• ЛЕКЦИИ•
А.Ф. Бичехвост,
доктор исторических наук, профессор, зам. директора по учебной работе филиала Саратовской государственной академии права в г. Астрахани istoria2@yandex.ru
Политическая мысль Древнего Китая
История политических учений Древнего Востока неразрывно связана с историей политической мысли Древнего Китая — совокупности ранних древнекитайских политических представлений, взглядов и учений. Древнекитайские тексты, содержавшие политические идеи, поражают своей самобытностью, глубиной содержания, образностью, метафоричностью; далеко не всегда понятной европейскому читателю мудрой таинственностью суждений, импровизаций, аналогий, мистическим обращением к небу, стихиям, богам; восточной созерцательностью, терпеливостью и покорностью власти; уважением к старшим, почти религиозным почитанием учителя; преклонением перед природой; фантастиче- z ским упорством в труде; философским отношением к смерти1. i
Д л ительное время в Д р евнем Китае суще ствовал и философско- 1 религиозно-политические школы, представленные конфуцианством, дао- g сизмом, моизмом, легизмом, которые окончательно оформились в VI—III вв. " до н. э. Разделение мировоззрения древнекитайского общества на ряд на- | правлений было обусловлено существовавшей в нем острой политической и р идеологической борьбой, касающейся вопросов управления государством, межгосударственных отношений, построения совершенного общества и др. $ Огромное влияние на политическую жизнь, общественный строй, духов- z ную культуру Древнего Китая оказало конфуцианство, основателем которого ^ являлся Кун Фу-цзы (Конфуций) (551—479 гг. до н. э.). Взгляды Конфуция | нашли отражение в небольшом трактате «Лунь-юй» («Беседы и высказыва- * ния»), составленном учениками мыслителя после его смерти.
Конфуций являлся сторонником патриархально-патерналистской концепции 189 государства, уподобляя государство гигантской семье, где отец — царь («Сын Неба»), старшие братья — чиновники, младшие братья — работники. Известный ь американский политолог Фрэнсис Фукуяма отмечает, что сутью традиционного ©
китайского конфуцианства всегда была ярко выраженная с емейственность, кото- ^ рая ставилась выше всех прочих социальных отношений, в том числе отношений í
g
: политической властью: «...конфуцианство строит высокоорганизованное общество о
снизу вверх, а не сверху вниз, уделяя особое внимание моральным обязательствам
семейной жизни как основной ячейки общества. За традиционной китайской семьей,
1 См.: Антология мировой политической мысли : в 5 т. Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция / Нац. обществ.-науч. фонд. Акад. полит. науки; рук. проекта Г.Ю. Се-мигин и др. М., 1997. С. 11.
о
или jia, следует род и более крупные родственные группы. Государство и другие политические власти рассматриваются как некая семья семей, объединяющая всех китайцев в единую социальную общность»1.
Особое внимание Конфуция привлекала проблема идеального правителя, от которого, по мнению мыслителя, зависели благополучие, стабильность государства и социальный мир. Столь пристальное внимание к этой проблеме, очевидно, объяснялось тем, что конфуцианство представляло правителя своеобразным ретранслятором прошлого опыта в настоящее. Защищая интересы наследственной аристократии, конфуцианство, в духе древневосточных традиций, объявляло власть правителя (государя), священной, дарованной ему небом. По мнению древнекитайского философа, успешное управление во многом определяется моральными качествами того, кто стоит во главе государства.
Конфуцианская теория управления государством особое место отводила вопросу о взаимоотношениях правителя и народа. Конфуций призывал правителей строить правление и свои взаимоотношения с подданными на принципе добродетели (дэ). «Кто управляет при помощи добродетели, — утверждал философ, — того можно уподобить Северной Полярной звезде, которая пребывает на своем месте, а остальные звезды с почтением окружают ее». ^ Великий китайский философ полагал: в случае, если дела в государстве ^ пойдут плохо и правитель не сможет достойно управлять, следует провести к «исправление имен» — привести в соответствие название и содержание. Таким образом, древний мыслитель выражал признанные взгляды современников: от m слов (имен) в обществе и политической жизни зависит многое — слова имеют действенную си лу, поэтому наряду с правителем они могут управлять миром s и порядками в нем. При определенных условиях за народом признавалось < право насильственно свергнуть н еугодного правителя, приведя в соответствие s название и содержание.
g Пристальное внимание Конфуций уделял вопросам поведения человека как под-^ данного. Каждый человек должен помнить о своих обязанностях и правах, неукос-к нительно выполнять их. Основная добродетель подданных, согласно Конфуцию, g состояла в преданности правителю, в послушании и почтительности к старшим. Так ш человек, придерживаясь указанных правил, входил в общий строй мира. с Конфуций создал новое представление о благородстве человека, которое зависело не от его происхождения, а от культуры, сформировал идеал слу-190 жащего государственного аппарата.
- Мыслитель был глубоко убежден в том, что управление государством следует
строить на основе принципов морали. В рекомендациях о методах управления ? государством и взаимодействия с народом конфуцианство постоянно отдавало ° особое предпочтение этическим, морально-нравственным нормам. Этическую N окраску Конфуций придавал политике в целом, полагая, что такая важная сфера общественной жизни должна быть моральной и высоконравственной.
Регулированию политических отношений посредством норм традиционной
добродетели великий китайский философ противопоставлял управление на
основе законов. Будучи противником правовых норм, он утверждал: уголовные
1 Фукуяма Ф. Конфуцианство и демократия. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80635 (дата обращения: 15.01.10).
законы (а именно в такой форме появилось древнейшее законодательство в Китае) могут принести только вред, и поэтому они либо не н ужны, либо должны иметь второстепенное значение. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, — подчеркивалось в «Лунь-юе», — народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он будет вести себя пристойно».
В представлении Конфуция использование ритуала в большей степени отвечало интересам широких народных масс. Воспитание народа с помощью ритуала было более гуманным, так как ритуал отвергал насилие и наказание. Ритуал был понятен и доступен всем, и мел о громную морально-нравственную силу и, следовательно, в соответствии с конфуцианским мировоззрением, в воспитательном плане бы л более действенным и эффективным средством, по сравнению с наказанием на основе уголовных законов.
В целом политическая концепция Конфуция, являясь выражением, с одной стороны, мировоззренческой позиции мыслителя, а с другой — политических интересов аристократа ческой знати, была направлена на стабилизацию и совершенствование управления древнекитайским государством на основе традиций и строгого соблюдения норм морально-этического комплекса, достижение внутреннего мира между в ерхами и низами, нравственное совершенствование как правителя, чиновника, так и простого человека.
Длительное время в основе политической и духовной жизни Древнего о Китая лежали идеи даосизма — влиятельного направления ранней китайской | философской и общественно -политической мысли. ®
Основателем даосизма считается Лао-цзы, живший на рубеже VI—V вв. до н. э. и В основе даосизма лежало философское учение о «дао» — сущности мира, перво- s материи, из которой все вышло, и завершении всего существовавшего, куда все о должно возвратиться. «Дао», в соответствии со взглядами даосов, — вечно, безымянно, б естелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своем движении.
Главная философско-политическая идея даосизма совпадала с конфуцианской — это призыв возврата к прошлому, к старине. Лао-цзы первым 3 из древнекитайских мыслителей высказал мысль о том, что цивилизация, ^ усложнение и усовершенствование жизни, изобретение орудий труда ведут g человека к утрате первозданного совершенства, спокойствия и самоудовлетворенности, чреваты конфликтами и гибелью. Он противопоставлял культуру 191
природе, убеждал, что «дао» и цивилизация несовместимы. -
В неразрывной связи с учением о «дао» рассматривались проблемы политической жизни общества и государственного управления. Отклонение от ^ «дао», согласно взглядам Лао-цзы, было чревато огромными потерями для общества: «...поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты.
Там же, где «дао» сохранялось, небо и земля сливались в гармонии, народ без приказов успокаивался, возвращался к простоте и естественной жизни.
Лао-цзы нередко рассматривают как одного из первых теоретиков анархизма. Основание для подобного мнения содержалось в утверждении мыслителя о том, что государство — искусственная структура, и оно заслуживает осуждения так же,
Z1
1=1
"U ®
Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением ''дао"». £
.0
и
и;
как богатство и знатность. И если Конфуций был уверен в служении государства общему благу, то Лао-цзы полагал, что правители используют государственную власть в своекорыстных целях. Однако прямых призывов к разрушению государства у Лао-цзы не было.
В соответствии с политико-философскими традициями Древнего Востока основатель даосизма обращался к проблеме правителя. Идеал правителя, представленный Лао-цзы, — мудрец, отвергающий роскошь и войну, человек, возвращающий народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавших до возникновения культуры и морали. Правителям рекомендовалось как можно меньше вмешиваться в естественный ход жизни. &Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует, — писал китайский мыслитель. — Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает».
Даосизму не были чужды и идеи антропоформизма. Человек, — убеждал Лао-цзы, — часть природы. Подчинение вечному закону обеспечивает ему счастье в единстве с природой. «Дао» определяло правильный жизненный путь человека, соответствующий велениям неба. В то же время даосизм признавал за человеком самостоятельность действий и поступков.
Исторически даосизм существовал в виде отдельных школ и направлений. Наиболее известная из них — школа «Небесных наставников», созданная в середине II тысячелетия до н. э. т Наряду с даосизмом и конфуцианством в Древнем Китае широкое распространение получило учение моизма, в основу которого легли политические взгляды Мо-цзы (Мо Ди) (479—400 гг. до н. э.), вышедшего из числа почитателей школы Конфуция. < Основоположник моизма разделял многие идеи Конфуция: о необходимости укрепления государства, привлечения к административному управлению мудрых ^ и способных, о борьбе за благо народа как конечной цели и др. Одновременно ^ Мо-цзы предложил ряд идей, которые находились в противоречии с конфуци-к анством и древнекитайскими традициями, и, естественно, он натолкнулся на т неприятие тех, к кому апеллировал.
ш Отвергая приверженность Конфуция и его сторонников к старине и традици-с ям (ритуалу), моисты демонстрировали прагматическое отношение к жизни, отказывались от изживавших с ебя клановых связей и феодально-аристократических 192 привилегий. Идеалом моистов являлось всеобщее братство, отрешение от лич-
- ностных связей и привязанностей, б еспрекословное повиновение власть имущим,
на которых возлагались обязанности пастырей. Однако основатель моизма и его последователи не ставили целью полностью отвергнуть традицию. Моисты советовали относиться к традициям критически, заимствуя в них доброе.
В системе моизма в качестве основного принципа выступал принцип всеобщей любви. По мнению Мо-цзы, руководствуясь данным принципом, можно устранять все социальные и политические конфликты. Правитель, следуя принципу всеобщей любви, например, смог бы избежать политического хаоса.
Одним из первых среди древних мыслителей Мо-цзы пришел к признанию равенства людей от природы, полагая, что в политической жизни люди должны пользоваться равными правами. Он утверждал: народ — высшая ценность;
о
со
С!
любовь неба к людям — прежде всего любовь к простому народу, и поэтому, подражая небу, следуя его воле, правители должны любить свой народ. Развивая идею естественного равенства людей, основоположник моизма требовал не только учитывать интересы простого народа, но и привлекать его к участию в управлении делами государства. Мо-цзы являлся сторонником доступа к власти способных, талантливых людей, а не только лиц знатного происхождения.
Особое значение Мо-цзы придавал статусу общественного закона. Он исходил из того, что проведение преобразований предполагало не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов. Мо-цзы делал акцент как на строгом исполнении законов, так и на наказании за их неисполнение, рассматривал закон как вспомогательное средство управления государством и обществом, которое должно быть согласовано с волей неба и служить всеобщей любви.
Мо-цзы был глубоко убежден в истинности своего учения. Попытки других школ опровергнуть его суждения он сравнивал с попытками разбить камень яйцом. Можно перебить все яйца в Поднебесной, но камень так и не разрушится.
Реформаторские и радикальные идеи Мо-цзы остались достоянием группы его учеников и последователей. Моизм как политическая доктрина в принципе соответствовала циско-цзиньской реформаторской модели развития государства и царства. Однако это был лишь первый, своего рода пробный шаг теоретического осмысления модели, предназначенной сломать явно устаревшую традицию. Сделав шаг именно в этом направлении, Мо-цзы, независимо от его личных устремлений и человеческих качеств, начал движение в сторону о поиска концепции эффективного государства при пассивных подданных. Как | отмечал известный историк древнекитайской мысли В.А. Рубин, это было О движение от конфуцианской традиции к легизму1. §
Серьезной теоретической и идеологической силой, противостоявшей 2 конфуцианству, являлся легизм — древнекитайское этико-политическое о учение об управлении человеком, обществом и государством. Известный под названием «школа законов», легизм теоретически обосновывал необходимость деспотического управления обществом, государством, отстаивал идею признания закона высшей ценностью, подчинявшей все сословия служебному 3 долгу и высшему благу. Таким образом, согласно представлениям легистов, в ^ жизни общества значение установленного закона по сравнению с естествен- § ным (объективным) законом было гораздо выше.
В отличие от конфуцианства и моизма, легизм не имел общепризнанного ^дд
теоретика. Создателем учения считался советник правителя царства Ци — -
Гуань Чжун (?—645 гг. до н. э.). Ср еди тех, кто активно развивал концепцию школы «законников», бы ли практики-политики, министры, р еформаторы: Дэн ^ Си, Цзы-Чань, Шэнь Дао, Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Хань Ф эй Цзы, Ли Сы. ^
Особую роль в развитии легизма сыграл Шан Ян (390—338 гг. до н. э.) — пра- X витель области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361—338 гг. до £ н. э.), изложивший основы своего учения в трактате «Книга правителя области § Шан», основное содержание которого было направлено на критику позиций конфуцианства в области государственного управления и социальной политики.
1 См.: История Китая / под ред. А.В. Меликсетова. 3-е изд., испр. и доп. М., 2004. С. 90—91.
1=1
"О ®
Важный элемент политической теории Шан Яна — тезис о необходимости «ослабления народа», превращении его в безропотное, послушное орудие воли правителя. В основе данного тезиса лежала убежденность в том, что мораль, традиции и культура несовместимы с природой человека — его врожденным стремлением к выгоде.
В целом вся концепция управления, предлагавшаяся Шан Яном, была пронизана враждебностью к людям, крайне низкой их оценкой и уверенностью в том, что посредством насильственных мер (или жестоких законов) народ можно подчинить желательному порядку1.
Учение Шан Яна, дополненное концепцией Хань Фэя об «искусстве управления», в своих основных чертах было включено в политическую доктрину императорского Китая (III в. до н. э. — III в. н. э.) и составило теоретический каркас политической культуры средневекового Китая.
Завершение формирования концепции легизма связывается с именем крупного теоретика легизма — Хань Фэй Цзы — «Учителя Хань Фэя» (280—233 гг. до н. э.), главный труд которого — одноименный сборник «Хань Фэй-Цзы» — состоял из 55 глав (разделов), посвященных искусству управления государством.
Главный объект теоретизирования Хань Ф эя — привилегированная часть ^ общества — чиновничество, в соответствии со взглядами которого следовало ^ оберегать право государя единолично награждать и наказывать чиновников. к В «Хань Фэй-Цзы» предлагался ряд мер по воздействию на бюрократию с учетом ее психологических особенностей: предоставлять высокие должности m и оклады, держать их обладателей в страхе за свою судьбу; постоянно напоминать чиновникам, кому они обязаны благополучием и как следует себя s вести, чтобы не лишиться этих благ; угрожать чиновникам за проступки < уничтожением всей семьи и даже целой патронимии; поддерживать систему s взаимной слежки и доносительства и т. п. Правитель, по убеждению Хань ^ Фэя, должен поддерживать в чиновничьей среде атмосферу взаимной подо-^ зрительности, раскалывать сановников на противоборствующие группировки, к не допускать чрезмерного усиления одной из них.
g Важная часть доктрины Хань Ф эя — учение о мудром правителе, который ш не должен уступать чиновникам ни крупицы власти, ибо они «превратят эту с крупицу в сто крупиц». Одно из основных качеств правителя — скрытность: иногда разумнее «принизить свои способности, дабы утаить от приближенных 194 мотивы своих поступков и свои планы, понаблюдать за поведением чиновников».
- Большой ошибкой со стороны правителя было бы, как утверждал Хань
Фэй, стремление ослабить наказания: «Умный правитель не должен миловать ? приговоренных к смертной казни или смягчать наказания. Это наказывается ° утратой авторитета и угрожает опасностью для алтаря земли и злаков». N Подобно моистам, Хань Фэй-Цзы предлагал осуществлять управление при
помощи законов, утверждавших абсолютную власть правителя. По мнению мыслителя, для реализации закона пригодны любые средства, необходимы жестокость и всемерное ограничение образования: «В государстве мудрого правителя нет книг ученых». Он выделял главные факторы, влиявшие на эф-
1 См.: История политических и правовых учений. Краткий курс / под общ. ред. В.С. Нерсе-сянца. М., 2000. С. 23.
фективность управления: закон «фа», власть или сила «ши», политическое искусство «шу». Благодаря Хань Фэю в политическую мысль вошло правило: «закон, власть и политическое искусство — три главные составляющие эффективного управления государством». Со времен легизма знание законов и правил политического менеджмента считается обязательным для политического деятеля.
Таким образом, Хань Ф эй соединил и развил предшествовавшие доктрины легистов, завершил разработку целостной легистской доктрины. Многие его рекомендации нашли применение в политической практике империи Цинь, в годы правления последующих и мперских династий. Это выразилось в преследовании всех инакомыслящих, сожжении конфуцианских книг, введении жестоких карательных законов и массовых принудительных работ и др.1 Анализ древневосточных письменных источников, взглядов мыслителей Древнего Китая свидетельствует, что первые теоретико-политические знания формировались в рамках философских идей и концепций. Наряду с общефилософскими вопросами в древних литературных памятниках и трактатах рассматривались многие вопросы политического содержания.
Оценивая в целом вклад философов древности в становление политической мысли, следует подчеркнуть, что мыслители Древнего Востока обозначили ряд политических проблем, которые не потеряли актуальности до настоящего времени. В их числе: причины возникновения государства и власти, рациональные формы организации общества и принципы управления им, предпочтительный характер взаимоотношений правителей и подданных, моральный «кодекс» вла- о стителя, проблема порядка и использование силы в его поддержании, необходи- | мость соблюдения установленных законов и правил человеческого общежития и О др. Мыслителями Древнего Востока были сформулированы основы политической и этики, и в этом их огромная заслуга перед последующими поколениями. s
Доминирующей идеей в пол итических конструк ци я х мыслителей о Древнего Востока выступала идея вхождения человека в общий порядок мира, который ему не следовало нарушать. Согласно предписаниям древних трактатов, подданный должен был не только беспрекословно выполнять указания, поступавшие сверху, но и осознанно входить в систему координат 3 сложившегося человеческого общежития, руководствоваться устоявшимися ^ этическими и мировоззренческими принципами. g
По мере накопления политических знаний, исторического и политического опыта, политические воззрения в древневосточных обществах все более 195
рационализировались, приобретали прикладной характер. Они постепенно -
выделялись из общефилософских представлений в автономное, самостоятельное учение. Однако окончательного вычленения политической мысли в ^ самостоятельную науку в парадигме знаний Древнего Востока не произошло. ^ Древневосточная политическая мысль послужила источником форми- | рования политических учений более позднего времени. Она могла оказать £ влияние на формирование античных политических взглядов. q
1 См.: Легизм. URL: http://mirslovarei.com/content_fil/LEGIZM-5429.html (дата обращения: 19.01.10).
1=1
"U ®