ММ Асильдерова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
В статье выявлены особенности социально-педагогической защиты многодетных семей в Республике Дагестан. Народные традиции семейного воспитания имеют основание служить эффективным средством воспитания детей в современных условиях. Исследование позволило выявить, что именно в многодетной семье, имеющей глубокие и разветвленные корни родственных связей, складывается наиболее благоприятная ситуация для сохранения национальных обычаев, народных традиций. Сделан вывод о том, что многодетная семья ведёт более оседлый образ жизни, реже меняет место жительства, место работы. В беседах со специалистами родители многодетных семей часто высказывают страх перед сменой привычного образа жизни, у них отсутствует склонность к риску и авантюризму Этот страх обоснован беспокойством за своих детей.
Ключевые слова: социально-педагогическая защита, многодетная семья, семья, семейная социализация, дети.
Семья - часть общества, малая социальная группа, где человек получает основы жизнедеятельности. Находясь в непосредственном эмоциональном общении с членами семьи, ребёнок не только приобретает навыки речи и мышления, предметных действий и межличностных взаимоотношений, он усваивает образцы поведения взрослых, хотят они этого или нет. Родители представляют для ребёнка реальный мир культуры, клеточкой которого является жизнь самой семьи. Она же служит для ребёнка первой непосредственно воспринимаемой моделью общества, а взаимоотношения в семье - основным образцом межличностных отношений. Ребёнок научается в семье различать интонационные оттенки голоса, пользоваться языком мимики, жестов и тем самым разгадывать скрываемые от него мысли и переживания взрослых.
Социально-педагогическая адаптация детей и подростков идет тем успешнее, чем больше социальный опыт, приобретенный в общении с другими людьми. Многодетная семья дает такую возможность. Наблюдение, анализ ошибок и успехов близких людей, эмоциональная близость с ними способствуют более тонкому восприятию и отклику; разнообразные социальные роли, в которые включается ребёнок с самых первых дней жизни (внук, сын, брат, брат сестры, брат брата, старший брат, младший брат, племянник, дядя и т. п.), и другие условия способствуют устойчивости и гибкости в приспособлении к самым различным условиям жизни. Эти качества наиболее необходимы в ситуации, в которой находится сегодня российское общество. Неопределённость завтрашнего дня, кризис основных социальных институтов формируют такие требования к личности, как уникальность (конкурентоспособность), интернальность (самостоятельность, активность), коммуникативность и другие. Именно эти качества и развивает многодетная семья. Исследования [1 - 4] показывают, что в современных социально-экономических условиях многодетная семья относится к группе наиболее социально незащищенных и экономически слабых. Чтобы определить это, рассмотрим доход семей с различным количеством детей. На основании закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды пособий для семей: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет; единое ежемесячное пособие на ребенка.
Однако, если в отношении первых трёх из этих видов пособий семьи находятся в одинаковом положении, то в отношении 2 последних они явно в неравном. Исследования показали, что многодетная семья отличается от других типов не только социальной незащищенностью и возросшей экономической нагрузкой, она является социально-педагогическим феноменом. Она реагирует на социальные изменения нетипично и обостренно. Феномен многодетной семьи особенно можно выявить через анализ проблем её развития. При благоприятных и при критических условиях многодетная семья дает полярные результаты формирования и развития личности:
во-первых, многодетная семья менее всего подвержена стиранию гендер-ных различий, формирует традиционные и здоровые отношения типа: «мужчины и женщины», «отцы и дети», но при неблагоприятных условиях жизни в многодетной семье чаще проявляются отклонения от нравственных норм. В полной многодетной семье социальные роли усваиваются ребёнком намного раньше и шире, чем в малодетной. Это обусловлено чётким распределением функций между отцом, матерью и старшими детьми ("добытчик", "хранительница очага", помощники"). Отношения родителей легко усваиваются детьми как норма и формируют у них традиционные представления об отношениях между мужем и женой, старшими и младшими и т. п. При отсутствии одного из родителей или если, как показали наблюдения, в полной семье эти отношения нездоровые, то есть присутствует постоянный конфликт, нравственный порог, усваиваемый детьми, крайне низок, а недостаток тепла и любви приводит к поиску эмоциональных контактов в других социальных группах: на улице, в подвалах, на чердаках. Всё это делает еще более актуальной проблему социально-педагогического влияния на социум многодетной семьи, на микромир, спецификой которого является замкнутость, самодостаточность общения между членами семьи и слабость внешних контактов, социальных связей;
во-вторых, исследование позволило выявить, что именно в многодетной семье, имеющей глубокие и разветвленные корни родственных связей, склады-
вается наиболее благоприятная ситуация для сохранения национальных обычаев, народных традиций. Стремление самовыразиться при отсутствии достаточного материального обеспечения обуславливает, как показали исследования, активизацию разнообразных способностей для решения бытовых вопросов, обустройства жилища, развития навыков шитья, плетения, вязания, технического мастерства, основой для которых зачастую служит пример старших. Именно в многодетной семье чаще сохраняются традиции, передаваемые из поколения в поколение, обычаи и обряды.
Семейное воспитание в Дагестане в современных условиях имеет множество своеобразных особенностей, которые, с нашей точки зрения, обуславливаются самим социальным статусом семьи, как социального явления, действующего по многим параметрам.
Нынешняя семья переживает серьезные трудности и изменения. В своем большинстве семьи теперь состоят из двух поколений - родителей и детей. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате супруги не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущих поколений, да и применимость этого опыта часто проблематична. Учитывая изменения в социально-политических условиях, трудно переносить опыт отношений предшествующих поколений в нынешние условия. В семье происходит довольно болезненная ломка, перестройка привычных позиций [3 - 6].
Современная дагестанская семья существенно отличается от семьи прошлых лет: стала равноправной женщина, более демократичными внутрисемейные отношения, повысился культурный уровень семьи и др. Однако в семье произошли и такие изменения, которые привели к большим нравственным потерям. Корень многих негативных явлений, имеющих место в семейной сфере, следует видеть в деформациях общественной жизни: в падении престижа ценности человеческой жизни, духовных богатств семьи и общества, в материальной и моральной неустроенности жизни значительной части семьей. Игнорируется положительная роль народных традиций и обычаев, изменилась традиционная семейная мораль, влияющая на формирование нравственного облика человека в семье [7].
Влияние семейного окружения отличается непрерывностью и продолжительностью родственных уз и семейных отношений, а также повседневным общением с людьми разного пола, возраста, с различным жизненным опытом.
В настоящее время для Дагестана характерны три типа семьи:
1. Семьи, в которых не соблюдают национальные традиции. Они рассматривают традиционные формы семейного быта и семейной обрядности, религиозные нормы, как устаревшие. В таких семьях при заключении брака, праздновании рождения детей преобладают традиции, сложившиеся в общественной среде в современных условиях.
2. Однонациональные семьи коренных народностей. Как правило, родной язык в таких семьях изучается с младенчества, в живом общении с родителями, друг с другом изучается история своего народа, его культура ценится и интерес к ней прививается с детства. В семье соблюдаются бытовые традиции, что проявляется в свадебной обрядности, семейной этике, характере питания, оформлении жилища.
3. Семьи, сохранившие все традиционные черты старого семейного быта и обрядности, соблюдают все предписания ислама. В таких семьях все мужчины, особенно старшего поколения, посещают ежедневно мечеть, члены семьи совершают молитвы, соблюдают религиозные обряды, празднества. Такие семьи встречаются в городах, но чаще характерны для жителей сел, сельских, районов.
Независимо от типа семьи ребенок не только не испытывает на себе ее влияние в большей или меньшей степени, но и является объектом ее целенаправленного воздействия, с помощью таких методов, как разъяснение, приучение, намек, осуждение, наказание и т. д. Разъяснение и убеждение всегда применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье, в обществе. С детства применялся показ способов выполнения различных видов труда по дому - обращение с орудием труда, приготовления пищи, национальных блюд, резьба, вышивание и др. Упражняясь в совместном труде со взрослыми, прислушиваясь к их советам, юноши и девушки вырабатывали у себя определенные навыки и умения, распространенным методом воспитания в семье является приучение. Оно более типично для ран-
него возраста. Приучают к порядку, к культуре поведения в семье, в обществе, в различных жизненных ситуациях. Приучая ребенка, взрослые дают поручения, проверяют их выполнение, показывают примеры и образцы поведения и действия. Народные традиции семейного воспитания имеют основание служить эффективным средством воспитания детей в современных условиях. На собственном опыте народ убеждался, что семье приходится выполнять духовно-нравственную функцию через религию, коммуникативную, вырабатывая нормы оптимальных взаимоотношений между родителями и детьми, самими детьми, близкими родственниками, соседями, организаторскую функцию, устанавливая режим отдыха и учебных занятий детей. Все это создавало систему семейных отношений.
По мнению психологов, многодетная семья - это наиболее оптимальная социальная группа, в которой не происходит нивелирования личности, как в боль-
Библиографический список
шом коллективе, и которая способствует индивидуальному развитию, получению социального опыта, взаимному духовному и интеллектуальному обогащению, психологическому комфорту. При нарушении в ней родственных связей и негативном стиле воспитания дети отстают в психическом и социальном развитии от детей в малодетных семьях, чаще становятся школьными, а впоследствии и социальными дезадаптантами.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в силу своей специфики, многодетная семья ведет более оседлый образ жизни, реже меняет местожительство, место работы. В беседах со специалистами родители многодетных семей часто высказывают страх перед сменой привычного образа жизни, у них отсутствует склонность к риску и авантюризму. Этот страх обоснован беспокойством за своих детей. Существует непосредственная зависимость семьи и общества: чем больше общество вкладывает в семью, тем больше оно получает и наоборот
1. Асильдерова М.М. Воспитательные возможности семейных традиций и обычаев в национально-смешанной семье (на примере дагестанской семье). Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018; Т. 12; № 1: 39 - 44.
2. Асильдерова М.М., Явбатырова Б.Г. Семейные традиции как фактор социализации детей: монография. 2018.
3. Асильдерова М.М., Явбатырова Б.Г Деятельность социального педагога в учреждениях интернатного типа: учебное пособие. 2018.
4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Москва, 2016.
5. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. Москва, 2014.
6. Основы социальной работы: учебное пособие для нач. проф. образ. Москва, 2017.
7. Дибиров М.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 2012.
References
1. Asil'derova M.M. Vospitatel'nye vozmozhnosti semejnyh tradicij i obychaev v nacional'no-smeshannoj sem'e (na primere dagestanskoj sem'e). Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018; T. 12; № 1: 39 - 44.
2. Asil'derova M.M., Yavbatyrova B.G. Semejnye tradicii kak faktor socializacii detej: monografiya. 2018.
3. Asil'derova M.M., Yavbatyrova B.G. Deyatel'nost'social'nogo pedagoga v uchrezhdeniyah internatnogo tipa: uchebnoe posobie. 2018.
4. Azarov Yu.P. Semejnaya pedagogika. Moskva, 2016.
5. Gadzhieva S.Sh. Sem'ya i semejnyj byt narodov Dagestana. Moskva, 2014.
6. Osnovy social'noj raboty: uchebnoe posobie dlya nach. prof. obraz. Moskva, 2017.
7. Dibirov M.A. Narodnaya pedagogika Dagestana. Mahachkala, 2012.
Статья поступила в редакцию 05.02.19
УДК 378
Vendina A.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Kirichek K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
MATHEMATICAL EXPERIMENT IN THE PROGRAM OF GEOGEBRA AS ONE OF THE FORMS OF IMPLEMENTATION OF THE INTERACTIVE TEACHING METHOD (ON THE EXAMPLE OF PREPARING STUDENTS OF A PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL). The article reveals the need to include research activities in the study of curriculum disciplines in the preparation of bachelors of pedagogical education. In this connection, the authors of the article see the importance in the process of mastering mathematics to offer students the implementation of a mathematical experiment (as a type of research), including using computer tools. The work describes the positive aspects of a dynamic GeoGebra research application with graphical content. Analyzing the pedagogical literature and regulatory documents, they conclude that a mathematical experiment can be attributed to one of the forms of realization of an interactive teaching method. They reveal the organization and conduct of a mathematical experiment in 5 stages using the GeoGebra program using the example of solving a problem with a parameter. Stage 1: the collection and analysis of information required for experimental research. Stage 2: the formulation of a hypothesis. Stage 3: creating a computer visualization of the model in the program GeoGebra. Stage 4: hypothesis testing: the study of the constructed geometric configuration with the involvement of mathematical tools. Stage 5: preparation and discussion (protection) of the report on the work performed.
Key words: mathematics, pedagogical education, interactive learning, competences, experiment, GeoGebra.
А.А. Вендина, канд. физ.-мат. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
К.А. Киричек, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПРОГРАММЕ GEOGEBRA
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)
В статье раскрыта необходимость включения в подготовку бакалавров педагогического образования исследовательской деятельности в рамках изучения дисциплин учебного плана. В связи с этим авторы статьи видят важность в процессе освоения математики предлагать студентам реализацию математического эксперимента (как разновидности исследования), в том числе и с использованием компьютерных средств. Описывают положительные стороны динамического приложения GeoGebra для проведения исследований с графическим содержанием. Анализируя педагогическую литературу и нормативные документы, делают вывод о том, что математический эксперимент можно отнести к одной из форм реализации интерактивного метода обучения. Раскрывают организацию и проведение математического эксперимента в 5 этапов с помощью программы GeoGebra на примере решения задачи с параметром. 1 этап: сбор и анализ сведений, необходимых для экспериментального исследования. 2 этап: формулирование гипотезы. 3 этап: создание компьютерной визуализации модели в программе GeoGebra. 4 этап: проверка гипотезы: исследование построенной геометрической конфигурации с привлечение математического инструментария. 5 этап: составление и обсуждение (защита) отчета о проведённой работе.
Ключевые слова: математика, педагогическое образование, интерактивное обучение, компетенции, эксперимент, GeoGebra.
Одной из задач учителя математики, согласно требованиям ФГОС ВО [1] и стандарта педагога [2], является проведение исследовательской работы с обучающимися. Она включает в себя: выдвижение гипотезы, самостоятельное планирование и осуществление исследовательской деятельности с привлечением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), проверку
гипотезы: её подтверждение или опровержение. Будущему учителю необходимо быть готовым к выполнению требований стандартов в своей профессиональной деятельности, а, следовательно, обучение в вузе должно включать в себя элементы исследовательской деятельности и подготовку к ее реализации. Формированию у бакалавров педагогического образования компетенции