К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Бурдов С.Н.
В настоящей статье анализируются особенности правового регулирования отношений, связанных с использованием информации конфиденциального характера, а также основные нормативно-правовые акты, содержащие дефиницию «конфиденциальной информации», рассматриваются сущность и отличительные признаки этого понятия
The characteristics of the legal regulation relating to the use of information of confidential nature are analyzed, as well as the main normative legal acts containing the definition of «confidential information», the essence and distinctive features of this concept are considered in this article
Ключевые слова: информация; конфиденциальность; секретность Keywords: information; confidentiality; secrecy
Значительное повышение роли информации в современной жизни сделало её одной из важнейших составляющих жизни личности, общества и государства. Информация стала общедоступной, стремительное развитие глобальной информационной сети обеспечило возможность её передачи на практически неограниченные расстояния в достаточно больших объемах и в кратчайшие сроки, позволило каждому человеку получить доступ к различным информационным ресурсам.
В настоящее время в России, как и во всем мире, активно продолжает развиваться информационное общество. Активно внедряются новые информационные технологии, электронный документооборот, создается электронное правительство. В свою очередь это приводит к значительному увеличению массы процессов оборота информации и обмена информационными ресурсами между государственными органами. При этом правовая неурегулированность процессов обмена информацией зачастую приводит к тому, что сведения, которые имеют ограниченный доступ, становятся общедоступными. Данная ситуация, наносит серьезный ущерб не только отдельным гражданам и организациям, но и системе безопасности всего государства. Исходя из этого, нормативное определение и правовая защита «конфиденциальной информации» - это важнейшие и актуальнейшие задачи. Именно от выполнения этих задач в конечном счете зависит информационная безопасность общества.
В то же время действующую систему регулирования использования конфиденциальной информации нельзя принять современной и отвечающей потребностям современного информационного общества. Во многом такая
ситуация вызвана разночтениями в самом определении конфиденциальной информации. Именно данный факт подчеркивает актуальность настоящей статьи.
Относительно определения понятия «конфиденциальная информация» следует отметить, что под лексическим значением слова «конфиденциальный» подразумевается понятие «не подлежащий разглашению, доверительный, тайный». На наш взгляд, конфиденциальной информацией может быть любая информация с ограниченным доступом, не отнесённая действующим законодательством к государственной тайне.
Конфиденциальность понимается как предотвращение возможности использования информации лицами, которые к ней не причастны1.
Информация признается конфиденциальной именно потому, что она является объектом исключительного владения, пользования и распоряжения конкретного лица. Одним из существенных проявлений несовершенства информационного законодательства является отсутствие четких законодательных критериев для определения конфиденциальной информации, порядка и условий отнесения информации к конфиденциальной2. Такие пробелы затрудняют возможности реализации прав на информацию. Конфиденциальность информации означает доступность информации только адресату.
Конфиденциальная информация - в первую очередь информация защищаемая. В самом общем виде можно выделить следующие виды защищаемой информации:
- секретная информация. К секретной информации в настоящее время принято относить сведения, содержащие государственную тайну;
- конфиденциальная информация. К этому виду защищаемой информации относят обычно сведения, содержащие государственную, коммерческую тайну, тайну следствия и судопроизводства, служебную тайну, врачебную, адвокатскую, нотариальную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, иных почтовых и телеграфных отправлений, а также другие сведения о частной личной (неслужебной) жизни и деятельности граждан.
Конфиденциальной информации присуща непрерывно повторяющаяся совокупность информационных процессов, которая приводит к росту количества такой информации: происходит создание новой информации, содержащей сведения, подлежащие засекречиванию, поэтому такая информация сразу же при её создании включается в массивы защищаемой информации. Производство новой информации сопровождается обычно и потреблением имеющейся защищенной информации. Кругооборот такой информации происходит в
1 Шиверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики. - М.: Юристъ, 1996. С. 12-13.
2 Суслова С.И. Тайна в праве России: цивилистический аспект: автореф. дис. ... к.ю.н. Иркутск, 2003. - С. 19.
определенной, ограниченной режимными мерами сфере: научно-производственной, управленческой, коммерческой и др.3
Конфиденциальная информация обладает определенным свойством: если эта информация является основанием для создания новой информации (документов, изделий и т.п.), то созданная на этой основе информация является, как правило, секретной. В отношении конфиденциальной информации, содержащей, в частности, коммерческую тайну, этого однозначно сказать нельзя.
Важно подчеркнуть, что появление новой защищаемой информации есть результат деятельности субъекта - собственника информации или уполномоченных им лиц, засекретивших информацию. Информация после этого как бы отчуждается от субъекта - автора. Отчуждение защищаемой информации от субъекта, её создавшего, имеет особенности, состоящие в том, что эта секретная или конфиденциальная информация диктует всем, кто с нею сталкивается, правила обращения с нею, уровень защитных мер к себе и т.д.4 Соответственно, можно предположить, что уровень защиты информации определяется грифом секретности или конфиденциальности.
Созданная один раз защищаемая информация (как и несекретная) может быть использована многократно в течение неограниченного времени сколь угодно большим количеством потребителей. Она обладает способностью не уничтожаться, не убывать со временем и по мере использования, а даже возрастать, то есть порождать новую информацию.
Следует отметить, что эта закономерность, присущая всей информации, создает объективные предпосылки определенной уязвимости защищаемой информации: если кто-то позаимствовал секретные сведения без нарушения физической целостности носителя (произошла, как говорят, утечка секретной информации), то собственник этой информации может об этом не узнать вообще или узнать из других источников информации. И нельзя не отметить такую особенность, как рассеяние информации. Рассеяние открытой информации носит случайный характер5.
Рассеяние защищаемой информации производится детерминировано: заранее определяется возможное количество потребителей для засекреченной информации, в соответствии с которым размножается определенное количество экземпляров соответствующего документа, которые и рассылаются заранее определенным адресатам.
Владельцами (собственниками) конфиденциальной информации могут быть:
- государство и его структуры (органы);
- коммерческие организации;
3 Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. - Киев: АН УССР, 1988. - С. 123-125.
4 Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики. - М.: Вектор, 2007. - С. 97.
5 Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. - Киев: АН УССР, 1988. - С. 131.
- общественные организации;
- граждане государства.
Общепризнанно, что информация с ограниченным доступом имеет как моральную, так и материальную ценность для лиц, которые владеют такими данными. По своему содержанию информация с ограниченным доступом охватывает всю совокупность сведений, составляющих тайную и конфиденциальную информацию. Законодатель не оставляет без внимания регулирование столь важных отношений для определенного круга лиц, как сохранение в тайне сведений о разных сторонах частной жизни и аспекты предпринимательской деятельности. Правовой режим информации с ограниченным доступом имеет целью охрану сведений, свободный оборот которых может нарушить права и законные интересы физических и юридических лиц. Предпринимаемые к охране важной информации меры происходят как вследствие личной заинтересованности, дружеских отношений, индивидуальной привязанности, так и по другим причинам, имеющим преимущественно морально-оценочное наполнение.
Правовая охрана конфиденциальной информации осуществляется на уровне кодифицированных актов, законов и подзаконных нормативно-правовых актов. В то же время действующие в Российской Федерации нормативно-правовые акты достаточно скупы в определении дефиниций конфиденциальной информации.
Ранее в Гражданском кодексе Российской Федерации6 (ГК РФ) конфиденциальная информация определялась через призму служебной или коммерческой тайны: конфиденциальная информация - информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и обладатель которой принимает меры к охране её конфиденциальности (п. 1 ст. 139 ГК РФ -утратил силу).
Однако в настоящее время данная норма прекратила свое действие. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»7 (далее - Закон об информации) также не содержит определения конфиденциальной информации, но понимает под конфиденциальностью обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя (п. 7 ст. 2).
Исходя из этого, конфиденциальную информацию можно определить как ту информацию, в отношении которой её обладатель установил требование не
6 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.03.2013) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
7 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. -№ 31 (часть I). - Ст. 3448.
предоставлять её третьим лицам без его разрешения. Однако данной формулировки конфиденциальной информации явно недостаточно8.
Утративший в настоящее время силу Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»9 определял конфиденциальную информацию как документированную информацию, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В свою очередь под документированной информацией указанный закон понимал информацию, зафиксированную на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими её идентифицировать.
Поскольку в ныне действующей норме указания на признак документи-рованности конфиденциальной информации нет, можно сделать вывод, что информация может носить конфиденциальный характер независимо от её формы.
Таким образом, конфиденциальная информация - понятие достаточно широкое, и отнести к конфиденциальной можно любую информацию, которая, так или иначе, отвечает требованиям ст. 2 Закона об информации.
Более широкое понятие конфиденциальной информации приводится в Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»10. Здесь, к сведениям конфиденциального характера относят:
- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты;
- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);
- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
8 Валитова Л.И. К вопросу об ограничении права на информацию // Право и государство: теория и практика. - 2011. - № 6. - С. 32-35.
9 Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» [Утратил силу] // Собрание законодательства РФ. - 20.02.1995. - № 8. - Ст. 609.
10 Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (ред. от 23.09.2005) // Собрание законодательства РФ. - 10.03.1997. - № 10. -Ст. 1127.
- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);
- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Резюмируя и анализируя закреплённые в названных выше нормативных актах сведения и определения, можно заключить, что основными видами информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации) при классификации по критерию предметного содержания выступают:
1) в публично-правовой сфере: государственная тайна, профессиональная тайна (служебная тайна);
2) в частноправовой сфере: коммерческая тайна, профессиональная тайна, персональные данные, изобретательская и авторская тайна.
Вся информация, которая находится в распоряжении определенных лиц, организаций или органов власти и может подпадать под правовой режим конфиденциальной информации, описывается в современной литературе посредством такой общей разновидности конфиденциальной информации, как служебная тайна. При этом выделяется два вида сведений, которые относятся к служебной тайне органов власти11:
- во-первых, это собственная тайна органа власти, представляющая собой оригинальную охраноспособную информацию, выработанную самим органом власти;
- во-вторых, это тайна других лиц, то есть конфиденциальные сведения о гражданах и организациях, собранные органом власти в процессе реализации установленных для него полномочий. Так, органы власти отвечают за сохранность полученных на законном основании сведений о частной жизни граждан, сведений, составляющих коммерческую тайну, профессиональную тайну (врачебную, нотариальную, тайну усыновления).
Существующее разделение по формам и видам правового режима доступа к информации оправданно, но, как представляется, не является полным, что значительно осложняет фактическое использование человеком конституционного права на информацию. Существующий пробел при установлении правовых режимов доступа к информации зачастую приводит к негативным явлениям.
Собственность на конфиденциальную информацию полностью принадлежит субъекту, который создает, сохраняет конфиденциальную информацию, распоряжается ею, а также может использовать и распространять её по своему усмотрению.
11 Щадрин С.Ф. Уголовно-правовая охрана служебной тайны: автореф. дис. ... к.ю.н. - Ростов н/Д, 2002. - С. 15.
Законодательство предписывает обязанность именно собственнику информации устанавливать режим конфиденциальности, обеспечивать её сохранность, а также предоставляет право использовать и распространять конфиденциальную информацию по собственному усмотрению.
Государство, иные субъекты информационных правоотношений ни при каких обстоятельствах не вмешиваются в право владения, распоряжения конфиденциальной информацией и её использования. Позитивное право относит к конфиденциальной информацию о личности, медицинскую, коммерческую, банковскую тайну, тайну исповеди и иную информацию служебного характера или профессиональную тайну (адвокатскую, судебную, нотариальную, тайну следствия и т.д.).
В целом вопрос определения конфиденциальной информации не только теоретический, он имеет и важное практическое значение при реализации административно-правовых режимов конфиденциальной информации, а именно при привлечении лица к ответственности за распространение сведений, носящих конфиденциальный характер.
Привлекать к юридической ответственности можно, если нарушена юридическая обязанность. Причем должно быть нарушение четко обозначенной нормы права при обстоятельствах, заранее предусмотренных законами или другими нормативными актами.
Поэтому большое значение придается (за неимением законодательного перечня конфиденциальной информации) установлению в локальных нормативных актах, трудовых договорах четкой обязанности неразглашения совершенно определенной конфиденциальной информации12.
Не меньше практических сложностей возникает при определении того, что понимать под разглашением конфиденциальной информации13.
Так, например, дискуссионным является вопрос о том, считать ли разглашением просто пересказ содержания документа или разглашением будет являться опубликование или передача третьим лицам самого документа или его копии14.
Закон об информации не указывает, какие действия можно трактовать как распространение информации. Ранее действовавший закон «Об информации, информатизации и защите информации» определял информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. А если обратиться к Федеральному закону от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой
12 Белевская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Юрист. - 2009. - № 6. - С. 34.
13 Башаратьян М.К. Система конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере деятельности средств массовой информации: дис. ... к.ю.н. - М., 2007. - С. 79-80.
14 Кучеренко А.В. Информация как объект правового регулирования // Вестник Амурского государственного университета. - 2007. - № 36. - С. 39.
тайне»15, то из его текста следует, что разглашение есть действия, в результате которых информация становится известной третьим лицам в любой возможной форме, как устной, так и письменной (п. 9 ст. 3).
Тем самым обязанность не разглашать конфиденциальную информацию можно определить как запрет на её предоставление, т.е. передачу определенному кругу лиц (п. 8 ст. 2 Закона об информации), а также на распространение, т.е. передачу неопределенному кругу лиц (п. 9 ст. 2 Закона об информации).
Регламентация доступа к конфиденциальной информации и обеспечение информационной безопасности осуществляются за счет комплексного применения организационных, технических, криптографических средств защиты.
В завершение настоящей статьи ещё раз подчеркнем, что существующие пробелы в нормативном закреплении понятия «конфиденциальная информация» являются в значительной степени нежелательным явлением, ведущим, в свою очередь, к проблемам в правоприменительной практике.
15 Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. от 11.07.2011) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ НАРКОТИКОВ
Гонтарев Д.О.
В данной работе рассматривается процесс формирования уголовного законодательства России, предусматривающего ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, некоторые вопросы современной правоприменительной практики относительно названных общественно опасных деяний
The paper deals with the forming of criminal law of the Russian Federation providing the liability for smuggling of narcotic drugs and psychotropic substances, and some problems of modern legal precedents in relation to these socially dangerous acts
Ключевые слова: контрабанда наркотиков; ответственность за контрабанду; развитие законодательства
Keywords: drug smuggling; liability for smuggling; development of legislation
Для определения признаков общественной опасности контрабанды наркотических средств в условиях современной российской государственности стоит, прежде всего, обратиться к анализу общего понятия контрабанды наркотических средств, а также дать краткую характеристику исторического развития рассматриваемого уголовно-правового института.
Представляется возможным отметить, что понятие «контрабанда» используется во многих языках мира и в международных документах, понимается как обман таможни, состоящий в перемещении товаров через таможенную границу в любой скрытой форме.
Упоминание о незаконном провозе товаров, в том числе и наркотических средств, из одного государства в другое встречается задолго до появления охраняемых государством таможенных границ, в частности в трудах древнегреческих и древнеримских историков. Значительное место в широкомасштабном распространении опия на Восток занимали походы завоевателей-арабов. В дальнейшем в VII-XVII веках наркотики проникли на территорию Китая. До середины XVII века китайцы получали опий из Индии сначала как медицинское средство, после этого его стали ввозить английские торговые компании в целях успешного проведения своей колониальной политики. Как правонарушение данное деяние появилось в XIV-XVI веках, когда ряд государств ввел таможенные ограничения, а на границах были установлены таможенные посты1.
1 Аникин В.А. Исторические аспекты становления российского уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ // Общество и право. - 2010. - № 2. - С. 121-124.
В России возникновение контрабанды как правонарушения следует отнести к моменту принятия в 1649 году Соборного уложения, в котором впервые в перечне составов преступлений предусматривалось кормчество. Под ним понималось незаконное производство, контрабандный ввоз и продажа спиртных напитков и других товаров, составляющих государственную монополию.
Началом зарождения и формирования контрабандной торговли наркотиками можно считать первую половину XIX века. Что касается времени возникновения и развития контрабанды наркотических средств на территории России, то с этим деянием государство столкнулось по мере освоения Кавказа и юга Дальнего Востока также в XIX веке. В частности, начало возделывания опийного мака в Средней Азии официально относится к 1879 году. О распространении контрабандной наркоторговли на южных границах России в данный период свидетельствует тот факт, что по просьбе начальника Туркестанского таможенного округа от 11 августа 1898 года была увеличена численность таможенной полиции для задержаний контрабандистов с наркотиками. Контрабанда наркотиков в Россию во второй половине XIX века осуществлялась в основном с территории Китая и Персии. Однако статистический учет по перемещению наркотиков через Китайскую границу не велся, правительство Китая со своей стороны не регистрировало отпуск наркотиков на Дальний Восток2.
Начиная с этого времени проблема наркотиков в нашей стране прогрессирует. Попытка наложить законодательный запрет на употребление и продажу наркотиков в России имела своим следствием повышение их стоимости и расширение поступления опия и гашиша в другие регионы страны.
Отчасти это объясняется также тем, что в случае нарушения установленного запрета никакого наказания не предусматривалось, финансовая ответственность была установлена только для лиц, занимающихся непосредственно контрабандой наркотиков, однако по сравнению с получаемыми от продажи наркотиков доходами риск был оправдан. Этим воспользовались наркоторговцы других государств, и контрабандные партии наркотиков наводнили большую часть территории России. О перемещении наркотиков через границу Персии имеются только отрывочные данные, благодаря донесению государственного агента П. Введенского.
В своем донесении о контрабанде наркотиков через персидскую границу в Россию он указывал, что только в течение 1904 года через один участок российско-персидской границы в Россию поступило контрабандным способом 26881 пудов опия на сумму почти 2,5 млн рублей, а в 1905 году ввоз наркотиков в Россию увеличился в 20 раз, при этом на рынки Китая и Турции
2 Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. - М.: Международные отношения, 1981. - С. 17.
поступило намного меньше наркотиков, чем в Россию. Отпуск опиума в Китай составлял 70412 батманов (батман равнялся 14 фунтам), в Россию же было ввезено 76803 батманов. Вообще, ни по одной статье персидского экспорта в Россию за отчетный период 1905 года не замечался такой сильный рост, как по ввозу опиума3.
О контрабандных путях проникновения в Россию наркотиков через другие таможни из-за отсутствия данных узнать не представляется возможным. На границе (северной, западной, южной (таганрогской) и кавказской) фактов задержания контрабандистов с наркотиками не установлено, а на территории Закавказья и Северного Кавказа не было установлено фактов выращивания мака и конопли с целью получения наркотиков. Понятие контрабанды в послереволюционной России претерпевало многочисленные изменения. Учитывая особую опасность контрабанды, Советское правительство уже в первые годы своего существования приняло декрет СНК РСФСР «О борьбе с контрабандой» от 8 декабря 1921 года, на основании которого были созданы специальные комиссии по борьбе с этим преступным посягательством.
На комиссии возлагалась функция наблюдения за тем, как органы, охраняющие границу, ведут борьбу с контрабандой. Комиссиям вменялось в обязанность выделять и направлять для рассмотрения в губернских ревтрибуналах дела об особых видах контрабанды: вооруженной контрабанде, занятии контрабандой в виде промысла, а также контрабандой, осуществляемой должностными лицами. Дела о таких деяниях рассматривались вне очереди, и наказания, как правило, назначались в виде лишения свободы со строгой изоляцией на срок не менее трех лет, а при отягчающих обстоятельствах суды назначали высшую меру наказания (расстрел).
В 1922 году был принят первый Уголовный кодекс РСФСР, где ответственность за контрабанду (ст. 97) была включена в раздел о преступлениях против порядка управления. В ней речь шла только о нарушении законов и постановлений о провозе товаров через границу, а само общественно опасное деяние в уголовном законе не описывалось. Таким образом, диспозиция статьи являлась бланкетной, и для её применения нужно было обращаться к правовым актам, регулирующим вывоз товара за границу и ввоз их из-за границы4.
С принятием в 1927 году Положения о преступлениях государственных состав контрабанды был отнесен к государственным преступлениям и включен в раздел особо опасных преступлений против порядка управления.
3 Введенский П., состоящий при миссии в Тегеране // Сборник консульских донесений, изданный МИД России, за 1906 год. - М., 1993. - С. 350.
4 Аникин В.А. Исторические аспекты становления российского уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ // Общество и право. - 2010. - № 2. - С. 121-124.
До введения в 1997 году нового Уголовного кодекса формулировка ст. 78 УК РСФСР 1960 года изменялась неоднократно. Вмешательства законодателя в 1962, 1984 и 1993 годах не повлияли на существо этой уголовно-правовой нормы, в которой контрабанда определялась как перемещение товаров и ценностей через государственную границу СССР. Только в 1994 году ст. 78 УК РСФСР подверглась коренной реконструкции. Таможенное законодательство по устоявшейся традиции фиксировало более широкое понятие контрабанды, чем имелось в уголовном праве.
Новая редакция статьи с точки зрения предмета преступления ст. 78 УК РСФСР, была не совсем удачна. Часть 1 ст. 78 УК РСФСР перечисляла пять групп предметов контрабанды, в том числе контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и т.д. В ч. 2 ст. 78 УК РСФСР, содержащей описание квалифицированной контрабанды, выделялись две группы обстоятельств, характеризующих: а) субъект преступления и б) способ совершения контрабанды. По способу к квалифицированным составам относилась контрабанда, совершённая организованной группой или путем так называемого прорыва таможенной границы. Была пересмотрена и санкция статьи. Законодатель ужесточил наказание за контрабанду: по ч. 1 ст. 78 УК РСФСР предусматривалось лишение свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества, а по ч. 2 - лишение свободы от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества. Таким образом, максимальный срок возрос на два года5.
Часть 2 ст. 188 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за совершение контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 01.03.2012).
А.В. Афанасьев отмечает, что «...в условиях ликвидации таможенного контроля на российско-белорусской и российско-казахстанской границах появилась необходимость законодательного закрепления новых реалий и форм борьбы с контрабандой наркотических средств»6.
В результате Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 01.03.2012) была
5 Там же.
6 Фёдоров А.В. Тенденции развития российской антинаркотической политики на современном этапе // Наркоконтроль. - 2011. - № 4. - С. 5-14.
введена ст. 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ», ч. 1 которой предусматривает, что незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
Одной из специфических черт контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, отличающих её от иных посягательств, предусмотренных гл. 22 УК РФ, является её общественная опасность.
Общественная опасность - категория социальная. «Уголовно-правовое понятие общественной опасности охватывает лишь узкую область явлений в жизни общества»7. Общественная опасность - это объективное свойство преступления, обусловленное совокупностью его признаков, заключающее в себе способность причинить вред или поставить под реальную угрозу причинения вреда общественные отношения, охраняемые уголовным законом.
Представляется, что общественная опасность как свойство контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, характеризуется следующими моментами:
1) наносится ущерб специальному порядку перемещения наркотических средств и психотропных веществ;
2) ставится под угрозу общественная и национальная безопасность страны;
3) создается угроза здоровью населения;
4) контрабанда наркотических средств и психотропных веществ сочетается с другими преступлениями.
7 Ляпунов Ю.И. Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права. - М., 1989. - С. 5.
Общественная опасность рассматриваемого преступления подтверждается современным состоянием наркоситуации в Российской Федерации.
Анализ сложившейся наркоситуации в Российской Федерации показывает, что распространение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ продолжает оставаться острейшей проблемой, фактором подрыва демографического и социально-экономического потенциала, а также угрозой национальной безопасности России.
За последнее десятилетие в нашей стране наблюдались недопустимо высокие темпы роста числа наркозависимых. Только с 1993 по 2010 год количество лиц, потребляющих наркотики, увеличилось более чем в 9 раз. Количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков по состоянию на 1 января 2011 года, согласно официальным данным, составило 673 840 человек (рост на 8,4 % по сравнению с данными на 1 января 2010 года) или 474,82 на 100 тыс. населения. Диагноз «наркомания» поставлен 457 591 лицу (322,4 на 100 тыс. населения) при росте на 8,2 %8.
Распространённость немедицинского потребления наркотиков среди молодежи не только ухудшает демографическую обстановку, но и криминализует общество.
В январе-июне 2011 года правоохранительными органами пресечено 112 398 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Органами наркоконтроля - 44 487. Из общего числа пресечённых наркопреступлений 70,7 % относятся к категории тяжких и особо тяжких (79 414), в том числе органами наркоконтроля выявлено 35 278 таких преступлений.
По подозрению в совершении наркопреступлений задержано 56 283 лица, в том числе органами наркоконтроля - 18 714.
По-прежнему основной причиной незаконного распространения наркотиков в Российской Федерации остается аномальное по масштабам производство наркотических средств опийной группы в Афганистане, которые контра-бандно ввозятся на территорию России по территории центрально-азиатских республик и прикаспийских государств. Всего за январь-июнь 2011 года на территории Российской Федерации из незаконного оборота изъята 1 т 120 кг героина, в том числе органами наркоконтроля - 560,6 кг.
В настоящее время в незаконном обороте наркотиков наряду с сохранением преобладания героина афганского производства всё большее распространение получают синтетические наркотики (стимуляторы амфетаминово-го ряда, синтетические анальгетики и синтетические опиаты, синтетические каннабиноиды группы JWH).
8 Информационно-аналитическая справка «О наркоситуации в Российской Федерации и результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков в январе-июне 2011 года». - М.: ФСКН, 2012.
Ежегодно в незаконный оборот «запускаются» до 30 новых видов психоактивных веществ синтетического происхождения, ориентированных на сбыт в молодежной среде.
Одной из новых тенденций, несущих реальную угрозу жизни и здоровью общества, является получившее эпидемический характер распространение на территории России новых синтетических наркотиков, маскируемых под товары народного потребления. До 2009 года это в основном были наркосодержащие курительные смеси, т.н. «спайсы». После запрета их продажи в 2009 году реализация новых синтетических наркотиков «маскируется» под товары бытовой химии, косметические средства, корм для животных.
Таким образом, общественную опасность контрабанды наркотических средств и психотропных веществ и её системообразующие факторы необходимо учитывать при определении объекта преступления, то есть тех ценностей, в неприкосновенности которых заинтересовано государство и общество, тех общественных отношений, которые взяты под охрану уголовным законом.
Говоря об общесоциальных причинах и условиях контрабанды наркотиков, необходимо отметить, что наиболее значимой субъективной причиной, обуславливающей совершение контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, является желание контрабандиста получить значительную материальную выгоду от совершения контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.
Социальные причины кроются в том, что экономически активные граждане в трудоспособном возрасте не могут найти применение своим трудовым навыкам в законопослушных сферах жизни, приобрести заслуживающий ими социальный статус, что побуждает многих из них заняться сверхприбыльным и малозатратным наркобизнесом.
На уровень контрабандного ввоза наркотических средств и психотропных веществ на территорию России заметное влияние оказывает фактор незащищенности внешних границ Российской Федерации. Отсутствие оптимально необходимого количества таможенных постов по периметру границы России способствует формированию мнения у лиц, совершающих контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, о возможности беспрепятственного перемещения наркотиков на территорию Российской Федерации. Данное обстоятельство напрямую связано с отсутствием целенаправленной миграционной политики государства.
Говоря об актуальных проблемах взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию перемещения наркотиков через таможенную границу, стоит отметить, что как целостная система, взаимодействие таможенных органов, органов ФСКН, внутренних дел и органов пограничной службы ФСБ России при осуществлении противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ может
рассматриваться только в том случае, когда во время борьбы с наркопреступлениями, действия вышеназванных органов правоохраны координируются.
Необходимо создание организационной модели координации взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которая включала бы специализированное Координационное управление, созданное в составе ФСКН России, используя институт прикомандирования сотрудников федеральных ведомств-субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков. В этом случае они смогут выполнять специфическую роль «офицеров связи» между ФСКН России и указанными ведомствами. Более того, профилактическая функция в деятельности рассматриваемого органа также требует структурного обеспечения, поскольку возникает необходимость в сборе и анализе информации по данному вопросу, в подготовке управленческих решений, межведомственных планов и программ. Создание Координационного управления позволит также обеспечить гармонизацию силовых и иных видов деятельности, направленных на противодействие криминальному наркообороту.