Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Дата публикации: 1.11.2017 № 5 (29). С. 29-33. УДК 377.5
Е.И.Чернышева, Т.В.ПоздняковА
К вопросу об оценке профессиональных компетенции у студентов техникума специальности «Ветеринария»
В представленной статье раскрыта необходимость проведения оценки профессиональных компетенций студентов техникума. Представлены профессиональные компетенции, а также показатели оценки качества результатов обучения на примере специальности «Ветеринария» в процессе изучения профессионального модуля.
Для оценки профессиональных компетенций студентов рассмотрены виды оценочных средств: тесты, ситуационные, практико-ориентированные задания, проектные задания. Предложены примеры заданий для текущего, промежуточного и рубежного контроля, темы проектов и выпускных квалификационных работ.
Показана роль соревнований World Skills Russia в процессе формирования и оценки профессиональных компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, оценка компетенций студента, фонды оценочных средств, виды заданий
Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Accepted: 1 August 2017 Published: 1 November 2017 No. 5 (29). pp. 29-33.
E.I .Chernysheva, T. v. p oz d n ya ko va
To the question about the assessment of professional competence of college students of the specialty «Veterinary medicine»
The article shows a necessity of evaluation of professional competences of students of the College. The professional competence, as well as the indicators to measure the quality of learning outcomes for example, specialty "veterinary medicine" in the process of learning professional module.
To evaluate the professional competency of the students considered the types of assessment tools: tests, situational and practice-oriented assignments, project assignments. Suggested examples of tasks for the current, intermediate and boundary control, themes, projects and final qualifying works.
The role of the competition World Skills Russia in the process of formation and evaluation of professional competences of students of secondary vocational education institutions.
Keywords: professional competence, competency evaluation student evaluation funds, types of jobs
IЩЧ еализация Федеральных государственных /V образовательных стандартов в учрежде-/ ниях среднего профессионального образования актуализирует проблему оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов в результате обучения.
Под профессиональной компетенцией мы понимаем способность специалиста решать профессиональные задачи в определенных условиях, детерминированных областью его профессиональной деятельности [1].
Учреждения среднего профессионального образования в настоящее время активно работают над разработкой фондов оценочных средств для оценки уровня профессиональных компетенций студентов, а также в выборе форм и методов контроля.
Традиционно в структуре профессиональной компетенции оценивают сформированность знаний, умений и навыков, а также уровень владения компетенцией.
В ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-техноло-гический техникум» осуществляется подготовка будущих ветеринаров. В процессе обучения и формирования профессиональных компетенций большое значение имеет освоение студентами профессионального модуля (ПМ).
ПМ состоит из системы взаимосвязанных элементов, способствует формированию осознанного представления о будущей профессии, повышении мотивации для дальнейшего изучения учебного материала в контексте профессиональной деятельности. ПМ изучается в следующей последовательности:
Раздел 1. Методики проведения зоогигиени-ческих мероприятий.
Раздел 2. Методики проведения профилактических и ветеринарных мероприятий.
Учебная практика УП 01.01.
Производственная практика ПП 01.01.
Все разделы имеют содержательное единство, логически связаны между собой. Особое значение для формирования профессиональных компетенций имеют практики, так как именно в процессе применения знаний формируется начальный опыт профессиональной деятельности.
В техникуме разработаны показатели оценки качества результатов обучения (таблица 1).
На каждом этапе обучения студентов по специальности «Ветеринария» предусмотрен текущий, рубежный и промежуточный контроль, в заключение проводится итоговая государственная аттестация ИГА в форме защиты выпускной квалификационной работы.
Оценочные средства для проведения текущего контроля могут включать:
- задание (вопросы теста или контрольной работы, перечень задач для выполнения расчета, задание для лабораторно-практической работы, вопросы к семинару и т. д.) по вариантам (если предусмотрены) [2];
- время на выполнение задания;
- ответы / ключ к тесту;
- критерии оценки.
В тестах используются разные типы заданий, причем приоритет отдается открытым вопросам или задачам, в ответе на которые необходимо не просто угадать, а рассуждать, творчески при-
Формируемые ПК Показатели оценки результата
ПК 1.1 Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за сельскохозяйственными животными Выполнение зоотехнического анализа кормов и воды. Определение питательности кормов по химическому составу и переваримым питательным веществам. Определение параметров микроклимата в животноводческих помещениях. Соблюдение правил содержания и ухода за животными.
ПК 1.2 Организовывать и проводить профилактическую работу по предупреждению внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных Соответствие санитарно-гигиеническим нормам кормушек, поилок, мобильных и стационарных кормораздатчиков. Соответствие нормативным требованиям хранения, транспортировки и подготовке кормов к скармливанию. Определение качества заготовленных кормов Обоснование диетического кормления молодняка и взрослых животных. Выполнение расчетов потребности в биологически активных веществах.
ПК 1.3 Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и инвазионных болезней с/х животных Соблюдение техники безопасности при проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Планирование и выполнение мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний.
Таблица 1
Показатели оценки качества результатов обучения
меняя на практике имеющиеся знания. Количество правильно выполненных заданий покажет уровень сформированности профессиональных компетенций (низкий, высокий, средний) [3].
В процессе изучения дисциплин мы считаем целесообразным использовать различные ситуационные задания, выполнение которых позволит оценить уровень сформированности профессиональных компетенций.
Приведем примеры заданий для текущего контроля:
Раздел ПМ 1. Методики проведения зоогигие-нических мероприятий.
Тема «Гигиена транспортируемых животных и методы ухода за животными».
Задание:
В хозяйстве ООО «Грант» в летнее время практикуется лагерно-пастбищная система содержания крупного рогатого скота. Хозяйство имеет 326 голов крупного рогатого скота. В мае месяце, после устойчивого травостоя на пастбищах, планируется перевод животных с зимнего стойлового на лагерно-пастбищную систему содержания.
1. Составьте перечень мероприятий, необходимых в период подготовки пастбищной территории и подготовки животных к выгону на пастбища.
2. Что необходимо сделать в целях профилактики заболевания в пастбищные периоды.
При рубежной проверке обучаемому может быть предложена творческая задача, задача повышенной сложности или задача, в которой предусматривается перенос усвоенных знаний на другой материал. Успешное решение такой задачи показывает, что обучаемый овладел всей системой знаний и действий, предусмотренных целями данной темы [5].
Задания для рубежного контроля:
Решить задачи. Ответить письменно на контрольные вопросы.
Задание №1: Изучить породы крупного рогатого скота по государственным племенным книгам, фотографиям и другим материалам.
Дать характеристику каждой породе скота по живому весу, среднему удою на одну корову, содержанию жира в молоке. Указать происхождение породы, масть, а также зоны районирования породы и убойный вход. Данные занести в таблицу.
Задание №2: Определить убойную массу, убойный выход, коэффициент мясности и оплату корма приростом у бычков черно-пестрой породы по следующим данным контрольного убоя.
Промежуточный контроль имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ (проектов, задач). Промежуточный контроль проводится с целью оценки качества освоения студентами содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения [3].
Задания для промежуточного контроля:
Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций: ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6.
Время выполнения задания - 60 минут.
Текст задания:
1. Покажите влияние физических, химических, биологических и механических показателей воздуха на здоровье сельскохозяйственных животных.
2. Аллергические болезни. Кормовая аллергия. Лекарственная аллергия.
3. Проведение профилактической обработки молодняка свиней железо-декстрановыми препаратами против железо-дефицитной анемии.
Задача: при проведении клинического обследования больного бронхопневмонией теленка ветеринарный специалист для уточнения диагноза решил применить метод перкуссии легких. В случае подтверждения диагноза какой звук мы услышим и почему? Какой из способов перкуссии будет эффективнее в данном случае?
Количество вариантов каждого задания - 22.
Оборудование: рабочие места 1 на 2 обучающихся, комплект инструментов, приспособлений, приборов; набор инструментов: термометры, шприцы, иглы, антисептики, хирургические ножницы; акт на проведение вакцинации в хозяйстве; комплект плакатов, слайдов; наглядные пособия (муляжи животных); фонендоскопы; перкуссионные молоточки.
Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки позволяет оценить индивидуальные достижения каждого студента. Балльно-рейтин-говая система используется для оценки компетенций студентов, осуществления непрерывного контроля за усвоением учебного материала и повышения объективности оценки качества учебной работы.
В процессе освоения профессионального модуля студенты выполняют различные проектные работы. Темы проектов могут быть следующие: «Биология раневого процесса»; «Болезни собак»; «Размножение животных»; «Бесплодие и яловость коров» и др.
Для оценки проектов используются следующие критерии:
- актуальность темы проекта;
- наличие и характер проблемы;
- полнота раскрытия темы;
- наличие научных методов и возможность оперирования ими;
- выводы, практическая значимость результатов.
Основным результатом освоения профессионального модуля (ПМ) является формирование готовности студентов к выполнению соответствующего вида деятельности и обеспечивающих его профессиональных компетенций, а также развитие компетенций, предусмотренных для специальности. Итоговой формой контроля по ПМ
является квалификационный экзамен. Он проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС СПО [4].
Итоговой аттестационной работой студента, которая выполняется им на выпускном курсе, является выпускная квалификационная работа.
Темы ВКР могут быть следующие:
1. Планирование ветеринарных мероприятий по профилактике незаразных заболеваний свиней на примере с/х предприятия.
2. Клинические методы выявления патологии органов дыхания у крупного рогатого скота на примере с/х предприятия.
3. Методы диагностики, лечения и профилактики диспепсии молодняка крупно рогатого скота на примере с/х предприятия.
4. Планирование противоэпизоотических мероприятий по профилактике и ликвидации бруцеллеза на примере с/х предприятия.
5. Организация диагностических и профилактических мероприятий по предупреждению бесплодия коров на примере с/х предприятия.
6. Планирование и проведение противоэпизоотических мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний взрослого поголовья крупного рогатого скота на примере с/х предприятия.
7. Современные методы диагностики, лечения и профилактики болезней органов дыхания крупного рогатого скота на примере с/х предприятия.
Практика показала, что уровень формирования профессиональных компетенций студентов во многом зависит от собственной инициативной деятельности обучающегося, его продвижения и развития в процессе приобретения им профессионального и социального опыта.
Одной из важных задач преподавателей следует считать активную помощь студентам в овладении методами систематической самостоятельной работы, в ее планиро-вании, организации и повышении эффективности. Препо-даватель должен выступать в роли консультанта, советчика, при-влекать студентов к совместному анализу выполненной работы, приучать их к само- и взаимоконтролю [7].
В последние годы для повышения статуса профессиональной подготовки студентов прово-
дятся соревнования World Skills Russia. Рекомендуем для оценки уровня сформированности профессиональных компетенций СПО принимать участие в соревнованиях подобного рода.
В отличие от олимпиад по специальности, World Skills в целом ориентирован не столько на теоретические аспекты, сколько на оценку практической составляющей профессиональных компетенций.
На соревнованиях WSR оценка конкурсантов осуществляется с трех позиций: самооценка, экспертная оценка и клиентская оценка. Критерии оценки профессиональных компетенций на состязаниях основываются на строгом соответствии стандартам (на продукцию, услугу, работу, процесс и т.п.) [6].
Конкурс проводится для демонстрации и оценки квалификации в данном виде мастерства. Конкурсное задание состоит только из практических заданий.
Конкурсное задание представляет собой серию из трех независимых модулей.
В ходе выполнения модулей могут подвергаться проверке следующие области знаний:
- микробиология;
- эпизоотология;
- оперативная хирургия;
- клиническая диагностика;
- акушерство;
- ветеринарно-санитарная экспертиза.
Таким образом, в рамках программы профессионального модуля обеспечивается завершенный цикл по формированию определенных профессиональных компетенций.
В целом можно констатировать, что проблема оценки профессиональных компетенций у студентов техникума специальности «Ветеринария» может быть решена только с позиции комплексного подхода, охватывающего все аспекты качества образовательного процесса в техникуме.
Использование в качестве оценки сформи-рованности профессиональных компетенций тестов, ситуационных и практико-ориентирован-ных заданий, проектных работ в рамках учебных дисциплин специальности «Ветеринария» показало высокую эффективность и объективность оценочных характеристик обучающихся. Можно полагать, что подобные методы оценивания содействуют повышению мотивированности студентов в учебном процессе, поскольку напрямую влияют на результат обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богословский В.А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 123 с.
2. Дракина И.К. Педагогические диагностики для современного образовательного процесса учреждений системы профессионального образования: Учебно-методическое пособие / И.К. Дракина, В.Я. Никитин. -СПб.: Учреждение ГОУ ИПК СПО, 2010. - 53 с.
3. Ерецкий М.И. Разработка и применение тестов успешности усвоения: Пособие для самостоятельной подготовки методистов и преподавателей профессиональных учебных заведений / М.И. Ерецкий, Э.Л.
Полисар. - М.: Институт развития профессионального образования, 1996. - 84 с.
4. Звонников В. И. Современные средства оценивания ре-зультатов обучения / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Академия, 2009. - 372 с.
5. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. — М.: Логос, Университетская книга, 2009. — 207 с.
6. Иванова Л.А. Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций с помощью современных педагогических приемов / Л.А. Иванов // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 799-804.
7. Чернышева Е.И. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы будущих учителей технологии / Е.И. Чернышева // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # VIII, 2014 / Педагогические науки. - С. 43-45
Информация об авторах Чернышева Елена Ивановна
(Россия, Воронеж) Кандидат пед. наук, доцент, зав. кафедрой технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежского государственного педагогического университета [email protected]
Information about the authors
Chernysheva Elena Ivanovna
(Russia, Voronezh) Candidate of PED. Sciences, associate Professor, head. the Department of technological and natural Sciences, Voronezh state pedagogical University [email protected]
Позднякова Татьяна Владимировна
(Россия, г. Лиски Воронежской области) Преподаватель дисциплин специального цикла Лискинский аграрно-технологический техникум
Pozdnyakova Tatiana
(Russia, Liski of the Voronezh region) Teacher of disciplines of a special cycle GOU SPO IN «The Liskinsky agricultural and technological College»