СВЯЗЬ ВРЕМЕН: ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
УДК 94"15/18"
К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ И ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ РУКОПИСНЫХ КНИЖНЫХ ПАМЯТНИКОВ XIX в. О ЖИТИИ И ЧУДЕСАХ СВЯТИТЕЛЯ ПИТИРИМА (из собрания «Тамбовский областной краеведческий музей»)
© Протоиерей Виктор ЛИСЮНИН
Тамбовская духовная семинария, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат исторических наук, проректор; зав. отделом Тамбовской епархии по делам молодежи, культуры и паломничества, e-mail: info@eparhia-tmb.ru © Галина Александровна АБРАМОВА Тамбовский областной краеведческий музей, г. Тамбов, Российская Федерация, главный научный сотрудник, заслуженный работник культуры РФ, e-mail: abramova@mail.tambovmuseum.ru
Рассмотрены вопросы научной атрибуции и палеографического описания двух малоизученных, ранее не публиковавшихся рукописных книжных памятников XIX в. о житии и чудесах святителя Пи-тирима Тамбовского чудотворца из собрания «Тамбовский областной краеведческий музей». В результате впервые установлена дата создания рукописей, история их бытования, выявлены автографы святителя Феофана, Затворника Вышенского. Приводятся некоторые итоги палеографического описания рукописных памятников. Дается характеристика состава рукописей, характеристика почерков, материалов и средств письма, оформления заставок. Анализируется тип бумаги, варианты штемпелей слепого тиснения бумажных фабрик, позволяющие определить хронологические рамки создания рукописей. Приводится состояние сохранности бумаги, обложки и переплетов. Впервые в составе одной из рукописей был выделен фрагмент, являющийся опытом составления жития святителя Питирима. Сделано предположение, что автором живописной заставки-миниатюры с изображением второго епископа Тамбовского Питирима является святитель Феофан, Затворник Вышенский. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что комплекс документов по подготовке прославления преосвященного Питирима в 1914 г. начал формироваться при епископе Тамбовском и Шацком Феофане (Говорове) в 1860-е гг.
Ключевые слова: рукописный книжный памятник; чудеса; житие; святитель Питирим; святитель Феофан; миниатюра; заставка; штемпель слепого тиснения.
В фонде редкой книги научной библиотеки Тамбовского областного краеведческого музея хранятся два уникальных рукописных книжных памятника середины XIX в.: «Описание чудес святителя Питирима второго епископа Тамбовского с кратким сведением о его жизни» и «Запись о чудесах Святителя Питирима второго епископа Тамбовского». Эти ценнейшие источники до настоящего времени оставались малоизученными, не являлись предметом научно-богословского, исторического, палеографического, филологического, лингвистического, культурологи-
ческого исследования, а также не были опубликованы.
Почитание памяти святителя Питирима начало складываться сразу по кончине святителя в 1698 г. (по другим источникам -1697 г.) и особенно распространилось в XIX в. Известный тамбовский церковный историк, протоиерей Георгий Хитров, писал в 1861 г.: «Над соборным храмом... невидимо было простерто покровительство почивающего здесь святителя Питирима. В 1832 г. оно открылось очевидным образом в чудесных исцелениях болезней, о которых отступалось врачебное искусство, и которые врачевались
мгновенно при гробнице епископа Питирима по одной вере в его молитвенное ходатайство пред Господом. С того времени в собор стали стекаться с разных сторон толпы богомольцев, больных и здоровых; с того времени он начал приобретать пожертвования и вклады для внутреннего украшения, прославляясь именем святителя Питирима» [1, с. 273].
Это свидетельство протоиерея Георгия Хитрова, а также другие косвенные указания подтверждают тот факт, что с 1832 г. в Спа-со-Преображенском кафедральном соборе при епископе Арсении (Москвине; 18321841) была заведена книга для записи чудесных исцелений, бывших при гробнице святителя, в которой к концу XIX в. содержалось около 250 свидетельств о его благодатной помощи [2].
По благословению преосвященного Арсения старанием протоиерея Павла Булгакова в нижней церкви собора, где находилась гробница святителя, был «устроен новый иконостас с колоннами в позолоте и с золоченою резьбою... Местные иконы стали облекаться серебряными позолоченными ризами художественно отделки с каменьями усердием благочестивых ревнителей благолепия церковного» [1, с. 274].
Затем по благословению епископа Николая (Доброхотова, 1841-1857) усердием кафедрального протоиерея Никифора Телятин-ского и распорядительностью ктитора купца Казакова в верхней и нижней церкви Пити-римовского собора «произведено полное обновление... семь икон. значительного размера обложены серебряными в позолоте массивными ризами художественной работы. Они вычеканены в Москве по заказу жертвователя раба Божиего Стефана» [1].
В период пребывания на Тамбовской кафедре святителя Феофана (Говорова, 18591863) предметом его особых забот стало изучение святой богоугодной жизни, трудов и подвигов святителя Питирима, систематизация его наследия. По благословению Владыки именно в этот период создается рукописная книга «Описание чудес святителя Пити-рима второго епископа Тамбовского с кратким сведением о его жизни» [5]. Очевидно, писалась она на основе оригинала 1832 г., ныне утраченного.
Состав рукописи:
1) «Чудеса Святителя Христова Питирима втораго епископа Тамбовского» - включает описания 132 чудес святителя Питирима в хронологических рамках 1832-1866 гг. [3, л. 1-137, 148-187];
2) «Кратюя черты изъ жизни Святителя Питирима, втораго Епископа Тамбовскаго» [73, л. 138-147].
Преосвященный Феофан сам свидетельствовал об истинности и достоверности этих чудес. В ходе исследования рукописи были впервые выявлены автографы святителя Феофана. Красным карандашом святитель Феофан на полях текста о чудесном избавлении от болезни молитвами Святителя Божия Питирима вдовы Татьяны Ивановны Глебо-вой из села Борщевка Тамбовского уезда собственноручно записывает следующее: «удостоверяет в истине Варвара Николаевна Оленина полковница Борисоглебского уезда села Закаталово, слышал от нее самой. Феофан Еп. Т. Прибавлю. хотела ехать в Воронеж к Святителю Митрофанию, но видела в сонном видении монаха, который сказал ей, что нет нужды ехать в Воронеж, у вас есть и ближе помощник Святитель Питирим» [3, л. 2об.]. Свидетельствуя об исцелении «отрока Николая, сына чиновника 10-го класса Тамбовского Комиссариатского Коммиссио-нерства Ивана Станиславовича Беляковича, римско-католического вероисповедания», преосвященный Феофан слева на полях рукописи записывает: «Слышал от родного отца. Ф.Е.Т.» [3, л. 26об.]. Чрезвычайно важно отметить, что в состав рукописной книги включен раздел «Краткие черты из жизни Святителя Питирима, Второго епископа Тамбовского», «достаточные, чтобы убедиться в Его Высокой, Святой и Богоугодной жизни» и являющиеся первым опытом составления жития святителя [3, л. 146об].
Еще одним впервые выявленным свидетельством сугубого почитания святителя Пи-тирима епископом Тамбовским Феофаном и всем тамбовским народом Божиим является следующий факт, зафиксированный в рукописи: Питиримов колодец, расположенный за «благолепным каменным собором - достойным памятником достойнейшего архипастыря», «был величественно отстроен в 1863 г. и в день Преображения Господня 6-го августа торжественно освящен самим преосвященным Феофаном, при тожественном
крестном ходе и значительном стечении Тамбовских граждан, искренно сочувствовавших благолепному и достойному его ук-рашению»1 [3, л. 142, 177; 4].
По сути, при святителе Феофане формируется комплекс документов, приуготовляющий прославление Угодника Божия преосвященного Питирима, которое состоится шестьдесят лет спустя в 1914 г.
Особо следует сказать об оформлении драгоценного рукописного памятника. Эту работу духовно направлял святитель Феофан, блестящий знаток традиции создания рукописных книг.
Рукописный текст книги предваряется заставкой, стилизованной под старопечатный орнамент. В прямоугольную рамку вписан овал. В овале на черном фоне название рукописи «Описаше чудесъ святителя Питирима втораго епископа Тамбовскаго с краткимъ сведешемъ о его жизни» с элементами растительного травного орнамента. С внешней стороны по овалу строка из Псалма 115 -«Честна предъ Господем смерть преподоб-ныхъ его». По периметру заставки на черном фоне белый растительный орнамент, по внутренним углам заставки растительно-цветочный орнамент ([4], л. 2 предпереплетный, титульный, размеры 22,5^15,3 см; 16,8 см).
Особый интерес представляет миниатюра - выполненный маслом погрудный портрет святителя Питирима, благословляющего именословным перстосложением. Святитель представлен в архиерейском облачении, с панагией и архиерейским посохом2 ([4], л. 4 предпереплетный, размер портрета 18,2x15,5 см).
1 Фотографию величественно отстроенного св. Феофаном колодца сделал в 1904 г. хранитель Тамбовского губернского исторического музея А.И. Самоцветов. Колодец с каменной сенью над ним был разобран в 1913 г. и на его месте поставлена была новая кованая часовня.
2 Именословное перстосложение - особое сложение перстов, которое употребляется только архиереем или священником для благословения. Каждый палец при этом изображает букву греческого алфавита, что и составляет монограмму имени Иисуса Христа - 1С ХС (указательный палец вытянутый, что составляет литеру I, средний слегка согнут и похож на литеру С, большой палец скрещивается с безымянным и получается литера X, мизинец приподнят и похож на литеру С ГС XC - Иисус Христос). Надписи имени Иисуса Христа на древнегреческом выглядят на иконах и в богослужебных книгах: Глсои^ Хрюхо^ - Ю X С
Над миниатюрой надпись кириллицей «Бессмертный Боже! Хвалу тебе воздаю: царь бо еси един всех, помилуй душу раба Твоего, преосвященнейшего Питирима, и сподоби его царствия небесного!». Под миниатюрой надпись кириллицей: «1685 г. февраля в пятый день поставлен Преосвященный Питирим, епископ Тамбовский, благословением и рукоположением Святейшего Иоаки-ма Патриарх Московского и Всея России, а приехал в Тамбов 1686 г. марта в первый день, и был в Тамбове 13 лет, 5 месяцев, 13 дней и 12 часов. В 1698 г. июля 28 день в 12 часов дня предаде душу в руце Божии». Далее: «Пастырю мой и наставниче мой, преподобный отче Прокопие! Помолися Господу Богу о душе моей» ([4], л. 4 предпереплетный).
В начале рукописи на листах черного цвета старопечатным шрифтом красной краской, кириллицей выполнен текст: «Духовная моя братия и спостницы! Не забудите мя, егда молитеся; но видевше мой гроб, поминайте мою любовь и молитеся Христу, да учинит дух мой с праведными. Воспоминаю вам, братие мои и чада и друзи мои, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу. Молю, прошу и мили ся дею: навыкайте сим в память, и плачите мене день и нощь, якоже Иов к другом, реку к вам: седите, паки рещи, Ал-лилуия. В вере и надежде и любви, кротости и чистоте архиерействовал. Достойно, благо-честно пожил еси, приснопамятне; тем же тя Превечный Бог, Ему же и работал еси, Сам вчинит дух твой в месте светле и красне, идеже праведнии упокоеваются, и получиши на суде Христове оставление и велию милость» [4, л. 5об., 6].
Дальнейшее исследование рукописной книги, возможно, прольет свет на авторство миниатюры с изображением свт. Питирима. Пока же можно сделать предположение, что писал ее сам святитель Феофан, серьезно занимавшийся живописью и иконописью еще со времени служения в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1847-1855 гг. В любом случае, даже если это произведение является делом рук другого мастера, искусство живописца и вкус святителя Феофана сказались на изготовлении данного портрета святителя Питирима, т. к. заказчиком и фактически составителем рукописи был сам преосвященный Феофан.
Несколько слов о ряде важных палеографических признаков (примет).
Рукопись не датирована, написана в два почерка: русским гражданским письмом середины XIX в. с элементами кириллицы ([4], Первый почерк - л. 1-170, второй почерк л. 171-187). Отнести дату создания рукописи к периоду пребывания на тамбовской кафедре святителя Феофана позволяют штемпели слепого тиснения российских бумажных фабрик, расположенные в левом верхнем углу каждого листа бумаги. Листы 1-145, 183187, пять предпереплетных чистых листа после окончания рукописи имеют штемпель Троицкой фабрики № 4 Говарда (Калужская губерния, Медынский уезд) - прямоугольный с фестонами, маркировка 1860 г. Листы 146-182 - штемпель Троицкой фабрики Говарда № 4 прямоугольный без фестонов со скошенными углами, маркировка 1859 г. Лист 2-й предпереплетный перед началом рукописи - штемпель фабрики г-жи Сергеевской (Владимирская губерния, Покровский уезд) с инициалами ЕС {Ц} готическими под короной на заштрихованном овале, надпись «В.Г.П.У. Сергеевской» по овалу. С таким штемпелем бумага производилась в 18441858 гг. [5].
Примечательны имеющиеся записи - автографы:
«Кафедральный протоиерей Никифор Телятинскш
Ключарь, священник Александръ Тихо-нравовъ
Соборный священник Василий Малиновский
Протодiакон Григорий Краснопевцев» [4, л. 137об.].
На протяжении всего рукописного текста отмечаются правки простым карандашом отдельных чисел, слов, а во второй половине рукописи целых текстовых фрагментов, авторство которых еще предстоит установить. Пограничная дата правок 1863 г. В рукописи имеются более поздние вставки, сделанные после отъезда святителя Феофана из Тамбова на Владимирскую кафедру в 1864-1866 гг.
Вторая рукописная книга «Запись о чудесах Святителя Питирима втораго епископа Тамбовского» [6] написана в три почерка русским гражданским письмом середины XIX в. с элементами кириллицы. Состав рукописи - «Запись о чудесах Святителя Пити-
рима втораго епископа Тамбовского. Часть 1-я» - 148 чудес святителя Питирима, второго епископа Тамбовского, в хронологических рамках 1832-1866 гг. Рукопись датируется 1867 г. Переписчик в древней традиции оставил запись - послесловие: «Переписано грешнымъ рабомъ Божшмъ Николаемъ въ 1867 г. Г. Тамбовъ» [7, л. 131об. (стр. 262)]. Эта дата подтверждается наличием в левом верхнем углу каждого листа штемпелей слепого тиснения российских бумажных фабрик. Листы 1-6, предпереплетные перед началом рукописи, листы 130-131 (стр. 259262), 1 -3 предпереплетные листы после окончания рукописи имеют штемпель бумажной Кондровской фабрики г-жи Козловой (Калужская губерния, Медынский уезд). Штемпель прямоугольный с фестонами, маркировка 1860 г. Листы 1-129 (стр. 1-258) -штемпель бумажной фабрики № 6 Сергеевой (Владимирская губерния, Покровский уезд) -прямоугольный со срезанными углами. Такую бумагу фабрика выпускала в 1862, 18661867 гг. [5].
Перед началом рукописи помещена фотография с портрета свт. Питирима в овале. Вверху по овалу надпись черными чернилами «Святитель Питиримъ В Епископъ Тамбовскш. Часть 1-я». Внизу по овалу надпись черными чернилами «снятъ съ портрета въ фотографш А.Н. Гиршгорнъ в Г. Тамбове въ 1868-мъ г.». Ниже изящная, скромная виньетка, выполненная черными чернилами ([7], Л. 3 предпереплетный перед началом рукописи, размер фото 18,2^14,3 см).
Название рукописной книги «Запись о чудесахъ Святителя Питирима, втораго Епископа Тамбовскаго. Часть 1-я» выполнено печатным гражданским шрифтом с элементами церковно-славянского алфавита в два цвета (черный и красный) ([7], л. 4 предпере-плетный перед началом рукописи). Перед началом рукописи надписи:
«Праведникъ яко финиксъ процветаетъ»;
«Да будет Святитель Питиримъ предста-телемъ у Господа за раба грешного Николая» ([7], л. 5, 6 предпереплетные перед началом рукописи).
Таким образом, декоративные элементы вносились в рукописную книгу после ее написания.
В рукописи утрачены листы 72-75, т. е. описание чудес святителя Питирима № 92 и
№ 93, которые сохранились в рукописи «Описание чудес святителя Питирима второго епископа Тамбовского с кратким сведением о его жизни».
Предположительно, эти рукописные памятники поступили в Тамбовский губернский народный музей в 1920-е гг., когда он принимал на хранение отчужденные предметы церковного искусства, богослужебного обихода, в т. ч. и драгоценные святыни Тамбовской епархии - раку с мощами святителя Питирима, его фелонь, панагию, покров, ряд икон. Тем самым, эти реликвии и другие церковные ценности были спасены от утраты, безжалостного варварского уничтожения, продажи за рубеж. Несколько десятилетий музейные сотрудники не просто хранили, но и прятали в своих фондах бесценные реликвии, дабы избежать их списания как не имеющих историческую и художественную ценность. Лишь в конце 1960-х гг., когда завершилась антирелигиозная компания, инициируемая Н.С. Хрущевым, рукописные книги получили статус музейных экспонатов.
Впервые рукописная книга «Описание чудес святителя Питирима второго епископа Тамбовского с кратким сведением о его жизни» экспонировалась в 2000 г. на выставке «В начале было Слово. Сокровища православной культуры и искусства», посвященной 2000-летию Рождества Христова. Затем вошла в экспозицию «Днесь красуется светлый град Тамбов» к 325-летию Тамбовской епархии. В 2011 г. в Тамбовском областном краеведческом музее открыта новая экспозиция по истории Тамбовской епархии XVII -начала XX в., где представлен этот уникальный рукописный источник.
В августе 2014 г. вышло факсимильное издание бесценных рукописных книжных памятников. «Запись о чудесах Святителя Питирима второго епископа Тамбовского» вошла в издание полностью, поскольку содержит описание 148 чудес. Утраченные листы восполнены из рукописи «Описание чудес святителя Питирима второго епископа Тамбовского с кратким сведением о его жизни». Предваряют издание заставка, миниатюра, вводные тексты и «Кратюя черты изъ жизни Святителя Питирима, втораго Епископа Тамбовскаго» из рукописи, созданной при святителе Феофане Затворнике.
Издание, осуществленное по благословению митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия, стало достойным подарком к юбилейным торжествам - 100-летию прославления Угодника Божия и Чудотворца святителя Питирима, второго епископа Тамбовского, 200-летию со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, 70-летию возрождения Тамбовской епархии.
1. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / сост. протоиерей Георгий Хитров. Тамбов, 1861.
2. Евгений (Ждан), еп. Светильник Церкви Тамбовской: к 75-летию прославления святителя Питирима // Журнал Московской Патриархии. 1989. № 9. С. 19-20.
3. ТОГБУК ТОКМ, Инв. книга № 7. Инв. № 16405. 8.07.1971 г. Рукопись в лист 33,8x21,9. Листы не пронумерованы. Содержит 187 листов (+ 2 форзацных + 6 припереплетных перед началом текста, + 5 предпереплетных по окончании текста. Переплет: картон, оклеен бумагой черного цвета. Корешок кожаный, коричневого цвета. Сохранность: пожелтение, загрязнение бумаги, потертость и расслаивание картона, потертость корешка.
4. ТОГБУК ТОКМ. КП № 6. Инв. № 10526.
5. Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/ Wmark/03.htm (дата обращения: 12.09.2014).
6. ТОГБУК ТОКМ. Инв. книга № 5. Инв. № 12760. Рукопись в лист 33,5x21,4 см. Пронумерована постранично - содержит в себе 262 страницы или 131 лист (+ 2 форзацных, + 5 пред-переплетных начальных, + 3 предпереплет-ных конечных). Переплет: картона, оклеен тканью черного цвета. Корешок - картон, оклеен тканью черного цвета. Сохранность: пожелтение, загрязнение бумаги, расслаивание картона, ветхость переплета, утрата листов 72-75 (стр. 143-150).
7. Запись о чудесах Святителя Питирима втора-го епископа Тамбовского. Рукопись.
1. Istoriko-statisticheskoe opisanie Tambovskoy eparkhii / sost. protoierey Georgiy Khitrov. Tambov, 1861.
2. Evgeniy (Zhdan), ep. Svetil'nik Tserkvi Tambovskoy: k 75-letiyu proslavleniya svyatitelya Pitirima // Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii. 1989. № 9. S. 19-20.
3. TOGBUK TOKM, Inv. kniga № 7. Inv. № 16405. 8.07.1971 g. Rukopis' v list
ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, BtmycK 12 (140), 2014
33,8^21,9. Listy ne pronumerovany. Soderzhit 187 listov (+ 2 forzatsnykh + 6 priperepletnykh pered nachalom teksta, + 5 predperepletnykh po okonchanii teksta. Pereplet: karton, okleen bumagoy chernogo tsveta. Koreshok kozhanyy, korichnevogo tsveta. Sokhrannost': pozheltenie, zagryaznenie bumagi, potertost' i rasslaivanie kartona, potertost' koreshka.
4. TOGBUK TOKM. KP № 6. Inv. № 10526.
5. Klepikov S.A. Filigrani i shtempeli na bumage russkogo i inostrannogo proizvodstva XVII-XX vv. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Wmark /03.htm (data obrashcheniya: 12.09.2014).
6. TOGBUK TOKM. Inv. kniga № 5. Inv. № 12760. Rukopis' v list 33,5x21,4 sm.
Pronumerovana postranichno - soderzhit v sebe 262 stranitsy ili 131 list (+ 2 forzatsnykh, + 5 predperepletnykh nachal'nykh, + 3 pred-perepletnykh konechnykh). Pereplet: kartona, okleen tkan'yu chernogo tsveta. Koreshok -karton, okleen tkan'yu chernogo tsveta. Sokhrannost': pozheltenie, zagryaznenie bumagi, rasslaivanie kartona, vetkhost' perepleta, utrata listov 72-75 (str. 143-150).
7. Zapis' o chudesakh Svyatitelya Pitirima vtorago episkopa Tambovskogo. Rukopis'.
nocTynnna b pega^nro 31.10.2014 r.
UDC 94"15/18"
ON QUESTION ABOUT ATTRIBUTION AND PALEOGRAPHIC DESCRIPTION OF HAND-WRITTEN BOOK MONUMENTS OF 19th CENTURY ABOUT LIFE AND MIRACLES OF SAINT PITIRIM (from collection of "Tambov regional local lore museum")
Archpriest Viktor LISYUNIN, Tambov Spiritual Seminary, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Vice-Rector, Head of Department of Tambov Diocese of Youth, Culture and pilgrimage, e-mail: info@eparhia-tmb.ru
Galina Aleksandrovna ABRAMOVA, Tambov regional local lore museum, Tamobv, Russian Federation, Senior Scientific Worker, Honored Worker of Culture of RF, e-mail: abramova@mail.tambovmuseum.ru
The questions of scientific attribution and paleographic description of two little-known, previously unpublished manuscript book monuments of the 19th century of the life and miracles of saint Pitirim, Tambov miracle worker, from the collection of "Tambov regional local lore museum are considered. For the first time the creation date of the manuscripts, the history of their existence are disclosed, the autographs of saint Feofan the Recluse Vyshenskii are stated. Some of the results of the paleographic description of manuscripts are given. The characteristic of manuscripts, handwriting characteristics, materials and writing tools, design logos is considered. The type of paper, options of stamps, blind embossing paper mills, allowing determining the chronological framework of the creation of manuscripts, is analyzed. The condition of the paper, cover and bindings is given. For the first time as part of one of the manuscripts fragment is pointed out, which is the experience of drawing up the live of saint Pitirim. It is supposed that the author of the picturesque head peace with image of second bishop Pitirim of Tambov is saint Feofan the Recluse Vyshenskii. The study allows to conclude that the set of documents for the preparation of the glorification of His Eminence Pitirim in 1914 began to take shape when Bishop of Tambov and Shatsk Theophanes (Govorovo) in the 1860s.
Key words: hand-written book monument; miracles; being; saint Pitirim; saint Feofan; miniature; head peace; blind embossing stamp.