УДК 613.6.01; 378.17
М. О. Шуайбова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Показан анализ формирования культуры здорового образа жизни студенческой молодежи. Представлена её педагогическая интерпретация, раскрыто содержание культуры здорового образа жизни студента, обоснованы здоровьесберегающая технология и методы ее реализации в образовательном пространстве вуза.
In this article, provides the analysis of the formation of a culture of a healthy way of life of the student youth. Is represented by its pedagogical interpretation, disclosed the contents of the culture of a healthy way of life of the student, the health-saving technology and methods of its implementation in the educational space of the University.
Ключевые слова: культура здоровья, формирование здорового образа жизни, профессиональное становление, здоровьесберегающая технология, студенческая молодежь, образовательное пространство.
Keywords: the culture of health, formation of healthy way of life, professional development, health-saving technology, students, educational space.
Проблема здорового образа жизни в современном обществе носит актуальный характер, поскольку пренебрежение и безответственное отношение к ней характерно для широких слоев населения, что во многом зависит от уровня образованности и эффективности профессиональной подготовки.
Анализ практики санитарно-просветительской деятельности указывает ее преимущественную ориентированность на лечение, а не предупреждение заболеваний, вследствие чего здоровый образ жизни большинством студенческой молодежи, не рассматривается как ценность, его поддерживание не стало смыслом и целью жизни и т. д., несмотря на то что здоровье как естественная, абсолютная и непреходящая ценность занимает самую верхнюю ступень иерархической лестницы, где сосуществует с категориями: интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни и т. д.
Следовательно, неисследованными остаются проблемы формирования культуры здорового образа жизни студенческой моло-
дежи как базового элемента мобильности, конкурентоспособности и нравственной зрелости личности, показателя их готовности к активной жизнедеятельности в современных условиях. Сегодня особую актуальность приобретает корректировка сложившихся стереотипов поведения, формирование мотивов ведения здорового образа и стиля жизни, для чего целесообразно переориентировать образовательный процесс на воспитание качеств, так или иначе ха-растеризующих степень приобщенности к здоровому образу жизни, от которых зависят: сопротивляемость организма болезням и утомлению; работоспособность и производительность труда; уровень развития функций внимания, выносливости, быстроты и точности движений; вестибулярная и эмоциональная устойчивости; ловкость и целесообразность использования двигательных упражнений и т. д.
Как известно, образ жизни личности включает три категории: уровень, качество и стиль жизни. При этом уровень жизни в первую очередь выступает экономической категорией, представляющей степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей личности, а под качеством жизни понимается степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Следует отметить, что стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория) [1].
Если оценивать роль каждой из приведенных категорий образа жизни в формировании культуры здорового образа жизни, то можно сказать, что первые две носят общественный характер, вследствие чего здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими, национальными традициями и личностными наклонностями, реализация на практике и достижение своего максимального уровня которых возможно в случае ведения здорового образа жизни.
Исходя из вышесказанного, целенаправленное формирование здорового образа жизни выступает актуальной проблемой, поскольку несформированность целевой установки студентов на его ведение снижает эффективность профессиональной деятельности и т. д. Проведенный с этих позиций анализ основных содержатель-
ных характеристик понятия «здоровый образ жизни личности» позволяет определить его как динамический способ бытия, отражающий позитивное отношение к здоровью как ценности, направленный на самосохранение и самореализацию в различных областях жизнедеятельности (в том числе и в профессиональной), способствующий активному выполнению социальных функций.
Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что аксиология, педагогика и психология сосредоточивают свое внимание на формировании ценностного отношения к миру как основной задаче образования, поскольку они определяют эмоциональное, психическое состояние, удовлетворенность жизнью, а система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяя мотивационно-потребностную сферу и направленность личности [2].
В связи с этим особая роль в формировании культуры здорового образа жизни личности принадлежит системе гуманистических ценностей, ориентированных на решение задач, способствующих постепенному переходу к новым здоровьесохраняющим формам образования, ориентированным на закладку основ здо-ровьесберегающих технологий, подготовку студентов к жизни в новом информационном обществе. С этих позиций для эффективной здравотворческой деятельности в условиях учебного заведения необходимо корректировать сложившиеся антивалеологические стереотипы поведения, формировать мотивации к здоровому образу и стилю жизни с проведением профилактики аутопатогенного поведения [3].
Следовательно, валеологическая и психолого-акмеологичес-кая концепция здоровья и здорового образа жизни, сущность которой составляют здоровьеценностные ориентации, определяет мировоззрение личности и стратегию его жизни.
Все исследователи, несмотря на различия в подходах, единодушны в том, что ценностные ориентации представляют собой важнейшую характеристику личности, определяющую отношение к окружающему миру.
По мнению социологов, включение здоровьеценностных ори-ентаций в структуру личности позволяет уловить наиболее общие культурно-социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества, морали, идеологии, культуре, в особенностях социаль-
но-группового сознания среды, в которой формировалась индивидуальность и где протекает повседневная жизнедеятельность человека. При этом здоровьеценностные ориентации не перманентны, не вложены в генетический код человека, в целом выступают важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида (витальным циклом), всей совокупностью его эмоциональных переживаний. Следует отметить, что именно они на современном этапе становятся предметом целенаправленного воздействия, а их развитие выступает признаком целостности (холистичности) личности, показателем меры её социальности. При этом только устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя идеалов и ценностей. Следовательно, ценностные ориентации могут быть направлены на формирование культуры здорового образа жизни личности.
С этой позиции основной целью здоровьеформирующего развития вуза является инициирование перемен и вызовов, направленных на приобретение студентами здоровьесохраняющих умений и навыков, использование принципов, подходов и разнообразных здоровьеукрепляющих технологий, т. е. приобретение практического опыта в образовательной среде, что осуществляется через переход от образовательно-педагогической формации здоровье-просвещения к образовательно-педагогической формации здоровь-есохранения.
По мнению Н. К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии - это те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, а также мотивацию на ведение здорового образа жизни [4].
В работе отдельного преподавателя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно-организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, эффективных педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной адаптации студентов к образовательному процессу, заботу о сохранении их здоровья и воспитание у них личным при-
мером культуры здоровья. Это работа педагога, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у студентов интерес к своему предмету, устанавливая с ними доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности студентов для повышения результативности их обучения. И вместе с тем необходимо отметить, что не существует какой-то одной-единственной уникальной технологии формирования здорового образа жизни.
Анализ опыта формирования культуры здоровья и образа жизни студентов позволяет сделать вывод о том, что деятельность образовательной среды педагогического вуза не в полной мере учитывает изменения в системе мотивов и потребностей молодежи в сфере обеспечения здорового образа жизни. При этом эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с повышением включенности студента в здоровьесберегающий образовательный процесс. В этом случае технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья, являются не внешними, обслуживающими, основанными на физиологической, педиатрической и других традициях, а использующими средства и потенциал педагогики и психологии для решения указанных задач [5].
Эффективность образовательного процесса по формированию здорового образа жизни также зависит от условий его организации, где традиционная модель приводит к возникновению постоянных стрессовых перегрузок, поломке механизмов саморегуляции физиологических функций, развитию хронических болезней и т. д. С этих позиций деятельность студенческого клуба «Здоровый образ жизни» рассматривается нами как наиболее эффективное условие, позволяющее объединить и координировать усилия по нескольким направлениям. При этом моделирование здорового образа жизни в рамках клуба обеспечивается через реализацию оздоровительно-просветительской программы, представляющей собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу ценностных ориентиров (мысли, взгляды, представления, убеждения, установки, чувства, способности и т. д.) студента в состояние реальной значимости для жизнедеятельности.
В рамках деятельности клуба осуществляются просветитель-ско-воспитательная работа, ориентированная на формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровью, и физкультур-
но-оздоровительный процесс, где обеспечивается системное приобретение двигательных умений, навыков; постановка правильного дыхания, осанки, походки; обучение правилам передвижения во время спортивных и народных дагестанских игр; расширение кругозора студентов в области лечебной физкультуры и т. д. В результате участия в деятельности клуба у значительной части студентов снижается уровень заболеваемости, улучшаются функциональные и физические показатели организма, формируется направленность на здоровый образ жизни, приобретается уверенность в себе, улучшается эмоциональное состояние и т. д. [6]
Для реализации программы нами использовались дискуссионные интерактивные формы и методы (круглый стол, ролевая игра, моделирование, проектирование и т. д.), способствующие активизации эмоциональной сферы личности, проявлению самостоятельности, индивидуальности и т. д.
Важным условием формирования культуры здорового образа жизни выступает включение личности в здоровьесберегающую деятельность, через организацию студенческой жизни, где совокупность педагогических действий по овладению знаниями и совершенствованию физических качеств и связанных с ними способностей обеспечивается физкультурно-оздоровительной и просвети-тельско-воспитательной деятельностью, ориентированной на формирование имиджа здоровья и здорового образа жизни студенческой молодежи.
Следует отметить, что технология формирования культуры здорового образа жизни ориентирована на решение таких задач: повышение уровня готовности студентов к здоровому образу жизни, воспитание культуры питания и репродуктивного поведения, освоение практических умений и навыков двигательной активности, обучение правилам закаливания, ведения здорового образа жизни.
Технология включает содержательный, деятельностный и оценочный блоки, в совокупности обеспечивающие готовность к ведению здорового образа жизни. Содержательный блок реализуется посредством дисциплин федерального компонента («Основы медицинских знаний», «Валеология», «Безопасность жизнедеятельности» и др.), включением студентов в деятельность клуба «Здоровый образ жизни» и изучением спецкурса «Здоровый образ жизни и его компоненты».
В деятельностном блоке нами выделены этапы:
• подготовительный, ориентированный на составление списка участников, анкетирование для выявления основных сведений о личности, круге его интересов, увлечениях, отношении к здоровому образу жизни, формирование убежденности в необходимости ведения здорового образа жизни, создание доверительной атмосферы на занятиях, способствующих продуктивному сотрудничеству и т. д.;
• основной, предполагающий включение в лечебно-оздоровительную физкультуру дагестанских народных игр (национальная борьба, народная акробатика, танцы и т. д.), обеспечивающий принадлежность к типологической группе, ориентированной на здоровый образ жизни, направленность на общеукрепляющие и корригирующие лечебно-физкультурные упражнения на основе учета физического и психического состояния студентов;
• заключительный, включающий в себя анализ динамики изменения состояния здоровья студентов, принадлежности к типологической группе, оценивание навыков двигательной активности, направленность на здоровый образ жизни через закаливание, психическую саморегуляцию и т. д.
Апробирование разработанной здоровьесберегающей технологии и оценка ее эффективности осуществлялись путем отслеживания динамики формирования здорового образа жизни, для чего студенты были распределены на основную, подготовительную и специальную группы. При этом в основную группу определены студенты, у которых показатели готовности к здоровому образу жизни, уровень физического развития являются наиболее высокими; в подготовительную - студенты, владеющие некоторыми знаниями, но не умеющие их применять на практике, где уровень физического развития - средний; а в специальную - студенты с низкой готовностью к ведению здорового образа жизни и таким же уровнем физического развития.
Анализ полученных результатов показывает, что средний уровень физического развития в специальной группе возрос от 45,6 до 52,8% у девушек и от 49,7 до 59,4% у юношей, а высокий уровень наблюдается у 21,5% юношей и 19,9% девушек. Следует отметить, что низкие показатели характерны для 19,1% юношей и 28,3% девушек, что указывает на положительную динамику изменения уровней физического развития и функциональных проб в исследованных группах [7].
Проведенная нами экспериментальная работа показала, что образовательное пространство вуза обладает потенциальными возможностями, использование которых существенно сглаживает недостатки в формировании культуры здоровой личности, способствует реализации здоровьесберегающей технологии, учитывающей специфику образовательного учреждения, психосоциальный статус обучающихся, комплексные показатели здоровья субъектов образования, полиэтнокультурное пространство, способствующей укреплению физического и психического здоровья студентов и формированию культуры здорового образа жизни.
Примечания
1. Инновационные технологии здоровье сохраняющего развития человека: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. В. И. Жукова. 2-е изд., доп. и пе-рераб. М.: Изд. «Гном и Д», 2008. 296 с.
2. Петленко В. П. Валеология человека: Здоровье - Любовь - Красота // Физическое и психическое здоровье. СПб.: РЕТЯОС; Минск: ОРАКУЛ, 1996. Т. 3; Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. 121 с.
3. Инновационные технологии здоровье сохраняющего развития человека; Шуайбова М. О. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Даг-госпедуниверситет. Махачкала, 2011. С. 22.
4. Петленко В. П. Указ. соч.
5. Шуайбова М. О. Проблемы формирования здорового образа жизни студентов высших учебных заведений // Известия Южного федерального университета. 2009. № 11. С. 173-179.
6. Шуайбова М. О. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. С. 15.
7. Шуайбова М. О. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи.