МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X
2.Кудрявцева Л.В. К вопросу об объектах права муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий /В сборнике: Актуальные проблемы современной науки IV Международная научно-практическая конференция. 2015. С.78.
3.Кудрявцева Л.В. Теоретические аспекты института государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации. /Современная наука - обществу XXI века. Ставрополь: Логос, 2015. - С.12.
4.Козлова О.Ю. Направления совершенствования управления муниципальным имуществом // ^временная экономика и управление: подходы, концепции, модели. Материалы II Международной научно-практической конференции. Саратов, 2016. - С. 110-114.
5. Лоскутов Н.В. Диагностика и оценка рисков предприятий стекольной промышленности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2005.
6.Лоскутов Н.В., Терещенко А.А. Разработка и внедрение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели. Материалы II Международной научно-практической конференции. Саратов, 2016. - С. 44-46.
7.Нетишинская Л.Ф., Куемжиева С.А. О некоторых вопросах, связанных с гражданско-правовым режимом имущества крестьянского (фермерского) хозяйства. //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №2. - С.203.
8.Отчетность по делам о банкротстве за 2013 - 2015 годы Арбитражного суда Краснодарского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://krasnodar.arbitr.ru/about/reports
© Лоскутов Н.В., 2016
УДК 341
Темаева Юлия Сергеевна
магистрант 2 года обучения юридического факультета
НИИ МГУ им. Н.П. Огарева, г. Саранск, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ПРАВА ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА
Аннотация
В статье рассматриваются основные особенности права Евразийского экономического союза, структура источников права Союза. Проводится сравнительно-правовой анализ источников ЕАЭС и ЕС.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз, право ЕАЭС, учредительный договор, ЕС.
В настоящее время одним из основных направлений мирового прогресса является интеграция государств, в основе которой заложено тесное сотрудничество и стремление национальных экономик к сближению посредством создания различного рода объединений. Инструментами такого сближения являются учреждение зон свободной торговли, таможенных союзов, введение безвизовых режимов для трудовых мигрантов, унификации национального законодательства и выработка общих правил, имеющих наднациональный характер. По этому пути пошли и учредители Евразийского экономического союза, который проходит этап своего становления и определения основных векторов развития.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является сейчас одним из самых динамичных из действующих международных организаций экономической интеграции [3, с. 56]. Учредительный Договор ЕАЭС [1] был подписан главами государств-учредителей 29 мая 2014 г. (Беларусь, Казахстан, Россия), а 1
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
января 2015 г. он вступил в силу.
Договор об учреждении ЕАЭС по своей международно-правовой сути является учредительным договором международной организации. Этот вывод следует из содержания Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., где говорится о подобной разновидности международных договоров. Они являются учредительными документами международной организации, но их определение в Конвенции отсутствует.
Таким образом, Договор об учреждении ЕАЭС, закрепляющий в ст. 1, положение о том, что договаривающиеся субъекты на его основе организуют Евразийский экономический союз, будет являться учредительным документом международной организации. В то же время учредительная основа данного документа характеризуется некоторыми особенностями.
Первая из них заключается в том, что на его основе создается не только «международная межправительственная организация» (ММО), а «международная организация региональной экономической интеграции». Аргументы о том, можно ли признать ЕАЭС типичной ММО или он будет считаться новым видом межгосударственных объединений - международных организаций интеграции или, иначе говоря -международных наднациональных организаций, привлекает к себе большое внимание.
Необходимо обратить внимание на то, что у ЕАЭС имеются некоторые особенности, сближающие его с международными наднациональными организациями, основным из которых считается Европейский Союз. В то же время, государства - учредители Европейских сообществ (с 1992 года - Европейский Союз) не стали употреблять выражение «международная организация», а сразу отразили то, что в основу учредительных документов положено понятие «сообщество», т.е. новый межгосударственный институт, характеризуемый большим сплочением взаимных интересов [2, с. 96].
Договор об учреждении ЕАЭС в отличие от других учредительных документов международных организаций, например, от Договора о функционировании ЕС, содержащим одну главу, перечисляющую правовые акты ЕС и порядок их принятия, содержит ст. 6, называющуюся «Право Союза», которая призвана создать правовую основу функционирования ЕАЭС. Такой подход был заложен еще в Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18.11.2011г. Таким образом, с подписанием учредительного Договора ЕАЭС и приложенных к нему соглашений был закончен порядок создания международно-правовой базы евразийской интеграции, а именно разработаны интеграционные соглашения и весь накопленный материал был упорядочен.
Статья 6 Договора составлена на основе отдельных функциональных принципов: описание массы права ЕАЭС путем указания перечня его источников; описание порядка исполнения отдельных из источников в национальном праве государств-членов; формирование принципа непротиворечивости отдельных источников иным источникам, обладающих более высокой юридической силой, или их элементам (основным целям, принципам и правилам функционирования); закрепление приоритета в использовании в случае появления противоречий между источниками разной юридической силы.
Право ЕАЭС, в соответствии логическим построением ст. 6 Договора, включает в себя два вида международно-правовых источников: международные договоры и акты органов ЕАЭС, принятие которых возложено на два межправительственных органа Союза - Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет и наднациональный орган - Евразийскую экономическую комиссию. Договорная база ЕАЭС систематизирована по принципу «от общего к частному». В то же время различаются три вида международных договоров как источников права Союза: учредительный Договор ЕАЭС, международные договоры в рамках Союза, международные договоры Союза с третьей стороной.
К праву Союза можно отнести и отдельные разновидности международных договоров, некоторые из которых приравниваются к видам договоров, установленных в ст. 6 [3, с.61].
Рассматривая положения Договора о ЕАЭС, можно предположить, что унификация законодательства государств - членов ЕАЭС, которая проводится в целях создания в ЕАЭС похожих механизмов правового регулирования в тех или иных сферах, будет, прежде всего, базироваться на международно-правовых подходах, которые установлены в основе этого Договора и других заключаемых между государствами -членами ЕАЭС международных договоров.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_
В то же время включение в систему источников права ЕАЭС наряду с международными договорами решений органов ЕАЭС как актов, содержащих нормы нормативно-правового характера, с помощью которых будет осуществляться унификация правового регулирования, по нашему мнению, не исключает и того, что развитие права ЕАЭС может пойти по коммунитарному пути.
Право ЕС оформилось на конвенционной основе, но в результате своего развития создало «новый международный правопорядок... субъектами которого являются не только государства-члены, но и их граждане» [5, с. 22].
Несмотря на то, что основу европейского права составляют не доктрины и принципы, а договоры, стремление к аналогии с романо-германской системой права вызвало необходимость разработки акта, имеющего значение конституции (Лиссабонский договор), с принятием которого европейское право приобрело структурность и системность.
Таким образом, основное отличие источников ЕАЭС от источников ЕС состоит в том, что в соответствии с правовым регулированием в ЕАЭС господствует принцип равенства членов, а ассоциация с ЕС предполагает доминирование последнего.
Необходимо отметить, что принципы, лежащие в основе организации и функционирования ЕАЭС имеют системообразующее значение. Они являются своего рода барометром, позволяющим государствам-членам измерять степень утраты части своих суверенных прав. Для государств, строящих новый экономический союз, важно найти баланс интересов и не допустить чрезмерного усиления наднациональных начал в его организации [4, с. 308]. В этом же контексте следует рассматривать и право ЕАЭС, становление которого только начинается и его развитие обусловливается общими подходами, заложенными Договором 2014 года.
Список использованной литературы:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015). [Электронный ресурс]: Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/. Дата обращения: 10.06.2016г.
2. Капустин А. Я. Право Евразийского экономического союза: подходы к концептуальному осмыслению // Современный юрист.- 2015. - № 1. - С. 94-108.
3. Капустин А.Я. Право Евразийского экономического союза: международно-правовой дискурс // Журнал российского права. - 2015. - № 11. - С. 59-69.
4. Малый А.Ф. О принципах участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях / А. Ф. Малый // Творческое наследие Казанских юридических школ и современные тенденции развития юридической науки / под ред. И.А. Тарханова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С.307-310.
5. Пименова О.И. Наднациональная правовая интеграция на евразийском пространстве: анализ реалий и оценка возможностей использования опыта Европейского союза // Сравнительное конституционное обозрение. - 2014. - № 5. - С. 21-28.
© Темаева Ю.С., 2016