именно идеи, взгляды, позиции, чувства и т.д., внесенные и закрепленные в сознании, позволяют выработать такие качества, как сознательность, убежденность, предрасположенность к действиям. То есть сознание становится руководством, стимулом, установкой к деятельности.
Специфика развития гражданского общества в Узбекистане и возможности его воздействия на процесс демократизации в значительной мере обусловлены особенностями общественного сознания и базовых ценностей граждан. Особое значение на характер политического сознания оказывает национальная культура и менталитет народа. Именно они влияют на характер гражданской культуры в современном гражданском обществе.
Список литературы / References
1. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Под редакцией Е.Ю. Мелешкиной. // М., 2001. С. 130.
2. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Под редакцией Е.Ю. Мелешкиной. // М., 2001. С. 152.
3. Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991. С. 399.
4. Вафаева Д.Б. Влияние политической активности граждан на процесс становления гражданского общества в Узбекистане. «Вестник науки и образования». № 13 (67). Часть 1, 2019.C. 99-101.
5. Вафаева Д.Б. К вопросу участия неправительственных организаций в осуществлении общественного контроля над органами государственной власти // «Academy». № 4 (19), 2017. С. 104-106.
6. Vafaeva D, Ahatova B. Качества личности выдающихся людей как средство в педагогическом воспитании. «International scientific review», 2016. № 5 (15). С. 92-94.
7. Вафаева Д.Б Демократическое государство и гражданское общество: вопросы взаимодействия. // Журнал «Наука и образование сегодня», 2018. C. 91-94.