УДК 316.6 Насыбуллин Айрат Ризванович
соискатель ФГНУ "Институт педагогики и психологии профессионального образования"
Российской академии образования, г. Казань
МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА ВУЗА - БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА
Nasybullin Ayrat Rizvanovich
PhD applicant, Institute of Education Science and Psychology of Vocational Education, Russian Academy of Education
MODELING OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SUBJECTIVE IMAGE OF A HIGHER SCHOOL STUDENT -A FUTURE BACHELOR
Аннотация:
В статье определяется понятие имиджа применительно к студенту вуза - будущему бакалавру, описаны факторы развития имиджа обучающегося в вузе. Автором предложены структурно-динамическая модель и модель перцептивных составляющих субъектного имиджа студента, построенные на основе уже имеющихся моделей. Установлено, что оптимальное сочетание перцептивных составляющих определяет успешность формирования имиджа студента.
Ключевые слова:
имидж, имидж студента, социально-психологические особенности имиджа педагога-психолога, компоненты структуры имиджа, особенности перцептивных составляющих имиджа.
Summary:
The article discusses an idea of image regarding a college student - a future bachelor. The factors of student image development in a higher school are described. The author suggests a dynamic structure model and a model of perceptual components of subjective student image based on existing models. It is stated, that the optimum combination of perceptual components determines the successful formation of the student’s image.
Keywords:
image, image of student, socio-psychological features of educational psychologist’s image, structural components of image, characteristics of perceptual components of an image.
Социально-экономическая и политическая ситуация развития современной России вызвала изменения не только в жизни различных социальных групп, но и в жизни отдельно взятой личности как субъекта деятельности. Современный социум испытывает острую потребность в профессионале (бакалавре) с новым стилем социального поведения, связанным с таким явлением, как имидж субъекта деятельности. В социальной психологии это вызывает потребность в изучении условий, механизмов и социально-психологических особенностей формирования и развития имиджа студента вуза как будущего профессионала на уровне подготовки бакалавра.
Понятие «имидж» получило широкое распространение в самых разных областях знания (антропология, философия, экономика, социология, психология, педагогика, политология, культурология) и стало междисциплинарным и полипарадигмальным. Категориальное содержание понятия имиджа сформировалось в информационном поле многих наук и интерпретировалось в соответствии с особенностями, целями, задачами, функциями субъекта деятельности на основе различных методологических подходов, принципов и концепций.
За основу исследования нами был взят субъектно-деятельностный подход, разработанный в научной школе С.Л. Рубинштейном [1] и его учениками: К.А. Абульхановой и А.В. Брушлинским [2; 3]. Согласно данному подходу личность проявляется и развивается как субъект деятельности. При этом А.В. Брушлинский рассматривал категорию субъекта шире, чем категорию личности, понимая его как человека на высшем, индивидуализированном для него уровне деятельности, общения, целостности, автономности и т. д. [4]. К.А. Абульханова, напротив, рассматривала категорию личности гораздо шире, чем категорию субъекта [5].
В общественном сознании и ментальности современного человека понятие имиджа существует как представление об определенной ценности, от качества которой зависит жизненный успех и успешность субъекта профессиональной деятельности.
В науке нет однозначного понимания имиджа. При этом многие определения имиджа противоречат друг другу. Нам импонирует определение, которое предложил А.Ю. Панасюк: «Имидж объекта - это мнение рационального характера или эмоционально окрашенное об объекте, возникшее в психике - в сфере сознания (и) или в сфере подсознания определенной (или неопределенной) группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного
объекта, либо косвенного - через восприятие уже оцененного кем-то образа на основе восприятия мнения, сформированного в психике других людей с целью возникновения аттракции - притяжения людей к данному объекту» [6, с. 25].
В настоящее время вопросы развития имиджа становятся актуальными и востребованными не только в политической и деловой сферах, но и в педагогической и студенческой среде. От наличия и степени развития имиджа студента вуза - будущего бакалавра и его представления в сознании общественности, ментальности зависит процесс привлечения абитуриентов, реализация перспективных проектов, общее положение вуза в образовательной системе региона.
Как считают Ф.Г. Мухаметзянова и Г.С. Прыгин, социально-психологические особенности субъектного имиджа могут являться индикаторами инновационной образовательной среды современного вуза [7]. Проблема изучения социально-психологических особенностей представлений о субъектном имидже студентов вуза является актуальной, востребованной и мало изученной в социальной психологии. Это связано с теми обстоятельствами, которые касаются, с одной стороны, нового уровня понимания современного студенчества в контексте профессиональной подготовки в вузе на уровне бакалавриата, а с другой - феномена имиджа студента - будущего бакалавра как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Несмотря на то что в системе высшего профессионального образования начался переход к подготовке бакалавров, в общественном сознании еще не сформированы позитивные представления об имидже бакалавра как первой ступени высшего образования [8]. Следует обратить особое внимание и на то обстоятельство, что современные студенты вуза в своем большинстве начинают проявлять себя как субъекты имиджа как на уровне отдельной личности, так и на уровнях коллектива и группы. В определенной степени уже можно говорить не только об индивидуальном и коллективном имидже, но и субъектном имидже студенте вуза - будущего бакалавра.
Мы считаем, что субъектный имидж студента вуза - будущего бакалавра - это интегральная характеристика, включающая в себя совокупность внешних и внутренних социально-психологических перцептивных составляющих личности (визуальная, интеллектуальная, статусная, социальная перцепция). Понятие субъектный имидж студента вуза мы прежде всего связываем с таким понятием как субъект учебно-профессиональной деятельности. Студент вуза является субъектом учебно-профессиональной деятельности. Именно студенческий возраст условно можно считать «золотым веком» развития личностной субъектности студента.
Как считает Ф.Г. Мухаметзянова, студент вуза - субъект учебно-профессиональной деятельности - это личность студента вуза на высшем, индивидуализированном для него уровне активности, самостоятельности, мотивированности, ответственности, самореализации [9]. Способность студента быть субъектом учебно-профессиональной деятельности - это субъектность студента. Субъектность студента вуза как функциональная характеристика его личности определяет тот «сдвиг» в поведении, вызванный им самим же [10]. Субъектность студента вуза - это мера тех изменений, которые он производит в самом себе и в окружающих (референтных) его субъектах [11; 12].
Анализ научной социально-психологической литературы показал недостаточную разработанность имиджелогии студенчества как новой отрасли знания. Мы согласны с рассуждениями В.М. Шепеля о необходимости изучения проявления и развития имиджа студента в контексте специфики имиджа студента, его функций, структуры и социально-психологических особенностей [13].
Факторами развития имиджа студента вуза - будущего бакалавра являются особенности профессиональной подготовки в сочетании с особенностями субъекта учебно-профессиональной деятельности (целеполаганием, мотивацией, рефлексией, потребностью в развитии позитивного имиджа). Факторы развития имиджа студента вуза - будущего бакалавра сопряжены с механизмами его проявления в структуре социально-психологических особенностей различных уровней социальной перцепции.
Мы согласны с О.А. Жеребенко относительно того, что важным механизмом развития имиджа студента вуза является мера согласования - рассогласования структурно-содержательных особенностей имиджа на уровне индивидуальной и общественной апперцепции [14].
Для получения более полного представления о социально-психологических особенностях субъектного имиджа необходимо создать модель данного явления на структурном и динамическом уровнях ее проявления. Нами была взята за основу модель имиджа студента вуза, представленная в исследовании О.А. Жеребенко, в которую были внесены некоторые изменения [15].
Структурно-динамическая модель субъектного имиджа студента - будущего бакалавра включает в себя ряд компонентов:
1) индивидуально-типологические (внешние данные, пол, возраст, темпераментальные особенности, интернальность-экстернальность);
2) субъектно-деятельностные (учебно-профессиональная мотивация, ценностные ориентации);
3) социально-психологические (престижность вуза, статус вуза и факультета, социальная роль студента).
Социально-психологические особенности имиджа студента вуза - будущего бакалавра определяются оптимальным сочетанием компонентов и проявляются в структуре личности на уровне мотивационной, субъектно-деятельностной и социально-психологических сфер личности.
Использование данной модели является основанием для разработки критериев и индикаторов и выявления социально-психологических особенностей субъектного имиджа студента вуза -будущего бакалавра.
Социально-психологические особенности имиджа студента вуза сопряжены с функциями имиджа субъекта деятельности: социальной адаптации, социального влияния, рефлексивной, психотерапевтической, аффективной, организаторской, коррекционно-развивающей, регуляционной, субъектной.
Оптимальное сочетание компонентов имиджа студента - будущего бакалавра и их трансформация в функциях приводят к формированию его перцептивных составляющих, которые в совокупности проявляются в «профиле имиджа».
Нами также за основу были взяты основные компоненты модели перцептивных составляющих имиджа студента вуза, разработанной О.А. Жеребенко [16], и модернизированы для студента - будущего бакалавра.
Модель перцептивных составляющих субъектного имиджа студента вуза - будущего бакалавра включает в себя следующий ряд компонентов (в авторской модификации):
- визуальная перцепция: а) внешний вид субъекта (внешний вид, стиль одежды, аксессуары); б) стиль поведения и общения (манеры поведения и общения);
- интеллектуальная перцепция: а) личностные качества; б) интеллектуальные качества; в) профессионально-значимые личностные качества;
- статусная перцепция: а) статус и эффективность вуза и факультета; б) престижность профессии;
- социальный фон апперцепции: а) личностные характеристики окружения, социума (семья, друзья, знакомые, будущие коллеги); б) стратификационные характеристики окружения (степень престижа референтной социальной группы).
Как показывают результаты исследований по проблеме социально-психологических особенностей имиджа студента, развитие имиджа студентов от первого к пятому курсу идет в направлении роста мотивационно-потребностной сферы личности и социальной направленности ценностей [17].
В процессе профессиональной подготовки в вузе происходит освоение студентом социальной роли будущего бакалавра как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
В профиле имиджа студентов вуза своеобразно проявляются и ценностные ориентации студентов, которые сочетаются в континууме: а) познавательные - аффилиативные; б) личностные - социальные. Их оптимальное сочетание все больше приобретает социально-психологическую направленность [18].
В исследовании выявлены значимые различия в профиле имиджа студента вуза в зависимости от особенностей условий и содержания обучения как будущего бакалавра. В ряде исследований выявлено, что у большинства студентов вуза преобладают социально-приемлемый и оптимальный имиджи [19; 20].
Социально-приемлемый имидж студента вуза рассматривается как имидж, одобряемый и поддерживаемый социумом и окружением субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Оптимальный имидж студента вуза определяется как одобряемый и поддерживаемый не только социумом и окружением, но и самим студентом как субъектом учебно-профессиональной деятельности.
Итак, субъектный имидж студента - будущего бакалавра детерминирован рядом социально-психологических особенностей перцептивных составляющих, оптимальное сочетание которых определяет успешность формирования его субъектного имиджа.
Ссылки:
1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. 512 с.
2. Абульханова К.А. Психология сознания личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) // Избр. психол. тр. М. ; Воронеж, 1999. 224 с.
3. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М., 2006. 623 с.
4. Там же.
5. Абульханова К.А. Указ. соч.
6. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегии, психотехники, психотехнологии. М., 2007.
7. Мухаметзянова Ф.Г., Прыгин Г.С. Социально-психологические особенности субъектного имиджа студента как индикатора инновационной образовательной среды современного вуза // Казан. пед. журн. 2011. № 5-б (89-90). С. 121-128.
8. Трегубова Т.М. Диверсификация подготовки компетентных специалистов в рамках программы «Темпус» в условиях международной образовательной интеграции // Вестн. Владимир. гос. гуманитар. ун-та. 2011. № 30. С. 138-14З.
9. Мухаметзянова Ф.Г., Мифтахов И.И. Феномен субъектности студента в психологии // Казан. пед. журн. 2013. № 4 (99). С. 126-1З0.
10. Там же.
11. Калюжный А.А. Социально- психологические основы имиджа учителя : автореф. дис. ... д-ра псих. наук. Ярославль, 2008. 51 с.
12. Мухаметзянова Ф.Г., Прыгин Г.С. Указ. соч.
13. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. Ростов н/Д., 2008. 528 с.
14. Жеребненко О.А. Социально-психологические особенности развития имиджа студента вуза : дис. ... канд. псих. наук. Курск, 2008. 177 с.
15. Там же.
16. Там же.
17. Там же.
18. Там же.
19. Там же.
20. Мухаметзянова Ф.Г., Прыгин Г.С. Указ. соч.