References
1. Stepin V.S. Genezis social'no-gumanitarnyh nauk (filosofskij i metodologicheskij aspekty). Voprosy filosofii. 2004; 3: 37 - 43.
2. Kiselev G.S. Shans na svobodu (o perspektivah otkrytogo obschestva). Voprosy filosofii. 2004; 9: 3 - 15.
3. Averincev S.S. O morali i nravstvennoj situacii v strane. 'Eticheskaya mysl': Nauchno-publicisticheskie chteniya. Moskva, 1988: 370 - 373.
4. Kon I.S. Psihologiya dobrogo postupka. 'Eticheskaya mysl': Nauchno-publicisticheskie chteniya. Moskva, 1988: 46 - 60.
5. Kashnikov B.N. Istoricheskij diskurs rossijskoj spravedlivosti. Voprosy filosofii. 2004; 2: 29 - 42.
6. Panarin A.S. Pravoslavnaya civilizaciya v global'nom mire. Moskva, 2002.
7. Panchenko A.M. «Drugaya istoriya». Zvezda. 2004; 5: 173 - 176.
8. Averincev S.S. O morali i nravstvennoj situacii v strane. 'Eticheskaya mysl': Nauchno-publicisticheskie chteniya. Moskva, 1988: 370 - 373.
9. Arutyunyan M.P. Mirovozzrenie i obrazovanie: stanovlenie novoj paradigmy. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004; 12: 32 - 37.
Статья поступила в редакцию 18.04.19
УДК 378
Asilderova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF TRAINING BACHELORS IN A UNIVERSITY TO WORK WITH FAMILIES. The article studies a problem of professional training of students, taking into account the needs of modern society. The feasibility of including a special course in the contents of the educational process, the development and inclusion of a training system for social rehabilitation centers based on the practical aspect, self-education and self-education using innovative technologies is shown. It is concluded that one of the priority directions in the professional education of future social teachers is the development and inclusion of a training system for social rehabilitation centers based on the practical aspect, self-education and self-education using innovative technologies. Key words: rehabilitation center, family, vocational training.
М.М. Асильдерова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки студентов с учётом потребностей современного общества. Показана целесообразность включения спецкурса в содержание учебного процесса разработка и включение системы подготовки для социальных реабилитационных центров с опорой на практический аспект, самовоспитание и самообразование с использованием инновационных технологий. Сделан вывод о том, что одним из приоритетных направлений в профессиональном образовании будущих социальных педагогов является разработка и включение системы подготовки для социальных реабилитационных центров с опорой на практический аспект, самовоспитание и самообразование с использованием инновационных технологий. Ключевые слова: реабилитационный центр, семья, профессиональная подготовка.
В отечественной и зарубежной социально-педагогической теории и практике актуальной остаётся проблема подготовки компетентных специалистов для социальной сферы в общем и социальной защите детства - в частности. Ежегодно увеличивается число семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в специализированной социальной помощи [1 - 3].
Изменения в экономической, политической, социальной сферах отразились на семейных отношениях, особенно в плане жизнеобеспечения детей. Одной из причин кризиса духовно-нравственной и социокультурной сферах общественной жизни является разрушение традиционных основ семьи, которые влекут за собой отклонения в физиологическом, психологическом и социальном развитии подрастающего поколения.
Поэтому оказание квалифицированной социально-педагогической помощи в работе с семьей требует организацию соответствующей подготовки специалистов в высших учебных заведениях страны. Анализ компетенций, представленных в ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» определяет, что 70% из них дают характеристику готовности будущего специалиста к социальному взаимодействию:
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- готов включиться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ОПК-5);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ОП-6).
Следовательно, вышеизложенные компетентности являются характеристиками компетентности социально-педагогической деятельности. Проблеме профессиональной подготовки специалистов социальной сферы посвящены исследования отечественных ученых В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Л.В. Мар-дахаева, А.В. Мудрика, Н.Р Мухамедзяновой, В.А. Сластенина и др., которые выделяют работу с семьей как отдельное, многоаспектное направление деятельности социального педагога. Однако проведённый анализ теоретических и практических трудов обозначенного направления позволяет утверждать, что таким
важным в практической деятельности структурам, как «Центр помощи семье и детям», «Реабилитационный центр для несовершеннолетних», уделяется недостаточно внимания в практике подготовки в вузе и проблема остается открытой, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Мы считаем актуальной и своевременной обозначенную проблему и, как следствие, отмечаем необходимость разработки специализации на социальном факультете педагогического вуза.
В силу широкого спектра специализаций при подготовке социального педагога в вузе, многообразия индивидуально-личностных модификаций моделей специалиста требование дифференцированного подхода к отбору содержания и организации практической подготовки студента к работе с многодетной семьей является обоснованным. Мы понимаем, что сущность дифференцированного подхода в данном случае заключается в гибкости всей системы подготовки при доминировании практического компонента, так как имеется жесткость в требованиях сроков и отчетности. Приветствуется инициатива студентов в определении места практики, выбора конкретных задач и способов решения.
Организация практики студентов - будущих социальных педагогов имеет первостепенное значение для получения результатов и достижения поставленных задач и заключается в том, чтобы поддержать практиканта в течение всего периода практики.
Исследователи (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев и др.) выделяют несколько форм организации взаимодействия студента с семьей под руководством преподавателя: Экспертная - студент работает с конкретной проблемой, взаимодействие предполагается в форме мультидисциплинарного подхода.
«Клиент-центрированная» - студент работает с личностью клиента, интердисциплинарный подход.
«Центрированная на окружении» - взаимодействие студентов осуществляется в рамках трансдисциплинарного подхода, специфика которого заключается в объединении различных специалистов в единое целое на основе тренинга профессионалов в смежных направлениях. «Команда» собирается с целью совмещения точек зрения различных направлений, в основе разработки программы помощи семье лежит принцип «ориентации на цель».
Целеориентированная помощь - предполагает разработку индивидуальной программы на основе анализа потребностей и ресурсов семей, выделения основных целей воздействия в определении ожидаемых результатов помощи, стратегий, методов, длительности процесса. Индивидуальная программа социальной помощи конкретной семье должна учитывать общие принципы социальной педагогики [4].
Принцип целостности означает достижение единства всех условий, обеспечивающих эффективность социального развития личности, в частности: констру-
ирование социально-педагогического процесса и воспитательных отношений на основе личностно ориентированного подхода; использование междисциплинарного подхода на основе интеграции разных областей научного знания; использование потенциала ребёнка и возможностей микросоциума в ходе социально-педагогического процесса с корректировкой и трансформацией воспитательных средств для достижения цели воспитания.
Принцип природосообразности заключается в обосновании выбора естественного развития ребёнка.
Принцип гуманизма является инвариантным компонентом отношения человека к людям, к обществу на всех исторических этапах развития цивилизации. Гуманизм мы рассматриваем как исторически изменяющуюся систему взглядов, признающую самоценность человека как личности, его право на свободное развитие, проявление способностей.
Принцип культуросообразности предполагает использование культуры той среды, в которой происходит социально-педагогический процесс.
Принцип ранней социально-педагогической помощи семье, обеспечивающий своевременную помощь и наибольшую результативность в работе с семьей.
Основные принципы взаимосвязаны и их практическая реализация предполагает анализ, синтез конкретных задач, отбор содержания, средств, форм, соблюдение условий при осуществлении практической социально-педагогической работы.
На основе вышеизложенного материала можно предложить, что для совершенствования системы практического обучения будущего социального педагога в вузе необходимы следующие условия: ориентация теоретических курсов на получение знаний, умений, навыков, которые затем закрепляются в ходе практического обучения; специальное соотнесение с практикой тематики лабораторных, практических, контрольных, дипломных работ; участие студентов в волонтёрской работе социальной направленности; участие студентов в проведении научно-практических конференциях по социально-педагогической тематике с участием практических работников социальной сферы. Итак, такой дифференцированный подход способствует приближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и формирует активную профессиональную позицию.
Деструктивное отношение к особенностям развития, воспитания детей и к ним самим, сочетающееся с нарушением детско-родительских коммуникаций, ведёт к появлению поведенческих отклонений у детей, что способствует снижению возможностей их социальной адаптации. Для условного высокого уровня социально-педагогической культуры многодетной семьи характерно, что все усилия максимально направлены на адаптацию детей в обществе. Все другие типичные особенности многодетных семей мы относим к условному среднему уровню их социально-педагогической культуры.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства государством реализуются семейным, гражданским законодательством, законодательством об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде, жилищным законодательством, уголовным и т. д.
Несмотря на проводимую законотворческую работу и комплекс социальных мер по защите семьи, усилия государства пока недостаточны для обеспечения каждому ребёнку уровня жизни, необходимого для его полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития.
Отставание от темпов экономических преобразований процесса формирования новой системы социальных гарантий, несовершенство механизмов их реализации усиливают социальную уязвимость семей и особенно детей. Следовательно, для того чтобы помощь со стороны государства оказала наиболее действенное влияние на семью, необходимо выработать дифференцированный подход при организации работы социального педагога с различными типам семей.
В рамках исследования нами было проведено анкетирование студентов отделения социальной педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета, для того, чтобы определить их отношение к особенностям подготовки для работы с семьей в Центрах помощи и идентичных по профилю организациях, при этом определив тематику и содержание курсов по
Библиографический список
выбору, способствующих эффективной подготовке бакалавров при взаимодействии с семьей. Также в процессе опроса выяснились трудности, затрудняющие практическую деятельность студентов, к которым мы отнесли, во-первых, недостаточную осведомленность выпускников проблемами семей, обращающихся за поддержкой в специализированные учреждения. Этот пробел можно объяснить тем, что на практику студентов вуза отводится не значительное количество времени, в то время как для глубокого изучения необходимо выделение на практику до пятидесяти процентов часов учебного плана.
Во-вторых, преподавателями часто игнорируются современные образовательные технологии, такие, как метод ситуационного анализа, мозговой штурм, метод проектов, а также методы арт-терапии для работы с проблемными семьями и детьми. В частности, метод ситуационного анализа помогает выявить проблему путём анализа сложившейся ситуации, обозначить пути решения и способы достижения результата [4; 5; 6]. Ценность данного метода также состоит в том, что разбираются реальные ситуации из жизни семей, которые подбираются самими студентами и преподавателями из специализированных профильных журналов, практической деятельности Центров. Всё это способствовало не только глубокому осознанию проблем, но и эффективному закреплению изученного материала. Студенты в процессе занятий проявляют активность, повышается познавательный интерес, укрепляется осознанность, мотивированность, стремление к инновационной деятельности, созданию творческой атмосферы.
Включение арт-терапии в программу спецкурса позволит преодолеть стереотипность процесса и рассмотреть её как технологию, максимального использования воспитательного потенциала искусства. В данном направлении использование арт-технологий для работы с семьей содействует: развитию способности детей к чувственно-эстетическому восприятию окружающего мира; развитию способности к переживанию, состраданию, желание перейти от сопереживания и сочувствия к взаимодействию, помощи; создание климата эмоционального благополучия, позволяющего свободно самовыражаться, активизировать бесконфликтное взаимодействие, реализацию полученного опыта в реальном взаимодействии с окружающим социумом [4].
Нами был проведён анализ учебных планов по профилю подготовки, определены дисциплины, в процессе изучения которых возможна специализация студентов в обозначенном направлении профессиональной работы. Содержание дисциплин «Социальная педагогика», «Арт-терапия в работе социального педагога», «Социально-педагогическая работа в образовательных, социальных и медицинских учреждениях», «Профессиональная деятельность социального педагога в различных сферах жизнедеятельности» позволило включить специальные компетенции, относящиеся к сфере работы с семьями в специализированных социальных центрах.
Педагогическими условиями подготовки, по нашему мнению, являются: повышение интереса и активности студентов к использованию теоретических материалов и практических умений при взаимодействии с семьей; привлечение социальных партнеров к сотрудничеству; участие в городских мероприятиях, проводимых благотворительными фондами; заинтересованность волонтёрской деятельностью по работе с трудными семьями и т. д.
Деятельность студентов в процессе освоения спецкурса предполагала осознание целей и мотивов работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, планирование этапов деятельности, определение средств, а также степень участия социальных партнеров. При рассмотрении вопросов студентам предлагалось подготовить презентации о проделанной работе в центрах помощи семье. При этом использование разнообразных заданий позволило обеспечить качественное усвоение и расширение информации о работе с семьей, подготовить специалистов для работы в центрах.
Таким образом, одним из приоритетных направлений в профессиональном образовании будущих социальных педагогов является разработка и включение системы подготовки для социальных реабилитационных центров с опорой на практический аспект, самовоспитание и самообразование с использованием инновационных технологий.
1. Асильдерова М.М., Явбатырова Б.Г. Исследование социализации детей в процессе взаимодействия семьи, школы и дошкольного образовательного учреждения, как условие успешной семейной социализации. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 220 - 222.
2. Асильдерова М.М. Психолого-педагогические проблемы социализации детей в семьях: монография. Махачкала, 2018.
3. Мухамедзянова Н.Р Подготовка будущего социального педагога к гармоничному взаимодействию с клиентом. Отечественный журнал социальной работы. 2007; 3: 83 - 91.
4. Сергеева Н.Ю. Артпедагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя. Формирование личности будущего специалиста в современных образовательных учреждениях. Чебоксары, ЧГПУ, 2009: 25 - 33.
5. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки, обучающихся по дополнительной программе для получения квалификации «Преподаватель высшей школы». Ростов-на-Дону, 2011. Сер. Серия «Высшее образование».
6. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.
References
1. Asil'derova M.M., Yavbatyrova B.G. Issledovanie socializacii detej v processe vzaimodejstviya sem'i, shkoly i doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya, kak uslovie uspeshnoj semejnoj socializacii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 220 - 222.
2. Asil'derova M.M. Psihologo-pedagogicheskie problemy socializacii detej v sem'yah: monografiya. Mahachkala, 2018.
3. Muhamedzyanova N.R. Podgotovka buduschego social'nogo pedagoga k garmonichnomu vzaimodejstviyu s klientom. Otechestvennyjzhurnal social'nojraboty. 2007; 3: 83 - 91.