Научная статья на тему 'К вопросу о возможности использования пространственно-временных величин при оценке состояния обеспечения и обслуживания вузов'

К вопросу о возможности использования пространственно-временных величин при оценке состояния обеспечения и обслуживания вузов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
69
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ВУЗОВ / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ВУЗА / ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК ОЦЕНКИ ВУЗОВ / МАССИВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ПРОБЛЕМА НЕСОГЛАСОВАННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малолетко А. Н.

В статье рассматриваются проблемы несогласованности различных показателей оценки состояния обеспечения и обслуживания вузов, а так же возможность использования пространственно временных величин в системе оценочных показателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Малолетко А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Space and Time Values in the University Maintenance Evaluation

The inconsistency in the maintenance assessment indicators requires the use of space and time values in the system of estimated figures for institutes of higher education. The paper reviews the assessment indicators utilized in the Russian educational system. The author describes the evaluation system offered for educational institutions and investigates the assessment methods and the problem of inconsistency of indicators.

Текст научной работы на тему «К вопросу о возможности использования пространственно-временных величин при оценке состояния обеспечения и обслуживания вузов»

УДК 658.5

к вопросу о возможности использования пространственно-временных величин ПРИ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ и обслуживания вузов

Малолетко А.Н.,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The inconsistency in the maintenance assessment indicators requires the use of space and time values in the system of estimated figures for institutes of higher education. The paper reviews the assessment indicators utilized in the Russian educational system. The author describes the evaluation system offered for educational institutions and investigates the assessment methods and the problem of inconsistency of indicators.

В статье рассматриваются проблемы несогласованности различных показателей оценки состояния обеспечения и обслуживания вузов, а так же возможность использования пространственно — временных величин в системе оценочных показателей вузов.

Ключевые слова: показатели оценки вузов, система обеспечения и обслуживания вуза, характеристика методик оценки вузов, массив показателей, проблема несогласованности показателей.

Перечень сведений [1], представляемых вузами при проведении комплексной оценки деятельности вуза, содержит документально подтвержденные сведения о владении, пользовании и распоряжении вузами зданиями и помещениями, с соответствующими заключениями органов потребительского и пожарного надзора; сведения о социально-бытовом обеспечении обучающихся; сведения об обеспеченности обучающихся и работников питанием и медицинским обслуживанием; сведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием [2].

Перечень показателей государственной аккредитации высшего учебного заведения, используемых при установлении вида высшего учебного заведения, отражает наличие средств вычислительной техники и применение их в учебном процессе, научной деятельности и управлении вузом; наличие условий, необходимого оборудования, приборов, специализированных кабинетов и аудиторий для осуществления образовательного процесса; наличие условий для проживания обучающихся в общежитиях, медицинского обслуживания, питания и занятий спортом [3].

Основу методики определения рейтинга вуза [4] составляют критерии потенциала и активности. Потенциал включает в себя интеллектуальный потенциал, материальную и информационную базу, социально-культурную базу. Материальная и информационная база включает в себя обеспеченность учебнолабораторной базой; обеспеченность инструментальной базой; обеспеченность компьютерной базой; обеспеченность библиотечными фондами. Социально-культурная база включает в себя обеспеченность местами в общежитиях; обеспеченность общественным питанием; санаторно-профилактическую базу; спортивную базу.

На определение рейтинга вуза влияют и иные критерии, а именно: стоимость машин и оборудования, площадь учебно-лабораторной базы, количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций в вузе, обеспеченность иногородних студентов общежитием; обеспеченность местами в предприятиях общественного питания; количество мест в санаториях-профилакториях, полезная площадь крытых спортивных сооружений, а также внебюджетные средства, перечисленные вузу физическими и юридическими лицами и

средства, полученные вузом за подготовку иностранных граждан.

Таким образом, исходными данными для комплексной оценки, основой для определения вида учебного заведения, рейтинга вуза сегодня являются показатели, отражающие в основном лишь наличие материально-технической базы вуза. Показатели же, характеризующие внутренние противоречия, положительные и отрицательные стороны деятельности одной из подсистем вуза — систем обеспечения и обслуживания — не используются.

Материалистическая диалектика исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии [5].

При оценке обеспеченности вуза должны изучаться не сама деятельность, как технологический, организационный процесс, а результаты деятельности подразделений обеспечения и обслуживания как следствия экономических процессов.

Сегодня вопрос о том, что и как нужно делать, чтобы каждый отдельно взятый вуз мог развиваться, должен ставиться иначе, а именно: что и как нужно измерять, чтобы сохранить развитие учебного заведения.

Каждое экономическое явление, каждый процесс, имеющие место в вузе, чаще определяются не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей.

В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлений и процессов является важным методологическим вопросом. Оценка обеспечения и обслуживания вуза должна подразумевать использование большого количества разнокачественных показателей.

В процессе оценки обеспечения и обслуживания вуза устанавливаются не только причинно-следственные связи, но и их количественная характеристика, т.е. должно измеряться влияние факторов на результаты деятельности подразделений обеспечения и обслуживания вуза. Такой подход позволяет делать выводы о состоянии системы обеспечения и обслуживания вуза обоснованными и точными.

Использование диалектического метода означает, что обеспечение и обслуживание вуза надо рассматривать как систему, или совокупность множества элементов, связанных между

собой. При этом под системой обеспечения и обслуживания вуза подразумевается комплекс мероприятий по материальному, техническому, финансовому, медицинскому, торгово-бытовому, квартирно-эксплуатационному обеспечению, обеспечению безопасности вуза и капитальному строительству.

Методы оценки обеспечения и обслуживания вуза должны представлять собой совокупность комплексного изучения, измерения и обобщения влияния факторов на результаты деятельности подразделений обеспечения и обслуживания вуза. На практике происходит иначе. Используемые методики отражают лишь статические характеристики объектов вузов, подчас громоздки и не могут характеризовать реального состояния систем обеспечения и обслуживания вузов.

Существует огромная статистическая база различных показателей. Вероятно, их комплексная обработка и выборка существенных из них позволяют решить задачу оценки обеспечения и обслуживания вуза. Такой подход и используется системными аналитиками. В результате комплексной обработки выделяются показатели, описывающие существующую динамику изменений. Однако не всякое изменение можно назвать развитием. Из того факта, что из множества статистических показателей выделены те, которые хорошо описывают существующую динамику, абсолютно не следует, что эти показатели и являются теми, которые необходимы для развития системы.

В чем суть проблемы? Дело в том, что меры, используемые в процессе материального, технического, финансового, медицинского, торгово-бытового, квартирно-эксплуатационного обеспечения, обеспечения безопасности и капитального строительства, не увязаны между собой, а все так называемые «безразмерные» показатели (доли, проценты, баллы) получаются из отношения тех или иных размерных величин. Несогласованность мер в системах обеспечения и обслуживания вузов и является причиной разрыва связей, причиной, приводящей к тому, что элементы этих систем управляются в отрыве от динамики. Устранить этот разрыв возможно путем установления меры.

На этапе установления меры можно допустить серьезную ошибку, выбрав в качестве инвариантов величины, не относящиеся к сущности обеспечения и обслуживания вузов.

Избежать ошибки возможно, если соблюдается выполнение следующих условий.

1. В качестве исходных посылок принимаются не некоторые субъективные допущения, верные с точки зрения «здравого смысла» и называемые «концептуальными», а не зависящие от точки зрения фундаментальные законы.

2. Исследуются сущностные, причинные свойства систем обеспечения и обслуживания вузов, а не их проявления.

3. Критерии устанавливаются не волюнтаристски, а на базе фундаментальных принципов, представленных в аналитической форме.

Известно, что в понятии «мера» проявляется синтез количества и качества любой системы. Для измерения процессов в системах обеспечения и обслуживания вузов используются различные меры, предложенные разными науками — длина, время, масса, энергия, деньги, а также различные безразмерные показатели — проценты, доли, баллы и др. Очевидно, что пока не установлена связь используемых мер, невозможно определить единство количества и качества в системах обеспечения и обслуживания вузов.

Измерить разнокачественные потоки в разных единицах измерения нельзя. На этот счет имеется несколько подходов к решению проблемы измерений [6].

Первый подход — монетарный. Монетарные оценки являются относительной, шаткой и недостаточной мерой.

Второй подход связан с оценкой в натуральных измерителях. Но он не решает проблемы соизмерения разнокачественных процессов. Из того обстоятельства, что нельзя суммировать человеко-часы, тонны, километры следует невозможность использовать множество разнородных единиц измерения для оценки состояния систем обеспечения и обслуживания вузов.

В основе третьего подхода лежит использование безразмерных оценок, то есть процентов, баллов, долей. Однако безразмерность таких оценок весьма условна. Ведь в этих оценках используются либо измеряемые величины, либо искусственно введенные шкалы, которые не дают возможности адекватно измерять реальные процессы.

Нельзя объять необъятное. С этим можно согласиться. Но можно и в массиве необъят-

ного выделить главное. Этим главным, общим, сохраняющимся в себе и тождественным самому себе в философии называют сущностью, в физике — законами сохранения, в математике — инвариантом.

Синтез возможен только тогда, когда существует «нечто», что является общим для всех процессов, протекающих в системах обеспечения и обслуживания вузов, оно сохраняется внутри каждого процесса, независимо от его названия. Если такого инварианта нет, то нет и меры, сохраняющей единство этих систем.

Понятия пространства и времени являются фундаментальными в науке, а их нераздельность есть эмпирически подтвержденное научное положение. В.И. Вернадский писал: «... Мы не знаем ни одного явления, которое бы не занимало части пространства и части времени. Только для логического удобства представляем мы отдельно пространство и отдельно время.» [7].

Исходя из этого, процессы, протекающие в ходе обеспечения и обслуживания вузов, можно выразить через неразрывные пространственновременные величины.

Материальные ресурсы, используемые в вузе, могут менять свое положение в пространстве (например, в процессе подвоза, хранения на складе, нахождения в эксплуатации), но при этом оставаться теми же самыми ресурсами (например, столом письменным, доской аудиторной и т.п.). Те же ресурсы с течением времени изменяют свои качества (например: новый, находящийся в эксплуатации, требующий ремонта, подлежащий списанию и утилизации и т.д.). Как видим, налицо связь времени и пространства.

Системы обеспечения и обслуживания вузов обладают признаками, присущими всем системным образованиям. Системы обеспечения и обслуживания вузов имеют входы и выходы из системы.

В процессе обеспечения и обслуживания вузов, как и в иных социальных и экономических системах, все время происходит распределение и перераспределение произведенного обществом продукта. Меняется название продукта. Меняются доли распределения. Однако равенство полной мощности на входе в систему и суммы произведенной и потерянной мощности на выходе остается неизменным.

Мощность как величина требует детального рассмотрения. В принципе, из величины

«мощность» можно по стандартным правилам получить любую другую величину.

Выбор величины мощности не случаен. О.Л. Кузнецов и Б.Е. Большаков иллюстрируют выбор этой величины следующим примером: «Можно совершать те или иные действия, принимать какие-либо решения, не затратив при этом ни одного цента, ни одной копейки, но нельзя совершить те или иные действия, не затратив при этом времени и энергии. А количество энергии в единицу времени и есть мощность. Мощность — это возможность действовать во времени или работоспособность в единицу времени». [8]

Р.Л. Бартини [9] выразил все известные физические величины через целочисленные (положительные или отрицательные) степени длины [Цк] и времени [Тя]. Эта система получила название ЦТ-система. В качестве базовой величины в указанной пространственновременной системе используется мощность.

На первый взгляд, кажется странным использование пространственно-временных мер в экономике. Ведь есть денежный измеритель. Но экономика не может быть в стороне от других предметных областей, где связь пространственно-временных величин с другими уже установлена.

Всю совокупность мер, используемых в системах обеспечения и обслуживания вузов, можно свести в несколько следующих больших групп:

1) деньги;

2) время;

3) натуральные единицы: тонны, метры, штуки, литры и т.п.;

4) условные безразмерные единицы: проценты, баллы, доли и др.

Эти меры могут быть связаны с ЦТ следующим образом. Деньги как свободная энергия. Время как полезная мощность. Натуральные единицы есть физические величины и поэтому все они могут выражаться в размерности ЦТ. Безразмерные единицы — это числа, за которыми стоят те или иные физические величины.

Г. Эмерсон в работе «Двенадцать принципов производительности» [10] предложил универсальную формулу для вычисления производительности, пригодную для использования от отдельного рабочего места до государства.

Формула имеет следующий вид:

общий расход = расход на материалы + расход на труд + расход на капитал.

Эта формула применима и к учету себестоимости любого производственного процесса. Особенностью работы Г. Эмерсона является использование для определения себестоимости единицы времени — один час.

Действительно, если арендуемые вузом площади (аудитории) для проведения учебного процесса задействованы не в полной мере, то резко возрастает себестоимость за счет плохого использования капитала.

Поскольку все расходы относятся к одному часу, то Г. Эмерсон вводит единицу мощности, которая показывает расходы производства за один час. Два из трех показателей Эмерсона включают время, что позволяет выражать их как в денежном выражении, так и в киловатт-часах. Переведя за счет затрат на поиск, переработку материалов в киловатт-часы первый показатель можно получить возможность выражения всех показателей Эмерсона в киловатт-часах.

Для подразделений обеспечения и обслуживания вузов важным показателем является производительность. Очевидно, что учебный процесс в вузе может быть поставлен под угрозу, если аварийные службы неоправданно долго будут устранять аварию на инженерных сетях. Не менее важна и своевременность (скорость) удовлетворения заявок на материальнотехнические средства структурных подразделений вуза. Рост производительности проявляет себя прежде всего именно в том, что он сокращает время, необходимое для выполнения работы [11].1 А сокращение времени, когда делается та же самая работа, возможно только в том случае, когда увеличивается мощность. Это высказывание можно представить в виде формулы:

.--£&,"7"], (1)

где t — необходимое время, А — работа, измеряемая величиной затраченной энергии, N — затрачиваемая энергия за единицу времени. Следовательно, мощность есть мера производительности.

Г. Мэнкью провозглашает принцип о том, что рациональный человек мыслит в терминах предельных изменений [12]. Соглашаясь с ним

1 Большаков Б.Е. Основы теории развития системы общественное производство — природная среда с использованием измеримых величин. М., 2000. С. 1—40.

Б.Е. Большаков, О.Л. Кузнецов, П.Г. Кузнецов усиливают его, приводя пример о том, что в обществе со временем изменяется всё: количество и качество товаров, их ассортимент, изменяются цены, спрос и предложение, меняются формы собственности, но не изменяется равенство полной мощности на входе в систему и полной мощности на выходе из неё [13]. В этом суть закона сохранения мощности.

Как бы ни различались между собой предметы материального, технического, финансового, медицинского, торгово-бытового, квартирно-эксплуатационного обеспечения, обеспечения безопасности и капитального строительства вузов на обеспечение каждым из них — в силу закона сохранения мощности — требуется израсходовать некоторое количество не только времени, но и энергии. Обозначим этот теоретический минимум расхода энергии на единицу j-того предмета обеспечения gj(t), а фактический расход энергии на единицу j-того предмета обеспечения b(t). Отношение теоретического минимума затрат энергии к фактическому расходу есть коэффициент полезного действия:

МО, (2)

если единица j-го предмета требует фактического расхода энергии b(t), а количество единиц этого предмета составляет k(t), то необходима потребляемая мощность N(t). Тогда:

= (3)

составляя сумму скоростей обеспечения и обслуживания в вузе в целом (что возможно, так как все скорости обеспечения приведены к одной и той же физической величине) можно получить часовой объем обеспечения и обслуживания вуза:

P{t) = £*, (0 • Si (0 = IX (0 - л у (о£5г-5 ]

1 ' ,(4)

выражение показывает, что валовый объем системы обеспечения и обслуживания вуза за 1 час работы пропорционален не просто суммарному энергопотреблению, а произведению суммарного энергопотребления на обобщенный коэффициент полезного действия. При одном и том же суммарном энергопотреблении возможно увеличивать объем обеспечения и

обслуживания за счет коэффициента полезного действия.

Практический опыт автора показывает, что возможности систем обеспечения и обслуживания вузов оказываются всегда меньше, чем физическая возможность этих систем удовлетворить потребности вуза в целом. Это объясняется тем, что системы обеспечения и обслуживания не всегда своевременно удовлетворяют возникающие потребности структурных подразделений вуза.

Это указывает на различия между валовым объемом обеспечения и обслуживания вуза и скоростью потребления структурными подразделениями вузов товаров, работ, услуг. Этот коэффициент назовем коэффициентом качества системы обеспечения и обслуживания вуза. Коэффициент качества системы обеспечения и обслуживания вуза равен единице, если скорость удовлетворения потребностей вуза равна скорости возникновения этих потребностей. Отношение скорости удовлетворения той или иной потребности к скорости возникновения той же потребности и дает численное значение качества системы обеспечения и обслуживания. Например, скорость возникновения потребности вуза на отдельно взятом промежутке времени в компьютерах составляет 6 компьютеров в месяц. Подразделения обеспечения и обслуживания, ввиду различных отрицательно действующих факторов могут истребовать, приобрести, подвезти и выдать в эксплуатацию 3 компьютера в месяц. Коэффициент качества в этом случае составит 0,5.

После введения коэффициента качества системы обеспечения и обслуживания вуза скорость материального, технического, медицинского, финансового, торгово-бытового, квартирно-эксплуатационного обеспечения, обеспечения безопасности и капитального строительства превращается в скорость удовлетворения потребностей вуза.

^(0=2к/(')-?/(0-гу(0 =

£^.(<)-ПД*)М()>|Ь7’"5], (5)

где е(0 — коэффициент качества системы обеспечения и обслуживания вузау-го предмета материального, технического, медицинского, финансового, торгово-бытового, квартирноэксплуатационного обеспечения, обеспечения безопасности, капитального строительства вуза:

Рис. Связь мер основных понятий экономики между собой и с другими мерами системы LT

_ [ 1 - потребности _ вуза _ удовлетворяются [ 0 - потребности _ вуза _ неудовлетворяющая (6).

Как видно, рассмотренные выше характеристики социально-экономических систем, такие как потенциальная возможность Щ,і), реальная (физическая) возможность Р(і), экономическая возможность F(і) могут выражаться через величину «мощность».

Тогда справедливо утверждение, что количество товаров и услуг, произведенных в течение одного рабочего времени и выраженных в единицах мощности, есть производительность.

Выражая производительность систем обеспечения и обслуживания вузов в терминах мощности, появляется возможность соизмерять экономические и социальные процессы, протекающие в системах обеспечения и обслуживания вузов.

Связь мер основных понятий экономики между собой и с другими мерами системы ЦГ О.Л. Кузнецов и Б.Е. Большаков представля-

ют в виде схемы, показанной на приведенном здесь рисунке.

Из рисунка видно, что в процессе взаимодействия ЦЯТ8 формируется ось симметрии. Р.Л. Бартини показал, что на этой оси симметрично располагаются инварианты, имеющие одинаковую размерность, но разный знак [14].

Использование пространственно-временных мер в экономике вузов дает возможность построения согласованных между собой финансовых и материально-энергетических балансов. Принципиальная возможность перевода мощностных единиц в денежные единицы дает основание рассматривать полезную мощность и деньги как выражение стоимости. Двойственное выражение стоимости имеет содержательный смысл: денежный поток обеспечен потоком полезной мощности. Полезная мощность может рассматриваться в качестве обеспечения денежных потоков. Деньги мо-

гут рассматриваться как документальное подтверждение имеющейся полезной мощности.

Таким образом, при оценке результативности вуза односторонний монетарный подход не только можно, но и следует дополнять «сбалансированной» системой немонетарных показателей. Ведь финансовые показатели говорят о многом, но не обо всем, что было в прошлом, и они также не способны предоставлять адекватную информацию о том, какие действия нужно предпринять сегодня и завтра.

Важным значением применения пространственно-временных величин в системе по-

казателей обеспечения и обслуживания вузов является возможность показывать нагрузку подразделений обеспечения и обслуживания вузов и анализировать показатели в динамике применительно к данному вузу.

Построенная таким образом система оценочных показателей и критериев будет служить основой для объективной оценки деятельности проверяемого вуза, определения объема нагрузки и напряженности деятельности работников подразделений обеспечения и обслуживания, сведения к минимуму субъективных факторов при определении итоговых оценок.

Литература

1. Приказ Минобразования России от 10 ноября 2002 г. № 3906 «Об утверждении перечня документов и материалов, представляемых к лицензионной экспертизе при проведении комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения».

2. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796.

3. Приказ Минобразования России от 29 июня 2000 г. № 1965 «Об утверждении перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей, используемых при установлении вида высшего учебного заведения».

4. Приказ Минобразования России от 26 февраля 2001 г. № 631 «О рейтинге высших учебных заведений».

5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. Минск: ООО «Новое знание», 2000. С. 31.

6. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа-общество-человек: Учебник. С-Пб. —М. —Дубна, 2001. С. 82—83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 46.

8. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа-общество-человек: Учебник. С-Пб.— М. —Дубна, 2001. С. 18.

9. БартиниР.Л. Система кинематических величин. М., 1965.

10. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М., 1996. С.15—45.

11. Большаков Б.Е. Основы теории развития системы общественное производство — природная среда с использованием измеримых величин. М., 2000. С. 1—40.

12. Мэнкью Г. Принципы экономикс. СПб., 1999. С. 35—50.

13. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук. М., 2001. С. 98-195.

14. Бартини Р.Л., Кузнецов П.Г. Множественность геометрий и множественность физик. Брянск, 1974.

УДК 35.078.42

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Погребова Е.С., кандидат экономических наук, доцент,

Князев А.В.,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Scientific and industrial complex of the Moscow region is one of the largest in the Russian Federation. Small business has a special place in the regional economic system. It not only provides employment and reduces social tension, but also serves as a factor in the innovative aspect of economic growth. Small innovative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.