УДК 330.16 ББК 88.4
в.в. спасенников
Доктор психологических наук, профессор, лаборатория экономической психологии, рекламы и связей с общественностью БГУ им. академика И.Г. Петровского
г. Брянск
институционализация экономической психологии на основе национальных инновационных систем и междисциплинарного взаимопроникновения
Аннотация: Инновационные процессы в экономике, деятельность интеллектуальных организаций и возможности организационной культуры и некоторые другие междисциплинарные понятия рассматриваются с позиции институциональной экономики и экономической психоло-
Ключевые слова: национальная инновационная система, интеллектуальная организация, организационная культура, институциональная экономика, бизнес-инкубаторы.
В данной статье предприняты попытки обосновать отдельные концептуальные мысли (возможно, и дискуссионные), которые позволят продвинуться профессиональному сообществу экономических психологов в разрешении существующих противоречий между прежде всего экономическим и психологическим парадигмальным представлениями о данной отрасли научного знания.
Следует согласиться с ректором СПбГУЭФ д.э.н., проф. Н.А. Максимцевым, что мировая экономика в конце XX в. вступила в постиндустриальную стадию экономического развития, это обусловлено набирающими силу тенденциями повышения роли и значения инноваций, новых научных знаний и информации. Интеллектуализация экономической среды, инновационное предпринимательство, степень овладения информационными ресурсами становятся сегодня необходимой основой существования высокоэффективной рыночной экономики, а национальная инновационная способность
является базовой характеристикой самого общества [29]. Она показывает не только способность общества добиваться успехов на конкурентных направлениях научно-технического прогресса, но и быстро и эффективно переходить от одного направления к другому. Помимо этого нация должна быть в состоянии с минимальными затратами ресурсов создавать и делать достоянием рынков новые продукты, соответствующие достижениям передовых технологий, что невозможно без создания национальной инновационной системы (НИС), подсистемы которой и порядок взаимодействия между ними представлены на рисунке 1.
Под НИС будем понимать совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, осуществляющих производство и реализацию высокотехнологичной продукции, а также управление и финансирование инновационной деятельности.
В СПбГУЭФ постепенно складывается научная
Макроэкономическая политика
Законодательство в области
научно-технической и инновационной деятельности
Образование и профессиональная подготовка
Инновационная инфраструктура и инвестиционное обеспечение
Система генерации знаний
Производство: продукции, технологии, услуг Рынок: продукции, технологии, услуг
Рис. 1. Подсистемы в структуре НИС и порядок взаимодействия между ними
школа формирования экономико-психологических основ элементов и составляющих НИС [3, 26, 29, 48 и др.]:
экономическая психология предпринимательской деятельности (Г.Л. Бардиер); проблемы адаптации женщин в рыночной экономике (О.А. Бахрах, Э.Х. Локшина); экономические интересы и мотивация труда (Л.А. Белоусова);
информационные технологии в логистике (В.З. Лесохин);
институциональные основы стратегий организации бизнеса (С.Ю. Верединский); социальная и экономическая психология инноваций (В.В. Синов);
экономическая психология инноваций в здравоохранении (О.А. Страхова); экономико-психологическое обеспечение подготовки трудовых ресурсов (Г.К. Копей-кин);
• экономико-
технологические проблемы функционирования интеллектуальных организаций (В.В. Плотников) и др.
В становлении экономической психологии как научного направления и новой учебной дисциплины мы солидаризируемся с мнением В.В. Плотникова [3] о том, что «изменения, происшедшие в организациях под воздействием информационной революции, пока не слишком заметны для поверхностного взгляда, но они весьма существенны по своему содержанию».
Необходимость создания НИС объясняется пренебрежением неформальными общественно-экономическими укладами, сложившимися в процессе существования многовекового российского этноса; недооценкой имеющегося научно-технического потенциала страны и его расточительным использованием; сочетанием крайней некомпетентности исполнительного звена с суперинтеллектом в сфере НИОКР, а также отсутствием стройной концепции научно-технического прогресса (В.В. Спасенников [43]).
На протяжении многих десятилетий развитие экономики страны подчинялось задачам дальнейшего совершенствования индустриального ядра, созданного в эпоху первых пятилеток, и сохранения за Россией статуса могучей военной сверхдержавы, которая создавала конкурентоспособные образцы вооружения и военной техники с использованием всех достижений научно-технического прогресса. При этом именно в военно-промышленном комплексе были созданы предпосылки для инсти-туционализации экономической психологии как научного направления в процессе внедрения изобретений путем соединения НИР и ОКР, создание временных творческих коллективов из представи-
телей ведомственных НИИ и производственных предприятий как одной из форм интенсификации военных инноваций по схеме: «затраты - боевая эффективность - стоимость» [49].
Как отмечено в работах А.И. Китова и А.И. При-гожина [21, 41] в СССР существовало несколько разновидностей организационных форм инновационных процессов и в гражданских народного хозяйства, которые создавались либо «сверху» в плановом порядке, либо самостоятельно, по инициативе самих коллективов. А.И. Китов писал, что система организаций, специализирующихся на ускорении научно-технического прогресса, начала складываться еще в 30-х годах XX века [22]. К ним можно отнести пуско-наладочные предприятия в промышленности и строительстве, особенностью которых являлось то, что, во-первых, они не занимались созданием новшеств, а распространяли уже апробированные практикой; во-вторых, они действовали, как правило, в рамках одного министерства, отрасли.
Другой разновидностью инновационных организаций являлись научно-производственные объединения (НПО) [41]. Они соединили исследования, разработки новшеств с их изготовлением и освоением, но преимущественно (а иногда и только) в рамках своей оргструктуры. Кроме того, в большинстве НПО включенные в них предприятия преследуют сугубо производственные, «валовые» цели, подавляя собственно инновационные.
С теми или иными модификациями, в плановом централизованном порядке был создан еще ряд подобных фирм: «Хикмет» в Баку, «Поиск» в Северодонецке, «Старс» в Риге, «Искра» в Томске, «Эра» в Москве, «Яунисте» в Вильнюсе, «Енисей» в Красноярске. По решению Совета Министров Эстонской ССР в Таллине работало хозрасчетное специальное конструкторско-техническое бюро «Эффект», а в Риге Госплан республики выделил в составе производственного объединения «Силава» инновационный отдел под названием «Орионт» с весьма широкими функциями в области нововведений.
Параллельно с ними в СССР функционировали государственные организации, ориентированные на широкий фронт инновационной деятельности.
Это всесоюзные научно-производственные объединения (ВНПО), объединяющие по своему профилю все серийные заводы страны, деятельность которых направлялась головным институтом, который отвечал за весь инновационный процесс - от начала разработки новшества до массового выпуска.
Существовали и межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК), в 1986 г. их насчитывалось около двадцати. МНТК координировал фундаментальные, прикладные исследования, конструкторские и технологические работы, изготавливались опытные образцы, доводились их до серийного производства.
В современных условиях рыночной экономики появилось новое понятие: «интеллектуальная организация» (В.Г. Антонов, И.Г. Владимиров, Б.Г. Кочетков, В.В. Плотников, М. Рубинштейн, А. Фирстен-берг и др.), для деятельности которой характерной является логическая цепочка: информационное общество - инновационная экономика - интеллектуальная организация - высококвалифицированный труд (творчество) [3].
Классификация интеллектуальных организаций, предложенная В.В. Плотниковым, представлена на рисунке 2.
Как следует из рисунка 2, в качестве самостоятельного вида интеллектуальной организации выделены временные организационные структуры, которые могут быть как в коммерческих, так и в некоммерческих структурах, при этом с позиций институциональной экономической психологии прототипом интеллектуальной организации являются временные творческие коллективы (ВТК), создававшиеся для соединения НИР и ОКР в советские времена [43].
Теория организаций (фирм) является, по нашему мнению, связующим звеном между интериоризиро-ванными подходами экономической теории и их экс-териоризированной реализацией с позиций институциональной экономической психологии (рис. 3).
Схема на рисунке 3 позволяет разрешить противоречия, которые возникают между рациональным и иррациональными формами познания путем гармонизации этих форм через организационную культуру и нормы права экологической психологии [43].
Как показано в работах Р.Ф. Абдеева, Г.Ф. Голу-
Интеллектуальные организации
Коммерческие
Временные организационные структуры
Юридические лица (самостоятельные) Подразделения (функциональные)
Научные (НИИ, КБ, вузы)
Консалтинг
СМИ и инфо-услуги
Обучение и аттестация
Финансовые
Инвестиционные
Высокотехнологичные (телекоммун и ка ци и и информатика, биотехнологии, оборонно-промышленные)
ч_^
Стратегическое развитие
Маркетинг
Экономика и финансы
Планирование
Персонал Информационные технологии
Некоммерческие
Рабочие группы
Экспертные и координационные советы
Межведомственные комиссии
Межфункциональные комитеты
Государственные Политические П рофессионал ьн ые Отраслевые Общественные
Рис. 2. Классификация интеллектуальных организаций (по В.В. Плотникову)
бевой, О.С. Дейнека, В.М. Соколинского, О.С. Сухарева и др., понятие организационная культура является одним из ключевых как в институциональной экономике, так и в экономической психологии, наряду с такими понятиями как экономическое сознание, экономическое поведение, инновационный менеджмент, интеллектуальная организация, экономические отношения, статусные роли и др. [1, 5, 13, 17, 19, 28, 40, 51-54].
Один из представителей американской институциональной экономики и экономической психологии Т. Веблен в работе «Теория праздного класса» [8] называл институтами привычки и стереотипы мышления, разделяемые большим числом членов общества, привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди. Первоначально институты возникают на базе человеческих инстинктов и простейших потребностей. Способствуя их удовлетворению, они приобретают самоподдерживающийся характер и по принципу обратной свя-
зи формируют стереотипы мышления. Наиболее прочные и социально целесообразные институты фиксируются в традициях, неформальных нормах, а затем и в писаном праве.
Подходы, развиваемые в трудах Т. Веблена и его последователей Р. Коуз, В. Ойкен, Г. Саймон, Д. Каннеман, А. Тверски, Д. Мак Фадлен, Дж. Хэкман и др. в зарубежной институциональной экономической психологии, а также А.О. Блинов, А.Л. Гапоненко, И.А. Максимцев, В.М. Со-колинский, О.С. Сухарев и др. в отечественной гуманистически ориентированной экономической психологии, сводятся к тому, что институты - это найденные в ходе общественной практики и постоянно воспроизводящиеся наиболее существенные и устойчивые социальные отношения, нормы и правила человеческого поведения в экономической, социальной и любой другой сфере [7, 9, 13, 22, 23, 25-28].
Рис. 3. Взаимосвязь экономической теории и экономической психологии через организационную культуру и нормы права институциональной экономики (по В.В. Спасенникову)
По мнению этих и других ученых ключом к экономическому росту служит эффективная организация экономики, которую обеспечивают институциональные системы. Институтами, обеспечивающими долговременный экономический рост, являются в первую очередь законы, правила, нормы, формирующие побудительные мотивы экономического поведения.
Институциональная экономическая психология и институциональная экономика позволяют с позиций «принципала» и «агента» осуществить эффективное проектирование внутрифирменной структуры на основе выработки совокупности норм, правил и традиций, регулирующих взаимодействие между членами организации и являющихся концентрированным выражением организационной культуры (В.В. Спасенников, 2003) [43].
Порядок и последовательность создания организационной формы управления с позиции экономической психологии и институциональной экономики представлен на рисунке 4 [43].
При анализе внутрифирменной структуры необходимо учитывать не только динамику транс-акционных издержек (в первую очередь издержек мониторинга и предупреждения оппортунизма), но и зависимость организационного развития
от предшествующей траектории (organizational path-dependence) по аналогии с «эффектом исторической обусловленности развития» в динамике институтов. Организационное развитие фирмы можно интерпретировать как движение по особой траектории структурных изменений. Анализ «эффекта исторической обусловленности» в развитии организации требует дополнения и частичного пересмотра аргументов, которые были сформулированы при изучении динамики институтов [43].
Во-первых, в рамках организации функции, аналогичные тем, которые выполняет идеология на институциональном уровне, переходят к организационной культуре. «В любой организации: предприятии, профсоюзе или политической партии, существует общая когнитивная составляющая - организационное знание». Организационная культура материализуется в нормах, правилах и традициях, на основе которых строятся взаимоотношения между «принципалом» и «агентами». Интерпре-тативная функция организационной культуры в ее использовании «агентами» для оценки обоснованности решений «принципала» при наступлении тех или иных непредвиденных обстоятельств. «Организационная культура дает подчиненным ex ante представление о том, как организация будет реагировать на те или иные непредвиденные обстоятель-
Исходные данные
1 г
Аппарат управления
Структура управления
Количество функциональных подразделений аппарата
Специализация и объёмы работ
Дочерние предприятия и филиалы
Количество предприятий и филиалов
Основные документы
1. Учредительные документы организации, дочерних предприятий и филиалов
2. Схема организационной структуры
3. Штатное расписание аппарата управления
4. Положения о контрактной системе взаимоотношений
5. Положения о функциональных обязанностях подразделений, отделов и работников
6. Положения об экономических взаимоотношениях и санкциях
Рис. 4. Порядок создания организационной формы управления с позиций институциональной экономики и экономической психологии (В.В. Спасенников, 2003)
ства. Строго говоря, благодаря ее существованию организация получает свою идентичность». Таким образом, однажды сформировавшаяся организационная культура препятствует изменению типа взаимоотношений «принципала» и «агента».
Во-вторых, важное место в повседневном функ-
ционировании организации занимают рутины (routines). В данном контексте рутина определяется как «запоминание действия через его регулярное повторение» (remember by doing). Рутина играет центральную роль в обеспечении информационного обмена между членами организации: она лежит на
основе их способности получать, интерпретировать, формулировать и передавать сообщения. Каждая организация имеет свой «организационный диалект», ни в одной организации не говорят ни на «чистом» английском, ни на «чистом» русском языке.
Осуществление контроля существенно облегчается, если процедура контроля приобретает характер рутины [43]. На примере институтской жизни отметим, что рутинный характер контроля посещаемости студентов (в начале или в конце семинара) предотвращает прогулы, мотивированные лишь надеждой на то, что в этот раз проверить посещаемость забудут. Итак, способствуя решению проблемы «принципала - агента» через снижение информационной асимметрии внутри организации и облегчение контроля, рутина в то же время приводит к воспроизводству уже сложившихся взаимоотношений между ее участниками.
Движение по заданной траектории предполагает накопление и закрепление на основе организационной культуры и рутин определенного типа взаимоотношений между «принципалом» и «агентом». Поэтому важно знать ситуацию, являющуюся точкой отсчета организационного развития - она содержит в зародыше все варианты последующей эволюции. Ведь может случиться так, что «унитарная фирма в нестабильной среде имеет очень плохие показатели с точки зрения экономии транс-акционных издержек, но она же оказывается более эффективной и жизнеспособной, чем фирма с гибкой организационной структурой, в условиях стабильности» [44]. Следовательно, внутрифирменная структура, сформировавшаяся в условиях нестабильности и задавшая траекторию последующего развития фирмы, предопределит потери в будущем, когда внешняя среда стабилизируется. Парадокс заключается в том, что в долгосрочной перспективе наиболее выгодной может оказаться неоптимальная в краткосрочной перспективе структура. Именно этот парадокс можно проиллюстрировать на примере послевоенного развития японских фирм, начинавших свою эволюцию с высокой степени интеграции и централизации структуры, которая привела к потерям на первом этапе и обеспечила преимущества на последующих [43].
Стержнем организационной культуры являют-
ся ценности, которые определяют специфику всех остальных элементов культуры индивидуальных и групповых интересов, межличностных и межгрупповых отношений мотивации, представлений о миссии и целях организации и т.п. [45].
Применительно к организационной культуре ценности можно определить как целевое и желательное событие, поскольку личность всегда занимает позицию оценки по отношению ко всем элементам окружающей ее внешней среды. Ценности в данном случае служат стимулом, необходимым условием для любого рода взаимодействия. В силу социального неравенства, существующего как в обществе, так и в любой организации, ценности среди людей распределяются неравномерно. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, партнерства и т.д. Распределение ценностей в социальной группе, например среди сотрудников фирмы, в экономической психологии называют ценностным образом данной группы или организации. Что касается отдельного сотрудника, то внутри организации в рамках общего ценностного образа каждый из них занимает индивидуальную ценностную позицию.
На основе парадигмы экономической психологии управления можно выделить три основные формы существования корпоративных ценностей: 1) идеалы - выработанные руководством и разделяемые им обобщенные представления о совершенстве в различных проявлениях и сферах деятельности организации, 2) воплощение этих идеалов в деятельности и поведении сотрудников в рамках организации, 3) внутренние мотивационные структуры личности сотрудников организации, побуждающие к воплощению в своем поведении и деятельности корпоративных ценностных идеалов.
На рисунке 5 представлены основные признаки организации как системы, имеющей свою цель, включающей персонал, координационный центр, подчиняющийся экономико-психологическим и институциональным принципам саморегулирования, обособленности со свойственной ей организационной культурой.
Главная цель экономической психологии управления любой системой заключается в обеспечении
>
Совокупность норм поведения, традиций, символов - всего того, что отличает данную организацию от других
Рис. 5. Основные признаки организации как системы
сохранности, устойчивости развития этой системы в общих интересах входящих в нее элементов или связанных с ней других систем. В переходных экономиках возрастает значимость государственного регулирования в формировании высокотехнологичных производств. Особую роль в этом процессе отводят институциональному аспекту, призванному обеспечить интеграционное взаимодействие секторов экономики, учет ключевых компетенций территорий, согласование функций федерального, регионального, местного уровней научно-технического развития на основе потенциала роста инновационной и производственной составляющих экономики.
Примером формирования институциональной среды корпоративного развития муниципальных
систем является экономико-психологическое обеспечение процесса бизнес-инкубации в предпринимательской среде, что позволяет субъектам малого предпринимательства использовать научно-технический, производственный, кадровый, финансовый и информационный потенциалы региона для внедрения инновационных технологий.
Как показано В.И. Аверченковым [2], между бизнес-инкубаторами существуют «национальные различия». Так, к особенностям европейских инкубаторов относятся: широкое участие в их организации крупных корпораций, высокий уровень специализации, преимущественная ориентация на наукоемкий бизнес, целенаправленная поддержка безработных. Характерными чертами американ-
Организационная культура
ских инкубаторов являются: программы поддержки широкого круга предпринимательства, стремление обеспечить обязательный рост малой организации и превращение ее в среднюю, а затем и крупную организацию. Отечественные бизнес-инкубаторы, как правило, создаются в составе технопарков и являются первой фазой их развития. Такой подход упрощает организационный проект создания технопарка в специфических условиях российской экономики.
В процессе бизнес-инкубации достигается согласование интересов малого бизнеса, промышленности, исследовательских и учебных институтов и региона в целом. Через механизм бизнес-инкубации крупные предприятия могут получать доход от использования имеющихся у них ресурсов, предприятия, вузы получают возможность предоставить своим специалистам условия для завершения исследований в малом предпринимательстве и создания на их основе новой техники, технологии и материалов. Совместная деятельность в бизнес-инкубаторах позволяет малым фирмам, используя научно-технический и производственный потенциалы региона, его научные кадры и материальную базу, ускорить внедрение новых технологий, повысить конкурентоспособность выпускаемых изделий. В результате образуются дополнительные рабочие места в малом бизнесе, новые продукты,
услуги и технологии, стимулируется интеграция образования и науки.
На рисунке 6 представлена сравнительная характеристика институционального и экономико-психологического подходов к формированию инновационной программы поддержки малого предпринимательства в регионе.
Помимо созидательной деятельности по созданию модели процесса бизнес-инкубации и оценке его влияния на престиж региона, совершенствование социальной инфраструктуры, одной из региональных экономико-психологических проблем является анализ уровня жизни и социально-экономического положения населения региона, обеспеченности производством потребительских товаров.
Потребительское поведение населения региона может оцениваться по индексной группе показателей, предложенной в работе [15]:
Уровень жизни и социально-экономическое положение населения региона Rn будет характеризоваться индексом, который представляет собой сумму значений балльных оценок показателей взятого набора, или
ШИп = X М(0, где
i - показатель, I - число показателей в наборе, М - балльная оценка, соответствующая значению
Программа поддержки МП
Рис. 6. Сравнительная характеристика институционального и экономико-психологического подходов к формированию инновационных программ поддержки малого бизнеса в регионе
>того показателя.
Индекс группы показателей, характеризующей положение населения региона в некотором отдельном аспекте, например в обеспеченности производством потребительских товаров, будет равен:
IndGRn = X М(к), где
G - номер группы показателей (корзины), К -число показателей в группе G, М - балльная оценка, соответствующая значению к-того показателя.
Предварительные выводы
Дальнейшее развитие экономической психологии как теоретического базиса реинжиниринга и функционирования национальной инновационной системы, как показано в целом ряде исследований, требует следующих институциональных преобразований[1, 7, 11, 13, 22, 43]:
- совершенствование законодательства в области научно-технологической и инновационной деятельности;
- повышение ответственности государственных и политических деятелей;
- укрепление институциональных ограничительных рамок в государственной системе;
- расширение участия гражданского общества в политическом процессе и надзор со стороны средств массовой информации;
- создание конкурентоспособного частного сектора;
- реформа существующей системы общего и профессионального образования (появление новых специальностей).
Важной вехой на пути институционализации экономической психологии и утверждение на ее основе новой специальности является создание при СПбГУЭФ Межрегионального координационного совета для разработки программ, учебных планов, стандарта специальности, а также ходатайства перед ВАК РФ о включении экономической психологии в номенклатурный перечень с последующим открытием соответствующих диссертационных советов; вышеуказанное вселяет уверенность, что экономическая психология наконец-то утвердится в научном статусе нового направления
и новой учебной дисциплины.
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. - М.: Наука, 1994. -239 с.
2. Аверченков В.И. Инновационный менеджмент / В.И. Аверченков, Е.Е. Ваинмаер. - М.: Флинта - МПСИ, 2008. - 280 с.
3. Бахрах О.А. Конференции в СПбГУЭФ по экономической психологии: 1998 - 2004 г. / О.А. Бахрах, Л.Ш. Боридько// Международная научно-практическая конференция «Экономическая психология: современные проблемы и причины развития». - / Под ред. А.Е. Кирлика, Э.Х. Лок-шиной - Спб. Изд-во ИМЦ «НВШ - Спб», 2008, с. 52-57
4. Беккер Г. Человеческий капитал. Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: Экономика, политика, идеология, 1993, № 11, с. 19-37
5. Бункина М.К. Экономика и психология/ М.К. Бункина, В.А. Семенов - М.: Дело и Сервис, 1998. - 226 с.
6. Бурдаков В.П., Экономическая психология материализации инновационных процессов// Международные чтения «Экономико-психологические и правовые проблемы национальной безопасности» / Под ред. А.И. Гаврикова, А.В. Дерягина, В.В. Спа-сенникова. - Калуга: «Полиграф - Информ», 2001, с. 64-73.
7. Васильев В.Л. Психологический анализ развития коррупции, теневой экономики и организованной преступности // Труды 1-й Всероссийской научно-практической конференции РПО по экономической психологии / Под ред. О.Г. Посыпанова, В.В. Спасенникова. - Москва, Калуга, Институт психологии РАН, КФ МГЭИ, 2000, том 1, с.29-30.
8. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Ве-блен. - М.: Прогресс, 1984. - 322с.
9. Гибш Г. Введение в марксистскую социальную психологию / Г. Гибш, М. Форверг. - М.: Прогресс, 1972. - 306 с.
10. Давыдов Ю.Н. Веберовская социология капитализма // Социологические исследования, 1994, № 8-9, с.185-193.
11. Дейнека О.С. Экономическая психология /
О.С. Дейнека, Спб, изд-во СПбГУ, 1999. - 106 с.
12. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм, М.: Прогресс, 1991. - 394 с.
13. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. Изд-во СПбГУЭФ, 1994. - 508 с.
14. Ермаков А.Г., Экономическая психология в подготовке будущих инженеров, психологов и экономистов // Психология и практика. Ежегодник РПО, том 4, вып.4, Ярославль, ЯрГУ, 1998, с.240-244.
15. Журавлев А.Л. Особенности экономического сознания работников предприятий с разными формами собственности. Проблемы экономической психологии. Том 1, отв.ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2004, с.176-178.
16. Зараковский Г.М. Качество населения в аспекте качества жизни: возможные показатели и методы их оценки. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения, под ред. Б.Г. Юдина. М., Институт человека РАН, 2002, с. 63-85.
17. Зараковский Г.М., Сафонов А.В., Спасен-ников В.В. Экономико-психологические, социологические и психофизиологические показатели в оценке качества жизни населения // Качество жизни региона: определение, проблема, оценка. Межвузовский сборник трудов научно-практической конференции «Весна-2003». Калуга, КФ МГЭИ, 2003, 3-23 с.
18. Ипполитов Г.К. Труд создателей новой техники: стимулы и эффективность. - Экономика, 1989, 112 с.
19. История экономического развития России: Учебное пособие для вузов / А.А. Борейко, А.В. Войц, И.А. Гараевская и др.; Под ред. А.К. Шурка-лина. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000, 208с.
20. Карнышев А.Д., Винокуров М.А. Содержание и формы обучения экономической психологии и проблемы ее междисциплинарной релевантности // Материалы девятой Всероссийской научно-практической конференции «Экономическая психология: актуальные теоретические и практические проблемы/ под ред. А.Д. Карнышева. - Иркутск Изд-во БГУЭП, 2008, с. 18-26
21. Карнышев А.Д.Собственность как ис-
ходное, первое и главное понятие экономичнской психологии// Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции РПО по экономической психологии/ Под ред. О.Г. Посыпанова, В.В. Спа-сенникова, Москва-Калуга, Институт психологии РАН, КФ МГЭИ, 2002, том 9, вып. 7, с.20-33.
22. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Прогресс, 1988, 580 с.
23. Китов А.И. Психология управления. - М.: Академия народного хозяйства при Правительстве СССР, 1979, 102 с.
24. Китов А.И. Экономическая психология. -М.: Экономика, 1987, 182 с.
25. Китов А.И. К вопросу об экономико-психологическом исследовании труда// Психологический журнал, 1983, том 4, № 5, с.68-80.
26. Китов А.И. К истории зарождения и развития экономической психологии// Труда 1-й Всероссийской конференции РПО по экономической психологии. Том 2/ Под ред. О.Г. Посыпанова, В.В. Спасенникова, Москва-Калуга, РГНФ, РПО, ИПРАН, КГПУ, КФ МГЭИ, 2000, с. 20-25.
27. Кольчихина В.Н. Инновационный подход к построению системы управления малым бизнесом// Экономические науки, 2007, №7, с.15-21.
28. Локшина Э.Х., Дейнека О.С. Современные тенденции развития экономической психологии в России// Труды 1-й Всероссийской конференции РПО по экономической психологии. Том 1/ под ред. О.Г. Посыпанова, В.В. Спасенникова. - Калуга: КФ МГЭИ, вып. 1, 2000, с. 31-36.
29. Львов В.М., Шлыков Н.Л. Макроструктур-ная модель процесса адаптации молодых специалистов на производстве// Проблемы психологии и эргономики, Тверь-Ярославль, 2000, вып. 4, с. 17-28.
30. Малахов С.В. Основы экономической психологии/С.В. Малахов. - М.: Изд-во Института Социально-политических отношений, 1992, 46 с.
31. Максимцев И.А., Локшина Э.Х. Экономическая психология в современном мире// Международная научно-практическая конференция «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития»/ Под ред. Э.Х. Локшиной, Спб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-Спб», 2008, с. 11-19.
32. Никифоров Г.С., Сливкин Ю Н. Психология менеджмента// Психологическое обеспечение про-
фессиональной деятельности. - Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1991, с. 48-95.
33. Никольская Н.И., Спасенников В.В. Спрос и предложение человеческих ресурсов на региональном рынке труда и модели экономического поведения населения// Региональная экономика, наука и инновации. Материалы докладов региональной научно-практической конференции. - Калуга, «Эй-дос», 1999, с. 166-168.
34. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога, - М.: Педагогика, 1994, 189 с.
35. Новиков В.В. Социальная психология: Феномен и наука (субъективные очерки о природе и особенностях социальной психологии, ее жрецах и искусниках). - Ярославль-Москва, Изд-во МАПН, 1998, 464 с.
36. Позняков В.П., Титов О.И. Доверие и риск в предпринимательской деятельности. Опыт построения эмпирической типологии предпринимателей// Проблемы социальной психологии XXI столетия. -Ярославль, МАПН, 2001, том 2, с. 275-277.
37. Политическая психология. Учебное пособие для вузов/ Под общ. Ред. Н.А. Дергачева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М.: Академический проект. «Деловая книга», 2001, 514 с.
38. Попов В.А. Психология толпы по Тарду, Сигиле, Ламброзо, Михайловскому, Лебону и др. -СПб., СПбГУ, 2002, 626 с.
39. Попов В.Д.Психология и экономика. Социально-психологические очерки. - М.: Советская Россия, 1989, 304 с.
40. Посыпанов О.Г. Ощущение эквивалентности как базовый феномен экономической психологии// Психология и экономика. Материалы 2-й Всероссийской конференции по экономической психологии. Том 9, вып.8. - Москва-Калуга, Институт психологии РАН, КФ МГЭИ, 2002, с. 45-52.
41. Практическая психология для экономистов и менеджментов/ Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб.: Изд-во «Дидактика ПЛЮС», 2002, 365 с.
42. Радаев В.В. Экономическая социология. -М.: Аспект-пресс, 2008, 232 с.
43. Сморчкова М.С., Штейнбок Р.М. Механизм реализации научно-технических достижений в масштабах народного хозяйства// Инновационные процессы/ Под ред. А.И. Пригожина. - М.: ВНИИСИ,
1982, с. 73-96.
44. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. - М.: ЮНИТИ, 1999, 244 с.
45. Спасенников В.В. Экономическая психология. - М.: PerSe, 2003, 448 с.
46. Троицкая И.В. К проблеме категорий в экономической психологии// труды 2-й Всероссийской конференции РПО по экономической психологии/ Под ред. О.Г. Посыпанова, В.В. Спасенникова, - Калуга: КФ МГЭИ, вып. 2, 2002, с. 82-83.
47. Фирсанова О.В. Формирование механизма коммуникативного взаимодействия субъектов рынка в инновационной деятельности// Инновации/ О.В. Фирсанова. - 2008, №2, с. 22-28.
48. Шумпетер Й. Теория экономического развития/ Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1983, 338 с.
49. Экономика, основанная на знаниях./ Под общ. Ред. А.Л. Гапоненко. - М.: РАГС при Президенте РФ, 2006, 352 с.
50. Экономическая психология: вопросы теории и практики/ Под ред. А.И. Муравьева, Э.Х. Локши-ной. - Спб: СПбГУЭФ, 2001, 102 с.
51. Экономика конверсии: диверсификация производства промышленных организаций/ В.П. Лучин,
A.П. Нечуйветер, С.А. Никитин, М.П. Переверзев, О.С. Сухарев, Г. А. Шмулев. - М.: Машиностроение. - 2000, 167 с.
52. ЯсперсК., БодрийярЖ. Призрак толпы/ Карл Ясперс, Жан Бодрийяр. - М.: Алгоритм, 2007, 272 с.
53. Dittmar H. The social psychology of economic and consumer behavior// Applier social psychology/ Eds/ Semin G.R., Fiedler K/ London: Sage Publicatoins/ 1996
54. Foss N.J. Bounded rationality in the economic of organization: "Much cited and little used"// Journal of Economic Psychology/ 2003/ Vol/24 № 2.
55. Tversky A., Kahneman D. Advances in prospect theory: Cumulative representation of uncertainty// Journal of Risk and Uncertainty/ 1992 № 5.
56. Webley P., Burgoyne C.B., Lea S. E. G., Young
B.M. The economic psychology of everyday life. Hove. East Sussex: Psychology Press. 2001.