Д. П. ЛАНСКОВ
Денис Петрович Лансков — аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ.
В 2007 г. закончил СПбГУЭФ.
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — некоммерческие организации. ^ ^ ^
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ*
Существует много определений термина «саморегулирование». В данном случае под ним понимается легитимное регулирование определенных рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, без вмешательства государства [1].
Главной целью саморегулирования является обеспечение удовлетворяющего общественные интересы уровня продуктов или услуг в регулируемой отрасли, для того чтобы избежать государственного вмешательства в процесс регулирования, поскольку оно, вполне вероятно, приведет к установлению более жесткой модели регулирования [2, p. 29].
В России вопросам саморегулирования уделяется все больше внимания. В 2007 г. был принят Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в котором под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил [3]. Однако деятельность указанного закона не распространяется на некоторые саморегулируемые организации (СРО), и в том числе на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельность которых регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ [4].
В соответствии с указанным Законом данные организации определяются как добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации. Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Этим органом является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). В настоящее время в ФСФР России зарегистрировано шесть саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. А именно:
1) Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Объединяет участников рынка, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и депозитарную деятельность.
2) Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих» (НП «НЛУ»). Объединяет участников, осуществляющих управление инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами.
3) «Национальная фондовая ассоциация (саморегулируемая некоммерческая организация)» (НФА). Объединяет участников, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами.
4) Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). Объединяет участников, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг или депозитарную деятельность и/или клиринговую деятельность.
ГРНТИ 06.52.17 © Д. П. Лансков, 2009
Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Е. В. Песоцкой.
5) Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР). Объединяет участников, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами.
6) Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НП «НАПФ»). Объединяет Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), осуществляющие деятельность по негосударственному обеспечению и других организаций в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования [5].
Следует отметить, что не все из перечисленных выше саморегулируемых организаций предоставляют какие-либо правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Указанное обстоятельство делает весьма затруднительным анализ качества регулирования данных организаций.
Основным источником дохода СРО являются получаемые ею членские взносы. Для профессиональных участников рынка ценных бумаг членство в саморегулируемой организации не является обязательным. Поэтому организация должна найти некоторую точку равновесия между величиной членских взносов и жесткостью осуществляемого ею регулирования, поскольку ей, с одной стороны, необходимо добиться того, чтобы для профессионального участника рынка полезность от членства в СРО превышала расходы на него, и с другой — получать достаточный доход для обеспечения своей деятельности, так как чем больше видов деятельности регулирует организация и чем больше участников в ней состоит, тем больше и потенциальные расходы, которые она может понести, осуществляя защиту интересов своих членов.
Однако несмотря на эти трудности, стоящие перед СРО, они могут рассчитывать на усиление своей роли в регулировании финансового рынка. Так, например, в опубликованном Министерством экономического развития РФ «Плане мероприятий по реализации Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации» запланировано дальнейшее совершенствование системы регулирования и саморегулирования [6].
Однако в условиях необязательности членства в СРО этому объективно препятствует то, что главной целью введения института саморегулирования является повышение качества регулирования профессиональной деятельности со стороны самих участников организации. А это иногда означает принятие более жестких норм и стандартов деятельности, по сравнению с требованиями, закрепленными в законодательстве. При необязательном членстве введение подобных стандартов дестимулирует членство в СРО организаций, которые внутренне не готовы к самосовершенствованию. К сожалению, далеко не каждый профессиональный участник фондового рынка пожелает за свои собственные членские взносы получать от СРО более качественное, а значит, и более требовательное регулирование, неся при этом дополнительные расходы на соответствие установленным ею стандартам.
Тем не менее одним из направлений дальнейшего развития саморегулирования на рынке ценных бумаг может стать применение различных компенсационных механизмов для инвесторов. Последние события на финансовом рынке показали, что профессиональные участники не всегда имеют возможность (и желание) выполнить свои обязательства перед клиентами. При наличии развитых компенсационных схем, можно было бы хотя бы частично оградить инвесторов от подобных рисков. ФСФР России в настоящее время осуществляет подготовку законопроекта «О компенсациях гражданам на рынке ценных бумаг». В соответствии с данным законопроектом предполагается создать систему компенсационных механизмов, которая «должна быть построена на принципах обязательного страхования, предполагающего по аналогии с механизмом страхования банковских вкладов нормативные отчисления средств профессиональными участниками рынка ценных бумаг, например в Агентство по страхованию вкладов» [7]. Регулятор предлагает для этих целей расширить функции указанного агентства. Кроме обязательного страхования предполагается создание условий «для развития добровольных компенсационных систем, в том числе путем создания страховых фондов саморегулируемых организаций участников финансового рынка» [8].
Само по себе создание компенсационного механизма на фондовом рынке, безусловно, является большим шагом вперед. Однако ФСФР России предлагает создать систему, в которой профессиональные участники должны будут производить обязательные отчисления (в Агентство по страхованию вкладов или в другую подобную организацию), а также могут осуществлять добровольные взносы (учитывая необязательность членства) в компенсационные фонды при СРО. Но, во-первых, маловероятно, что участники рынка, при наличии обязательной компенсационной системы, будут еще добровольно формировать компенсационные фонды при СРО. И, во-вторых, ввиду разнообразия видов профессиональной деятельности и их сочетаний у участников рынка ценных бумаг возникает вопрос о целесообразности централизованного компенсационного обеспечения как такового. Аналогия с Агентством по страхованию вкладов представляется некорректной, так как оно функционирует в банковском секторе на финансовом рынке, в котором саморегулирование отсутствует, а сама деятельность кредитных учреждений достаточно единообразна.
На рынке ценных бумаг, в отличие от банковского сектора, виды профессиональной деятельности, как правило, значительно отличаются друг от друга, и соответственно, также разнообразны и риски, которые приходится учитывать. Например, риски организаций, осуществляющих брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг, трудно сопоставить с рисками организаций, осуществляющих ведение реестра владельцев ценных бумаг. Для указанных организаций должны отличаться и методики расчета компенсационных взносов, и непосредственно их величина. Исходя из всего вышесказанного, представляется более
целесообразным не просто предоставить возможность формирования компенсационного обеспечения в саморегулируемых организациях рынка ценных бумаг наравне или вместо государственных организаций, но и осуществлять его формирование на базе нескольких СРО в соответствии с видами регулируемой ими деятельности.
В пользу подобного распределения компенсационных фондов говорит и накопленный саморегулируемыми организациями опыт работы с регулируемыми ими профессиональными участниками и квалификация сотрудников СРО в области управления рисками на рынке ценных бумаг.
Таким образом, предоставление профессиональным участникам рынка ценных бумаг возможности выбора между обязательными отчислениями в фонды, сформированные государственными или саморегулируемыми организациями, представляется наиболее рациональным решением вопроса о компенсационных механизмах для фондового рынка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Саморегулирование: пособие для предпринимателей / под ред. П. В. Крючковой. М.: ИИФ «СПРОС-КонфОП», 2002. 166 с.
2. Institute Centre for Financial Market Integrity, Self-Regulation in Today's Securities Markets: Outdated System or Work in Progress? (September 2007). URL: http://www.cfapubs.org/doi/abs/10.2469/ccb.v2007.n7.4819
3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 28 апреля 2009 г.) // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.
4. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 3.06.2009 г., с изменениями от 18.07.2009 г.) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
5. Сайт Федеральной службы по финансовым рынкам. Раздел: «Саморегулируемые организации». URL: http://www.fcsm.ru/catalog.asp?ob_no=3588
6. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Раздел: «Мировой финансовый центр в РФ». «План мероприятий по реализации Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации». 27 с. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/resources/0a27f4804cf87440a74be77 b6771cb31/proekt_plana.doc
7. Сайт Национальной фондовой ассоциации. Раздел: Архив сайта. Доклад ФСФР России «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу». 45 с. URL: http://www.nfa.ru/nfa2/doc/2008/fsfr_doklad.doc
8. Сайт Федеральной службы по финансовым рынкам. Раздел: «Россия 2020: Мировой финансовый центр». «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года». 29 с. URL: http://www.fcsm.ru/strateg. asp?ob_no=169513