Бурындина Ирина Г еоргиевна
Директор Г осударственного образовательного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Областной детский дом города Ангарска, г. Ангарск, Россия
УДК 37.018.324 ББК 74.200.6
К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
В данной статье на основе анализа сущности категории «жизнедеятельность» представлены показатели жизнедеятельности воспитанников детского дома для использования их в мониторинге образовательного процесса.
Ключевые слова: жизнедеятельность; детский дом; показатели жизнедеятельности; дети-сироты.
ON THE TOPIC OF DEFINING INDICATORS LIFE ACTIVITY OF
PUPILS OF ORPHANAGE
Indicators of activity of pupils of orphanage are presented in the article on the basis of the analysis of essence of the category “activity” for their use in monitoring of educational process.
Key words: life activity; orphanage; indicators life activity; orphan children.
Термин «жизнедеятельность» встречается в различных источниках, в том числе и в статьях о детских домах, но нам не известен опыт определения показателей жизнедеятельности воспитанников в условиях детского дома или другого учреждения с круглосуточным и круглогодичным пребыванием детей-сирот.
В различных источниках термин «жизнедеятельность трактуется по-разному. Нет единой общепринятой формулировки понятия. В современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой и толковом словаре Д.Н. Ушакова жизнедеятельность определяется как «совокупность жизненных отправлений, составляющих деятельность организма либо как деятельность, работа человека за время существования, жизни» [Ефремова, http://enc-dic.com/efremova/ZHiznedejatelnost-24130.html; Ушаков, 2008, с. 869].
А.С. Воронин в словаре терминов по общей и социальной педагогике дает следующее понятие жизнедеятельности - «бытие, природная функция личности, проявляющаяся как поведение и осуществляющаяся как деятельность среди людей в конкретных условиях и отрезке времени благодаря задаткам и способностям, унаследованным через родителей и развитым в процессе воспитания» [Воронин, 2006, с. 29].
По мнению К.В. Карпинского, «жизнедеятельность — это особый вид деятельности, направленный на созидание индивидуального жизненного пути и регулируемый динамической системой смысла жизни. Существенными чертами жизнедеятельности, отличающими ее от иных форм и видов деятельности, яв-
ляются: во-первых, объект жизнедеятельности - индивидуальная жизнь; во-вторых, субъект жизнедеятельности - личность в роли субъекта жизни; в-третьих, целевая функция жизнедеятельности - проектирование и созидание жизненного пути; в-четвертых, динамическая система смысла жизни как ведущая инстанция психической регуляции жизнедеятельности» [Карпинский, 2002, с. 183].
Среда обитания каждого человека обусловлена физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими, информационными, социальными факторами, оказывающими воздействие на его деятельность. Логично, что системе «человек - среда обитания» центральным элементом является человек, а другие элементы образуют «условия жизнедеятельности». В таком случае жизнедеятельность человека рассматривается как способ его существования, его деятельность, и отдых. Обусловленность жизнедеятельности заключатся в постоянном контакте с окружающей средой: чем комфортнее среда, тем лучше условия жизнедеятельности.
Образа жизни человека характеризуется такими параметрами, как труд (в том числе учеба), культурная деятельность, общественно-политическая и бытовая деятельность людей. К основным параметрам отнесем и поведенческие привычки и проявления.
Образ жизни человека определяет его здоровье. «Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни» [Никифорова, 2003, с. 28-30].
Ю.П. Лисицын, выделяет в образе жизни четыре категории: «... экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социальнопсихологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни» [Лисицын, 1982, с. 40.] З. Масальская, A.M. Прихожан, H.H. Толстых и др. подчеркивают, что процесс вовлечения ребенка из семьи группы риска в новую, другую для него жизнедеятельность, в нашем случае, характерную для детского дома, сложен. Сложность данного процесса обусловлена недостатками воспитательно-образовательной работы, что проявляется в несформирован-ности ребенка как субъекта различных видов деятельности (познавательной, игровой и др.). Среди ее проявлений выделяют слабо выраженную индивидуальность, труднообучаемость, трудновоспитуемость. «У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебнопознавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита» [Иванова, 2012].
Учреждение временного пребывания ребенка может реализовать поставленные перед ним цели и задачи при условии организации полноценной жизнедеятельности, приближенной к образцу семейных отношений. Оно должно снять остроту психического напряжения, изменить качество жизни ребенка на основе восстановления социального статуса, содействовать компенсации утра-
ченных контактов и вовлечению в непривычные по своим характеристикам отношения и виды деятельности.
Необходимо помнить и о том, что одной из важнейших задач современного образования является воспитание конкурентоспособной личности. Т.А. Жданко определяет конкурентоспособность личности как «совокупность интегрированных устойчивых качеств, таких как рациональная познавательная активность, целеустремленность, трудолюбие, креативность, критичность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство, обусловливающих возможность успешного выполнения деятельности» [Жданко, 2011, с. 8].
Однако вопрос о целостном видении жизнедеятельности детского дома, нацеленной на осуществление процесса социальной реабилитации, связанного с подготовкой ребенка к жизни в условиях новой для него семьи, еще не стал предметом специального анализа.
Все это создает необходимые предпосылки исследования жизнедеятельности детского дома, в рамках которой осуществляются процессы социальной реабилитации ребенка, подготовки его к вхождению в процесс семейной жизнедеятельности.
Жизнедеятельность детского дома как условие развития воспитанника может быть определено в ситуациях проявления им своей активности, в качестве субъекта имеющихся сфер жизнедеятельности. К таким сферам относят: коммуникации или общение (активность воспитанника направлена на взаимодействие); познание (активность в познании окружающего мира); предметнопрактическая деятельность (активность в освоении и преобразовании предметной среды); духовно-практическая деятельность (активность в создании и (или) использовании духовных и социальных ценностей); спорт (функциональноорганическая активность); игра (импровизационная активность в условных ситуациях).
Потребности, вызывающие представленные активности воспитанника, разноуровневые, имеют дифференциально-групповые, половозрастные и индивидуальные особенности. От качества потребности ребенка зависит образ действия в определенной ситуации, в которой она может быть удовлетворена.
Важно, что активность детей в каждой из выделенных выше сфер жизнедеятельности неравномерна и выражается в различных направлениях и формах реализации.
Выделенные сферы жизнедеятельности взаимосвязаны. Так, реализация воспитанником активности в коммуникационной сфере при взаимодействии с окружающими людьми, но без данной активности невозможна активность в сферах познания, игры и др.
Таким образом, можно выделить следующие основные компоненты, определяющие понятие жизнедеятельности применительно к воспитаннику детского дома, которые должны являться объектами экспертно-аналитической деятельности специалистов детского дома: биологические (сон, питание, здоровье...), социальные (социально-бытовые навыки, подготовка к семейной жизни, подготовка к учебной и трудовой деятельности, ЗОЖ, активный образ жиз-
ни.); коммуникативные (общение, познание, нравственно-этический и эстетический потенциал).
Представленное понимание сущности жизнедеятельности воспитанников детского дома является критериальной основой для организации экспертноаналитической деятельности педагогов, содержание которой заключается в следующем: «организация экспертизы критериев, экспертное определение видов и форм оценивания качества педагогического процесса; реализация системы педагогического контроля с аналитическим обоснованным выбором заложенных в нее видов, форм и содержания контролирующих актов для каждого этапа педагогического процесса; анализ полученных контрольно-оценочных данных о качестве организации педагогического процесса; разработка аналитически обоснованных рекомендаций о повышении качества педагогического процесса на данном этапе; организация информирования экспертноаналитической деятельности обучающегося о динамике его личностного развития по выделенным экспертным путем критериям. Данное содержание экспертно-аналитической деятельности представлено в определенной организационной логике этапов ее проведения. Относительно того, какой критерий качества мы избираем, зависит конкретизация каждого содержательного этапа экспертноаналитической деятельности» [Чупрова, Жданко, 2012].
Все вышеизложенное позволило нам разработать диагностическое обеспечение для дальнейшего исследования жизнедеятельности детей-сирот в условиях детского дома. В таблице 1 представлены компоненты понятия жизнедеятельность, их показатели, инструментарий для диагностики и критерии оценки каждого их показателей.
Таблица 1
Компоненты понятия жизнедеятельности Показатели жизнедеятельности Инструментарий Критерии оценки
биологические питание Анализ меню на соответствие СанПиН Соответствие физиологическим нормам
сон Анализ режима дня и условий Соответствие физиологическим нормам
Здоровье: костно-мышечная система, органы пищеварения, органы зрения, сердечно-сосудистая система, нервная система и органы чувств Медицинские осмотры, диспансеризация, анализ заболеваемости Заболеваемость: количество случаев заболевания на 100 воспитанников 100%
Социальные Социально-бытовая деятельность дошкольников: гигиена, игровая деятельность, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд Наблюдения, опросные листы, анкеты Уровень владения, (высокий. средний, низкий)
Образовательная подготовка дошкольников: речевое развитие, Наблюдения, опросные листы, ан- Уровень владения, (высокий,
конструирование, изобразительное искусство, математическое развитие, окружающий мир, физическое развитие кеты средний, низкий)
Социально-бытовая деятельность школьников: гигиенические навыки, воспитание бережливости, общение с младшими, общение с ровесниками, общение со старшими, умение держаться за столом, бережное отношение к имуществу ОДД, умение решать вопросы в различных учреждениях (сбербанк, ЖЭУ, поликлиника), умение рассчитывать месячный бюджет, умение готовить, умение ремонтировать одежду, шить, выполнять мелкий ремонт мебели, помещений, культура речи, мотивация к учению, профессиональное самоопределение, умение соотносить способности и возможности с потребностями Наблюдения, опросные листы, анкеты Уровень владения, (высокий, средний, низкий)
Учебная подготовка школьников: обученность, качество обучения, читательская активность, ИКТ Анализ результатов учебной деятельности Количество успешно окончивших уч. год к общему числу школьников *100%; окончивших на «4» и «5» уч. год к общему числу школьников *100%
Воспитанность школьников: отношение к человеку, отношение к обществу, отношение к себе, отношение к знаниям, отношение к труду, отношение к прекрасному Опросные листы, анкеты, наблюдение Уровень показателя воспитанности (высокий, средний, низкий)
Дополнительное образование: -занятость в свободное время в кружках секциях -обеспеченность дополнительным образованием Анализ посещаемости библиотеки. Анализ занятости дополнительным образованием (ИКТ) Количество пользователей библиотекой к общему числу школьни-ков*100%; пользователей каб. информатики к общему числу школьников *100%
ЗОЖ: вредные привычки, занятость спортом и физкультурой Опросные листы, анкеты, наблюдение Отношение количества детей, не имеющих вредных привычек к общему числу воспитан-ников*100%; Отношение количества детей, занимающихся спортом и физкультурой к общему числу вос-питанни-ков*100%
Готовность к проживанию в семье: понимание роли семьи в жизни человека, понимание распределения обязанностей в семье, понимание ответственности за воспитание детей, умение соотносить способности и возможности с потребностями, психологическая готовность к семейной жизни, принятие на себя роли супруга/ супруги/родителя Опросные листы, анкеты, наблюдение, практическая деятельность Уровень показателя (высокий, средний, низкий)
коммуникатив- ные Общение: коммуникабельность, знание этикета поведения, комфортность пребывания ребенка в детском доме, шко-ле,эмоционально-психологи-ческое положение воспитанника в детском доме, школе, состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе с позиции воспитанника, сформи-рованность совместной деятельности, развитость самоуправления, взаимодействие со взрослыми, соблюдение социальноэтических норм, поведенческая саморегуляция, активность и независимость Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭПО и СУ). Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение. Методики: М.И. Рожкова; «Незаконченное предложение»; «Наши отношения», А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью»; «Психологическая атмосфера в коллективе». Анкета «Ты и твоя школа». Социометрия. Критерии оценки в соответствии с методиками изучения.
Познание: освоение образовательной программ, познавательная активность, сформирован-ность учебной деятельности, развитость внимания, развитость памяти, развитость мышления (словесно-логическое, математическое, развитие интеллекта), развитость тонкой моторики, произвольность психических процессов, развитость речи, темп учебной деятельности, наличие и характер учебной мотивации, эмоциональное состояние (уровень тревожности) Школьный тест умственного развития. Анкета для педагогов (родителей). Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. МЭОП и СУ. Педагогическое наблюдение. Методики: «Корректурная проба», «Бурдона», Мюн-стенберга, «Изучение переклю-чаемости внимания», «Изучение объема внимания», «Запоминание цифр, слов, предложений», «Исследование типов памяти», Э.Ф.Замбацявиче не (1-4 кл.), ШТУР (7- 11 кл), «Матрицы Раве-на» (1-11 кл.). Анкетирование педагогов. Теппинг -тест. Оценка уровня тревожности Филипса (4-5 кл.) Критерии оценки в соответствии с методиками изучения.
Нравственный, этический и эстетический потенциал личности воспитанника: развитость чувства прекрасного, сформирован-ность других этических и эстетических чувств, нравственная направленность личности. Тест НЕ. Щурко-вой «Размышляем о жизненном опыте». Методики: «Репка», «Магазин», «Акт добровольцев», «Недо-писанный тезис», «С.М. Петровой «Русские пословицы», Ситуация свободного выбора», «Золотая рыбка», «Цветик -семицветик». Метод ранжирования. Методика Критерии оценки в соответствии с методиками изучения.
Торренса. МЭПО и СУ. Педагогическое наблюдение
Представленный в данной статье анализ понятия «жизнедеятельность» и обоснование диагностических показателей данного явления относительно де-тей-сирот является первым шагом при создании системы мониторинга жизнедеятельности детей в условиях детского дома.
Библиографический список
1. Бурындина, И. Г. К вопросу о теоретических основах организации мониторинга жизнедеятельности детей-сирот в областном детском доме г. Ангарска [Текст] / И. Г. Бурындина // Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации : материалы научно-практической Интернет-конференции. - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - С. 133-135.
2. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А. С.Воронин. - Екатеринбург, 2006. - 320 с.
3. Ефремова, Т. Н. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Т. Н. Ефремова. - URL : http://enc-
dic.com/efremova/ZHiznedejatelnost-24130.html (дата обращения: 26.11.12).
4. Жданко, Т. А. Образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. А. Жданко. - Чита, 2011. - 24 с.
5. Иванова, С. Г. К вопросу о педагогической поддержке социально и педа-
гогически запущенных младших школьников [Электронный ресурс] // Magister Dixit: научно-педагогический журнал Восточной Сибири / С. Г. Иванова. -2012. - №2 (06). - URL :
http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_studentki_ivanovoy_sg.pdf (дата обращения: 13.02.13).
6. Карпинский, К. В. Человек как субъект жизни [Текст] : монография / К.
В.Карпинский. - Гродно, 2002. - 280 с.
7. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения [Текст] / Ю.
П.Лисицын. - М. : Просвещение, 1982. - 6 с.
8. Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья [Текст] / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2003. — С. 28-30.
9. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского язык [Текст] /
Д. Н. Ушаков. - М. : Альфа-принт, 2000. - 1239 с.
10. Шаповалова, О. А. Социально-экономические факторы здоровья и болезни на современном этапе [Электронный ресурс] // Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности : материалы интернет-конференции / О. А. Шаповалова. - URL : http://ecsocman.hse.ru/text/16207076/ (дата обращения: 27.11.12).
11. Чупрова, О. Ф. Содержание экспертно-аналитической деятельности по оценке качества конкурентоспособности личности студента [Электронный ресурс] / О.Ф. Чупрова, Т.А. Жданко // Magister Dixit: научно-педагогический журнал Восточной Сибири / О. Ф. Чупрова, Т. А. Жданко. - 2012. - №1 (03). -URL : http://
http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/chuprova_o.f._zhdanko_t.a._0.pdf (дата обращения: 13.02.2013).
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Иванова Людмила Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
Поздравляем с Юбилеем!
22 апреля — день рождения
Веры Брониславовны Меркурьевой,
доктора филологических наук, профессора, профессора кафедры немецкой филологии ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», члена научно-редакционного Совета нашего журнала, активного автора.
Во многом благодаря незаурядным деловым и личным качествам юбиляра наш журнал стал популярными у авторов и читателей в области германистики и культуроведческих наук. Вера Брониславовна многое делает для того, чтобы электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири «Magister Dixit» динамично развивался, оставался разноплановым и интересным.
Вера Брониславовна начинала учебу в Иркутском госпединституте им. Хо Ши Мина, затем училась с 1972 г. в Лейпцигском Университете им. К. Маркса (ГДР) на факультете германистики и культуроведческих наук, который закончила в 1976 г.
В 1983 году окончила аспирантуру в г. Ленинграде и защитила кандидатскую диссертацию «Стилистические функции швейцарски маркированной лексики (на материале современных произведений германо-швейцарской литературы)» (Л.,1983). Научный руководитель - А.И. Домашнев.