УДК 316
ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОГО ИМИДЖА
У БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА
Ф.Г. Мухаметзянова, А.Р. Насыбуллин, Д.Р. Саляхутдинова1
1 Статья опубликована при поддержке АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» по результатам Конкурса «Кооперация талантов»
Аннотация. В работе представлены результаты исследования процесса изучения, развития и формирования субъектного имиджа бакалавра в представлениях студентов ВУЗа. Были выявлены сущностные характеристики имиджа у будущего бакалавра, которые рассматривались в представлениях студентов как обобщенная модель Я-образа субъекта восприятия. Субъектный имидж будущие бакалавры представляют как объект восприятия и субъект развития. Деятельность по созданию имиджа (ДСИ) - это диагностика социальнопсихологических особенностей имиджа бакалавра в представлении студента - будущего бакалавра и программа развития субъектного имиджа.
Ключевые слова: бакалавр, субъект восприятия, студент вуза, имидж будущего бакалавра, субъектный имидж будущего бакалавра, деятельность по созданию имиджа (ДСИ).
THE STUDY AND DEVELOPMENT OF SUBJECTIVE
IMAGE OF THE FUTURE BACHELORS
F. Mukhametzyanova, A. Nasybullin, D. Salyakhutdinova
Abstract. The article deals with the results of the research of the processes of studying, development and formation of subjective image of bachelors in the university students’ perception. The authors define the essential attributes of the image of the rising bachelors which in the students’ perception were considered to be the expanded model of self -image of the subject of perception. The rising bachelors imagine the subjective image to be the object of perception and the subject of development. Image creating activity is a diagnostics of the social and psychological characteristics of the image of bachelor in the perception of the student - rising bachelor and the program of the subject image development.
Keywords: bachelor; perceiver; University student; image of the rising bachelor; subjective image of the rising bachelor; image creating activity.
Актуальность изучения имиджа бакалавра обусловлена тем, что в современных социально-экономических условиях в российском высшем образовании становятся востребованными вопросы формирования имиджа будущего профессионала. В связи с переходом на европейскую модель высшего образования возрастает интерес к изучению именно имиджа будущего бакалавра.
Изучение имиджа является предметом не только социальной психологии, но и междисциплинарных исследований. В целом имидж личности, является для социальной психологии феноменом социальной перцепции [3]. В то же время категория имиджа, являясь, прежде всего, феноменом социальной психологии, отражается в контексте социальной перцепции и через новые социально-психологические явления и процессы. К ним относится имидж студента, а также такое новое социальное явление, как имидж бакалавра. Это связано с массовым переходом системы высшего
профессионального образования на бакалавриат [2].
Современные студенты вуза - будущие бакалавры, являются одновременно и объектами, и субъектами социального восприятия. И от того, в какой мере у студентов сформированы представления об имидже бакалавра, зависит качество подготовки в вузе и эффективность их субъектной деятельности [2].
Для нашего исследования представлял интерес не только контекст изучения имиджа будущего бакалавра, но и процесс формирования индивидуального или субъектного имиджа. В русле исследований Е.Б. Перелыгиной это спряжено с деятельностью по созданию субъектного имиджа (ДСИ). В связи с чем мы использовали ряд анкет не только диагностического плана, но и развивающего субъектный имидж в процессе деятельности по созданию имиджа (ДСИ). От диагностики отбора показателей имиджа будущего бакалавра мы перешли к диагностике развития субъектного имиджа.
Об этом свидетельствуют и результаты исследования по использованию анкет развивающего плана. Структура анкеты выглядит следующим образом:
1. Надо ли учиться создавать свой имидж бакалавра? Ответы типа: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
По результатам ответов 82,4% студентов испытывают потребность в деятельности по созданию имиджа студента - будущего бакалавра. Как было отмечено выше в исследовании Е.Б. Перелыгиной, это ДСИ. Этим ответом они подтверждают свою субъектную позицию и установку на профессионализм, т.е. установку на освоение программы бакалавриата через призму формирования имиджа бакалавра.
Отрицательный ответ дали только 17,6% студентов.
2. Способствует умение строить имидж Вашему профессиональному росту? Ответы типа: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Из ответов студентов следует, что 70,6% респондентов связывают потребность в имидже с профессиональным ростом, 17,6% эту связь не видят, 11,8% - затруднились ответить. Это показывает, что процессы формирования потребности на
профессионализм в ДСИ у студентов вуза находятся в процессе становления и развития.
3. Вы заботитесь о том, как Вас воспринимают окружающие? Ответы: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Ответы на этот вопрос распределились так: положительный ответ дали 70,6% студентов и далее; отрицательный - 23,5%; остальные 5,9% - затрудняюсь ответить.
Ответы на этот вопрос позволили выявить субъективный запрос на формирование имиджа. Коэффициент Пирсона показал корреляцию r=0,56 на уровне значимости (0,95) между субъективным запросом на формирование имиджа и стремлением к этому процессу, что свидетельствует о тесной взаимосвязи объективного и субъективного запроса на процесс развития имиджа.
4. Что Вы считаете относительно необходимости установки по созданию имиджа:
А. не надо создавать никакого имиджа: какая (какой) я есть, пусть таким меня и воспринимают. В жизни есть дела поважнее: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Первая серия ответов на этот комплекс вопросов выглядела следующим образом: около 23,5% студентов согласились с тем положением, что не надо создавать никакого
имиджа (ответили - «да»). Около 47%
наоборот считают, что надо создавать (ответ -«нет») и около 29,5% не ответили.
Б. Думать о своем имидже надо, но не стоит прилагать особых усилий, пусть этим занимаются политики и актеры, преподаватели: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Ответы распределись так: «да» - 29,5%; «нет» - 58,75%; не ответили - 11,75%
студентов.
В. Каждому человеку надо формировать имидж и использовать его возможности: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Ответы на эту серию вопросов выглядели так: «да» - 70,6%; «нет» - 17,65%;
затрудняюсь ответить - 11,75%.
5. Для меня важно, чтобы другие одобряли мое поведение: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Ответы на данные вопросы определяют общую стратегию представления Я-концепции: ориентация на внешние
ориентиры. Ответы были следующие: «да» -29,5%, «нет» - 47%, не ответили - 23,5%.
6. Я чаще принимаю решения на основании того, что подумают другие: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Общая стратегия представления Я-концепции: ориентация на оценки себя со стороны других.
Ответы были следующие: «да» - 5,9%; «нет» - 82,35%; не ответили - 11,75%
студентов. Из ответов следует, что большинство студентов ориентированы на
стратегию развития представлений в Я-концепции в контексте ориентации на оценки себя со стороны других.
7. Я упорно работаю над задачей, если ее
выполнение связано с общественным
признанием: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Ответы распределились следующим
образом: да - 47%; нет - 17,65%; затрудняюсь ответить - 35,35% студентов.
Общая стратегия представления Я-концепции: ориентация индивидуальной
активности на общественное признание. Из ответов следует, что определенная часть студентов ориентируют свою индивидуальную активность на общественное признание. Однако общая стратегия представлений в Я-концепции еще находится в стадии становления.
Для уточнения уровня субъективного контроля мы провели опрос по методике УСК. Данная экспериментально-психологическая
методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. По шкале интернальности в области достижений (Ид) у наших студентов получился высокий результат. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. По шкале интернальности в области неудач (Ин) результаты получились низкими; это значит, что студенты склонны приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения. По третьей шкале, изучающей интернальность в области семейных отношений (Ис), получились также низкие результаты. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. По шкале интернальности в области производственных отношений (Ип) наши студенты получили высокий результат. Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в
организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. По последней шкале интернальности в отношении здоровья и болезни студенты получили средний результат. Они в достаточной мере считают себя ответственными за свое здоровье.
8. Что может вам обеспечить имидж? Оцените по 5-балльной шкале.
По полученным данным, для студентов практически никакого значения не имеет такая цель создания имиджа, как потребность уподобления или возможность имитировать кого-либо. С одной стороны, преобладает потребность, детерминанта формирования имиджа, а с другой - целевая ориентированность имиджа. Согласно рейтингу и рангу потребностей, целевая ориентированность находится в следующем соотношении и порядке определения со стороны студентов. Степень корреляции между потребностью, детерминантой формирования имиджа (в виде рейтинг) и целевой ориентированностью имиджа (в виде ранга) выглядит следующим образом.
Степень взаимосвязи между потребностью в формировании имиджа и целевой ориентированностью имиджа отражены в таблице 1.
Таблица 1. - Взаимосвязь между потребностью в формировании имиджа и целевой
ориентированностью имиджа
Потребность, детерминанта формирования имиджа (рейтинг) Целевая ориентированность имиджа (ранг) Степень корреляции
Потребность достижения Стремление к власти (r=0,78, p<0,01)
Потребность признания Высокий социальный статус (r=0,73, p<0,01)
Потребность в демонстративности Привлечение внимания (r=0,63, p<0,01)
Потребность в неприкосновенности Защита от унижения (r=0,54, p<0,05)
Потребность превосходства Доказательство собственной значимости (r=0,47, p<0,05)
Потребность доминирования Влияние на других (r=0,43, p<0,05)
Потребность почитания Сходство с лидером (r=0,41, p<0,05)
Потребность автономности Сопротивление влиянию (r=0,38, p<0,05)
Потребность противоречия Выражение противоречивых взглядов (r=0,35, p p<0,05)
Потребность поддержки Защита симпатий (r=0,31, p p<0,05)
Потребность игры Расслабление, веселье (r=0,28, p<0,05)
Потребность уподобления Возможность имитировать кого-либо (r=0,18, p<0,05)
9. Какой «Я-образ» вы считаете лучшим для себя? 1) ясный, узнаваемый, понятный всем; 2) сложный, неоднозначный, понятный только близким и знакомым; 3) революционный, стрессовый.
Ответы на данный вопрос позволяют выявить роль стереотипов в моделировании имиджа. Было выявлено несколько групп:
а) первая группа, для кого стереотипы имеют наибольшее значение при создании своего имиджа, который может быть ясным, узнаваемым и понятным всем. По ответам студентов их было около 64,6%;
б) 2-я подгруппа - те, для кого значимы их индивидуальность и неповторимость, а также
нормы и представления референтной группы. Согласно ответам: 29,5%;
в) 3-я подгруппа - те, кто в модели имиджа не ориентирован на установки, стереотипные представления (революционный образ) - 5,9%.
10. Какую роль в самопрезентации имиджа играют различные компоненты имиджа? (Перечислите по мере значимости):
1. Одежда. 2. Прическа. 3. Настроение. 4. Знания. 5. Здоровье. 6. Понимание того, что ждут от меня. 7. Результат моей работы. 8. Речь, интонация. 9. Мимика, жесты. 10. Знание правил, норм. 11. Непосредственность общения. 12. Обстановка, вещи.
Исследованием выявлено, что для студентов в имидже приоритетное значение имеют знания, затем идет результат работы, а на третьем месте находится настроение. На самом последнем месте находится такой символ, как обстановка, вещи.
11. Какие личностные качества (в диаде), которые могут быть отражены в модели имиджа личности.
Ответы поставьте по степени значимости: 1) общительность - отгороженность; 2) гибкость - жесткость; 3) открытость -скрытость; 4) эмоциональность -сдержанность; 5) доверчивость -подозрительность; 6) самостоятельность -зависимость; 7) высокомерие -незначительность; 8) тактичность -бестактность; 9) ответственность -безответственность; 10) вежливость -грубость.
По рейтингу ответы расположились так: 1) общительность; 2) гибкость; 3) открытость; 4) эмоциональность; 5) самостоятельность; 6) ближе к высокомерию; 7) тактичность; 8) ответственность; 9) вежливость.
12. Жизненные ценности,
репрезентируемые в имидже:
Какое значение для вас играют в имидже следующие ценности?
1) выделите свое значение: а) огромное; б) среднее; в) не имеет значения;
2) проранжируйте по степени значимости (самое значимое на первое место и так до 12-го ранга).
Сущностными характеристиками имиджа бакалавра, по мнению студентов и по прямой аналогии с самими студентами, является 16 характеристик в системе ценностей, репрезентируемых в имидже.
Как показало исследование, среди жизненных ценностей, имеющих актуальное значение для репрезентации в имидже, которые, по мнению самих студентов,
расположились в следующем порядке с определенным весовым индексом: 1) твердая воля (5,6); 2) ответственность (6,2); 3) здоровье (6,6); 4) честность (7,2); 5) друзья (7,9); 6) воспитанность (8,0); 7) чуткость (8,1); 8) исполнительность (8,3); 9) работа (8,5); 10) свобода (8,6); 11) успешность (8,7); 12)
самоконтроль (8,9); 13) независимость (9,6); 14) жизнерадостность (9,8); 15) традиции
(11,5); 1 16) высокие запросы (12,2).
В целом, по мнению респондентов, в модели личности имиджа бакалавра, выделяются такие качества, как: вежливость; ответственность, тактичность,
самостоятельность, не очень общительный характер, умеренная открытость, доверчивость (но в меру), обладание чувством собственного достоинства, сдержанность.
Итак, сущность имиджа будущего бакалавра на основе работ Е.Б. Перелыгиной [5] и в контексте наших исследований видится нами как образ субъекта, который может возникать в процессе интерсубъектного взаимодействия.
В представлениях студентов - будущих бакалавров являются следующие сущностные характеристики имиджа бакалавра:
1. Способность студента - будущего бакалавра как субъекта восприятия давать истинную или ложную информацию об образе бакалавра, которая не в полной мере согласована с представлениями студента о предполагаемом образе.
2. Субъектное участие на этапе диагностики имиджа в процессах создания и восприятия имиджа бакалавра на основе рациональных и эмоциональных механизмов.
3. Стремление к целостному
представлению отображаемого субъекта на основе сочетания различных символов и разрозненных представлений со стремлением к смысловой нагруженности имиджа.
4. Сочетание субъектного со
стереотипным представлением об отдельных характеристиках и символах образа, имиджа.
5. Ситуативность, гибкость имиджа и его изменчивость в зависимости от конкретной интерсубъектной ситуации взаимодействия.
6. Относительная устойчивость имиджа вне зависимости от несущественных ситуативных причин.
7. Санкционированная активность
имиджа, которая заключается, с одной стороны, в возможности субъекта влиять на процессы восприятия, а с другой стороны, зависимость от социальных стереотипов,
оказывающих опосредованное влияние на восприятие.
8. Символизм имиджа как образа, возникающего не в процессе «копирования» субъекта восприятия, а как образа, опосредованно созданного в культурноисторических символах.
9. Оценочность имиджа, проявляющаяся в том, что на основе субъектного восприятия выносится оценка тому субъекту, который является его прообразом.
10. Оптимизация имиджа, т.е.
возможность сочетания оценки имиджа с процессами его формирования и совершенствования.
Деятельность субъекта по созданию имиджа называется сокращенно ДСИ. При этом ДСИ может характеризоваться различными уровнями: социально-
неприемлемый уровень; социальноприемлемый уровень; оптимальный.
Субъектный имидж будущие бакалавры представляют как объект восприятия и субъект развития. Деятельность по созданию имиджа (ДСИ) - это диагностика социальнопсихологических особенностей имиджа бакалавра в представлении студента -будущего бакалавра и программа развития субъектного имиджа.
Литература:
1. Довжик Г.В. Социально-психологический механизм формирования внешнего имиджа организации: Дис. ... канд. псх. наук. - М., 2006. -140 с.
2. Мухаметзянова Ф.Г., Мифтахов И.И. Феномен субъектности студента в психологии // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 4. -
С. 126-130.
3. Насыбуллин А.Р. Моделирование
социально-психологических особенностей
субъектного имиджа студента вуза - будущего
бакалавра / А.Р.Насыбуллин // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 11. - С. 36-40.
4. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / 2-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. -266 с.
5. Перелыгина Е.Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия (Содержание и пути развития): Дис. ... д-ра псх. наук. - М., 2003. -697 с.
6. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения: Дис. ... д-ра псх. наук. - М., 2000. - 402 с.
Сведения об авторах:
Мухаметзянова Флера Габдульбаровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», e-mail: [email protected]
Насыбуллин Айрат Ризванович (г. Казань, Россия), аспирант ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы Российской академии образования».
Саляхутдинова Диана Рахимовна (г. Казань, Россия), студент, НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), doctor of education, full professor, vice rector for Research of the University of Management “TISBI”, e-mail: [email protected]
A. Nasybullin (Kazan, Russia), postgraduate student of the Federal state budjet scientific institution “Institute of the problems of national and ungraded school of the Russian academy of education”.
D. Salyakhutdinova (Kazan, Russia), student of the University of Management “TISBI”, e-mail: [email protected]