УДК 340
DOI 10.36511/2078-5356-2021-1-69-74
Алексеева Лилия Алексеевна Lilia A. Alekseyeva
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова (302027, Орел, ул. Игнатова, 2)
сandidate of sciences (law), associate professor of the department of state and legal disciplines
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia (2 Ignatova st., Orel, Russian Federation, 302027)
E-mail: Llllilia@mail.ru
Майорова Светлана Анатольевна Svetlana A. Mayorova
кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности ОВД
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
сandidate of sciences (law), associate professor of the department of administrative activity of the department of internal affairs
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)
E-mail: Plavalaguna@inbox.ru
К вопросу о взаимоотношении власти и населения через призму истории
To the question of the relationship between the government and the population through the prism of history
Статья посвящена изучению развития политико- The article is devoted to the study of the development
правовой мысли в контексте проблемы взаимоотно- of political and legal thought, devoted to the problem of
шения власти и государства, а также реального во- the relationship between power and the state, as well as
площения этих концепций в жизнь. the real implementation of these concepts.
Ключевые слова: государство, власть, населе- Keywords: state, power, population, ruler, people. ние, правитель, народ.
Проблема взаимоотношения власти и насе- идеи о «дао», олицетворявшем собой высшую ления имеет давнюю историю и широкую гео- справедливость, добродетель, правильный графию. На протяжении ряда веков, со времен жизненный путь человека или народа, соот-образования государственности появлялись ветствующий велениям неба и «дэ» — прояв-различные течения, обосновывающие ту или лениям добродетели в человеческих поступках, иную модель взаимоотношений, а также сово- основанных на естественности и недеянии. купность требований, которым должен отвечать В даосизме критике подвергается все «неноситель властных полномочий. естественное» — культура, законодательство,
Одной из первых цивилизаций является общественное и государственное устройство.
Древнекитайская, а одним из первых полити- Даосизм получил широкую поддержку и среди
ко-правовых учений в Древнем Китае был дао- бедняков, которые надеялись, что скоро возник-
сизм, основателем которого считается древне- нет общество, основанное на принципах всеоб-
китайский философ Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.). щего равенства, справедливости и гармонии.
Центральными категориями даосизма являются Возникновение данного философского течения
© Алексеева Л.А., Майорова С.А., 2021
было ответом на сакрализацию власти правителя и выделения огромного чиновничьего аппарата, который существовал за счет тяжелого труда беднейших слоев населения.
Социальную несправедливость, противоречия и иные недостатки общественного развития даосизм связывает с развитием знаний и возвышением мудрецов. «Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор». В даосизме осуждается стяжательство и гордыня и проповедуется умеренность и простота. Подвергается критике и законодательство: «Когда в стране много запретительных законов, народ становится бедным... Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников» [1, с. 51].
Лучшим правителем, с точки зрения даосов, является такой, о котором «народ знает лишь то, что он существует», а лучшее государство — маленькое с редким населением.
Наиболее влиятельным политико-правовым учением Древнего Китая, не утратившим своей актуальности и сегодня, является конфуцианство, основоположником которого считается Конфуций или Кун Фу-цзы (551—479 до н. э.).
Основные идеи конфуцианства были изложены в трактате «Лунь юй», который оказал значительное влияние на формирование правового сознания практически всех китайцев. Одними из самых значимых вопросов, ответы на которые попытались дать в «Лунь юй» были связаны с методами управления государством и достижения последним богатства и могущества.
Особое внимание в «Лунь юй» уделяется личным качествам правителя. Так, по мнению Конфуция, управлять государством должны только добродетельные и благородные мужи. Благородство правителя заключалось не в его происхождении, а в сочетании морально-нравственных качеств, которые должны быть основными при выдвижении человека на государственную службу. Благородство проявляется, по мнению Конфуция, в почтительном отношении к старшим, серьезном и ответственном отношении к делу, безграничной любви к народу, равном отношении ко всем окружающим, человеколюбии. «Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный думает о том, как не нарушить законы; низкий — как извлечь выгоду». Таким образом, правитель должен был заботиться о своих подданных как о собственных детях, защищать их; воспитывать силой личного примера; заботиться о достатке. В свою очередь, подданные, подобно детям, должны почи-
тать правителя как отца и беспрекословно ему повиноваться.
Подчинение государственной власти, по мнению Конфуция, возможно в том случае, если ее осуществляет справедливый человек, который «в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желаниях не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток».
Что касается политико-правовых взглядов моистов, то они были достаточно прогрессивны для своего времени, поскольку именно в данном учении впервые появляется идея о договорном происхождении государства и принадлежности верховной власти народу, которая получит свое широкое распространение только в Новое время, а фактическое воплощение — в Новейшее. В качестве основных качеств, необходимых для правителя, моисты называют благородство и мудрость. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами — желанием служить простолюдинам, усердием в делах и т. п. Идеальной организацией власти моисты признавали государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой.
Большое влияние на развитие концепций взаимоотношений власти и населения оказали легисты. Многие идеи легизма, возникнув достаточно давно, не утратили своей актуальности и до настоящего времени и, адаптированные под современные условия, нередко звучат из уст современных политических деятелей. Основное внимание в легизме уделяется государственным преобразованиям и тем путям, которыми они могут быть проведены. Основоположник легизма — Шан Ян обосновывал необходимость наличия сильной власти, которая использует в отношении с населением принудительную силу, основанную на устрашающем законодательстве. «Кары должны быть суровыми, а ранги знатности почетными, награды незначительными, а наказания — вселяющими трепет». При этом легистское понимание закона исключало всякое представление о справедливости.
Население должно заниматься работой, увеличивая экономическую и военную мощь государства. Административные посты должны занимать те, кто доказал свою преданность государю.
Деловые качества не очень важны, значение имеет умение повиноваться. Очевидно, что практическая реализация идей легизма вне зависимости от эпохи и конкретной страны будет сопровождаться усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание на-
селения страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Подобного рода модель взаимоотношений власти и населения будет приобретать актуальность каждый раз, когда будут возникать те или иные факторы, ставящие существование государственности под угрозу, поскольку предполагает жесткую централизацию власти, консолидацию всех ресурсов в одних руках, действие всех членов общества в интересах государства, силу и бескомпромиссность государственного аппарата.
Древнегреческий философ Демокрит говорил о взаимной ответственности личности и государства. Тем не менее государственные интересы он ставил несколько выше и считал, что заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. В государстве должны царить гражданское единение, взаимопомощь, взаимозащита и братство. Таким образом, Демокрит позиционирует себя сторонником относительного равенства иму-ществ и противником роскоши. Идеи, высказанные Демокритом, близки современному демократическому правлению и нашли отражение в целом ряде современных нормативных актов. Вместе с тем, заслуживает внимание и замечание о целесообразности правления «мудрых», ибо «глупцам лучше повиноваться, чем повелевать, так как управление государством — сложнейшее из искусств». Близкие к Демокртиту идеи высказывал и Сократ, который ставил знак равенства между знанием (мудростью) и добродетелью. Управлять государством, по мнению Сократа, должны только знающие, компетентные люди.
Достаточно интересными представляются и работы Аристотеля, который под «государством» в своем трактате «Политика» понимает «общение, направленное на достижение общего блага». Аристотель проводит параллель между семьей и государством, отмечая, что «Власть отца над детьми может быть уподоблена власти царя: родитель властвует над детьми в силу своей любви к ним и вследствие того, что он старше их, а такой вид власти и есть именно царская власть». Для соблюдения оптимального государственного строя править должны только лучшие [2, с. 32].
Рассматривая взаимоотношении человека и государства, Аристотель приходит к мысли, созвучной утверждению Платона о том, что человек — это только часть общества, а государство преобладает над личностью.
Выдающийся политический деятель, писатель и юрист, оратор, Марк Туллий Цицерон
определяет государство как «достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким-бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Основной мотив создания государства, по мнению Цицерона, кроется в потребности людей жить вместе, что подчеркивает естественный характер происхождения государства. В своих произведениях Цицерон подчеркивает верховенство закона в государстве и его связующую силу в гражданском обществе. «Закон — есть подлинное основание для того, чтобы приказывать и запрещать». Кроме того, Цицерон предпринимает попытку проанализировать лучшие черты, которыми должен обладать правитель и в качестве основного выделяет доблесть.
На смену античной политической мысли приходит средневековая, ярким представителем которой являлся Фома Аквинский. Как и Аристотель, Фома Аквинский утверждает, что цель создания государства — это достижение «общего блага». И правление, которое стремится к достижению «общего блага», является «прямым и справедливым». Если же правление направлено к личному благу властителя, то оно является несправедливым и привратным [1, с. 260]. В своей книге «О правлении государей» Фома Аквинский отмечает, что если несправедливое правление осуществляется одним человеком — то такой правитель называется тираном. Если несправедливое правление осуществляется немногими в целях своего обогащения — это олигархия, если осуществляется большим количеством людей — это демократия — засилие народа, который подавляет богатых. Основная задача правителя — обеспечение условий для достойной жизни.
На смену эпохе Средних веков пришла эпоха Возрождения (Ренессанс) — период культурного и идейно-политического подъема европейских стран, — которая, зародившись в итальянских городах-государствах, распространилась на другие страны Европы.
В этот период создаются централизованные абсолютистские государства и происходит кардинальная смена духовных ценностей. Презрение ко всему земному уходит в прошлое, и, напротив, вспыхивает интерес ко всему земному, человек становится центральным объектом искусства, философии и других наук. Наука разделяется на светскую и церковную. Мыслители вновь обращают свое внимание на античное наследие. Появляются различные произведения, носящие утопический характер и создающие
прообраз социалистического будущего с выборными должностными лицами, веротерпимостью, преданностью своей стране, общностью имущества, всеобщей обязательностью труда, справедливостью правления.
Новые взгляды на государство и право раньше всего появились в Италии. Их родоначальником был итальянский политический мыслитель, историк эпохи Возрождения Никколо Макиавелли. Наибольшую популярность приобрело произведение «Государь», содержащее советы и наставления, как установить, сохранить и расширить государство, как завоевать и удержать политическую власть. В своих произведениях от отделяет политику от морали, отрицает всякие моральные сдержки при осуществлении политической власти. Лицемерие и хитрость он рассматривает как главное оружие на политической арене [3, с. 20]. Можно утверждать, что многие современные политики, первые лица государства осознанно или нет следуют тем наставлениям, которые были сформулированы Макиавелли.
Макиавелли первым применил термин «государство» (итал. stato) для определения политической организации общества. Он впервые употребил слово «республика» в его современном понимании как государственную форму, противоположную монархии. В своем произведении «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» Н. Макиавелли вслед за рядом своих предшественников рассуждает о круговороте форм правления, подчеркивая, что «все виды правления представляют неудобства». Правильные (монархия, аристократия, народное правление) — потому, что долго не могут существовать, и неправильные (тирания, олигархия, «совершенная распущенность») — сами по себе дурны. Мудрость законодателя заключается в том, чтобы, зная все недостатки, избегать исключительно какого-либо из этих порядков, устанавливать смешанный.
Государство как определенное состояние общества основывается на господстве и подчинении, на власти. По мнению Макиавелли, одним из самых замечательных и наиболее способствовавших величию и могуществу Рима учреждений была диктатура, а сила и хитрость являются теми качествами, которые позволяют добиться могущества.
В своих произведениях Макиавелли достаточно часто обращается к анализу качеств, которые должны быть присущи правителям. В отличие от античных мыслителей, Макиавелли считает, что правителю нужно научиться
быть недобродетельным и пользоваться или не пользоваться этим, смотря по необходимости. Бережливость Макиавелли считает качеством гораздо лучшим, чем щедрость, а внушать под-даным страх — надежнее, чем быть любимым ими. Безусловно, что в подобной доктрине человеку отводится подчиненное по отношению к государству место.
Большое внимание взаимоотношению власти и общества уделяется и в политико-правовых доктринах XVII века. Так, например, государство, по мнению Гуго Гроция, есть «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Задача государственной власти — контролировать ненарушение гражданских прав и осуществлять защиту права и свобод. Человек, его права и свободы являются целью существования государства.
В свою очередь, Томас Гоббс отмечает, что цель создания государства — обеспечение безопасности. Государство — это продукт договора. При этом оно больше, чем просто согласие или единодушие. Государство, пишет Гоббс, есть «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты» [1, с. 373].
По мнению Спинозы, наиболее естественным является демократическое государство, поскольку оно приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, так как в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее право голоса, а на большую часть всего общества, единицу которого он составляет. Спиноза был одним из первых, кто выдвинул на первый план проблему неотчуждаемых (т. . естественных и юридически закрепленных) прав личности. На такие права не может покуситься никто, даже самая могущественная государственная власть: они не подвластны даже силе. Следствием этого является то, что личные права граждан ограничивают произвол государства.
Джон Локк определяет государство как «единый политической организм, в котором большинство имеет право действовать и решать за остальных». Чтобы не было узурпации власти Локк высказывается за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. При этом Локк обращает внимание, что власть созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться да-
лее, нежели это необходимо для общего блага. Более того, всякая власть в любом государстве должна быть подчинена закону, который принят народом, а не произвольно установлен. Цель существования любой власти — это сохранение мира, безопасности и общественного блага народа.
Таким образом, по мнению Локка, государство создается для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность). Для того чтобы государство могло гарантировать естественные права, оно должно быть правильно организовано. С этой целью следовало заменить традиционную суверенную власть государства над обществом и народом суверенитетом права.
Серьезную роль в становлении облика новой Европы сыграл Жан-Жак Руссо, который основой государства считал общее согласие граждан или «общественное соглашение», суть которого в том, что «каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого»; источником верховной власти — народную волю; верховенство или суверенитет народа были для него неделимы и неотчуждаемы. Руссо понимал, что такой идеал государства осуществим только в небольших государствах, и в силу этого вынужден был допустить, как компромисс, представительную форму правления. Но и в этом случае избранные лица должны находиться под постоянным и неусыпным контролем самого народа. Народ творит законы, перед которыми все равны. Рассуждая о формах правления, Руссо, безусловно, склонялся в пользу демократической республики. Правительство должно в ней ежегодно отчитываться перед самим народом.
Нормативное закрепление демократических идей было воплощено в Конституции США. Один из ее разработчиков, Александр Гамильтон, выступал за конфедеративную республику — прочный союз, который возникает вследствие подписания соглашения между несколькими штатами, согласившимися стать членами большего. Он был сторонником сильной исполнительной власти и двухпалатного парламента, выборы в который основывались на достаточно высоком имущественном цензе, а верхняя палата состояла бы из равного числа представителей от штатов. Гамильтон был одним из создателей конституции США и сторон-
ником включения в нее принципа разделения властей.
Джеймс Мэдисон также выступал за четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную и в своих статьях предлагал механизмы реализации такого разделения. Цель правления — справедливость. Одной из центральных проблем любого демократического государства выступает проблема соотношения воли большинства и прав.
К середине Х!Х века сложились, а во второй половине века окончательно оформились основные направления социалистической идеологии, имеющие четкую программную определенность, своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных сторонников. Политико-правовая социалистическая идеология середины — второй половины Х!Х века включала учения марксизма и социальной демократии (теории государственного социализма), идеи анархизма (безгосударственного социализма).
Карл Маркс рассматривает государство как систему органов, обеспечивающих политическую власть экономически господствующего класса. Оно возникает с появлением частной собственности и классов и закономерно существует до их исчезновения. В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.) Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами, и само оно является «государством господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса».
В работе «Критика Готской программы» (1875 г.) К. Марксом и Ф. Энгельсом было разработано учение о пролетарской коммунистической революции, о создании диктатуры пролетариата как необходимой переходной ступени к уничтожению классовых различий вообще. Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами. История свидетельствует, что государство не исчезло, несмотря на стирание классовых различий, оно из классового превратилось в социальное, концепция которого разрабатывалась рядом авторов на протяжении XX века и в итоге была воплощена в жизнь в целом ряде государств.
Таким образом, баланс интересов общества и государства всегда был в фокусе политико-
правовой мысли и находил свое реальное, фактическое воплощение в различных формах государственного правления. Можно утверждать, что на всех этапах исторического развития государство стремилось довлеть над личностью, но одновременно на всех этапах исторического развития общество пыталось предъявить к личности правителя свои требования, в числе которых — справедливость, высокая степень образованности, готовность служить достижению общего блага.
Примечания
1. История политических и правовых учений: хрестоматия. Ч. 1: Зарубежная политико-правовая мысль / сост. В.В. Ячевский. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2000. 1000 с.
2. Баширов Т.А., Галимова Л.Я Философия Аристотеля // Вестник современных исследований. 2018. № 11.7 (26). С. 31—36.
3. Кильметова РР., Кантеев Г.О. Политико-правовые учения Никколо Макиавелли // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2018. № 5 (16). Ч. 7. С. 19—21.
References
1. History of political and legal doctrines: chrestoma-thy Part 1: Foreign political and legal thought / comp. V. V. Yachevsky. Voronezh: Voronezh State University Press, 2000. 1000 p. (In Russ.)
2. Bashirov T.A., Galimova L.Ya. Philosophy of Aristotle. Bulletin of Modern Research, 2018, no. 11.7 (26), pp. 31—36. (In Russ.)
3. Kilmetova R.R., Kanteev G.O. Political and Legal teachings of Niccolo Machiavelli. COLLOQUIUM-JOURNAL, 2018, no. 5 (16), part 7, pp. 19—21. (In Russ.)