производственному травматизму начала вводиться в действие лишь с 2000 года.
Итак, мы выяснили, что потребление рабочей силы зависят от следующих факторов: занятость по сферам деятельности, мобильность, вывоз человеческого капитала, пространственная и отраслевая концентрация рабочей силы, производительность труда, уровень оплаты труда, условия труда.
Обобщая все вышеизложенное можно констатировать, что по совокупным показателям, характеризующим процесс потребления рабочей силы в отечественной экономике, ситуация является в целом неблагоприятной. Следовательно, для выхода страны на траекторию устойчивого и качественного экономического роста с доминированием интеллектуально-инновационной составляющей необходимо целеноправленно не только производить высококвалифицированную рабочую силу, но и создавать условия, способствующие её эффективному использованию в стадии потребления.
Библиографический список
1. БалацкийЕ., РаптовскийА. Инновационные и инвестиционные факторы эффективности произ-
водства // Общество и экономика. - 2007. - №1.
2. Финансовые известия. - 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finiz.ru/ economic/article891515.
3. Демографический ежегодник России. - М., 2002. - С. 320.
4. Демографический ежегодник России. - М., 2000. - С. 314, 315-319; 2002. - С. 314-320; 2009. -С. 321-324.
5. Капелюшников Р. Производительность труда и стоимость рабочей силы: как рождаются статистические иллюзии // Вопросы экономики. -2009. - №>4. - C. 56-79.
6. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б., Подорванова Ю.А., Полежаев А.В. Занятость и рынок труда в России: проблемы и ограничения // Проблемы прогнозирования. - 2005. - .№5.
7. Коровкин А.Г., Королев И.Б., Полежаев А.В. Макроэкономические проблемы сферы занятости и рынка труда в России и некоторые направления их решения // Концепции. - 2005. - №2.
8. Ушкалов И.Г., Малаха И.А. «Утечка мозгов» как глобальный феномен: его особенности в России // Социс. - 2000. - №3.
УДК 330
Серяковская Светлана Николаевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье уточнено понятие «конкурентоспособность» применительно к экономике в целом в отличие от конкурентоспособности отдельной фирмы, отрасли, территории (региона). Вместе с тем, прослежена макровертикаль «конкурентоспособность товара — конкурентоспособность экономики». Прояснена «сравнительнопреимущественная», «созидательно-разрушительная» и «прогрессивно-синергетическая» природа конкурентоспособности национальной экономики, с одной стороны как основы ее долгосрочного прогресса, с другой стороны — закрепляющая и усиливающая глобальное неравенство мирохозяйственных связей.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, международная конкуренция, экономическая система, национальная экономика, глобализация.
Термин «конкуренция» означает соперничество, борьбу за достижение наилучших условий и результатов. По определению, данному в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения
товаров на соответствующем товарном рынке». Отсюда следует, что конкурентоспособность - это наличие потенциала (предпосылок) для победы в конкурентном противостоянии. При таком подходе конкурентоспособность является свойством практически любых экономических объектов, как товаров, так и экономических систем, продуцирующих эти товары.
Теоретические разногласия и разночтения связаны с применением термина «конкурентос-
пособность» именно к экономическим системам, как производственным, так и территориальным. При этом к дискуссионным вопросам относятся понятие конкурентоспособности национальной экономики, предмет, объекты и субъекты конкурентоспособности, методики оценки уровня конкурентоспособности.
По мнению М. Портера, «не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означала низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу» [8, с. 13]. Основные причины, обусловливающие множественность трактовок данной категории, кроются в различии подходов к тому, что рассматривать в качестве субъекта отношений - предприятие, отрасль, регион или экономическую систему страны в целом. Определения привязаны к различным объектам, субъектам и предмету оценки.
В различных исследованиях понятие «конкурентоспособность» используется в характеристиках различных экономических систем: предприятия, производящего товары и услуги; отрасли, как группы предприятий; города, отдельных регионов, страны, группы стран. Однако подобная, предельно широкая трактовка встречает возражения. В частности, П. Кругман, относится к «увлечению конкурентоспособностью» критично, считая, что конкурентоспособность - «атрибут компаний» [5, с. 84]. А. Воронов в классификацию субъектов конкурентоспособности не включает такой субъект, как страна, на основе того, что «не существует примера (за исключением мировых военных конфликтов), где за любой объект конкуренции конкурировали бы целые страны» [2, с. 42]. В. Андрианов не включает в сферу исследования конкурентоспособности регионы [1, с. 47-57]. Таким образом, до настоящего времени остается дискуссионным, к каким объектам и субъектам применимо свойство конкурентоспособности. Вместе с тем все производственные и территориальные экономические системы являются предметом исследования в теории конкурентоспособности.
Считаем, что каждое из авторских определений отражает определенный аспект «конкурен-
тоспособности». При всех различиях в определениях следует отметить, что конкурентоспособность может определяться только в сравнении, т.е. является понятием, характеризующим сравнительные преимущества одного объекта оценки перед другим. Следует отметить, что существует тесная взаимосвязь между конкурентоспособностью товара и уровнем конкурентоспособности различных экономических систем, начиная от предприятия и до экономической системы отдельной страны в целом, которую отмечают практически все исследователи конкурентоспособности. Но, вместе с тем, сохраняются расхождения позиций по проблеме соотношения между различными уровнями конкурентоспособности. Так, по мнению В. Андрианова, «за позицией страны в мировой экономике стоят, прежде всего, позиции ее реального сектора на мировом рынке как внутри, так и за пределами территории страны. Возможность страны занять достойное место в глобальной экономике зависит от возможностей ее фирм занять (удержать) достойные места на товарных рынках мира» [1, с. 49]. Аналогичной точки зрения придерживается С. Емельянов [4].
Другие исследователи настаивают на обратной зависимости. В частности, М. Портер отмечает, что «успех фирмы в состязании с конкурентами, прежде всего, зависит от положения дел в стране» [8, с. 13]. «Конкурентоспособный товар не появится без эффективного гибкого производителя. Конкурентоспособная фирма может родиться лишь в условиях экономической системы, стимулирующей ее в борьбе за преимущества над соперниками. Конкурентна не та страна, которая располагает идущим нарасхват товаром, а та, что имеет динамичный потенциал выпуска новых и новых изделий - лидеров мирового рынка. Конкурентоспособным должен быть хозяйственный механизм страны [8, с. 15].
Вместе с тем требует уточнения, на наш взгляд, утверждение, что «синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности», т.к. для этих субъектов существует различное конкурентное поле [4, с. 39]. Даже имея определенную группу конкурентоспособных товаров, страна не может быть отнесена к конкурентоспособным. Например, отдельные российские товары являются конкурентоспо-
собными на мировых рынках, в частности, военные самолеты, другие виды вооружений, энергоресурсы, но страна в мировых рейтингах конкурентоспособности находится далеко не в лидерах.
Безусловно, существует связь между эффективностью функционирования национальной экономической системы и конкурентоспособностью как на рынке спроса, так и на рынке предложения. Если производителем конкурентных товаров являются предприятия, то экономические системы создают условия для развития конкурентных преимуществ в той или иной группе предприятий. В числе ведущих факторов повышения конкурентоспособности товаров и фирм, их производящих, являются промышленная политика, национальное и региональное законодательство, обеспечивающие благоприятную среду для развития конкурентных производств, внутренняя политическая и социальная стабильность, наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны, активность конкурентов и т.д.
Разнообразие подходов к определению конкурентоспособности связано с неопределенностью в предметной области данного понятия вследствие «смешения понятий объекта, субъекта и предмета конкуренции, а также направлений конкуренции (соревнование за спрос или соревнование за предложение)» [6, с. 29].
Объекты конкуренции - это явления внешнего мира, на которые направлены действия, в данном случае, за которые ведется конкурентная борьба. В работе А. Воронова к объектам конкуренции отнесены потребительский спрос (внутренний и мировой рынки) и факторы производства (труд, земля, капитал, информация и власть). При этом в качестве предмета конкуренции автор рассматривает продукцию, работу, услуги [2, с. 44]. Р. Фатхутдинов в одном перечне приводит как предметы конкуренции (товар и услуги), так и субъект конкурентоспособности - персонал, являющийся носителем специфического товара «рабочая сила» [10, с. 38]. По мнению В. Лунева, предметом конкуренции являются товары (услуги), а объектом - потребители и покупатели. Данное разделение указывает на две сферы воздействия в конкурентной борьбе: товар (предмет) и потребитель (объект) [7, с. 51].
Отметим, что все действия субъектов направлены на борьбу за потребителя и (или) на борьбу за продавца. Следовательно, к объектам конкуренции можно отнести спрос (рынок спроса)
и предложение (рынок предложений). При соревновании за возможность продажи своего товара (рынок спроса) субъекты предлагают товар с определенными свойствами, которые, чтобы быть востребованными, должны в наибольшей мере отвечать потребностям (требованиям) данного рынка потребителей, т.е. иметь сравнительные преимущества перед товарами других субъектов. Конкурируя за возможность получить тот или иной товар (инвестиции, квалифицированная рабочая сила и т.п.) на рынке предложения, субъекты должны обеспечить наилучшие условия принятия (работы, функционирования) данного товара.
Предмет конкуренции - носитель определенных свойств, которые представляют интерес для различных субъектов. Предметом конкуренции может быть только товар в расширительной его трактовке (собственно товар, работы, услуги, рабочая сила, капитал, инвестиции и т.д.). Обладателями (носителями) предметов конкуренции могут быть люди, предприятия, регионы, страны, которые могут располагать определенным товаром. Субъектами конкуренции могут выступать физические или юридические лица, ведущие борьбу за объекты конкуренции и располагающие предметами конкуренции.
В связи с различными целями, которые стоят перед субъектами конкуренции относительно различных объектов конкуренции, на рынке спроса и рынке предложения будут находиться различные субъекты. Располагать товаром, предлагаемым для потребления, могут только производители (собственники) данного товара: люди, предприятия, и производный субъект - отрасль.
Во многих работах, включая классическую работу М. Портера «Международная конкуренция», субъектом конкурентоспособности называется отрасль. Уточним, что отрасль можно рассматривать лишь как производную конкурентоспособности, так как, являясь группой предприятий, отрасль сама по себе не является обладателем (собственником) предметов конкуренции. При этом предприятия одной отрасли могут производить продукцию различного уровня (степени) конкурентоспособности и включаться в «двойную» конкуренцию: между предприятиями одной отрасли и с предприятиями других отраслей, предлагающих товары-аналоги. Безусловно, такие субъекты, как территории (город, регион, страна), располагают определенными товарами, в частности, сырьевыми ресурсами, инве-
стициями. Однако данные субъекты в условиях рыночной экономики передают функции производителя отдельным предприятиям на конкурсной основе и не выступают, как правило, субъектами рыночных отношений. Следовательно, они не могут быть субъектами конкуренции с данными предметами конкуренции на рынке спроса.
Таким образом, на рынке спроса субъектами конкуренции могут быть только люди и фирмы, а все другие субъекты создают предпосылки для проявления, развития и поддержания конкурентных преимуществ того или иного производителя товара или группы товаров. Данную мысль отчасти подтверждают Л. Берг, Е. Браун и Дж. Меер, считая что «в мировой экономике, производственная инфраструктура которой во все большей степени складывается из информационных потоков, города и регионы все более становятся ключевыми акторами экономического развития, выдвигая себя на роль предпринимателей. Их руководители хотят вовлечь свой регион в конкурентную борьбу, привлекая новые виды деятельности в форме инвестиций и различного рода визитеров. Они также стремятся создать лучшие условия для местных фирм, которые и являются участниками конкурентной борьбы» [3, с. 20].
Конкуренция за предложение - это конкуренция за привлечение (размещение) не столько обычных товаров, сколько за специфический товар - факторы производства (трудовые ресурсы, капитал, информацию и т.д.). Субъектами такой конкуренции являются предприятия, муниципальные образования, регионы, страны, которые могут создавать определенные условия для привлечения более квалифицированной рабочей силы, значительных объемов капитала, инвестиций и т.д. Таким образом, такие субъекты, как муниципальные образования, территория отдельной страны (регион), страна, группа стран, могут конкурировать, на наш взгляд, только за привлечение на свою территорию как факторных, так и нефакторных товаров. Данная мысль прямо или косвенно проходит во многих публикациях. В частности, по мнению Н. Чертко, «почти все страны соперничают между собой за привлечение иностранных капиталов» [11, с. 55].
Также следует отметить определенные отличительные особенности территориальной системы как субъекта конкуренции.
Во-первых, в целом конкурентный процесс приводит к «созидательному разрушению» эко-
номических систем, не обладающих конкурентоспособностью и уступающих свое место конкурентоспособным системам. Страна или регион, даже не будучи конкурентоспособными, не прекращают своего существования; что отличает его от таких субъектов, как предприятия, которые в силу своей неконкурентоспособности могут перепрофилироваться или прекратить существование. Не может обанкротиться территория как таковая, т.е. она остается, остаются природная среда, некоторые ресурсы. Вместе с тем как субъект экономических отношений территориальная система (край, область, муниципальное образование) может перестать существовать.
Во-вторых, конкурентоспособность на территориальном уровне не предусматривает «игры с нулевым результатом», когда успех одних происходит в ущерб другим, как на микроэкономическом уровне. На самом деле, успех одного региона создает также возможности для других регионов, в особенности - соседних. Эти регионы, в числе прочего, могут получить преимущества от эффекта полюса роста, созданного динамичным регионом [9, с. 23].
Считаем, что наиболее важным событием в эволюционном развитии всемирного хозяйства в течение XX столетия явилась интернационализация конкуренции во многих ее сферах - не только в обрабатывающих отраслях, но во все возрастающих размерах также и в сфере услуг. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: продают свою продукцию по всему миру; ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах.
Не будь международной конкуренции, уровень продуктивности в одной стране практически не зависел бы от положения в других странах. Однако международная торговля и вывоз капитала предоставляют прогрессивно-синергетические возможности для повышения продуктивности использования ресурсов страны и одновременно являются носителями деструктивно-синергетических угроз. Международная торговля позволяет стране повышать продуктивность своего производства, так как устраняет необходимость самостоятельно производить все товары и услуги. Страна поэтому может специализироваться на тех отраслях и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентоспособны, чем иностранные, и импортировать те товары и ус-
луги, по которым ее фирмы уступают зарубежным.
Экономические системы неравнозначны в иерархии мирохозяйственных связей. Можно обнаружить сильные стороны в любой национальной экономике. Как раз из этого исходит теория конкурентных преимуществ: любая из стран с примерно одинаковым уровнем экономического развития имеет определенный, обычно только ей присущий набор глобальных конкурентных преимуществ.
К ним могут относиться более высокие: уровень производительности труда тех или иных отраслей, квалификация производственного, технического, коммерческого персонала тех или иных отраслей, производств, групп предприятий, качество и технический уровень производимых изделий, управленческое мастерство, стратегическое мышление на различных уровнях управления и многие другие.
В стратегическом плане политика государства состоит в том, чтобы закладывать долговременные основы для повышения конкурентных преимуществ страны и стимулировать национальных производителей к этому, т.е. воздействовать на конкурентоспособность с помощью различных мер и средств регулирования - законодательных, подзаконных актов, правительственных постановлений, экономических рычагов. Иначе говоря, задача государства состоит в том, чтобы создавать благоприятные условия для укрепления конкурентоспособности национальной экономики, отдельных ее отраслей, хозяйствующих субъектов. Реальное же управление конкурентоспособностью осуществляется на уровне непосредственно производителей, обладающих правами, предпринимательской инициативой, соответствующими кадрами для решения этой проблемы. Именно от фирм-производителей, их умения, целенаправленности зависит, в какой степени они могут использовать не только свой внутренний потенциал, но и создаваемые государством общенациональные возможности конкурентоспособности экономики в системе мирохозяйственных связей, основными формами которых являются:
- международная торговля товарами и услугами;
- международное движение факторов производства: международное движение капитала (прямые и портфельные инвестиции, кредиты) и международная миграция рабочей силы;
- международная передача знаний и технологий;
- международные валютно-расчетные отношения;
- международные интеграционные процессы.
Таким образом, международную конкуренцию целесообразно определить как соперничество экономических субъектов в системе мирохозяйственных связей за лучшие условия реализации своих интересов. Международная конкуренция составляет основу экономического прогресса, который на протяжении нескольких последних десятилетий неразрывно связан с процессом глобализации. Иначе говоря, современная международная конкуренция как механизм мирового экономического развития претерпевает существенные изменения под действием феномена глобализации, что, в свою очередь, отражается на конкурентоспособности национальных экономик и глобальном перераспределении конкурентных преимуществ.
Относительно конкурентоспособности национальной экономики, считаем, что это сложное, многоаспектное понятие, представляющее концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующих с ними зарубежных товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешних рынках. С другой стороны, это и конкурентоспособность системы государственного и общественного устройства страны, и политико-правового устройства и регулирования всех сторон жизни общества, это и способность государства максимально мобилизовать экономический потенциал, обеспечить устойчивое, динамичное развитие национальной экономики и связанное с этим материальное благосостояние членов общества, не уступающее «мировым стандартам». Иначе говоря, социально-сущностным синонимом понятия «конкурентоспособность национальной экономики» выступает понятие «конкурентоспособное общество».
Библиографический список
1. А ндрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - .№3. - С. 47-57.
2. Воронов А.А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. - 2007. - .№5.
3. Ворота в глобальную экономику. - М.: ФАЗИС, 2007. - С. 20.
4. Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы ХХ века. - М. : Международные отношения, 2001.
5. Кругман П. Кредо либерала. - М. : Европа, 2009.
6. Логинова В.А. Теоретические аспекты конкурентоспособности экономических систем // Проблемы современной экономики. - 2009. - N°1.
7. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. - М. : Финпресс, НГАЭ и У, 1997.
8. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. - М.: Международные отношения, 1993.
9. СепикД. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты. - М.: РЕЦЭП, 2005.
10. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: Инфра-М, 2006.
11. Чертко Н.Т. Инвестиции - важнейший фактор национальной конкурентоспособности // Вопросы статистики. - 2006. - №7. - С. 55.
Чекмарёв Василий Владимирович, Скаржинская Елена Матвеевна
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
ИНСТИТУТЫ КАК ФАКТОРЫ ДОСТИЖЕНИЙ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕСТВА
В статье обосновывается точка зрения на институты как на технологии достижения целей, поставленных не отдельным «человеком экономическим», а обществом в целом. Авторы оценивают эмерджентный эффект взаимодействия экономических субъектов на примере финансового кризиса начала XXI века и определяют роль института частной собственности, используя классификацию эффекторов Пьера де Латиля.
Ключевые слова: экономические институты, цели устойчивого развития, институциональное и экономическое пространства, эффекторы, методология Г.Б. Клейнера.
Китика классической политической экономии стала возможной во многом в силу отождествления понятий «производство» и «экономика». Хотя уже в стадийной структуре общественного производства выделяются стадии производства, обмена, распределения и потребления как составные части расширенного воспроизводства. Расширенное производство и воспроизводство без стадии потребления просто неосуществимо. Отметим, что понятие «общественное производство» было качественно социализировано. И это обстоятельство косвенно стало источником возникновения мар-жинализма. Практически одновременно происходит становление институционализма как направления экономической науки, во многом синтезирующего и классическую политическую экономию, и маржинализм. При этом Институционализм не декларирует наличие объективных законов экономического развития общества, являясь в начале ХХ века фактически теорией предписаний для осуществления экономической политики на макроуровне. В этом контексте рынок представлялся самоорганизующейся системой с наличием такого его субъекта как экономический человек. Появляются доводы в пользу утверждения о том, что экономическое поведение субъекта ры-
ночных отношений объективизируется под воздействием институтов. Но ведь рынок - «рукотворное» создание, идентифицируемое не столько как явление или процесс, сколько как экономический институт и, следовательно, только в этом контексте может быть рассмотрен как субъективный экономический процесс и явление.
В рамках вышесформулированного тезиса возможно объяснение путей эволюции институционализма как направления экономической науки и его роли в изменении предмета экономической науки. Анализ экономических явлений и процессов с целью выявления законов и закономерностей их осуществления дополняется анализом экономических институтов как механизмов формирования (организации) и протекания (осуществления) процессов, а также как технологий достижения экономических целей. Экономические институты становятся эффекторами (т.е. средствами, органами (по де Латилю), способными действовать, изменять.
Используя классификацию эффекторов, в основе которой лежит критерий числа степеней свободы (предложена Пьером де Латилем в книге «Искусственное мышление»: P. De Latil. Sztuczne myslenie. - Warszawa, 1958) институты следует отнести к классу организованных эффекторов. Сегодня институционалисты редко пользуются этим по-