pedagogical sciences
УДК 378.147
РАЗРАБОТКА ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
© 2017
Гладков Алексей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Кутепов Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: alya_trutanova@mail.ru)
Аннотация. Статья приводит рекомендации к разработке фондов оценочных средств в условиях применения компетентностного подхода. Дано определение понятию фонд оценочных средств. Фондом оценочных средств является совокупность методических рекомендаций, контрольных измерительных материалов, которые необходимы для оценки сформированности компетенций студентов на каждом этапе обучения. Компетентностный подход представляет собой овладение студентами необходимыми навыками и умение применять их на практике, в профессиональной жизни. Отмечено, что компетентность является интегративной личностной характеристикой специалиста, складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций и выступает в роли показателя уровня качества образования. В статье определены факторы, влияющие на качество образования, например, такие как содержание образования, организация учебно-воспитательного процесса и осуществление контроля и оценки знаний, навыков, умений, компетенций, сформированных у обучающихся. Указываются принципы, которыми необходимо руководствоваться при разработке технологии оценочных средств, а также требования при проектировании фондов оценочных средств для формирования компетентности обучающихся (проведение контроля, последовательность проведения оценки, многоступенчатость, сопоставимость результатов оценивания для всех студентов). Выявлены некоторые принципы разработки контрольно-измерительных материалов. Указана методика проведения контроля и оценки компетенций. Комплект оценочных средств для текущего и рубежного контроля может включать деловые игры, коллоквиумы, контрольные работы, доклады, сообщения, эссе, лабораторные работы, рефераты. Текущий контроль осуществляется в течение семестра с использованием балльно-рейтинговой технологии. Промежуточная аттестация представляет собой перечень вопросов и практикоориентированные задания, а также профессионально-направленные задачи для проверки сформированности компетенций на каком-либо определенном этапе обучения.
Ключевые слова: фонды оценочных средств, контрольно-измерительные материалы, компетентностный подход, компетенции, студент, высшая школа, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация, проектирование.
DEVELOPMENT OF ASSESSMENT FUNDS IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION
OF THE COMPETENT APPROACH
© 2017
Gladkov Alexey Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
of humanitarian and general scientific disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of the engineering troops AI. Proshlyakov
of the Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Kutepov Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
of physical education and sports Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: alya_trutanova@mail.ru)
Abstract. The article provides recommendations for the development of evaluation funds in the context of the application of the competence approach. The definition of the fund of valuation means is given. The fund of valuation means is a set of methodical recommendations, control measuring materials, which are necessary for assessing the competence of students at each stage of training. Competence approach is the mastery of students, including the ability to apply them in practice, in professional life. It is noted that competence is an integrative personal characteristic, consists of a system of interrelated and interdependent competences and acts as a level of the quality level of education. In the article for factors affecting the quality of education, for example, such as the content of education, the organization of the educational process and the monitoring and evaluation of knowledge, skills, abilities, competencies formed in students. The principles that need to be guided in the development of technologies for evaluation tools, as well as the requirements for the design of evaluation funds for the formation of competency of trainees (monitoring, the sequence of evaluation, multi-level, comparability of evaluation results for all students) are indicated. Some principles of development of control and measuring materials have been revealed. The methodology of monitoring and evaluation of competencies is indicated. A set of evaluation tools for current and boundary control may include business games, colloquia, test papers, reports, reports, essays, laboratory works, abstracts. Current monitoring is carried out during the semester with the use of rating-rating technology. Intermediate certification is a list of questions and practical tasks, as well as professional-window tasks to verify the competence of the competence at any particular stage of training.
Keywords: funds of appraisal tools, control and measuring materials, competence approach, competences, student, higher school, current control, boundary control, intermediate certification, final attestation, design.
Современное высшее образование имеет своей це- нальных, так общекультурных. В связи с этим разработ-лью переход к компетентностному подходу. То есть вы- ка оценочных средств должна поменять свою структуру, пускник, окончив учебное заведение должен обладать что вызывает актуальность рассматриваемой темы.
необходимым набором компетенций, как профессио-_Компетентностный подход представляет собой ов-
педагогические науки
ладение студентами необходимыми навыками и умение применять их на практике, в профессиональной жизни. Применяемо к будущим преподавателям, компетентность М.В. Шустрова определяет как комплекс нужных психологопедагогических, предметнометодических знаний, умений и навыков, способность к реализации их на практике [1].
Отметим, что компетентность является интегратив-ной личностной характеристикой специалиста, складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций и выступает в роли показателя уровня качества образования [2].
Компетентность также - это психологический механизм непрерывного самообразования. Если будущий педагог освоил необходимые компетенции, то можно говорить об успехе подготовки и качественности полученного образования. В этом случае профессиональная деятельность будет построена качественно [3].
Другими словами качество образования обеспечивает необходимый уровень подготовки специалистов, готовых к осуществлению профессиональных функций, владеют необходимыми технологиями по своему направлению и используют полученные знания для решения профессиональных задач [4].
К факторам, влияющим на качество образования относятся:
- содержание образования;
- организация учебно-воспитательного процесса;
- осуществление контроля и оценки знаний, навыков, умений, компетенций, сформированных у обучающихся [5].
Оценка качества подготовленности выпускников включает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию [6].
Вузом проводится аттестация обучающихся и выпускников, проверяется соответствие их учебным достижениям рубежным или завершающим требованиям образовательной программы, разрабатываются фонды оценочных средств, утверждаемые высшей школой [7].
Фондом оценочных средств является совокупность методических рекомендаций, контрольных измерительных материалов, которые необходимы для оценки сфор-мированности компетенций студентов на каждом этапе обучения.
Фонды оценочных средств разрабатывают вузы, учитывая некоторые особенности реализуемых основных образовательных программ, они выполняют функцию социальной меры качества в системе высшего профессионального образования. Н.В. Бордовская считает, что при разработке технологий оценочных средств следует использовать некоторые исходные принципы:
- оценивание компетенций не должно приравниваться к оцениванию знаний или личностных качеств выпускника. Задания и критерии оценки их выполнения должны отражать готовность к определенному виду будущей профессиональной деятельности;
- оценивание готовности к будущей профессиональной деятельности не должно подменяться оцениванием сформированности необходимых знаний;
- в системе оценки должна содержаться система оценочных материалов, которые адекватны набору основных видов будущей профессиональной деятельности и всему набору требований-компетенций к выпускнику высшей школы [8].
При проектировании фондов оценочных средств для формирования компетентности обучающихся следует учитывать некоторые требования:
- проведение контроля, текущего и рубежного, а также промежуточной и итоговой аттестации;
- последовательность проведения оценки. Необходимо сделать проект развития компетенций по мере возрастания их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывали бы это.
- многоступенчатость. Под этим термином следует
понимать сочетание оценки и самооценки, обсуждение результатов и удаление недостатков.
- сопоставимость результатов оценивания для всех студентов [9].
Роль фундамента при проектировании и разработке фондов оценочных средств являются соответствующие контрольно-измерительные материалы (КИМ); содержание контрольно-измерительных материалов должно соответствовать уровню и этапу обучения; методы оценки должны быть обоснованными, объективными и надежными; рекомендации деятельности по итогам контроля и оценки как для преподавателей, так и для студентов должны быть подробно описаны [10].
При создании фонда оценочных средств учебной дисциплины, модуля, итоговой аттестации КИМ имеет очень важное значение. А.В. Кондрашин считает КИМ целенаправленно разработанными материалами для проверки уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся [11].
Отметим факторы при создании фонда оценочных средств:
- формирование компетенций происходит не только через усвоение содержания образовательной программы, но и через образовательную среду вуза и используемые в ней образовательные технологии - эти паракме-тры также должны проходить процедуру оценки;
- когда проектируются инновационные оценочные средства, важно предусмотреть оценку способностей к творческой деятельности, которая способствует подготовке обучающегося, готового обеспечивать решение новых задач;
- для более объективной оценки сформированности необходимых компетенций студента,должны быть созданы специальные условия, которые были бы максимально приближены к будущей профессии;
- наравне с индивидуальной оценкой необходимо использовать и групповое оценивание, то есть оценка студентами работ друг друга, оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ и др.;
- подводя итоги оценивания нужно провести анализ полученных достижений, выделяя как положительную, так и отрицательную сторону результатов, после чего, обозначить дальнейшие пути развития [12].
Структура ФОС может содержать в себе следующие элементы:
- программу и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения;
- модели компетенций и программы оценивания компетенций в соответствии с уровнями обучения и профилем специальности;
- контрольно-оценочные материалы (опросники, тесты, кейсы и др.);
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций на всех этапах проверки;
- требования к квалификации преподавателей;
- совокупность технологий и методов обработки результатов оценивания компетенций;
- задания, предназначенные для предъявления выпускнику на экзамене и критерии их оценки;
- совокупность методических материалов, определяющих процедуру оценивания [13].
Выделим, что за формирование большинства компетенций не могут отвечать лишь отдельно взятые учебные дисциплины [14]. Компоненты компетенций формируются при изучении различных дисциплин, а также в немалой степени в процессе практической и самостоятельной работы студента [15].
К принципам разработки контрольных измерительных материалов относятся:
- содержание контрольно-измерительных материалов должно соответствовать виду оцениваемой учебной деятельности обучающегося;
- количественные и качественные показатели, которые позволяют измерять деятельность [16].
pedagogical sciences
К методике проведения контроля и оценки компетенций относится следующее:
- требования к готовому продукту (выполненным заданиям, которые студенты представляют на каждом из этапов обучения);
- образцы выполненных заданий (если необходимо), банк типовых заданий;
- критерии оценки их выполнения [17].
Также могут быть представлены оценки за выполненные продукты деятельности (задания), выставляемые в рамках балльно-рейтинговой системы, шкала перевода [18].
Комплект оценочных средств для текущего и рубежного контроля может включать деловые игры, коллоквиумы, контрольные работы, доклады, сообщения, эссе, лабораторные работы, рефераты. Текущий контроль осуществляется в течение семестра с использованием балльно-рейтинговой технологии [19-23].
Промежуточная аттестация представляет собой перечень вопросов и практикоориентированные задания, а также профессионально-направленные задачи для проверки сформированности компетенций на каком-либо определенном этапе обучения [24].
Современный фонд оценочных средств решает задачу соответствия уровня сформированности компетенции выпускника требованиям стандарта, он включает как традиционные, так и инновационные оценочные средства, позволяет реализовать различные образовательные идеи (ориентация на личностные достижения учащихся; обучение не знаниям, а способам деятельности в различных ситуациях; обучение учащихся самоорганизации, работе в команде, объективной самооценке результатов своей деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
2. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
3. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций//В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 214-216.
4. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.
5. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.
6. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
7. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов//Международный журнал
прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.
8. Репина Р.В., Хижная А.В. Значение сертификации систем менеджмента качества в высшем учебном заведении//В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 99-101.
9. Хижная А.В. Педагогические условия подготовки аспирантов в системе дополнительного образования по направлению «Преподаватель высшей школы»: авто-реф. дис. канд. пед.наук/А.В.Хижная; Нижегород. гос. пед. унт. Н.Новгород, 2005. -19 с.
10. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167
11. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.
12. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
13. Ваганова О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle/Юбщество: социология, психология, педагогика. -2016. -№ 1. -С. 93-94.
14. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 24-27
15. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
16. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.
17. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
18. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
19. Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В., Ярдухина С.А. Балльно-рейтинговая система оценки качества успеваемости студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 58-61.
20. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу// Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
21. Ликсина Е.В., Жаткин Д.Н. Практическая реализация модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов при изучении дисциплины «Информатика и ИКТ» в системе СПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 92-98.
22. Усынина Н.Ф. Практико-ориентированный подход к реализации магистерской программы «Менеджмент в образовании» в условиях классического университета // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 32-34.
23. Аниськин В.Н., Куликова Е.В., Ярыгин А.Н.
педагогические науки
Интеграция модульно-рейтинговой системы и метода проектов в преподавании учебного курса «История математики» // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 78-82.
24. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002. 182 с.
Статья поступила в редакцию 10.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.