УДК 316.6
К ВОПРОСУ ПОНИМАНИЯ СУБЪЕКТНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА ВУЗА (БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА) КАК СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА
А.Р. Насыбуллин (г. Казань, Российская Федерация)
Статья посвящена одной из актуальных проблем социальной психологии - изучению социально-психологических перцептивных составляющих субъектного имиджа студента вуза - будущего бакалавра.
Ключевые слова: имидж человека, имидж студента, субъект имиджа, перцептивные составляющие имиджа студента, социально-психологические особенности имиджа педагога-психолога, компоненты структуры имиджа студента-будущего бакалавра
UNDERSTANDING THE PROBLEM SUBJECTIVE IMAGE STUDENTS UNIVERSITY (FUTURE BS) AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON
A.R. Nasybullin (Kazan, Russian Federation)
Abstract. Article is devoted to one of the urgent problems of social psychology, the study of social and psychological components of subjective perceptual image of the student-university bachelor's future.
Keywords: Image of the man, the image of the student, the subject of the image, the image components perceptional student socio-psychological characteristics of the image of an educational psychologist, structural components of the image of the future bachelor student.
Социально-экономические условия развития общества и политическая ситуация развития в современной России вызвали изменения как в жизни различных социальных групп, так и в представлениях личности как субъекта социальной перцепции. В особенности происходят существенные изменения в студенческой среде как особом социальном социуме общества. Сегодня социум испытывает острую потребность в новом практико-ориентированном специалисте, т.е. бакалавре.
Система высшего профессионального образования уже перешла на подготовку бакалавров. Однако в массовом сознании еще не в полной мере сформированы представления о бакалавриате как первой ступени высшего профессионального образования. В социальной психологии это вызывает потребность в изучении вопросов как о перцептивных составляющих имиджа,
так и условий, механизмов и особенностей развития и функционирования имиджа бакалавра, начиная со студенческого возраста.
Понятие «имидж» получило широкое использование в самых разных областях знания: антропологии, философии, социологии, психологии,
педагогике, политологии, культурологии. Понятие и категория имиджа используется как в отношении человека, так и неодушевленных предметов. Нас интересуют вопросы именно имиджа человека как личности и субъекта профессиональной деятельности. По содержанию, структуре и составу категория имиджа уже стала междисциплинарным социально-психологическим феноменом. Данное понятие сформировалось в категориальном поле многих наук, но в каждой научной отрасли оно интерпретировалось в соответствии с его особенностями, целями, задачами, функциями. На уровне общественного сознания и ментальности современного человека понятие имиджа существует как представление о ценностных ориентациях, от которых зависит успешность и эффективность субъектов профессиональной деятельности.
В социальной психологии категория и понятие имиджа сегодня занимает особое место, так как аккумулирует и трансформирует в себе элементы онтологии и гносеологии. В контексте онтологии понятие имиджа раскрывает отражение содержания объекта, в гносеологии - процесс активного познания субъекта и активного действия в контексте управления им. Проблема изучения и развития представлена в исследованиях ряда авторов (Л.Ю. Донская,
A. А. Калюжный, А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, Е.А. Петрова, Г.Г. Почепцов,
B. М. Шепель и др.) [1-9]. В науке нет однозначного понимания имиджа. Причем многие определения имиджа противоречат друг другу в контексте вопросов социальной перцепции.
В контексте понимания имиджа как перцептивного социальнопсихологического феномена нам импонирует определение имиджа, которое предложил А.Ю. Панасюк: «... имидж объекта - это мнение рационального характера или эмоционально окрашенное об объекте, возникшее в психике, в сфере сознаний(и) или в сфере подсознания определенной (или неопределенной)
группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного- через восприятие уже оцененного кем-то образа на основе восприятия мнения, сформированного в психике других людей с целью возникновения аттракции-притяжения людей к данному объекту» [7, с. 25].
Несмотря на значимость и результативность исследований по изучению социально-психологических особенностей имиджа ряд проблем остаются малоизученными[5]. Анализ научной социально-психологической литературы показал недостаточную разработанность имиджелогии студенчества, как новой отрасли знания. Например, В.М. Шепель подчеркивает необходимость изучения и формирования имиджа профессионала и отмечает малоизученность специфики имиджа студента, его функций, структуры и особенностей формирования [9].
Определенные наработки в изучении имиджа студента и его социально-психологических особенностей сделаны А.А. Жеребненко [3]. Мы согласны с этим автором, что многие факторы развития имиджа студента вуза - будущего бакалавра сопряжены с механизмами его проявления в структуре социальнопсихологических особенностей на различных уровнях социальной перцепции. При этом важным механизмом развития имиджа студента вуза является мера согласования - рассогласования структурно-содержательных особенностей имиджа на уровне индивидуальной и общественной апперцепции [3].
Нами была взята за основу модель имиджа студента вуза, представленная в исследовании О.А. Жеребненко [3]. Социально-психологические особенности имиджа студента вуза - будущего бакалавра определяются оптимальным сочетанием компонентов и проявляются в структуре личности на уровне мотивационной, субъектно-деятельностной и социально-психологических сфер личности. Использование данной модели является основанием для разработки критериев и индикаторов выявления социально-психологических особенностей субъектного имиджа студента вуза- будущего бакалавра.
Социально-психологические особенности имиджа студента вуза сопряжены с функциями имиджа субъекта социально-ориентированной деятельности: социальной адаптации и социально-ориентированной
активности; социального влияния и субъектного отражения; рефлексивноперцептивной; психотерапевтической; аффективной-потребностной; организаторской; коррекционно-развивающей; регуляционной; личностносубъектной. Оптимальное сочетание компонентов имиджа студента - будущего бакалавра и их трансформация в функциях приводят к формированию его перцептивных составляющих, которые в совокупности проявляются в «профиле субъектного имиджа».
Мы считаем, что субъектный имидж студента вуза - будущего бакалавра -это интегральная характеристика, включающая в себя совокупность внешних и внутренних социально-психологических перцептивных составляющих личности (визуальная, интеллектуальная, статусная, социальная перцепция). Понятие «субъектный имидж студента вуза», мы, прежде всего, связываем с таким понятием как субъект учебно-профессиональной деятельности. Студент вуза является субъектом учебно-профессиональной деятельности. Именно студенческий возраст, как считает Ф.Г. Мухаметзянова, условно можно считать «золотым веком» развития личностной субъектности студента [5-6].
Студент вуза - будущий бакалавр как субъект учебно-профессиональной деятельности - это личность студента вуза на высшем, индивидуализированном для него уровне активности, самостоятельности, мотивированности, ответственности, самореализации [6]. Способность студента быть субъектом учебно-профессиональной деятельности - это субъектность студента. Субъектность студента вуза как функциональная характеристика его личности определяет тот «сдвиг» в поведении им самим же вызванный [6]. Итак, модель перцептивных составляющих субъектного имиджа студента вуза - будущего бакалавра включает в себя ряд компонентов (в авторской модификации):
- визуальная перцепция: а) внешний вид субъекта (внешний вид, стиль одежды, аксессуары); б) стиль поведения и общения (манеры поведения и общения);
- интеллектуальная перцепция: а) личностные качества; интеллектуальные качества в) профессионально-значимые личностные качества;
- статусная перцепция: а) статус и эффективность вуза и факультета; престижность профессии;
- социальный фон апперцепции: а) личностные характеристики окружения, социума (семья, друзья, знакомые, будущие коллеги); б) стратификационные характеристики окружения (степень престижа референтной социальной группы);
Как показывают результаты исследований О.А. Жеребненко по проблеме социально-психологических особенностей имиджа студента, развитие имиджа студентов от первого к пятому курсу идет в направлении роста мотивационно-потребностной сферы личности и социальной направленности ценностей [3]. В процессе профессиональной подготовки у студента вуза происходит освоение социальной роли будущего бакалавра как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Когда человек думает о любом явлении (в нашем случае - о конкретной профессии), ему в голову приходят образы, картинки, слова, ассоциации. Это - содержательная часть имиджа, несущая смысловую нагрузку. Мы считаем, что содержательную часть имиджа профессии можно условно разделить на три основные категории компонентов: внешний облик, личностные особенности и профессиональные навыки. К внешнему облику мы относим как непосредственные внешние данные человека, так и его невербальные средства общения, иными словами - всё, что видно глазу, наблюдается, воспринимается визуально.
Личностно-субъектные особенности имиджа студента - будущего бакалавра - это всё, что относится к личности как субъекту учебнопрофессиональной деятельности: ценности, установки, качества, цели,
мотивация, различные характерные особенности и т.д. В отдельную категорию мы выделяем профессионально-значимые личностные качества.
В нашем опытно-экспериментальном исследовании приняло участие более 120 студентов. В своем исследовании мы рассматривали такие факторы, как принадлежность к определенной социальной группе, пол, возраст, эмоциональная оценка профессии и др. Прежде всего, мы выявили средний вес компонентов имиджа бакалавра. Большинство будущих бакалавров рассматривают, в первую очередь, себя как профессионала, и только потом -как личность. Внешний компонент играет довольно незначительную роль в общем впечатлении от профессии. Вполне естественно, что простой срез усредненного восприятия социумом будущего бакалавра не в полной мере раскрывает некоторые социально-психологические механизмы. Поэтому имеет смысл провести более детальный анализ с учетом имеющихся социальных факторов.
В своей работе мы отталкиваемся от предположения, что студенты, когда-либо имевшие непосредственный контакт с представителя выбранной профессии, склонны иметь несколько иное впечатление, нежели те, которые рассуждают об этой профессии лишь теоретически (Таб. 1).
Таблица 1. Компоненты имиджа будущего бакалавра в зависимости от наличия или отсутствия у респондентов опыта взаимодействия с представителем будущей профессии
^''^Опыт взаимодействия Есть Нет
Компонент
Профессиональный 48% 58%
Личностный 46% 38%
Внешний 6% 4%
Профессиональное и личностное в профиле имиджа бакалавра практически равнозначно: 48% и 46% соответственно. Примечательно, что непосредственный контакт с бакалавром также заставляет чуть больше делать акцент на внешнем компоненте, хотя разница по этому показателю -несущественная 2%.
Таким образом, начинает выявляться социально-психологический механизм имиджа будущего бакалавра. Очевидна закономерность: имидж бакалавра для «непросвещенных субъектов» - более «расплывчатый», «неодушевленный», профессиональный. Тогда как те, кто имел реальный опыт общения с представителем этой профессии, в определенной мере пересматривают свое отношение. Живой контакт с бакалавром меняет восприятие людей на более «живое», «одушевленное», человеческое, личностное и субъектное восприятие. Рассматривая различия восприятия, интересно обратиться к гендерным различиям социальной перцепции (Табл. 2.).
Таблица 2. Мужское и женское восприятие бакалавра
Пол Мужской Женский
Компонент
Профессиональный 52% 55%
Личностный 44% 37%
Внешний 4% 8%
Можно считать, что женщинам, в сравнении с мужчинами, более важны профессионализм и внешность. Мужчины же, в сравнении с женщинами, больше внимания уделяют личностным качествам. На практике различия, вероятно, могут означать, что бакалавру при работе с женщинами следует больший акцент делать на профессионализм и чуть больше внимания уделять внешности; при работе с мужчинами - также на профессионализм и практически без особого внимания к внешности.
Как видно из некоторых результатов нашего исследования, субъектный имидж студента - будущего бакалавра - интересный социальнопсихологический феномен социальной психологии. Мы, в свою очередь, продолжаем более глубокое изучение его закономерностей и механизмов проявления и развития, которые станут предметом более основательных дальнейших научных разработок.
Источники:
1. Абульханова К.А. Психология сознания личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) // Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж. Изд-во НПО «МОДЭК»,1999. 224 с. [Abulkhanova K.A. Psychology of personal consciousness (problems of methodology, theory and research on the real identity) // Selected psychological works. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute. Voronezh: Publishing House SPU «MODEK». 1999. 224 p. (In Rus.)]
2. Донская Л.Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы: Дисс. канд. псх. наук. Ставрополь, 2004. [Donskaya L.U. Psychological conditions of a higher school teacher image formation: Thesis. Candidate of psychological sciences. Stavropol, 2004. (In Rus.)]
3. Жеребненко О.А. Социально-психологические особенности развития имиджа студента вуза: Дисс. канд. псх. наук. М., 2007. 177 c. [Zherebnenko O.A. Socio-psychological characteristics of university student development image: Thesis. Candidate of psychological sciences. Moscow. 2007. 177 p. (In Rus.)]
4. Калюжный А.А. Социально-психологические основы имиджа учителя: Автореф. дис. д-ра псх.н. Ярославль, 2008. 51 с. [Kalyuzhnyi A.A. Socio-psychological bases of teacher image: Author’s thesis Doctor of psychological sciences. Yaroslavl, 2008. 51 p. (In Rus.)]
5 Мухаметзянова Ф.Г, Прыгин Г.С Социально-психологические особенности субъектного имиджа студента как индикатора инновационной образовательной среды современного вуза // Казанский педагогический журнал. 2011. №5-6(89-90). С. 121-128. [Mukhametzyanova F.G., Prygin G.S. Sociopsychological peculiarities of the student subject image as an indicator of innovative educational environment of a modern university // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2011. No. 5-6 (89-90). Pp. 121128. (In Rus.)]
6. Мухаметзянова Ф.Г., Мифтахов И.И. Феномен субъектности студента в психологии // Казанский педагогический журнал. 2013. №4 (99). С. 126-130. [Mukhametzyanova F.G., Miftakhov I.I. The phenomenon of student subjectivity in psychology // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2013. No. 4 (99). Pp.126-130. (In Rus.)]
7. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегии, психотехники, психотехнологии. М.: Омега-Л, 2007. [Panasyuk A.U. Image formation: strategies, psychotechnics, psychotechnologies. Moscow: Omega-L, 2007. (In Rus.)]
8. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект-пресс, 2002. [Perelygina E.B. Image Psychology. Moscow: Aspect-press, 2002. (In Rus.)]
9. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 528 с. [Shepel V.M. Image maker profession. Rostov on Don: Feniks, 2008. 528 p. (In Rus.)]
References:
1. Abul'khanova K.A. Psikhologiya soznaniya lichnosti (problemy metodologii, teorii i issledovaniya real'noy lichnosti) // Izbrannye psikhologicheskie trudy. M.: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut. Voronezh. Izd-vo NPO «MODEK»,1999. 224 s.
2. Donskaya L.Yu. Psikhologicheskie usloviya formirovaniya imidzha prepodavatelya vysshey shkoly: Diss. kand. pskh. nauk. Stavropol', 2004.
3. Zherebnenko O.A. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti razvitiya imidzha studenta vuza: Diss. kand. pskh. nauk. M., 2007. 177 c.
4. Kalyuzhnyy A.A. Sotsial'no-psikhologicheskie osnovy imidzha uchitelya: Avtoref. dis. d-ra pskh.n. Yaroslavl', 2008. 51 s.
5 Mukhametzyanova F.G, Prygin G.S Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti sub"ektnogo imidzha studenta kak indikatora innovatsionnoy obrazovatel'noy sredy sovremennogo vuza // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2011. №5-6(89-90). S. 121-128.
6. Mukhametzyanova F.G., Miftakhov I.I. Fenomen sub"ektnosti studenta v psikhologii // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2013. №4 (99). S. 126-130.
7. Panasyuk A.Yu. Formirovanie imidzha: strategii, psikhotekhniki, psikhotekhnologii. M.: Omega-L, 2007.
8. Perelygina E.B. Psikhologiya imidzha. M.: Aspekt-press, 2002.
9. Shepel' V.M. Professiya imidzhmeyker. Rostov n/D: Feniks, 2008. 528 s.
Зарегистрирована: 23.05.2014
Насыбуллин Айрат Ризванович (г.Казань), Управление Федеральной миграционной службы РФ по РТ, ведущий специалист-эксперт, соискатель Института педагогики и психологии профессионального образования РАО. E-mail: [email protected]
Nasybullin Ayrat Rizvanovich (Kazan), Federal Migration Service of Russia on The Republic of Tatarstan, a leading expert, competitor of Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education. E-mail: miftahov.ilnur @ gmail.com