Свита Е. В. ш
Информационная открытость ^
представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
(на примере Законодательного собрания Санкт-Петербурга)
Свита Елена Викторовна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)
Кафедра стратегии, территориального развития и качества жизни
Магистр
zelenova_1-2011@mail. ru РЕФЕРАТ
В ходе комплексного анализа информационной открытости и повышения качества управленческой деятельности изучена деятельность представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере Законодательного собрания Санкт-Петербурга).
В статье теоретически обоснована и исследована система информационной открытости и повышения качества управленческой деятельности представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на примере Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Законодательное собрание Санкт-Петербурга; информационная открытость деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти; право на информацию о решениях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; принцип открытости государственной власти; система мониторинга и оценки открытости органа публичной власти
Svita E. V.
Information Openness of Representative (Legislative) Public Authority
of the Subject of the Russian Federation (on the Example of Legislative Assembly
of Saint-Petersburg)
Svita Elena Viktorovna
North-West institute of Management branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
Chair of Strategy, Territorial Development and Quality of Life
Master's degree Student
zelenova_1-2011@mail. ru
ABSTRACT
During the complex analysis of information openness and improvement of quality of administrative activity, work of representative (legislative) body of the state subject of the Russian Federation is studied. (on the example of Legislative Assembly of St. Petersburg).
The system of information openness and improvement of quality of administrative activity of representative (legislative) body of the state subject of the Russian Federation is theoretically proved and investigated. (on the example of Legislative Assembly of St. Petersburg).
KEYWORDS
Legislative Assembly of Saint Petersburg; Information transparency of the legislative (representative) body of state power; The right to information about the decisions of the legislative (representative) body of the subject of the Russian Federation; The principle of open government; The right to information about the decisions of the legislative (representative) body of
the subject of the Russian Federation; monitoring and evaluation system of openness of the public authority
В условиях нарастающей сложности социальных процессов и новых экономических вызовов задачей для органов законодательной (представительной) власти является формирование моделей принятия решений и реализации государственных функций, основанных на активном участии гражданского общества в управлении государством, а также на использовании современных механизмов общественного контроля.
Для России институт открытости информации является новым, его внедрение, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации, происходит в условиях сложной трансформации экономической и политической систем. В настоящее время наблюдается процесс установления единых и понятных «правил игры» для всех субъектов политики в информационной сфере. Эти правила должны отражать не только принципы, но и закрепляться в механизмах, обеспечивающих прозрачность власти и доступ к ее информационным ресурсам.
Проблеме информационной открытости посвящены труды Н. В. Анохина, A. Л. Стри-зое, М. А. Абрасимова, Е. В. Охотского, Е. В. Чиркина и других авторов, которые рассматривают возможности и перспективы использования новейших информационных технологий и Интернета в политической сфере для обеспечения открытости политической власти.
Именно информационно-коммуникативные технологии представляются эффективным инструментарием для выстраивания принципиально нового формата работы, жизненно необходимого для модернизации российского общества. Доступность информации и прозрачность управленческой деятельности позволяют потребителям услуг по-новому взглянуть на систему взаимоотношений с органами государственного управления.
Внедрение информационных технологий в деятельность государственных органов стало одним из приоритетных направлений информационной политики развития общества многих государств. Очевидно, что информационные технологии способны стать связующим звеном при взаимодействии государства и общества, обеспечить открытость органов власти и предоставить возможность общественного контроля над деятельностью государства.
Полноценная реализация концепции «Электронного государства» позволит не только повысить эффективность самой власти, но и поможет решить проблему доступа граждан к государственным информационным ресурсам, сделать власть прозрачной по отношению к обществу, повысить социальную ответственность чиновников, что должно позитивно сказаться на качестве жизни граждан.
Наличие у органов власти полноценных официальных сайтов дисциплинирует властные структуры и стимулирует их социальную ориентацию. Обеспечение доступа к информационным ресурсам органов власти посредством сети Интернет позволяет повысить уровень социальной защищенности граждан, можно сказать, что получение информации является одним из важнейших условий развития демократии и правового государства.
Таким образом, технические возможности Интернета сделали официальные сайты наиболее эффективным, оптимальным, быстрым и самым экономичным способом получения необходимой информации о деятельности госорганов. Важнейшим показателем информационной открытости органов власти на сегодня является качество официальных интернет-ресурсов.
Чтобы граждане могли реализовать свое право на получение информации о решениях органов публичной власти, необходимо следующее. 1. Соответствие информации, размещенной органом власти в информационных
системах общего пользования, утвержденному перечню.
2. Доля информации ограниченного доступа в общем объеме информации о деятельности данного органа власти.
3. Передача функций, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органа власти, сторонней организации.
4. Наличие пунктов подключения к информационным системам общего пользования в местах, доступных для пользователей (потребителей).
5. Обеспечение доступа пользователей (потребителей) информации на заседания коллегиальных органов.
6. Доля запросов, поступивших в орган власти, в общем объеме запросов, поступивших во все органы власти в течение года.
7. Расходы на финансирование функций, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органа (динамика от года к году).
8. Численность уполномоченных подразделений, ответственных за организацию и обеспечение доступа к информации.
9. Вариативность услуг по реализации права граждан на доступ к информации.
10. Доступность информационных услуг.
11. Наличие обратной связи со стороны уполномоченных подразделений.
12. Степень удовлетворенности граждан, количество нарушений права граждан на доступ к информации о деятельности государственного органа.
Осуществление намеченного позволит к 2015 г. вывести Россию по показателю развития информационного общества в двадцатку стран мира, а также позволит качественно повысить возможности предоставления юридическим и физическим лицам официальной информации; сравнивая результаты работы разных органов власти одного типа открытости, способствовать внедрению лучшей управленческой практики.
Право на информацию о решениях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - одно из основных прав человека. Поэтому только неукоснительное соблюдение закрепленных в российской Конституции прав граждан может установить действительно равноправные отношения между государством и гражданским обществом в целом, а также между конкретным чиновником и гражданином.
В настоящее время законодательством Российской Федерации урегулированы отдельные аспекты открытости государственного управления. Действующие правовые нормы не обеспечивают в полной мере системного подхода к повышению открытости государственного управления.
Во-первых, значительная часть нормативных правовых актов, регулирующих вопросы открытости, посвящена преимущественно вопросам доступа к информации о деятельности органов государственной власти, или информационной открытости, что является лишь одним из элементов открытости системы государственного управления.
Во-вторых, правовые понятия, используемые в различных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы информационной открытости, зачастую противоречат друг другу, предлагая различные подходы к организации деятельности представительного органа государственной власти по обеспечению открытости.
В-третьих, принятие несистематизированных правовых норм и требований к отдельным механизмам организации взаимодействия органов государственной власти с гражданами Российской Федерации и общественными объединениями приводит к фрагментарности регулирования в этой области и не позволяет в полной мере использовать инструменты общественного вовлечения и общественного контроля в целях повышения качества государственного управления.
В-четвертых, отсутствует нормативно закрепленная система оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти по повышению уровня откры-
тости государством, гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом.
Законодательно установленные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности органов публичной власти необходимо рассматривать как основные цели организации правоприменительной практики. Это значит, что информация о деятельности органа местного самоуправления должна быть открытой и доступной, достоверной, свободной и удобной для поиска, получения, передачи и распространения, должны соблюдаться права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации.
Реализация законодательных принципов открытости, доступности, достоверности информации требует существенных изменений не только в организации процессов сбора, переработки, хранения и передачи информации, но и в серьезной «перезагрузке» деятельности органов публичной власти.
Органы законодательной власти России оказывают большое влияние на формирование общей атмосферы открытости в России. Для того чтобы принцип доступности информации о деятельности государственных органов был реализован, необходимо, чтобы все три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — были открыты и подотчетны обществу. Региональные органы законодательной власти (РОЗВ) не только выполняют важную законотворческую функцию, но и наделены правом утверждения бюджета и отдельными контрольными функциями над исполнительными органами власти.
Региональные парламенты формируются путем выборов, поэтому главная их особенность — гражданская представительность (законодательный орган призван в законах выражать общую волю граждан). В качестве основных свойств региональных парламентов выделяются выборность, коллегиальность в принятии решений, связь избирателей с их представителями. Являясь, в первую очередь, представительными органами власти, РОЗВ призваны максимально полно учитывать социальные интересы и запросы, в том числе на предоставление информации о своей деятельности. Основой их работы должен, безусловно, являться принцип гласности. В данном случае он означает открытость деятельности органа власти, своевременное и регулярное информирование населения о результатах деятельности, учет мнения и интересов населения, возможность граждан влиять на принятие управленческих решений, а также свободно и беспрепятственно получать информацию о деятельности госорганов.
Реализация принципов открытости осуществляется путем применения соответствующих основных механизмов (инструментов), постоянное совершенствование которых позволит реализовать поступательное движение к обеспечению открытости представительных органов государственной власти.
К основным механизмам (инструментам) реализации принципов открытости представительных органов государственной власти (далее — основные механизмы (инструменты) открытости) относятся следующие:
• реализация принципа информационной открытости представительного органа государственной власти;
• обеспечение работы с открытыми данными;
• обеспечение понятности нормативно-правового регулирования, государственной политики и программ, разрабатываемых (реализуемых) представительными органами государственной власти;
• принятие плана деятельности и ежегодной публичной декларации целей и задач представительных органов государственной власти, их общественное обсуждение и экспертное сопровождение;
• формирование публичной отчетности представительного органа государственной власти;
• информирование о работе с обращениями граждан и организаций;
• организация работы с референтными группами;
• взаимодействие представительного органа государственной власти с общественным советом;
• организация работы пресс-службы представительного органа государственной власти;
• организация независимой антикоррупционной экспертизы и общественного мониторинга правоприменения.
В целях информирования представительных органов государственной власти, правительства Российской Федерации и гражданского общества предполагается создание системы мониторинга и оценки открытости органа публичной власти. Таким образом, мониторинг РОЗВ способствует тому, чтобы:
• расширить представление о содержании и формах информационного взаимодействия региональных парламентов с населением;
• дать представителям региональных парламентов стимул предоставлять населению качественные и разноплановые информационные услуги в соответствии с требованиями законодательства и с учетом более широких потребностей граждан;
• привлечь внимание общественности к тому, каким образом и насколько успешно формируется взаимодействие региональных парламентов и граждан. Рассматривая теоретические аспекты проблемы обеспечения информационной открытости законодательного органа субъекта РФ, позволяет подвести некоторые итоги теоретической работы, подтверждающие верность исходной гипотезы.
Продолжает оставаться на низком уровне влияние граждан и общественных объединений на принятие и реализацию решений федеральными органами государственной власти, осведомленность общественности о целях и результатах деятельности органов государственной власти. Все это оказывает влияние на негативное восприятие обществом проводимых политических и социально-экономических преобразований и вызывает недоверие со стороны населения к органам государственной власти в целом.
Информационное общество эффективно и поступательно развивается на основе взаимодействия государства, предпринимательского сообщества и гражданского общества и на принципах свободного и равного доступа к информации и знаниям.
Законодательство нуждается в новых системах управления, позволяющих обеспечить информационную открытость и создать механизмы (инструменты) реализации принципа открытости в процессе повышения качества законотворческой и управленческой деятельности Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Одним из способов обеспечения деятельности государства является свобода доступа к государственной информации для граждан.
Для создания качественной основы взаимоотношений государства с обществом проводится комплексное повышение качества информации российских государственных органов, предусматривающее реализацию нескольких направлений работы.
Основным направлением является повышение качества информационных ресурсов органов государственной власти, доступных в сети Интернет и содержащих актуальную информацию о деятельности государственных органов и порядке предоставления государственных услуг. Необходимым информационным ресурсом в данном контексте становится официальный интернет-сайт государственного органа.
Внедрение системы мониторинга, основанной на получении и предложений от пользователей официальных сайтов, позволит не только существенно повысить
охват мониторинга, но и существенно снизить административные барьеры перед социально активными гражданами, желающими участвовать в формировании качественно обновленных официальных сайтов государственных органов.
Развитие системы мониторинга официальных сайтов, учитывая мнения граждан, позволяет выявить критичные и неразвитые особенности функционирования официальных сайтов и стимулировать представителей законодательных органов, ответственных за работу официальных сайтов, совершенствовать функциональные характеристики для удобной работы и использования.
Рассмотренные теоретические аспекты обеспечения информационной открытости законодательного органа субъекта РФ не претендуют на исчерпывающее решение проблемы обеспечения информационной открытости и механизмов (инструментов) реализации принципа открытости в процессе повышения качества законотворческой и управленческой деятельности Законодательного собрания Санкт-Петербурга, а представляют один из вариантов ее решения.