УДК 37.01:004
Максютова Нелли Равильевна
Преподаватель кафедры математики и информатики Троицкого аграрного техникума ФГОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины», птах74@ mail.ru, Троицк
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВЕТЕРИНАРНОГО ВУЗА
Maksjutova Nelli Ravilevna
Post and workplace (completely) The Teacher of chair of mathematics and computer science of Troitsk agrarian technical school FGOU VPO «Ural state academy of veterinary medicine», [email protected], Troitsk
PRACTICE OF APPLICATION OF A METHOD OF PROJECTSIN THE COURSE OF FORMATION OF THE INFORMATION COMPETENCE AT THE FUTURE VETERINARY SURGEONS
В условиях стремительного развития и распространения инновационных технологий информационная компетенция специалистов любого профиля признается одним из факторов, определяющим конкурентоспособность возможность его быстрой адаптации к современным условиям производства и высокую эффективность его профессиональной деятельности. Особое значение приобретает информационная компетенция для деятельности ветеринарного врача, как и других специалистов, поскольку она в большой степени подвержена изменениям, связанным с развитием науки и потребностями производства. В результате формирования единого информационного пространства, внедрения новых технологий стали доступны иные подходы к диагностике, профилактике и лечению сельскохозяйственных животных на основе последних разработок в области ветеринарии.
Следует подчеркнуть, что отечественная педагогика накопила определенный опыт по вопросам теории и практики проблемы формирования информационной компетенции: основы теории информации обоснованы
A. И. Бергом, В. М. Глушковым и др.; использование информационных технологий в профессиональной деятельности рассмотрены
B. И. Загвязинским, В. А. Сластениным и др.; различные аспекты формирования компетентности и компетенции разработаны Э. Ф. Зеером, А. К. Марковой и др.; проблемы формирования информационной компетентности и компетенции стали предметом исследований Е. М. Зайцевой, Ю. Г. Плаксиной и др. Однако вопросы условий становления и развития информационной компетенции у будущих ветеринарных врачей, остаются недостаточно охваченными исследовательским вниманием. В работе сделана
попытка рассмотреть и обосновать метод проектов как один из эффективных способов исследуемого нами процесса, что в первую очередь связано с определением информационной компетенции ветеринарного врача.
В свете исследуемой проблемы считаем важным уточнить, что, опираясь на работы Э. Ф. Зеера [1], мы рассматриваем информационную компетенцию ветеринарного врача как способность личности, применять на практике обобщенные знания и умения в области информационных технологий, реализуемые в эффективном поиске, сборе, анализе, преобразовании информации, связанные с диагностикой, профилактикой и лечением сельскохозяйственных животных, а также с профессиональным самосовершенствованием в целом. Структура информационной компетенции представляет собой единство мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, которая определена следующим видом:
Мотивационный компонент включает в себя потребность в работе с информацией, направленность на достижение цели, мотивацию профессиональной деятельности. Когнитивный компонент содержит знания теоретических основ информационных технологий, логическое и критическое мышление. Деятельностный компонент предполагает умения и навыки работы с различными информационными ресурсами; умения планировать и самостоятельно осуществлять поиск, анализ, отбор и преобразование необходимой информации, связанной с будущей профессиональной деятельностью; организованность, рефлексивность.
В основу решения проблемы исследования положены системный, личностно-деятельностный и проблемный подходы, позволяющие раскрыть структуру и содержание информационной компетенции, определить специфику и способы её формирования у будущих ветеринарных врачей.
Сложная структура процесса формирования информационной компетенции задает комплексное использование форм обучения, интегрирующих мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты исследуемого процесса. Наиболее актуальной технологией, способной обеспечить решение поставленных задач на основе указанных подходов, является метод проектов. Анализ основных методологических подходов в работах М. Ю. Бухаркиной, В. В. Гузеева, В. В. Копыловой, Е. С. Полат, С. Хайнс, Д. Фрайд-Бут и других авторов, а также результаты собственного исследования показали, что метод проектов позволяет приблизить студентов к исследуемой проблеме; самостоятельно найти пути её решения; формирует способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи; развивает критическое мышление. Теоретические и практические знания, объединенные проектной деятельностью, меняют мотивацию к обучению, поскольку результат проектной деятельности можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.
Метод проектов относится к активным способам обучения. В процессе работы над проектом информационной деятельности происходит тесное
личностное взаимодействие студентов с преподавателем на принципах равного партнерства, с одновременным отсутствием диктата со стороны преподавателя и достаточной степенью самостоятельности для студента.
Деятельность преподавателя и студентов при выполнении проекта информационной деятельности подчинена определенной логике, которая реализуется в четкой структуре, позволяющей составить поэтапную программу. Обзор этапов проектирования в редакции различных авторов не показал принципиальных различий в подходе к данному вопросу. Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе поставленных целей и задач [2; 3]. Следуя этим положениям, структура проекта информационной деятельности студентов ветеринарного вуза выстраивается в следующие этапы:
Целеполагание: постановка темы, формулировка задач, форма проведения проекта, состав рабочей группы.
Планирование: обсуждение возможных вариантов решения проблем, распределения задач по группам, методов исследования, поиска информации, творческих решений и критериев оценивания индивидуальной информационной деятельности студентов.
На этапе планирования проекта информационной деятельности в исследовании использован мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) с целью нахождения новых решений, иных подходов к проблеме, с последующим коллективным обсуждением его результатов. Сложный процесс поиска и продуцирования идей показал свою эффективность в групповой форме работы, что позволило обеспечить свободу высказываний участников проекта, атмосферу доброжелательного поиска, не критичности, а высокой заинтересованности участников группы в нахождении максимально возможного числа новых идей и подходов к обозначенной проблеме.
Исследование: самостоятельная работа участников проекта (индивидуальная, групповая), промежуточные обсуждения полученной информации в группах.
Выполнение: защита проектов, оппонирование.
Результаты и оценка: обобщение результатов и выводы; анализ успехов и ошибок; рефлексия.
Оценивание проекта информационной деятельности осуществляется по следующим критериям:
- навыки работы с различными информационными ресурсами (печатные, электронные);
- умение использовать в работе справочные системы (система ссылок, гиперссылок, указателей и т. д.);
- умение выделять в информации логическую структуру, анализировать и систематизировать полученную информацию, преобразовывать и использовать её в соответствии с поставленной задачей, создавать базы данных;
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов над проектом информационной деятельности; умение работать в сотрудничестве;
- способы решения проблемы; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию.
Успех реализации проекта информационной деятельности во многом определяется типом проекта. В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода [3], в своей работе мы принимаем уточненную типологию проектов с учетом специфики исследуемого процесса формирования информационной компетенции у студентов ветеринарного вуза.
1. Исследовательские проекты - требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов информационной деятельности.
Например, в результате изучения курса «Основ библиотечно-библиографических знаний» студенты первого курса выполняют исследовательские проекты: «Видные деятели в области ветеринарии», «Достижения в области ветеринарии», «Работы видных ученых академии в области ветеринарии», которые базируются на традиционных информационных ресурсов библиотеки Уральской государственной академии ветеринарной медицины (печатные).
В результате выполнения проекта информационной деятельности студент должен закрепить знание функциональных возможностей информационных ресурсов библиотеки Уральской государственной академии ветеринарной медицины, а также умения и навыки осуществления предметного поиска информации с помощью системы каталогов и картотек; использования вспомогательного аппарата в процессе поиска информации (система ссылок, указателей); предметного поиска в справочно-библиографическом фонде.
Результатом работы является индивидуальный проект информационной деятельности, где форму презентации участники проекта выбирают самостоятельно.
По характеру координации проект является непосредственным (гибким). По временной продолжительности - краткосрочный проект.
2. Информационные проекты - направлены на сбор информации об объекте, на ознакомление участников проекта с полученной информацией, ее анализ и обобщение. Требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы; могут использоваться в исследовательских, практико-ориентированных проектах, становясь их частью, модулем.
Рассмотрим пример реализации информационного проекта.
В курсе «Информационные технологии в профессиональной деятельности» перед студентами пятого курса обозначена цель: по результатам производственной практики проанализировать, обобщить полученную информацию и интегрировать в индивидуальные проекты: «Крупный рогатый скот», «Мелкий рогатый скот», «Сельскохозяйственная птица».
Информация организуется в личные «портфели проекта» - папки, выступающие в роли каталога, где, в свою очередь, создаются:
- база данных на основе стандартного приложения Microsoft Access, включая таблицы, формы, запросы, отчеты по параметрам, терапии, эпизоотологии, паразитологии, хирургии и ветеринарно-санитарной экспертизе каждого вида животных;
- расчетные таблицы «Рецептура» по лечению внутренних незаразных болезней, инфекционных заболеваний, паразитарных болезней, хирургических заболеваний; а также расчетные таблицы «Нормы кормления» каждого вида животных (электронная книга на основе стандартного приложения Microsoft Excel);
- текстовые документы на основе приложения Microsoft Word в виде ссылок на рекомендуемые источники с краткой аннотацией предлагаемых статей, книг, журналов и т. п., и готового материала по проблеме проектов.
«Портфели проекта» использованы в практико-ориентированном проекте «Врачебный консилиум».
По характеру координации - непосредственный (гибкий) проект. По временной продолжительности рассмотренный проект является среднесрочным.
3. Практико-ориентированные проекты - отличает четко обозначенный результат информационной деятельности, ориентированный на интересы участников проекта. Требует четко продуманной структуры, даже сценария информационной деятельности участников проекта с определением функций каждого из них, результатов совместной деятельности и участие в оформлении конечного продукта проекта информационной деятельности.
Рассмотрим пример.
Завершающим этапом содержания обучения модуля «Экспертные системы и системы поддержки принятия решений, моделирования и прогнозирования в профессиональной деятельности» изучения курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является проект «Врачебный консилиум», который имеет своей целью: использование навыков работы с различными информационными ресурсами при решении обозначенной проблемы проекта - нахождение информации о методах диагностики, лечения и профилактики при вспышке малоизученного опасного инфекционного заболевания крупного рогатого скота на крупной животноводческой ферме - с анализом, преобразованием и применением собранной информации в поиске путей решения проблемы проекта информационной деятельности.
Различные по типам информационные ресурсы (печатные и электронные) предоставили возможность отработки навыков: предметного поиска информации по ключевым словам, в системной логике построения наук, используемой библиотечно-библиографической классификации, использования системы ссылок и гиперссылок.
В работе определены критерии отбора информации: тип информационных ресурсов (печатные и электронные); вид информации (учебная и науч-
ная); временные рамки (последние пять-семь лет по общим вопросам проблемы; по последним разработкам вопросов диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных -последние два-три года); полнота информации (отражение всех аспектов проблемы); четкость содержания информации (конкретные рекомендации, разработки по проблеме вспышки инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных).
Процесс анализа отобранной информации требует предметных знаний, содержащихся в программе обучения специальности «Ветеринарный врач». Это: «Организация ветеринарного дела», «Зоогигиена», «Клиническая диагностика», «Микробиология и вирусология», «Эпизоотология», «Патологическая анатомия и физиология», «Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства». В рамках группового обсуждения полученных результатов поиска и анализа информации планируется проведение дифференцированного отбора информационных сообщений.
Как указано выше, на этапе исследования использованы материалы индивидуальных «Портфелей проекта» (см. Информационные проекты).
Защита проектов проходит в форме имитационной игры, как наиболее свободной, комфортной, естественной формы погружения студентов в реальную информационную деятельности для решения обозначенной проблемы проекта. На заключительном этапе проекта данная разработка способствует адекватному оцениванию деятельности студентов по выполнению проекта.
По характеру координации - скрытый проект. По временной продолжительности - долгосрочный.
Результаты исследования показали, что реализация проектов в конкретных случаях всегда имеет свои особенности, вариации хода проведения и результатов работы.
Таким образом, процесс формирования информационной компетенции студентов ветеринарного вуза будет эффективным, если обеспечить интеграцию мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов посредством метода проектов, направленного на решение практико-ори-ентированных проблем и достижение реального практического результата в виде проекта индивидуальной информационной деятельности. Реализация метода проектов предполагает выполнение требований: актуальность и реалистичность выдвигаемых проблем, ориентированных на имеющиеся информационные ресурсы; четкость в планировании проекта информационной деятельности; исследовательский характер деятельности студентов в ходе выполнения проекта информационной деятельности.
Разумеется, мы не рассматриваем метод проектов как определяющий стратегию курса обучения, направленного на формирование информационной компетенции, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы учебной деятельности. Метод проектов - это компонент, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые
другие методы в условиях вариативности курса обучения, направленного на формирование информационной компетенции у студентов ветеринарного вуза и позволяющий оптимизировать этот процесс. Проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Необходимы дальнейшие исследования, направленные на разработку теоретических и практических вопросов формирования информационной компетенции у будущих ветеринарных врачей в рамках общепрофессиональных и специальных и дисциплин.
Библиографический список
1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учебное пособие [Текст] / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2000. - 397 с.
2. Гузеев, В. В. Планирование рузультатов образования и образовательная технология [Текст] / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. -
С. 196-197. - (Серия Системные основания образовательной технологии).
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 1999. - С. 126.