Научная статья на тему 'Система мониторинга жизнедеятельности детей-сирот в условиях детского дома (из опыта областного детского дома г. Ангарска)'

Система мониторинга жизнедеятельности детей-сирот в условиях детского дома (из опыта областного детского дома г. Ангарска) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1803
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ПОКАЗАТЕЛИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТИ-СИРОТЫ / КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / MONITORING / ORPHANAGE / ORPHANS / LIVELIHOODS / VITAL SIGNS / CARD CASE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурындина Ирина Георгиевна

В данной статье представлена система мониторинга жизнедеятельности детей-сирот, и опыт ее реализации посредством составления карт индивидуального сопровождения воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурындина Ирина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper presents a system for monitoring of vital functions of orphans, and the experience of its implementation by mapping individual support pupils.

Текст научной работы на тему «Система мониторинга жизнедеятельности детей-сирот в условиях детского дома (из опыта областного детского дома г. Ангарска)»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№1 (13). Апрель 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 37.018.324 ББК 74.200.6

И.Г. Бурындина

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (из опыта Областного детского дома г. Ангарска)

В данной статье представлена системамотторингажизнедеятельностидетей-сирот, и опыт ее реализации посредством составления карт индивидуального сопровождения воспитанников.

Ключевые слова: мониторинг, жизнедеятельность; детский дом; показатели жизнедеятельности; дети-сироты; карта индивидуального сопровождения

I.G. Buryndina

MONITORING SYSTEM LIFE OF ORPHANS IN THE ORPHANAGE (from the experience of the Regional Orphanage in Angarsk)

This paper presents a system for monitoring of vital functions of orphans, and the experience of its implementation by mapping individual support pupils.

Key words: monitoring, livelihoods; orphanage; vital signs; orphans; card case management

Одной из причин неуспешности детей-сирот в самостоятельной жизнедеятельности после выпуска из детских домов является качество образовательного процесса в учреждениях, отвечающих за эту подготовку, качество воспитательно-образовательных программ. В том числе в неразработанности мониторинговой составляющей программ: теоретических основах организации мониторинга жизнедеятельности детей-сирот. Актуальность проблемы использования мониторинга в детском доме заключается:

- в определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;

- обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;

© Бурындина И.Г., 2014

-осуществлении целесообразного управления качеством состояния образо-

вательного процесса;

-прогнозированием перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

Педагогический мониторинг, по мнению А.Н. Майорова, это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы [Майоров, 2005].

Организация слежения предусматривает отбор обоснованных показателей и индикаторов. Слежение осуществляется путем непосредственного измерения или описания параметров объекта.

Система мониторинга включает цель мониторинга, объекты педагогического мониторинга (их элементы, связи, механизмы управления); состав и структуру системы критериев и показателей и ресурсных ограничений как основы информационной составляющей педагогического мониторинга; диагностический инструментарий (включая состав средств и методов педагогического мониторинга, порядок, методы и формы взаимодействия целевых групп, участвующих в педагогическом мониторинге).

В нашем случае объектом мониторинга является жизнедеятельность воспитанников детского дома, которая выступает условием их развития постольку, поскольку они могут и стремятся реализовать в ней свою активность, выступая в качестве субъектов представленных сфер жизнедеятельности.

Б.В. Куприянов отмечает, что содержательно жизнедеятельность детского дома может включать в себя ряд сфер: общение (в которой активность воспитанника направлена на взаимодействие с людьми); познание (активность направлена на познание окружающего мира); предметно-практическую деятельность (в которой происходит реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды); духовно-практическую деятельность (активность связана с созданием и/или использованием духовных и

социальных ценностей); спорт (где реализуется функционально-органическая активность); игру (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях) [Куприянов, 2014].

Мы выделили следующие основные компоненты, определяющие понятие жизнедеятельности применительно к воспитаннику детского дома, которые должны являться объектами мониторинга специалистов детского дома: биологические (сон, питание, здоровье…),социальные (социально-бытовые навыки, подготовка к семейной жизни, подготовка к учебной и трудовой деятельности, ЗОЖ, активный образ жизни…);коммуникативные (общение, познание, нравственно-этический и эстетический потенциал).

Таким образом, цель мониторинга - выявление проблем у воспитанников по трем критериям: биологическому, социальному и коммуникативному.

Мониторинг осуществляется через организацию работы группы специалистов, в которую входят педагог-психолог, социальные педагоги, воспитатели и медицинские работники. Координацию работы осуществляет администрация детского дома по решению следующих задач мониторинга:

-выявление проблем социализации каждого ребенка;

-обозначение проблемных зон в организации жизнедеятельности воспитанников;

-осуществление краткосрочного прогнозирования воздействия образовательного процесса на социализацию воспитанника;

- предупреждение негативных проявлений в процессе образования;

- создание карт индивидуального сопровождения воспитанников исходя из полученных результатов мониторинга и рекомендаций специалистов по коррекции проблем;

- разработка планов-графиков для специалистов и членов администрации по оптимизации условий жизнедеятельности воспитанников.

Мониторинг осуществляется два раза в год, а также по мере поступления

новых воспитанников.

В ходе мониторинга используются такие методы, как опрос, анкетирование, тестирование, медицинское обследование (диспансеризация), наблюдение, инструментальное обследование, анализ, сравнение.

Результаты мониторинга фиксируются специалистами в разработанных таблицах, рассматриваются на заседаниях медико-психолого-педагогического консилиума и административных советах. По итогам рассмотрения создаются индивидуальные карты сопровождения воспитанников и планы-графики по оптимизации условий жизнедеятельности детей-сирот.

По итогам апробации системы мониторинга в условиях областного детского дома г. Ангарска (ОДД) по трем критериям: биологическому, социальному и коммуникативному - были сделаны нижеследующие выводы.

Биологические параметры «сон» и «питание» - соответствуют физиологическим нормам. Биологический критерий «здоровье» по результатам диспансеризации показал, что наиболее значимыми проблемами воспитанников нашего учреждения являются заболевания органов зрения, заболевания нервной системы и органов чувств.

Мониторинг социального компонента показал, что в дошкольных группах показатель жизнедеятельности «социально-бытовая деятельность дошкольников» находится на среднем уровне.

Этот же компонент у воспитанников школьного возраста находится в большинстве случае так же на среднем уровне, однако три критерия показывают низкий уровень, имеются проблемы с решением вопросов в различных учреждениях (сбербанк, ЖЭУ, поликлиника), умением готовить, в профессиональном самоопределении, умении соотносить способности и возможности.

Уровень воспитанности детей в детском доме имеет среднее значение.

Результаты мониторинга критерия «готовность к проживанию в семье» неоднозначен. Воспитанники показывают низкий уровень готовности к семейной жизни, принятию на себя роли супруга, родителя.

Результаты мониторинга коммуникативной сферы раскрывают индивидуальные особенности каждого воспитанника. В соответствии с критериями они

показывают уровень сформированности мышления, уровень школьной тревожности, склонность к отклоняющемуся поведению, социометрию. В мониторинге коммуникативной сферы все измерения индивидуальны, они прослеживаются по каждому воспитаннику в сравнении его с самим собой.

Апробация системы мониторинга позволила использовать его результаты для составления карт индивидуального сопровождения воспитанников, направленных на коррекцию негативных проявлений, выявленных по определенным критериям. Также проведенный мониторинг способствовал раскрытию сильных сторон воспитанников, дал возможность увидеть потенциал ребенка и использовать эти данные в работе с ним педагогов и специалистов детского дома.

В качестве примера карты индивидуального сопровождения можно привести результаты мониторинга и рекомендации воспитанницы ОДД Ирины С.

Карта индивидуального сопровождения по итогам диагностики воспитанницы 4 группы детского дома Ирины С.

Сопровождающие педагоги: воспитатели 4 группы

Дата диагностического исследования, на основании которого заведена карта: октябрь 2013 года.

Дата контрольных срезов: апрель 2014 г.

Возраст: 14 лет

Питание: соответствует возрастным нормам.

Сон: соответствует возрастным нормам.

Социально-бытовая деятельность: Результат

Гигиенические навыки высокий

Воспитание бережливости средний

Общение с младшими средний

Общение с ровесниками средний

Общение со старшими высокий

Умение держаться за столом высокий

Бережное отношение к имуществу ОДД средний

Умение решать вопросы в различных учреждениях (сбербанк, ЖЭУ, поликлиника) средний

Умение рассчитывать месячный бюджет низкий

Умение готовить средний

Умение ремонтировать одежду, шить средний

Выполнять мелкий ремонт мебели, средний

помещений

Культура речи средний

Профессиональное самоопределение низкий

Умение соотносить способности и возможности с потребностями средний

Учебная подготовка школьников:

Мотивация к учению высокая

обученность 100%

Качество обучения 46%

Читательская активность высокая

ИКТ средняя

Воспитанность школьников:

Отношение к человеку средний

Отношение к обществу средний

Отношение к себе высокий

Отношение к знаниям средний

Отношение к труду средний

Отношение к прекрасному средний

Дополнительное образование:

Занятость в свободное время в кружках секциях высокий

ЗОЖ:

Вредные привычки высокий

Занятость спортом и физкультурой средний

Готовность к проживанию в семье: средний

Понимание роли семьи в жизни человека средний

Понимание распределения обязанностей в семье средний

Понимание ответственности за воспитание детей средний

Умение соотносить способности и возможности с потребностями средний

Психологическая готовность к семейной жизни низкий

Принятие на себя роли супруга/супруги/родителя низкий

Результаты мониторинга коммуникативной компоненты воспитанницы группы № 4 Ирины С.

Областного детского дома в 2013-2014 гг.

Тест Критические значения Ирина С.

р и Е Школьной тревожности Филлипса

Общая тревожность 50 47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая тревожность в школе 50 50

Переживание социального стресса 50 45

Фрустрация потребности в достижение успеха 50 31

Страх самовыражения 50 67

Страх ситуации проверки знаний 50 83

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 50 100

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 50 20

Проблемы и страхи в отношениях с учителями 50 62

Склонность к преодолению норм и правил 50 34

Склонность к аддиктивному поведению 50 35

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 50 32

Волевой контроль эмоциональных реакций 50 41

Склонность к агрессии и насилию 60 55

Склонность к делинквентному поведению 50 41

Коммуникативные способности Средний

Организаторские способности Средний

Диагностика стрруктуры учебной мотивации Матюхиной Внешние Познава- тельные

Краткий ориентировочный тест Бузина, Вандерлика

Е Р и Е Средние арифметические выполнения теста для возрастных групп учащихся (балл) 15

Общее умственное развитие (балл) 29

Уровень общего умственного развития сформированного на данном этапе обучения Высокий

Произвольность, концентрация и распределение внимания Высокий

Общий уровень осведомленности и развития лингвистических способностей Выше среднего

Уровень образованности в области точных наук Низкий

Уровень пространственного ориентирования и абстрактно-логического мышления Ниже среднего

Методика Лурии (память) Уровень Норма

Социометрия Морено

Предпочитаемый

Принятый принятая

Непринятый

Изолированный

Система мониторинга жизнедеятельности воспитанников, экспертноаналитическая деятельность педагогов, специалистов, администрации, изучение условий жизнедеятельности воспитанников, обсуждение результатов на медико-психолого-педагогических консилиумах и административных советах, разработка индивидуальных карт сопровождения составляют программу мониторинга жизнедеятельности воспитанников. Особо следует пояснить, что мониторинг проводится в отношении каждого воспитанника и на уровне воспитательной группы идет сравнение мониторинговых результатов в разные периоды по каждому наблюдаемому ребенку.

Регулярный мониторинг по приведенным показателям позволяет увидеть динамику изменений, выявить проблемы и наметить действия по ее решению и оптимизировать целостность педагогического процесса в детском доме.

Библиографический список

1. Анастасова, Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для учителей / Л.П. Анастасова, Т.А. Цехмистренко, В.С. Кучменко. - Режим доступа: http://bio.1september.ru/2000/40/7.htm (дата обращения: 06.05.13)

2. Бурындина, И.Г. К вопросу о теоретических основах организации мониторинга жизнедеятельности детей-сирот в областном детском доме г. Ангарска [Текст] / И.Г. Бурындина // Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы научно-практической Интернет-конференции. - Иркутск: ИГЛУ, 2012. - С. 133-135.

3. Жданко, Т.А. Образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.А. Жданко. - Чита, 2011. - 24 с.

4. Куприянов, Б.В. Понимание феномена современной работы [Электронный ресурс] / Б.В. Куприянов. - Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/207137 (дата обращения 21.02.2014).

5. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения [Текст] / Ю.П.Лисицын. - М., 1982.

- 40 с.

6. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А.Н. Майоров. - М.: ИнтеллектЦентр, 2005. - 3-е изд., испр. и доп. - 424 с.

7. Марютина, Т.М. Введение в психофизиологию [Электронный ресурс] / Т.М. Марюти-на, О.Ю. Ермолаев. - Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/maryutina-tm-ermolaev-oyu-wedenie-v-psihofiziologiyu_02180fe9cd0.html (дата обращения: 06.05.13).

8. Психология здоровья: новое научное направление: учебник для вузов [Текст] / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2003. - 607 с.

9. Шаповалова, О.А. Социально-экономические факторы здоровья и болезни на современном этапе, Материалы интернет-конференции: Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности [Электронный ресурс] / О.А. Шаповалова. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/16207076/ (дата обращения 27.11.12).

10. Чупрова, О.Ф. Содержание экспертно-аналитической деятельности по оценке качества конкурентоспособности личности студента [Электронный ресурс] / О.Ф.Чупрова, Т.А. Жданко // «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2012.

- №1 (03), Март. - Режим доступа:

http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/chuprova—o.f.—zhdanko—t.a.—0+pdf (дата обращения

27.11.12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.