Научная статья на тему 'К вопросу о видах международных финансовых центров'

К вопросу о видах международных финансовых центров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1085
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
Международные финансовые центры / МФЦ Дубай / МФЦ Астана / финансовый рынок / International Financial Centre / the International Financial Centre «Dubai» / the International Financial Centre «Astana» / Financial market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А М. Мурзагалиева

В статье рассмотрены виды международных финансовых центров. Вместе с тем, изучена правовая основа функционирования МФЦ Астана, его структура и особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author considers some aspects of the International Financial Centre. Researched legal basis of the International Financial Centre «Astana», its structure and features.

Текст научной работы на тему «К вопросу о видах международных финансовых центров»

УДК 347.963

К ВОПРОСУ О ВИДАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ

А.М. Мурзагалиева Академия правоохранительных органов (Казахстан) murza.30@mail. ru

Author considers some aspects of the International Financial Centre. Researched legal basis of the International Financial Centre «Astana», its structure and features.

Key words: International Financial Centre, the International Financial Centre «Dubai», the International Financial Centre «Astana», Financial market.

В статье рассмотрены виды международных финансовых центров. Вместе с тем, изучена правовая основа функционирования МФЦ Астана, его структура и особенности.

Ключевые слова: Международные финансовые центры, МФЦ Дубай, МФЦ Астана, финансовый рынок.

TT U U U 1 U

Для казахстанской действительности данный финансовый инструмент является совершенно новым, и в первую очередь, при осуществлении своей деятельности ориентируется на иностранную практику. На международной арене довольно успешно функционируют ряд известных международных, региональных финансовых центров. Итак, обратимся к зарубежному многолетнему опыту.

Международные финансовые центры (МФЦ) условно разделяются:

Глобальные - Лондон, Нью-Йорк - презентуют полный спектр финансовых услуг для всех стан мира, основываясь на развитый внутренний рынок, сильную экономику.

Региональные - Гонконг, Сингапур, Дубай - аналогичные финансовые услуги внутри конкретного региона. Гонконг и Сингапур - Юго-Восточной и Восточной Азии, Дубай - Ближнего Востока и Южной Азии.

Локальные - Токио, Франкфурт, Париж - ограниченный набор трансграничных операций на национальном рынке.

Нишевые (оффшорные) - Цюрих, Женева, Каймановы острова, Джерси - для специальных финансовых операций с нерезидентами. Цюрих, Женева -управление частным капиталом, Каймановы острова, Джерси - налоговая оптимизация.

Динамично развивающиеся - Мумбаи и Шанхай - также могут войти в число лидеров [1].

Индекс глобальных финансовых центров Лондонского Сити в топ-10 ведущих МФЦ в мире включает: Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур, Цюрих, Франкфурт, Женева, Чикаго, Токио, Сидней [1 ].

Международный финансовый центры в Америке - Нью-Йорк, Чикаго. Нью-Йоркский центр - зона торговли акциями, облигациями, производными инструментами, номинированными в долларах США, крупнейший в мире расчетный центр в американской валюте.

Преимущества американского МФЦ: финансовый рынок на высоком уровне развития, финансовые институты, такие как инвестиционные банки, брокеры, дилеры, и институциональные инвесторы - инвестиционные и пенсионные фонды, хедж-фонды, страховые компании; применение инноваций в области финансов, научных исследований.

По историческим сведениям «Финансовый центр в Токио стал формироваться со времен Реставрации Мэйдзи в 1868г., когда японские правящие круги приступили к интенсивному заимствованию у стран Западной Европы и США капитала, технологий и производственно-управленческого опыта. В 1878г. была организована Токийская фондовая биржа, но статус международной она получила лишь в 1960-1970-е гг., когда Япония добилась признания в качестве второй в мире промышленной державы вследствие "японского экономического чуда". Окончательно Токийский международный финансовый центр сформировался в 1980-е гг., когда Япония превратилась в крупнейшего держателя иностранной валюты. Тогда же страна осуществила либерализацию иены и открыла двери для свободного притока иностранного капитала, чего долго добивались от нее партнеры, особенно США. Токийский валютный рынок характеризуется высоким суточным оборотом иностранной валюты (до 230 млрд долл.), особенно соглашений "йена — доллар". Как следствие, Токио стал третьим валютным рынком мира после Нью-Йорка и Лондона и стабильно удерживает эти позиции. [2].

Турция страна, которая претендует на значительную роль в системе мировых финансов. Стамбул поступательными действиями претендует на превращение в один из ведущих финансовых центров мира.

Стамбул привлекателен внутренним большим рынком, развитым рынком недвижимости, имеется фондовая биржа «Borsa Istanbul». В рамках реализации Плана по развитию Турции 2014-2018 Правительством разработана программа по строительству «Стамбульского международного финансового центра». Планируется частичное функционирование в 2019г., а Стамбульский

Международный Финансовый центр полностью откроется в 2023г. Прогноз -Турция войдет в десятку крупнейших экономических [3].

Особую практическую привлекательность для нас составляет «МФЦ Дубай». Объяснением служит осуществление деятельности МФЦ Астана на примере и на опыте указанного центра. Кроме того, МФЦ «Дубай» является главным партнером, оказывающий поддержку при функционировании.

тт и и и 1 и и и

«Дубайский международный финансовый центр» - ведущий региональный финансовый и деловой центр, консолидирующий развивающиеся рынки Ближнего Востока, Африки и Южной Азии с развитыми рынками Европы, Азии и Америки. Существует как независимая юрисдикция, основанная на принципах английского прецедентного права, с нормами гражданского и коммерческого права самого центра. Законодательные и правовые акты на английском языке.

Предусмотрены преференции: 0% ставка корпоративного и индивидуального подоходного налога; 100% иностранное владение бизнесом (без участия местных акционеров); свободная репатриация капитала и прибыли без ограничений; принятые на международном уровне законы и регулятивные процессы; принцип «одного окна» при выдаче виз, разрешений на работу и других соответствующих запросов; международная фондовая биржа с первичными и вторичными списками долговых и долевых инструментов.

Наличие собственных судов - судьи ведущих юрисдикций общего права, включая Англию, Сингапур и Гонконг. Руководствуются отдельным законодательством - Правила Судов DIFC, на основе Правил гражданского судопроизводства Великобритании. В составе - 7 международные судьи (Сингапур, Великобритания, Австралия, Малайзия) и 3 судьи-резиденты ОАЭ.

Структура состоит из 2 судов:

1. Суд первой инстанции - один судья. Юрисдикция: гражданские или коммерческие дела и споры, связанные с DIFC или любым из его органов или каким-либо из его учреждений; гражданские или коммерческие дела и споры, возникшие в связи с исполнением договора (контракта) или произведенных операций, или произошедшего инцидента, который произошел полностью или частично на территории DIFC; оспаривание актов, принятых органами DIFC, которые подлежат рассмотрению в соответствии с законами и правилами DIFC; любое заявление, подпадающее под юрисдикцию суда в соответствии с законами и правилами DIFC.

2. Апелляционный суд - минимум три судьи во главе с главным судьей, председательствующим на заседаниях суда. Юрисдикция: апелляции, поданные на решения, вынесенные судом первой инстанции; интерпретация (толкование) любой статьи законов DIFC, основанных на запросах любых органов или учреждений DIFC, при условии получения ими разрешения главного судьи в этом отношении. Такое толкование имеет силу закона. [1].

Перейдем к казахстанскому, так называемому «региональному финансовому хабу», к правовым основам, закрепленным конституционным законом.

Согласно Конституционному Закону РК «О Международном финансовом центре «Астана», «Международный финансовый центр "Астана" - территория в пределах города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим» [4].

Перед МФЦ «Астана» поставлены следующие задачи: содействие в привлечении инвестиций в экономику РК путем создания привлекательной среды для инвестирования в сфере финансовых услуг; развитие рынка ценных бумаг РК, обеспечение его интеграции с международными рынками капитала; развитие в РК рынка страховых, банковских услуг и рынка исламского финансирования; развитие финансовых и профессиональных услуг на основе наилучших международных практик; приобретение международного признания как финансового центра.

Деятельность осуществляется при соблюдении принципов:

1) эффективности деятельности участников Центра;

2) прозрачности деятельности Центра и его участников;

3) добросовестности участников Центра;

4) профессионализме участников Центра в оказании финансовых услуг;

5)применении в деятельности участников Центра международных стандартов и лучших международных практик.

Действующее право - Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон о «МФЦ «Астана», не противоречащие Конституционному закону акты Центра (основанные на принципах, нормах и прецедентах права Англии и Уэльса и стандартах ведущих мировых финансовых центров), действующее право Республики Казахстан, которое применяется в не урегулированной части.

Органы Центра вправе принимать акты по отношениям - гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, финансовые, административные процедуры, между участниками Центра и органами Центра, их работниками.

Органы Центра - Совет по управлению Центром; администрация Центра; Комитет Центра по регулированию финансовых услуг; суд Центра.

Совет по управлению Центром - постоянно действующий коллегиальный орган, возглавляемым Президентом Республики Казахстан, который определяет стратегические направления развития Центра и содействие в создании благоприятных условий для формирования ведущего международного центра финансовых услуг.

Администрация Центра - акционерное общество, созданное Национальным Банком Республики Казахстан, обеспечивает условия для деятельности органов, их организаций и участников Центра, также их работников и представляющее их интересы в пределах своей компетенции.

Комитет Центра по регулированию финансовых услуг - юридическое лицо, осуществляющее регулирование финансовых услуг и связанной с ними деятельности в Центре.

Две последние органы имеют собственный бюджет, формируемый из средств республиканского бюджета в виде целевого перечисления в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан, а также сборов и платежей, вносимых участниками Центра.

Судебные споры, возникшие на территории Центра, рассматриваются судом Центра. Целью ставит защиту прав, свобод и законных интересов сторон, обеспечение исполнения действующего права Центра, не входит в судебную систему Республики Казахстан.

По международным стандартам «главными условиями соответствия статусу международного финансового центра выступают:

- широкий спектр инструментов финансового рынка, обеспечивающий инвесторам и реципиентам капитала разнообразие вариантов с точки зрения затрат, риска, прибыли, сроков, ликвидности и контроля;

- привлечение широкого круга инвесторов со всего мира для совершения операций как во внутреннем, так и в иностранном секторах;

- наличие развитой кредитной системы;

- наличие эффективной, современной, технологичной фондовой биржи;

умеренность налогообложения;

- дружественность валютного законодательства, разрешающего доступ иностранным заемщикам на национальный рынок и иностранных ценных бумаг к биржевой котировке;

-развитая правовая система с четкой защитой прав собственности, эффективным регулированием и правоприменением;

- надежная судебная система, пользующаяся доверием участников рынка;

- удобное географическое положение;

- значимое место страны в мировой системе хозяйства;

-устойчивое валютно-финансовое положение страны, стабильная валюта, обеспечивающая доверие иностранных инвесторов;

- наличие эффективных международных систем связи;

- наличие квалифицированных кадров, способных эффективно работать в финансовых институтах, инфраструктурных и консультационных организациях, а также в регулирующих органах» [5].

Анализ законодательной базы позволяет сделать вывод, что в правовом смысле законодатель обеспечивает создание и функционирование финансового центра международного класса. Соответствие в финансовом свете покажет дальнейшее активное действие центра.

Одним из ключевых составляющих международного центра являются -развитая правовая система с четкой защитой прав собственности, эффективным регулированием и правоприменением, надежная судебная система, пользующаяся доверием участников рынка.

Литература

1. http://newsruss.ru/doc/.

2 .https://studme.org/33415/finansy/tokiyskiy_mezhdunarodnyy_finansovyy_

tsentr

3. www.pressReader.com.

4. Конституционный Закон РК «О Международном финансовом центре «Астана» от 07.12.2015г.//http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000438.

5. https://studme. org/33415/finansy/tokiyskiy_mezhdunarodnyy_finansovyy_

tsentr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.