Научная статья на тему 'К вопросу о сущности и содержании эстетической культуры будущего актера'

К вопросу о сущности и содержании эстетической культуры будущего актера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СУЩНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ / БУДУЩИЕ АКТЕРЫ / AESTHETICAL CULTURE / THE ESSENCE AND CONTENTS / FUTURE ACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Московцев С. Г.

В статье обосновывается необходимость формирования эстетической культуры как профессионально значимого качества будущих актеров; раскрывается сущность эстетической культуры актера и ее содержание, обосновывается взаимосвязь ее структурных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION ABOUT THE ESSENCE AND STRUCTURE OF THE AESTHETICAL CULTURE OF THE FUTURE ACTOR

In the article grounded the necessity of development aesthetical culture as professionally important communicative quality in future actors; disclosed the essence and contents of aesthetical culture of future actors is given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности и содержании эстетической культуры будущего актера»

УДК 378.036: 792.071

Moskovtsev S.G. TO A QUESTION ABOUT THE ESSENCE AND STRUCTURE OF THE AESTHETICAL CULTURE OF THE FUTURE ACTOR. In the article grounded the necessity of development aesthetical culture as professionally important communicative quality in future actors; disclosed the essence and contents of aesthetical culture of future actors is given.

Key words: Aesthetical culture, the essence and contents, future actors.

С.Г. Московцев, аспирант каф. педагогики профессионального образования МарГУ, г. Йошкар-Ола, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО АКТЕРА

В статье обосновывается необходимость формирования эстетической культуры как профессионально значимого качества будущих актеров; раскрывается сущность эстетической культуры актера и ее содержание, обосновывается взаимосвязь ее структурных компонентов.

Ключевые слова: эстетическая культура, сущность, содержание, будущие актеры.

Актерское искусство является одной из сфер человеческой жизнедеятельности, оказывающей значительное влияние на развитие креативности личности. Сфера театрального искусства, предполагающая выявление и реализацию вариативных инновационных путей и форм самовыражения, способствует развитию уникальности личности, ее самореализации на глубинном психологическом уровне. Основными качествами актерского искусства являются внутренняя свобода, раскрепощенность, творческая активность, способность к мобилизации психоэмоциональных возможностей личности. Развитие перечисленных качеств актера тесно связано с формированием его эстетической культуры в процессе профессиональной подготовки.

Проблемы культурно-эстетического развития, духовного обогащения будущих деятелей культуры и искусства в годы их учебы издавна привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей и педагогов-практиков. В частности, различные аспекты содержания и сущности эстетической культуры личности, ее структуры изучали М.С. Каган [1], Н.И. Киященко [2], А.И. Комарова [3], Н. Б. Крылова [4] и др. Проблема эстетического воспитания отражена в работах А.А. Абдуллиной [5], Л.А. Воловича [6] и др.

В современной отечественной науке существует несколько определений понятия «эстетическая культура».

В.И. Самохвалова, исходя из сущности феномена «культура», определяет эстетическую культуру как способность личности осознавать смысл собственной деятельности, адекватно её выстраивать, организуя и регулируя при этом свои отношения с действительностью [7, с. 41]. Соответственно, по мнению автора, эстетическая культура представляет собой комплекс способностей, развитых до определенного уровня, на основе которых личность может воспринимать, переживать, оценивать и осмысливать действительность в соответствии с законами красоты, расширяя содержание и формы своей деятельности в имеющихся условиях. Качества и способности человека, включенные в содержание эстетической культуры, составляют основу его характера.

По мнению В.В. Бычкова, эстетическая культура - это совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе связанных с актуализацией, реализацией, фиксацией эстетического опыта человечества определенного этапа культурно-исторического бытия или отдельного человека [8].

В трактовке С.М. Вишняковой, эстетическая культура представляет собой определенный уровень развития вкуса, представляющего собой сочетание чувств, знаний, действий по удовлетворению своего интереса, своей потребности. Основными критериями при этом выступают красота и безобразие, величие и низменность, драматизм и трагизм, изящество и элегантность [9].

А.А. Радугин, раскрывая сущность духовной структуры личности, выделяет в качестве ее компонентов знания о критериях прекрасного и безобразного, убеждения, эстетические чувства, нормы деятельности и поведения. По его мнению, наличие перечисленных компонентов показывает уровень овладения личностью эстетической культурой общества и возможности ее твор-

ческой самоотдачи в эстетической деятельности [10, с. 225]. Автор выделяет ряд функций эстетической культуры личности: информативно-познавательное познание, ценностно-ориентаци-онные убеждения, направленность эстетических оценок, взглядов, вкусов, деятельно-волевых способностей, обеспечивающих креативный характер эстетической культуры личности, ее способность к эмоциональной и нормативной саморегуляции общения, поведения и деятельности. Эстетическое сознание личности является внутренним механизмом эстетической культуры, выражающейся в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения [3, с. 227].

А.А. Радугин считает, что сформированность эстетической культуры на оптимальном уровне позволяет человеку адекватно ориентироваться в системе эстетических ценностей модернизированного общества и определяет мотивацию её эстетической позиции. Уровень сформированности образного мышления, овладение умениями изучать и оценивать эстетические явления на основе комплекса внешних параметров, включающих оценку явления как такового по отношению к другим явлениям, и внутренних, содержательных параметров, свидетельствует об уровне сформированности эстетической культуры личности. Проявляется эстетическая культура в общении человека с окружающими и в разнообразных формах социального поведения.

Проанализировав приведенные выше точки зрения ученых, мы пришли к выводу, что для всех них характерно рассмотрение понятия «эстетическая культура» как интегративного феномена, проявляющегося как устойчивая форма эстетического сознания и эстетической деятельности. Эти стороны взаимосвязаны и взаимообусловлены: эстетическое сознание, являясь внутренней базой эстетической культуры, находит своё отражение во внешних проявлениях, т.е. в различных видах деятельности личности. Развитие эстетической культуры происходит в определённой общественной среде, во взаимоотношения с которой личность вступает посредством системы эстетических отношений к различным её объектам.

Учитывая вышесказанное, эстетическую культуру личности мы понимаем как ее характеристику, включающую сформированные эстетические ценности, развитое эстетическое сознание, эстетическую направленность поведения и взаимоотношений.

Решение проблемы формирования профессиональной культуры у будущих актеров требует раскрытия ее содержания.

Вслед за Г.А. Петровой, мы выделяем следующие компоненты эстетической культуры личности будущего актера:

- эстетическое сознание как совокупность эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических потребностей и интересов, эстетических чувств, художественно-творческие способности, художественно-образное мышление;

- эстетическую деятельность, включающую эстетический аспект исполнительской (актерской) деятельности, креативную деятельность, направленную на сотворение произведений искусства или каких-либо объектов, обладающих художественной ценностью [11].

Определение сущности эстетической культуры личности позволяет перейти к раскрытию его составляющих - эстетического сознания и эстетической деятельности.

Эстетическое сознание является формой общественного сознания. Специфика эстетического сознания состоит в синтезе чувственных и рациональных компонентов его структуры и личностном активном созидательном характере. Эстетическое сознание включает не только рефлексию личностью своей деятельности с точки зрения ее соответствия эстетическому идеалу, оценку воспринимаемой информации эстетического характера и эстетического опыта субъекта, но и само ощущение этого опыта, которое строится на психо-физиологических возможностях субъекта и имеет духовную основу [8].

Эстетическое сознание имеет сложную структуру, в которой компоненты (эстетическая потребность, эстетические взгляды личности, эстетическое чувство, эстетический вкус, вкусовая эстетическая оценка) находятся во взаимодействии, взаимной обусловленности и взаимовлиянии.

Эстетическая потребность человека в красоте, прекрасном и возвышенном, гармонии и др., как и другие виды потребностей, является основополагающей в структуре эстетической культуры личности и побуждает ее к творческому саморазвитию. Наличие эстетических потребностей и их характер выступает индикатором как эстетического развития человека, так и общей его культуры.

Эстетическое чувство - это специфическое по своему характеру переживание человека, его отношение к миру, к людям, к произведениям искусства. Эстетическое чувство характеризует эмоционально-практическое отношение человека к миру. Становление эстетических чувств происходит в процессе духовного развития человека, важным фактором которого является взаимодействие индивида с социумом. Эстетические чувства занимают одно из центральных мест в эмоциональной сфере личности. Ведущим в системе эстетических чувств является чувство прекрасного, способствующее максимальному проявлению человеческого начала в человеке. Непосредственным практическим проявлением эстетического чувства является эстетическое восприятие, являющееся своеобразным инструментом и первым этапом эстетического познания, на котором происходит взаимодействие эстетического объекта и эстетического субъекта. Особенность эстетического восприятия состоит в его непосредственности и целостности.

Эстетический вкус представляет собой способность личности по первому впечатлению оценивать эстетические ценности, занимающая ключевое место в эстетическом сознании человека. В эстетическом вкусе интегрируются эстетические чувства и эстетический идеал. Вкус проявляется в способности человека адекватно оценивать объекты и явления с позиции их соответствия общечеловеческим представлениям о красоте, в переживании эстетических чувств. Эстетический вкус обеспечивает проявление субъективного начала личности, его индивидуальной неповторимости.

Что лежит в основе эстетического вкуса? Такой вопрос не вставал перед И. Кантом, в эстетической доктрине которого вкус выступает центральной категорией. Однако Кант, считающий, что в основе вкуса лежит неповторимое эстетическое чувство, обосновывает идеи невозможности объективного сравнения вкусовых оценок, наглядно зафиксированные в пословицах: «О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товарищей нет» и т. д. О развитии вкуса, по Канту, не может быть и речи. Вкус - явление врожденное, либо он есть, либо его нет.

Мы не до конца разделяем подобный подход. В основе вкуса лежит эстетический опыт личности и сам вкус выступает как определенная степень обобщения эстетического опыта, функционально проявляющаяся в способности оценить эстетические ценности предметов и явлений. Отсюда возникает необходимость совершенствования вкусов, необходимость их развития. О вкусах, несомненно, следует спорить, однако здесь важна культура спора. Следует помнить, что за вкусовыми оценками стоит личность во всей своей неповторимости.

Вкусы бывают хорошие, развитые (основываются на богатом и качественном эстетическом опыте), плохие, неразвитые, своеобычные (связанные как с индивидуальностью, так и со специфической, эстетической «платформой» отдельных художников - вспомним, что Л.Н. Толстой отвергал творчество Шекспира).

Ключ к пониманию вкусов - позитивная программа личности. Важно не только то, что ты отрицаешь, сколько то, что ты утверждаешь.

Следует отметить, что в наши дни части молодежи присущи деформированные вкусы (особенно в области искусства), что связано с недостатком индивидуального художественного опыта. Это наглядно видно на восприятии и оценке музыки «тяжелого рока», молодежной моды и т.д. Поэтому выход - в трудоемкой, долгой, но необходимой работе по воспитанию вкусов.

Эстетический идеал в структуре эстетической культуры -это представления людей о совершенной жизни, о совершенном человеке, о совершенном искусстве. Структура эстетического идеала включает единство рационального и эмоционального, в котором преобладает рациональное, т.к. идеал прежде всего - обобщенная мысль. Основная особенность эстетического идеала проявляется в том, что идеал зачастую отражает представление человека о возможном или должном, а не того, что есть в действительности. Эстетический идеал в структуре эстетической культуры личности выступает и как цель, и как образец, и как стимул поведения и деятельности.

Эстетическая оценка понимается как суждение о сущности и проявлениях эстетического и художественного. Эстетическая оценка выступает результатом сформированности эстетического вкуса и эстетического идеала и проявляется как в эмоционально-интуитивной форме («нравится» - «не нравится»), так и в более логически мотивированной, аргументированной форме.

Эстетическое сознание определяет эстетическую деятельность личности, предполагающую ознакомление с эстетическими ценностями, их осмысление, понимание и присвоение и в то же время создание ценностей. Российскими учеными эстетическая деятельность изучается в аспекте взаимодействий в системах «субъект - объект», «субъект - субъект», «объект - объект», в процессе которых личность воспринимает действительность, дает ей оценку с точки зрения эстетического идеала. Деятельность по созданию эстетических ценностей - это сознательная целенаправленная деятельность, осуществляемая личностью в соответствии с имеющимися у нее эстетическими идеалами, в которых проявляется человеческая сущность. «Эстетическая деятельность, — пишет М.С. Каган, - есть практическое созидание эстетических ценностей» [1, с. 36].

Взаимодействия в процессе деятельности по освоению и созданию эстетических ценностей представляют уровень эстетического освоения изменяющейся действительности. А.И. Комарова рассматривает эстетическое отношение как целостное отношение человека к миру, в котором находят деятельное, оценочное и эмоциональное выражение (реализацию) творческие способности людей, отражение их потребности в упорядочении, совершенстве, гармонии и красоте [2, с. 36]. Становление эстетических отношений, по мнению А.И. Комаровой, происходит посредством возникновения психологических ассоциаций, в которых воспроизводятся зафиксированные в сознании практические отношения. В этом состоит идеологический характер эстетических отношений, составляющих духовную сферу общества.

Специфические характеристики эстетических отношений и механизм их становления были выделены и обоснованы в исследованиях М.С. Кагана: непосредственный характер эстетических отношений, которые возникают как духовная реакция индивида на воспринимаемый им конкретный предмет (явления, действия); эмоциональный характер эстетических отношений, указывающий на переживание, а не просто созерцание или логическое умозаключение; «бескорыстный» характер эстетической эмоции, которая вызывается самим существованием данного предмета, а не какой-либо его утилитарной (витальной, экономической, технической) ценностью [1, с. 15].

А.Б. Ладыгина понимает эстетическую деятельность как творческое преобразование мира «по законам красоты», в результатах которого личность осознает свою сущность, оценивает свой жизненный опыт согласно представлениям о красоте. Возникающее при этом эстетическое отношение способствует освоению следующих, ещё не познанных явлений и предметов. Искусство выступает как фактор, помогающий человеку ориентироваться в системе взаимоотношений, эмоционально интерпретировать её формы и проявления [12, с. 151].

Вслед за А.Б. Ладыгиной мы рассматриваем в качестве основного фактора формирования эстетической культуры будущего актера искусство, которое стимулирует творческий и исполнительский виды эстетической деятельности. Совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих актеров возможно также, по нашему мнению, путем реализации в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода. Вся

система воспитания и обучения актера, принятая в отечественной театральной педагогике, опирается на идеи личностно ориентированного подхода. Однако его реализация в современной системе профессиональной подготовки актера остается до сих пор недостаточно разработанной. Повышение эффективности

Библиографический список

подготовки будущих актеров к профессиональной деятельности, отличающейся особым эмоциональным напряжением, настоятельно требует специального изучения, психолого-педагогической поддержки, теоретического обоснования профессиональных требований к субъекту этой деятельности.

1. Каган, М.С. К вопросу о понимании культуры // Философские науки. - 1985. - № 5.

2. Киященко, Н.И. От опыта к эстетической культуре // Эстетическая культура. - М., 1996.

3. Комарова, А.И. Эстетическая культура личности. - Киев, 1988.

4. Крылова, Н.Б. Личностное знание и культурные практики - условия индивидуального образования // Вопросы психического здоровья детей и подростков: научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин / ред. Н.М. Иовчук, С.Н. Ениколопов. - 2004. - № 1.

5. Абдуллина, А.А. Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1993.

6. Волович, Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. - Казань, 1976.

7. Самохвалова, В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире // Эстетическая культура. - М., 1996.

8. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В.В. Бычкова. - М., 2003.

9. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / под ред. С.М. Вишняковой. - М., 1999.

10. Культурология: учеб. пособие / сост. и ответств. редактор А.А. Радугин. - М., 2001.

11. Петрова, Г.А. Вопросы эстетической педагогики будущего учителя. - Казань, 1976.

12. Ладыгина, А.Б. Искусство в системе духовных ценностей общества / А.Б. Ладыгина, В.В. Гринин. - М., 1986.

Bibliography

1. Kagan, M.S. K voprosu o ponimanii kuljturih // Filosofskie nauki. - 1985. - № 5.

2. Kiyathenko, N.I. Ot opihta k ehsteticheskoyj kuljture // Ehsteticheskaya kuljtura. - M., 1996.

3. Komarova, A.I. Ehsteticheskaya kuljtura lichnosti. - Kiev, 1988.

4. Krihlova, N.B. Lichnostnoe znanie i kuljturnihe praktiki - usloviya individualjnogo obrazovaniya // Voprosih psikhicheskogo zdorovjya deteyj i podrostkov: nauchno-prakticheskiyj zhurnal psikhiatrii, psikhologii, psikhoterapii i smezhnihkh disciplin / red. N.M. lovchuk, S.N. Enikolopov. -2004. - № 1.

5. Abdullina, A.A. Sistema professionaljnoyj podgotovki studentov muzihkaljno-pedagogicheskogo fakuljteta k nravstvenno-ehsteticheskomu vospitaniyu shkoljnikov sredstvami muzihki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kazanj, 1993.

6. Volovich, L.A. Sistema ehsteticheskogo vospitaniya podrastayuthego pokoleniya. - Kazanj, 1976.

7. Samokhvalova, V.I. Ehsteticheskaya kuljtura kak kompleksnihyj fenomen utverzhdeniya i realizacii cheloveka v mire // Ehsteticheskaya kuljtura. - M., 1996.

8. Leksikon nonklassiki. Khudozhestvenno-ehsteticheskaya kuljtura XX veka / pod red. V.V. Bihchkova. - M., 2003.

9. Professionaljnoe obrazovanie. Slovarj. Klyuchevihe ponyatiya, terminih, aktualjnaya leksika / pod red. S.M. Vishnyakovoyj. - M., 1999.

10. Kuljturologiya: ucheb. posobie / sost. i otvetstv. redaktor A.A. Radugin. - M., 2001.

11. Petrova, G.A. Voprosih ehsteticheskoyj pedagogiki buduthego uchitelya. - Kazanj, 1976.

12. Ladihgina, A.B. Iskusstvo v sisteme dukhovnihkh cennosteyj obthestva / A.B. Ladihgina, V.V. Grinin. - M., 1986.

Статья поступила в редакцию 20.01.14

УДК 37.013.46

Novichkova N.M. PEDAGOGICAL GOAL-SETTING AS MODERN SCIENTIFIC AND APPLIED PROBLEM. In article the author's position on essence of a goal-formation and a goal-setting in pedagogics and education is stated. The pedagogical problem of a goal-setting which becomes actual and necessary for scientific applied research in a context of implementation of requirements of FGOS of the general main education is considered. One of tool ways of a goalsetting in educational process on the example of educational class in history at school reveals.

Key words: scientific and applied pedagogical problem, a goal-formation, educational goal-setting, pedagogical goal-setting, tool way of a goal-setting, target reference points of FGOS MGE.

Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский педагогический

университет им. И.Н.Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНО-ПРИКЛАДНАЯ ПРОБЛЕМА

В статье изложена авторская позиция по вопросу о сущности целеобразования и целеполагания в педагогике и образовании. Рассматривается педагогическая проблема целеполагания, которая становится актуальной и необходимой для научно-прикладного исследования в контексте реализации требований ФГОС общего основного образования. Раскрывается один из инструментальных способов целеполагания в образовательном процессе на примере учебного занятия по истории в школе.

Ключевые слова: научно-прикладная педагогическая проблема, целеобразование, образовательное целеполагание, педагогическое целеполагание, целевые ориентиры ФГОС ООО.

В числе педагогических научно-прикладных проблем современного школьного образования особое место занимает проблема педагогического целеполагания при изучении учебных предметов. Актуальность педагогического целеполагания в процессе изучения учебного предмета школьниками связана, по меньшей мере, со следующими обстоятельствами.

Современному человеку необходимо владеть регулятивными умениями как жизненно необходимыми в виде умений ставить конкретную цель в деятельности (в действиях), прогнозировать возможную ситуацию в профессиональной деятельности и в жизни, намечать шаги по достижению цели в виде плана для целенаправленной и продуктивной организации и осуще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.