УДК 330.16
теоретические и методические основы конкурентоспособности хозяйствующих субъектов
И.Н. Денисова
Аннотация. В статье раскрыты сущностные аспекты конкуренции в предпринимательстве, определены место и роль конкурентоспособности в рыночной экономике. Приведены методические основы оценки конкурентоспособности субъектов потребительской кооперации с учетом особенностей их социально-экономической деятельности.
ключевые слова: конкуренция, конкурентные силы и отношения, модели конкуренции, вектор конкурентоспособности, конкурентные преимущества.
Abstract. The article reveals the essential aspects of competition in business, the place and role of competitiveness in a market economy. The methodical framework for the assessment of competitiveness of the subjects of consumer cooperation, taking into account the characteristics of their socio-economic activities.
Keywords: competition, competitive forces and relations, competition model, the vector of competitiveness, competitive advantage.
1. ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях необходимость сохранения и наращивания конкурентоспособности вынуждает руководителей предпринимательских структур проявлять нарастающий интерес к использованию арсенала разнообразных рыночных инструментов, с помощью которого можно удовлетворять запросы потребителей, улучшать ценовое восприятие продукта, совершенствовать производственный и сбытовой процессы, повышать уровень качества предоставляемых услуг, создавать ключевое конкурентное преимущество, увеличивать прибыль, удерживать рыночные позиции, обеспечивать действенность взаимодействий с деловыми партнерами и др.
Поиск научно обоснованной концепции развития, обеспечивающей укрепление конкурентоспособности и усиление деловой активности
субъектов рынка, представляет в современных условиях актуальную экономическую проблему.
Целью статьи является исследование теоретических и методических основ конкурентоспособности хозяйствующих субъектов рыночных отношений.
2. понятийно-терминологический аппарат конкуренции в рыночной экономике
Слово «конкуренция» происходит от латинского «сопсигепйа» и означает столкновение, состязание. В законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» конкуренция определяется как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».
Понятие «конкуренция» эволюционировало со временем. Первые теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились в середине XVIII в., к середине XX в. сформировались общие представления о сущности конкуренции и о ее основных движущих силах.
Основное внимание в научных трудах классической школы уделялось ценовой конкуренции. Идея совершенной конкуренции помогла понять, каким образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и как последние способствуют развитию капиталистической экономики.
По А. Смиту, важнейший принцип, обеспечивающий успешную результативность рыночной экономики, - реализация личного, частного интереса, направляемого и контролируемого конкуренцией. Он писал об этом так: «Каждый индивидуум по необходимости работает для того, чтобы отдать обществу такой ежегодный доход, на который он способен. В целом он, однако, не пытается реализовать свой общественный интерес и не знает, насколько он его реализует. Он стремится только к своей собственной выгоде, и в этом, как и во многих других случаях «им движет невидимая рука, обеспечивающая, в конце концов, результат, о котором он и не думал».
«Невидимая рука» А. Смита - это рыночные цены, формирующиеся под влиянием конкурентных сил.
Существенное значение в его работах уделяется категории «естественная цена», под которой он понимает соответствие ее составляющих - заработной платы, прибыли, ренты - естественным нормам платы за труд, прибыли на капитал, ренты с земли. В связи с тем, что ситуация на рынке постоянно меняется, товар продается по рыночной цене, которая может быть выше или ниже его естественной цены. Рыночная цена зависит от соотношения предложения и спроса на товар.
Если предложение меньше действенного спроса, то между покупателями возникает конкуренция, рыночная цена становится выше естественной. Если предложение товара превышает действенный спрос, то возникает конкуренция продавцов, рыночная цена становится ниже естественной цены. Если предложение примерно соответствует действенному спросу, рыночная цена оказывается близкой к ее естественному уровню. Следовательно, продавцы заинтересованы в том, чтобы предложение товаров не превышало действенного спроса, покупатели - чтобы предложение было не меньше спроса.
Главный вывод А. Смита - свободное ценообразование происходит в абсолютно децентрализованной экономике.
По данному поводу Дж. Милль писал: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования». Таким образом, можно сделать вывод о формировании рыночной цены и ее связи с заработной платой и рентой.
К. Маркс рассматривает модель совершенной конкуренции с позиции происхождения прибыли на капитал, обмен товаров - с позиции закона стоимости, что предопределило внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Развивая основные положения классиков, А. Маршалл обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью чистой конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности, а также учел развитие технологии и потребительских предпочтений. Ф. А. Хайек актуальными в конкурентной борьбе считал применение нововведений, если речь шла о новом товаре, новой технологии, новых ресурсах.
Научные исследования и практика деятельности хозяйствующих субъектов подтверждают, что каждый рынок имеет свои особенности, вместе с тем, ему присуще определенное состояние конкуренции, которое, по М.Е. Портеру, можно характеризовать пятью конкурентными силами (рис. 1):
Рис. 1. Модель пяти сил конкуренции
1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены.
3. Угроза появления новых конкурентов.
4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.
5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.
Пять сил конкуренции определяют, в конечном счете, условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок и его составляющие. Состояние каждой силы и их взаимное воздействие определяют возможности конкретного хозяйствующего субъекта в конкурентной борьбе. Одновременно величина каждой из пяти конкурентных сил зависит от структуры и состояния элементов рынка.
Анализ экономической литературы показал, что единого мнения ученых о понятии «конкуренция» нет. Вместе с тем следует отметить,
что конкуренция рассматривается учеными как основной механизм рыночных отношений.
Эффективность рыночной экономики зависит от уровня конкуренции и особенностей конкурентной среды. Конкуренция требует оптимального сочетания экономических, технологических и социальных условий.
Мы разделяем точку зрения многих авторов о том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, ее разрушительное либо, напротив, слабое проявление - четкий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления «перекосов» и больших диспропорций в его развитии.
Сущность понятия конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция — это и способ хозяйствования, и форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция - соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция - это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Таким образом, конкуренция естественным путем возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.
Конкуренция содержит в себе самой противоречие, которое в результате проявления воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведет к росту наиболее эффективно хозяйствующих субъектов при одновременном разорении тех, кто отстает от требований рынка. На определенном этапе этот процесс обусловливает появление монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя в «чистом» виде и переходит в свою противоположность - монополию. Монополия сдерживается в определенных границах под воздействием антимонопольного законодательства. Тем не менее конкурентные тенденции на развитом рынке существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. Опыт функционирования рыночной экономики показывает, что в конкурентной борьбе побеждают то крупные, то мелкие, то сильные, а порой (в виде исключения) даже слабые хозяйствующие субъекты. Конкуренция не сводится к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии вытеснили бы всех более слабых соперников.
В реальности конкуренция строится по сложному механизму. Хозяйствующие субъекты имеют свои особенности и преимущества: у ведущих монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний - приспособленность к особым сегментам («нишам») рынка, у фирм-новаторов - преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество.
Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые товары. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону их снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.
Деятельность любого хозяйствующего субъекта в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны, это внутренний непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой - это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Объективность оценки возможностей любого хозяйствующего субъекта определяется покупателем, который, руководствуясь собственными интересами, отдает предпочтение товарам и услугам того или иного конкурента.
Конкуренция - это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля.
Сложность, многоаспектность конкуренции как экономического явления находит отражение в многообразии форм и методов ее проявления. Классификация конкуренции как объекта исследования находится в прямой зависимости от методологических принципов, положенных в ее основу.
По родовому признаку конкуренция подразделяется на свободную (совершенную) и монополистическую (несовершенную).
Главные формы проявления конкуренции - ценовая и неценовая. Эти две формы не только сосуществуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют. Научно-технический прогресс создает широкие возможности для неценовой конкуренции: неизмеримо расширив технико-технологический потенциал производства, он обеспечивает масштабную модификацию и дифференциацию существующих
продуктов, создание новых. Под его воздействием появились предпосылки для быстрого повышения качества сервиса, ведения рекламы и совершенствования в целом системы формирования спроса и стимулирования сбыта.
В структурном плане можно выделить внутри- и межотраслевую конкуренцию. Оба эти направления получают все более масштабное развитие, отражая закономерности углубления общественного (и его разновидности - международного) разделения труда, специализации и дифференциации производства, сопровождающихся ростом числа отраслей, подотраслей, производств, усилением их взаимозависимости, а также возрастающие размеры перелива капитала между отраслями и внутри них.
В соответствии с территориальным охватом обычно выделяют конкуренцию в пределах района страны, всей страны, региона, мира в целом. Исторически конкуренция вместе с рынком первоначально развивалась в отдельных районах и, перерастая их рамки, постепенно приобретала национальный и международный характер. Достигнув общемировых масштабов, конкуренция задает обратные импульсы конкуренции на местах в пределах стран, неизмеримо расширяя возможные пространственные рамки ее проявления, посылая ей мощные импульсы для усиления, устанавливая единые «стандарты поведения», которые формируются общемировыми условиями.
В соответствии с поведением участников (субъектов) рыночных отношений конкуренция проявляется по следующим основным направлениям: «товаропроизводитель - товаропроизводитель», «покупатель - покупатель», «покупатель - товаропроизводитель». Имея в виду проявление конкуренции по указанным направлениям, следует отметить, что именно конкуренция между производителями за покупателя имеет наиболее содержательный характер. Именно она обусловливает совершенствование существующих и появление новых, все более эффективных товаров, высокую степень удовлетворения рыночного спроса, сдерживание роста или снижение цен, «вымывание» неэффективных товаропроизводителей и производств, а, в конечном счете, динамичное совершенствование структуры национальной экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности.
Научно-техническая революция вносит свои коррективы в характер конкуренции, делая ее бескомпромиссной и всеобъемлющей, охватывающей научно-техническую деятельность, производство, рынок, сервис. Под ее воздействием центр тяжести в конкурентной борьбе сместил-
ся в область научных исследований и разработок, где ныне и решается успех как производителей, так и покупателей.
Уровень научно-технического потенциала становится залогом конкурентоспособности продукции, т.е. успеха на рынке любого предприятия. Конкуренция сместилась в область новизны и совершенствования выпускаемой продукции, технологии ее производства. В силу этого главные усилия фирмы-производители направляют не столько на захват рынков старых товаров и вытеснение с них конкурентов, сколько на предложение покупателю новых товаров. В этом сегодня проявляется специфичность влияния научно-технической революции на конкуренцию производителей.
С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы относительно конкуренции, ее характера в условиях современного рынка.
Конкуренция в рыночной экономике, претерпев заметные изменения за последние десятилетия, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в прошлом веке, сохраняя важнейшее место в экономическом механизме.
Конкуренция воплощает в себе стихийно-регулирующее начало. Силы ее действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих к обеспечению динамического равновесия спроса и предложения при общем повышении эффективности всего воспроизводственного процесса. В силу своего стихийного характера конкуренция, особенно при условии ее полного господства на рынке, может вызвать побочные, отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с ее жесткими законами - главный двигатель современного прогресса.
Таким образом, конкуренция выступает основной движущей силой, а товары и услуги становятся орудием конкурентной борьбы, ее главной причиной и неизбежным следствием, поэтому проблема повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов во всем многообразии ее аспектов является актуальной.
Конкуренция, как уже отмечалось выше, является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Мы поддерживаем мнение, что средством конкуренции выступают товары и услуги, с помощью которых хозяйствующие субъекты вступают в конкурентную борьбу.
Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками,
а субъектами - фирмы-изготовители и фирмы-услугодатели, то конкуренцию можно представить в виде модели (рис. 2).
Рис. 2. Лучевая модель конкуренции
С - С - субъекты (изготовители товаров); О - объект.
Зоны конкуренции: 1 - тотальная; 2 - сильная; 3 - средняя; 4 - слабая
Действие множества объектов направлено исключительно на один объект. В модели обозначены зоны, которые выполняют роль отборочных уровней. Зону тотальной конкуренции достигают только те субъекты, товар (услуга) которых полностью удовлетворяет потребности потребителей сегмента. Товары, не отвечающие требованиям этой группы потребителей, отсеиваются.
Можно согласиться в том, что конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей. Процесс конкуренции представляется как система векторов, образуемых действием указанных процессов (рис. 3). Вектор удовлетворения потребности а определяется потребительной стоимостью товара, а вектор соперничества Ь - числом производителей товаров-аналогов (услугодателей) и характеристикой конкурентной среды. Векторы а и Ь дают совокупный вектор - вектор конкурентоспособности.
Рис. 3. Конкуренция как результирующий фактор
К1, К2, К3 - вектор конкуренции К1 < К2 < К3; а1, а2, а3 - вектор удовлетворения потребностей а1 < а2 < а3;
Ь1, Ь2, Ь3 - вектор соперничества Ь1 < Ь2 < Ь3
Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня: микроуровень, (конкретные виды продукции, производства, предприятия); мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм конгломератного типа); макроуровень (народнохозяйственные комплексы).
Исследования конкурентоспособности товаров и услуг представляют собой выявление микроконкурентоспособности. Под нею, на наш взгляд, следует понимать соотношение цены и качества конкретных товаров, производимых отдельными предприятиями, или оказываемых ими услуг.
Под мезоконкурентоспособностью следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства.
Макроконкурентоспособность - это способность страны к самостоятельному политическому развитию и успешному экономическому соревнованию с другими странами.
Таким образом, очевидно, что макроконкурентоспособность страны определяется следующими факторами: степень внешней политической независимости и безопасности; внутренняя политическая и социальная стабильность; региональная согласованность в политической и экономической сферах; соотношение объемных и удельных показателей данной
страны (численности населения, демографической динамики, занимаемой и контролируемой территории) с показателями других стран; уровень жизни населения и его дифференциация по социальным группам в динамике и в сравнении с другими странами.
Конкурентные преимущества фирмы, как и ее конкурентоспособность в целом, выявляются путем их сопоставления с соответствующими показателями фирм-конкурентов, имеющих наибольший успех. Конкурентными преимуществами фирмы являются:
■ мастерство стратегического управления деятельностью фирмы, особенно на мировом рынке;
■ рентабельность производства, рыночной и всей деятельности фирмы в сравнении с ее основными конкурентами;
■ инновационная деятельность;
■ производительность труда;
■ мера удовлетворения потребностей клиентов;
■ адаптивность, гибкость и быстрота реакции на меняющиеся требования рынка, потребителей и др.
Естественно, что чем шире набор конкурентных преимуществ у хозяйствующего субъекта и чем выше их качественный уровень в сравнении с преимуществами конкурентов, тем благоприятнее объективные предпосылки для успеха на мировом рынке, тем более устойчивые позиции он может занять на нем.
Широко распространено мнение, что международный уровень конкурентоспособности необходим товаропроизводителю только при выходе и последующей работе на внешних рынках. Такое понимание необходимости международной конкурентоспособности для фирмы не соответствует реалиям наших дней, когда экономика подавляющего числа стран мира определяется состоянием мирохозяйственных связей, а национальный рынок, его требования в возрастающей мере формируются под активным воздействием мирового рынка и международной конкуренции. По мнению проф. П. Завьялова, международная конкурентоспособность любого экономического объекта имеет сложную структуру и состоит из нескольких составляющих, которые тесно взаимодействуют между собой, формируя международный уровень конкурентоспособности предприятия, которому должен следовать каждый производитель и его товар.
М. Портер подробно анализирует различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности отдельных фирм и национальной экономики страны в целом. Он приходит к выводу, что конкурентное преимуще-
ство фирмы как на внутреннем, так и на мировом рынке во многом зависит от факторов, сформировавшихся в стране. Рассматривая, например, такие факторы, как рабочая сила, природные ресурсы, существующие различия в практике управления, М. Портер приходит к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить на вопрос, что именно определяет успех или неуспех фирмы в конкуренции.
Факторов, обусловливающих конкурентоспособность предприятия, много. Это все основные экономические условия процесса воспроизводства. Действие их (часто разнонаправленное) учесть сложно, поэтому исследователи чаще выбирают для анализа в качестве ключевых факторов успеха на рынке: финансовое положение фирмы, наличие передовой технологии, способность к маневрированию товарами и ценами, наличие сбытовой сети и опытных кадров по сбыту, качество технического и торгового обслуживания, возможности кредитования своего бизнеса (в том числе с помощью государственных организаций), действенность рекламы и системы связей с общественностью, обеспеченность информацией. Многие из этих факторов относятся к числу организационно-коммерческих, обеспечивающих быстрое продвижение товара от производителя к потребителю, а значит, ускоряющих процесс оборота капитала. Ключевые факторы успеха в различных отраслях различны.
Условно возможные ключевые факторы объединены в следующие группы:
■ технологические: высокий научно-исследовательский потенциал; способность к производственной и инновационной деятельности;
■ производственные: полное использование производственного эффекта масштаба и освоения; высокое качество производства; оптимальное использование производственных мощностей; доступ к необходимым поставщикам и высококвалифицированным кадрам; высокая производительность труда; необходимая производственная гибкость;
■ маркетинговые: полное использование маркетингового эффекта масштаба и освоения; хорошо подготовленный торговый персонал; высокий уровень послепродажного обслуживания; широкий ассортимент: привлекательная упаковка; мощная сеть оптовых дистрибьюторов/ дилеров: наличие «выгодных мест» розничной торговли; быстрая скорость доставки продукции; низкие затраты на сбыт;
■ управленческие: высокий профессиональный уровень; нацеленность на качество; высокий дизайнерский потенциал; умение быстро выводить товар на рынок; умение быстро реагировать на изменения во внешней среде; наличие управленческого опыта;
■ прочие: мощная информационная система; хороший имидж; выгодное территориальное расположение; вежливый персонал; доступ к финансовым ресурсам; умение защищать интеллектуальную собственность.
По нашему мнению, данная классификация позволяет систематизировать ключевые факторы успеха, однако требует дополнения и уточнения. Обязательно должны быть выделены экономические факторы успеха, т.к. конкурентоспособность организаций обусловливается способностью получать прибыль и характеризует эффективность деятельности организации в целом.
К экономическим факторам могут быть отнесены прибыль, затраты, доля рынка, производительность труда, показатели эффективности хозяйствующего субъекта.
Особое место в оценке конкурентоспособности предприятия занимает маркетинговая деятельность.
Роль маркетинга уникальная и двоякая: на микроуровне - как инструмента встраивания предприятия в формируемую рыночную среду и как средства привлечения инвестиций, а на макроуровне - как инструмента рыночной среды.
К основным факторам конкурентной среды, определяющим конкурентоспособность страны и фирмы, также относятся: людские ресурсы (количество, квалификация, стоимость рабочей силы, этика); физические ресурсы (количество, качество, доступность земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесов); ресурс знаний и информации; денежные ресурсы, инфраструктура страны и региона; политические факторы; экономические факторы; демографические и культурные факторы; микросреда фирмы.
Наряду с качеством, издержками, гибкостью для многих предприятий чрезвычайно важным целевым показателем является время, считает К. Хэссиг, профессор экономики Цюрихского университета.
Время представляет собой важный конкурентный фактор, проявляющийся в следующих основных областях: сокращение длительности всех процессов (экономия времени); соблюдение сроков (пунктуальность); реорганизация существующих процессов (временная гибкость); разработка новой продукции и технологии (новизна). Следует отметить, что с фактором времени связаны все основные рыночные силы: потребители, поставщики, существующие и потенциальные конкуренты, производители товаров-заменителей. Использование времени в качестве конкурентного
<э1Ь
МФЮА
фактора должно приносить дополнительную выгоду и фирме, и потребителю.
Конкурентная борьба с ориентацией на фактор времени часто используется в форме косвенной стратегии. Если фирме удается захватить конкурента врасплох, то успех обычно обеспечен. При запаздывании же с внедрением новой стратегии эффект дифференциации потребностей пропадает и акцент конкурентной борьбы смещается в сторону удовлетворения новых запросов клиента.
В последнее время растет число рынков, развитие которых тесно увязано с фактором времени. Это расширяет перспективу использования предполагаемой практики конкурентной борьбы.
Поэтому можно предположить, что в перспективе большинство российских предприятий оценят решающую роль фактора времени в обеспечении их конкурентоспособности.
В нынешних условиях достижение конкурентоспособности на любом уровне практически невозможно без изучения маркетинговой среды и проведения комплекса эффективных маркетинговых мероприятий. Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка, проигрыш же в конкурентной борьбе равносилен гибели предприятия.
Подводя итог вышесказанному, дадим определение конкурентоспособности и определим наиболее приемлемый набор факторов, который оказывает как позитивное, так и негативное влияние на хозяйствующий субъект (рис. 4).
Рис. 4. Факторы, влияющие на конкурентоспособность
Под конкурентоспособностью понимают способность хозяйствующего субъекта реагировать на любые изменения конъюнктуры рынка, в короткий промежуток времени, с последующим принятием решения об удовлетворении потребностей населения.
На конкурентоспособность оказывают влияние множество факторов. На рис. 4, по нашему мнению, представлены факторы, в наибольшей степени влияющие на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта на рынках различного уровня. Поэтому необходимо тщательно следить за изменениями на рынке, т.е. за спросом и предложением конкурентов, чтобы принять правильное решение для повышения своей конкурентоспособности путем снижения издержек производства, повышения качества производимой продукции и сервисного обслуживания клиентов или потребителей, что приведет к закреплению и расширению доли рынка, что будет являться основным и главным, на наш взгляд, показателем деятельности хозяйствующего субъекта.
3. методические основы оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта
В экономической литературе описано множество методов оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, которые применяются на практике. Но единого подхода к оценке конкурентоспособности, который бы давал минимальные затраты и достоверные результаты при проведении анализа рыночных ситуаций, нет.
Конкурентоспособность характеризует возможности и динамику приспособления предприятия к изменяющимся условиям конкуренции.
Естественной методической базой решения проблем управления социально-экономическими процессами выступают системный подход, общая теория систем и системный анализ, которые в совокупности составляют современную область системных исследований.
Обычно системный подход связывают с формированием у исследователей специфического взгляда на природу и способы представления и изучения объектов как систем. Общая теория систем формирует методологические основания как системного подхода в целом, так и теоретическую базу системного анализа конкретных системных объектов.
Системный анализ конкурентоспособности организаций потребительской кооперации, по нашему мнению, состоит из ряда исследовательских этапов:
■ целенаправленный сбор и обработка информации, относящейся к решаемой задаче;
■ определение факторов конкурентоспособности, описание ее свойств и условий существования;
■ исследование конкурентоспособности с помощью моделей и неформальных методов, включающее уточнение механизма обеспечения конкурентоспособностью организации;
■ анализ уровня конкурентоспособности организаций и показателей (критериев) степени его достижения;
■ прогнозирование уровня конкурентоспособности организации.
На современном этапе развития экономики возможно использование отдельных подходов и методов оценки конкурентоспособности для выявления потенциальных возможностей предприятия или группы предприятий на рынке. Для достижения конкурентоспособности предприятие может использовать следующие пути:
■ снижение издержек (чем ниже издержки производства и потребления, тем большими преимуществами обладает предприятие по отношению к конкурентам);
■ выявление таких факторов производства (природные, трудовые и финансовые ресурсы), которые могут быть использованы на предприятии лучше, чем у других конкурентов;
■ обеспечение лучшей приспособленности предприятия к изменениям внешней среды (возможность нововведений, диверсификация, увеличение емкости рынка);
■ способность создания преимуществ товара или услуги, которые лучше отвечают запросам потребителей по сравнению с товарами и услугами конкурентов;
■ возможность правильно определять и обеспечивать развитие наиболее эффективных стратегических зон хозяйствования.
Наиболее значительными являются исследования М. Портера, профессора гарвардской школы бизнеса, разработавшего теорию конкурентного преимущества. М. Портер исходит из следующего основополагающего принципа - конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне экономики страны в целом. Исходя из него,
можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходимо постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся всех видов ресурсов.
Б. Карлоф утверждает, что согласно концепции конкурентных преимуществ производство товаров характеризуется относительными преимуществами или недостатками, которые различны в различных странах. Поэтому странам выгодно специализироваться на производстве одних товаров и импортировать другие.
Действительно, специализация производства и сферы услуг является одним из резервов повышения качества продукции и услуг.
При выработке конкурентной стратегии необходимо, с одной стороны, по возможности более полно представлять, себе сильные и слабые стороны хозяйствующего субъекта, его позицию в отрасли, с другой - структуру самой отрасли и национальной экономики в целом, которые влияют на соотношение сил, определяющих конкуренцию в этой отрасли и стране.
По мнению М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, конкурентоспособность позволяет фирме привлекать и сохранять потребителей.
Следует отметить, что конкурентоспособность - понятие относительное. Это означает, что конкурентоспособность хозяйствующего субъекта может быть оценена только в рамках отрасли либо хозяйствующих субъектов, выпускающих товары (услуги) - субституты. Конкурентоспособность можно выявить, только сравнивая их между собой как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
На основе анализа обширных статистических материалов отраслей промышленности восьми промышленно развитых стран М. Портер выявил наиболее важные причины успехов и неудач в конкурентной борьбе фирм этих стран. Им предложена оригинальная концепция конкурентного преимущества страны, основу которой составляет идея так называемого «национального ромба», раскрывающего четыре свойства (детерминанта) страны, формирующих конкурентную среду, в которой действуют фирмы этой страны. «Национальный ромб» характеризует систему детерминантов конкурентного преимущества, компоненты которой (как и в любой системе), находясь во взаимодействии, создают эффект эмер-джентности (целостности), т.е. усиливают либо ослабляют потенциальный уровень конкурентного преимущества фирм этой страны.
Качество удовлетворения потребностей - понятие весьма широкое. Оно включает: широту, глубину товарного ассортимента, предоставляемо-
го потенциальным покупателям; сроки, оперативность, степень актуальности удовлетворяемых потребностей; соответствие уровня цен на товары и уровня доходов покупателей в обслуживаемых сегментах рынка; уровень предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания товаров, т.е. все то, что позволяет покупателю получить наибольшее удовлетворение от приобретения товаров. Оценить обилие подобных показателей с помощью одного количественного параметра весьма трудно. Однако косвенная оценка конкурентного преимущества фирм может быть осуществлена, если воспользоваться положениями теории мультипликаторов.
Как известно, механизм мультипликации характеризует цепочку последовательной зависимости эффектов и вызвавших их стимулов. Применительно к поддержанию конкурентного преимущества отрасли механизм мультипликации может трактоваться следующим образом. Фирма для поддержания конкурентного преимущества должна постоянно осуществлять инвестиции в развитие своего стратегического потенциала, а также меры, связанные с адаптацией к условиям, формируемым детерминантами «национального ромба». Эффект инвестиций тем выше, чем выше достигаемое ими качество удовлетворения потребностей покупателей продукции фирм в стратегической перспективе. Чем выше качество удовлетворяемых потребностей покупателей, тем выше и доходы фирм, их прибыли. Поскольку зависимость доходов (эффекта) от инвестиций описывается механизмом мультипликации, можно утверждать, что фирма, в которой достигается в длительном периоде большая величина мультипликатора доходов от инвестиций, чем в сопоставляемом, принятом в качестве базисного, обладает более высоким уровнем конкурентного преимущества.
Таким образом, конкурентные преимущества - это такие характеристики предприятия, которые обусловливают определенное превосходство над постоянными конкурентами. Они могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, так и к дополнительным услугам или сервису.
Конкурентное преимущество принято называть «внешним», если оно основано на совокупности потребительских свойств товара, которые образуют потребительную ценность для покупателя либо за счет сокращения издержек, либо за счет повышения уровня потребительских свойств.
Конкурентное преимущество называется «внутренним», если оно базируется на превосходстве внутреннего потенциала хозяйствующего
субъекта в издержках производства, сокращении затрат на управление, позволяющих добиться меньшей себестоимости, чем у конкурентов.
Основными задачами обеспечения конкурентного преимущества являются:
■ оценка конкурентного статуса предприятия в рыночных отношениях;
■ создание конкурентного потенциала предприятия, исходя из конкурентных сил рынка;
■ создание объективных предпосылок выживания и развития в условиях неопределенности и риска;
■ формирование приоритетных целей и стратегий инновационного развития предприятия;
■ формирование имиджа и организационного поведения предприятия.
На рис. 5 представлены методы оценки конкурентоспособности
хозяйствующего субъекта. Классификация их условна, т.к. используемые на практике методы часто опираются на использование нескольких подходов одновременно.
Рис. 5. методы оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта
Наиболее распространенной в теории и практике является оценка конкурентоспособности предприятий на основе сравнительных преимуществ по издержкам. Этот метод основан на предположении о том, что чем ниже издержки производства, тем большими преимуществами обладает предприятие по отношению к конкурентам.
Управление издержками - важное средство укрепления конкурентных позиций предприятия. По мнению известного специалиста по бухгалтерскому учету X. Бреде, к современным методам управления издержками относятся: метод запланированных затрат: на основе затрат по отдельным процессам; на базе жизненного цикла продукции; на
базе сравнения с лучшими показателями конкурентов; стратегическое управление.
Эти методы интенсивно обсуждаются в литературе и находят все большее применение на практике, в первую очередь, на американских и японских фирмах и заслуживают внимания специалистов России.
Метод запланированных затрат позволяет интегрировать долгосрочную конкурентную стратегию с системой учета. Тем самым становится возможным переход к целевому управлению. Плановые издержки могут устанавливаться как для выпускаемой, так и для разрабатываемой продукции.
Вследствие тесной увязки разработок, производства, маркетинга (сбыта) и контроля плановые издержки определяются в три этапа. Сначала устанавливают реалистичные плановые цены на товары или услуги, затем намечают размер прибыли от реализации продукции. Наконец, путем вычитания суммы дохода из цены, получают максимально допустимые затраты.
При разработке новой продукции отделы маркетинга задают целевые установки по величине затрат, ориентируясь на основных конкурентов. Если задания реалистичны, то эти величины играют роль стимулятора для принятия новых решений по снижению издержек и новаторской инициативы.
Поскольку метод запланированных затрат на первый план выдвигает не только чистые издержки, но и учитывает рыночные аспекты, то о нем можно говорить как о стратегическом средстве. Рассмотренный метод широко и успешно практикуется японскими компаниями. Считается, однако, что эффективность этого метода различна для разных видов деятельности. Он, в частности, не рассчитан на использование в торговле.
Суть метода определения затрат по процессам заключается в разбивке общих издержек на отдельные величины, которые дифференцируются по процессам или видам деятельности, оказывающим сильное влияние на уровень совокупных расходов предприятия.
Метод управления издержками с переориентацией с функционального подхода на процесс и деятельность пользуется наибольшей известностью среди швейцарских компаний.
Метод лучших показателей управления издержками базируется на постоянном сопоставлении показателей предприятия по продукции, услугам и процессам с аналогичными данными других предприятий.
Первый шаг заключается в идентификации отставании в критически
важных для предприятия областях по сравнению с лучшими образцами, следующий состоит в обнаружении причин отставания и выявлении возможностей для улучшения положения, затем определяются мероприятия, необходимые для достижения цели - догнать лучших из лучших.
Основным элементом метода является, таким образом, оптимизация услуг предприятия, в частности, таких показателей, как издержки, качество и сроки, что, в свою очередь, обеспечивает повышение общей конкурентоспособности.
Метод лучших показателей для управления издержками и в теории, и на практике характеризуется, как правило, положительно, что можно объяснить его относительной простотой. Однако из-за значительных различий в условиях деятельности предприятий оказывается весьма затруднительным рассчитывать одни и те же показатели.
Методы оценки конкурентоспособности, базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли А. Маршалла и теории факторов производства, предполагают наличие у предприятия таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов, производительностью.
К числу таких факторов в потребительской кооперации, на наш взгляд, могут быть отнесены льготы, предоставляемые потребительским обществам государством и органами местного самоуправления, возможности расширения собственных средств за счет займов у пайщиков и населения, возможности формирования и использования фонда развития потребительской кооперации. В качестве факторов производства можно рассматривать возможности расширения товарооборота за счет целевых групп населения - пенсионеров, многодетных и малообеспеченных семей по договоренности с Пенсионным фондом, органами социального обеспечения и защиты.
В рамках теории эффективной конкуренции существует два основных подхода к определению критерия конкурентоспособности: структурный и функциональный.
Согласно структурному подходу положение фирмы на рынке можно оценить исходя из уровня конкуренции и возможности проникновения и закрепления на данном рынке. Привлекательность того или иного сегмента рынка оценивается последующим критериям:
■ количественные параметры сегмента (возможная емкость рынка);
■ доступность сегмента для предприятия, т.е. возможность получения каналов распределения и сбыта продукции;
■ существенность сегмента, т.е. определение того, является ли данный сегмент растущим, устойчивым или уменьшающимся;
■ прибыльность, т.е. насколько выгодной будет для фирмы работа на данном сегменте;
■ совместимость сегмента с рынком основных конкурентов, т.е. насколько работа и продвижение товаров данной фирмы затрагивают их интересы и, соответственно, что они могут предпринять;
■ эффективность работы на выбранном сегменте зависит от наличия тех факторов производства и сбыта, которые обеспечат эффективность в конкурентной борьбе;
■ защищенность сегмента предполагает оценку возможностей в конкурентной борьбе.
Таким образом, необходимо постоянно изучать влияние внешних условий на конкурентоспособность. Возможности завоевания любого рынка зависят не только от внутренних факторов, но и от складывающихся на рынке обстоятельств.
Вторым подходом определения конкурентоспособности служит функциональный подход. Главную роль здесь играют экономические показатели деятельности фирмы. В методике консультационной американской фирмы «Дан энд Брэдстрит» предлагается анализировать три главные группы показателей рыночной деятельности:
1 группа - показатели, отражающие эффективность производственно-сбытовой деятельности компаний;
2 группа - показатели, характеризующие состояние производства и, в основном, интенсивность использования основного и оборотного капитала;
3 группа - показатели, связанные с финансовой деятельностью.
Для оценки деятельности предприятия, ее эффективности и доходности можно использовать следующие показатели рентабельности:
1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и реализации:
в = Еи.или р = ЕЕ} (1)
И 3 И
где Я3 - рентабельность затрат; П - валовая прибыль;
ЧП - чистая прибыль;
И - сумма затрат по реализованной или произведенной продукции. Рентабельность затрат показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
2. Показатели, характеризующие рентабельность продаж:
Я = ^ ? (2)
рп ВР
где Лрп - рентабельность продаж; ВР - сумма полученной выручки.
Рентабельность продаж показывает эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля продаж.
3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей:
БП Прп ЧП
Л„ =
X*' X*' X*' (3)
где Я - рентабельность каптала;
БП - балансовая прибыль;
К - среднегодовая стоимость всего инвестированного капитала.
Как уже отмечалось, в условиях рынка существенно возрастает интерес всех субъектов рыночных отношений к объективной и достоверной информации при оценке финансового состояния и деловой активности предприятия. Такую оценку можно получить, используя метод балльной оценки.
В связи с этим представляет интерес методика сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия, предложенная М.И. Бакановым, А.Д. Шереметом.
Составными этапами методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия являются:
■ сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период;
■ обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния и их классификация;
■ расчет итогового показателя рейтинговой оценки;
■ классификация (ранжирование) предприятия по рейтингу.
Для итоговой рейтинговой оценки используются все важнейшие показатели хозяйственной и производственной деятельности предприятия.
По данной методике показатели рассчитываются либо на конец периода (года), либо по усредненным значениям статей баланса.
В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Базой для рейтинговой оценки финансового состояния являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в условиях рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения как бы является самый удачливый конкурент, у которого все показатели наилучшие.
Алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния может быть представлен в виде последовательности следующих действий:
1. Исходные данные представляются в виде матрицы (а.), где по строкам записаны номера показателей (I = 1,2,3, ..., п), а по столбцам - номера предприятий (/' = 1,2,3, ..., т).
2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец эталонного предприятия (т + 1).
3. Исходные показатели матрицы а.. стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:
а
Х а =-' (4)
тах а,.,.
и
где X.. - стандартизированные показатели финансового состояния / -го предприятия.
4. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:
Я =
VI1 - X/)2 + ( - X/)2 + ••• + (1- X/)2
V К —2]) ..... Г "П]) ■> (5)
где Щ - рейтинговая оценка для j-го предприятия;
X/, х2 хп. - стандартизированные показатели j-го анализируемого предприятия.
5. Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением сравнительной оценки, полученной по формуле 5.
Алгоритм получения рейтинговой оценки может быть модифицирован, это относится к исходным данным, к используемым методам комплексной оценки с учетом весовых коэффициентов, назначаемых экспертом.
Функциональный метод позволяет также оценить конкурентоспособность предприятий или групп, являющихся составными частями фирмы. В этом случае могут применяться различные показатели, относящиеся обычно к целой компании. В зарубежной практике чаще всего это производительность труда и прибыль, приходящаяся на одного работника.
По нашему мнению, для оценки конкурентных возможностей предприятий, входящих в состав организации, могут использоваться интегральные показатели эффективности хозяйствования.
В зависимости от того, какие цели, задачи ставит исследователь и какой информацией он располагает для оценки конкурентных возможностей, может быть рекомендован интегральный показатель комплексной оценки, полученный методом суммы мест.
Метод суммы мест предполагает предварительное ранжирование всех предприятий, структурных подразделений по отдельным показателям. Каждому показателю соответствует новый параметр 5, определяющий место каждого среди других по 7-му показателю. Составляется таблица баллов и на основе этой матрицы рассчитывается конкретное значение обобщающей оценки:
К X5 , 7=1, 2, ..., т (6)
7 =1
Метод «профилей» по качеству продукции базируется на положениях теории маркетинга и предлагает выявление на основе материалов специально организованных исследований критериев удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, установление их иерархии и сравнительной важности качеств продукта, которые оценивает потребитель, проведение сравнения показателей конкурентоспособности продукта с другими конкурирующими продуктами по показателям качества и цены или как вариант - по показателям качества. Данный метод отражает наиболее традиционное суждение
деятелей рынка о конкурентоспособности предприятия и базируется на рассуждении о том, что конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции.
Основным достоинством этого метода является то, что он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия - конкурентоспособность товара. Вместе с тем данный подход позволяет получить лишь весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты деятельности предприятия на рынке.
Специфика по оказанию услуг торгового и производственного характера позволяет использовать ассоциативные методы креативного мышления. По аналогии, для определения параметров конкурентоспособности торговых услуг можно использовать предложенные И. Андреевым критерии конкурентоспособности и однородных банковских услуг. К ним следует отнести:
■ имидж торгового предприятия - общественное представление о качестве предприятия, включающее долговременность бесконфликтного присутствия на рынке, позитивная известность;
■ доступность - допущение рациональности размещения торговой сети на обслуживаемой территории, для чего могут быть использованы разработанные нормативы рационального размещения торговой сети;
■ благоприятность ценовой политики, которая определяется соотношением цен предприятия с наиболее выгодными для потребителя ценами на аналогичные товары на рынке.
Основной проблемой использования данных критериев и их параметров является получение информации о них. Для этого необходимы постоянный мониторинг рынка и экспертные оценки специалистов.
В качестве сравнительных характеристик конкурентоспособности, по нашему мнению, по мере развития маркетинга в практической деятельности можно использовать показатели маркетинговой активности, которые позволяют сделать вывод о состоянии предприятия.
К ним можно отнести, например, такие, как: эффективность рекламы; процент рекламаций в общем количестве готовой продукции; процент затрат на исследования; интенсивность оборачиваемости товарных запасов; доля возмещения и скидок в общем объеме продаж; количество заказов; число клиентов; отношение общего товарооборота фирмы к числу работников или продавцов; процент новых заказов в общем объеме;
процент товаров в стадии роста и зрелости к общей номенклатуре товаров; доля готовой продукции на складе в общем товарообороте.
Рассмотренные выше методы оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта показали, что на практике их использование связано со многими трудностями, поэтому совершенствование имеющихся методов оценки конкурентоспособности является актуальной проблемой.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный мировой опыт конкуренции неопровержимо доказывает, что абсолютное большинство монополий, образовавшихся в последнее время, возникло на базе открытий, изобретений и других новшеств, позволивших создать новый до этого неизвестный рынок с широкими возможностями и перспективой ускоренного роста. Организации, придерживающиеся стратегии внедрения новшеств, не связывают себя необходимостью снижать себестоимость производимой продукции, дифференцировать ее или разрабатывать конкретный сегмент рынка, а сосредотачивают усилия на поиске принципиально новых, эффективных технологий, проектировании необходимых, но неизвестных до сих пор видов продукции, методов организации производства, приемов стимулирования сбыта и т.п. Главная цель - опередить конкурентов и единолично занять рыночную нишу, где конкуренция отсутствует или ничтожно мала.
По понятным причинам подобная революционизация рынка является источником больших объемов продаж и сверхприбыли, однако, в большинстве случаев заканчивается банкротством из-за неготовности рынка воспринять новшества, технической или технологической недо-работанности нового изделия, занятости каналов распределения, отсутствия опыта тиражирования нововведения и других причин.
Большой риск следования данной стратегии, объясняемый высокой степенью неопределенности ее результатов, сопоставим с венчурным риском, что удерживает многие фирмы от специализации в этом бизнесе. И, тем не менее, заманчивые перспективы быть единоличным лидером на рынке не останавливают многие организации в финансировании и материальной поддержке проектов такого рода.
На потребности рынка, наличие платежеспособного спроса на конкретный вид продукции лишь в теории автоматически создает его предложение. На практике большинство организаций не в состоянии заниматься деятельностью, не соответствующей их профилю. В отличие от
таких организаций, фирмы, реализующие стратегию немедленного реагирования на потребности рынка, нацелены на максимально быстрое удовлетворение возникающих потребностей в различных областях бизнеса. Основной принцип поведения - выбор и реализация проектов, наиболее рентабельных в текущих рыночных условиях. Организации, ставящие на быстрое реагирование, готовы к немедленной переориентации производства, изменению его масштабов с целью получения максимальной прибыли в короткий промежуток времени, несмотря на высокие удельные издержки, определяемые отсутствием какой-либо специализации своего производства.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что выбор стратегии, в наибольшей степени, соответствующей особенностям организации и тенденциям развития рыночной ситуации, включает ряд процедур:
■ оценку преимуществ стратегии и ее рисков;
■ анализ соответствия рыночных условий, требуемых для реализации стратегии, реальной ситуации на рынке;
■ анализ соответствия особенностей организации производства и управления предъявляемым требованиям.
Таким образом, для выбора стратегии необходимо адаптировать свои возможности к конкретным условиям рынка. И в этом смысле базовые стратегии конкуренции являются принципиальной, общеэкономической основой, на которой строятся практические действия конкурентов.
В теории менеджмента существуют различные методологические подходы к процессу разработки стратегии, что обусловлено разнообразием выделяемых типов развития стратегии.
Экономисты различают три модели развития стратегии: плановая; предпринимательского типа; обучения на опыте.
Первая модель исходит из того, что после разработки стратегии последует ее полная реализация, цели предприятий и организаций однозначны и неизменны, достижение целей будет осуществляться строго по плану. При разработке стратегии акцент делается на количественные критерии.
Вторая модель основывается на том, что разработка стратегии осуществляется на интуитивной основе, цели предприятий и организаций рассматриваются только как общее направление деятельности.
Третья модель строится с учетом того, что стратегия формируется под воздействием внешних факторов, она является развивающимся и в то же время повторяющимся процессом, т.е. акцент делается на адаптивность стратегии к изменениям внешней среды.
Современный этап развития экономики России характеризуется высоким уровнем конкуренции на рынках товаров и услуг и повышенной степенью риска в связи с непредсказуемостью поведения отдельных хозяйствующих субъектов. Складывающееся положение требует от субъектов рынка активного поиска путей по повышению своей конкурентоспособности, новых современных форм и методов хозяйствования, устойчивости функционирования производственно-хозяйственной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М., 2009.
2. Горбанев М.М. Международные рейтинги конкурентоспособности и что они на самом деле измеряют? [Электронный ресурс]. URL: http://www.icss.ac.ru/publish/analysis/am028.pdf
3.МироновМ.Г. Ваша конкурентоспособность. - М., 2009.
4. Пороховский А.А. Вектор экономического развития. - М., 2003.
5. Портер М.Э. Конкуренция (On competition). Учебное пособие / Пер. с англ. - СПб., 2010.
6. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. Учебное пособие. - М., 2007.
7. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М., 2009.
8. Хасаев Г.Р., Михеев Ю.В. Кластеры - современные инструменты повышения конкурентоспособности региона (через Партнерство к будущему) Часть 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.compass-r. ru03-1.htm.
9. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориен-тация теории стоимости. - М., 2011.
10. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб., 2009.
И.Н. Денисова, д-р экон. наук, доцент, Российский университет кооперации E-mail: zubchik07@mail.ru