зрения И.А. Зимней, представленная выше. На основе определения сущности мотивации, представленной исследовательницей, обратимся к изучению понятия «мотивация профессиональной деятельности».
Ссылаясь на авторитетное мнение В.А. Мельман в данном исследовании под термином «мотивация профессиональной деятельности» будем понимать «совокупность внутренних и внешних побудительных мотивов, стимулирующих профессиональное поведение личности, определяющих его форму, направленность, интенсивность и продолжительность» [7, с. 273].
Исследуя мотивацию профессиональной деятельности, В.Д. Шадриков подчеркивает роль личностного плана. По мнению ученого, профессиональная мотивация обусловлена:
- мировоззрением;
- убеждениями;
- идеалами;
- потребностями;
- целями личности;
- уровнем притязаний;
- условиями деятельности др. [8].
Исследователь считает, что «в процессе освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходит развитие и трансформация мотиваци-онной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности трансформируются в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов» [9, с. 22].
Библиографический список
На основе теоретических идей В.П. Сладкевича сформулируем основные характеристики мотивации профессиональной деятельности. К ним, по мнению исследователя, относятся:
- множественность, включающая содержание мотивации, обеспечивающей положительное устойчивое отношение к профессиональной деятельности;
- структурность, подразумевающая сочетание определенных видов мотивов;
- иерархичность, под которой понимается ранжирование мотивов по критерию их преимущества в профессиональной деятельности;
- сила («заряд вектора» по интенсивности и глубине осознания мотива);
- устойчивость мотивов (сохранение, а иногда и усиление действенности профессиональной мотивации);
- определенность, подразумевающая индивидуальность содержания профессиональной мотивации личности;
- динамичность, под которой понимается изменение мотивационного вектора как в положительную, так и в отрицательную сторону [9].
Резюмируя вышеизложенное, подведем итог. Рассматривая мотивацию в значении совокупности всех факторов, побуждающих человека к деятельности; комплекса мотивов, стимулирующих форму, вектор, силу и продолжительность профессиональной деятельности личности, мы понимаем ее как неотъемлемый компонент профессиональной деятельности психолога, оказывающий влияние как на сам процесс деятельности, так и на ее эффективность.
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, 1976.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. Москва, 2001
3. Доронина И.В. Мотивация и стимулирование персонала: учебное пособие. Новосибирск, 2005.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Москва, 2001.
5. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебное пособие для вузов. Москва, 1998.
6. Непомнящая Э.А. Некоторые вопросы мотивации учебной деятельности в условиях профессионально-ориентированного обучения (в вузе). Вестник Харьковского университета. Иностранные языки. Харьков. 1978; № 170; Вып. 11: 123 - 126.
7. Мельман В.А. Факторы построения комплексной системы мотивации профессиональной деятельности персонала. Коммунальное хозяйство городов: науч.-техн. зб. Харьков: ХНАМГ, 2012; Вып. 104: 272 - 276.
8. Шадриков В.Д. Способности человека. Москва: Издательство «Институт практической психологи». - Воронеж, 1997.
9. Сладкевич В.П. Мотивационный менеджмент. К.: МАУП, 2001.
References
1. Aseev V.G. Motivaciya povedeniya i formirovanie lichnosti. Moskva, 1976.
2. Bodrov V.A. Psihologiya professional'noj prigodnosti: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 2001
3. Doronina I.V. Motivaciya istimulirovanie personala: uchebnoe posobie. Novosibirsk, 2005.
4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva, 2001.
5. Petrovskij A.V. Yaroshevskij M.G. Osnovy teoreticheskojpsihologii: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 1998.
6. Nepomnyaschaya 'E.A. Nekotorye voprosy motivacii uchebnoj deyatel'nosti v usloviyah professional'no-orientirovannogo obucheniya (v vuze). VestnikHar'kovskogo universiteta. Inostrannye yazyki. Har'kov. 1978; № 170; Vyp. 11: 123 - 126.
7. Mel'man V.A. Faktory postroeniya kompleksnoj sistemy motivacii professional'noj deyatel'nosti personala. Kommunal'noehozyajstvogorodov: nauch.-tehn. zb. Har'kov: HNAMG, 2012; Vyp. 104: 272 - 276.
8. Shadrikov V.D. Sposobnosticheloveka. Moskva: Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj psihologi». - Voronezh, 1997.
9. Sladkevich V.P. Motivacionnyjmenedzhment. K.: MAUP, 2001.
Статья поступила в редакцию 28.11.18
УДК 378
Babaeva E.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian and Foreign Philology, branch of Moscow Pedagogical State University
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia),
E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL SELF-EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article examines professional self-education as a pedagogical problem. It is concluded that the formation of readiness for professional self-education is an organic component of specialist training. The inclusion of the student in independent work as a certain form of activity depends largely on the joint efforts of the teacher and the student. Self-education is a necessary and permanent component of the life of a civilized, enlightened person, an occupation or activity, inherent to him throughout the life. Properly organized students ' self-education is essential in addressing the educational and instructional objectives: expanding their horizons, enriching knowledge, stimulates the will, dedication, promotes the development of cognitive interests and improve professional development.
Key words: professional self-education, independent work, future teacher.
Э.С. Бабаева, канд. филол. наук, доц. каф. русской и зарубежной филологии филиала ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет», E-mail: [email protected]
Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье изучено профессиональное самообразование как педагогическая проблема. Сделан вывод о том, что формирование готовности к профессиональному самообразованию является органической составляющей подготовки специалиста. Включение студента в самостоятельную работу как определенную форму деятельности во многом зависит от совместных усилий преподавателя и студента. Самообразование - это необходимая и постоянная составляющая жизни цивилизованного, просвещенного человека, занятие или деятельность, присущие ему на всем протяжении жизнедеятельности.
Ключевые слова: профессиональное самообразование, самостоятельная работа, будущий педагог.
Современное образование, стремительно развиваясь, предъявляет высокие требования и к специалисту, который для того чтобы соответствовать данному уровню обязан постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Среди различных способов повышения квалификации немалую роль играет самообразование.
Основной целью и ценностью современной системы профессионального педагогического образования выступает создание условий для максимального развития личности человека и готовности этой личности к самосовершенствованию и самообразованию, а также обеспечение высокого уровня ее профессионализма в быстро меняющейся социокультурной и образовательной среде (ГА. Бордовский, И.С. Батракова, С.П Вершловский, Е.И. Казакова, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалева и др.) Учитывая разнообразие определений самообразования, выделим некоторые его существенные признаки: самостоятельный поиск, приобретение знаний, повышенный интерес, продолжение развития. Анализируя предлагаемые определения в контексте компетентностного подхода, мы пришли к необходимости собственного уточнения понятия самообразования.
В уточнении сущности самообразования можно выделить следующие толкования. С одной стороны, самообразование можно рассматривать как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение), во втором случае - как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). С этих позиций мы будем рассматривать проблему с учетом второго значения, так как нас интересует проблема профессионального самосовершенствования. В данном контексте самообразование выступает как механизм превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. Таким образом, профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса, педагогического стиля или почерка.
Самообразование - это необходимая и постоянная составляющая жизни цивилизованного, просвещенного человека, занятие или деятельность, присущие ему на всем протяжении жизнедеятельности, утверждает М. Князева. К выделенным ею функциям самообразования, на наш взгляд, следует добавить функцию профессионального роста и педагогического проектирования. Самообразование личности будущего педагога, студента - сложный, многосторонний процесс.
Как утверждают ведущие психологи и педагоги, занимающиеся данной проблемой (В.И. Андреев, Н.Ф. Голованова, А.К. Громцева, Л.С. Колесник, Н.А. Руба-кин, С.Д. Рубинштейн, ПИ. Щукина и другие), самообразовательная деятельность должна начинаться на достаточно серьезном уровне с подросткового периода, постепенно усложняясь и совершенствуясь. Между тем, для развития самообразования необходимо создание соответствующих условий как внешних, так и внутренних. На наш взгляд, к внешним условиям следует отнести влияние педагогов-организаторов самообразовательной деятельности студентов, внутренние же - это мотивы личности студента, побуждающие его к самосовершенствованию посредством самообразовательной деятельности [1 - 3].
Правильно организованное самообразование студентов имеет существенное значение в решении образовательных и воспитательных задач: расширяет их кругозор, обогащает знаниями, стимулирует волю, целеустремленность, способствует развитию познавательных интересов и совершенствованию профессионального развития. Закономерно считать, что готовность к самообразовательной деятельности должна сформироваться уже на этапе профессионального образования, т.е. в профессиональных лицеях и колледжах. Формирование готовности студентов к самообразованию в современной информационной среде предполагает раскрытие качественных характеристик учебной деятельности, обеспечивающей достижение высокого уровня сформированности знаний, умений, навыков и мотивов для обеспечения самообразования.
Самообразование не имеет статуса социального института, тем не менее, исследователи рассматривают его как вид деятельности, ведущей
Библиографический список
и базовой социальной функцией которого является самореализация личности.
Примечательно, что профессиональное самообразование связано, по мнению исследователей, с педагогической рефлексией, так как без осмысления своего опыта, самоанализа педагогической деятельности, становление будущего педагога невозможно.
Сформировавшаяся в индустриальную эпоху развития общества технократическая парадигма образования трансформирует и самообразовательные стратегии, придавая им явно выраженную прагматическую направленность. В связи с этим меняется социальная роль самообразования, чем и обусловлено формирование профессионального самообразования как самостоятельного вида деятельности. Для эволюции самообразования также характерно увеличение разнообразия форм и содержания. Во-вторых, новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной (обучающие программы), досуговой и любой другой деятельности.
Анализ приведённых положений приводит к выводу о том, что формирование готовности к профессиональному самообразованию является органической составляющей подготовки специалиста. Между тем, проблемы формирования готовности к профессиональному самообразованию студентов, не получили достаточно полного научно-методического обоснования. Изучение массовой педагогической практики показывает, что многие выпускники, не имея достаточных самообразовательных умений и навыков, в дальнейшей профессиональной деятельности развиваются как специалисты медленными темпами, что серьезно сдерживает их профессиональное становление и отрицательно сказывается на качестве педагогической деятельности.
Самообразование, по мнению сторонников компетентностного подхода к подготовке специалистов, структурно входит в интегративное качество студента, обусловливающее развитие личностного психолого-педагогического образования, которое включает, помимо знания профессиональной деятельности и общения, профессиональных умений, профессионально значимых качеств личности, психолого-педагогическую готовность к выполнению разнообразных видов профессиональной деятельности в том числе к самообразованию и пр.
Самостоятельная работа не подразумевает отсутствие контроля со стороны преподавателя, как за ее организацией, так и результатами. Поэтому под самостоятельной работой обычно понимают деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает в отсутствии непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им. Самообразование также осуществляется студентом без непосредственного участия, либо контроля преподавателя, что объединяет эти два вида деятельности студента.
Между тем, в психолого-педагогических исследованиях справедливо обращается внимание на тот факт, что включение студента в самостоятельную работу как определенную форму деятельности во многом зависит от совместных усилий преподавателя и студента. Рациональная организация самообразования студента, на наш взгляд, предполагает выявление алгоритмов деятельности педагога и самообразовательной деятельности студентов.
Такое взаимодействие предполагает: со стороны обучаемого - осознание особенностей самообразовательной работы как специфической формы деятельности, предъявляющей к ее субъекту достаточно высокие требования в плане совершенствования самосознания, самодисциплины, самоконтроля, самообразования. Со стороны обучающего возникает задача увеличения влияния образовательной мотивации, особенно внутренней мотивации, на процесс и результат самообразовательной деятельности, а также задача обучения студентов рациональным методам и приемам такой деятельности.
1. Алипханова Ф.Н., Мациева Ф.Х. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих учителей начальных классов к профессиональному самообразованию Вестник университета (ГУУ). 2012; 14: 203 - 207.
2. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г, Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С., Гаджиева П.Д. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.
3. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография Москва, 2018.
References
1. Aliphanova F.N., Macieva F.H. Analiz rezul'tatov opytno-'eksperimental'noj raboty po formirovaniyu gotovnosti buduschih uchitelej nachal'nyh klassov k professional'nomu samo-obrazovaniyu Vestnik universiteta (GUU). 2012; 14: 203 - 207.
2. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhri-styuk M.S., Gadzhieva P.D. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
3. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D., Gadzaova L.P., Dzidzoeva S.M. i dr. Lichnost'vsovremennojreal'nosti: pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekty: kollektivnaya monografiya Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 02.12.18