ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА
УДК 341.4
Сергей Викторович НАЙМУШИН,
руководитель аппарата Совета начальников территориальных органов ФСКН России, расположенных в пределах Сибирского федерального округа (Управление ФСКН России по Новосибирской области)
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ФОРМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
CRIMINOLOGICAL CHARACHTERISTICS OF CRIMINALS CONDEMNED
FOR DRUG RELATED CRIMES
Статья подготовлена по результатам международной рабочей встречи территориальных органов ФСКН России и правоохранительных органов Республики Казахстан по вопросам международного сотрудничества в области противодействия распространению наркотических средств.
The article is written by results of international working meeting of territorial bodies of the Federal Drug Control Service of the Russian Federation and law enforcement agencies of the Republic of Kazakhstan which was concerning the international cooperation in the field of counteraction to distribution of drugs.
Ключевые слова: международное сотрудничество, взаимодействие приграничных территорий, контрабанда наркотиков.
Keywords: international cooperation, interactions between territories separated by a border, drug smuggling.
Сложившиеся экономические и межнациональные связи Казахстана и России способствуют интенсивному товарообмену и миграции населения через российско-казахстанскую границу. Развитая инфраструктура позволяет перевозить через границу на железнодо-
рожном и автомобильном транспорте не только товары народного потребления, но и достаточно крупные партии наркотических средств. В основном маршруты транспортировки наркотиков проходят из республик Средней Азии транзитом через территорию Казахстана. Как пока-
зывает практика, большую часть наркокурьеров сотрудники правоохранительных органов задерживают именно в процессе транспортировки наркотиков, что подтверждают следующие факты:
- в феврале 2011 г. Управлением ФСКН России по Новосибирской области принято к производству уголовное дело в отношении граждан республик Кыргызстан и Таджикистан, которые, изготовив муляжи-контейнеры в виде яблок, с сокрытием от досмотра пересекли российско-казахстанскую границу. Из незаконного оборота изъято более 90 кг наркотического средства героин1;
- в сентябре 2011 г. Управлением ФСКН России по Омской области возбуждено уголовное дело в отношении группы лиц, которые, изготовив тайник в полости днища автомобиля, с сокрытием от досмотра пересекли российско-казахстанскую границу. Из незаконного оборота изъято более 23 кг наркотического средства героин.
С 1 июля 2011 г. на российско-казахстанском участке границы отменен таможенный контроль и осуществляется только процедура пограничного контроля в соответствии с Административным регламентом, утвержденным ФСБ России, в связи с этим остается вероятность осложнения оперативной обстановки на контрабандных маршрутах поставки наркотических средств.
Товары, обладающие статусом «товар таможенного союза», а также товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на территории государств - членов Таможенного союза, перемещаются по таможенной территории Таможенного союза исключительно на основании наличия стандартных коммерческих и товарно-транспортных документов. Данный факт может быть использован для незаконного перемещения наркотических средств под товарами прикрытия, в большинстве случаев таким товаром является плодовоовощная продукция.
Наркокурьеры в качестве грузопри-крытия для транспортировки наркотиков могут также использовать китайские и киргизские товары, которые после их выпуска в свободное обращение могут беспрепятственно перемещаться в любом направлении по территории Таможенного союза.
На сегодняшний день между странами союза не достигнуто соглашение о смешанном контроле с российским участием, поэтому Казахстан и Беларусь будут самостоятельно проводить контроль на своих границах. Именно эти предпосылки являются движущей силой приграничного сотрудничества с правоохранительными органами Республики Казахстан.
В рамках реализации положений Соглашения между ФСКН России и МВД Республики Казахстан о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 30 июля 2007 г., Протокола об организации приграничного сотрудничества между указанными ведомствами от 26 ноября 2007 г. Управлением ФСКН России по Новосибирской области принято решение о необходимости прямого взаимодействия с правоохранительными органами Республики Казахстан. В качестве субъектов такого взаимодействия выступили:
- управления ФСКН России по Новосибирской, Омской областям и Алтайскому краю (приграничные территории);
- департаменты внутренних дел Павлодарской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей Республики Казахстан;
- управления «Н» департаментов комитета национальной безопасности по Павлодарской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областям Республики Казахстан.
С учетом заинтересованности субъектов противодействия распространению наркотических средств и психотропных веществ в ноябре 2011 г. состоялась международная рабочая встреча по вопросу «Об информационном взаимодействии
при осуществлении мониторинга наркоситуации в приграничных регионах России и Казахстана».
Правовой основой проведения международной рабочей встречи послужили приказы ФСКН России от 6 марта 2009 г. №99 «О наделении территориальных органов ФСКН России полномочиями по осуществлению прямого информационного взаимодействия с территориальными органами Комитета национальной безопасности Республики Казахстан» и от 6 марта 2009 г. №100 «О наделении территориальных органов ФСКН России полномочиями по осуществлению прямого информационного взаимодействия с территориальными органами Министерства внутренних дел Республики Казахстан».
На рабочей встрече были рассмотрены проблемы информационного взаимодействия правоохранительных органов Новосибирской, Омской областей, Алтайского края с правоохранительными органами Северо-Казахстанской, ВосточноКазахстанской и Павлодарской областей Республики Казахстан.
Представителями России и Казахстана отмечено, что слабый обмен информацией о выявленных каналах контрабанды наркотических средств, о новых способах сокрытия, о методах обнаружения наркотиков отрицательно влияет на противодействие транснациональным преступным группам, что информационный обмен должен строиться на принципах оперативности и своевременности получения (направления) информации между правоохранительными органами России и Казахстана.
В связи с высокой наркотизацией населения приграничных территорий России и Казахстана обозначена необходимость проведения в приграничных областях международных оперативно-профилактических операций, направленных на выявление и перекрытие контрабандных каналов поставки наркотических средств.
Отдельно рассмотрены проблемы взаимодействия в условиях Таможенного
союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь.
В связи со вступлением в силу 29 декабря 2010 г. Таможенного кодекса Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь достигнута договоренность о дальнейшем информационном обмене сведениями, представляющими взаимный интерес, в том числе о выявленных фактах перемещения наркотических средств через российско-казахстанскую границу, о лицах, причастных к изготовлению и контрабанде наркотических средств, о способах утечки наркотических средств и прекурсоров из легального оборота.
В ходе встречи было определено, что информационный обмен осуществляется взаимно по схеме2:
- Управление «Н» Департамента комитета национальной безопасности по Павлодарской области - Управление ФСКН России по Новосибирской области;
- Управление по борьбе с наркобизнесом Департамента внутренних дел Павлодарской области - Управление ФСКН России по Новосибирской области;
- Управление «Н» Департамента комитета национальной безопасности по Се-веро-Казахстанской области, Управление «Н» Департамента комитета национальной безопасности по Павлодарской области
- Управление ФСКН России по Омской области;
- Управление по борьбе с наркобизнесом Департамента внутренних дел Северо-Казахстанской области, Управление по борьбе с наркобизнесом Департамента внутренних дел Павлодарской области - Управление ФСКН России по Омской области;
- Управление «Н» Департамента комитета национальной безопасности по Восточно-Казахстанской области, Управление «Н» Департамента комитета национальной безопасности по Павлодарской области - Региональное управление ФСКН России по Алтайскому краю;
- Управление по борьбе с наркобизнесом Департамента внутренних дел Восточно-Казахстанской области, Управление по борьбе с наркобизнесом Департамента внутренних дел Павлодарской области - Региональное управление ФСКН России по Алтайскому краю.
Участниками встречи определено, что обмен информацией, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, или отнесенной к служебной информации ограниченного распространения, осуществлять в установленном законодательством России и Казахстана порядке.
На наш взгляд, при подготовке международных рабочих встреч необходимо учитывать, что согласно Федеральному закону от 8 декабря 2011 г. №420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» российское законодательство приведено в соответствие с нормами Таможенного кодекса Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС).
Статья 188 УК РФ «Контрабанда» утратила силу. Одновременно в главу 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности» введена ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих... веществ...». В главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» введена ст. 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».
Законодатель разделил контрабанду сильнодействующих, ядовитых веществ (СДВ) (ст. 226.1 УК РФ) и контрабанду наркотических средств, психотропных ве-
ществ, их прекурсоров или аналогов (ст. 229.1 УК РФ). Объективная сторона этих преступлений одинакова: «.. .незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами
- членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС... ». При таких обстоятельствах возможны несколько вариантов совершения указанного преступления.
1 . В случае незаконного перемещения наркотиков (либо СДВ) в Россию, например из Украины через российско-украинскую границу, и выявления на территории России контрабанда совершается в России, при этом уголовное дело возбуждается и расследуется в России, а при документировании и оформлении преступления следует указывать «таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС», что согласуется с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 5 апреля 2011 г. №59-ФЗ «О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза» (далее - Договор) (уголовное дело в этом случае возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления - по месту обнаружения преступления).
2. В случае незаконного перемещения наркотиков в Россию, например из Казахстана через российско-казахстанскую границу, и выявления на территории Российской Федерации контрабанда совершается в Российской Федерации, при этом уголовное дело возбуждается и расследуется в Российской Федерации, а при документировании и оформлении преступления следует указывать Государственную границу Российской Федерации, что согласуется с ч. 1 ст. 5 Договора (уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности опреде-
ления места совершения преступления -по месту обнаружения преступления).
3. В случае незаконного перемещения наркотиков в Россию, например из Узбекистана через российско-казахскую границу, и выявления на территории России контрабанда совершается на территории двух государств - Казахстана и России. В этом случае уголовное дело возбуждается и расследуется в России, что согласуется с ч. 2 ст. 5 Договора (каждая сторона в соответствии со своим законодательством может возбуждать и расследовать уголовные дела по преступлениям, направленным против ее интересов, совершенным на территории других сторон).
При документировании и оформлении преступления следует указывать Государственную границу Российской Федерации. Факт контрабанды на территории России может быть расследован в России отдельным эпизодом, поскольку преступление будет иметь длящийся характер, что согласуется с ч. 1 ст. 5 Договора (уголовное дело в этом случае возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления - по месту обнаружения преступления), а также с пп. 4 п. 1 ст. 5 Договора (если преступления совершены на территории разных сторон, то, по согласованию между уполномоченными в соответствии с законодательством сторон органами, уголовное дело может расследоваться на территории той стороны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них).
4. В случае установления факта покушения на незаконное перемещение наркотиков в Россию, например из Узбекистана через российско-казахскую границу, и выявления контрабанды на территории Казахстана уголовное дело возбуждается в Казахстане и передается для расследования в Россию; в случае если в России уже имеется в отношении данного лица уголовное дело, что согласуется с пп. 4 п. 1 ст. 5 Договора
(если преступления совершены на территории разных сторон, по согласованию между уполномоченными в соответствии с законодательством сторон органами уголовное дело может расследоваться на территории той стороны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них). При документировании и оформлении преступления следует указывать государственную границу и таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Данная норма согласуется также со ст. 1 2 УК РФ, позволяющей привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление вне пределов России, в случаях если преступление направлено против интересов России. В данном случае привлечение к уголовной ответственности за контрабанду не будет зависеть от наличия уголовной ответственности за контрабанду в Казахстане.
В целях закрепления в практической деятельности изменений, внесенных в УК РФ, Управлением ФСКН России по Новосибирской области избран метод проведения межведомственных семинаров правоохранительных органов Сибирского федерального округа по теме «О выработке тактики совместных действий в ликвидации контрабандных каналов поступления наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ».
На постоянной основе участниками семинара определяются первоочередные меры и основные направления деятельности правоохранительных органов округа, направленные на противодействие контрабанде наркотиков. Прежде всего необходимо принять меры, направленные на повышение уровня межведомственного (в том числе международного) взаимодействия в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, по обмену информацией в отношении лиц, причастных к каналам их поставки, а также в отношении интернет-сайтов, форумов, используемых для реализации наркотиков, в целях выработки единого
алгоритма мероприятий по пресечению их незаконной деятельности.
Остается актуальным проведение совместных (международных) оперативнопрофилактических мероприятий по выявлению и перекрытию каналов контрабанды наркотиков.
Результаты оперативно-служебной деятельности органов ФСКН России и правоохранительных органов Республики Казахстан подтверждают необходимость создания межведомственных рабочих групп по отработке автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта, следующего через Государственную границу Российской Федерации, а также необходимость проверок компаний, оказывающих услуги в сфере международных и межрегиональных перевозок.
По мнению участников международной рабочей встречи и семинаров по противодействию контрабанде наркотиков, необходимо создать следственные и оперативные группы для отработки фигурантов уголовных дел на причастность к преступлениям, связанным с легализаци-
ей денежных средств и иного имущества, приобретенных в результате совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и этому призвано способствовать в том числе и международное сотрудничество.
Международное противодействие незаконному обороту наркотиков в новых условиях не только сложнее, но и эффективнее. Сегодня приложено немало сил, чтобы объединить усилия всех участников Таможенного союза, определить точки их приложения. Осуществление намеченных планов и рациональное международное сотрудничество позволят добиться стабилизации, а в лучшем случае
- стагнации наркоситуации, и не только в приграничных районах Российской Федерации и Республики Казахстан.
1. О противодействии контрабанде наркотических средств : аналитические материалы Управления ФСКН России по Новосибирской области.
2. Об информационном взаимодействии при осуществлении мониторинга наркоситуации в приграничных регионах России и Казахстана : протокол международной рабочей встречи.