Библиографический список ного воспитания школьников в учреждениях до-
1. Воспитание школьников. - 2010. - №»3. полнительного образования детей: Могография. -
2. КуприяновБ.В. Теория и методика социаль- Кострома: Ред-изд. отд. КОИРО, 2009. - 424 с.
УДК 371.4
Попова Елена Николаевна
Дубовская общеобразовательная школа № 1 Волгоградской области
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Разработанная нами модель оценки качества системы патриотического воспитания является исключительно авторской благодаря тому, что в ходе проведённого теоретического исследования уточнены компоненты опыта патриотизма. Она позволяет осуществить целостную оценку педагогического воздействия на процесс овладения опытом патриотизма за счёт использования диагностических методик по каждой из составляющих опыта. При этом данное исследование не претендует на создание системы патриотического воспитания, так как оценочная деятельность рассматривается нами как её составная часть.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, модель оценки качества, ситуационно-событийный подход.
В условиях глобализации как тенденции мирового развития отмечается некоторое размывание национальных особенностей и интересов, что является предметом внимания представителей человековедческих наук. По данным социологических исследований среди российской молодёжи значительно изменилось отношение к таким ценностям как Отечество, патриотизм, верность традициям, национальная культура и история России, долг, честь, достоинство. В современной же отечественной педагогике можно констатировать наличие целого пласта исследований по различным направлениям патриотического воспитания, при этом остаются недостаточно разработанными научно-методические основания оценки качества процесса овладения школьниками опытом патриотизма.
В ходе теоретического исследования нами осуществлен анализ различных точек зрения специалистов в области данного направления воспитательной работы школы на то, в чем заключается патриотизм как явление и качество. В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации патриотизм заявлен как одна из черт российского национального характера, которой присущи следующие особенности: прежде всего, это высокая гуманистическая направленность патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь
к родной природе. В работах М.П. Бузского,
A.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева называются также и такие особенности российского патриотизма как державность, государственничество, социальная солидарность; беззаветное служение Отечеству; верность исторической и социальной памяти, культурным и историческим традициям народа и др. Эти особенности можно интерпретировать как устойчивые установки общественного сознания на патриотические проявления в поведении, деятельности человека [1, с. 90].
Рассмотрены также позиции различных авторов (О.В. Дыбина, М.С. Каган, М.Б. Кусмарцев, М.К. Мамардашвили, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская) в связи с понятием опыт, основания для его классификации. Представления исследователей (Л.И. Анцыферовой, А.С. Белкина,
B.А. Болотова, Г.Н. Волкова, Н.Ф. Головановой, В.В. Давыдова, В.В. Серикова, Н.Г. Савининой, И.Я. Лернера, С.В. Кульневича, Д.В. Кочалова, А.С. Ковалёва, Н.А. Кузина) о видах опыта - личном, личностном, общественном, социальном, самореализации, витагенном, жизненном, рефлексивном, компетентностном - позволяют говорить о том, что опыт есть единица личностного развития, которая по форме и содержанию является базисной основой пребывания субъекта в мире человеческих отношений. Изучены представления о структуре патриотического опыта (интеллектуально-креативный; эмоционально-волевой; духовно-ценностный; поведенческо-смысловой элемен-
ты) (М.Б. Кусмарцев), компонентах патриотического сознания - знаниевом, отношенческом и деятельностном (С.Д. Поляков).
Проведенный анализ позволяет утверждать, что в педагогической теории могут быть представлены различные классификации опыта личности в зависимости от того, что положено в их основание: качества поведения школьников (вежливость, дисциплинированность и др.); определенные черты личности (трудолюбие, любознательность, доброта, предприимчивость, самостоятельность, патриотизм, общительность, заботливость и т.д.); глубинные характеристики личности (образ Я, базовые потребности и способности, связанные с саморазвитием и т.п.); социальный опыт школьников как опыт общения, взаимодействия, совместной деятельности (формирование опыта совместного доброжелательного творчества, опыта руководства и подчинения и пр.); ценностные ориентации школьников (ценности Отечества, познания, красоты, труда и др.); создание условий для развития личностных начал (саморазвития, коллективизма, развитие патриотизма, самосознания, творчества и пр.).
По нашему мнению, опыт патриотизма может включать в себя такие проявления, которые определены нами на основе научно-педагогических взглядов М.Б. Кусмарцева и С.Д. Полякова: опыт переживания состояния гордости за достижения соотечественников в науке, культуре, спорте, военно-исторических событиях; опыт сопереживания проблемным ситуациям, складывающимся в своей стране; опыт ориентировки и позитивного отношения к фактам Российской истории, культуры, что проявляется в их одобрении и поддержке; опыт осмысления фактов культуры, истории своего Отечества; опыт участия в деятельности по развитию культурной жизни своей страны; опыт поддержки авторитета и имиджа своей страны на международном уровне; опыт действенной помощи в развитии экономики, спорта, культуры, исторически необходимых сфер общественного устройства своей страны [2, с. 102-107].
На основании проведенного исследования сделан вывод о том, что «опыт патриотизма» представляет собой характеристику Человека, включающую совокупность чувств, переживаний, действий в сфере событий, явлений, деятельности патриотического характера. Опыт патриотизма в рамках теории личностно-разви-
вающего образования есть активно функционирующее патриотическое сознание; потребность, умение человека выразить себя в действиях патриотической направленности, а также способность выполнять деятельность, ориентированную на организацию своего внутреннего мира - смыслов, впечатлений, выводов из переживаний событий и явлений патриотического характера. В результате теоретического исследования выделены также следующие компоненты опыта патриотизма: эмоционально - чувственный компонент (переживания, чувства по поводу событий, явлений патриотического характера); отношенческий компонент (отношение к фактам, явлениям, событиям патриотического характера); деятельностный компонент (виды деятельности, действия патриотического характера) и описаны три уровня овладения опытом патриотизма подростками. Интегративным свойством опыта патриотизма подростков является проявление активно творческого отношения (желание - нежелание; активность - пассивность) к миру, Отечеству, себе, окружающим, выраженное в переживаниях и деятельности патриотического характера.
Нами исследуется система патриотического воспитания и оценка её качества на примере именно подросткового возраста школьников прежде всего потому, что этот возраст характеризуется рядом новообразований, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность и определяющих дальнейшее развитие личности ребенка. В исследованиях психологов и педагогов (П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занко-ва, А.Н. Леонтьева, Л.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др.) показано, что ни состав, ни новообразования личности подростка не определяются «прирождёнными механизмами», а возникают в определённой среде путём деятельного воспроизведения её опыта. Наряду с конкретно-образным мышлением у подростков начинает формироваться теоретическое, что позволяет им сопоставлять и систематизировать свои представления о Родине, защите Отечества, овладевать первоначальными навыками обобщения различных сведений об исторических событиях. Говоря о новообразованиях в личностной сфере подростков, нужно помнить, что речь идет о новом виде опыта, который должен быть сформирован у них на данном возрастном этапе, освоив который, по мнению В.В. Серикова, человек сделает шаг вперед в своей социали-
зации, культурном развитии. Подростковый возраст, по мнению О.В. Кроповницкого - это возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными чувствами, формированием отношения к окружающей действительности.
Осуществляя анализ состояния патриотического воспитания в школе, мы пытается найти научные ответы на такие вопросы как: 1) Возможно ли ожидать от школы реализации такой функции воспитания как воспитание патриотизма или приобретение школьником опыта патриотического, гражданского поведения? 2) Кто в современной общеобразовательной школе способен к осуществлению патриотического воспитания? Каков этот педагог (или коллективный воспитательный субъект), который в состоянии (знает, умеет, владеет технологиями) способствовать приобретению опыта патриотического поведения? 3) Кто он, наш воспитанник? И нуждается ли он в опыте патриотического поведения? 4) Как воспитывать патриотизм, то есть, из каких действий будет состоять эффективная педагогическая деятельность воспитателя? Полагаем, что эти вопросы должны стать предметом осмысления в педагогическом коллективе.
В ходе нашего исследования предпринята попытка рассмотреть процесс патриотического воспитания на основе ситуационно-событийного подхода, что означает, что мероприятия патриотического характера, организуемые школой, должны затрагивать сферу чувств и переживаний воспитанника, что возможно в случае обращения к личностно значимому материалу: истории семьи, ближайших родственников, земляков, соотечественников, малой родины. При этом мы руководствуемся результатами исследований научного руководителя (Е.М. Сафроновой), определившего «территорию» событий [3, с. 228-230].
При разработке Модели оценки качества системы патриотического воспитания подростков рассматривается, что возможно понимать под моделью и моделированием (Н.М. Борытко, А.Н. Дахин, В.С. Ильин, М.Б. Кусмарцев, В.В. Сериков); что есть понятие «качество» как одно из ключевых в данном исследовании и какая его трактовка принимается нами как рабочий вариант
(Аристотель, Гегель, Г. В. Дмитренко, Е. Коган, Е.И. Сахарчук). Нами поддерживается точка зрения Е.И. Сахарчук о том, что наиболее распространённым является определение качества как совокупности свойств, характеристик, относящихся к способности предмета исследования удовлетворять установленные или предлагаемые потребности
В своём исследовании мы не претендуем на разработку теоретических основ системы патриотического воспитания, а лишь на совершенствование одного из элементов системы, а именно, оценки качества работы педагогического коллектива в приобретении подростком опыта патриотизма.
В результате проведенного исследования нами описаны структурные элементы модели оценки качества патриотического воспитания в школе, а именно: принципы оценки качества, условия успешности оценочной деятельности, мониторинг возможных потерь образовательного учреждения в конструировании и реализации системы патриотического воспитания, объекты оценки, диагностический инструментарий, различие внутренней и внешней экспертизы по объектам оценки, объему диагностических исследований. Описано также, что включает в себя оценочная модель по показателю «способность к проектированию целей системы патриотического воспитания». Сверхзадача оценочной модели состоит в определении содержания и механизмов оценки качества патриотического воспитания в школе с тем, чтобы в конечном итоге повысить степень овладения школьниками личностнонравственным опытом, одним из проявлений которого является опыт патриотических чувств, переживаний, отношений и действий, отражающихся в реальном поведении подростка. Кроме того, приобретение педагогом опыта использования оценочной модели поможет улучшить качество процесса патриотического воспитания, поскольку педагогическое умение выделять объекты оценки и использовать соответствующий диагностический инструментарий создаёт основу для коррекции педагогического влияния на воспитанника.
Стремясь к «элегантности» оценочной модели и желая выделить максимально ограниченный набор объектов оценки, нами определены два основных критерия оценки: а) создание педагогом условий для овладения опытом патриотизма (или процесс патриотического воспитания); б) уровень овладения подростками опытом пат-
Принципы оценки качества системы патриотического воспитания:
1 .Принцип целостности
2. Принцип научности
3. Принцип системности и последовательности
4. Принцип доступности
5. Принцип осмысленности деятельности и активности педагога
Условия успешности оценочной деятельности ОУ
1. Знание педагогами объектов оценочной деятельности
2. Периодичность, проведения диагностических средств, обязательная обработка полученной информации
3. Осмысление результатов диагностик, предъявление их педагогическому сообществу
4. Выявление тенденций в состоянии качества ПВ
5. Позитивная мотивация педагогов в осуществлении педагогической диагностики
6. Разнообразие используемого диагностического материала
7. Развивающий характер диагностического материала для педагогов, подростков, родителей.
8. Привлечение родителей в качестве экспертов.
Мониторинг возможных потерь ОУ в конструировании и реализации системы патриотического воспитания (содержание раскрывается далее)
Особенности содержания внутренней и внешней экспертизы качества
1 .Создание педагогом условий для овладения опытом патриотизма (процесс патриотического воспитания).
1.1. Способность педагога к проектированию целей;
1.2. Умение педагога проектировать и реализовывать ситуацию патриотического воспитания; опора на системно-событийный, гендерный и др. подходы.;
1.3. Вовлечение воспитанников в рефлексию смысла деятельности патриотической направленности.
2. Уровень овладения подростками опытом патриотизма как результат функционирования системы патриотического воспитания
2.1. Сформированность эмоционально - чувственного компонента опыта патриотизма;
2.2. Сформированность отношенческого компонента опыта патриотизма;
2.3. Сформированность деятельностного компонента опыта патриотизма.
и—►
Педагогические диагностические методики:
1.1 .«Диагностика качества целеполагания в направлении патриотического воспитания»
1.2..1«Наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитанияа»;
1.3.1 Анкетирование подростков на определение степени сформированности у них патриотического отношения к действительности.
2.1.« Диагностика сформированности эмоционально - волевой сферы подростков при организации и проведении мероприятий патриотического характера»
2.2.«Диагностика степени удовлетворенности убучающихся»
2.3 Методика графического тестирования; 2.3.1.«Анкета Я - Патриот»
Результат оценочной деятельности - повышение степени овладения опытом патриотизма
подростков
Рис. Модель оценки качества системы патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе
риотизма как результат функционирования системы патриотического воспитания. Отметим, что под объектами педагогической оценки нами понимается совокупность критериев и показателей оценочной деятельности.
В предлагаемой нами авторской модели оценки качества системы патриотического воспитания имеется также такой элемент как «Особенности внешней и внутренней экспертизы качества». В самой схеме эти особенности не прописаны детально, но мы посчитали необходимым сделать на него акцент, подчеркнув тем самым различие в содер-
жании и объеме внешней и внутренней экспертизы. Во внешней экспертизе прежде всего оценивается факт участия школьников и педагогов в мероприятиях патриотического характера (что выражается в количественных показателях), а также факт управления школой качеством патриотического воспитания (что выражается в документационном обеспечении на уровне наличия: текстов Концепции, Программ, планов патриотического воспитания и целевых ориентиров в них; банка федеральных, региональных, внутриучрежденческих документов по патриотическому воспитанию; преем-
Мониторинг возможных потерь ОУ в конструировании и реализации системы патриотического воспитания:
1. Школой неграмотно определены цели данного направления её деятельности.
2. Отсутствие материально - технической и информационной базы для осуществления патриотического воспитания.
3. Отсутствие профессиональных кадров для работы в направлении воспитания патриотизма; значительная часть учителей считает, что патриотическое воспитание -прежде всего «удел» педагогов дисциплин гуманитарного цикла.
4. Отсутствие системы научного обоснования в планировании работы в направлении ПВ.
5. Планирование работы в направлении патриотизма без опоры на оценочную деятельность, мониторинговые исследования.
6. Ситуативное использование диагностических методик эффективности качества патриотического воспитания.
7. Слабое использование в работе связи с родителями и общественностью
8. Отсутствие совместной деятельности школьного ученического самоуправления (школьных республик) и педагогического коллектива.
9. Отсутствие самоанализа и владения педагогами процедурами внешней и внутренней экспертизы воспитательной деятельности в направлении патриотизма.
10. Низкий уровень контроля и методической поддержки администрации в отношении готовности педагога - воспитателя к деятельности патриотического характера.
11. Неумение педагогов использовать фандрайзинг для проведения дел, акций патриотического характера.
12. Игнорирование возможностей социальных проектов при организации мероприятий патриотической направленности.
13. Преобладающим методом воспитательного влияния являются словесные методы (беседа, устный журнал и т.п.).
14. Мероприятия патриотического характера не имеют личностной значимости для подростков; являются событием для части педагогов, но не для подростков.
15. Предметом внимания педагогов не является создание ситуации успеха для подростков, их самоутверждение в деятельности.
16. Педагогом используется не все каналы воздействия на эмоционально -чувственную сферу личности - аудиовизуальный, кинестетический, осязательный и т.д.
17. Эпизодическое привлечение подростков к планированию дел патриотического характера.
18. Акцентирование педагогами внимания лишь на одном направлении патриотического воспитания - военно-патриотическом - в ущерб другим: спортивно, научно-, культурно-патриотическому.
19. Низкий уровень решения задач личностного развития подростков в процессе патриотического воспитания, когда формирование личностных качеств (ответственности; самостоятельности; рефлексии; способности к выбору, волевому усилию, смыслопоиску; креативности, и др.) не рассматривается в качестве воспитательных задач, что неоптимально.
ственности планов и программ по ступеням обучения и годам; графиков контроля за качеством процесса патриотического воспитания; планов методологических мероприятий (семинаров, педсоветов, заседаний методических объединений и др.) по повышению профессионализма педагогов в сфере патриотического воспитания).
В школе, где патриотическое направление деятельности является системообразующим, возможно диагностировать степень удовлетворённости участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) ею. Таким обра-
зом, следует признать, что внешняя экспертиза носит более ограниченный по своему содержанию и объёму характер, что является совершенно естественным фактом: у внешних экспертов, прежде всего, отмечается недостаток временного ресурса. К тому же наиболее заинтересованным лицом в контроле и оценке качества работы по патриотическому воспитанию является коллективный педагогический субъект, наиболее знающий и понимающий реальное состояние патриотического воспитания благодаря постоянному наблюдению и участию в этом процессе.
Таблица
Сравнительный анализ содержания внешней и внутренней экспертизы качества системы патриотического воспитания
№ Объекты педагогической оценки Внутренняя Внешняя
Критерии Показатели
1. Создание педагогом условий для овладения подростками опытом патриотизма (процесс патриотического воспитания) 1.1. Способность педагогов к проектированию целей + +
1.2. Умение педагогов проектировать и реализовывать ситуацию патриотического воспитания; опора на ситуационнособытийный гендерный, и др.подходы + Эпизодически
1.3. Вовлечение воспитанников в рефлексию смысла деятельности патриотического характера + Эпизодически
2. Уровень овладения опытом патриотизма как результат функционирования системы патриотического воспитания. 2.1. Тенденция в овладении опытом патриотизма: +
2.1.1. Сформированность эмоциональночувственного компонента опыта патриотизма +
2.1.2. Сформированность отношенческого компонента опыта патриотизма +
2.1.3. Сформированность деятельностного компонента опыта патриотизма +
3. Управление ОУ качеством процесса патриотического воспитания 3.1. Наличие текстов Концепции, Программ, планов патриотического воспитания и целевых ориентиров в них; банка федеральных, региональных, внутриучрежденческих документов по патриотическому воспитанию +
3.2 Наличие преемственности планов и программ по ступеням обучения и годам +
3.3. Наличие графиков контроля за качеством процесса патриотического воспитания +
3.4. Наличие планов методологических мероприятий (семинаров, педсоветов, заседаний методических объединений и др.) по повышению профессионализма педагогов в сфере патриотического воспитания) +
4. Факт участия членов школьного коллектива в мероприятиях патриотического характера. 4.1. Наличие школьных музеев (комнат) патриотической направленности +
4.2. Участие в краеведческих чтениях +
4.3. Наличие исследований патриотической направленности в школьных научных обществах +
4.4. Участие в конкурсах внутри школы, района, города патриотической направленности (музыкальных, театральных, литературных, смотрах строя и песни) +
4.5. Удовлетворённость подростка, родителей, педагогов и администрации деятельностью школы в данном направлении +
4.6. Что-то другое +
Одной из основных диагностических методик является наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания. По этим же позициям может осуществляться самоанализ педагогом качества процесса патриотического воспитания. Его цель: определить, является ли деятельность педагога собственно воспитательной, в которой имеют место признаки ситуации патриотического воспитания.
Проектируя образовательный процесс, педагог отбирает такое содержание образования, которое помогает решать задачу овладения опытом патриотизма: а) возбуждению переживаний, необходимых для обретения равновесия подростка в отношении к истории и культуре своей страны; б) формированию опыта выражения собственного отношения к явлениям патриотического характера, традициям и содержанию отечественной культуры; в) приобретению опыта ответственности, самостоятельности, инициативы в делах патриотического характера, способности к присвоению ценностей и смыслов служения Отечеству
Учитель-воспитатель поддерживает собственные усилия ребенка во внеурочной социально-проектной деятельности патриотического характера.
Предметом внимания педагога-воспитателя являются, прежде всего, чувства, переживания, смысловая сфера, нравственные мотивы и поступки воспитанника при подготовке и проведении мероприятий патриотического направления, а также в процессе учебных занятий.
Педагог использует возможности современных информационных технологий для активизации эмоционально-волевой, нравственно-смысловой сфер личности в образовательном процессе патриотической направленности.
При проведении мероприятий патриотического характера деятельность воспитанников имеет для них событийный характер, являясь социальной, добровольной, нравственно мотивируемой, добротворческой.
Организуя диалогическое взаимодействие школьников, педагог создаёт условия для самостоятельного выбора и обоснования собственной точки зрения на проблемные вопросы исторического прошлого и настоящего.
Учитель проектирует и реализует ситуации «Я горжусь своей Родиной», «Я переживаю за будущее страны, города».
Учитель продумывает воспитательный потенциал форм организации обучения и внеклассных
мероприятий патриотического направления, предлагая подросткам индивидуальные, групповые задания, способствующие развитию составляющих патриотического сознания и овладению опытом патриотизма.
При проектировании и осуществлении патриотического воспитания педагогом учитывается гендерный подход: специфические особенности воспитания, настроенности на героическое мальчиков и девочек, их предпочтения в выборе видов деятельности.
При наблюдении за деятельностью учителя следует использовать бальную шкалу оценивания, где один балл означает, что умение не проявляется никогда; два балла - иногда, три балла -часто, 4 балла - всегда. В результате наблюдения за деятельностью учителя-воспитателя заполняется следующий бланк, в котором предлагается напротив соответствующего номера вопроса для наблюдения выставить балл.
Опытная работа по освоению модели оценки качества патриотического воспитания проводилась на базе Дубовской общеобразовательной школы .№1 Волгоградской области. Внутришколь-ная методическая поддержка по освоению оценочной методики включала в себя три этапа работы с коллективным педагогическим субъектом - ознакомительный, обучающий, рефлексивный. Преимущественной формой поддержки (наряду с педсоветами, семинарами) является педагогическая студия. На первом этапе методической поддержки решаются такие исследовательские задачи как выявление опыта оценочной деятельности педагогов в сфере патриотического воспитания, а также их ознакомление с моделью оценки качества патриотического воспитания. С этой целью проводятся такие мероприятия как семинар для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростка: Как воспитываем? Кого воспитываем?», педагогическая студия «Как превратить процедуры диагностирования качества патриотического воспитания в процесс развития подростка и саморазвития педагога». Второй этап направлен на освоение педагогами содержания оценочной деятельности, диагностического инструментария, а также на уточнение отдельных компонентов модели. Содержанием деятельности является предъявление учителями результатов применения оценочных методик среди подростков коллегам, взаимообучение педагогов. Этот период работы (в нашем опыте пол-
тора года) включал мониторинговые исследования качества патриотического воспитания педагогами школы, практикум «Разработка и применение методики графического тестирования», педагогическую студию «Как измерить качество патриотического воспитания». Третий этап связан с осмыслением педагогами преимуществ авторской модели оценки качества патриотического воспитания по сравнению с традиционным, распространённым в практике, подходом; различий во внешней и внутренней экспертизе качества; уточнением содержания такого компонента как мониторинг потерь; рефлексией ее «элегантности» и оптимальности, в том числе, возможности и реальности временных затрат школьных учителей на диагностические исследования. Для этого педагоги опытно-экспериментальной школы включались в подготовку и активное участие в работе педагогического совета школы «Эф-
фективность внутришкольной работы по овладению опытом патриотизма в контексте новых образовательных стандартов», в работу педагогической студии «Качество и «количество» патриотического воспитания: какова взаимосвязь?».
Библиографический список
1. Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмар-цев М. Б. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества. - Волгоград: ПринТерра, 2008.
2. Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - С. 102-107.
3. Сафронова Е.М. Педагогическое сопровождение событий в жизни молодежи // Педагогическое обеспечение работы с молодежью: Сб. материалов науч.-практ. конференции. - Ярославль: Изд-во «Литера», 2008. - С. 228-230.
УДК 378
Курачинова Юлия Леонидовна
Карачаево-Черкесский педагогический колледж им. Умара Хабекова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В статье рассматривается необходимость развития творческой индивидуальности как составляющей организационной компетентности будущего педагога. Представлены основные механизмы (пути) развития творческой индивидуальности. Особое внимание уделено описанию различных методов организации творческой деятельности студентов, так как в творческой деятельности раскрывается и развивается творческая индивидуальность.
Ключевые слова: творческая индивидуальность, творческая деятельность, организационная компетентность, педагогическое сопровождение, адаптация, компенсация, коррекция, педагог-организатор.
Эффективность педагогического сопровождения формирования организационной компетентности студентов педагогического колледжа зависит от понимания необходимости развития творческой индивидуальности будущего педагога.
Под индивидуальностью мы понимаем неповторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей. Индивидуальность человека может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, предпочтений личности, в качестве психических познавательных процессов, в особенностях дея-
тельности и творчества. Каждый человек отличается от другого, прежде всего, своим внутренним, субъективным миром, и этот мир определяет индивидуальность личности намного сильнее, чем ее внешность, физические качества.
Когда говорят о творчестве, то имеют в виду способность человека видеть новые отношения, выражать необычные идеи и вдохновения, отходить от традиционных схем мышления. Объективным результатом творческой деятельности является возникновение чего-либо нового, не существовавшего ранее, прежде всего, для самого творца. Формы творчества бесконечно разнооб-