Т а б л и ц а 2
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности по профилю хирургической патологии
Класс болезней В абс. цифрах/ на 100 работающих Уд. вес в %
1-е место — травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 23/0,2 53,6
2-е место — болезни кожи и подкожной клетчатки 11/0,09 25,6
3-е место — болезни органов пищеварения 5/0,04 11,6
4-е место — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 2/0,02 4,6
5-е место — болезни мочеполовой системы 1/0,01 2,3
6-е место — болезни системы кровообращения 1/0,01 2,3
Итого 43/0,3 100
Заболеваемость с ВУТ составила 43 случая и 342 дня ВУТ, что на 100 работающих соответственно составило 0,3 в случаях и 2,7 в днях ВУТ. Средняя длительность 1 случая ВУТ составила 7,9 дня.
За период подготовки и проведения универсиады выполнено 15 экстренных оперативно-амбулаторных вмешательств. Госпитализировано 29 человек — (12,2% от числа обращений) в клинический госпиталь МСЧ МВД РФ по РТ и 6 человек (2,5%) в другие лечебные учреждения.
Заключение. Анализ работы хирургического кабинета в период подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в городе Казани показал, что в общей структуре обращений доля хирургических больных составила 40%. В структуре обращений на 1-м месте — травмы (46,8%), на 2-м месте — болезни кожи и подкожной клетчатки (29,9%), на 3-м месте — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (8,9%). Средняя длительность 1 случая ВУТ составила 7,9 дня.
Проблемные вопросы:
• слабое звено в работе составил учет документации, не было единой электронной формы учета подачи сведений;
• в составе сводных отрядов прибыли сотрудники с хроническими заболеваниями в стадии обострения, что требует качественного проведения предварительных медицинских осмотров перед отправкой в служебные командировки вне мест постоянной дислокации;
• учитывая большую долю случаев травм среди личного состава, необходимо дополнительно проводить инструктажи по профилактике травматизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Обзор современной литературы по актуальным вопросам хирургии. — Чита. — С.1—4, 32—35, 41.
2. Методическое пособие по неотложной урологической помощи при заболеваниях органов мочеполовой системы / под ред. А.Г. Глухарева, К.Ф. Товстолес. — С.4—19, 25—28, 34.
3. Хроническая инфекция / под ред. В.И. Стручкова, В.К. Го-стинцева, Ю.В. Стручкова. — С.82.
© Ф.И. Ишкинеев, 2013
к ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ГРАЖДАН,
ПОСТУПАЮЩИХ В органы внутренних дел (по материалам деятельности ВВк фкуЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан»)
ФАРИД ИРЕКОВИЧ ИШКИНЕЕВ. зам. начальника медико-санитарной части, начальник Военно-врачебной комиссии ФКУЗ «Мсч МВд россии по республике татарстан», тел. 8-(843) 291-21-42, e-mail: [email protected] Реферат. В статье анализируется динамика численности здоровых кандидатов на службу в МВД по Республике Татарстан. Определяются проблемы, тенденции и содержание общего количества заключений выносимых ВВК МСЧ МВД РФ по РТ за 2008—2012 гг Реализуется сравнительная стратегия: сопоставляются данные, касающиеся ситуации в РТ, с обстановкой в приволжском федеральном округе и в МВД России в целом. Определяются направления совершенствования деятельности ВВК.
Ключевые слова: органы внутренних дел, динамика численности личного состава, медицинское освидетельствование, структура заболеваемости, военно-врачебная комиссия.
regarding the issue of medical examination of applicants to the internal affaires office (based on the data of the activity of Military-Medical Committee of Internal Affaires office in the Republic of Tatarstan)
FARID I. ISHKINEEV
Abstract. The dynamics of number of staff of Internal Affaires office in the Republic of Tatarstan is analyzed in the article. The problems, tendencies and the consent of all the decisions made by the Military-Medical Committee in 2008—2012 are defined. The comparison strategy is used in the article, the situation in the Republic of Tatarstan is compared to the situation in other regions and the situation in Russia in general. The directions of the further amendments of Military-Medical Committee are being determined.
Key words: Internal Affaires office, dynamics of number of staff of Internal Affaires office, medical examination, illness structure, Military-Medical Committee.
58
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
ВЕСТНИК СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОМ МЕДИЦИНЫ 2013 Том 6, приложение 1
Проводимая масштабная реформа органов внутренних дел предполагает возросшие требования к качеству личного состава, поскольку выполнение задач, поставленных перед органами внутренних дел, во многом зависит от физического и психического состояния личного состава, способного к преодолению эмоциональных и физических перегрузок в сложных и экстремальных ситуациях. В связи с этим возрастают требования и к деятельности ВВК, которые являются решающим инструментом управления качеством комплектования здоровым и практически здоровым пополнением.
По данным министерства обороны РФ процент годности граждан к военной службе по состоянию здоровья от численности граждан, явившихся на призывные комиссии, продолжает снижаться. Если в 80-е гг годных
(в том числе с незначительными ограничениями) было более 90%, в 90-е гг. — около 70%, то в 2010—2012 гг их численность составила 67—68%. Эта тенденция оказывает влияние на работу ВВК системы МВД, создавая трудности при отборе кандидатов для работы в ОВД.
Ситуация в Республике Татарстан соответствует общероссийским тенденциям. Динамика численности личного состава МВД России по Республике Татарстан и общего количества заключений ВВК за 2008—2012 гг представлена в табл. 1 и рис. 1. В 2012 г прекратилась тенденция к снижению количества освидетельствований кандидатов на службу в ОВД, что привело к увеличению общего количества вынесенных ВВК заключений.
Динамика и структура общего количества освидетельствованных ВВК представлены в табл. 2.
Т а б л и ц а 1
Динамика численности личного состава МВД России по Республике Татарстан и общего количества заключений ВВК
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Количество личного состава МВД по Республике Татарстан, чел. 24 029 23 489 21 447 18 590 18 597
Общее количество вынесенных заключений ВВК 6 346 7 429 7 034 4 792 5 228
-----Количество личного состава
МВД по РТ
-----Общее количество
вынесенных решений ВВК
Рис. 1. Количество личного состава МВД по РТ и общее количество вынесенных решений ВВК
Т а б л и ц а 2
Динамика и структура общего количества лиц, освидетельствованных ВВК
Динамика общего количества освидетельствованных и их структура по категориям 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
В среднем по РФ МВД по РТ В среднем по РФ МВД по РТ В среднем по РФ МВД по РТ В среднем по РФ МВД по РТ В среднем по РФ МВД по РТ
Общее количество освидетельствованных к предыдущему году, % 87,9 90,9 119,2 117,0 66,4 94,2 91,3 61,4 111,1
Структура освидетельствованных
Лица, поступающие на службу в органы внутренних дел 47,8 48,1 57,1 53,9 31,5 16,1 27,0 22,4 51,1
Лица, поступающие в образовательные учреждения МВД РФ 8,2 7,0 7,1 8,7 7,5 7,7 4,6 5,9 10,5
Сотрудники органов внутренних дел 25,7 24,7 22,0 18,8 39,0 47,4 46,0 45,2 27,5
Военнослужащие внутренних войск 7,5 0,6 2,1 0,2 3,4 0,1 3,5 0,2 0,2
Прочие лица 10,8 19,6 11,7 18,4 18,6 28,7 18,9 26,3 10,7
Итого 100,0 100 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Примечание. В табл. 2 вошло общее количество освидетельствованных без учета лиц, не завершивших освидетельствование, и заключений ВВК, вынесенных заочно.
ВЕСТНИК СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ 2013 Том 6, приложение 1
научные статьи
59
В структуре общего количества освидетельствованных ВВК преобладают лица, поступающие на службу в ОВД, их доля составила 51,1%. В 2012 г. доля сотрудников ОВД уменьшилась по сравнению с 2011 г. и составила 27,5%, (в 2010 г. доходила до 47,4%). Доля поступающих в образовательные учреждения МВД в 2012 г. составила 10,5%, что на 4,8% больше по сравнению с предыдущим годом.
Доля «Прочих лиц» сократилась более чем в 2 раза и составила 10,7% общего количества лиц, освидетельствованных ВВК, в эту группу вошли контингенты МЧС России 477 чел.
Количество поступающих на службу в органы внутренних дел в 2012 г. резко увеличилось и составило 51,1% от общего количества освидетельствованных лиц (43,6% от общего числа вынесенных заключений). Это связано с увеличением личного состава Казанского линейного управления внутренних дел МВД России и комплектованием УМВД России по г. Казань перед предстоящей Универсиадой 2013 г.
Таким образом, в 2012 г. общее количество вынесенных ВВК заключений увеличилось на 8,3% по сравнению с предыдущим годом и составило 5228 (в 2011 г. — 4 792).
Доля лиц, признанных негодными из числа поступающих на службу, несколько снизилась — 15,0% (в 2011 г — 16,8%), признанных временно негодными вернулось к значению 2009—2010 гг. — 2,7% (в 2011 г. — 7,4%) (табл. 3, рис. 2).
В структуре заболеваний, по которым поступающие на службу в органы внутренних дел признаны негодными за последние 5 лет, из года в год сохраняются одни и те же тенденции. На первом месте среди причин негодности — болезни глаза и его придатков — 23,0% (в 2011 г. — 19,1%), на втором месте болезни костномышечной системы — 20,4% (в 2011 г. — 19,1%), на третьем месте болезни системы кровообращения — 20,1% (в 2011 г. — 19,7%).
Годными к службе с незначительными ограничениями признано 259 граждан. Их доля среди общего количества поступающих на службу составила 11,6% (в 2011 г. — 23,2%). В структуре заболеваний, выявленных у этой категории лиц, преобладают болезни глаза (28,5%), на втором месте болезни костно-мышечной системы (20,5 %), на третьем — болезни системы кровообращения (16,2%).
Доля лиц, признанных временно негодными среди поступающих на службу в органы внутренних дел (на 100 освидетельствованных) представлена в табл. 4, рис. 3.
В структуре временно негодных преобладают с большим отрывом лица с психическими расстройствами Высокая доля психических расстройств связана с предварительным обследованием кандидатов на полиграфе, выявляющим скрытую негативную информацию у кандидатов.
В период подготовки к проведению летней Универсиады 2013 г. в г. Казани возник вопрос о недоуком-
Т а б л и ц а 3
Доля лиц, признанных негодными среди поступающих на службу в органы внутренних дел
(на 100 освидетельствованных)
Регион 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
МВД России 12,7 11,9 12,8 9,9 —
Приволжский ФО 12,8 11,5 12,2 11,0 —
Татарстан 18,1 13,3 17,1 16,8 15,0
18
2008 2009 2010 2011 2012
И МВД России ® Приволжский ФО ® Татарстан
Рис. 2. Сравнительная диаграмма негодных среди поступающих на службу по регионам.
Т а б л и ц а 4
Доля лиц, признанных временно негодными среди поступающих на службу в органы внутренних дел
(на 100 освидетельствованных)
Регион 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
МВД России 2,1 1,8 1,8 2,0 —
Приволжский ФО 3,2 2,4 2,2 2,6 —
Татарстан 1,69 2,19 2,6 7,4 2,7
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
НЕСІІІИІСОНЛМНІІІШ^КііИІІ^ШЕСКО^МЕЇЇЇЇЇЇЇЇН
8
7
6
5
4
□ МВД Росии
□ Приволжский ФО Ш Татарстан
2008 2009 2010 2011 2012
Рис. 3. Сравнительная диаграмма временно негодных среди вновь принимаемых на службу по регионам
плектованности личного состава УВД по г. Казани. По информации УРЛС МВД по РТ сроки оформления кандидатов на службу составляют от 3 до 6 месяцев, одной из причин была названа длительная очередность при прохождении ВВК и ЦПД кандидатами на службу. Проведенный анализ прохождения комиссии вновь принимаемыми на службу в ОВД за первое полугодие 2012 г. показал, что в среднем срок прохождения комиссии кандидатами на службу составил 43 дня (от 3 до 90 дней) (по специалистам: окулист — 3 дня, ЛОР врач — 2,6 дня, хирург — 9,8дня, дерматолог — 5,7 дня, невролог — 11,5 дня, терапевт — 19,5 дня, психиатр — 42,5 дня). Основная задержка в освидетельствовании кандидатов на службу связана с прохождением врача — психиатра, так как освидетельствование им проводилось только по результатам психофизиологического тестирования, после окончания ВВК. Решением коллегии МВД по РТ № 2 от 25.04.12 г. был утвержден регламент прохождения ВВК и ЦПД, что позволило сократить сроки освидетельствования на ВВК в 2—3 раза (средняя длительность прохождения ВВК составила в среднем около 10 дней). Нами совместно с УРЛС были разработаны и внедрены анкеты и опросные листы для мониторинга сложившейся ситуации. При анализе внешних и внутренних причин задержки в прохождении ВВК, среди внешних причин можно отметить недоработку кадрового аппарата при направлении кандидатов на ВВК. Почти половина кандидатов (43%) продолжают прибывать на комиссию с неправильно оформленными направлениями, несоответствием группы предназначения в военном билете и направлении, без необходимых медицинских документов, регламентированных вышеуказанной Инструкцией и т.д. При этом создается ложное впечатление о затягивании сроков прохождения ВВК, так как кандидат на службу занимается дооформлением необходимых документов и вынужден неоднократно приезжать на ВВК. После получения кандидатом на службу в ОВД направления на ВВК до начала освидетельствования, они затрачивают в среднем 17,5 дня на оформление обязательных документов. Предварительное инструктирование отделом кадров кандидатов на службу в ОВД и проверка перечня необходимых документов также могли бы сократить время прохождения ВВК. Среди внутренних причин удлинения сроков прохождения комиссии стоит отметить направление кандидатов на
службу в ОВД на дополнительные обследования для уточнения диагноза. Их количество составляет 24% от всех вновь принимаемых кандидатов, проходящих ВВК. Из этого количества у 40% выявляются ограничения годности к прохождению службы. В целом 82,4% от всех кандидатов, направленных на ВВК признаются годными к службе в ОВД.
Изучение результатов медицинского осведетель-ствования и оценка качества работы позволяет корректировать направления деятельности и разработать меры по совершенствованию работы ВВК и как результат оптимизировать работу по комплектованию кадров в органы внутренних дел.
ЛИТЕРАТУРА
1. Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123.
2. Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД РФ от 14 июля
2010 г. №523.
3. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ.
4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.
5. Решение коллегии МВД по РТ от 25.04.2012 г. № 2 КМ.
6. Ганишев, А.В. Проблемы медицинского освидетельствования лиц, поступающих в образовательные учреждения МВД Российской Федерации / А.В. Ганишев // Экономический вестник МВД России. — 2013. — № 2.
7. Гинятуллина, Л.Р Итоги деятельности Медико-санитарной части МВД России по Республике Татарстан и анализ заболеваемости среди сотрудников ОВД по Республике Татарстан за 2007—2011 гг.: учеб.-метод. пособие для подразделений МСЧ МВД России по РТ / Л.Р Гинятуллина, Г.Ш. Павлова, М.В. Потапова [и др.]. — Казань, 2012.
8. Соколова, О.Р Анализ работы ВВК МСЧ МВД по Республике Татарстан: сб. науч. тр. конф., г. Казань, 14—15 окт.
2011 г. / О.Р. Соколова. — Казань, 2012.
9. Expertus: информ. бюллетень по внедрению и распространению передового отечественного и зарубежного опыта. — Казань, 2011. — Спецвыпуск № 21/22.
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
61