6. Завалко, ДА Татарская диаспора на территории Восточного Казахстана в XIX в. // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: материалы V Международной научно-практической конференции. Усть-Каменогорск, 2004. - С.31-39.
7. Камалджанова, ТА. Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв. / / Вопросы исторической науки: материалы международной научной конференции (г. Москва, январь 2012 г.). М., 2012. - С.17-25.
8. Миниханов, Ф.Г., Забиров, М.З. Татаро-киргизские культурные связи во второй половине XIX-начале ХХ века / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Казань, 2014. - С. 126-129
9. Михнова, П.В. Архитектурное наследие как социально-демографическая характеристика общества (на примере городов Северо-Восточного Казахстана//Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: материалы VI Международной научно-практической конференции. Усть-Каменогорск, 2005. Часть 2. С. 53-59.
10. Республика Казахстан / / Татарская энциклопедия. Гл. ред. М.ХХасанов. Казань, 2010. Т.5. - С.61-62
11. Жидепулат татарлары. 2013. - № 1.
УДК378
Е.Е.Новгородова
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
В статье представлен научный анализ понятия «социокультурная компетентность», выделены основные компоненты социокультурной компетентности. Социокультурная компетентность студентов рассматривается как базовая составляющая профессиональной компетентности. Процесс формирования социокультурной компетентности студентов должен строиться как последовательность педагогических задач, условий, методов и технологий развития личности, позволяющих решать профессиональные задачи в условиях межкультурного общения.
Ключевые слова: социокультурная компетентность, социокультурная компетенция, компетентностный подход, профессиональное образование.
E.Novgorodova THE PROBLEM OF STRUCTURE AND CONTENT OF SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE
The analysis of "social and cultural competence" concept is presented in the article. Basic components of social and cultural competence are highlighted. Students' social and cultural competence is regarded as the main component of professional competence. The process of forming students' social and cultural competence should be organized as a sequence of pedagogical tasks, conditions, methods, and technologies of personal development, which allow to solve professional problems in conditions of intercultural communication.
Key words: social and cultural competence, competence based approach, professional education.
В современной науке приобретает большое значение компетентностная модель образования, в которой главное внимание сосредоточено на личности обучающегося, приобретающей ряд компетенций в процессе обучения. Теоретические основы компетентностного подхода в отечественной науке были разработаны в трудах ученых: В.И.Байденко, И.А.Зимней, Э.Ф.Зеера, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Сахаровой, Г.К.Селевко, Н.А.Селезневой, Ю.Г.Татура, А.В.Хуторского и других. В дальнейшем, был проведен ряд исследований, посвященных формированию профессиональной компетентности специалистов различного профиля (А.К.Маркова, Н.А.Максимова, Л.М.Митина, И.А.Зимняя, О.В.Котлярова, П.П.Терехов и др.). Следующим этапом разработки этой темы стала выработка различных подходов к определению понятий общекультурных и социально-личностных компетенций, их классификаций и компонентного состава (Ю.В.Ахметшина, В.И.Байденко, Д.П.Заводчиков, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Ю.Г. Та-тур, АВ^уторской и др.).
Во многих публикациях по этой теме подчеркивается инновационный характер компетентностного подхода, который стал в настоящее время актуальнейшей тенденцией, разрабатываемой педагогической наукой. Использование компетентностного подхода в образовательном процессе предполагает развитие и формирование в личности обучающегося таких важных социальных и профессиональных качеств, как ответственность, творческий потенциал, а также компетентность в широком смысле этого слова.
На современном этапе понятие «компетентность» в мировой педагогической науке занимает центральное место, так как содержит в своей структуре интеллектуальную и навыковую составляющие, определяющие содержание образования, а также само понятие «компетентности» связано с важнейшей тенденцией современности - обучение от результата.
Следует отметить, что термин «социокультурная компетентность» (СКК) достаточно распространен и употребляем в профессионально-методической литературе. Исследователи рассматривают содержание и структуру СКК с разных точек зрения, порой противоположных, что приводит к разнообразным интерпретациям, толкованиям, в результате - трудно выработать общие методики и подходы к формированию данной компетентности на всех этапах образования.
Так, ученые-культурологи (АЯ.Флиер, О.НАстафьева, О.А.Захарова, А.П.Садохин, О.И.Карпухин,
И.В.Кондаков, А.В.Костина) видят цель образования в формировании социокультурной компетентности, которая помогает, на их взгляд, человеку принимать ответственные решения в профессиональной сфере, способствует успешному коммуникативному диалогу, опирающемуся как на знания собственной культуры, так и культуры другого участника диалога. При этом в состав СКК включены следующие компоненты: «культурная компетентность» (А.Я.Флиер), «информационно-коммуникативная компетентность» (О.Н.Астафьева, О.А.Захарова) и «межкультурная компетентность» (А.П.Садохин).
Сторонники общефилософских подходов делают акцент на других составляющих компетентно-стного подхода. Приведем лишь некоторые, например, выделяется психологическая мобильность, коммуникабельность, социальная адаптация и культурная толерантность личности. Обращается внимание на формирование ценностных ориентаций и готовности к диалогу, социокультурной деятельности; некоторые считают важным научить в процессе образования понимать социальный контекст профессиональной деятельности, а другие - на первый план выдвигают способность человека адаптироваться и интегрироваться в социуме [11, с. 139].
Нам представляется наиболее полной и интересной точка зрения, выраженная в современных педагогических исследованиях, в которых социокультурная компетентность понимается в качестве общих свойств личности, содержащих такие компоненты, как знание мыслительных компетенций (когнитивная), готовность к их проявлению (мотивационная); выраженность отношения к содержанию компетенции (ценностно-смысловая) и учет опыта проявления компетенции (поведенческий аспект) [7].
Некоторые исследователи рассматривают социокультурную направленность с точки зрения компетенции, а не компетентности. В российской методике преподавания иностранного языка социокультурную компетенцию принято рассматривать как компонент коммуникативной компетенции, где она понимается как способность к адекватному взаимодействию в ситуациях повседневной жизни, становлению и поддержанию социальных контактов при помощи иностранного языка.
В работах В.В.Сафоновой, П.В.Сысоева, Г.В.Елизаровой, Г.А.Воробьева социокультурная компетенция как один из компонентов коммуникативной компетенции представляет собой совокупность определенных знаний, навыков, умений, способностей и качеств, формируемых в процессе формальной или неформальной языковой подготовки к межкультурному общению.
При этом структура модели социокультурной компетенции включает следующие компоненты: лингвострановедческий, культурологический, социолингвистический и социально-психологический [11, с.138].
Как видим, существуют разные подходы к трактовке и пониманию понятий «компетенция» и «компетентность», поэтому мы считаем вполне возможным говорить о социокультурной компетентности, так как в ее основе лежит социально направленная деятельность.
Сошлемся на исследование И.В.Груздевой, выполненное в контексте культурологической парадигмы образования, в котором социокультурная компетентность рассматривается как «интегратив-ная характеристика личности, проявляющаяся в наличии знаний в области разных видов социальной культуры (нравственно-этической, гендерной, национальной, правовой, конфессиональной); интереса к ее изучению; готовности к взаимодействию с людьми в различных жизненных ситуациях в соответствии с ее ценностями; социально значимых мотивов поведения; адекватной оценки межличностного общения» [4, с.57].
Хочется подчеркнуть, что социокультурная компетентность может сформироваться в полной мере только в том случае, если в процессе образования личности будут включены все компоненты -мыслительные способности и возможности человека, его побуждения, навыки поведения и умения. Следовательно, о достаточном уровне социокультурной компетентности человека в процессе образования можно говорить тогда, когда личность будет обладать системой профессиональных знаний; таким набором умений и навыков, который позволит ему осуществлять успешную коммуникацию, в том числе и с людьми из другого поликультурного, межконфессионального и социального пространства [3].
Другой исследователь данного вопроса, АН.Сафонов, понимает под социокультурной компетентностью «возможность и готовность молодых специалистов к взаимодействию с людьми на основе сформированных у них социальных и культурных ценностей и включающую в себя: правовую компетентность (знание законов межличностных отношений, отношений личности и государства, прав и обязанностей человека правового государства); компетентность в нравственных нормах отношений, обеспечивающих развитие общества, цивилизованных межличностных отношений; ориентацию специалиста на социокультурные ценности, определяющие социальную направленность личности; культуру межличностного общения, проявляющуюся в ответственности, обязательности, деловитости; соблюдение национальных традиций и обычаев, проявляющихся в менталитете специалиста; владение умениями и навыками реализации принципов социокультурной деятельности» [12].
Т.В.Закутняя рассматривает социокультурную компетентность студентов как «становление ин-
тегративных качеств личности на основе осмысления и усвоения индивидуумом форм и проявлений социально-культурной жизни, приобретения собственного социального опыта путем «врастания» в культуру и формирования индивидуального «поля» культуры, развития новых личностно-психи-ческих качеств и свойств (самооценка, самопознание, ответственность за принятие решений, корпоративность и др.)» [6, с.101].
Следует отметить важность развития социокультурной компетентности в образовательном процессе вуза, так как она позволяет сформировать высококвалифицированного специалиста и гармоничную личность, способную успешно решать многие социальные и личностные проблемы.
Одним из значительных факторов для обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов во всех сферах деятельности А.В.Кирьякова называет социальную компетентность [8]. Г.С. Архи-пова считает, что определяющей является не просто социальная компетентность (освоение социальных ролей и различных поведенческих сценариев), а социокультурная (социальная компетентность плюс знание общекультурных и нравственных ценностей). Социокультурная компетентность, на ее взгляд, «более широкое и, соответственно, более значимое понятие, которое включает в себя не только социальный интеллект, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, быструю адаптацию в меняющихся современных социально-экономических условиях, социально-профессиональную зрелость и профессиональную культуру, но и духовно-нравственную зрелость, высокий общекультурный уровень, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации» [1, с.69]. По мнению Г.С.Архиповой, понятия «социокультурная компетенция» и «социокультурная компетентность» не взаимоисключают друг друга, так как оба существуют относительно чего-либо: первое понятие - как часть общекультурной компетентности, а второе - как целое в социокультурном континууме непосредственно.
Основу социокультурной компетентности образовывают знания о социальной культуре общества, правилах и способах поведения в нем. Поэтому одним из значимых путей развития социокультурной компетентности считается формирование у обучающегося знаний о социальной культуре, специфике ее проявлений, способах поведения и взаимодействия в каждой из этих ситуаций. Социокультурная компетентность характеризует взаимодействие человека с обществом, другими людьми, позволяет ему адекватно выполнять нормы и правила жизни в социуме [9].
Между тем многие исследователи в разработке проблем теории и методики профессионального образования рассматривают социокультурную компетентность как часть профессиональной компетентности. Так, по мнению Е.И.Валяевой, социокультурная компетентность является составляющей профессиональной деятельности, так как специалисту необходимо не только постоянно овладевать новой информацией и обновлять знания, но и успешно применять их в конкретных профессиональных условиях, что и предполагает компетентность [2, с.161]. П.П.Терехов в структуре профессиональной компетентности специалиста социально-культурной сферы выделяет роль педагогической составляющей, рассматривая педагогическую компетентность как сложную интегральную характеристику личности, целостно сочетающую творческую направленность, теоретические профессиональные знания, практические умения и навыки, выраженные художественно-педагогические способности и качества личности [13, с.68].
По мнению других исследователей, методологически правильным будет считать, что профессиональная компетенция является составной частью социокультурной компетентности личности, т.к. «социокультурная компетентность выпускника вуза - это его целостное личностное сформированное качество, проявляющееся в высоком уровне решения им разнообразных социальных, культурных и профессиональных задач, позволяющее определить его как компетентного в своей области деятельности» [10, с.144].
В нашем исследовании мы определяем социокультурную компетентность как интегративное свойство личности, характеризующееся наличием толерантного и открытого отношения к представителям различных языковых сообществ, её теоретическую и практическую готовность к социокультурной деятельности, выраженной в личностно-осознанном позитивном отношении к ней, в наличии глубоких и прочных знаний и умений и опыта, направленных на результативное решение конкретных профессиональных задач в ситуации межкультурного общения.
За основу определения структуры социокультурной компетентности мы взяли исследования А.Л.Бусыгиной, Т.В.Добудько, А.К.Марковой, О.В.Чуренёвой, ТАЖуковой и др., так как, на наш взгляд, СКК - это многоуровневое и многоаспектное понятие, отражающее существенные стороны современного педагогического образования и включающее четыре основных компонента [5]. Доминантами в СКК выступают когнитивный (мыслительный) аспект, в который входят профессиональные знания, культурно-фоновые знания, понимание социокультурной деятельности; а также коммуникативный аспект, представленный коммуникативными навыками и умениями (вербальные и невербальные
средства общения в поликультурной среде).
Следующим важным аспектом, составляющим содержание социокультурной компетентности, является эмоционально-нравственный компонент, который способствует формированию личностных качеств, необходимых специалисту в дальнейшей профессиональной и социокультурной деятельности. В нашем исследовании мы особый акцент делаем на социокультурное сознание и социокультурную ответственность личности.
Также, мы обращаем внимание на деятельностный компонент, который занимает важное место в структуре социокультурной компетентности. Именно он способствует мотивации личности к реализации социокультурной деятельности, позволяет отвечать на вызовы, возникающие в процессе коммуникации (устранять психологические барьеры, возникающие в процессе общения, уметь их прогнозировать и предупреждать); находить наиболее оптимальные, креативные способы решения социокультурных проблем при взаимодействии в поликультурной среде.
Итак, социокультурная компетентность, на наш взгляд, способствует продуктивному межкультурному общению, позволяет понять эмоционально-когнитивные особенности другого народа и не допустить формирования идеологии национальной исключительности. Формирование СКК, в то же время, помогает осознать самоценность личности, постичь все стороны собственной культуры, сравнить ее с культурой и языком другого народа.
Литература
1.Архипова, Г.С. Формирование социокультурной компетентности будущего специалиста в воспитательном процессе вуза // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №1(1). - С.68-71.
2. Валяева, Е.И. Социокультурная компетентность как составляющая профессиональной деятельности будущего специалиста / / Мир науки, культуры, образования. - № 5 (17). - 2009. - С.160-162.
3. Григорьев, Д.Н. Формирование социокультурной компетенции личности (на примере модели поликультурного воспитания) / / Армия и общество. - 2013. - №1 (33). - С.33-39.
4. Груздева, И.В. Социокультурная компетентность: подходы к определению структуры и функции // Издательство «Грамота» www.gramota.net № 8 (58) -2015. - часть 1. - С. 55-58.
5. Жукова, ТА. Педагогическая технология формирования социокультурной компетентности будущих учителей: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Самара. - 2007. - 23 с.
6. Закутняя, Т.В. Формирование социокультурной компетентности студентов колледжа: уровневый подход // Человек и образование. - 2013. - № 1 (34). - С.101-104.
7. Зимняя, ИА. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 15.07.2015).
8. Кирьякова, АВ. Ориентационно-ценностные основания компетентностных технологий / Компетентность и технологии образования: материалы науч. практ. конф. Хорсенс: Унив. Колледж Витуса Беринга. - Дания. - 2008. - 297 с.
9. Коломийченко, Л.В. Социокультурная компетентность: ее культурологические аспекты, сущность, подходы к определению [Электронный ресурс] / Л.В.Коломийченко, И.В.Груздева / / Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: http://www.scienceeducation.ru/121-19433 (дата обращения: 24.02.2016).
10. Кустов, Ю.А., Лившиц, Ю.А., Стацук, С.В. Сущность социокультурной компетентности личности / / Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2014. - №4 (17). - С.139-149.
11. Муравьева, Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / / Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - №9. - С.136-143.
12. Сафонов, А.Н. Развитие социокультурной компетентности молодых специалистов в системе послевузовского образования: дисс. ... канд. педаг. наук 13.00.05. - Москва. - 2006. - 141 с. [Электронный ресурс]: URL:http:// www.dissercat.com/content/razvitie-sotsiokulturnoi-kompetentnosti-molodykh-spetsialistov-v-sisteme-poslevuzovskogo -obr (дата обращения: 11.11.2015).
13. Терехов, П.П. Обеспечение качества профессионального социокультурного образования // Вестник Казанского государственного института культуры. - 2015. - №4. - С 66-71.
УДК 025.45
Г.Ф.Валиуллина
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ» В СЛОВАРЯХ РАЗНОСТРУКТУРНЫХ ЯЗЫКОВ
На примере лингвокультурного концепта «любовь» в статье сопоставляются сравнения традиций, сложившихся в татарской и английской лексикографии. Сопоставительные лексикографические интерпретации концепта «любовь» позволяют обнаружить сходства и различия в способах передачи данного концепта в словарях разно-структурных языков, а именно в аспекте их семантизации, а также - синтагматических и понятийных связей.
Ключевые слова: лингвокультурология, концепт «любовь», лексикографическая интерпретация.
G.F.Valiullina CULTURAL LINGUISTICS INTERPRETATIONS OF THE CONCEPT OF "LOVE" IN THE DICTIONARIES OF THE LANGUAGES OF DIFFERENT STRUCTURES
For example mltora! linguistics concept of «love» in the article compares the comparison established traditions in the