УДК 378:379
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ
Е.В.Волкова
В статье освещена проблема формирования социокультурной компетенции (СКК) студентов, приведено научное определение данного понятия и представлен инновационный педагогический опыт по этому вопросу. Результаты исследования подтвердили наличие четкой структуры СКК и взаимозависимость ее компонентов в учебном процессе.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, диалог культур, толерантность, взаимодействие, этнокультурная компетентность, бесконфликтное общение.
В настоящее время сложившаяся социальная ситуация выдвигает новые, более высокие требования к профессиональной подготовке и формированию личности будущего специалиста, что актуализирует потребность в непрерывной модернизации системы подготовки компетентных специалистов, в создании целостной концепции их профессионализации, в выявлении и совершенствовании форматов их социально-профессионального становления. Главное внимание здесь следует обратить на личность компетентного специалиста, на его отношении к профессии и к другим людям, так как от этого зависит успешность его профессионализации. В связи с этим особо актуальной является проблема повышения качества высшего профессионального образования как основа модернизации всей отечественной системы образования.
Сегодня обществу нужны специалисты, подготовленные для включения в самостоятельную дальнейшую жизнедеятельность, компетентные для решения практических жизненных и профессиональных проблем, обладающих не только полученными знаниями, умениями и навыками, но и дополнительными качествами, которые обозначаются понятиями «компетенция» и «компетентность», что более соответствует трактовке и содержанию современных задач и целей высшего образования.
Наше обращение к проблеме формирования социокультурной компетенции студентов вызвано активизацией процессов взаимовлияния и взаимопроникновения культур в современном гражданском обществе, которые предъявляют системе образования всех уровней социальный заказ на подготовку духовно развитой, вариативно мыслящей, креативной личности, обладающей умениями и навыками бесконфликтного общения с носителями других культур с учетом лингвокультурных и лингвопрагматических компонентов коммуникации, которые являются характеристикой важной составляющей общей культуры человека -социокультурной компетенции.
Не вызывает сомнения тот факт, что эффективность деятельности человека как в профессиональной, так и личностной сфере в современном поликультурном обществе зависит, прежде всего, от его социокультурной толерантности и способности взаимодействовать с людьми независимо от их культурной национальной или этнической принадлежности, от умения использовать культуросообразные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, что бывает сделать довольно-таки трудно, если у субъекта данной ситуации не сформирована социокультурная компетенция (СКК).
Несомненно, происходящие социально-экономические изменения в обществе отражаются на содержании и организации системы дополнительного образования, которые также трансформируются, ибо на системе дополнительного языкового образования лежит ответственность за формирование у студентов способности к адекватному социальному общению в поликультурном современном мире. Это обусловливает необходимость поиска оптимальных, инновационных форм поддержки и совершенствования дополнительного языкового образования, разработки стратегий его развития в соответствии с современными реалиями и вызовами социально-образовательной политики, направленной на поддержку саморазвития обучаемого и совершенствование его творческого потенциала.
В процессе интеграции и глобализации образования в системе дополнительного языкового образования, в сложном противоречивом соотношении социума и культуры, социокультурное выступает не просто как смысловой контекст, но как «реальная жизненная ткань, в которой проявляются и протекают образовательные явления и процессы, как необходимое измерение, придающее выводам объемность жизненных реалий» [2, с.35].
Концептуальное значение для нашего исследования имели комплекс научных идей о социокультурной компетентности, социокультурной и межкультурной компетенциях конкурентоспособной личности будущего специалиста (В.М.Басова, Р.Х.Гильмеева, М.И.Лукьянова, С.С.Бахтеева,
B.Ш.Масленникова, В.В.Сафонова и др.); концептуальные положения теории социального интеллекта (В.Н.Куницина, Е.С.Михайлова); теория социокультурной деятельности (Г.М.Бирженюк, Т.Г.Кисилева, Ю.Д.Красильников, В.Е.Триодин и др.); концепции коммуникативной личности и культуры как теоретической основы формирования социокультурной компетентности личности (А.Д.Жарков, И.А.Зимняя,
C.Н.Иконникова, Т.А.Кривченко); психолого-педагогические теории по проблеме ДПО (Т.А.Березина, Н.Н.Букина, С.А.Вершловский, Е.И.Наседкина, Т.В.Лодкина, И.А.Хоменко и др.), а также идеи Н.И.Велика, В.П.Голованова, H.A.Соколовой о необходимости рассматривать систему дополнительного образования как условие и средство социально-педагогической поддержки обучающегося в период получения профессионального образования.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке [2; 3; 4] существует достаточно большая сложность в определении сущности понятия «социокультурная компетенция», в виду того, что существует его тесная связь с такими категориями и понятиями, как «этнокультурная компетенция», «культурная компетентность» и «межкультурная
компетенция», т.д. Как мы видим, эти понятия объединяет их вторая часть, являющаяся производной от понятия «культура».
В нашем контексте, составляющими социокультурной компетенции являются: уровень осведомленности человека о диапазоне возможных стратегий поведения в межличностном конфликте [4; 6]; умение личности реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной поликультурной ситуации; степень духовной зрелости и сформированности духовно-нравственных качеств, умение выступать в роли коммуникативного посредника и др. Социокультурная компетенция несет на себе функцию обеспечения развития социально и личностно значимых смыслов, мотивационных и ценностных сфер, регулирование процессов понимания глобального мира и индивидуальности человека, оказания помощи личности в адаптации к новым условиям, повышения конкурентоспособности личности.
Вопрос о формировании у студентов социокультурной компетенции -это вопрос об их подготовке к эффективному функционированию в условиях поликультурного мира, о социализации и образовании в сложном противоречивом соотношении социума и культуры, их социокультурной защите. В ходе нашего исследования был определен компонентный состав социокультурной компетенции и были разработаны конкретные критерии и критериальные показатели ее сформированности. Высокий уровень сформированности характеризуется проявлением всех компонентов СКК, в то время как на среднем уровне заметное проявляются лишь некоторые компоненты СКК и недостаточно развиты другие. Констатируя низкий уровень сформированности СКК, мы подчеркиваем не только отсутствие сформированности отдельных её компонентов, но и также потребности в формировании их и в личностно-профессиональном самосовершенствовании.
Сформированность ряда компонентов или всего их комплекса способствовала постановке конкретных задач организации дополнительного языкового образования по формированию социокультурной компетенции и,
следовательно, сделало весь процесс ее формирования целенаправленным и более эффективным.
В ходе исследования нами была разработана педагогическая модель формирования социокультурной компетенции, которую мы понимаем как интегративное личностное качество, включающее в себя особым образом структурированную систему интеллектуально-гностической, эмоционально-рефлексивной и поведенческой составляющих социокультурной компетенции, которые направлены на взаимодействие теоретической составляющей знаний с практическими навыками и стратегиями поведения, задаваемых по отношению к деятельности личности, и определяющих его способность и готовность устанавливать контакты с субъектами социокультурной деятельности, участвовать в принятии совместных решений и регулировании конфликтов ненасильственным путем, исходя из социокультурных особенностей личности, группы и социума. Культура в данном контексте определяется как совокупность определенных социокультурных ценностей, норм и традиций, которые присущи конкретной личности и которые представляют собой результат взаимовлияния традиций макро- и мезо- уровней с традициями, формирующимися в рамках культурной и социальной повседневности, зависят от норм и ценностей ее образа жизни.
Мы выявили также педагогические условия эффективного функционирования нашей модели, к числу которых мы отнесли: регулярное проведение мониторинга как способа контроля динамики формирования социокультурной компетенции; разработку и внедрение дополнительных курсов (программных проектов), обеспечивающих повышение уровня социокультурной компетентности в духе межкультурного взаимопонимания и толерантности; максимальное использование социокультурного потенциала среды студентов на принципах социального партнерства и социального диалога всех заинтересованных лиц.
Ставя перед собой задачу формирования и развития социокультурной компетенции в системе дополнительного языкового образования в первую очередь необходимо создавать достаточные условия для обеспечения содержательной стороны межнациональной коммуникации социокультурного характера и расширения опыта взаимоотношений обучаемых с окружающим миром культуроведческой направленностью. Содержание основных тем социокультурного характера должны затрагивать личностную информацию об культурных особенностях представителей различных национальностей, их досуг, увлечения, национальные традиции, интересные факты, национальную кухню, праздники, национальные костюмы, благотворительные проекты и т.д.
В нашем исследовании приведены примеры из конструктивного опыта кафедры «Иностранные языки в профессиональной коммуникации» Казанского национального исследовательского технологического университета по проведению таких мероприятий. Переводческая практика для студентов, обучающихся по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» включает обязательное проведение страноведческих КВНов с участием американских школьников, изучающих русский язык по программе КБЬУ. Цель данных мероприятий -проанализировать факторы, влияющие на динамику развития социокультурной компетенции у студентов, и путем погружения в другую культуру совершенствовать практические навыки общения и адаптации в другой лингвакультуре. Главной составляющей таких мероприятий является культурологический компонент.
Изучение культуры другой страны с помощью языковых средств позволяет вовлечь студентов в «диалог культур» [5], познакомить их с общечеловеческими ценностями, пополнить базовые знания, но также предоставляет огромные возможности для обеспечения познавательной мотивации и адаптации студентов в другой лингвакультуре. Одной из важнейших задач преподавателя является необходимость разработки
определённой технологии обучения социально-культурному компоненту содержания образования в области иностранного языка. При этом необходимо привлекать элементы родной культуры студентов для сравнения особенностей восприятия мира представителями разных языковых культур.
К сожалению, на аудиторных занятиях не всегда хватает времени для полноценной реализации социокультурного компонента. В этом случае программы дополнительного образования по иностранному языку являются одним из эффективных средств обучения межкультурной коммуникации, так как не только реализуют практические, развивающие, образовательные и воспитательные задачи, но при этом сохраняют свободную и непринужденную атмосферу общения на иностранном языке [6].
Источники:
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004.
2. Трегубова Т.М. Компаративные исследования в области профессионального образования: основные тренды и проблемы адаптации // Казанский педагогический журнал. 2013. № 3. С.33-39.
3. Флиер А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики // Общественные науки и современность. 2000. № 2.
4. Berns M. Context of Competence: Social and Cultural Consideration in Communicative Language Teaching.
5. Зиннуров А.М., Зинурова Р.И., Токар В.М. Диалог культур. Казань: Респ. учебн. научно-исследовательский центр. 2004. 120 c.
6. Страноведческий КВН по английскому языку. [Электронный ресурс]: http://rudocs.exdat.com/docs/index-150633.html
7. Волкова Е.В. Экспериментальная оценка динамики межкультурной коммуникативной компетенции у студентов технического университета // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 16 (22). С. 377-381.
References:
1. Zimnyaya I.A. Klyuchevy'e kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. M.: Issledovatel'skiy centr problem kachestva podgotovki specialistov. 2004.
2. Tregubova T.M. Komparativny'e issledovaniya v oblasti professional'nogo obrazovaniya: osnovny'e trendy' i problemy' adaptacii // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. 2013. № 3. S.33-39.
3. Flier A.YA. Kul'turnaya kompetentnost' lichnosti: mejdu problemami obrazovaniya i nacional'noy politiki // Obsch'estvenny'e nauki i sovremennost'. 2000. № 2.
4. Berns M. Context of Competence: Social and Cultural Consideration in Communicative Language Teaching.
5. Zinnurov A.M., Zinurova R.I., Tokar V.M. Dialog kul'tur. Kazan': Resp. uchebn. nauchno-issledovatel'skiy centr. 2004. 120 c.
6. Stranovedcheskiy KVN po angliyskomu yazy'ku. [Rlektronny'y resurs]: http://rudocs.exdat.com/docs/index- 150633.html
7. Volkova E.V. E'ksperimental'naya ocenka dinamiki mejkul'turnoy kommunikativnoy kompetencii u studentov tehnicheskogo universiteta // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013. № 16 (22). S. 377-381.
Зарегистрирована: 12.03.2014