УДК 376.1
АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОБОСНОВАНИЕ
© Андрей Юрьевич КУРИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования, e-mai: [email protected] © Андрей Николаевич ПОПОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедрa социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected]
Дан анализ понятий «компетентность», «компетенция», «информационная компетенция», «информационная компетенция социального работника» с позиций исследователей С.И. Ожегова, В.Г. Зарубина, Н.И. Алмазовой, В.С. Леднева, М.В. Рыжакова, В.В. Краевского, А.Л. Семенова. Обосновывается актуальность формирования информационной компетенции социального работника в процессе его обучения в вузе. Отражены конкретные аспекты проблемы информатизации общества, а также интерес исследователей, занимающихся данной проблематикой. Рассмотрены подходы к анализу понятий, их соотношения, выделено общее и частное, схожесть и различия. Определено значение информационных технологий и важность формирования информационной компетенции для будущего социального работника и для социальной сферы вообще, на этой основе дано определение информационной компетенции социального работника в вузе, обозначена актуальность работы в этом направлении. Отмечается, что информационная компетенция социального работника образуется из совокупности знаний и умений, развитие и формирование которых представляют собой многоуровневую систему, в которой главным звеном выступает деятельностная составляющая. Информационная компетенция социального работника рассматривается как сложное системное образование, включающее в себя комплекс знаний о современных информационных технологиях и принципах их использования в образовательном процессе вуза и в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: компетентность; информационная компетенция; информационная компетенция социального работника; социальная работа; информационные технологии.
Происходящие изменения в системе образования России постепенно и последовательно приводят к изменению структуры и характера образования, влияя в первую очередь на его цель, направленность и содержание, что дает понять, что современное образование в определенной степени направлено на развитие и поддержку человека в процессе его обучения, поднятие его творческих амбиций, инициативности, самостоятельности, саморазвития, тем самым повысив конкурентоспособность будущих профессионалов. Данные изменения нашли свое отражение в таких нормативных документах, как ФЗ «Об образовании в РФ», документе «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ», а также различных стратегиях и концепциях, которые, по сути, отражают все те изменения, которые присущи современной системе образования [1].
В мире, где информация становится главным звеном любого процесса, а информационные технологии становятся доступными большинству людей, возрастает требование не быть специалистом узкой направленности, а быть готовым к постоянному росту, способным к самообразованию, иметь возможность переключаться с одного вида деятельности на другой. В данном случае образование как особый социокультурный институт должно подготовить учащихся к творческой деятельности, саморазвитию, инициативе, научить принимать обоснованные решения на основе полученной информации. Все это очень востребовано в условиях века информационных технологий и информационного общества, главной ценностью в котором является способность ориентироваться в информационном пространстве, умение совершать полный набор операций с информацией. Ставя во внимание все эти
факторы, можно сказать о том, что одной из ключевых компетенций выпускника вуза является информационная компетенция.
В Национальной доктрине образования до 2015 г. отмечается, что нынешний алгоритм образования призван обеспечить подготовку высокообразованных и высококвалифицированных бакалавров, магистров, способных к постоянному самосовершенствованию, профессиональному росту в условиях информатизации общества и развития новых информационных технологий. Следует заметить, что эти процессы имеют информационную природу, и, как следствие, развитие и формирование информационной компетенции студентов вуза является ключевой задачей и одновременно проблемой высшего образования.
Комплекс государственных преобразований, условия информатизации общества определяют востребованность специалистов социальной работы, которые обладают высоким уровнем профессиональной компетенции, комплексом знаний в области информационных технологий, быстрой реакцией на социальные изменения, умением адаптироваться к инновациям, коммуникабельностью и эффективностью в решении задач в нестандартных ситуациях. Все это говорит о необходимости формирования информационной компетенции специалиста социальной сферы в условиях вуза, что определяет предпосылку развития профессионала нового поколения, использующего в своей деятельности и в работе с клиентом современные информационные технологии.
Говоря о значимости информационной компетенции в призме современного образовательного пространства, отмечаем то, что она представляет собой часть общего процесса информатизации, являющегося по своему роду «объективным процессом», и ее развитие неразрывно связано с процессом информатизации образования. Из этого следует, что термин информационная компетенция с каждым годом все чаще становится предметом педагогических исследований. Если рассматривать понятие компетенция, то определений на этот счет в научной среде существует огромное множество. В общем смысле мы обозначаем ее как некое изначально заданное требование к образованию и соответствующей подготовке будущего спе-
циалиста, необходимое для качественного выполнения им своих профессиональных обязанностей. Если же взять понятие «информационная компетенция», то ее определений не так много, и связывают ее с определенной специальностью или конкретным исследованием.
Анализ отечественной литературы (В.И. Жуков, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова и др.) показывает, что в практике социальной работы практически не описан такой феномен, как информационная компетенция будущего социального работника. На современном этапе развития социальной сферы данный вопрос требует глубокого осмысления, анализа научных подходов, характерных для социальной работы в период активного развития информационных технологий [2].
Проанализируем понятия «компетенция», «компетентность», «информационная компетенция» и сформулируем определение информационной компетенции социального работника в порядке от общего к частному.
Чтобы разобраться, что такое компетентность и что такое компетенция, нужно, прежде всего, сказать, что в современной науке существует огромное количество подходов на этот счет.
В иностранных словарях и словаре русского языка С.И. Ожегова термин «компетентность» или «компетентный» рассматривается как знающий, осведомленный знаток в определенной области, имеющий право и возможность делать выводы и судить, полагаясь на свои знания о ком или о чем-либо. С.И. Ожегов определяет компетенцию как определенную область или круг вопросов, в которых человек хорошо разбирается и осведомлен, а также поле его полномочий и прав [3]. В толковом словаре Д.И. Ушакова начинают проявляться различия между компетентностью и компетенцией: «первое - это осведомленность, влиятельность; последнее -круг вопросов, явлений, в рамках которых индивид обладает авторитетностью, знанием, опытом, спектром полномочий».
Интересно высказывание отечественного социолога и ученого В.Г. Зарубина, который трактует компетентность как «личностно-интегрированный результат, включающий в себя деятельностные, поведенческие характерные черты: готовность и направленность на практическую, грамотную, мотивационно-
ценностную и когнитивно-обеспеченную деятельность в профессиональной сфере» [4, с. 18]. Именно это осмысление компетентности соединяет и раскрывает понятие «компетенция». Опираясь на высказывание ученого, мы понимаем смысл понятия «компетенция», как определенный круг обязанностей, выполняемых конкретным человеком в своей деятельности, с помощью которых у него появляется возможность проявить свою компетентность. Иными словами, компетентность - это степень показателя того, насколько хорошо или негативно человек выполняет свою деятельность. В.Г. Зарубин отмечает, что компетентность индивидуальна, у разных людей «своя» компетентность, исходя из этого он констатирует, выделяя в трактовке компетентности двоякую направленность, личностную и результативную (последнее выражается в форме результата, которого добился человек). Занимаясь различными видами деятельности, человек в определенной степени имеет шанс проявить себя, и когда ему это удается, благодаря неким личным успехам, усердию, направленности на результат, то тогда можно говорить о том, что именно в этом и проявляется его компетентность. Подводя небольшой итог из данного определения, мы можем отметить, что четко прослеживаются составляющие компетентности - это практика, опыт, умения и знания, а также индивидуальные ценности личности. Именно совокупность этих характеристик дает возможность человеку быть профессионалом в своей области и выполнять все на должном уровне, т. е. быть компетентным.
В педагогике и не только в последние годы все больше внимания уделяется разведению понятий «компетенция» и «компетентность», установлению границ между ними, а также выявлению их сущности и соотношений. Н.И. Алмазова говорит о компетенциях как об определенном круге знаний и умений в различных сферах человеческой деятельности, а компетентность - это продуктивное использование компетенций в деятельности [5]. Применительно к западным исследователям и некоторым отечественным авторам, таким как В.С Леднев, М.В. Рыжа-ков, нет четкого разделения данных понятий, для них это тождественные понятия. Тем не менее большинство исследователей опреде-
ляют различия между ними. Интересны работы С.В. Тришиной и А.В. Хуторского, которые четко различают понятия «компетенция» и «компетентность». А.В. Хуторский определяет компетентность как качество личности, владение человеком определенной компетенцией. Компетенция - совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, т. е. компонентного содержания образования, обязательных для продуктивного осуществления деятельности применительно к определенному кругу предметов и процессов [6].
Таким образом, компетенцию мы понимаем как некое изначально заданное требование к образованию и соответствующей подготовке специалиста, необходимое для качественного выполнения им своих профессиональных обязанностей, а компетентность -владение соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Переходя к информационной компетенции, следует сказать, что в отличие от понятий «компетенция» и «компетентность» термин «информационная компетенция» изучен не так сильно и связывают ее, как правило, с определенной специальностью или с конкретным исследованием.
В статье Е.П. Белана информационная компетенция обозначается как умение использовать саму информацию, а не ее средства. Автор полагает, что в социуме знания являются важной частью умения находить необходимую информацию, оценивать, анализировать и обрабатывать ее [7]. В.В. Кра-евский, наоборот, считает, что умение использовать новейшие средства информации, средства информационных технологий, умение пользоваться этой информацией, обрабатывать и оценивать ее определяют информационную компетенцию.
Другие авторы также по-своему трактуют информационную компетенцию. Это:
- обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определенного круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области (А.Н. Завьялов);
- «новая грамотность», включающая умения активно и самостоятельно использо-
вать информацию человеком, навыки принятия новых решений в сложных ситуациях с использованием технических средств (А.Л. Семенов);
- владение современными информационными технологиями, понимание их роли и применения в образовательном процессе (М.Н. Евстигнеев).
Мы придерживаемся определения, данного О.Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств» [8, с. 14].
В исследованиях по компьютерной компетентности социального работника информационная компетенция трактуется как способность использовать широкий диапазон информационно-коммуникационных технологий в процессе их подготовки и будущей профессиональной деятельности [9-11].
Следует подчеркнуть, что данные определения сделаны исследователями из разных областей научного знания, тем не менее среди, казалось бы, разных точек зрения можно выделить общее, а именно то, что все они связаны со знаниями, умениями и навыками в информационном поле и на основе информационных технологий.
Проведя анализ данных определений информационной компетенции мы выявили важность того, что они содержат в себе две ключевые составляющие - индивидуальные и личностные характеристики, отражающие опыт работы с информацией, знания, умения, навыки в области современных информационных технологий, которые в свою очередь соизмеримы с понятием «информационная компетенция» как часть и целое. Логично будет сказать, что человеку, обладающему информационной компетенцией, присуще уметь пользоваться информационными технологиями для решения профессиональных и информационных задач.
Проанализированные определения компетентности, компетенции, информационной компетенции, а также анализ позиций различных исследователей по данному вопросу подводят нас к тому, чтобы дать определение информационной компетенции социального работника.
Прежде чем это сделать, следует упомянуть о значении информационных технологий и важности формирования информационной компетенции для будущего социального работника и для социальной сферы вообще. Применение информационных технологий в социальной работе с различными группами населения в России в данный момент активно набирает обороты. Но уже функционирование и развитие социальной сферы невозможно без обмена информацией. Происходит стремительное внедрение современных компьютерных и информационных технологий в социальную сферу и выполнение социальным работником таких функций, как: диагностика; сбор и анализ информации; информирование; обучение; решение социальных и психологических проблем; контроль - практически не возможно без использования компьютера и информационных технологий, которые в настоящее время позволяют эффективно решать социальные, экономические, управленческие и иные задачи, не используя при этом ручной способ обработки информации [12, с. 105].
Данная ситуация говорит о том, что для будущего социального работника использование информационных технологий - это главный инструмент его профессиональной деятельности и один из источников профессионального роста. Информационная компетенция социального работника образуется из совокупности знаний и умений, развитие и формирование которых представляет собой многоуровневую систему, в которой главным звеном выступает деятельностная составляющая.
Основываясь на проанализированных ранее определениях, а также трактовке других авторов об информационной компетенции и опираясь на терминологический анализ компетенции и компетентности, информационную компетенцию социального работника мы понимаем как личносто-интегральную характеристику специалиста социальной сферы, выражающуюся в способности использовать комплекс знаний, умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий в процессе своего обучения и в целях дальнейшего продуктивного осуществления своей профессиональной деятельности.
Иными словами, информационная компетенция социального работника рассматри-
вается как сложное системное образование, включающее в себя комплекс знаний о современных информационных технологиях и принципах их использования в образовательном процессе вуза и в будущей профессиональной деятельности; опираясь на образовательные стандарты нового поколения, с уверенностью можно сказать, что информационная компетенция социального работника определяет уровень его конкурентоспособности в профессиональной среде и на рынке труда в условиях стремительного развития ИТ. В связи с этим очень важно уделять особое внимание развитию информационной компетенции социальных работников в ходе его профессиональной подготовки.
1. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем: монография. Челябинск, 2008.
2. Фирсов М.В. Теория социальной работы. М., 2007.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
4. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий / под ред. В.Г. Зарубина, Л.А. Громовой. СПб., 2007.
5. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003.
6. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 20.09.2014).
7. Белан Е.П. Информационная компетенция персонала педагогического университета // Журнал педагогической науки в России и за рубежом. 2007. № 3.
8. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002.
9. Курин А.Ю. Компьютерная компетентность как составляющая профессиональной компетентности социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 9 (89). С. 27-36.
10. Позднякова Н.В., Курин А.Ю. Модель формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2014. № 1 (23). С. 61-66.
11. Курин А.Ю. Учебно-методическое обеспечение формирования компьютерной компетентности будущего социального работника в вузе // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 4. С. 144-147.
12. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М., 2002.
1. Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe proektirovanie innovatsionnykh obrazovatel'nykh sistem: mo-nografiya. Chelyabinsk, 2008.
2. Firsov M.V. Teoriya sotsial'noy raboty. M., 2007.
3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. M., 1999.
4. Kompetentnostnyy podkhod v podgotovke ka-drov v oblasti gumanitarnykh tekhnologiy / pod red. V.G. Zarubina, L.A. Gromovoy. SPb., 2007.
5. Almazova N.I. Kognitivnye aspekty formirovaniya mezhkul'turnoy kompetentnosti pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2003.
6. Khutorskoy A.V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (data obrashcheniya: 20.09.2014).
7. Belan E.P. Informatsionnaya kompetentsiya per-sonala pedagogicheskogo universiteta // Zhurnal pedagogicheskoy nauki v Rossii i za rubezhom. 2007. № 3.
8. Zaytseva O.B. Formirovanie informatsionnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley sredstvami innovatsionnykh tekhnologiy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Bryansk, 2002.
9. Kurin A.Yu. Komp'yuternaya kompetentnost' kak sostavlyayushchaya professional'noy kompetentnosti sotsial'nogo rabotnika // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 9 (89). S. 27-36.
10. Pozdnyakova N.V., Kurin A.Yu. Model' formirovaniya komp'yuternoy kompetentnosti budushchikh sotsial'nykh rabotnikov v vuze // Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus. Tambov, 2014. № 1 (23). S. 61-66.
11. Kurin A.Yu. Uchebno-metodicheskoe obespechenie formirovaniya komp'yuternoy kompetentnosti budushchego sotsial'nogo rabotnika v vuze // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2010. № 4. S. 144-147.
12. Teterskiy S.V. Vvedenie v sotsial'nuyu rabotu. M., 2002.
Поступила в редакцию 29.10.2014 г.
UDC 376.1
ACTUALITY OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF SOCIAL WORKER: BASIC NOTIONS AND EVIDENCE
Andrey Yuryevich KURIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Head of Theory and Preschool and Primary Education Department, e-mail: [email protected]
Andrey Nikolyevich POPOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Work, Juvenology and Social Sphere Management Department, e-mail: [email protected]
An analysis of the concepts of "competence", "competence", "information competence", "information competence of the social worker", from the standpoint of researchers: S.I. Ozhegov, V.G. Zarubin, N.I. Almazov, V.S. Lednev, M.V. Ryz-hakov, V.V. Kraevskiy, A.L. Semenov is given. The urgency of forming the information competence of the social worker in the course of his university studies, reflecting the specific aspects of information society, as well as the interest of researchers active in this field. The approaches to the analysis of concepts and their relations, allocated general and particular, similarities and differences. The issue determines the value of information technology and the importance of the formation of information competence for the future of the social worker and the social sphere in general, on this basis, a definition of information competence in high school social worker, designated relevance of the work in this direction. The article notes that the information competence of the social worker is formed of a set of knowledge and skills, the development and the formation of which is a multi-level system, which acts as the main link activity component. Information competence of the social worker is seen as a complex system formation, which includes a set of knowledge on modern information technology and the principles of their use in the educational process of the university and in their future professional activity.
Key words: competence; information competence; information competence of social worker; social work; information technology.