Научная статья на тему 'К вопросу о сущности правосознания в связи с теорией права (некоторые аспекты)'

К вопросу о сущности правосознания в связи с теорией права (некоторые аспекты) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
743
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / КЛАССЫ / РАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ПРАВОСОЗНАНИЯ / JURIDICAL CONSCIENCE / CATEGORY / PHILOSOPHY / LAW / LEGAL CULTURE / SOCIAL PHENOMENA / CLASS / AXIOLOGICAL / JUDICIAL KNOWLEDGE / RATIONAL AND PSYCHOLOGICAL COMPONENTS / WILL COMPONENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зырянов Михаил Юрьевич

В данной статье предпринимается попытка выявления сущности правосознания в изменившихся общественно-исторических условиях после распада Советского Союза. При этом правосознание исследуется в тесной связи с развитием теории права. Характер исследования определяется проблемами формирования правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of juridical conscience essence in connection with law theory development (some aspects)

In this article the author makes an attempt to disclose the essence of juridical conscience in the changed social-historical conditions after the collapse of the Soviet Union. Juridical conscience is studied by the author in its close connection with the development of law theory. The character of the research is determined by the problems of juridical conscience formation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности правосознания в связи с теорией права (некоторые аспекты)»

К ВОПРОС?/ О СУЩНОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ В СВЯЗИ С ТЕОРИЕЙ ПРАВА

(НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ)

М.Ю. Зырянов

Правосознание, категория, философия, право, правовая культура, социальные явления, класс, аксиологический, юридические знания, рациональные и психологические компоненты, волевой компонент.

Правосознание наряду с такими понятиями, как «право», «правовая культура» и т. д., принадлежит к числу наиболее значимых категорий философско-правовой науки, актуальность исследования которых существенно возрастает в связи с исторически переходным периодом российского общества, связанным с распадом Советского Союза. В связи с изменением общественно-политических условий возникает настоятельная потребность в переосмыслении сущности и роли правосознания в общественной жизни в целях улучшения сегодняшнего состояния правового регулирования и определения дальнейших путей научного развития. Для нас представляет интерес именно отечественная социальная философия. а если более конкретно - философия права, что определено указанной выше необходимостью переосмысления сущности права и правового сознания (предмет исследования) с точки зрения политико-правовой реальности современной России (объект исследования). В этой связи целесообразно условно выделить три временных периода: предреволюционный, советский и постсоветский. Мы сконцентрируем внимание на рассмотрении взглядов на сущность права и правосознания позднесоветского и современною этапов в истории России.

В качестве методологической базы используются диалектический метод, анализ и синтез, сравнительный, сравнительно-исторический метод, аксиологический подход, учет самоорганизационных общественных процессов, разграничение философских и правовых возможностей рассмотрения правосознания. Что особенно важно, в качестве основного инструментария принимаются два подхода к исследованию сущности права - позитивный, или нормативный, формальный, с одной стороны, и естественно-правовой («содержательный») - с другой, противостояние которых имеет длительную историю.

Следует обратить внимание на значительную политизированность вопроса о сущности права и правосознания как очень тесно взаимосвязанных социальных явлений, разрешение которого затрагивает жизнь каждого человека, так как это непосредственно воздействует на экономическую сферу общества и влияет на распределение общественных благ. Данная «политизированность», следовательно, вполне естественна, и ее учет способствует более верному раскрытию сущности правосознания. Также нужно обратить внимание на взаимосвязь правовой и нравственной сфер общества, что для российских условий имеет особенно большое значение в виду длительной исторической традиции рассмотрения права в тесной связи с нравственной стороной жизни, а иногда и подмены права

нравственными нормами. «Правосознание теснейшим образом связано и переплетается с сознанием политическим и нравственным. В реальной жизни оно выступает как своеобразный нравственно-политический и правовой сплав идей и эмоций. Это объясняется неразрывным единством государства и права в человеческом обществе и глубочайшим нравственным смыслом их существования» [Вопленко 2000 : 7]. Учет этого обязателен ввиду необходимости комплексного рассмотрения правосознания. Чему будет всесторонне способствовать философско-правовой характер исследования, который содействует преодолению некоторой юридической ограшгченности путем выхода на более высокий уровень теоретических обобщений.

Необходимо обратить внимание на невозможность игнорирования классового понимания права путем только лишь подчеркивания его направленности на обеспечение всеобщих интересов. В этом кроется существенная опасность декларативности. так как выявленные основоположниками марксизма закономерности не перестают действовать, хотя и видоизменяются в своих проявлениях. Нельзя отрицать постоянно присутствующую тенденцию разделения общества на классы и. соответственно, первоочередного обеспечения путем правовых и иных средств именно интересов общественной элиты. Для сведения этой тенденции к минимуму требуются существенная работа, правовая активность всего населения по отстаиванию своих прав.

Для решения вопроса о сущности правосознания имеет первостепенное значение доминирующая система взглядов на право в целом. Так, в литературе советского времени внимание акцентируется на классовом характере права. Краткий словарь по философии определяет право как «совокупность норм, правил поведения людей, установленных или утвержденных государством, возведенная в закон воля господствующего класса» [Краткий словарь по философии 1970 : 239].

Представляет также определенный интерес следующее определение: «Право - возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни данного класса, его интересами. Право оформляется в виде системы норм, правил, установленных или санкционированных государственной властью» [Философский словарь 1972 : 323].

В Кратком словаре по философии указывается, что право, «с одной стороны, выступает как форма общественного сознания, в том смысле, что его содержание составляют правовые взгляды, идеи господствующего класса, которые при определенных условиях санкционируются государством и принимают силу закона, а с другой стороны, как форма организации общественных отношений, как юридическое учреждение» [Краткий философский словарь 1979 : 244]. Вышеприведенная цитата красноречиво выражает идею о неразрывной связи права и правосознания. подтверждая их «родство». Представляется, что здесь авторы видят право как явление, состоящее из двух частей - правосознания и закона.

В то же время необходимо сделать важную оговорку о том, что с аксиологической точки зрения данные дефиниции не рассматриваются как отражающие идеал в общественно-историческом развитии. Так. например, указывается, что «качественно новым типом права является социалистическое право, закрепляющее основанные на социалистической собственности производственные отношения

содружества и взаимопомощи и выступающее в качестве орудия построения коммунизма. Социалистическое право представляет собой возведенную в закон волю народа (курсив наш. - М.З.), впервые в истории устанавливает и реально гарантирует подлинно демократические свободы» [Философский словарь 1986 : 376]. Тем самым, хотя и при классовом подходе, в конечном счете советское правопонимание ведет к закреплению в праве воли всего народа, что особенно важно. В этом смысле оно созвучно с ключевым положением Конституции РФ. закрепленным в ч. 1 ст. 3: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [Конституция РФ 1993 г. 2006]. Хотя нельзя не отметить, что социалистический идеал права оставался зачастую лишь идеалом, как пока что остается только декларируемой целью процитированное положение Конституции РФ.

В современной российской науке классовый подход сменился плюрализмом воззрений на право. Здесь данный подход находится среди таких научных направлений, как: «теория естественного права; историческая школа права; психологическая теория: .материалистическая теория права (курсив наш, - М.З.У, нормативистское направление. В литературе, исходя из множественности взглядов на праве), называют следующие основные его признаки: 1) право - это система правил поведения людей, которая устанавливается или санкционируется государством; 2) в силу того, что право имеет общеобязательный характер, его применение и реализация при необходимости обеспечивается государственным принуждением: для этих целей может быть использован специальный аппарат (полиция, суд. армия и др.). В силу своей общеобязательности право отличается от других социальных норм (морали, обычаев, религии и др.); 3) право выражается в официальной форме (имеет свои источники, например, законы). Право имеет определенные принципы - основные идеи его существования и развития» [Новейший философский словарь 1998 : 538].

Следует обратить внимание на многообразие определений правосознания, которые подчас существенно расходятся по смыслу. Это говорит не только о нестабильности общественно-правовой жизни, но и о нерешенности правовых проблем в науке. Также можно утверждать, что идет активное переосмысление сущности правосознания, а вариативность подходов объясняется в том числе подчеркиван ием его роли в той или иной области общественной жизни.

Нам импонирует такое понимание правосознания: «Правосознание- это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология» [Спиркин 2006 : 657]. Мы склонны высоко оценивать научный уровень данного определения ввиду того, что оно в краткой форме аккумулирует ценностный аспект правосознания, указывает не просто на отношение человека к существующим правовым явлениям, а подразумевает определенный уровень развития личностной культуры и законопослушания.

Необходимо указать, что наша цель состоит именно в социально-философском исследовании правосознания, которое, в частности, «дает возможность проанализировать феномен правосознания и на уровне сущностных признаков (субстанциональный аспект социально-философского исследования), и на уровне

его структуры (структурный анализ социально-философского исследования), функций (функциональный анализ социально-философского исследования), субъектов (субъектный анализ социально-философского исследования), типов (таксономический анализ социально-философского исследования), динамических характеристик (динамический анализ социально-философского исследования)» [Уваркина 2004 : 13]. При этом выявление сущностных черт для нас является наиболее важным. В этом отношении первостепенное значение имеет рассмотрение тех идей, которые составляют или должны составлять правосознание как общественный феномен. Мы надеемся показать не только внутр и правовые аспекты этого понятия, но также и «жизнь» правового сознания в рамках всего общества, его взаимодействие с другими формами сознания, как-то: политическим, нравственным и др. В этой связи особый смысл имеет понимание феномена права, т. к. от него зависит содержание правосознания.

В современной переходной ситуации для российского общества важно не противопоставление. а диалог трех правовых традиций: дореволюционной, советской и современной, что может способствовать гармонизации общественных отношений. «Возведение в закон воли относительного меньшинства не изменило и не способно было изменить человеческую природу права вообще... в результате борьбы за право его сущность смогла из воли меньшинства превратиться в волю большинства. Итак, естественно-позитивное право по своей сущности есть возведенная в закон (иные официальные источники) воля большинства людей, провозглашающая свободу (права и свободы) человека и гражданина как высшую ценность» [Шафиров 2005 : 23]. С другой стороны, чрезмерное заострение внимания на классовости права существенно обедняет его содержание, оставляя «за бортом» подлинную его сущность и назначение. Совершенно очевидно, что классовый аспект нельзя абсолютизировать, но его следует учитывать в процессе исследования.

Право и правосознание - тесно связанные и по некоторым взглядам пересекающиеся феномены, поэтому без уяснения содержания первого мы не смогли бы разобраться в сущности второго.

Согласно И.В. Андреевой, правосознание «представляет собой результат отражения в сознании людей правовой действительности в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике ею применения, правовых установок и ценностных ориентаций» [Андреева 2006 : 104].

И.М. Максимова определяет правосознание как «совокупность рациональных и психологических компонентов, которые не только отражают осознание правовой действительности, но и воздействуют на нее, формируя готовность личности к правовому поведению» [Максимова 2005 : 18]. Тем самым подчеркивается активно действенный, волевой компонент правосознания.

Г.Р. Пшкильдина считает, что правовое сознание - это «особая форма духовного освоения действительности, которая может быть представлена системой идей, представлений, убеждений, теорий, чувств, взглядов, складывающихся в отношении правовой действительности в процессе ее познания и осмысления. Правосознание может бьггь представлено следу ющими основными элементами: правовой психологией и правовой идеологией» [Пшкильдина 2002 : 20]. Данные определения не совсем четко выражают ценностный аспект. Если правосознанн-

ем может быть любое отношение к праву, то и правовой нигилизм в принципе является таким же правосознанием. Используя эти определения, трудно определить: деформировано правосознание или нет. Поэтому они не достаточны для использования в качестве методологического инструментария при формировании правового сознания.

Итак, можно сделать закономерный и однозначный вывод о том, что правосознание невозможно определить без обращения к сущности права, разграничение этих феноменов представляет определенную трудность ввиду их теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости: «...право и правосознание - разные явления социально-правовой жизни, но говорить о правосознании вне права представляется бессмысленным, впрочем, так же бессмысленно, как говорить о праве вне правосознания» [Юрашевич 2005 : 71]. Мы понимаем право именно как систему закрепленных в официальных источниках общеобязательных норм, устанавливаемых государством и обеспечиваемых его принудительной силой. П этим фактически отождествляем право с законом. Это реалистичный взгляд на право, который позволяет избежать путаницы. Но, с другой стороны, мы также признаем необходимость обязательного учета исторически выработанных правовой наукой и практикой принципов, которые «безликую формулу» закона наполняют определенным содержанием. Сюда в первую очередь можно отнести теорию естественного права (в том числе достижения в области обеспечения прав человека), которая сыграла выдающуюся роль при разработке Всеобщей декларации прав человека и государственных конституций. Говоря о российской правовой системе, нельзя не учесть российскую культуру и исторически высокое уважение моральных начал в общественном сознании.

Можно сказать, что «...теперь, при изменении подхода к сущности самого права, его роли в жизни общества, при коренной переоценке всех ценностей в сфере права, в том числе и категории правосознания, особенно важно возродить, оценить и воплотить в жизнь весь накопленный в этой области научный потенциал. Это позволит надеяться на основательную разработку концепции правосознания, на формулирование “интегрального" определения этого понятия в ходе развития и обновления правовых, социально-политических, экономических и других реальностей нашего общества» [Юрашевич 2004 : 167].

Следует подчеркнуть то непреходящее значение, которое имеет правосознание в правовой жизни. Так как оно сопутствует и определяет без преувеличения все важнейшие стадии «жизни» Закона; правосознанием законодателей определяется содержание принимаемого нормативной) акта, который йотом может эффективно действовать тоже только через правосознание его «адресатов». «Процесс воздействия права на общественные отношения невозможен без активной творческой роли правосознания, поскольку оно осуществимо только посредством воздействия на волю и сознание индивида. От специфики правосознания общества. уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего механизма правового регулирования» [Юрашевич 2005 : 71].

Правосознание в силу своей природы значительно шире но содержанию, чем действующие законы, так как в нем отражается все многообразие точек зрения на право. Правосознание может быть как теоретическим, так и обыденным, но, на наш взгляд, теоретический аспект дает больше возможностей для формиро-

вания правового сознания посредством государственной идеологии. Наша цель рассмотреть правосознание не вообще, а именно исходя из социальной ситуации в российском трансформирующемся обществе, когда идет активный поиск дальнейших путей развития. Вследствие этого мы считаем не только допустимым, но и необходимым включение ценностного аспекта в правосознание в целях содействия общественному развитию и стабилизации общественной обстановки. «Острые социальные противоречия, отчужденность человека от власти, демократии и права могут быть преодолены только через реконструкцию структур правового сознания, включающую всю гамму исходных социальных ценностей. Правовое развитие России должно системно ответить на вызовы XXI века» [Синюков 2000 : 17]. Уже с этой методологической платформы можно сказать, что правосознание-это одна из форм общественного сознания (тесно связанная с политическими и нравственным); система знаний, теорий, убеждений, взглядов, эмоций, установок и ценностных ориентаций по поводу права и правовых явлений общественной жизни; включает теоретико-идеологический (основные достижения правовой мысли) и обыденно-психологический уровни; основывается на истории и культурных ценностях народа; в своей разговорной форме обеспечивает высокий уровень правомерного поведения и правовой активности; не только формируется под воздействием правовой реальности, но и само активно преобразует ее, является средством совершенствования правовой жизни, а через нее и жизни общества в целом.

Следует отметить, что существующая система законодательства находится на ' более или менее достаточном уровне, но ее требования часто не реализуются. Происходит расслоение общества, но уже не в силу закрепления в законе интересов «IЧ)сподствующего класса», а вследствие сохранения несовершенств правового регулирования, выступающих как «лазейки в законодательстве», и т. д. Но главным образом это происходит из-за крайне низкого уровня правосознания населения. Именно поэтому’ формально закрепленные права остаются на бумаге. Сказывается не только слабая осведомленность о положениях законодательства, общих принципах права, но и неразвитость личностных качеств, нужных для отстаивания своих прав. При всех законодательных просчетах можно сказать. что «...мы в целом грамотно пишем законы и законодательствуем вполне по-европейски, но думаем и поступаем как-то иначе. Правовыми категориями у нас не размышляют...» [Синюков 2000: 11]. Все это приводит к тому, что нормальное имущественное и другие виды неравенства могут достигать колоссальных размеров, часто принимая уродливые формы.

Верно определить правосознание с позиции настоящих общественно-исторических условий - значит более точно уяснить его сущность, осознать содержащийся в нем потенциал, что является условием выработки четкой программы действий, одними из первых шагов которой должны быть развитие теоретикоидеологическо го компонента в виде продуманной общегосударственной политики и совершенствование системы правового образования. Это. в свою очередь, позволит постепенно улучшить общественную ситуацию.

Библ и ографи чески й сп и сок

1. Андреева. И.П. Правосознание в системе детерминант социального поведения личности: дис.... канд. фнлос. наук / И В. Андреева. - Саранск. 2006. - 164 с.

2. Вопленко, Н.Н. Правосознание и правовая культура: учебное пособие / Н.Н. Вонлен-ко. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. - 52 с.

3. Ишкильдина, Г.Р. Правосознание молодежи: проблемы становления и эволюции в современных условиях: дис. ... канд. юридических наук / Г.Р. Ишкильдина. - Уфа. 2002. - 164 с.

4. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. - 61 с.

5. Краткий словарь по философии / Н.Н. Азаров, А.С. Айзикович и др.; иод общ. ред.

И В. Блауберга и др. - М.: Политиздат. 1970. -398 с.

6. Краткий словарь по философии / Н.Н. Азаров, Д.С. Айзикович и др.; под. общ. ред.

И.В. Влауберга, И.К. Пантина. - М.: Политиздат. 1979. - 413 с.

7. Максимова, II.М. Правосознание как источник правового поведения личности: дис. ... канд. юридических наук / И.М. Максимова. - Тамбов, 2005. - 181 с.

8. Новейший философский словарь / Г.А. Василевич; сост. А.А. Грицанов. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

9. Сишоков, В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития / В.Н. Синюков //Журнал российского права - 2000. - № 11. - С. 9-17.

10. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарнки, 2006. - 736 с.

П. Уваркина, Е.В. Правосознание как объект социально-философского анализа: дис.

... канд. фнлос. наук / Е.В. Уваркина. - М., 2004. - 119 с.

12. Философский словарь / Л.Р>. Лдо, В.В. Альтман и др.; под ред. М.М. Розенталя. - М.. Политиздат. 1972. - 196 с.

13. Философский словарь / А.В. Адо, И.И. Андреев и др.; под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

14. Шафиров. В.М. Естественно-позитивное право (проблемы теории и практики): авто-реф. дне. ... доктора юридических наук / В.М. Шафиров. - Нижний Новгород. 2005. -59 с.

15. Юрашевнч, Н.М. Правосознание и право: общность и различия / Н.М. Юрашевнч // Государство и право. - 2005. - № 7. - С. 69-74.

16. Юрашевнч, Н.М. Эволюция понятия правового сознания / Н.М. Юрашевнч // Известия вузов. Правоведение. - 2004. - \‘о 2. - С. 165-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.