УДК 330.16 ББК 88.4
И.А. МАКСИМЦЕВ
Доктор экономических наук, профессор, ректор СПбГУЭФ
Э.х. ЛОКШИНА
Кандидат экономических наук, зав. НИЛ социально-экономических проблем предпринимательства СПбГУЭФ г. Санкт-Петербург
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ
экономической психологии
Аннотация: Даются определения экономической психологии, рассматриваются ее отличия от некоторых социальных дисциплин, показывается конкретный вклад СПбГУЭФ в развитие отечественной психологии.
Ключевые слова: экономическая психология и ее теоретический и при-кладной аспекты, направления и модули экономико-психологического образования.
Экономическая психология (греч. oikonomike - буквально: искусство ведения домашнего хозяйства) в настоящее время сформировалась как отрасль науки, изучающая психологические явления и процессы, связанные с производственными отношениями, и решающая задачи повышения эффективности экономической деятельности людей психологическими методами.
Отличие экономической психологии от экономических наук состоит в том, что предметом ее исследования являются не экономические процессы сами по себе, а прежде всего люди, участвующие в них. Термин «экономическая психология» был впервые применен Г. Тардом (1881 г.). Экономико-психологические реалии, особенно нормы и ценности, в процессе исторического развития общества нередко брались в основу законодательного регулирования норм хозяйственной жизни. Представления о психических особенностях «экономического человека» эволюционировали по нескольким направлениям. В наиболее известном из них личность и побуждения субъекта экономической деятельности связываются с «эгоизмом», «личным интересом» (Т. Гоббс,
К. Гельвеций, Р. Камберленд, Б. Мандевиль и др.). В логике утилитаризма и прагматизма побуждения «экономического человека» складываются из двух основных компонентов - наслаждения и страдания, которые не сводятся к чисто денежному накоплению и часто основаны на альтруизме, страстях, любви (Дж. Бентам). Принцип полезности и выгоды как основа экономических мотивов личности у Д. Дьюи дополняется целостным пониманием человека как единства биологического и социального. Мотивирующая привычка рассматривается как личностно-стилевой компонент деятельности, связанный с обычаями, традициями общества. Обычаи, правила поведения и привычки, нормы как характеристики субъективного мира «экономического человека» раскрываются в концепции Т. Веблена как индивидуально-личностные и культурно-исторические истоки макроэкономического поведения, в результате чего в структуру экономических побуждений были введены иррациональные, «бесполезные» стремления. Социально-историческое направление исследования субъекта экономической деятельности рассматривает его классовую принадлежность, зависимость от социального слоя, груп-
пы, нации, народа в их историческом развитии (А. Вагнер, К. Книс, Ю. Гильденбранд, К. Маркс и др.). Еще одним направлением исследования «экономического человека» является раскрытие морально-ценностных аспектов его сознания. В современных работах предметом исследования является этика предпринимательства, этические аспекты собственности (А. Реан, Д. Холлуэлл). Начиная с середины ХХ в. собственно психологическое направление исследований «экономического человека» приобретает особый размах (К.Е. Варнерид, П. Вебли, Д. Каненан, Дж. Катон, А.И. Китов, С.В. Малахов и др.). К основным проблемам экономической психологии относится проблема человека как субъекта экономической деятельности.
В настоящее время велик интерес, в особенности практиков-экономистов, к проблеме человека, который в одних случаях может быть единственным стабильным компонентом нестабильной ситуации, в других - разрушать уже установившиеся структуры и правила, не имея никакой личностной основы. При этом ответы на вопросы: как получить нужные для работы в ситуации рынка человеческие качества; какие для этого нужны дополнительные условия, какие именно человеческие качества должны соответствовать российскому варианту рыночных отношений и многие другие -требуют серьезной теоретической проработки.
Экономическая психология является междисциплинарной наукой о поведении человека и сообществ в хозяйственной деятельности и экономических системах, основанной на базисных инстинктах, чувствах и мотивах, формирующих алгоритм действий и оценок.
Экономическая психология - наука, изучающая восприятие, мышление и поведение субъекта относительно экономической (хозяйственной) деятельности во взаимодействии его с другими субъектами хозяйственной деятельности и институциональными регуляторами.
Определение экономической психологии может быть дано в нескольких вариантах в зависимости от того, кто именно (психолог, экономист, управленец) и с какой целью обращается к данной дисциплине.
Экономическая психология одновременно является как фундаментальной, так и прикладной наукой, необходимость, в которой остро ощущается и которая в строгом смысле слова включает в себя доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную психологию, подчеркивая динамику психологических характеристик человека (личности, поведения и пр.) в связи с динамикой экономической сферы жизнедеятельности. Как фундаментальная наука экономическая психология изучает теоретические аспекты, как прикладная - отвечает на вопросы, как, каким образом, зная личностно-психологические особенности субъекта или группы, использовать их.
Экономическая психология - подлинно стыковая наука, каковой она и была на протяжении своей почти столетней истории. Часто эта дисциплина уходила с переднего плана, но развивалась подспудно. Сейчас в связи с интенсификацией инновационной деятельности происходит ее бурный рост. Востребованность принципиально новых решений в сфере социально ориентированной рыночной экономики безусловно связана с резким повышением в ней удельного веса психологии. Ибо одно из условий выхода из кризисных ситуаций - массовое понимание необходимости это сделать, а установка на осуществление реальных шагов должна опираться на чувство реальности процессов реального целеполагания и хорошо продуманного стимулирования.
Психология и экономическая психология имеют общий объект исследования. Психологическая наука претендует на исследование закономерностей психического отражения бытия в сознании человека. Экономическая психология анализирует отражение экономической реальности в сознании человека.
Что касается экономической психологии и социологии, то можно выделить общие области исследований: экономическая социология и психология потребителя, роль средств массовой информации, роль социальных факторов в предпочтениях и ожиданиях. На потребительское поведение часто оказывают влияние социальные факторы: принадлежность к той или иной культуре часто оказывает решающее влияние на
индивидуальное или массовое экономическое поведение. Нет четких границ между экономической психологией и экономической социологией. Один из центральных вопросов социологии - занятость и безработица. Экономическая психология способна объяснить психологические мотивы предпочтения работы или отдыха в тех или иных экономических ситуациях.
Если говорить о соотношении экономической психологии и этики делового общения (в т.ч. этики бизнеса), то следует отметить, что этика делового общения - прикладная наука, которая изучает формирование и проявление в деловой сфере моральных норм, оценивает поведение участников деловых отношений с точки зрения их соответствия общепринятым нормам.
Таблица 1
Основные отличия экономической психологии от экономической социологии, философии и этики
Экономическая же психология может дать объяснение происхождению, функционированию, причинам нарушения норм, регулирующим эконо-
мическое поведение, с учетом психологии участников делового общения.
При рассмотрении теоретических предпосылок формирования экономической психологии и ее связи с экономическими науками следует отметить, что важную роль в мировой социально-экономической мысли в данном вопросе сыграло творчество А. Смита. При создании теории трудовой стоимости он обратил внимание на противоречия, которые существуют между объективными параметрами экономической деятельности и субъективными представлениями о них. Данное наблюдение Смита заложило основы для формирования двух различных подходов к анализу экономической деятельности: инженерно-технократического, абсолютизировавшего роль объективных факторов, и этико-гуманистического, ставившего во главу угла субъективные факторы. Именно второй подход имеет огромное значение для создания и генезиса экономической психологии как особой, самостоятельной дисциплины.
Д. Рикардо, К. Маркс и его последователи развивали первый подход, впоследствии получивший распространение в нашей стране в советский период ее развития. Второй подход развивался рядом западных ученых, в частности, представителями так называемой австрийской школы политэкономии: Менгером, Бем-Баверком и др. Однако развивался он несколько преждевременно, в результате в качестве его философско-теоретической основы выступили принципы утилитаризма и гедонизма, которые не могли в общеметодологическом плане представлять противоположность инженерно-технократическому подходу.
В этой связи нужно обратить внимание на одну из наиболее ярких страниц в предыстории экономической психологии - работы русских обществоведов, пытавшихся раскрыть бесплодность экономического детерминизма марксистской политэкономии, - П. Струве, М. Туган-Барановского, С. Булгакова и др. российских мыслителей, которые подчеркивали необходимость учета разно-образия культурных и психологических факторов развития хозяйства. В частности, А. Чаянов указывал на прямую связь традиций культуры и психологии с эффективностью сельскохозяйственного производства.
Основные отличия
общие от экономической социологии от этики от философии
- категориальный аппарат, основанный на общей теории психологии, но включающий специфические образы, установки и ориентации, мотивы и алгоритмы их действия, которые формируются в экономической среде; - преобладание количественных мер характеристик, свойств личностей и сообществ; - минимизация бессознательных мотивов и действий во взаимоотношениях личностей и сообществ - акцент на формирование экономического поведения под влиянием личностной ориентирующей системы; - исследование механизма агрегирования психических процессов в экономические отношения; - изучение экономических соотношений как функции психических процессов - исследование трансформации морально-этических норм в экономически содержательные образы, установки и ориентации личности и сообществ; - состав и содержание морально-этических норм не служат предметом экономической психологии - конкретность и сосредоточенность на практически реализуемом результате; - вторич-ность по отношению к категориям и законам общесо-зерцатель-ного миро-изучения
Российские мыслители начала ХХ в. пытались вскрыть религиозные основы различных сфер человеческой деятельности - политики и экономики, культуры и искусства и т.д., утверждая, что в качестве «базиса» любого общественного явления и самого общества в целом выступают духовные основания. Экономическая деятельность не может быть основой духовной жизни человека, ибо сама экономика нуждается в духовных, нравственных основаниях. Наиболее яркой в этой связи является книга С. Булгакова «Философия хозяйства», в центре которой заложена задача религиозного истолкования экономической сферы. Булгаков последовательно вскрывает религиозные корни хозяйственной деятельности человека во всех ее аспектах и категориях, таких как труд, производство, потребление и т.д.
Экономическая психология - это наука о взаимосвязи духовного мира индивидов и групп с хозяйственной активностью. Однако сама духовная жизнь индивида приобретает первичное значение и наделяется глубинным содержанием лишь при религиозном подходе к психологическим проблемам. Именно этот религиозно-философский подход в психологии и развивали российские мыслители начала ХХ в. (С. Франк, Н. Лосский, С. Трубецкой, Е. Трубецкой, В. Розанов, П. Юрке-вич, В. Несмелов и др.).
Современная экономическая психология стремится главным образом избегать прагматизма и принципов технократизма, стараясь по-новому развивать этико-гуманистический подход. И этой цели могут способствовать концепции и положения российских религиозных мыслителей начала ХХ в., утверждавших, что без признания религиозных основ духовной жизни человека последняя лишается своего истинного содержания - и всякое познание носит лишь поверхностный характер.
Теоретический аспект экономической психологии подразумевает исследование изменений, происходящих с человеческими качествами в том или ином обществе в зависимости от изменения его экономических характеристик, с установлением представления о психологической норме в связи с этими изменениями. Прикладной аспект экономической психологии связан с использованием пси-
хологического фактора при поиске эффективных методов хозяйствования как на уровне человека, так и на уровне групп, сообществ.
В России исторически сформировались крайне слабые традиции оценок как индивидуальной, так и общественной человеческой жизни с точки зрения прогресса или деградации каких-либо базовых качеств, отсутствует систематическое экономико-психологическое образование в массовом масштабе. Поэтому в России во все времена не просто был велик соблазн использовать готовые, полученные в другой культуре знания об обществе и человеке, но и существует длительная и упорная традиция такого заимствования.
Начиная с 1997 г. в рамках Целевой федеральной программы «Интеграция» в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов под руководством и при непосредственном участии проректора по науке, доктора экономических наук, профессора А.И. Муравьева начались работы по развитию и изучению российской экономической психологии. Этому были посвящены следующие проекты (табл. 2) [3].
Таблица 2 Проекты по экономической психологии 1998-2004 гг., ФЦП «Интеграция»
№ Наименование проекта Годы
1 Проект 2.1 №А-0149 «Учебно-научный центр исследования проблем делового общения, деловой этики и экономической психологии» 19972001
2 Проект № К-0347 Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой управленческой и предпринимательской деятельности» 19982001
3 Проект № К-1075 Школа послевузовского образования «Экономико-психологические методы управления в хозяйственной деятельности» 19992001
4 Проект Т-0134/686 Всероссийская научно-практическая конференция «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития» 20022004
5 Проект Б 0063 / 707 «Парадигма экономической психологии России в XXI веке: (теория и методология)» 20022004
Работы выполнялись совместно с Институтом социально-экономических проблем РАН
и Санкт-Петербургским филиалом Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.
Указанные проекты были направлены на всестороннее развитие российской экономической психологии как научного направления, учебной дисциплины и одной из специализаций экономистов.
На сегодняшний день больше всего исследований по экономической психологии проводится в Санкт-Петербурге, Москве, Иркутске, Брянске не стоит также забывать о том, что и в Калуге существовала школа экономической психологии [3].
По объектно-предметной направленности массива проанализированных исследований можно выделить следующие методологические подходы в области экономической психологии: философско-психологический, общепсихологический, психолого-политический, социально-психологический, психологии труда и практической психологии, экономический, экономически-социологический, социокультурный, комплексно-междисциплинарный, системно-функциональный.
Философско-психологический подход характеризует описание проблем в экономике, связанных с проявлениями человеческой психики, с опорой на общенаучную отечественную методологию и принцип эволюционного историзма. Подход представлен в работах Е.А. Климова, А.И. Китова, В.Д. Попова, А.В. Филиппова, И.Е. Задорожнюка, С.В. Малахова, В.И. Козырева, В.В. Новикова и др.
В общепсихологическом подходе рассматриваются закономерности сопряжения явлений экономики с психическими процессами, функциями, свойствами и состояниями личности (В.Н. Машков, О.Г. Посыпанов, А.Б. Фенько, и др.). В психолого-политическом подходе проводятся исследования и анализ взаимовлияний экономических явлений, психологии сознания и политической деятельности на макро-, мезо-, микроуровнях социальной действительности. Политика понимается как концентрированное выражение экономики, включаемой в систему политических явлений целевой функцией власти (О.С. Дейнека, А.И. Юрьев).
В социально-психологическом подходе пред-
метом изучения являются закономерности взаимодействия социально-психологических и экономических факторов в функционировании разных видов собственности, под влиянием которых складывается динамика ценностей и этико-психологические особенности отношений социальных групп. Подход отражен в исследованиях А.Л. Журавлева, Е.Д. Дорофеева, Е.И. Шо-роховой, П.Н. Шихирева, Т.А. Нестика, В.П. Познякова, В.А. Хащенко, А.Б. Купрейченко и др.
С позиций психологии труда и практической психологии экономическая психология изучает субъекта хозяйственных отношений, связи между производителями и потребителями, маркетинг, рекламу, распределение ресурсов. Наряду с инженерной, организационной структурой и эргономическими факторами эта наука исследует психологию трудовой сферы и функционирующего в ней субъекта (Тутушкина М.К., 2002). Взгляды, близкие к этой позиции, находим в работах В.В. Спасенникова, О.Г. Носковой, В.М. Львова, С.А. Багрецова, Н.Л. Шлыкова и др.
В сфере изучения экономико-социологического и социокультурного подхода оказываются социальные институты экономики (классы, рынок труда, ролевые позиции в экономике и т.д.), социально-психологические феномены и экономические прецеденты (международные экономические отношения, поведение на рынках труда, собственности и т.д.). Эта позиция отмечается в работах И.В. Андреевой, Ю.М. Забродина, А.Л. Слободского, А.А Сарно, А.Д. Карнышева и др.
Экономико-психологический подход ориентирован на изучение проблем политико-социального управления, а также вопросов воспитания, образования. Главным предметом исследования являются механизмы социализации и экономического сознания (В.М. Соколинский, О.С. Посыпанова, Т.В. Бабицкая, М.Н. Стельма-шук и др.).
Экономический подход следует логике развития экономической системы. Его сторонники скорее придерживаются идеи детерминации поведения хозяйствующего субъекта внешними факторами, которые измеримы, нежели акценти-
руют внимание на факторах внутренней мотивации (А.И. Муравьев, А.И. Добрынин и др.) [4].
Большую роль в продвижении отечественной экономической психологии сыграли и Всероссийские научно-практические конференции.
За 7 лет работы конференций в них принимали участие профессорско-преподавательский состав, аспиранты, студенты, ученые и специалисты из различных регионов (табл. 3).
Таблица 3
Статус участников конференций
Участники конференции Количество участников (годы)
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Профессора и доктора наук 10 15 20 9 11 14 8
Доценты и кандидаты наук 34 30 23 18 23 31 26
Аспиранты и соискатели 19 19 25 21 20 20 11
Студенты 7 13 26 9 19 16 9
Специалисты 12 15 15 11 20 11 20
Итого 82 92 109 68 93 92 74
На конференциях предметом рассмотрения были теоретические и методологические проблемы современной экономической психологии, прикладные исследования, проблемы социализации и адаптации и др. (табл. 4).
Таблица 4
Основная тематика конференций в 1998-2004 гг. и
№ Тематика конференций Количество статей
7 Политический аспект экономической психологии 12
8 Экономико-психологические аспекты конкурентоспособности и экономической безопасности 44
Всего статей 539
По итогам конференций выпущено семь сборников материалов конференций. Кроме того, полностью посвящен результатам I конференции по экономической психологии журнал «Гуманитарные науки» [2], в котором опубликована 21 статья.
Исследованиями в области экономической психологии занимаются представители различных профессий. При этом наиболее интересные доклады были не только у психологов и экономистов, но и у политологов, профессиональных юристов, медиков, психотерапевтов, представителей естественных и технических наук (табл. 5).
Таблица 5
Данные об участниках конференциям по специальностям
Профессии Количество участников по годам
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
экономисты 56 51 36 32 47 55 32
психологи 8 17 50 24 30 23 23
социологи 1 4 2 1 1 2 5
медики 2 2 4 3 4 2 3
политологи 2 2 2 2 2 1 1
техниче-
ские специ- 4 6 3 2 2 4 1
альности
географы 1 1
философы 4 2 3 1 1 2
историки 3 2
юристы 2 2 1 1
культуро- 1 1
логи
РЯ 2 1
другие 4 2 4 1 2 2 9
Итого 82 92 109 67 89 92 73
Обязательным компонентом всех конференций было проведение для студентов и аспирантов эксперсс-школ по экономической психологии и деловых игр. Игры четко помогали прослеживать психологические факторы группового поведения в экономической системе и неразрывную связь психологических и экономических явлений.
количество представленных докладов
№ Тематика конференций Количество статей
1 Теоретические и методологические проблемы экономической психоло-
гии 112
2 Прикладные исследования в эконо-
мической психологии 198
3 Этика делового общения и хозяйственной деятельности, корпоратив-
ная и организационная культура 81
4 Экономико-психологические и социально-экономические проблемы
девиантного поведения 20
5 Экономико-психологические, социально-экономические и медико-психологические проблемы адапта-
ции 33
6 Развитие экономической психологии
в Высшей школе 39
При проведении игр по западным сценариям выяснилось, что участники игры адаптировали их к условиям российского рынка и рассматривали их с учётом российского менталитета значительно шире, чем западные студенты. Проведенные игры могут быть использованы как для экономических, так и психологических вузов, но при проведении игр необходимо учитывать специализацию студентов:
• для психологов делается акцент на толерантности и девиантном поведении партнеров, политической составляющей;
• для экономистов целесообразно обратить внимание на экономико-правовые формы, конкурентоспособность участников, экономическую безопасность.
Учитывая вышеизложенное, необходимо изменить отношение к современному экономическому образованию.
Современное высшее экономическое образование в России, в особенности университетское, при выборе направлений подготовки специалистов предполагает определенный компромисс между требованиями рынка труда, на сегодняшний день уже несколько перенасыщенного экономистами, и данными гуманитарных наук, предполагающих рассмотрение человека не только как средства оптимального достижения экономических, политических и других результатов, но и как самостоятельной цели, ради которой осуществляются экономические реформы и совершенствуется политическая система общества.
Одной из наук и учебных дисциплин, наиболее актуальной в настоящий момент как среди учащихся вузов, так и среди нуждающихся в специалистах практиков, является экономическая психология -«дисциплина, изучающая психические механизмы и процессы, которые лежат в основе потребления и другого экономического поведения. Она имеет дело с предпочтениями, выборами, решениями, влияющими на экономическое поведение, объясняет, как решения и выборы влияют на удовлетворение потребностей»*. Экономическая психология изучает влияние внешних экономических факторов
• Переведено из книги: Handbook of Economic Psychology. - Dordrecht, 1988. - р. 9.
(экономической среды) на человеческое поведение и существование.
Экономика и психология традиционно относятся к разделу общественных наук, но их связь в изучении человека как участника и продукта рыночной экономики в нашей стране еще очень слаба. Этот союз обнаруживается пока лишь в таких практических сферах как менеджмент и маркетинг. Естественным фоном различных, пока еще немногочисленных, исследований становится восприятие стихийного и организованного взаимодействия экономических и психологических процессов, поведенческой реакции субъектов. Прикладная психология все активнее внедряется в сферы управления, рекламы, макроэкономики и экономической политики, различные сферы труда и занятости и др.
Развитие и практические приложения экономической психологии, сопровождаемые положительным эффектом, выражающимся в интенсификации хозяйственной деятельности в целом и производства в том числе, которая приводит, в свою очередь, к росту благосостояния как отдельной личности, так и всего общества, требуют развития специального экономико-психологического образования, основными частями которого являются:
• общая экономическая теория;
• теория фирмы;
• общий и функциональный менеджмент;
• общая психология;
• экономическая психология;
• статистика и основы моделирования экономических процессов;
• информатика;
• биология человека и окружающая среда;
• общая этика и этика бизнеса;
• организация труда и производства;
• теория конфликтов и алгоритмы их преодоления;
• социология общая и прикладная;
• корпоративная культура.
По мнению профессора А.И. Муравьева, экономико-психологическое образование должно иметь два модуля.
Модуль специального образования
Модуль предполагает разработку курсов с учетом специфики сферы деятельности будущего экономиста. За основу можно принять категорию деятельности, традиционно разрабатываемую отечественными психологами: психология банковской деятельности (можно - более подробно); психология управления (частично совпадает с традиционной психологией управления); психология коммерческой деятельности и маркетинга и т.п.
И в рамках специального и общегуманитарного образования исходным моментом должно быть изучение структуры личности, направленность личности, мотивация, «Я-концепция», цели, ценности, эмоции, настроение.
Должны рассматриваться особенности экономического поведения, которое отличается от поведения в других областях: поведения покупателя; взаимодействия потребителей; работы и отдыха; психологии потребления и накопления; психологии кредитов и долга; принятия решений; психологии предпринимательства.
В рамках специального образования могут рассматриваться следующие вопросы и направления:
• психологические аспекты налогообложения - восприятие тех или иных способов и уровня налогообложения;
• психологические аспекты финансовой деятельности (например, влияние психологических факторов - доверие к фирме, мотивы приобретения акций и т.п. - на колебание курсов ценных бумаг);
• психология поведения биржевиков - типовые модели поведения участников финансовых рынков (брокеров и дилеров);
• психологическое влияние наград. Этот курс полезен для руководителей: как те или иные виды компенсаций воспринимаются персоналом и воздействуют на него;
• психология инновационного антрепренерства;
• информационные процессы и принятие решений (для инвесторов и бизнесменов);
• социальное влияние на экономическое поведение (для социологов).
Модуль общегуманитарной подготовки
В настоящее время отдельные вопросы экономической психологии присутствуют во множестве учебных дисциплин на всех факультетах экономического университета, но бессистемно, не имея предметом исследования человеческую личность и рассматривая человека, традиционно для советской экономики, как средство для достижения производственных или других целей. Введение курса «экономическая психология», прежде всего в теоретическом ее понимании, но с возможно большим количеством примеров из современной практики, для всех специальностей, читаемого специалистами соответствующей кафедры, поможет экономическим дисциплинам «приобрести человеческое лицо».
Интерес соотечественников к любой психологии - явление исключительное. Представляется, что особая потребность существует в квалифицированных менеджерах, владеющих психологическими знаниями и приемами регулирования взаимоотношений.
При организации учебного процесса необходимо ответить на ряд взаимосвязанных вопросов. Преподавание экономической психологии требует от педагога ряда дополнительных умений и навыков. Обращение к данному курсу без таковых - как к обычной общеобразовательной дисциплине - нередко оборачивается дискредитацией предмета. Поэтому ответ на поставленный вопрос приобретает неожиданное дополнение: весьма желательна специальная подготовка педагогов, приступающих к преподаванию экономической психологии.
Курс экономической психологии должен читаться во всех учебных заведениях, осуществляющих экономическую, психологическую, управленческую подготовку. В университетах и крупнейших экономических вузах целесообразно создание факультетов и кафедр экономической психологии, осуществляющих подготовку специалистов с дипломом «экономист-психолог». Так как данная профессия требует фундаментальных знаний в различных областях (экономика, психология, социология, менеджмент и др.), подготовка специалистов должная осуществляться только на базе 5-летнего образования в зарекомендовавших себя учебных заведениях. Краткосрочные курсы не смогут дать необходимой подготовки специалистов.
При переходе на двухуровневую систему образования нужно четко разграничивать модули обучения для бакалавриата и магистратуры. Над этой проблемой мы работаем в настоящее время.
Экономическая психология имеет все шансы утвердиться как особое направление в науке и образовании именно на этапе экономических трансформаций, когда она может предлагать своё объяснение фактам и свои аргументы, по весу сопоставимые с чисто экономическим, теоретическим подходом.
Многие зарубежные исследователи полагают, что будущее экономической психологии лежит в более глубоком и реалистическом описании экономических убеждений и поведения людей, что должно привести к более широкому охвату направлений и области исследований.
Приведенные данные позволяют говорить о том, что:
• исследованиями в области экономической психологии занимаются ученые, профессорско-преподавательский состав, аспиранты, студенты и специалисты различных отраслей знаний, что подчеркивает ее междисциплинарный характер;
• экономическая психология востребована как в научном и учебном плане, так и в практическом приложении;
• на сегодняшний день ведущее место в исследованиях по экономической психологии принадлежит экономистам;
• Санкт-Петербург занимает ведущие позиции в развитии экономической психологии;
• становление отечественной экономической психологии как новой отрасли знаний в России тесно связано с кризисным состоянием экономики последних лет, в последнее время экономическая психология развивается очень интенсивно;
• современный кризис связан не с объективными экономическими причинами, а с человеческим фактором, поэтому именно комплексный экономико-психологический анализ в исследовании кризисных ситуаций должен дать оценку происходящего, что и
позволит найти оптимальные пути выхода из кризиса [3].
1. Муравьев А.И., Локшина Э.Х. и др. Экономическая психология: научный доклад. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 50 с.
2. Локшина Э.Х., Троицкая И.В., Бахрах О.А. Гуманистически ориентированная экономическая психология // Ежегодная Всероссийская научно-практической конференция «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития», этап 2003 г. «Всероссийский форум по экономиче-ской психологии». 28-31 октября 2003 г.: материалы конференции. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. - С. 11-16.
3. Бахрах О.А., Боридько Л.Ш. Конференции в СПбГУЭФ по экономической психологии: 19982004 гг. // Международная научно-практическая конференция «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития». 24-26 ноября 2008 г.: Материалы конференции. - СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2008. - С. 52-58.
4. Троицкая И.В. Подходы в методологии экономической психологии // Международная научно-практическая конференция «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития». 24-26 ноября 2008 г.: Материалы конференции. - СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2008. - С. 278-283.