ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
А.Л. ЖУРАВЛЕВ, В.П. ПОЗНЯКОВ
Журавлев Анатолий Лактионович — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института психологии РАН, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии. Контакты: adm3@psychol.ras.ru
Позняков Владимир Петрович — доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. Контакты: pozn_v@mail.ru
Резюме
Излагается система представлений о предмете, методологических принципах, содержании и структуре экономической психологии. Анализируются взаимосвязь экономических и психологических явлений и междисциплинарность экономической психологии в целом, направления исследований в современной экономической психологии и сферы ее приложения.
Одной из характерных особенностей современного состояния российской психологической науки является формирование и интенсивное развитие экономической психологии — нового научного направления, призванного интегрировать подходы психологиче-
ской и экономической наук в исследовании хозяйственной жизни общества, экономического поведения, взаимодействия и взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Объективной предпосылкой интенсивного развития экономической психологии в России
явились радикальные экономические преобразования, смена экономических отношений, прежде всего — в сфере отношений собственности на средства производства, появление новых субъектов экономической активности. Становление и углубление рыночных отношений в российской экономике, ее включение в систему мировых экономических связей, обострение психологических проблем экономического реформирования и развития сделали чрезвычайно актуальным научное исследование социально-психологических закономерностей происходящих процессов.
В развитии двух материнских наук— экономики и психологии — в последние годы сложились отчетливые предпосылки к интеграции. Отсутствие единой, разделяемой и признаваемой самими экономистами системы представлений о человеке как субъекте экономического поведения побуждает их к поиску контактов с представителями смежных, главным образом, социальных наук — социологии, политологии, культурологии, психологии. В самой психологической науке, и в первую очередь в социальной психологии, отчетливо обозначились две взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, происходит дифференциация психологического знания, связанная с появлением новых отраслей психологии, призванных изучать психологическую сторону основных сфер жизни общества (экономики, политики, права, идеологии); с другой — интеграция психологии с базовыми научными дисциплинами, изучающими фундаментальные закономерности развития различных сфер общественной жизни. Поэтому развитие экономической психологии именно на стыке психоло-
гии и экономики явилось вполне закономерным феноменом, позволяющим рассматривать его в ряду других, сходных с ним, а именно — с развитием политической, юридической, этнической, кросскультурной психологии. Оно же со всей очевидностью отражает и положение экономической психологии в системе современного научного знания.
Развитие экономической психологии как нового научного направления является одним из важных признаков интеграции экономической и психологической наук. Яркими вехами этой интеграции стали объединение психологии, наряду с социологией, философией и правом, в рамках общего отделения Российской академии наук вместе с экономикой, создание секции экономической психологии в Российском психологическом обществе, ставшие традиционными совместные конференции и публикации экономистов и психологов и, наконец, появление психологического журнала в одном из ведущих экономических вузов России.
Другими не менее важными критериями, позволяющими оценить степень сформированности нового научного направления, могут выступать следующие: наличие институционально оформленных (т. е. функционирующих не на общественных началах) структурных подразделений в научных и учебных организациях, как, например, лаборатория социальной и экономической психологии Института психологии РАН, кафедра социальной и экономической психологии Иркутской государственной экономической академии или учебно-научная лаборатория экономической психологии Санкт-Петербургского университета экономики и
финансов; наличие различных форм и разного масштаба реально действующих профессиональных собраний специалистов по экономической психологии: региональные, межрегиональные, всероссийские, международные семинары, симпозиумы, конференции. Такие конференции в последние годы регулярно проводятся в Иркутске, Калуге и Санкт-Петербурге.
Экономическая психология как учебная дисциплина постепенно становится востребованной в профессиональной подготовке экономистов и психологов различных специальностей. В последние годы создан целый ряд учебных программ и учебных пособий для экономических и психологических факультетов российских вузов (см., например: Купрейченко, 2002; Позняков, 2003; Тугарева, 1998).
Однако наиболее существенным содержательным критерием состояния новой отрасли является выполнение специализированных, в первую очередь диссертационных, исследований по экономико-психологической проблематике, научные публикации как в научных журналах, так и отдельными изданиями экономико-психологического содержания: материалы научных симпозиумов и конференций, сборники научных трудов, коллективные и авторские монографии (выстроены в примерном порядке возрастания значимости, или их «веса»). Высшей формой научных изданий может считаться специальный профессиональный журнал по экономической психологии, которого пока нет в российской науке.
Основной задачей данной статьи является развернутое изложение авторских представлений о предмете, методологических принципах, содержании
и структуре экономической психологии.
О взаимосвязи экономических и психологических явлений
При анализе соотношения определений «экономика» («экономический») и «психология» («психологический») возможны два подхода. С одной стороны, эти термины имеют гносеологический смысл, производный от определения экономики и психологии как научных дисциплин. В этом смысле в качестве оснований для построения экономической психологии можно рассматривать различные связи между двумя самостоятельными науками: экономикой и психологией. Именно такой подход характерен для ряда экономических теорий, привлекающих отдельные психологические категории и теории для анализа экономических явлений (например, субъективно-психологические теории в экономике У.С. Джевонса и Л. Вальраса), или для психологических теорий, активно использующих экономические понятия (например, теория обмена Дж. Хоманса, работы Э. Фромма); при этом использование понятий, заимствованных из другой научной области, проводится в рамках теоретических построений и схем исследования, характерных для базовой научной дисциплины.
С другой стороны, термин «экономика» и определение «экономический» и термин «психология» (а точнее — психика) и определение «психологический» имеют онтологический смысл и используются в первом случае для определения некой объективной социальной реальности, сферы человеческого бытия, социальной жизнедеятельности, а во втором — для определения
субъективной реальности, мира психических явлений, связанных с отражением объективной реальности и регуляцией поведения и взаимодействия субъектов. Как мы покажем далее, во втором случае взаимосвязи и взаимодействия между экономическими и психическими явлениями могут быть весьма разнообразными, что порождает целый ряд исследовательских проблем, которые выходят за рамки проблематики материнских дисциплин и могут быть отнесены к компетенции экономической психологии как самостоятельного научного направления.
В настоящее время имеется несколько определений экономической психологии как научной дисциплины, однако большинство из них может быть объединено вокруг понятия «экономическое поведение». Так, авторы учебника «Руководство по экономической психологии» определяют экономическую психологию как научную дисциплину, которая изучает психологические механизмы и процессы, лежащие в основе потребления и других видов экономического поведения. Она имеет дело с предпочтениями, выборами, решениями и факторами, оказывающими на них влияние, а также изучает последствия этих решений и выборов, связанные с удовлетворением потребностей. Кроме того, она изучает воздействие внешних экономических факторов на поведение и самочувствие человека. Эти исследования могут относиться к различным уровням общности — от домашнего хозяйства и индивидуального потребления до макроуровня жизни целой нации (Van Raaiy, Van Veldhoven, Warnerid, 1988). Это определение, принятое в качестве базового, конечно же, не является ни окончательным, ни достаточно четким
для определения содержательной специфики конкретных исследований и проблем, характеризующих реальное состояние этой дисциплины. Поэтому его необходимо дополнить содержательным анализом круга проблем, которые изучает экономическая психология. Вместе с тем в нем подчеркивается взаимный характер связей между экономическими и психическими явлениями.
Если принять в качестве исходного положение о том, что экономическая психология — это отрасль психологической науки, то уточнение феноменологии, подлежащей изучению, ее предмета и методов должно проходить как конкретизация данных признаков психологической науки. В таком случае предметное поле экономической психологии должно включать в себя систему психологических явлений, так или иначе связанных с явлениями экономическими. В соответствии с современными представлениями об основных функциях психики логично представить основные проблемы экономической психологии как проблемы субъективного отражения экономических явлений, психологической регуляции экономического поведения и взаимодействия субъектов или, более широко, поведения и взаимодействия, так или иначе связанного с экономическими явлениями. В этом случае предмет экономической психологии можно было бы определить как психические явления, характеризующие индивида и группу как субъектов экономического поведения и взаимодействия.
В данном случае термин «экономика» и определение «экономический» имеют онтологический смысл и используются для определения некой реальности, сферы человеческого бытия,
социальной жизнедеятельности; при этом исходной для определения предмета, феноменологии и проблематики экономической психологии является сфера экономической жизни. В этом случае экономику как сферу жизнедеятельности, а также отдельные экономические явления можно рассматривать в качестве объектов психологического исследования. Первое, с чем сталкиваются здесь исследователи,— это многообразие явлений, определяемых в качестве экономических, их представленность на разных уровнях жизни общества.
В наиболее общем виде экономическая, или хозяйственная, жизнедеятельность определяется экономистами и социологами как система социальных процессов производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, а также тех связей и отношений, в которые вступают субъекты хозяйственной деятельности. В качестве субъектов хозяйствования в экономике традиционно рассматриваются и отдельные индивиды, и малые группы (семья, фирма), и большие социальные общности (организация, этнос, государство). При этом экономическая жизнедеятельность рассматривается как относительно самостоятельная сфера человеческой, социальной жизнедеятельности. Неизбежным следствием такого подхода является абстрагирование экономической жизнедеятельности от других ее сфер, а экономического поведения и взаимодействия — от других его видов. Собственно социальные (не экономические) феномены рассматриваются либо как феномены, производные от экономических, зависимые от них, либо как факторы, влияющие на экономическое поведение и взаимодействие.
Психологические, в том числе социально-психологические, явления должны рассматриваться при таком подходе как явления, выполняющие функции субъективного отражения экономических явлений и психологической регуляции экономического поведения и взаимодействия.
Но возможна и другая постановка проблемы, идущая от психологии, от изучения человеческой жизнедеятельности (не только экономической), традиционных для психологической науки проблем, явлений, от ее предмета. В этом случае вопрос ставится так: в какой степени и каким образом человеческая психика, поведение и взаимодействие между людьми определяются экономическими факторами? Как влияют экономические условия жизнедеятельности на формирование личностных особенностей, на характер взаимоотношений между людьми? Экономические явления выступают как внешние факторы, как среда, условия жизнедеятельности людей. В этом случае характер взаимосвязи экономических и психологических явлений представляется взаимосвязью между факторами, причинами и их следствиями. Правомерны оба подхода к изучению взаимосвязей экономических и психологических феноменов. Выбор одного из них будет зависеть от постановки конкретной исследовательской задачи: изучаем ли мы влияние экономических факторов на психические явления и поведение субъектов, или нас интересует влияние социально-психологических факторов на экономическое поведение и экономические отношения. В любом случае экономическое поведение и экономическое взаимодействие субъектов разного уровня и масштаба включено в более общий
процесс их социальной жизнедеятельности и социального взаимодействия. А это значит, что при анализе взаимосвязей и взаимного влияния экономических и психологических явлений нельзя ограничиваться только этими двумя классами. Наряду с экономическими явлениями в систему экономико-психологического анализа должны включаться или, по крайней мере, учитываться другие социальные (не экономические) факторы (этнокультурные, социально-демографические, политические и т. д.). Таким образом, характер взаимосвязи экономических и психологических явлений не ограничивается функциями психического отражения экономических явлений и регуляции экономического поведения и взаимодействия. Можно и необходимо говорить также о взаимодействии и взаимном влиянии экономических и психологических феноменов, которое, в свою очередь, может определяться другими (не экономическими) факторами.
Предметное поле и структура экономической психологии
Перечень объектов, тем и направлений исследований, относящих себя к экономической психологии, чрезвычайно обширен и разнообразен, что весьма затрудняет попытки систематизировать или хотя бы упорядочить их. В этих условиях важной теоретической задачей является определение области исследований, относящихся к экономической психологии, уточнение ее места в системе психологических знаний и связи с другими дисциплинами. Не менее важной задачей является анализ, выделение и упорядочение основных направлений исследований и полу-
ченных результатов, без чего невозможны анализ состояния научной отрасли, развитие дальнейших исследований и подготовка специалистов. Построение системы экономической психологии можно проводить двумя путями: систематического анализа публикаций об уже проведенных исследованиях и теоретического анализа и построения системы научного знания по аналогии с другими комплексными и прикладными отраслями психологической науки, где такие работы уже проводились.
Мы исходим из того, что структурирование направлений и задач экономической психологии можно и необходимо проводить по нескольким основаниям. В качестве таких оснований могут быть предложены следующие:
- сферы экономической жизнедеятельности (производство, обмен, распределение и потребление);
- масштаб исследуемых экономических явлений (имеется в виду их отнесенность к макро- или микроэкономическим явлениям);
- субъекты экономической активности (индивид, малые и большие общности людей);
- виды экономического поведения (производственное, потребительское, предпринимательское, сберегающее и т. д.);
- конкретные психологические и социально-психологические явления (социальные представления, психологические отношения, социальные установки и т. д.), выступающие предметом экономико-психологических исследований;
- задачи исследований и используемые методы (здесь можно выделить теоретические, эмпирические, в том
числе экспериментальные, и прикладные исследования).
Основаниями построения структуры экономической психологии и определения круга ее основных проблем может выступать выделение основных сфер экономической жизнедеятельности и соответствующих им видов экономического поведения индивидуальных и групповых субъектов: производственного, предпринимательского, потребительского, сберегающего и др. В таком случае в наиболее общем виде следует выделять экономическую психологию макроуровня, в которой представлены исследования экономических субъектов такого масштаба, как государство, большие социальные группы, и таких макроэкономических явлений, как экономическая политика, экономическое благосостояние страны и т. д. В центре внимания здесь оказываются сфера экономических отношений индивида и общества, социально-психологические характеристики представителей больших социально-экономических групп (предпринимателей, безработных и т. д.) и экономико-психологические характеристики больших социальных групп (этнических, демографических и т. д.). В качестве отдельных проблем исследования выступают психологические механизмы экономического поведения граждан по отношению к экономической политике государства, психологические проблемы отношений собственности, инфляции, безработицы, теневой экономики, богатства и бедности и т. д.
На мезосоциальном уровне анализа в качестве экономических субъектов можно рассматривать отдельные предприятия и фирмы, население конкретных регионов с присущими им социально-психологическими особенностями.
В качестве относительно самостоятельной здесь выделяется сфера бизнеса, где центральное место занимают исследования различных видов деловой активности субъектов наемного труда и предпринимательства.
Наконец, на микросоциальном уровне анализа субъектами экономической активности выступают отдельные индивиды и малые группы. Важным объектом эмпирических исследований выступают семья и экономическое поведение индивида и группы в быту. В центре внимания здесь оказываются проблемы потребительского и сберегающего поведения граждан, принятия решений в сфере семейного бюджета, а также проблема экономической социализации детей в семье. Относительно самостоятельным направлением эмпирических исследований в данном контексте выступает изучение психологических закономерностей взаимодействия и взаимоотношений продавцов и покупателей в процессе купли-продажи и др.
Основные феномены и понятия экономической психологии
Экономическая психология, по сути, призвана изучать экономико-психологические явления (феномены) во всей их совокупности: экономико-психологические процессы, состояния и свойства самых различных субъектов. Однако, несмотря на огромное многообразие таких явлений, главные среди них — это феномены экономического сознания и экономического поведения и соответствующие им основные понятия, используемые в экономической психологии.
Под экономическим сознанием понимается частная форма индивиду-
ального или группового сознания, заключающаяся в разных формах знания индивидуального и группового субъекта о различных экономических объектах и в его отношении к этому знанию. К основным феноменам индивидуального и группового экономического сознания, которые изучаются в современной экономической психологии, относятся следующие: социальные представления об экономических объектах, как реальных, так и идеальных; отношение к экономическим объектам, а также мнения и суждения о них, их оценки и т. п.; социальные установки, стереотипы и предрассудки, связанные с экономическими объектами; осознаваемые эмоции, чувства и в целом переживания, связанные с экономическими объектами; феномен социальных ожиданий, предвосхищения, прогноза экономических изменений, т. е. предстоящих событий, связанных с экономическими объектами; социальная категоризация и интерпретация экономико-психологических явлений и др.
Перечисленные феномены экономического сознания не имеют какого-то единого основания их выделения, более того, они частично перекрывают друг друга по своему содержанию и обозначаются терминами из разных теоретических подходов к исследованию экономического сознания. Однако здесь они вместе представлены потому, что, хотя и в принципиально различной степени, реально изучаются как психологические феномены экономического сознания в социальной и экономической психологии.
Если судить по современным публикациям из названных отраслей психологической науки, то под экономическими объектами, знание о которых и
отношение к которым составляют сущность экономического сознания, чаще всего понимаются следующие: заработная плата, прибыль, материальная обеспеченность или в целом экономические условия жизни различных экономических субъектов; богатство и богатые люди; бедность и бедные люди; различная собственность и ее владельцы; деньги, твердая валюта или драгоценности; различные ценные бумаги как эквиваленты денег—акции, финансовые чеки, счета и т. п.; сбережения на счетах банков и тому подобных финансовых структур и др.
Тесно связанное с экономическим сознанием экономическое поведение подразумевает разные внешне проявляющиеся формы активности индивидуального и группового субъекта по отношению к различным экономическим объектам. Важнейшими среди них являются, например: реальный выбор формы экономической активности (наемного труда, коллективной формы собственности, предпринимательства и т. п.); реальная экономическая активность с ее многочисленными содержательными и формально-динамическими психологическими характеристиками; различные формы экономического поведения — потребительского, сберегающего, инвестиционного и т. д.
Концептуально предполагается, что между экономическим сознанием и экономическим поведением существуют сложнейшие взаимосвязи. Во-первых, экономическое сознание хотя прямо и не определяет, но во многом регулирует экономическое поведение. Во-вторых, именно через включенность в экономическое поведение и через его результаты экономическое сознание корректируется, изменяется, формируется и т. п.
В-третьих, важнейшими детерминантами одновременно и экономического сознания, и экономического поведения выступают многочисленные «третьи» факторы, среди которых наиболее важными можно считать, с одной стороны, внутренние неосознаваемые психологические феномены, а с другой — внешние социальные условия, характеризующие свойства и состояния различного рода малых групп, больших общностей, включая общество в целом, а в условиях глобализирующегося мира даже и человечество.
В последнее десятилетие в экономической психологии, особенно отечественной, все чаще стали использоваться более обобщенные (интегральные) по сравнению с экономическим сознанием и поведением понятия «экономическая (или хозяйственная) активность» и как ее содержательный синоним — «экономическая жизнедеятельность», а также некоторые другие понятия, близкие к ним. Потребность в подобных обобщенных понятиях вызвана необходимостью изучения таких экономико-психологических феноменов, в которых интегрируются разные феномены экономического сознания и формы экономического поведения, представить и анализировать разрозненно которые чрезвычайно трудно, а практически и невозможно, хотя необходимо отметить, что в подавляющем большинстве исследований по-прежнему предпочтение отдается изучению феноменов экономического сознания личности и социальной группы.
На всем протяжении становления и развития экономической психологии субъективность и субъектность экономического поведения и экономической деятельности отмечаются многими
исследователями. Вместе с тем в самой экономической психологии категория экономического субъекта (субъекта экономического поведения, экономической деятельности, экономических отношений) разработана явно недостаточно. Это проявляется, в частности, в тенденции к преимущественному вниманию исследователей к изучению психологических феноменов, связанных либо с различными видами экономического поведения, либо с отдельными феноменами экономического сознания. Именно категория субъекта позволяет интегрировать оба подхода и рассматривать феномены психики (сознания) и поведения (деятельности) экономических субъектов в их взаимосвязи и взаимной обусловленности. Избирательность экономического сознания и поведения субъектов проявляется в их вариативности, при которой все многообразие индивидуальных и групповых различий между субъектами может быть сведено к ограниченному числу их социально-психологических типов.
Междисциплинарность экономической психологии
Сегодня можно с полным основанием признать явно междисциплинарный характер в целом экономической психологии как отрасли знания. Междисциплинарный характер исследований в экономической психологии проявляется на разных уровнях, типичных для такого рода отраслей психологической науки. Во-первых, в обобщенной форме междисциплинарность проявляется на внешнепсихологиче-ском уровне, т. е. собственно на границах психологической и непсихологических наук, где экономическая
психология фактически зародилась и продолжает плодотворно развиваться. Наиболее интересные разработки в настоящее время ведутся на границах экономической психологии и этики (Андерсон, Шихирев, 1994; Журавлев, Купрейченко, 2003; Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения, 2001; Шихирев, 2001).
Во-вторых, в настоящее время характерными проявлениями ее меж-дисциплинарности становятся более частные и конкретные формы интеграции экономической психологии на вну-трипсихологическом уровне, т. е. с другими многочисленными отраслями психологии. На границах с этнической психологией за короткий период сформировалась экономическая этнопсихология (Винокуров, Карнышев, 2000; Проблемы экономической психологии, 2004, с. 545-614). На границах экономической психологии с психологией управления сформировалось новое научное направление исследований, которое можно обозначить как психолого-экономические проблемы управленческой деятельности (Психолого-экономические аспекты управленческой деятельности, 2003; Современные проблемы психологии управления, 2002, и др.). На стыке с возрастной и педагогической психологией активно разрабатываются проблемы экономической социализации детей и подростков, экономического обучения и образования детей и взрослых (Дробышева, 2002). Исследования психологии потребительского поведения и тесно связанные с ними исследования в области психологии рекламы и маркетинга являются традиционными для экономической психологии. В отечественной психологии в качестве самостоятельного напра-
вления сформировалась социальная психология торговли (Линчевский, 1981). В последние годы активизировались психологические исследования в сфере рекламы, в качестве самостоятельного научного направления формируется психология рекламной коммуникации (Гордякова, 2003; Лебедев-Любимов, 2002).
Перечисленные и другие примеры позволяют сделать вывод о том, что развитие междисциплинарных исследований в современной экономической психологии происходит более интенсивно на внутрипсихологическом уровне по сравнению с внешнепсихологиче-ским.
Некоторые направления исследований в современной экономической психологии
В качестве относительно самостоятельных направлений в экономической психологии традиционно выделяются эмпирические исследования отношения различных социальных групп к деньгам и особенности «денежного поведения» (Дейнека, 2002; Фенько, 2000; Проблемы экономической психологии, 2004, с. 207-303). В последние годы активно проводятся исследования психологических характеристик российского предпринимательства (Журавлев, Позняков, 1995; Позняков, 2001; Психология предпринимательской деятельности, 1995; Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства, 1999; Филинкова, 2001). В условиях рыночной экономики, когда человеческий труд все чаще рассматривается и оценивается как один из ресурсов, приносящих прибыль предприятию, и один из товаров на рынке труда, все
более актуальными становятся исследования психологических проблем занятости и безработицы (Проблемы экономической психологии, 2004, с. 304-378). Исследуются субъективные возможности материального самообеспечения личности в изменяющихся социально-экономических условиях (Китова, 2003). Большое внимание исследователей привлекают психологические проблемы экономико-психологической адаптации российского населения к рынку, богатства и бедности (Дейнека, 1999б; Проблемы экономической психологии, 2004, с. 460-482), экономической депривации (Позняков, 2001). Активно исследуются экономико-психологические аспекты качества жизни (Проблемы экономической психологии, 2004, с. 483-544).
Сравнивая особенности развития экономической психологии в России и в странах с развитой рыночной экономикой, хотелось бы обратить внимание на то, что в зарубежной экономической психологии одним из центральных направлений эмпирических исследований является изучение поведения потребителей. Это обусловлено и практической востребованностью таких исследований для научного обеспечения решения задач рекламы и маркетинга, и реальностями повседневной жизни общества с рыночной экономикой, которое не случайно называют обществом потребления. Для развития отечественной экономической психологии характерен изначально более высокий интерес к сфере производства материальных и духовных благ (и в меньшей степени их обмена и распределения), чем потребления. Это также связано и с традициями развития отечественной науки, и с практикой общественной жизни и исходящими от
нее запросами. С одной стороны, к моменту оформления экономической психологии в России в самостоятельную отрасль знания в отечественной науке уже был накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, связанный с исследованием психологических закономерностей поведения и взаимодействия людей именно в сфере производства (психологические исследования трудовой и профессиональной деятельности, совместной деятельности, трудовых коллективов, управления и руководства). С другой стороны, изучение потребительского поведения в отечественной науке традиционно осуществлялось в рамках относительно независимо сформировавшихся научных направлений: психологии торговли и психологии рекламы. Интеграция этих направлений — неизбежный этап становления экономической психологии.
Нельзя не отметить еще одну особенность в постановке проблем и направлений эмпирических исследований. Для зарубежной, в первую очередь западной, экономической психологии характерно акцентированное внимание к процессам принятия экономических решений, экономического поведения, экономического взаимодействия партнеров в условиях торговых переговоров и сделок. При этом активно используется моделирование экономических процессов в условиях лабораторных экспериментов с деньгами. Не умаляя важности подобных исследований для получения строго фиксируемых эмпирических данных и анализа взаимосвязей между изучаемыми переменными, следует подчеркнуть принципиальную ограниченность возможностей лабораторного эксперимента для изучения реальной экономической жизни и
социальной обусловленности психологических особенностей хозяйствующих субъектов. Для отечественной экономической психологии, напротив, характерно пристальное внимание именно к этим узловым социальным проблемам экономической жизнедеятельности. Так, к теоретическому анализу психологических аспектов отношений собственности неоднократно обращались такие известные российские психологи, как Е.В. Шорохова, А.И. Китов, А.Д. Карнышев и другие. Проведение эмпирических исследований по этим направлениям предполагает изучение сознания и поведения представителей различных социально-экономических групп в естественных условиях их жизнедеятельности; при этом очень важно не ограничиваться анализом только субъективных представлений и мнений, выявляемых с помощью опросных методов, но изучать их в связи с особенностями реального экономического поведения в конкретных социально-экономических условиях. И здесь очень перспективным представляется использование стратегии естественного эксперимента, когда социально-психологические феномены, связанные с особенностями субъективного отражения экономических условий жизнедеятельности субъектов и регуляцией их экономического поведения, исследуются в условиях радикальных социально-экономических изменений.
Результаты исследований, посвященных анализу организационных и экономических нововведений, указывают на чрезвычайную динамичность и противоречивость социально-психологических явлений, связанных с их реализацией. Вместе с тем как в западной, так и в отечественной социальной психологии до последнего времени
практически отсутствовали эмпирические исследования, специально посвященные анализу динамики социально-психологических феноменов в условиях радикальных социально-экономических изменений, которые затрагивали бы такие базисные экономические отношения, как изменение форм собственности. В качестве исключения можно отметить серию теоретических и эмпирических исследований, выполненных в последние годы в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН под руководством А.Л. Журавлева (Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе, 1996; Журавлев, 1999; Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений, 1997; Социальная психология экономического поведения, 1999; Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений, 1998). В этих исследованиях изучались социально-психологические факторы экономического поведения личности и группы в условиях изменения форм собственности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что динамика социально-психологических феноменов имеет место под влиянием социально-экономических изменений (смены формы собственности) как их следствие или как сопутствующие им социально-психологические процессы. Вместе с тем анализ показал, что социально-психологические феномены изменяются дифференцированно под влиянием социально-экономических условий, причем социально-психологические характеристики разных групп участников совместной трудовой деятельности могут не только не изменяться, но и трансформировать
(преломлять) воздействия экономических условий или вообще сводить их влияние к нулю. Обобщение результатов этих и других исследований позволило сформулировать теоретический вывод о том, что социально-психологические факторы (феномены) не только выступают следствием экономических изменений в обществе, но и сами оказывают воздействие на состояние и динамику социально-экономических условий (Журавлев, 1999).
Решение теоретического вопроса о характере связей между экономической и социальной психологией во многом зависит от более общих представлений о предмете социальной психологии и ее месте в системе психологического знания. В соответствии с разделяемыми авторами теоретическими представлениями экономические связи и отношения есть один из видов социальных связей и отношений, а экономическое поведение и взаимодействие — один из видов социального поведения и взаимодействия. Поэтому вполне правомерно рассматривать экономическую психологию как одну из прикладных отраслей социальной психологии. Однако в этом случае более корректно будет использовать термин «социально-экономическая психология» по аналогии с уже традиционно используемыми терминами «социальная психология управления», «социально-политическая психология» и т. д. Такое уточнение обусловлено тем, что некоторые направления исследований экономического поведения (например, исследования процессов принятия экономических решений в самых различных условиях, исследование суждений экономического содержания и т. п.) не имеют столь четкой привязки к социально-психологической проблематике.
Высказанные теоретические положения позволяют сформулировать авторские представления о предмете экономической психологии. Экономическая психология — комплексная прикладная отрасль психологической науки. Предметом экономической психологии являются психологические закономерности экономического поведения и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов, взаимосвязь и взаимное влияние экономических и психологических явлений. Социально-психологический анализ экономических явлений может проводиться на разных уровнях социальной жизнедеятельности, субъектами которой могут выступать индивиды, малые и большие группы.
Методологические принципы экономической психологии конкретизируют принципы научной психологии применительно к особенностям ее предмета: --принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются абсолютно универсальными, вне-историческими; психологические особенности экономического поведения носят культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общности; эмпирическими основаниями этого принципа выступают, с одной стороны, результаты многочисленных кросскуль-турных исследований организационного, потребительского, финансового и других видов экономического поведения, а с другой — исследования динамики социально-психологических явлений в условиях радикальных социально-экономических изменений;
--принцип субъектности означает, что человек выступает не пассивным
объектом экономических воздействий и влияний экономических условий, но активным субъектом, реализующим различные виды экономического поведения, вступающим в экономическое взаимодействие и экономические отношения с другими экономическими субъектами (индивидуальными и групповыми); основными признаками субъектности являются активность, сознательность действия, целостность и избирательность;
--принцип диалектического единства (а не тождества) сознания и поведения экономических субъектов предполагает возможность не только сходства, согласованности, но и различий, противоречий между экономическим поведением субъекта и его сознанием;
--принцип взаимной связи и взаимного влияния экономических и социально-психологических явлений предполагает наличие взаимодействия экономических и социально-психологических факторов в детерминации психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регуляцией экономического поведения субъектов;
--принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики применительно к экономической психологии означает тесную связь развития теории экономической психологии как с проведением эмпирических, в том числе экспериментальных, исследований, так и с практической психологической деятельностью в разных сферах экономической жизни; он также предполагает обращение психологов-практиков к теории и методам научной психологии и постановку задач эмпирических исследований, исходя из запросов и проблем социально-экономической жизни общества.
В качестве методов исследования в
экономической психологии можно выделить два основных: лабораторные эксперименты (различные экономические игры) и полевые исследования, проводимые в естественных условиях. В прикладной области экономической психологии также существуют два главных направления: консультирование фирм и отдельных клиентов по конкретным проблемам и обучение и подготовка руководителей и специалистов в области экономической психологии. В качестве самостоятельного направления прикладной психологии активно формируется психология бизнеса, в рамках которой практические психологи отрабатывают методы и технологии прикладной экономической психологии.
Заключение
Таким образом, современное состояние экономической психологии можно определить как состояние интенсивного развития теоретических, эмпирических и прикладных исследований различных сфер экономической жизнедеятельности. Не претендуя на полноту охвата и анализа этих исследований, авторы постарались изложить прежде всего собственный взгляд на предмет, основные теоретические проблемы, методологические принципы, направления эмпирических исследований и сферы приложения экономической психологии.
Подводя итоги анализа развития экономической психологии в контексте современной психологической науки в целом, можно отметить несколько особенностей этого развития. Во-первых, еще раз следует подчеркнуть интенсивность развития экономической
психологии, которое имело место во второй половине 90-х годов ХХ в. и в начале XXI в. Во-вторых, необходимо отметить историческую преемственность различных этапов зарождения, становления и развития отечественной экономической психологии. В-третьих, следует выделить более интенсивное развитие внутрипсихологического уровня междисциплинарных исследований в экономической психологии по сравнению с внешнепсихологическим. В-четвертых, необходимо иметь в виду оформляющуюся тенденцию в развитии относительно самостоятельного двойного статуса экономической психологии — в экономической и психологической науках. В-пятых, целесообразно отметить некоторую мозаичность в уже сложившейся структуре современной экономической психологии и в продолжающих формироваться новых направлениях научных исследований. Структурные части, составляющие экономическую психологию, пока остаются слабо связанными по их содержанию и относительно автономно развивающимися областями. В-шестых, можно констатировать сохраняющуюся высокую степень зависимости развития экономической психологии от практических потребностей современного общества, от общественной ее востребованности. Потенциал, если так можно выразиться, автономного саморазвития экономической психологии пока остается невысоким. В-седьмых, необходимо отметить, что формировалась экономическая психология как междисциплинарная научно-практическая отрасль психологии, поэтому ведущее место в ней по-прежнему занимают практически ориентированные исследования и разработки.
Выделенные в результате приведенного анализа и некоторые другие особенности развития экономической психологии относятся к категории наиболее характерных, поэтому достаточно легко обнаруживаемых, практически лежащих на поверхности и поддающихся выделению с помощью теоретического осмысления. Однако существует и другая категория особенностей развития экономической психологии, которые с огромным трудом выделяются и, даже выделившись, остаются совсем не очевидными и легко подвергаемыми сомнению. Речь идет об основополагающих теоретических идеях, положениях, на которых строилась и развивается в настоящее время отечественная экономическая психология. По нашему мнению, главное сейчас — это сформулировать такую задачу для последующего глубокого теоретического исследования, а его результаты в будущем отрефлексировать в профессиональном сообществе экономических психологов. В этой связи ниже будут высказаны некоторые теоретические предположения лишь предварительного характера.
Самое первое, что привлекает внимание или даже напрашивается на рассмотрение,— это фундаментальная проблема соотношения экономического и психологического, в самой разной форме ставившаяся в истории, в том числе и предыстории, отечественной экономической психологии, и столь же разные идеи по ее решению, а также сами решения, которые предлагались ранее и предлагаются в настоящее время. Вся история экономической психологии — это прежде всего история теоретических, эмпирических и практических исследований ради прояснения роли и места
психологического в многообразных социально-экономических явлениях и в целом в социально-экономическом развитии российского общества; это история ярких и разнообразных попыток соотнести, рассмотреть вместе, установить взаимосвязи, в конечном счете интегрировать экономические и психологические явления (феномены), а также экономические и психологические факты, идеи, концептуальные подходы в едином анализе разных общественных явлений и их развития.
Второе — это фундаментальная идея о неразрывности связей экономического сознания человека и его экономического поведения. Односторонняя увлеченность исследованиями внешнего объективированного экономического поведения, какой бы привлекательной она ни была, легко приводит к реализации бихевиоральных схем и систем представлений, в которых психологические компоненты представлены в упрощенном и ограниченном виде. Исследования же феноменов экономического сознания не должны быть самодостаточными, а должны быть необходимыми, прежде всего для того, чтобы понимать психологические регуляторы экономического поведения. Идея неразрывности их связей в отечественной психологии формулируется следующим образом: экономическое сознание, формируясь в экономическом поведении, в свою очередь становится важнейшим регулятором, определяющим (детерминирующим) экономическое поведение.
И третье. На роль главного психологического феномена экономического сознания в отечественной экономической психологии в первую очередь претендует феномен отношения к экономическим объектам, включающий
когнитивный, эмоциональный и моти-вационный (побудительный) компоненты. Среди основных компонентов наибольшая нагрузка в выражении отношения приходится на эмоционально-оценочный его компонент. Именно это, по нашему мнению, позволило избежать в отечественной экономической психологии чрезмерного увлечения когнитивизмом, рациональностью и т. д., т. е. тем, что более характерно для многих зарубежных концепций социальных (экономических) представлений и когнитивистских теорий. Через феномен отношения одновременно выражается и когнитивное, и эмоциональное в экономическом сознании.
В процессах становления и развития смежных междисциплинарных наук, к которым относится экономическая психология, всегда существует опасность формирования эклектичной теоретической платформы новой отрасли научного знания. Чтобы реально избежать этой опасности, необходимо, как минимум, открыто ставить выше сформулированный вопрос об основополагающих теоретических положениях (идеях) экономической психологии и пытаться отвечать на него. В качестве основополагающих, возможно, будут предложены совсем другие теоретические положения (или идеи), и это нужно только приветствовать, ибо сейчас невозможно настаивать на высказанных выше предложениях как на единственных, а целесообразнее выдвигать их как теоретические гипотезы, которые будут проверены (приняты или отвергнуты) прежде всего временем, т. е. новыми исследованиями в области экономической психологии, которых остается только с нетерпением и надеждами ожидать.
Литература
Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины». Психология и этика российско-американского делового партнерства. М.: Дело ЛТД, 1994.
Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. М.: Дело и сервис, 1998.
Вахитова З.З. Социально-психологические особенности восприятия субъектов экономических отношений: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Введение в экономическую этнопсихологию: Учебное пособие. Иркутск: ИГЭА, 2000.
Всероссийский форум по экономической психологии. Тезисы докладов. СПб., 2003.
Гордякова О.В. Влияние агрессивности личности на оценку наружной рекламы с различными формально-динамическими характеристиками: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.
Данг Тьи Тхань. Влияние отношения к собственности на психологию крестьян в условиях социально-экономических изменений (на примере вьетнамской деревни): Дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.
Динь Ле Хао. Динамика авторитета руководителя коллектива в условиях экономической реформы во Вьетнаме: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1993.
Дейнека О.С. Экономическая психология в российской политике переходного периода: Дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1999.
Дейнека О.С. Экономическая психология: социально-политические проблемы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Дейнека О.С. Динамика макроэкономического образа денег в обыденном сознании // Психол. журн. 2002. Т. 23. № 2. С. 36-46.
Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1996.
Дорофеев Е.Д. Внутригрупповая ответственность в условиях совместной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.
Дробышева Т.В. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях раннего экономического образования: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.
Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: Дис. в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999.
Журавлев А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психол. журн. 1998. Т. 19. № 3. С. 3-16.
Журавлев А.Л. Психология человека и экономические реформы // Социалистический труд. 1991. № 1. С. 53-64.
Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2003.
Журавлев А.Л., Позняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М.: Институт психологии РАН, 1995.
Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях социально-экономических изменений: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.
Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы / Психол. журн. 2003. Т. 24. № 4. С. 31-42.
Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д. Собственность: психолого-экономический анализ. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002.
Китов А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987.
КитоваД.А. Материальное самообеспечение личности в изменяющихся социально-экономических условиях России. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2003.
Купрейченко А.Б. Введение в экономическую психологию // Методические материалы и программы к специализированным курсам по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам / Под ред. М.М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 377-402.
Купрейченко А.Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у менеджеров и предпринимателей): Дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.
Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2002.
Линчевский Э.Э. Социальная психология торговли. М.: Экономика, 1981.
Материалы 6-й ежегодной всероссийской научно-практической конференции «Психология бизнеса». СПб., 2003.
Муздыбаев К.Экономическая деприва-ция, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
Муконина М.В. Типы профессионально ответственного отношения работников опасного производства в разных организационно-экономических условиях: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.
Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000.
Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001.
Позняков В.П. Психологические отношения субъектов в условиях изменения
форм собственности: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002.
Позняков В.П. Экономическая психология. Программа курса для студентов факультета психологии. М.: Изд-во МГСА, 2003.
Попов В.Д., Хвесюк Н.Г. Экономическая психология (корпоративное управление отношениями собственности). М.: Изд-во РАГС, 1999.
Попов В.Д. Психология и экономика: Социально-психологические очерки. М.: Сов. Россия, 1989.
Проблемы экономической психологии. Т. 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев,
A.Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
Психология предпринимательской деятельности / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Институт психологии РАН, 1995.
Психология и экономика. Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции РПО. Калуга, 2002.
Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001.
Психолого-экономические аспекты управленческой деятельности / Под ред.
B.П. Фоминых. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2003.
Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. М.: Аспект-пресс, 2000.
Сиващенко Е.Н. Отношения работников к руководителям на предприятиях с разной формой собственности: Дис. ... канд. психол. наук.М., 2003.
Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
Современные проблемы психологии управления / Отв. ред. Т.П. Емельянова, А.Л. Журавлев, Г.В. Телятников. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002.
Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения: Материалы конференции. СПб., 2001.
Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шо-рохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.
Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1999.
Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шоро-хова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.
Тугарева Е.В. Экономическая психология. Программа курса лекций для психологических факультетов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.
Турецкая Г.В. Социально-психологическая типология деловой активности женщин: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.
Фенько А.Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 1. С. 50-62.
Филинкова Е.Б. Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.
Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика // Психол. журн. 1989. Т. 10. № 1. С. 22-31.
Хащенко В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. С. 107-122.
Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М.: Новости, 2000.
Шорохова Е.В. Психологические особенности социально-экономических преобразований в сельском хозяйстве России в 20-30-е годы ХХ века // Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1999. С. 28-55.
Экономическая психология: социокультурный аспект / Под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2000.
Экономическая психология в структуре жизненных реалий / Под ред. М.А.Винокурова, А.Д. Карнышева. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.
Экономическая психология: Актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы пятой международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А.Д. Карнышева. Иркутск, 2004.
Antonides G. Psychology in Economics and Business. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1991.
Lea S.E.G., Tarpy R.N., Webley P. The individual in the Economy. Cambridge: Cambridge University press, 1987.
Lea S., Webley P., Young B. (eds.) New Directions in Economic Psychology: Theory, Experiment and Application. United Kingdom: E. Eglar Publishing, 1992.
Levis A., Webley P., Furnham A. The New Economic Mind: The Social Psychology of Economic Behavior. N. Y.; London: Prentice Hall, 1995.
Maital S., Maital S. (eds.) Economics and Psychology. United Kingdom: E. Elgar Publishing, 1993.
Van Raaiy, W.F., Van Veldhoven C.M., WarneridK.-E. (eds.) Handbook of Economic Psychology. Dordrecht, Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 1988.