УДК 378.036: 792.071
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ АКТЕРОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING AESTHETICAL CULTURE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING AT FUTURE ACTORS
В. А. Комелина, С. Г. Московцев
V. A. Komelina, S. G. Moskovtsev
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация. В статье на основе анализа сущности эстетической культуры обосновываются педагогические условия ее формирования у студентов, обучающихся в учреждениях профессионального образования. Особое внимание уделяется описанию модели процесса формирования у будущих актеров эстетической культуры.
Abstract. The article substantiates the pedagogical conditions for forming aesthetical culture at future actors who study at institutions of professional training. The substantiation is made through the analysis of the essence of aesthetical culture. Special attention is paid to the description of the model of the process of forming aesthetical culture at future actors.
Ключевые слова: эстетическая культура, будущие актеры, педагогические условия, модель.
Keywords: aesthetical culture, future actors, pedagogical conditions, model.
Актуальность исследуемой проблемы. Искусство как сфера общественного сознания обладает особыми средствами воздействия на формирование эстетической культуры личности. Наибольшими возможностями в этом располагает театр, так как он аккумулирует в себе выразительные средства литературы, музыки и изобразительного искусства. Специфика театра в том, что он «свойства» литературы, живописи и музыки несет через образ живого действующего человека. Искусство театра владеет поразительной способностью сливаться с жизнью. Сценическое представление хоть и происходит по ту сторону рампы, но в моменты высшего напряжения стирает грань между искусством и жизнью и воспринимается зрителями как реальность.
Зрительская культура в значительной степени зависит от характера того искусства, которое зрителю предлагается. Чем сложнее будет поставленная перед ним задача - эстетическая, этическая, философская, - тем больше напрягается мысль, острее переживания, тоньше проявление вкуса зрителя. Значительность задачи, которую театр ставит перед зрителем, требует от актеров высокой эстетической культуры, формирование которой должно происходить в процессе их профессиональной подготовки.
Материал и методика исследований. Были изучены работы в области профессиональной подготовки будущих актеров в театральной школе (Е. Б. Вахтангов, М. О. Кне-бель, К. С. Станиславский и др.), личностно-профессионального становления актеров (С. В. Гиппиус, М. Л. Соснова, А. В. Толшин и др.).
В процессе исследования были использованы такие методы, как теоретический анализ, категориальный синтез, моделирование. Изучался образовательный процесс ГБОУ ССО РМЭ «Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И. С. Палантая».
Результаты исследований и их обсуждение. Проблемы культурно-эстетического развития будущих деятелей культуры и искусства в процессе их профессиональной подготовки привлекают внимание исследователей и педагогов-практиков. Так, различные аспекты содержания и сущности эстетического кругозора личности, его компоненты и структура были изучены В. В. Краевским, Н. Б. Крыловой, С. В. Поповым и др. Проблема эстетического воспитания отражена в работах А. А. Абдуллиной, Л. А. Воловича, С. А. Герасимова и др. Разработке теории эстетической культуры личности посвящены исследования А. И. Комаровой, Г. А. Петровой, В. И. Самохваловой и др.
Изучение трудов отечественных ученых позволило сделать вывод о наличии нескольких подходов к определению сущности эстетической культуры. По мнению А. А. Радугина, эстетическая культура личности - это интегративное образование, включающее эстетические знания, убеждения, чувства, навыки, нормы деятельности и поведения, синтез которых выражает уровень освоения личностью эстетической культуры общества, одновременно определяя меру возможностей ее творческой самоотдачи; содержательность, форму, объем, результативность эстетической деятельности [3]. Ученый обосновывает следующие функции эстетической культуры: информативно-познавательное познание, ценностно-ориентационное убеждение, направленность эстетических оценок, взглядов и вкусов, деятельно-волевые способности, определяющие социально-творческую направленность эстетической культуры личности, эмоциональная и нормативная саморегуляция поведения и деятельности. Внутренним механизмом эстетической культуры, по мнению А. А. Радугина, является эстетическое сознание личности, выраженное в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения [3].
В. И. Самохвалова считает, что эстетическая культура представляет собой определенный уровень способностей, позволяющих личности ценностно воспринимать, переживать и осмысливать постоянно обновляющуюся действительность, обогащать содержание и формы своей деятельности в модернизированных условиях. Интегрированные в эстетическую культуру качества и способности человека представляют собой единое целое - структуру его характера [5].
Исходя из вышесказанного, эстетическую культуру личности мы понимаем как ее характеристику, включающую эстетические ценности, знания об их природе и функционировании, эстетическое сознание, эстетическую деятельность и направленность поведения и взаимоотношений людей.
Вслед за Г. А. Петровой [4] мы выделяем следующие компоненты эстетической культуры личности будущего актера: эстетическую деятельность, включающую эстетический аспект всех видов деятельности, исполнительскую деятельность, творческую деятельность по созданию произведений искусства и других ценностей; эстетическое созна-
ние как совокупность эстетического восприятия, вкуса, эстетических потребностей, интересов; художественно-творческие способности, художественно-образное мышление. Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи и взаимно обуславливают друг друга.
Раскрытие сущности и структуры эстетической культуры позволило нам сформулировать совокупность педагогических условий, обеспечивающих, по нашему предположению, ее эффективное формирование у будущих актеров в процессе их профессиональной подготовки в учреждении профессионального образования.
Вслед за В. А. Андреевым [1] педагогические условия мы понимаем как обстоятельство процесса обучения, которое является результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организованных форм обучения для достижения определенных дидактических целей. Условия являются результатом заранее продуманного и тщательно выявленного преобразования (отбора, конструирования) каждого из элементов образовательного процесса, что позволяет достичь более совершенных результатов воспитательной работы. Таким образом, в качестве педагогических условий формирования у будущих актеров эстетической культуры мы предлагаем: разработку на основе культурологического и полихудожественного подходов модели исследуемого процесса и ее реализацию, осуществление индивидуального подхода и учет возрастных особенностей в эстетическом становлении обучающихся, создание и развитие культурно-образовательной среды колледжа. Рассмотрим перечисленные условия.
Первым условием является разработка модели исследуемого процесса. При разработке данной модели мы опирались на положения культурологического и полихудожественного подходов.
Сущность культурологического подхода [2] состоит в понимании культуры как системообразующего фактора становления человека, его сознания и жизнедеятельности. В соответствии с положениями аксиологического аспекта действия данного подхода мы определили целеориентационный блок нашей модели. В качестве цели нами было выбрано достижение высокого уровня сформированности эстетической культуры студентов колледжа. Задачами исследуемого процесса стали формирование у будущих актеров мотивации эстетического саморазвития, создание условий для интериоризации ими системы эстетических ценностей, сообщение эстетических знаний, накопление студентами опыта эстетической деятельности. Решение перечисленных задач должно осуществляться с учетом ряда принципов: культуросообразности, природосообразности, системности, интеграции, индивидуализации и дифференциации, профессиональной направленности.
В содержательный блок модели входят мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-творческий компоненты. Реализация данного блока осуществляется в процессе изучения дисциплин «История мировой культуры», «История мировой и отечественной драматургии», «История изобразительного искусства», «История театра», «Музыкальное воспитание», «Сценическая речь», «Сценическое движение» и др. Системообразующим звеном в содержательном блоке явился спецкурс «Эстетическая культура актера театра и кино». Целью спецкурса является углубленное изучение студентами истории становления и развития общечеловеческой, этнической и региональной культуры, формирование у них эстетического сознания в единстве эстетического восприятия, эстетического идеала и эстетического вкуса.
Процессуальный блок в соответствии с технологией реализации личностно ориентированного подхода включает технологию педагогической поддержки, педагогику сотрудничества, метод проектов. В рамках этих технологий мы выделяем такие средства, как понимание, общение и сотрудничество, рефлексия, творчество, личностная позиция в любой деятельности. Формами организации педагогического процесса в модели выступают индивидуальные и групповые практические занятия, лекции и семинары (аудиторная деятельность); мастер-классы, учебные спектакли, экскурсии, посещение театров (внеаудиторная деятельность). Методами обучения были выбраны беседа, диалог, дискуссия, метод проектов и др.
Результативный блок разработанной нами модели включает критерии и показатели сформированности эстетической культуры будущих актеров, методы диагностики (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, изучение продуктов учебной деятельности студентов).
Вторым педагогическим условием является осуществление индивидуального подхода и учет возрастных особенностей в эстетическом становлении обучающихся. Экспериментальной базой нашего исследования является ГБОУ ССО РМЭ «Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И. С. Палантая», которое дает углубленное среднее профессиональное образование по специальности 070301 Актерское искусство (квалификация «актер, преподаватель»). Студентами колледжа являются юноши и девушки в возрасте от 15-16 до 20-22 лет. При организации процесса формирования у них эстетической культуры необходимо учитывать особенности обучающихся данной возрастной группы (становление самосознания и завершение формирования образа «Я», профессиональное и личностное самоопределение, развитие рефлексивных способностей и способностей к саморегуляции и самоуправлению). Реализация второго педагогического условия предполагает создание благоприятных условий для эффективной профессиональной подготовки каждого студента, развития его личностного потенциала, осмысления цели и смысла жизни и обеспечение возможностей реализации личностно-творческого потенциала студента.
Третье педагогическое условие заключается в создании и развитии культурно-образовательной среды колледжа. При разработке данного условия мы опирались на полихудожественный подход, согласно которому одновременное использование различных видов искусства создает условия для более гармоничного развития обучающихся, чем при получении разрозненных художественных впечатлений. Активное участие обучающихся в деятельности по освоению разных искусств обеспечивает развитие их эмоциональной сферы, творческих способностей и художественных потребностей. Полихудожественный подход предполагает реализацию принципа интеграции, предусматривающего углубленное изучение обучающимся не одного художественного предмета (изобразительного искусства, музыки, слова и т. п.), а многих. Приобщение будущих актеров к искусству позволяет им глубже понять истоки театрального искусства и сценической деятельности, овладеть базовыми представлениями и навыками из области каждого вида искусства.
Создание культурно-образовательной среды колледжа и ее развитие позволяет реализовать полихудожественный подход. Под культурно-образовательной средой понимается, с одной стороны, пространство профессионального и культурного самоопределения личности студента, соответствующее его индивидуальным особенностям и культурным предпочтениям, с другой - сфера формирования траекторий профессионально-
личностного развития каждого обучающегося и создания педагогических условий их реализации [6]. Важной составной частью культурно-образовательной среды является внеаудиторная деятельность студентов, организованная в форме кружков (например, кружков сольного или ансамблевого пения, по обучению игре на музыкальных инструментах и пр.). Внеурочные занятия должны охватывать все виды искусства и приобщать студентов к искусству через художественное творчество.
Резюме. Выявленные педагогические условия (разработка на основе культурологического и полихудожественного подходов модели исследуемого процесса и ее реализация, осуществление индивидуального подхода и учет возрастных особенностей в эстетическом становлении обучающихся, создание и развитие культурно-образовательной среды колледжа) охватывают основные компоненты эстетической культуры, учитывают особенности образовательного процесса колледжа и профессиональной подготовки будущего актера театра и кино. Реализация данных условий, по нашему мнению, обеспечивает эффективное формирование у обучающихся колледжа эстетической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В. А. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс : учебное пособие / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.
2. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов н/Д. : Учитель, 1999. - 560 с.
3. Культурология : учебное пособие / сост. и отв. редактор А. А. Радугин. - М. : Центр, 2001. - 304 с.
4. Петрова, Г. А. Вопросы эстетической педагогики будущего учителя / Г. А. Петрова. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1976. - 200 с.
5. Самохвалова, В. И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире / В. И. Самохвалова // Эстетическая культура. - М. : РАН ; Ин-т философии, 1996. - 201 с.
6. Тенюкова, Г. Г. Культурно-образовательная среда факультета как фактор профессиональной подготовки педагога- музыканта / Г. Г. Тенюкова, Е. Г. Хрисанова // Мир науки, культуры и образования. - 2013. -№ 5. - С. 269-272.